Аввакум петров: Аввакум Петров (протопоп), священномученик и исповедник

Аввакум Петров (протопоп), священномученик и исповедник

1620 — 1682

Святой священномученик и исповедник протопоп Аввакум Петров родился 20 ноября 1621 года в селе Григорово, нижегородских пределов, в семье священника. Рано потеряв отца, воспитывался матерью, «великой постницей и молитвенницей». Женился на односельчанке Анастасии Марковне, ставшей его «верной помощницей ко спасению». В 21 год рукоположен в диаконы, в 23 — в иереи, а через восемь лет «совершен в протопопы» (протопоп — старший священник, протоиерей) г. Юрьевца Поволжского.

Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых, готовность «душу положить за овцы своя» привлекали к нему многочисленных чад из всех слоев общества. Но суровые обличения произвола местных властей и нравственной распущенности паствы вызывали недовольство и озлобление, вследствие чего он не раз был биен едва не до смерти и гоним. Ища защиты в Москве, сблизился там с кружком ревнителей благочестия

, возглавляемым царским духовником о. Стефаном Вонифатьевым. К кружку примыкал и будущий патриарх Никон.

Целью боголюбцев было упорядочение церковного богослужения, издание исправной богослужебной и духовно-просветительной литературы, а также улучшение нравов тогдашнего русского общества. Став патриархом, Никон стал действовать в противоположном направлении. Вместо исправления, он стал изменять книги и чин богослужения по новогреческим образцам, изданным в католической Венеции. Когда боголюбцы узнали об этом, у них, по выражению протопопа Аввакума, «сердце озябло и ноги задрожали».

Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Россия, Москва (?), последняя четверть XVII — начало XVIII вв. Государственный Исторический музей, Москва

Никоновские реформы застали Аввакума в Москве, где он служил в церкви Казанской Божией Матери на Красной площади. Борьбу за святоотеческое предание возглавил «огнепальный протопоп». Сторонники Никона не гнушались самыми жестокими средствами: пытки, уморение голодом, сожжение на костре, все шло в ход для насаждения «затеек» деспота патриарха.

Аввакум был посажен «на чепь», потом вместе с семьей сослан в Тобольск, затем еще дальше на восток, в Даурию (Забайкальский край), под начало «лютого воеводы» Пашкова.

После десятилетнего скитания в невероятно тяжелых условиях Сибири, где он потерял двух малолетних детей, страдальца вызывают в Москву и убеждают принять Никоновы новины. Но Аввакум остается непреклонен. Опять ссылка, теперь уже на север. Перед собором 1666 года Аввакума вновь привозят в Москву, в Боровский монастырь, и десять недель уговаривают отказаться от борьбы, но тщетно.

«Сице аз верую, сице исповедую, с сим живу и умираю», — отвечал мучителям святой воин Христов.

Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Нач. ХХ в.

Беззаконно расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками иереем Лазарем, дияконом Феодором и иноком Епифанием он был отправлен в далекий Пустозерск, расположенный близ Северного моря, в край вечной мерзлоты, где в земляной яме томился 15 лет. Лишенный возможности устной проповеди, Аввакум пишет и через верных людей рассылает по всей Руси послания, толкования и утешения чадам Церкви Христовой. Ныне известно более 90 творений святого, и почти все они созданы в годы пустозерского заточения. Здесь же им написано знаменитое «Житие».

Протопоп Аввакум. Гуслицы, нач. ХХ в.

Внимая призывам протопопа Аввакума, все большее число русских людей вставало на защиту старой веры. Рьяный сторонник нововведений патриарх Иоаким стал требовать казни святых исповедников. После смерти царя

Алексея Михайловича на российский престол восходит его малолетний сын Феодор. Протопоп Аввакум шлет новому царю челобитную с призывом вернуться к дедовскому благочестию. В ответ последовал приказ:

сжечь пустозерских узников «за великия на царский дом хулы».

14 апреля 1682 года в день памяти святых новых мученик Антония, Иоанна и Евстафия, в Пятницу Страстной седмицы, приговор был приведен в исполнение. На казнь собрался народ и снял шапки. Когда огонь стал набирать силу, над языками пламени взметнулась рука с двуперстием и стал слышен могучий голос святого священномученика Аввакума с прощальными словами, ставшими заветом и пророчеством:

Православные! Коли таким крестом будете молиться — во век не погибнете. А покинете этот крест, и город ваш песком занесет, а там и свету конец настанет! Стойте в вере, детушки! Не поддавайтесь лести слуг антихристовых…

Материалы по теме:

— Канон священномученику и исповеднику Аввакуму
— Инокиня Ливия: «Памяти священномученика протопопа Аввакума»

Протопоп Аввакум: житие, интересные факты, история

Содержание статьи

  • Протопоп Аввакум: житие
  • Учения Протопопа Аввакума
  • Конец жизненного пути
  • Интересные факты

Мала ли беда, содомская сия скверна, во святилище содеяна? Как выедет он, архимарит, во свою землю, скажет вместо детища: я-де глупых русаков и владыку блудил. У них то, греков, не диковина. И безчестие сие и вечный позор не точию вам, архиереом, но и всему государству будет. А толко до сего времени и служите в той церкви без освящения: блюдитеся и от Бога казни. Не добра похвала — такой вор и ругатель великия России святителя учит!..

Протопоп Аввакум

Кем был знаменитый протопоп Аввакум — самая неоднозначная и удивительная фигура своего времени? Как к нему относятся в современной Церкви? За что его казнили? Почему произошел церковный раскол и существуют ли сейчас старообрядцы? Мы постарались описать житие протопопа Аввакума, человека, который пошел против действующей власти и стоял до конца за то, что считал правильным, не сломленный перед пытками. Он потерял в двоих сыновей, шел пешком по тайге, стал известен, как истовый подвижник православия.

Протопоп Аввакум Петров (1620-1682) стал одним из самых ярких противников церковной реформы патриарха Никона и царя Алексей Михайловича. Он написал собственную автобиографию — «Житие протопопа Аввакума». Его житие стало настолько значимым произведением своего времени, что протопопа Аввакума даже называли «родоначальником русской литературы». Старообрядцы почитают протопопа Аввакума как священномученика и исповедника, он был сожжен в Пустозерске в 1682 году. Реформа стала причиной церковного раскола, который до сих пор не преодолен. В селе Григорово ему установлен памятник. Там протопоп Аввакум изображен с поднятыми над головой двумя перстами — символом раскола.

Можно по-разному относится к участию протопопа Аввакума в расколе, но сложно не признать, что он был яркой и важной исторической фигурой своего времени, стойким и удивительным человеком, который не пожелал склониться перед теми, кого считал врагами истиной веры. Для старообрядцев протопоп Аввакум остается образцом веры во Христа.

Читайте также — «Свобода веры, свобода проповеди — это очень важно для верующего человека»

Протопоп Аввакум: житие

Протопоп Аввакум был одной из самых удивительных и неоднозначных фигур XVII века. Он был сыном бедного священника из Нижегородского уезда и рано приобрел известность, как подвижник православия. Протпоп Аввакум был строг не только к другим, но и к самому себе. Он не признавал никаких сделок с совестью. Бывало, что он держал руку над горящей свечой, чтобы усмирить плоть и избавиться от греховных мыслей.

Он писал: «Если хочешь быть помилован Господом, сам также милуй; хочешь, чтобы тебя почитали, — почитай других; хочешь есть — корми других; хочешь взять — другому давай: это и есть равенство, а рассудив, как следует, себе желай худшего, а ближнему — лучшего, себе желай меньше, а ближнему — больше».

Протопоп Аввакум не боялся знатных людей, спрашивал и с них за творящиеся беззакония. Однажды у одной вдовы начальник отнял дочь. Протопоп Аввакум был единственным, кто заступился за вдову. Начальник явился в храм, чтобы жестоко избить священника. Он волочил его за собой по земле прямо в ризах. Но протопоп Аввакум не сдался и не изменил тому, что он считал праведным делом.

Из-за непростого характера, нетерпимости к злу, протопоп Аввакум постоянно менял приходы. И каждый раз вступал в новый конфликт, чтобы защитить слабых, обличить греховные поступки знатных и простых людей. Он терпел поношения и побои, но не менял своих взглядов. Слава о протопопе Аввакуме дошла до самой Москвы.

Государь Алексей Михайлович радушно принял протопопа Аввакума в своих роскошных покоях. Он должен был получить прекрасную карьеру после одобрения царя, но в 1653 году все изменилось.

Учения Протопопа Аввакума

Началась церковная реформа. Службы и все церковные обряды были унифицированы по греческому образцу. Раньше православные крестились двумя перстами, теперь же должны были креститься тремя — «щепотью». Вероучительные догматы Церкви остались прежними, но значительная часть общества все равно отвергла реформу со словами «до нас положено, лежи так во веки веков!».

Раскол обычно называют «расколом Русской Православной Церкви», на самом же деле, раскололось общество и дело было не только в церковных обрядов. В 1645 году на престол взошел царь Алексей Михайлович в возрасте неполных шестнадцати лет. Вокруг молодого царя сформировался кружок сторонников благочестия. Они называли себя ревнителями древнего благочестия. В кружке состоял будущий Патриарх Никон, который стал Патриархом в 1652 году, боярин Федор Михайлович Ртищев и протопоп Аввакум.

Главной проблемой для ревнителей древнего благочестия была порча веры. По их мнению вера была испорчена не только среди мирян, но и среди священнослужителей. Члены кружка считали, что дело было в порче священных книг. Служба из-за этого шла неправильно, а народ неправильно верил. Чтобы исправить священные книги надо было найти образец. Протопоп Аввакум предлагал сделать образцом старорусские книги. Греческие образцы он считал непригодными, упоминая, что Греция отошла от истиной веры, за что и была наказана в XV веке Византийской империей.

Патриарх Никон наоборот считал, что следует взять современные греческие образцы. В 1649 году в Москву приехал Вселенский Патриарх Паисий и уговорил царя Алексея Михайловича взять греческие книги за образец.

Алексей Михайлович действовал из интересов государства. Чтобы превратить Россию в центр православного мира требовалось согласие с четырьмя Вселенскими Патриархами, которые были греками.

Став Патриархом Никон взялся за исправление церковных книг и устоев. Нововведения касались, казалось бы, незначительных вещей.

  • Крестный ход стал вестись против солнца
  • Сугубая аллилуйя сменилась на трегубую аллилуйю
  • Земные поклоны сменились поясными поклонами
  • Появился новый иконописный канон
  • Исус и Девица стали в Церковном языке Иисусом и Девой

Реформа проходила жестко. Так, например, те, кто отказывался сдавать старые иконы и заменять их на новые подвергались гонениям. К ним домой врывались стрельцы, чтобы разломать иконы.

Символом раскола и самым главным «камнем преткновения» стало крестное знамение тремя сложенными перстами, а не двумя, как это было раньше. Современные историки говорят о том, что в расколе были виноваты и Патриарх Никон, решившийся на слишком жесткие изменения устоев и протопоп Аввакум, который подверг своих подвижников жестоким пыткам, а некоторых и мученической кончине по таким незначительным поводам.

Староверцев иногда называют еретиками, но, на самом деле, раскол не касался вопросов вероучения. Главной виной раскольников стало непослушание. Они не соглашались не только с религиозными, но и со светскими властями.

Дело было не только в религиозном протесте. Народ был недоволен жестокими порядками царя, коррупцией и произволом, царившими в те времена. Люди, которые не были согласны с начальством, подвергались в те времена жестоким гонениям. Протопоп Аввакум выступил против церковной реформы и призвал свою паству не сломиться и оказать сопротивление. Староверы бунтовали нечасто, скорее, предпочитали уйти в те места, где их не могли найти. Они уходили на Урал, за Урал и в другие далекие земли. Иногда даже практиковали самосожжение, чтобы не предать старую веру.

Протопоп Аввакум говорил: «В каких это правилах написано, чтобы царю церковью владеть и догматы изменять? Ему подобает лишь оберегать ее от волков, ее губящих, а не толковать и не учить, как  веру держать и как персты слагать. Это не царево дело, а православных архиреев да истинных пастырей, которые души свои готовы положить за стадо Христово, а не тех пастырей слушать, которые готовы и так и сяк на одном часу перевернуться, ибо они волки, а не пастыри, душегубы, а не спасители: своими руками готовы пролить кровь неповинных и исповедников православной веры бросить в огонь. Хороши законоучители! Они такие же, как земские ярышники, — что им велят, то они и творят».

Протопопа Аввакума бросили в монастырский подвал, оставив на трое суток без еды и воды, а потом сослали в Тобольск вместе со всей семьей. Оттуда он уехал в Забайкалье, в голодный и холодный край, на верную смерть.

Читайте также — Старый чин как признак новой эпохи

По всей Руси начались гонения на тех, кто выступал против реформы. Духовное чадо протопопа Аввакума боярыню Морозову арестовали и подвергли жестоким пыткам, чтобы умертвить в земляной яме. Среди знатных людей подвижников старой веры было немного, но боярыня Морозова и ее сестра стали одними из них. На знаменитой картине Сурикова, изображающей боярыню Морозову во время этапирования ее к месту казни, она держит персты, сложенными так, как принято было креститься раньше, — символ раскола. На картине есть и юродивый, который также держит над головой два сложенных перста, являя собой образ несгибаемой старой веры.

Протопоп Аввакум не погиб в Сибири. Он прошел многие километры по дикой тайге, тащил тяжелые лодки вместе с казаками, потерял двоих сыновей. Его преследовали, а он не переставал обличать жестокую и несправедливую власть. Жена протопопа Аввакума Настасья Марковна, простая женщина, дочь деревенского кузнеца, любила его и следовала за ним повсюду, поддерживая мужа. Разбивая ноги о камни в нелегком пути она спрашивала у мужа, как долго продлятся эти муки. «До самой смерти», — отвечал ей протопоп Аввакум.

Раскол набирал обороты. Филаретский монастырь шесть лет отражал осаду стрельцов. Протопопа Аввакума вызвали в Москву, чтобы заключить мир. Царь предложил протопопу Аввакуму стать своим духовником с одним условием — отказаться от борьбы за старую веру. Протопоп Аввакум резко отказался. Его прокляли на Церковном соборе и сослали за полярный круг, в Пустозерск. Протопопа Аввакума расстригли, предали анафеме, многим его сторонникам урезали языки.

Пятнадцать лет он провел в земляной тюрьме, но не оставил борьбу. Царь Алексей Михайлович не решился казнить протопопа Аввакума, а вот его сын и преемник Федор Алексеевич отказался терпеть хулу протопопа Аввакума и приказал сжечь заживо, чем доказал, что светская власть была бессильна перед народным протестом. Для народа протопоп Аввакум стал героем, мучеником за веру. Он погиб за право верить свободно в то, что человек считает правильным. Протопоп Аввакум выступал против жестокости и несправедливости действующей власти.

Конец жизненного пути

24 апреля 1682 года протопоп Аввакум Петров был заживо сожжен в срубе вместе с тремя единоверцами «за великими на царский дом хулы». Рядом собрались бояре, купцы, простые местные жители молча наблюдали за свершение приговоры. Протопоп Аввакум, собираясь на смертную казнь, в последний раз обратился к свой пастве. Его последними словами было «Храните веру старую». Один из друзей протопопа Аввакума в ужасе вскрикнул. Протопоп Аввакум принялся утешать его. Последнее, что люди увидели сквозь пламя — его поднятая к небу рука. Он благословлял народ двумя перстами…

Интересные факты

  • Протопопа Аввакума женили в 17 лет, его жене Анастасии Марковне в то время было 14.
  • У протопопа Аввакума было 8 детей.
  • Он принимал участие в кружке благочестия, который вел духовник царя.
  • От расстрижения до ссылки протопопа Аввакума спасло только заступничество царя Алексея Михайловича.
  • Протопоп Аввакум говорил, что на протяжении всего его жизненного пути Бог сопровождал его. Однажды вовевода, ненавидевший его, отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Желая посмрамить воеводу, протопоп Аввакум воззвал к Господу и вытащил полную сеть рыбы.
  • Раскол не был преодолен и сейчас, до сих пор существуют старообрядцы или староверы, но сейчас это — не такой острый вопрос.
  • Протопоп Аввакум стал автором многочисленных полемических сочинений. Он обладал литературным и ораторским даром.
  • Протопоп Аввакум в миру — Аввакум Кондратьевич Петров.
  • Будучи аскетом протопоп Аввакум однажды, когда в Лопатицы явились плясовые с медведями «по Христе ревнуя изгнал их и хари и бубны изломал един у многих и медведей двух великих отнял — одного ушиб, а другого отпустил в поле».
  • Прямые потомки протопопа Аввакума носят фамилию Мезенины.

  • История раскола и раскол истории
  • Старообрядцы: Назад, в будущее!
  • Староверы — это те, кто верит «неправильно»?

Поскольку вы здесь. ..

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Житие протоиерея Аввакума своими руками | Аввакум Петрович

В России: Московский период

…в русской литературе Аввакум Петрович Житие протоиерея Аввакума, Им самим ( ок. 1672–75).

Подробнее

  • В русской литературе: XVII век

    …письмо Житие протопопа Аввакума (1672–73; Житие протоиерея Аввакума ). Аввакум, которого в конце концов сожгли на костре, повествует о своей жизни мощным просторечием, чередующимся с церковнославянскими. Написанный в тюрьме, его рассказ передает ощущение его фанатичной, приземленной личности в парадоксальной форме, которая является одновременно и…

    Подробнее
  • «,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»последовательность»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»,»INFINITE_SCROLL»:»»},» npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX «,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:340279}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:340279,»title»:»Житие протоиерея Аввакума, Самим»,»url»:»https://www. britannica.com/topic/Житие-протоиерея-Аввакума-самим собой»,»description»:»Аввакум Петрович: …считается быть его «Житие» («Жизнь»), первая русская автобиография. Отличающееся живым описанием и оригинальным красочным стилем, «Житие» — одно из великих произведений ранней русской литературы. Собор 1682 г. против старообрядцев приговорил Аввакума к сожжению на костре,…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Житие протоиерея Аввакума, им самим»,»metaDescription»:»Другое статьи, где обсуждается Житие протоиерея Аввакума Самого: Аввакум Петрович: …считается его Житием, первой русской автобиографией. Отличающееся живым описанием и оригинальным красочным стилем, «Житие» — одно из великих произведений ранней русской литературы. Собор 1682 г. против старообрядцев приговорил Аввакума к сожжению на костре,…»,»идентификаторHtml»:»Аввакум Петрович»,»идентификаторТекст»:»Аввакум Петрович»,»альтернативные Титулы»:»»Житие протопопа Аввакума им самим написанное ”»,»topicClass»:»topic»,»topicKey»:»Жизнь-самим-протоиереем-Аввакумом»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»ВЕЩЬ»,» gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/topic/Житие-протоиерея-Аввакума-самим собой»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/ 340279/»},»topicLink»:{«title»:»Житие протоиерея Аввакума, написанное им самим»,»url»:»https://www. britannica.com/topic/The-Life-of-the- Протоиерей-Аввакум-Сам»},»tocPanel»:{«title»:»Справочник»,»itemTitle»:»Справочники»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»: null,»citationInfo»:null,»websites»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«keywords»:»Житие протоиерея Аввакума, от самого себя», «wordcount»:0,»url»:»https://www.britannica.com/topic/The-Life-of-the-Archpriest-Avvakum-by-Himself»,»description»:»Другие статьи, где Житие о протоиерее Аввакуме, Самим обсуждается: Аввакум Петрович: …считается его Житием, первой русской автобиографией. Отличающееся живым описанием и оригинальным красочным стилем, «Житие» — одно из великих произведений ранней русской литературы. Собор 1682 года против старообрядцев приговорил Аввакума к сожжению на костре,…»,»издатель»:{«name»:»Encyclopedia Britannica»,»@type»:»Организация»,»logo»:{«url «:»https://corporate.britannica.com/wp-content/themes/eb-corporate/_img/logo.png»,»@type»:»ImageObject»}},»@context»:»https:/ /schema. org»,»@type»:»статья»},»initialLoad»:true}

    обсуждается в биографии

    • У Аввакума Петровича

      … считается его Житие («Жизнь»), первая русская автобиография. « Житие », отличающееся живым описанием и оригинальным красочным стилем, является одним из великих произведений ранней русской литературы. Собор 1682 г. против старообрядцев приговорил Аввакума к сожжению на костре,…

      Подробнее

    место в русской литературе

    • В России: Московский период

      …в русской литературе Аввакума Петровича Житие протоиерея Аввакума, им самим ( ок. 1672–75).

      Подробнее
    • В русской литературе: XVII век

      …письмо Житие протопопа Аввакума (1672–73; Житие протоиерея Аввакума ). Аввакум, которого в конце концов сожгли на костре, повествует о своей жизни мощным просторечием, чередующимся с церковнославянскими. Написанный в тюрьме, его рассказ передает ощущение его фанатичной, приземленной личности в парадоксальной форме, которая является одновременно и…

      Подробнее

    СЕСДИВА — Протопоп Аввакум

    Родился в селе Григорово Нижегородской губернии 20 ноября 1620 года (ст. ст.) в семье священника. В начале своего пастырского пути он примкнул к «кружку благочестивых единомышленников», в который входил и царский духовник Стефан Вонифатьев, и добился покровительства последнего. Задачей кружка было укрепление благочестия в русской церкви. Будучи протоиереем в городе Юрьевце-Повольском, Аввакум призывал прихожан к исправлению своего поведения, сурово укорял их и вводил чтение хором, что удлиняло богослужения. Это вызывало не только их недовольство, но иногда и обиду.

    Спасаясь от разгневанной паствы, Аввакум удалился в Москву, где на патриаршем престоле уже восседал его будущий идейный противник Никон. Будучи до сих пор членом кружка, его взгляды вскоре разошлись со взглядами его соратников. В феврале 1653 года, в начале Великого поста, патриарх Никон единолично объявил о значительных изменениях в богослужении и замене двуперстного крестного знамения (существовавшего в русской церкви с древних времен) трехперстным. -пальчатый. Попытка Никона реформировать службу в соответствии с греческой практикой была воспринята некоторыми верующими как стремление нарушить многовековые устои русского благочестия, что вызвало бурные протесты и, следовательно, привело к расколу русской церкви. Позже выяснилось, что редактирование богослужебных книг во время реформы производилось не по старым, а по новоизданным греческим изданиям. В политическом плане реформа была призвана удовлетворить как планы царя поставить Россию во главе православного мира, так и стремление Никона утвердить превосходство патриаршества над светской властью.

    Расправа властей с протестующими не могла не вызвать реакции Аввакума, который бесстрашно осудил нововведения. 13 августа 1653 года во время всенощного бдения в московском Казанском соборе на Красной площади он был схвачен, закован в цепи и затем отправлен в Андроников монастырь. Там Аввакума подвергли издевательствам и избиениям. Вместе с ним в тюрьму попали 60 его сподвижников. Вмешательство царя спасло его от лишения сана. В том же году Аввакум был сослан с семьей в Тобольск «за свои безобразия», а затем отправлен в поход в Сибирскую Даурию с командиром А. Ф. Пашковым в экспедицию, полную тяжелых испытаний и опасностей. В пути он претерпел много лишений и унижений и пережил смерть двух своих сыновей.

    Возвращение его из ссылки через всю Сибирь началось в 1661 году. По пути в столицу Аввакум проповедовал и обличал новшества, введенные Никоном, по собственному свидетельству в своей биографии: «во всех городах и селах, в церквях и на рынках». В Сибири зародилась его слава защитника и мученика «старой веры». В Москве он стал предводителем старообрядцев, сменив священника Ивана Неронова, который был уже стар и не имел сил активно бороться.

    В столице события сначала складывались благосклонно для протоиерея: царь и бояре — противники Никона — приняли его благосклонно. Однако Аввакум выступал не только против патриарха (что приветствовали бояре), но прежде всего за сохранение церковных устоев. Поэтому пути Аввакума и его покровителей разошлись. В 1664 году, когда он стал открыто и во всеуслышание выступать против новых обрядов и составлять гневные челобитные царю, его и семью решили сослать в город Пустозерск. Однако отправить их дальше не удалось. Вскоре, в связи с подготовкой к Церковному Собору 1666 г. , при участии восточных патриархов, начались аресты сподвижников протоиерея, а затем и его самого привезли в столицу для суда. До суда Аввакум содержался в Николо-Угрешском и Пафнутьево-Боровском монастырях. Узник не внял увещеваниям Крутицкого митрополита Павла, который, по словам Аввакума, пытался обратить его в «свою любящую веру». Он не подчинился требованиям собора, за что вместе с диаконом Федором Ивановым и суздальским священником Никитой Добрыниным был лишен сана и проклят в кремлевском Успенском соборе.

    На следующий год он был сослан в Пустозерск, куда был отправлен вместе со священником Лазарем и соловецким диаконом Епифанием (обоим были отрезаны языки) и симбирским священником Никифором. Здесь Аввакума заточили в земляной погреб, но он не сдался. Он продолжал защищать старую веру и посылал увещевания властям и единомышленникам вплоть до своей казни, которой добивался Патриарх Иоаким. 14 апреля 1682 года протоиерей Аввакум был сожжен в срубе якобы за «великую хулу на царский дом» вместе с тремя своими сподвижниками — Лазарем, Феодором и Епифанием. Своеобразным завещанием послужили предсмертные слова протоиерея, в котором он обратился к народу, воздев руку с двуперстным крестным знамением: «Если этим крестом помолишься, никогда не погибнешь!».

    Именно во время 15-летней ссылки в Пустозерске Аввакум создал свои основные произведения, в том числе упомянутую автобиографию. Он написал ее в 1675 году по настоянию своего духовника, монаха Епифания. Настоящей работе предшествует пространное богословское введение. Основываясь на определениях Дионисия Ареопагита («истина есть Вечное, а отречение от истины означает отречение от Вечного» и др.), автор утверждает, что «новые любовники», т. е. последователи Никона , отпал от истины и поэтому отверг Бога. Далее следует обсуждение духовных последствий изменения богослужения при Никоне, в частности, что «четырехкратное» пение «Аллилуйя» ненавистно Богу как нарушение Божественной Троицы.

    Автобиография Аввакума — один из памятников, открывших новую эпоху в русской литературе и ставших примером становления авторской самости. Произведение Аввакума представляет собой документально-художественное повествование и в то же время важнейший источник по истории старообрядчества XVII века. Его основная, биографическая часть представляет собой богатый бытовыми подробностями и диалогами рассказ о жизни автора как непоколебимого приверженца старой веры. Изложено простым, местами грубоватым, но очень образным языком. В тексте автобиографичность и цитаты из Священного Писания и церковного славянства соседствуют с просторечными выражениями и описаниями натуралистического типа.

    Аввакум выразительно и психологически достоверно излагает произошедшее с ним, мастерски воспроизводит отдельные эпизоды и несколькими штрихами создает запоминающиеся образы. Это рассказы автора об испытаниях, выпавших на его долю в Спасо-Андрониковом монастыре, где его, измученного и голодного, накормил вкусными щами «ангел или человек». Имеются нападки на него со стороны мирян и священников, которых он отлучил «от блуда», а также месть со стороны «начальника», которому он не позволил забрать дочь у матери. Особое место в его композиции занимает повествование об изнурительном походе в Даурию, в котором особенно выделяется трогательный образ верной и мужественной спутницы Аввакума, его жены Анастасии Марковны.

    Житие протоиерея Аввакума, написанное Им самим, имело целью разъяснить современникам неизбежность страданий для противящихся грядущему Антихристу: «И ныне мучают всех, не повелевают верить в ветхого Сына Божия, Спаситель Христов, но призывают к новому богу, антихристу». Текст Жития дошел до нас в трех авторских редакциях и в прянишниковском списке XIX века. Среди почти 60 произведений Аввакума следует отметить «Книгу бесед», где церковная реформа представлена ​​как возвращение от Евангелия к Ветхому Завету, знаменующее приближение Страшного суда. Книга Откровений, или Вечное Евангелие (1679 г.), содержит полемику по догматическим вопросам с дьяконом Федором Ивановым. А в Книге толкований (1673–1676), кроме толкований книг Ветхого Завета, в текст включено учение Аввакума о том, что такое христианская тайна и как жить в вере Христовой.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *