Автобиография
Марина Ивановна Цветаева.
Родилась 26 сентября 1892 г., в Москве. Отец — Иван Владимирович Цветаев — профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств), выдающийся филолог. Мать — Мария Александровна Мейн — страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам — от матери, страсть к работе и к природе — от обоих родителей.
Первые языки: немецкий и русский, к семи годам — французский. Материнское чтение вслух и музыка. Ундина, Рустем и Зораб, Царевна в зелени — из самостоятельно прочитанного. Нело и Патраш. Любимое занятие с четырех лет — чтение, с пяти лет — писание. Все, что любила, — любила до семи лет, и больше не полюбила ничего. Сорока семи лет от роду скажу, что все, что мне суждено было узнать, — узнала до семи лет, а все последующие сорок — осознавала.
Мать — сама лирическая стихия. Я у своей матери старшая дочь, но любимая — не я. Мною она гордится, вторую — любит. Ранняя обида на недостаточность любви. Детство до десяти лет — старый дом в Трехпрудном переулке (Москва) и одинокая дача Песочная, на Оке, близ города Тарусы Калужской губернии.
Первая школа — музыкальная школа Зограф-Плаксиной в Мерзляковском переулке, куда поступаю самой младшей ученицей, неполных шести лет. Следующая — IV гимназия, куда поступаю в приготовительный класс. Осенью 1902 г. уезжаю с больной матерью на Итальянскую Ривьеру, в городок Nervi, близ Генуи, где впервые знакомлюсь с русскими революционерами и понятием Революция. Пишу Революционные стихи, которые печатают в Женеве. Весной 1902 г. поступаю во французский интернат в Лозанне, где остаюсь полтора года. Пишу французские стихи. Летом 1904 г. еду с матерью в Германию, в Шварцвальд, где осенью поступаю в интернат во Фрайбурге. Пишу немецкие стихи. Самая любимая книга тех времен — «Лихтенштейн» В. Гауфа. Летом 1906 г. возвращаюсь с матерью в Россию. Мать, не доехав до Москвы, умирает на даче Песочная, близ города Тарусы.
Осенью 1906 г. поступаю р интернат московской гимназии Фон-Дервиз. Пишу Революционные стихи. После интерната Фон-Дервиз — интернат Алферовской гимназии, после которого VI и VII класс в гимназии Брюхоненко (приходящей). Лета — за границей, в Париже и в Дрездене. Дружба с поэтом Эллисом и филологом Нилендером. В 1910 г., еще в гимназии, издаю свою первую книгу стихов — «Вечерний альбом» — стихи 15, 16, 17 лет — и знакомлюсь с поэтом М. Волошиным, написавшим обо мне первую (если не ошибаюсь) большую статью. Летом 1911 г. еду к нему в Коктебель и знакомлюсь там со своим будущим мужем — Сергеем Эфроном, которому 17 лет и с которым уже не расстаюсь. Замуж за него выхожу в 1912 г. В1912 г. выходит моя вторая книга стихов «Волшебный фонарь» и рождается моя первая дочь — Ариадна. В 1913 г. — смерть отца.
С 1912 по 1922 г. пишу непрерывно, но книг не печатаю. Из периодической прессы печатаюсь несколько раз в журнале «Северные записки».
С начала революции по 1922 г. живу в Москве. В 1920 г. умирает в приюте моя вторая дочь, Ирина, трех лет от роду. В 1922 г. уезжаю за границу, где остаюсь 17 лет, из которых 3 с половиной года в Чехии и 14 лет во Франции. В 1939 г. возвращаюсь в Советский Союз — вслед за семьей и чтобы дать сыну Георгию (родился в 1925 г.) родину.
Из писателей любимые: Сельма Лагерлеф, Зигрид Ундсет, Мэри Вебб. С 1922 г. по 1928 г. появляются в печати следующие мои книги: в Госиздате «Царь-Девица», «Версты» 1916 г. и сборник «Версты»; в Берлине, в различных издательствах, — поэма «Царь-Девица», книги стихов «Разлука», «Стихи к Блоку», «Ремесло» и «Психея», в которые далеко не входит все написанное с 1912 по 1922 г. В Праге, в 1924 г., издаю поэму «Молодец», в Париже, в 1928 г., книгу стихов «После России». Больше отдельных книг у меня нет. В периодической прессе за границей у меня появляются: лирические пьесы, написанные еще в Москве: «Фортуна», «Приключение», «Конец Казаковы», «Метель». Поэмы: «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Лестница», «С Моря», «Попытка комнаты», «Поэма Воздуха», две части трилогии «Тезей»: I ч. «Ариадна», II ч. «Федра «, «Новогоднее», «Красный бычок», поэма «Сибирь». Переводы на французский: «Le Gars» (перевод моей поэмы «Молодец» размером подлинника) с иллюстрациями Н. Гончаровой, переводы ряда стихотворений Пушкина, переводы русских и немецких революционных, а также и советских песен. Уже по возвращении в Москву перевела ряд стихотворений Лермонтова. Больше моих переводов не издано.
Проза: «Герой труда» (встреча с В. Брюсовым), «Живое о живом» (встреча с М. Волошиным), «Пленный Дух» (встреча с Андреем Белым), «Наталья Гончарова» (жизнь и творчество), повести из детства: «Дом у Старого Пимена», «Мать и Музыка», «Черт» и т. д. Статьи: «Искусство при свете совести», «Лесной царь». Рассказы: «Хлыстовки», «Открытие Музея», «Башня в плюще», «Жених», «Китаец», «Сказка матери» и многое другое. Вся моя проза — автобиографическая.
<Январь 1940, Голицыно>
Марина Цветаева — биография, личная жизнь, фото, причина смерти, стихи, музей, дети, книги, мать
Биография
Марина Цветаева — русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей, по праву считающаяся одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века. Цветаевские творения наполнены экспрессией, огнем, яркими образами под стать своему автору. Многие биографы отмечали непростой характер литератора, ее изменчивую натуру — но без этого не было бы прекрасных произведений, цитируемых и сегодня.
Детство и юность
Цветаева появилась на свет 8 октября (по новому стилю) 1892-го, хотя день рождения отмечала 9-го, на которое приходился православный праздник памяти апостола Иоанна Богослова, значимый для Марины Ивановны. Родилась девочка в Москве в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева и его второй супруги Марии Мейн, профессиональной пианистки, ученицы самого Николая Рубинштейна.
По отцу у Марины были единокровные брат Андрей и сестра Валерия, а также родная младшая сестра Анастасия. Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Цветаевой. Мать обучала ее игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.
Марина Цветаева в детстве / «ВКонтакте»Марина с мамой часто жила за границей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком. Более того, когда шестилетняя Цветаева стала писать стихи, то сочиняла их на всех трех языках, причем больше всего — по-французски. Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московских частных женских гимназиях, откуда исключалась за строптивый характер, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. В 16 лет попробовала прослушать курс лекций по старофранцузской литературе в парижской Сорбонне.
Литература
Когда поэтесса начала публиковать свои стихи, она стала близко общаться с кругом московских символистов и активно участвовать в жизни литературных кружков и студий при издательстве «Мусагет». Первый сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом» увидел свет в 1910 году. Он включал творения, написанные в основном в школьные годы.
Довольно быстро творчество юной поэтессы привлекло внимание знаменитых литераторов, особенно ею заинтересовались Максимилиан Волошин, основоположник русского символизма Валерий Брюсов и муж Анны Ахматовой Николай Гумилев. На волне успеха Марина создала первую прозаическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». Кстати, довольно примечательным фактом стало то, что первые книги Цветаева публиковала на свои собственные деньги. Вскоре был издан ее второй поэтический сборник «Волшебный фонарь».
Марина Цветаева и София Парнок / «ВКонтакте»Незадолго до революции биография Марины Цветаевой была связана с городом Александровом, куда она приехала в гости к сестре Анастасии и ее супругу. Этот период творчества поэтессы замечателен тем, что он насыщен посвящениями близким людям и любимым местам и позднее был назван специалистами «Александровским летом Цветаевой». Именно тогда литератор создала знаменитые циклы «К Ахматовой» и «Стихи о Москве».
Во время Гражданской войны Марина прониклась сочувствием к Белому движению, хотя в целом не одобряла разделения страны на условные цвета. В тот период Цветаева написала стихи для сборника «Лебединый стан», а также большие поэмы «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне» и романтические пьесы. После вынужденного переезда за границу поэтесса сочинила две масштабные работы — «Поэму горы» и «Поэму конца», которые вошли в число ее главных произведений. Но большинство стихов периода эмиграции опубликованы не были. Последним напечатали сборник «После России», включавший сочинения Марины Цветаевой до 1925 года. Хотя писать она не переставала никогда.
Русские эмигранты гораздо больше оценили прозу Цветаевой: воспоминания о русских поэтах Андрее Белом, Максимилиане Волошине, Михаиле Кузмине, книги «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Дом у Старого Пимена» и другие. А вот стихи не покупали, хотя Марина написала замечательный цикл «Маяковскому», «черной музой» для которого стало самоубийство советского поэта, потрясшее поэтессу.
Личная жизнь
С будущим мужем Сергеем Эфроном москвичка познакомилась в 1911 году в доме своего друга Максимилиана Волошина в Коктебеле. Через полгода они стали мужем и женой (в архивах сохранились фото супругов), а вскоре на свет появилась их старшая дочь Ариадна Эфрон. Но Марина была женщиной очень увлекающейся, и в разное время ее сердцем завладевали другие мужчины. Например, русский поэт Борис Пастернак, с которым у Цветаевой были почти 10-летние романтические отношения, не прекратившиеся и после ее эмиграции.
В Праге у поэтессы начался бурный роман с юристом и скульптором Константином Родзевичем. Их связь продлилась около полугода, а затем Марина, посвятившая возлюбленному полную неистовой страсти и неземной любви «Поэму горы», вызвалась помочь его невесте выбрать свадебное платье, тем самым поставив точку в любовных отношениях.
Сергей Эфрон и Марина Цветаева / «ВКонтакте»Но личная жизнь Марины Цветаевой оказалась связана не только с мужчинами. Еще до эмиграции, в 1914 году, она познакомилась в литературном кружке с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Дамы быстро обнаружили симпатию друг к другу, которая вскоре переросла в нечто большее. Марина посвятила возлюбленной цикл стихов «Подруга», после чего их отношения вышли из тени.
Эфрон знал о романе жены, сильно ревновал, устраивал сцены, и Цветаева была вынуждена уйти от него к Софии. Впрочем, в 1916 году она рассталась с Парнок, возвратилась к супругу и через год родила дочь Ирину. О своей странной связи поэтесса скажет позднее, что любить женщине женщину дико, но только одних мужчин — скучно. Тем не менее любовь к Парнок Марина охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».
После рождения второй дочери Марина Цветаева столкнулась с черной полосой в жизни. Революция, отбытие мужа за границу, крайняя нужда, голод. Сильно заболела старшая дочка Ариадна, и Цветаева отдала детей в приют (под видом сирот) в подмосковном поселке Кунцево. Ариадна выздоровела, но заболела и в трехлетнем возрасте умерла Ирина.
Позднее, уже после воссоединения с мужем в Праге, поэтесса родила третьего ребенка — сына Георгия, которого в семье называли Мур. Мальчик был болезненным и хрупким, тем не менее во время Второй мировой войны пошел на фронт, где и погиб летом 1944 года. Похоронен Георгий Эфрон в братской могиле в Витебской области. В связи с тем, что ни Ариадна, ни Георгий не имели своих наследников, на сегодняшний день прямых потомков великой поэтессы Цветаевой не осталось.
Смерть
В эмиграции Марина и ее семья жили чуть ли не в нищете. Муж Цветаевой не мог работать из-за болезни, Георгий был совсем крохотным, Ариадна пыталась помочь финансово, вышивая шляпки, но фактически их доход составляли скудные гонорары за статьи и эссе, которые писала Марина Ивановна. Переводчица называла такое материальное положение замедленным умиранием от голода. Поэтому члены семьи постоянно обращались в советское посольство с просьбой вернуться на родину.
В 1937 году такое право получила Ариадна, через полгода в Москву тайно перебрался Сергей Эфрон, так как во Франции ему угрожал арест как соучастнику политического убийства. Через некоторое время официально пересекла границу сама Марина с сыном. Но возвращение обернулось трагедией. Очень скоро НКВД арестовало дочь, а за ней и мужа Цветаевой. И если Ариадна после смерти Иосифа Сталина, отсидев свыше 15 лет, была реабилитирована, то Эфрона расстреляли в октябре 1941 года.
Дочери Марины Цветаевой / «ВКонтакте»Впрочем, его жена об этом уже не узнала. Когда началась Великая Отечественная война, женщина с сыном-подростком отправилась в эвакуацию в городок Елабугу на реке Каме. Чтобы получить временную прописку, поэтесса была вынуждена устроиться на работу посудомойкой. Ее заявление датировано 26 августа 1941 года, а 31-го Цветаева совершила самоубийство, повесившись в доме, куда их с Георгием определили на постой. Асфиксия стала причиной смерти поэтессы. Марина оставила три предсмертные записки. Первую литератор адресовала сыну и просила простить, а в двух других обращалась к людям с просьбой позаботиться о мальчике.
Весьма интересно, что, когда Цветаева только собиралась в эвакуацию, в упаковке вещей ей помогал давний друг Борис Пастернак, который специально купил веревку для связывания вещей. Мужчина похвалился, что достал такую прочную веревку — «хоть вешайся»… Именно она (по свидетельству Марка Слонима) и стала орудием самоубийства Марины Ивановны. Похоронили Цветаеву в Елабуге, но, так как шла война, точное место погребения остается невыясненным до сих пор.
Православные обычаи не позволяют отпевать самоубийц, но правящий епископ может делать исключение. И патриарх Алексий II в 1991 году, на 50-летие со дня смерти поэтессы, воспользовался этим правом. Церковный обряд провели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.
Память
В память о великой русской поэтессе в нескольких городах — Королеве, Феодосии, в Ивановской области — были открыты музеи. В горячо любимой Цветаевой Тарусе помимо музея появились памятник работы Бориса Мессерера и кенотаф, на котором высекли пожелание самой Марины Ивановны покоиться на этом месте. Есть скульптурные композиции и в других городах России, ближнего и дальнего зарубежья.
Памятник Марине Цветаевой в Тарусе / @riversidetarusaВ 2020-м Алла Дамскер представила документальный фильм «Цветаева. Open», посвященный жизни русской поэтессы, в частности драматическому периоду, когда Марина оставила дочерей в приюте. В картине участвовали Константин Хабенский, Елизавета Боярская, Людмила Улицкая и другие.
Библиография
- 1910 — «Вечерний альбом»
- 1912 — «Волшебный фонарь»
- 1913 — «Из двух книг»
- 1920 — «Царь-девица»
- 1921 — «Лебединый стан»
- 1923 — «Психея. Романтика»
- 1924 — «Поэма Горы»
- 1924 — «Поэма Конца»
- 1928 — «После России»
- 1930 — «Сибирь»
Интересные факты
- С детства любимым камнем Цветаевой был сердолик. Спустя годы она говорила, что тот, кто угадает «каменного фаворита», станет ее мужем. В первый день знакомства с Мариной Сергей Эфрон преподнес девушке сердоликовую бусину. Через год пара поженилась, а эфроновский подарок превратился в кольцо.
- Известно, что у поэтессы было плохое зрение — будучи подростком, москвичка вынужденно носила очки. Но после 16 отказалась от толстых линз и видела мир размытым. Это, как признавалась Цветаева, не мешало ей жить — она достраивала неясно видимые детали в собственном воображении.
- Сегодня у поклонников выпечки популярностью пользуется «цветаевский» пирог. Некоторые утверждают, что именно такой подавали в доме поэтессы, когда та была ребенком. Другие источники свидетельствуют, что сестры угощались этим яблочным десертом в гостях у Добротворских, соседей по даче, — упоминания об этом есть в мемуарах Анастасии Цветаевой. Сама писательница о подобном не сообщала.
- Стихотворения Марины Ивановны становились основой для песен, включавшихся в советские фильмы. Так, «Под лаской плюшевого пледа» звучит в «Жестоком романсе», «Мне нравится, что вы больны не мной…» — в «Иронии судьбы, или С легким паром» и других лентах.
Марина Цветаева: Женщина, ее мир и ее поэзия Симона Карлинского
Симона Карлинского
Оценить эту книгу
Эта книга представляет собой крупную критическую биографию поэтессы Марии Цветаевой, написанную одним из ведущих авторитетов в ее творчестве. . Он опирается на множество недавних документов и исследований, некоторые из которых до сих пор не публиковались, и охватывает весь курс ее жизни. Профессор Карлинский заботится о том, чтобы предоставить читателю необходимый контекст для понимания произведения, излагая исторический, политический и литературный фон, на котором развивались жизнь и литературное развитие Цветаевой. Особенностью книги является обсуждение отношений Цветаевой с ее литературными современниками, особенно Мандельштамом, Рильке, Ахматовой, Пастернаком и Маяковским, а также ее эмоциональная связь с разными мужчинами и женщинами, отраженная в ее стихах, пьесах и прозе. Интерес к творчеству Цветаевой значительно возрос, и эта важная книга будет незаменима как для исследователей русской литературы и культурологии ХХ века, так и для всех, кто серьезно изучает современную литературу.
300 страниц, Мягкая обложка
Впервые опубликовано 6 февраля 1986 г.
Об авторе
Что вы думаете?
Оценить эту книгу
Искать текст рецензии
Показано 1 — 2 из 2 рецензий
13 августа 2007 г. слава пережила трагедию и изгнание и умерла трагическим самоубийством на десятилетия раньше своего времени, в одни из самых мрачных дней советской истории.Биографический элемент книги хорошо написан. Мы ведем себя от рождения Цетаевой до ее безвременной кончины. Подробно описаны ее многочисленные измены, которые оказали большое влияние на ее творчество, в том числе два ее лесбийских романа, которые долгое время игнорировались советской наукой. Попытка Карлинского объяснить мир Цетаевой тоже в целом похвальна. Он показывает социальные круги, в которых вращалась поэтесса в Москве и в эмиграции в Берлине, Праге и Париже, отслеживая ее пересечения с многочисленными другими интеллектуалами. Работа выдает свое происхождение времен холодной войны, критикуя Советский Союз при каждой возможности. В то время как коммунизм был варварской системой, отчасти ответственной за конец Цветаевой, часто кажется, что автор изо всех сил старается с ней справиться. Конечная цель Карлински — осветить свои стихи — по большей части не реализована. Хотя некоторые большие стихотворения, особенно трудные для понимания, такие как «На красном коне», покрыты, большая часть ее творчества игнорируется. Выдающиеся жемчужины, такие как «Ночь души», полностью отсутствуют.
Любителям литературы, интересующимся этим великим поэтом, рекомендую МАРИНУ ЦЕТАЕВУ Карлинского. Однако следует также приобрести критические комментарии к ее произведениям, чтобы компенсировать скудное обращение Карлинского.
Родни
Автор 9 книг84 подписчика
25 июня 2010 г.Немногие сделали больше, чем Саймон Карлински, чтобы привлечь внимание англоязычных читателей к поэтическим достижениям Цветаевой. В положительной колонке этой новаторской критической биографии есть откровенная (хотя и краткая) оценка Карлински ее сексуальных привязанностей, наряду с дореволюционными авторами контекста, которые любили выражать однополые отношения; его отчет о капризной политике русских эмигрантов в Берлине, Праге и Париже после Октябрьской революции; его обращение с мужем Цветаевой, Сергеем Эфроном, который превратился из царского белогвардейца в секретного агента большевиков; и его яркое описание бедности и домашней рутины, которую Цветаева терпела большую часть своей взрослой жизни после избалованного буржуазного детства.
В отрицательной колонке — ну как-то мало Марины к Карлинской Цветаевой. Вы хорошо понимаете ее движения, ее партнеров, ее историю публикаций и ее критический прием. Вы понимаете, как ее политика столкнулась почти со всеми в диаспоре, левыми, белыми или в горошек. Вы понимаете, почему любовники могут найти ее слишком часто, и почему женоненавистнические критики неправильно понимают ее. Чего мне не хватало, так это реального ощущения того, что так волновало в то время стольких людей в личности Цветаевой и в ее творчестве. Как получилось, что с 18 лет она нашла влиятельных друзей и сторонников? Почему она фигурировала в качестве такого важного поэта среди русского зарубежья? И почему некоторые из самых известных поэтов ее времени (Маяковский, Мандельштам, Белый, Пастернак, Брюсов, Блок и др.) так быстро признали ее равной или, по крайней мере, талантливой соперницей? Большая часть ответа связана с тем, что она использует русский язык, который Карлински описывает, но не может надеяться перевести на английский. Был ли это только ее способ с дикцией, рифмой и размером, хотя это проникло в современную кожу? Каким-то образом цветоваевская харизма ускользает от всего проработанного контекста. Что, возможно, и имел в виду Карлински, так что мы хотели бы прочитать больше ее текстов.
- стихи
Показано 1 — 2 из 2 отзывов
Цветаева Марина Ивановна | Русский поэт
- Дата рождения:
- 8 октября 1892 г. Москва Россия
- Умер:
- 31 августа 1941 г. (48 лет) Россия
- Известные работы:
- «Лебединый стан»
Просмотреть весь связанный контент →
Марина Ивановна Цветаева , в замужестве Марина Ивановна Эфрон , (род. 26 сентября [8 октября по новому стилю] 1892, Москва, Россия — ум. 31 августа 1941, Елабуга), русская поэтесса, стихи которой отличается отрывистым ритмом, оригинальностью и прямотой и малоизвестен за пределами России, но считается одним из лучших русскоязычных поэтов ХХ века.
Юность Цветаевой прошла преимущественно в Москве, где ее отец был профессором университета и директором музея, а мать талантливой пианисткой. Семья много путешествовала за границу, и в 16 лет она начала учиться в Сорбонне. Ее первый сборник стихов, «Вечерний альбом » («Вечерний альбом») появился в 1910 году. Многие из ее лучших и наиболее характерных поэтических качеств проявились в большой стихотворной сказке «Царь-девица » (1922; «Царь-девица»).
Викторина «Британника»
Любимые литературные произведения: правда или вымысел?
Цветаева встретила русскую революцию враждебно (ее муж Сергей Эфрон был офицером Белой контрреволюционной армии), и многие ее стихи, написанные в это время, прославляют антибольшевистское сопротивление. Среди них замечательный цикл Лебединый стан («Лебединый стан», сочинено в 1917–21, но опубликовано только в 1957 в Мюнхене), трогательная лирическая хроника Гражданской войны глазами и эмоциями жены белого офицера.
Цветаева покинула Советский Союз в 1922 году, уехав в Берлин и Прагу, и, наконец, в 1925 году поселилась в Париже. Там она опубликовала несколько сборников стихов, в том числе Стихи к Блоку (1922; «Стихи к Блоку») и После России (1928; «После России»), последнюю книгу ее стихов, изданную при ее жизни. Она также написала две поэтические трагедии на классические темы, Ариадна (1924) и Федра (1927), несколько очерков о творческом процессе, литературоведческие работы, в том числе монография
В поэзии Цветаевой 1930-х годов все больше отражалось отчуждение от эмигрантского существования и углубляющаяся ностальгия по России, как, например, в стихотворениях «Тоска по родине» (1935; «Тоска по Родине») и «Родина» (1936; «Родина»). В конце 30-х ее муж, начавший сотрудничать с коммунистами, вернулся в Советский Союз, забрав с собой дочь (оба впоследствии стали жертвами террора Иосифа Сталина).