Валерий Брюсов — биография, лучшие книги, цитаты, рецензии и факты на Readly.ru
дата рождения: 13 декабря 1873 г.
место рождения: Москва
дата смерти: 9 октября 1924 г.
псевдонимы: А., А-ий, Аврелий, Бр., Вал., Бр-ов, В., Бакулин, В., В., В. Б., В. Я. Б., Веригин. А., Галахов Анатолий, Гармодий, Даров, В., И. А., К. К. К., Л. Р., Латник, М., М. П., Маслов. В. А., Москвитянин, Нелли, Пентаур, Р., Сбирко, Д., Созонтов, К., Спасский, Товарищ Герман, Турист, Фукс. З., Ch., Enrico, L., ***.
жанры: литература 19 века , поэзия
Биография писателя
Валерий Яковлевич Брюсов — знаменитый русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, теоретик-литературовед, литературный критик, историк, основоположник русского символизма.
Валерий Брюсов появился на свет 13 декабря 1873 года в Москве в богатой купеческой семье. Дедушка маленького Валеры, Кузьма Андреевич, со стороны матери был знаменитым поэтом-баснописцем А. Я. Бакулиным. Впоследствии Брюсов прибегал к фамилии деда, подписывая некоторые из своих произведений. Дед со стороны отца был крепостным, но смог сам выкупить себе вольную. Он же купил дом на Цветном бульваре, где Брюсов и жил до 1910 года. Отец Валерия Яковлевича, Яков Кузьмич Брюсов, интересовался естественными науками, поддерживал революционеров-народников и иногда печатал свои стихи в журналах. К сожалению, увлёкшись однажды скачками, отец проиграл все деньги семьи.
За образованием и воспитанием маленького Валеры никто не следил, мальчик был предоставлен только самому себе. Будущему писателю запрещалось только читать религиозную литературу и сказки, зато углубляться в учения Дарвина он мог сколько угодно. Других ограничений на чтение у Валеры не было, поэтому он с удовольствием читал книги Жюль Верна и Майн Рида. Брюсов учился в двух лучших московских гимназиях того времени. Большую роль для него сыграл в то время педагог Л. И. Поливанов. Хотя Валерий Яковлевич в гимназические годы очень увлекался математикой, в 13 лет он решил для себя, что станет поэтом. В 1881 году из под его пера выходят самые ранние известные стихотворения поэта. В 1892 году Валерий Брюсов поступает в Московский университет сначала на историческое отделение, затем на филологическое. Здесь он всецело погрузился в историю, философию, литературу, искусство, языки.
В разные годы литературными кумирами поэта были: Николай Некрасов, Семён Надсон, Шарль Бодлер, Поль Верлен, Стефан Малларме. С 1894 года можно отсчитывать успешный творческий путь Брюсова. Первые три сборника стихов, которые он составил — «Русские символисты». В нём можно встретить не только произведения Валерия Яковлевича, но и его переводы стихов других поэтов. В 1895 году напечатали сборник исключительно его стихов — «Шедевры». В это же время Брюсов задумывал свою теорию символизма. Поэт не зацикливался на чем-то одном, он пробовал свои силы в разнообразных литературных жанрах.
В 1896 году Валерий Брюсов встретил любовь всей своей жизни Иоанну Матвеевну Рунт. В этом же году пара сочеталась законным браком. Жена была его самой преданной помощницей до конца жизни, даже после смерти она хранила архивы поэта.
В 1899 Брюсов окончил университет и стал одним из организаторов и руководителей издательства «Скорпион». В это же время он свел знакомство с молодыми символистами: Случевским, Мережковским, Гиппиусом, Бальмонтом, Минским, Фофановым, Сологубом. С 1904 по 1909 год Валерий Яковлевич был главным редактором журнала «Весы». Этот журнал был главным звеном всего русского символизма того времени.
Октябрьская революция оставила след в жизни и творчесвте поэта. В это время он сблизился с советской властью в области культурного просвещения, занимал ответственные посты в Государственном ученом совете. А в 1921 году Валерий Яковлевич открыл Высший Литературно-художественный институт, где сам стал его первым ректором.
Произведения Брюсова — это смешение новаторства и противоречивости. Поэтому главными героями его поэзии становятся то смелый, мужественный боец, то слабохарактерный человек, которому проще свести счеты с жизнью. В стихах Валерия Яковлевича гармонично смешиваются любовь и смерть. Как говорили современники, Валерий Брюсов — это «поэт мрамора и бронзы».
Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 года на 51 году жизни в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких. По мнению историков его смерть спровоцировало давнее пристрастие Валерия Яковлевича к наркотикам — сперва к морфию, а затем к героину. Захоронили поэта на столичном Новодевичьем кладбище.
Интересные факты:
— Брюсов коллекционировал почтовые марки, предметом его коллекции служили марки всех стран.
Лучшие книги автора
Показать все книги
Мраморная головка
Последние страницы из дневника женщины
Избранная проза
Республика Южного Креста
Похожие авторы:
Цитаты из книг автора
Огненный ангел
•<p>Надо избрать что-нибудь одно — или жизнь, или смерть: если жить ты не можешь, то умри немедля; если же не хочешь умереть, живи, а не будь похож на улитку!</p>
Добавил: neveroff
Огненный ангел
•<p>Так как надо было спешить, то стал я понукать лошадь, но она, споткнувшись, зашибла о камень бабку, и это ничтожное происшествие повело за собой, как прямая причина, длинный ряд поразительных событий, какие мне пришлось пережить после того дня. Но я уже давно заметил, что только ничтожные случаи бывают первыми звеньями в цепи тяжких испытаний, которую незримо и беззвучно куёт порою для нас жизнь.</p>
Добавил: neveroff
Последние рецензии на книги автора
Все рецензии
Показать еще
Полная биография Валерия Брюсова | Литерагуру
Автор: Guru · Опубликовано · Обновлено
Серебряный век русской культуры знает множество выдающихся поэтов и других творческих личностей. Валерий Брюсов — поэт-символист, творчество которого было широко известно, начиная со средины XIX века и по сегодняшний день. Жизнь Брюсова была наполнена различными событиями, которые связаны с его творческой деятельностью. Он даже прославился среди представителей власти и оказал большое влияние на культуру государства.
Содержание:
- 1 Ранние годы
- 2 Образование
- 3 Начало стихотворной деятельности
- 4 Личная жизнь
- 5 Интересные факты
- 6 Смерть
Ранние годы
Брюсов родился 1-го декабря 1873 года в Москве. Его отец был также поэтом. Но его творения остались лишь в пределах дома — известность он так и не обрел. Дед по отцовской линии долгое время являлся крепостным служителем. Накопив достаточно денег, он смог выкупиться и успешно устроиться вне затворничества и основать свое дело. Дед по отцовской линии оставил сыну (отцу Брюсова) в наследство все нажитое состояние. Сын же спустил все это в азартных играх и оставил семью практически в нищете.
Дед по материнской линии также был малоизвестным поэтом, но основная его деятельность была купечество. В силу того, что предки Брюсова были поэтами, хоть и не столь известными, мальчик также продолжил эту деятельность, но более успешно.
Образование
Любовь к учебе Брюсов проявил еще в дошкольном возрасте. Начальное образование поэт получил благодаря самостоятельному изучению различных предметов. В 4 года он уже умел хорошо читать, а домашняя библиотека стала местом, где Валерий проводил большинство своего свободного и учебного времени. Родители не уделяли внимания к учебе сына, однако следили, чтобы мальчик не читал сказок и религиозной литературы.
Это привело к тому, что мальчик стал увлекаться точными науками, так и не познав классическую литературу. В родительской библиотеке не было художественных книг, а только научные. Брюсов любил вдаваться в теорию естествознания и проводить опыты по книгам. Однако точные науки не все, что его интересовало. Перед тем, как пойти в школу, мальчик написал свою первую комедию, которая получила название «Лягушка».
В 1885-м году, Брюсов поступает в гимназию Креймана. Благодаря любви к учебе и большой подготовки в дошкольном возрасте, будущий поэт поступает сразу на второй курс. Учеба давалась ему легко — он без труда запоминал информацию и обладал большой тягой к знаниям.
Воспитанием Валерия некому было заниматься — родители мало уделяли внимания мальчику. Несмотря на то, что он делал успехи в учебе, он был социофобом и испытывал проблемы в общении со сверстниками. Одноклассникам из-за этого он казался высокомерным и у него не было друзей.
Друзья в жизни Валерия появились, когда стал делать первые шаги в поэзии и стал общаться с энтузиастами. С ними же он выпустил свой первый рукописный журнал «Начало». Постоянно работая над журналом и ухватившись за поэзию, Брюсов стал полностью погружаться в свое увлечение, забыв об учебе. Все свое время он работал над журналом и писал стихи.
Через некоторое время Брюсов потерял страсть к поэзии и забросил журнал. В 16 лет он снова стал редактором и готовил выпуски газеты «Листок V класса». Содержание газеты освещало школьные порядки в негативном контексте. Это повлияло на то, что Брюсова исключили из гимназии перевели в другую — гимназию Поливанова. Здесь, под конец учебы, он начал увлекаться творчеством известных поэтов.
В 1893-м году, Брюсов решается на смелый шаг и посылает письмо известному поэту Полю Варлену. В содержании письма, Брюсов указал, что является основоположником русского символизма. Сразу же после этого, он создает драматическое произведение «Декаденты. Конец столетия», в которой упоминается о творчестве Варлена. В этом же году, начинающий поэт-символист становится студентом Московского университета и поступает на факультет историко-филологических исследований. Во время учебы, Валерий уделял особое внимание иностранным языкам, чтобы читать оригиналы западных поэтов и писателей.
Начало стихотворной деятельности
С 1894-го по 1895-й годы выпускает три сборника поэзии под названием «Русские символисты». Следующий сборник называется «Шедевры». Именно этот сборник подвергся негативной оценки критиков. По словам самого создателя, этот сборник не был написан для современников, но для искусства в целом. Это ударило по критикам, которые высмеяли сборник, а о Брюсове отозвались, как об авторе с высоким самомнением.
Следующие сборники станут печатью Брюсова и сделают его знаменитым:
- 1897-й год. Сборник назывался «Это я». Стихи подавали иные мотивы, нежели предыдущий сборник. Здесь, Брюсов выражает свои чувства к вещам, которые любил еще в детские годы;
- 1899-й год. Брюсов оканчивает университет с дипломом первой степени. Затем он становится штатным сотрудников журнального издательства «Русский архив». В нерабочее время продолжает писать стихи и публикует свои работы в столичных издательствах;
- 1900-й год. Известность Брюсову приносит его третий сборник под названием «Третья стража». Сборник посвящается русскому поэту-символисту Константину Бальмонту;
- с 1901-го по 1905-й годы. Вместе с другими поэтами-символистами принимает участие в создании литературно-художественного альманаха «Северные цветы». В этот период поэтов-символистов начинают считать создателями нового литературного течения;
- С 1905-го по 1909-й годы. Является редактором журнала «Весы», в котором публикуются работы в символическом жанре. В это время, Брюсов считает себя создателем символизма. Благодаря такому позиционированию себя, поэт стал одним из главных лиц в истории русского символизма;
- 1914-й год. Брюсов отправляется на фронт Первой Мировой Войны как главный корреспондент «Русских Новостей» из патриотических соображений. Через 2 года, Брюсов возвращается в Москву, полностью разочарованный в войне. Его представление о ней расходилось с реалиями.
Личная жизнь
В 1997-м году Брюсов женится на представительнице Чехии Иоанна Рунт. Она была переводчицей с французского языка, но восхищалась работами мужа и уважала его деятельность. Детьми пара так и не обзавелась. При этом, они совместно пришли к такому соглашению. Наличие детей могло негативно сказаться на деятельности Брюсова.
Интересные факты
Брюсов едва избежал репрессии. Он скептически относился к революции, но не выступал против нее и ее организаторов. Возможно, если бы он хоть раз бы обнародовал негативное отношение к революции, его бы немедленно казнили. Поэт плохо относился к переменам, которые принесла новая власть, при этом, приход нового правительства он полностью поддерживал.
По словам близкого друга Брюсова, можно судить, что характер поэта был достаточно тяжелым. Брюсов не уважал людей, коллег по цеху и даже своих читателей. За это, поклонники через некоторое время гневно высказывались о нем, а коллеги выдвигали в его сторону негативную критику.
Изначально Брюсов безгранично испытывал уважение к Бальмонту. Но через некоторое время, его отношение крайне изменилось. Он давал жесткую критику работам Бальмонта. Он оценивал произведения Бальмонта как скучные и далеко не современные. Это свело на нет отношения между писателем и поэтом.
Апогеем издательской деятельности поэта стало предложение Анатолия Луначарского создать Высший литературно-художественный институт. До конца своих дней, писатель являлся профессором и главным редактором в данном институте.
Брюсов прославился не только как поэт. Он предпочитал рифмы. Однако в его коллекции есть и прозаические работы. Правда славы они не сыскали. В своих работах Брюсов много внимания уделял прошлому, именно с его детства, с которого у него остались самые лучшие воспоминания. Множество работ посвящено войне и революции.
Брюсов не вошел бы в историю русского символизма, если бы не был так самоуверен в своей значимости в данном направлении. Благодаря его высокомерию, он таки добился своего положения.
Стиль написания своих работ выработался не только из философских рассуждений поэта. Идеи он черпал, переводя работы и западных поэтов, к которым относился достаточно положительно.
Смерть
Брюсов ушел из жизни 9 октября 1924-го года. Причиной смерти стало воспаление легких. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Могила украшена большим монументом в память о его деятельности, творчестве и жизни.
Adblock
detector
Краткая биография Пьера де Ронсара. Пьер Ронсар
Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924) — известный русский поэт, прозаик и драматург, ярчайший представитель и основоположник символизма. Многим он запомнился как «пророк» и «кудесник», законодатель вкусов русского символизма, часто появлявшийся на публике в полностью застегнутом черном сюртуке.
Его литературная деятельность имеет большой размах. Журналист, критик, издатель, стиховед, организатор и вдохновитель литературной жизни — вот далеко не полный перечень его жизненных увлечений и увлечений. Но главная его стезя – поэзия. Многие стихи Брюсова проникнуты внутренними странствиями и неуемным желанием идти вперед, против судьбы.
Ранняя биография
Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве. Его отец был довольно успешным торговцем. Родители будущего поэта, Матрена Александровна и Яков Кузьмич, были увлечены идеями рационализма, активно пробивавшегося в либеральные времена Александра II. С раннего детства Валера был окружен заботой и вниманием, и большую роль в его воспитании и развитии как личности сыграли книги. При этом их направленность носила ярко выраженный материалистический характер, поэтому с ранних лет Брюсов был знаком с теорией Дарвина, биографиями Кеплера и Ливингстона, а также стихами Н. Некрасова. Благодаря этому у него была хорошо развита любознательность и любознательность.
В 11 лет Валерия отдают учиться сразу во второй класс частной гимназии Ф. Креймана. Но на фоне многих сверстников он выглядел настоящей белой вороной, отличавшейся широчайшим кругозором, отличной памятью и мышлением. Интересы Брюсова были достаточно разносторонними: любимыми предметами мальчика, наряду с литературой, были философия и астрономия. С 13 лет увлекся литературным творчеством и начал писать книги. Со временем у Валерия появился свой круг друзей, и юноша смог порвать с одиночеством.
Студенческие годы и проба пера
В 1892 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где серьезно изучал литературу, искусство, древние языки и историю. В это время он увлеченно читает стихи французских символистов Верлена, Маларме, Рэмбо, оказавших значительное влияние на его творчество.
В 1894-1895 годах Валерий подготовил три сборника стихов под названием «Русские символисты», изданные в виде трех тонких брошюр. Они стали своеобразным манифестом отечественных символистов, показавших свое поэтическое лицо. Позднее Брюсов с грустью вспоминал, что «он стал героем маленьких газет и… бойких фельетонистов». Ведь только ленивый не просматривал опубликованные в сборнике стихи с критикой. С самого начала он был окутан ореолом мистификации — формально издателем произведений был некий Владимир Маслов, которого на самом деле никогда не существовало. Основу «русских символистов» составили произведения самого Брюсова, которые он подписывал разными псевдонимами (Даров, Созонтов, Фукс и др.). Автор защищал символизм с силой, достойной уважения, и всегда старался отстаивать его принципы в жарких спорах.
В 1895 году Брюсов издал новый сборник «Шедевры», в котором представил читателям собственные стихи. Такое название серьезно смутило многих критиков, ведь назвать свои первые произведения столь громким именем не каждый рискнет. Поэзия Брюсова поражала своей необычностью, граничащей с провокацией. Его необычные образы в полной мере подчеркивали яркий индивидуализм и субъективизм автора. Через два года увидела свет новая книга Автора «Это я» В ней уже отчетливо видны признаки зрелой поэзии Валерия Яковлевича с его интересом к урбанистике и науке. Кроме того, Брюсов демонстрирует принцип «искусства ради искусства», который проявлялся в некоторой возвышенности поэта над действительностью и стремлении оторваться от мира. В одном из своих стихотворений он написал:
Тень несотворенных существ
Покачиваясь во сне
Как лезвия летающие
На эмалевой стене
Поэт-символист
В 1899 году Брюсов окончил университет и с головой ушел в творческий процесс. Он устраивается в журнал «Русский архив», где проработает секретарем редакции около двух лет. Вскоре владелец текстильного предприятия С. А. Поляков, увлекшись символизмом, основал издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей платформе творцов «нового искусства». Среди ее руководителей был «Валерий Яковлевич. Здесь издаются их книги, а также альманах «Северный вестник». Среди изданных произведений Скорпион издал ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути» и «Перекрёстки».
Издательская деятельность поэта продолжится в начале 20 века, когда он принял участие в создании символистского альманаха «Северные цветы». В нем печатались как многие известные авторы той эпохи, так и представители русской классики. Это подчеркивало преемственность между классической литературой и новым искусством. Тем не менее со временем стало наблюдаться разделение тематики публикаций в сторону поэзии символизма. «Северные цветы» проложили путь к рождению собственного символистского журнала «Весы» (1904). В течение 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над ее редактированием.
Увлеченно занимаясь редакторско-издательской деятельностью, поэт не забывает и о творчестве. Именно в начале 20 века им были написаны одни из самых сильных сборников «Город мира» и «Венок». В первом автор, предвосхищая урбанизм В. Маяковского, шлет похвалы и проклятия капиталистическому городу. Привычные острые формы и острые метафоры Брюсова пророчили недалекое будущее и нашли горячий отклик у читателей.
Ты угнетаешь рабов сумрачной спины
К неистовой и светлой
Роторные машины
Кованные острые лезвия!
Тема современного города в поэзии Брюсова тесно переплетается с судьбами человечества, с анализом прошлого и предвкушением будущего. Именно там, впереди, он увидел социальные и культурные перспективы общества. В 1900 году вышла третья книга поэта «Третья гвардия», после чего его стали называть поэтом с большой буквы. Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту. Основную канву сборника составляют стихотворения на историко-мифологические темы, в которых автор упоминает имена Данте, Орфея, Клеопатры. Особым благоговением наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому.
В период 1900-1915 годов из-под пера поэта вышло три поэтических сборника: «Семь цветов радуги», «Все мелодии» и «Зеркало теней», в которых критики находили повторения самого себя, одновременно отмечая более простой и понятный поэтический язык автора.
Поэт в России больше чем поэт
В это время появляется первая проза Брюсова. Пишет серию рассказов «Ось земная», где предлагает читателю через призму характеров своих героев помочь почувствовать некую земную ось, пронизывающую жизнь и являющуюся абстрактной гармонией этого противоречивого мира. В 1908 Валерий Яковлевич представляет роман «Огненный ангел», признанный одним из самых загадочных произведений своего времени. В ней автобиография поэта переплетается с мистическими мотивами и историей. Брюсов проводит аналогии между существованием оккультных грешников, обреченных на мученическую смерть в процессе поиска новых знаний, и судьбой современного общества.
В 1909 году Брюсов серьезно обратился к творчеству Н. Гоголя, проведя исследование его произведений на наличие и раскрытие фантастических тем. Свой труд «Испепеленные: о характеристике Гоголя» он представил в виде доклада, который был прочитан на заседании Общества любителей русской словесности.
Брюсов известен в широких кругах как талантливый переводчик. Специально для театра В. Комиссаржевской им были представлены русскоязычные версии многих произведений, в том числе «Амфитрион» Мольера, «Лилюли» Р. Роллана, «Елена Спартанская» Э. Верхаарна, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда и другие. В его коллекции есть переводы произведений Гёте, Метерлинка, Байрона, По. Во время Первой мировой войны Валерий Яковлевич ушел на фронт, где работал корреспондентом одного из петербургских изданий «Русские ведомости». В 1917 лет Брюсов пробует себя на поприще либеральной журналистики. Сразу после отречения Николая II он пишет статью «О новом гимне России», в которой призывает к созданию торжественной песни. «Нужна короткая песня, которая… волшебством искусства объединила бы всех собравшихся в одном порыве» — писал поэт.
В союзе с новой властью
В отличие от многих художников, Брюсов признал советскую власть и даже вступил в ряды коммунистической партии. Эта должность позволяла ему занимать ряд важных постов. Так, в период 19С 17 по 1919 год он возглавлял Комитет регистрации печати, заведовал Московским библиотечным отделом, затем работал в Госиздате. Был организатором, ректором и профессором Высшего литературно-художественного института, впоследствии получившего его имя. Поэт участвовал в работе над первым изданием Большой советской энциклопедии в качестве редактора литературного отдела.
За всеми перипетиями государственной службы Валерий Яковлевич не забывал и о творчестве. В 1923-1924 два его последних сборника — «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает совсем другой Валерий Брюсов. В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции для добавления поэтических строк, множество аллитераций, что позволило назвать этот стиль «академическим авангардизмом». Он также пишет футурологические пьесы «Диктатор» и «Мир семи поколений», не опубликованные при его жизни. Валерий Брюсов умер от пневмонии в Москве 9 октября 1924 года.
Личная жизнь
Как истинный творческий человек, Брюсов часто искал вдохновения в общении с противоположным полом. Законной женой поэта была обычная гувернантка Джон Рант, которую он любил до безумия, что не мешало ей периодически изменять. Она так и не оставила наследников, так как во время беременности у нее случился выкидыш. Позднее у Брюсова были бурные романы с поэтессой Н. Петровской, бывшей возлюбленной А. Белого и Н. Львовой, трагически ушедшей из жизни после разрыва с поэтом.
Брюсов Валерий Яковлевич (1873 — 1924) — русский и советский поэт, прозаик, редактор, переводчик. Один из первых русских писателей, обратившихся к художественному направлению символизма.
Жизненный путь и творчество
Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в московской семье купца Якова Брюсова. Родители ограничивали доступ мальчика к религиозной литературе и пропагандировали теории Дарвина и атеизм. Несмотря на это, он получил прекрасное образование в частных гимназиях.
«Юность гения» (1890-е — 1899).
В 1893-99 гг. Брюсов был студентом историко-филологического факультета Московского университета. К этому времени возникло увлечение произведениями французских символистов, решение развивать символизм в русской литературе. В 1894-95 гг. Брюсов, скрывающийся под именем Валерий Маслов, издает 3 сборника под названием «Русские символисты», в которых публикует переводы, собственные стихи и стихи других авторов.
В 1895 г. он издал сборник стихов «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Юному Брюсову свойственны самолюбование и чувство превосходства над обыденностью. В это время он записал в своем дневнике: «Моя юность — юность гения» . Для первого сборника и раннего творчества характерны темы борьбы с устаревшим миром, стремление уйти от обыденности и создать новый мир, наподобие того, что Брюсов нашел в сочинениях символистов.
Молодой поэт активно экспериментирует с формой и рифмой стиха. Например, скандальный моностик «О, закрой эти бледные ноги» (1895), в котором литературная общественность увидела и насмешку над поэзией, и эротический подтекст, и библейские мотивы.
После университета работает в журнале «Русский архив», сближается с Бальмонтом. С 1899 года Брюсов возглавляет издательство «Скорпион».
Дореволюционный период (1900-1917)
Брюсов отмечен в истории русской литературы как активный издатель и редактор. После «Скорпиона» участвует в издании альманаха «Равновесие», одного из ведущих журналов русского символизма.
Каждые три года издает сборник стихов: «Третья стража» (1900 г.), получивший высокую оценку в творческой среде; «Город и покой» (1903), «Венок» (1906), в которых он обращается к образу города и гражданской лирике. Интимностью, искренностью и простотой выражения мыслей и чувств отмечены следующие сборники: «Все мелодии» (1909), «Зеркало теней» (1912).
В Первую мировую войну поэт отправляется корреспондентом на фронт, пишет патриотические стихи. Этот духовный подъем вскоре сменяется другими настроениями, полными предчувствий скорой гибели современного строя. Во время Первой русской революции 1905-1907 гг. Брюсов создает драму «Земля» (1904) о гибели человечества, повесть «Последние мученики» (1906) о конце жизни русской интеллигенции.
Революция 1917 и создание нового правительства были восприняты Брюсовым с энтузиазмом. Это отмечается в поэзии (пять новых сборников стихов), переводческой, просветительской и преподавательской деятельности. В Московском университете поэт читал лекции по литературе и истории. Принимал участие в формировании различных советских литературно-поэтических объединений.
В 1919-1921 гг. возглавил Всероссийский союз поэтов. Создал Литературно-художественный институт (1921), возглавил его в качестве ректора, получил ученое звание профессора.
Поздние стихи Брюсова отмечены прославлением нового советского строя, интересом к науке как источнику вдохновения, поиском новых звуков и поэтических форм.
Валерий Яковлевич Брюсов — поэт, прозаик, литературовед (13.12.1873 Москва — 9.10.1924 там же, возможно самоубийство). Валерий Брюсов родился в купеческой семье. С 1892 г. изучал историю в Московском университете (окончил в 1899 г.). На протяжении всей жизни Валерий Яковлевич занимался также научной и критической деятельностью. Например, в 1903 опубликовал письма Пушкина в сборнике под названием « Дальнее и близкое » (1912), опубликовал статьи о русских поэтах от Тютчева до современников.
В детстве Валерий Брюсов писал стихи, в студенческие годы французская поэзия произвела произвело на него большое впечатление, и он издал три небольших сборника « русских символистов » (1894-95), где преобладали его собственные стихи, навеянные поэзией Бодлера, Верлена и Малларме. Следующие сборники Брюсова — «9».0113 Chefs d»oeuvre
» («Шедевры», 1895), « Me eum esse » («Это я», 1897), « Tertia vigilia » (Третья смена, 1900) и « Urbi et Orbi » («К городу и миру», 1903), как видно из их названий и содержания, свидетельствуют об обращении автора к западноевропейской классике, о его большом интересе, основанном на научном изучении, к чужеземной и древней культуре.В 1904-09 годах Валерий Брюсов руководил крупнейшим символистским журналом «Весы» и стал ведущей фигурой среди московских символистов. Его известности значительно способствовал пятый сборник его стихов» Стефанос » («Венок», 1906). И в дальнейшем Брюсов издал множество своих стихов, перевел со многих языков, но начал писать и прозу. Это были и рассказы, полные экзотики и приключений, и исторические романы»
Валерий Брюсов много путешествовал, часто бывал в Западной Европе. В 1913-14 началось издание его произведений в 25 томах. В годы Первой мировой войны Валерий Яковлевич занимался издательской деятельностью и переводами с армянского языка. После революции примкнул к большевистскому режиму, в 1920 году Брюсов (единственный поэт-символист, не эмигрировавший) вступил в ВКП(б) и занимал должности в учреждениях культуры. В 1921 году он основал Институт литературы и искусства, которому впоследствии было присвоено его имя. Наряду с этим Валерий Яковлевич Брюсов продолжал литературную и литературно-критическую деятельность.
Творчеству этого автора свойственна холодная рациональность. Первые сборники его стихов были направлены на пропаганду символизма в России. При этом для него прежде всего было важно не мировоззрение символистов, а новые системные эстетические критерии. Проблемы формы, решаемые Брюсовым с величайшим вниманием и усердием, определяют его творчество. «Русский язык звучит с привкусом стали, на манер классической латыни» (Элиасберг). Будучи очень образованным человеком, Валерий Яковлевич в своем поэтическом творчестве часто обращается к классическим мотивам, исторические и мифологические темы определяют большую часть его творчества, не ограниченного национальными и социальными рамками. Он вдохновлен героическим, смотрит на любовь рационально, даже с большой долей жестокости и садизма.
Под влиянием Верхарна в начале века Валерий Брюсов обращается к теме большого города, « бледный конь » (1903-04) представляет эту тему в свете апокалиптических видений. «Он внес большой вклад в русскую поэзию как первопроходец перехода в строгой метрике стиха — от силлабо-тонической к тонической, развитой далее, в частности, Блоком» (Льюис).
Герой ранней прозы Брюсова — человек, который перед лицом безнадежной утраты впадает в бескрайний анархизм; Пожалуй, наиболее ярко это отразилось в утопической повести» Республика Южный Крест » (1905). Любовь Валерия Яковлевича к историческим, в частности, к античным сюжетам, отразилась в его позднейшей прозе, которую можно сопоставить с прозой Д. Мережковского. « Огненный ангел » показывает Германию 16 века , в романе, помимо автобиографических черт, отражено основательное изучение автором оккультных наук.Действие романа Алтарь Победы » относится к Риму 4 века, и здесь очевиден интерес Брюсова к религиозным проблемам. Обе эти работы отличаются культурно-исторической достоверностью и умением выбирать ракурс. Продолжением романа «Алтарь Победы» стал роман об окончательной христианизации Рима»9. 0113 Юпитер победил «, но так и остался незаконченным и был опубликован только в 1934 году.
Основной период творчества Брюсова — до Первой мировой войны. После Валерий Яковлевич со своим рационально-научным мировоззрением пришел на сотрудничество с новой властью ,больше занимался организаторской деятельностью.Все стихи, написанные еще Брюсовым в 1917-24 годах, по мнению советской эмиграции и западной критики, свидетельствуют о снижении его поэтического уровня.
Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) — русский поэт и прозаик, драматург, переводчик, литературовед, один из основоположников русского символизма.
Детство и юность
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря) в Москве в купеческой семье. Начальное образование будущий поэт получил дома. С 1885 года Брюсов учился в классической гимназии Ф.И. Крейман в Москве. В 1890 году его перевели в Московскую гимназию Л. И. Поливанова.
Университетские годы
В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В этот период Валерий Яковлевич открывает для себя французских символистов — Верлена, Бодлера, Малларме. Восхищаясь творчеством Верлена, он создает драму «Декаденты. (Конец века)». Позиционируя себя как основоположник русского символизма, в 1894 – 1895 годах Валерий Яковлевич издал три сборника «Русские символисты». «) была опубликована, вызвавшая широкий резонанс среди литературоведов. В 1897 вышел в свет второй сборник поэта «Me eum esse» («Это я»).
Зрелое творчество
Окончив университет в 1899 г. с дипломом 1-й степени, Брюсов устраивается на работу в журнал П. Бартенева «Русский архив». Поэт ведет активную литературную деятельность. В 1900 году вышел третий сборник Брюсова Tertia Vigilia («Третья гвардия»), принесший ему литературную известность.
Брюсов становится одним из основателей издательства «Скорпион». С 1903 сотрудничает в журнале «Новый путь». В том же году вышел сборник поэта «Urbi et Orbi» («Город и покой»).
В 1901-1905 годах Брюсов принимал участие в создании альманаха «Северные цветы». В 1904 — 1909 годах он был фактическим редактором журнала русских символистов «Весы». С 1908 года директором Московского литературно-художественного кружка стал Валерий Брюсов, биография которого была полна новых знакомств с молодыми писателями.
Творчество поэта между двумя революциями
Реакцией Брюсова на настроения и события революции 1905-1907 годов стали драма «Земля» и сборник «Венок» (1905). В 1907 вышел его сборник рассказов в прозе «Ось Земли»; в 1909 вышел поэтический сборник «Все мелодии». В послереволюционные годы Валерий Яковлевич создает роман «Алтарь Победы» (1911 – 1912), сборник рассказов «Ночи и дни» (1913).
В 1914 декабря во время Первой мировой войны Брюсов ушел на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». В 1916 году он опубликовал сборник «Семь цветов радуги».
последние годы жизни
С приходом к власти большевиков, в 1917 — 1919 годах, Валерий Яковлевич занял пост главы Комитета регистрации печати. В 1919-1921 годах он был назначен председателем Президиума Всероссийского Союза поэтов. С организацией Высшего литературно-художественного института в 1921 декабря Брюсов стал его ректором и профессором.
Валерий Яковлевич Брюсов скончался 9 октября 1924 года от воспаления легких. Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. В память о жизни и деятельности Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен памятник с портретом.
- В подростковом возрасте Брюсов увлекался творчеством Некрасова, считая его своим кумиром.
- Третий сборник «Tertia Vigilia» Брюсов посвятил своему другу Константину Бальмонту, с которым познакомился в студенческие годы.
- В 24 года Брюсов женился на Джоанне Рунт, с которой прожил до конца жизни.
- Краткая биография Брюсова была бы неполной без упоминания о его заслугах как переводчика. Валерий Яковлевич открыл отечественному читателю Э. Верхарна, занимался переводами П. Верлена, Э. По, М. Метерлинка, Байрона, В. Гюго, О. Вильда и многих других.
- За сборник переводов армянских поэтов «Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней» Брюсову присвоено звание народного поэта Армении.
Школьный журнал 1996 — выпуск 4
Сергей Городецкий родился 5 января 1884 года в Санкт-Петербурге. Он был поэтом, переводчиком, драматургом. Одна из его первых книг стихов называлась «Северное сияние». Наш журнал носит такое же название. Это было сделано не случайно.
Сергей Городецкий учился в 6-й гимназии Санкт-Петербурга. Сейчас наша школа занимает это же здание.
Жаль, что о том периоде остались далекие воспоминания. В своей автобиографии он писал: «Когда я был мальчиком, я верил в Бога. Я мечтал быть святым. Но три года спустя моя вера пошатнулась, когда. Я знал, что мой учитель права отец Андрей Ливашов перестал быть религиозным человеком и был объявлен сумасшедшим.
В 1902 году Сергей Григорьевич поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет. Он был хорошим учеником, но хотел иметь все развлечения сразу. Так он провалил свой последний экзамен.
В августе 1907 года Сергей Городецкий был арестован как революционер и отсидел в политтюрьме Кресты. Там он написал свои первые стихи под названием «Тюремные стихи». В 1908 году женился на Бел-Кон-Любомирской. Она тоже была писательницей.
На первый поэтический опыт Сергея Городецкого большое влияние оказал А.А.Блок, который был одним из его первых друзей. После двух лет безуспешных попыток опубликовать свои стихи в журналах Санкт-Петербурга его судьба изменилась в одну ночь. В январе 1906 он читал свои стихи в литтате, и там оказался Валерий Яковлевич Брюсов. Он был очарован молодым поэтом. Брюсов публиковал свои стихи в журнале «Скейтс», затем познакомил Городецкого с известными писателями того времени. Поэт Шршеневич писал о Городецком: «Как ни капризный, Городецкий имел очень необычную поэтическую судьбу. Он никогда не вел себя собственности.
Первым его литературным успехом стала книга «Жар», изданная в декабре 1906 года. Она пользовалась большим спросом у молодежи. Мариенгоф вспоминал: «Мы встречали Новый год в Доме печати. Есенина просили петь сатирические литературные песни (частушки), Василий Каменский рвался играть на аккордеоне. Были частушки о Блоке, Бпюсове, Маяковском и Городецком: Я из грецкого ореха свистульку сделал, песни Городецкого самые светлые и ясные. Поэтические образы Городецкого полны силы и радости, они олицетворяют красоту и силу природы (его поэтические циклы Тар, Ярила, валкаланда и др.). Его красочный, яркий и немного нереальный образ Древней Руси очень похож на картины Кустодиева и Васнецова. Название его сборника стихов восходит к его поэтическому циклу «Ярила», включающему стихи «Рождение Ярилы», «Прославляется Ярила», «Ищется Бариба», «Встреча Ярилы и Перуна», «Прощание», «Перун», «Стрибог», «Морская плита».
В 1907 г. вышла книга сборников стихов «Перун», в 1908 г. — «Дикая воля». Книги под влиянием Н.А.Некрасова и К.Д.Бальмонта. После издания этих книг Городецкий стал искать обратную дорогу к литературной деятельности. Его привлекал мистический анархизм, создание мифов, создание идолов, и он ничего не мог выбрать для своей писательской деятельности. Брюсилов прокомментировал это так: Он влюблен в жизнь и в свои ошибки, как будто ему 17.