Авраам и сын его исаак: Авраам приносит в жертву Исаака / Детская Библия Онлайн

Жертвоприношение Исаака – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 5 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Эта история известна едва ли не больше всех остальных историй Ветхого Завета: однажды Бог потребовал от праотца Авраама принести Ему в жертву Исаака, любимого сына, которого Бог ему в свое время обещал и которого так долго пришлось ждать. Теперь Бог потребовал его убить. А когда Авраам уже занес над сыном нож, то Богу эта жертва оказалась ненужной. Зачем всё это?

Одни считают, что эта история как в капле воды высвечивает всю жестокость древних еврейских легенд, не имеющих к нам, по счастью, никакого отношения (так полагал, к примеру, Лев Толстой). Другие, напротив, видят здесь нечто очень важное – не случайно история о несостоявшемся жертвоприношении Исаака играет такую важную роль и в христианстве, и в иудаизме. Христиане вообще полагают, что именно здесь Ветхий Завет подошел ближе всего к тайне, которая открывается в Новом Завете. Но разве есть смысл в таких повелениях, разве не выглядит подобная проверка жестокой насмешкой?

«Авраам приносит Исаака в жертву». Рейтерн Е., 1849 г.

Человеческие жертвоприношения были широко распространены в древности. Чтобы получить от богов что-то особо ценное и нужное, им следовало отдать самое дорогое – а что может быть дороже человеческой жизни? Многие язычники время от времени резали на алтарях пленников или рабов, а некоторые (например, инки в Южной Америке) посылали к нему знатных и красивых юношей, которые шли на смерть добровольно, окруженные почетом. Они умирали, чтобы жил их народ.

Наконец, самая дорогая жертва – это собственные дети, особенно мальчики-первенцы, которые должны унаследовать имя и титул отца. Религия хананеев и других народов, населявших Палестину до израильтян, считала такие поступки весьма похвальными (это к вопросу о том, за какие именно грехи Бог впоследствии обрек эти народы на полное уничтожение).

 

Впрочем, Библия рассказывает и об одном эпизоде, когда такая жертва была принесена израильтянином. Много позже судья (т.е. правитель) Иеффай в благодарность за дарованную Богом победу неосторожно пообещал принести Ему в жертву первое животное, что выйдет из ворот его дома. Первой навстречу выбежала радостная дочь… Иеффай исполнил свой обет, хотя, пожалуй, мог бы этого и не делать. Увы, всегда и везде были люди, слишком рьяно бравшиеся за исполнение своих религиозных обязательств, даже если это и стоило жизни кому-то из окружающих.

Но вернемся к нашей истории. Исаак был не просто долгожданным сыном – его обещал бездетным Аврааму и Сарре сам Господь, и сказал, что от него произойдет великое потомство, избранный народ. Супруги терпеливо ждали, когда сбудется это обещание – и оно сбылось только тогда, когда уже никакой надежды на продолжение рода у этой пары не осталось, они были слишком стары, чтобы рождать детей. Да, Богу было нужно испытать их верность, показать им, что все в этом мире верующие получают именно от Него, зачастую вопреки собственным расчетам и здравому смыслу.

Но неужели Авраам был недостаточно верен? Неужели не научилась всему за время их странствий Сарра?

И зачем, наконец, было подвергать доверие Авраама еще одному, самому страшному испытанию… Бог обратился к Аврааму с такими словами: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

Авраам ничего не отвечал Господу, и мы можем лишь догадываться о его чувствах и мыслях. Библия описывает лишь его поступки: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог». Три долгих дня продолжалось это путешествие. Наконец, они подошли к горе, взойти на которую должны были только Авраам с Исааком, а вот вернуться… Слугам Авраам сказал, что они вернутся вдвоем. Хотел ли он их успокоить? Или действительно думал, что все как-нибудь обойдется, и сын останется в живых? Автор новозаветного Послания к Евреям, например, считал, что Авраам верил: после жертвоприношения Бог воскресит Исаака.

 

«Распятие». Дюрер А., 1497 г.

Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Как бы ни складывались обстоятельства, он был уверен, что Бог придумает для этой истории хороший конец. Так оно и случилось. Когда мальчик уже лежал на жертвеннике, а Авраам занес над ним руку с ножом, с неба раздался голос: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

Испытание было пройдено. Зачем оно было нужно, ведь Всеведущий Бог знал наверняка, что Авраам его выдержит? Да, Он знал – но этого еще не знал Авраам. Значит, ему был необходим и этот опыт, и эта победа.

А зачем он нужен нам, или зачем был нужен древним евреям или даже их соседям? Рассказ об Аврааме и Исааке объяснял, почему израильтяне категорически отказались от человеческих жертв. Дело вовсе не в том, что они были слишком изнежены или недостаточно высоко ставили своего Бога, чтобы отдавать ему жизни своих любимых. Нет, Авраам был готов на это пойти, но Бог Сам отверг ненужное жертвоприношение невинного ребенка.

Можно, конечно, добавить, что каждого верующего рассказ об Аврааме и Исааке призывает к готовности пожертвовать для Бога самым дорогим и не воспринимать даже единственного ребенка как свою личную собственность.

А можно найти у этой истории множество иных граней. Например, она рассказывает нам, что путь веры состоит из парадоксов, и жестоких парадоксов, если подходить к ним с земными мерками. Ты получаешь всё, что тебе обещано, и много больше того, но совсем не таким легким и удобным путем, как тебе бы хотелось, и как можно было бы сделать – именно потому, что

Богу ты нужен не просто таким, какой ты есть сейчас, а самым лучшим, самым сильным, самым верным и самым прекрасным, каким ты только можешь стать.

В том месте, где Авраам некогда занес нож над Исааком, со временем будет построен Храм, и рядом с этим местом будет принесена Голгофская жертва – самый странный и страшный парадокс библейской истории, самая большая жертва, которую принес – на сей раз – Бог ради спасения людей.

Бог решил испытать веру Авраама и потребовал от него принести в жертву его сына Исаака. Зачем нужна была эта проверка? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 5 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Журнал «Фома» традиционно приглашает вас, дорогие читатели, пройти вместе дорогой к Рождеству. Каждый день в Рождественском онлайн-календаре мы создаем для вас предвкушение праздника, или напоминаем о важных смыслах поста: один день — один подарок.

В книге Бытие описывается, как Авраам однажды собрался принести в жертву Исаака, своего долгожданного и любимого сына. В чем смысл этого странного решения? Как этот эпизод раскрывается в Новом Завете? Разбираемся в проекте «Фомы» «Как Ветхий Завет продолжается в Новом».

Что за история?

Однажды Бог потребовал от Авраама принести в жертву его сына Исаака, обещанного ему как наследника, от которого произойдет многочисленный народ. Авраам уже собирался исполнить повеление, но, едва он занес над Исаакам нож, Ангел отвел его руку. Так Бог испытывал его веру. В награду за преданность и послушание Господь благословил Авраама и иносказательно предрек рождение среди его потомков Мессии и Спасителя мира. 

 

А теперь подробнее

Сын Авраама Исаак был не просто долгожданным сыном. Господь обещал бездетным Аврааму и Сарре наследника, от которого произойдет многочисленное потомство и великий народ. Обещание сбылось именно тогда, когда надежды на продолжение рода у пары не осталось, потому что они были слишком стары, чтобы иметь детей. 

Авраам очень любил своего сына и растил его в послушании и вере в Единого Бога. Однажды Господь обратился к Аврааму с такими словами: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт 22:2).

В предыдущей истории мы уже рассказывали, что Исаак не был единственным сыном Авраама, но именно на нем, родившемся у Сарры, законной жены Авраама, должно было исполниться обещание Бога о многочисленном и великом потомстве Авраама. Несмотря на любовь к своему сыну и наследнику, Авраам доверился Богу и, взяв Исаака, отправился на место, которое указал ему Господь. На третий день пути Авраам увидел гору, определенную для жертвоприношения. Пока отец с сыном поднимались на гору, Исаак, который ничего не знал о намерении Авраама, нес на себе вязанку дров и думал, что речь идет о принесении в жертву животного, как это было принято в древние времена, спросил отца: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? — и услышал в ответ: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой (Быт 22:7, 8). Придя на место, Авраам связал Исаака и уже занес над ним руку с ножом, но в последний момент его остановил Ангел Господень, сказавший: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня (Быт 22:12). Осмотревшись, Авраам увидел овна, барашка, который рогами запутался в кустах. Он взял его и принес в жертву вместо Исаака.

Жертвоприношение Исаака. Орацио Риминальди, 1625

После этого испытания веры, открывшего безграничное доверие и послушание Авраама Божественной воле, Господь подтвердил данные ранее обетования о множестве его потомков и дал еще одно — о рождении в потомстве Авраама Спасителя: и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт 22:18).

 

Какое продолжение эта история находит в Новом Завете?

Вспоминая об Аврааме, об испытаниях, через которые ему пришлось пройти, и обещаниях, данных ему Богом, Иисус Христос как-то раз сказал Своим слушателям: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин 8:56). История о жертве Исаака глубоко символична, она насыщена образами, которые во всей полноте раскрываются в Новом Завете.

Решительная готовность Авраама принести в жертву своего любимого единственного сына — это прообраз Бога Отца, который отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16). Исаак, в свою очередь, выказывая беспрекословное послушание воле отца, являет собой образ Иисуса, добровольно идущего на Крест. Даже такая незначительная деталь, как вязанка дров, которую тащил на себе ни в чем не повинный Исаак, поднимаясь на гору, где ему предстояло погибнуть, имеет значение. Позже Иисус, безвинно осужденный на смерть, будет идти на Голгофу, сгибаясь под тяжестью деревянного креста.

Прообразом Христа выступает и овен, которого Авраам в итоге принес в жертву вместо Исаака. В разных пророчествах Христос сравнивается с покорной овцой, или иначе агнцем. Самое известное из них — пророчество Исаии: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис 53:7). Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира, — говорит Иоанн Креститель ученикам, указывая на идущего по берегу озера Спасителя (Ин 1:29).

| Читайте также:

Пророчества о Христе

Одновременно история об Аврааме и Исааке предзнаменовала и воскресение Господне, как пишет о том апостол Павел в Послании к Евреям: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен ииз мертвых воскресить, почему иполучил его впредзнаменование (Евр 11:17–19).

«Жертва Исаака низводит обильнейшие благословения Божии на все потомство Авраамово, жертва Иисуса Христа привлекает бесчисленные благословения на всю Церковь, весь человеческий род и весь мир», — отмечает святитель Филарет Московский.

В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Завета?

Жертвоприношение Исаака, духовный смысл которого раскрывается в Евангелии, — это история о крайней степени доверия человека Богу и безграничной любви Бога к человеку. В Новом Завете Бог Отец пожертвовал своим Сыном из любви к человечеству. А Иисус Христос, соединивший в себе две природы, Божественную и человеческую, и ставший во всем подобным нам, кроме греха, явил Своей жизнью образец покорности воле Божией, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, исмерти крестной (Фил 2:8). Он — тот идеал, который призван воплотить в себе каждый из нас, как писал о том апостол Павел: ввас должны быть те же чувствования, какие иво Христе Иисусе (Фил 2:5)

Бог потребовал от Авраама принести в жертву его сына Исаака — самое дорогое, что у него было. От нас тоже требуется жертва. И немалая. По слову апостола, мы должны предоставить тела в жертву живую, святую и благоугодную Богу (Рим 12:1), то есть вручить Богу самих себя, свою жизнь, свои ежедневные дела и поступки, осознанно сказать «да будет воля Твоя и на земле, как на Небе». А это невозможно без веры Богу, доверия Ему, готовности принимать все, что Он посылает нам на жизненном пути. Такой верой обладал Авраам, подводя своего сына к жертвеннику. Он верил, что от Бога не может исходить ничего плохого. Так и произошло. Сложное испытание, которому он подвергся, принесло ему благословение Божие, а человечеству — спасение в Иисусе Христе.

Хотите получать письма с сюрпризом каждый день Рождественского поста? 

Подпишитесь на ежедневную email-рассылку нашего Рождественского онлайн-календаря!

Почему Бог попросил Авраама принести в жертву Исаака?

Что мы делаем с насилием в Библии? Часть 2

по Энди Паттон

3 года назад

В Библии есть много трудных для современного читателя отрывков, но немногие из них являются более сложными, чем момент, когда Бог просит Авраама принести в жертву своего сына Исаака в Бытие 22. Эта история заставляет нас задать много тревожных вопросов. Какой Бог попросит об этом? Повелевает ли Бог приносить в жертву детей? Разве эта просьба не противоречит всему остальному, что, кажется, ценит Бог?

Мы находимся в середине серии трудных отрывков из Библии. В первой части мы рассмотрели наводнение. Теперь мы перескакиваем на несколько глав Книги Бытия, чтобы рассмотреть запрошенную жертву Исаака.

Если Библия представляет собой единую историю, которая ведет к Иисусу, то связан ли Иисус с такой тревожной просьбой? Встречается ли где-нибудь в этом отрывке Бог любви? Давайте взглянем.

Долгожданный сын Авраама

Бытие 1–11 рассказывает историю о том, как Бог сотворил все сущее и создал людей по своему образу, чтобы они правили от его имени. Однако люди злоупотребляют своим правилом, и мир выходит из-под контроля, приводя к насилию и смерти. Все это приводит к восстанию и рассеянию народа Вавилона (Быт. 11).

Бог призывает человека по имени Аврам, позже известного как Авраам, чтобы осуществить свой план спасения и благословения всего мира через семью Авраама (Быт. 12). Но есть проблема: Авраам бездетен, а жена его бесплодна. Хотя эта проблема скрывается в предыстории истории Авраама, Бог подтверждает свое обещание. Однажды у Авраама родится сын, и его потомки станут великим народом. И после десятилетий ожидания родился Исаак.

Но долгое ожидание Исаака не было настоящим испытанием для Авраама. Это происходит уже в следующей главе (Бытие 22), когда Бог говорит Аврааму взять своего возлюбленного сына и принести его в жертву. Почему Бог пообещал Аврааму сына, а затем забрал сына? Жестокий ли это трюк, странная нестыковка или здесь происходит что-то еще?

Что здесь происходит на самом деле?

Когда мы смотрим на контекст этой истории, мы замечаем три вещи, которые помогают нам лучше понять этот отрывок.

1. Это был не первый опыт общения Авраама с Богом

Бог уже много раз открывал себя Аврааму через его успехи и неудачи. Авраам знал характер Бога. Однажды он даже спросил Бога: «Неужели судья всей земли поступит правильно?» (Быт. 18:25). Возможно, после этой встречи Авраам решил этот вопрос раз и навсегда.

Авраам повиновался неожиданному повелению Бога, потому что он доверял Божьему обетованию и знал, что он хороший и заслуживающий доверия.

2. Авраам не думал, что Исаак умрет

Когда они достигли горы, Авраам сказал своему слуге: «Останься здесь с ослом; я и отрок пойдем туда, поклонимся и опять придем к тебе» (Быт. 22:5). Обратите внимание, что текст включает в себя и Авраама, и «мальчика», Исаака, на обратном пути.

И рассмотрим вопрос Исаака о том, откуда взять агнца для жертвоприношения. Авраам отвечает: «Сам Бог усмотрит агнца» (Бытие 22:8). Похоже, Авраам приготовился сделать то, о чем просил Бог, но ожидал, что произойдет что-то еще.

Автор Послания к Евреям раскрывает нам мысли Авраама. «Он думал, что Бог силен даже воскресить [Исаака] из мертвых» (Евр. 11:19а). И в метафорическом смысле Исаак воскрес, поскольку он был избавлен от смерти, когда Бог уготовил овна вместо него (Евр. 11:19б).

Когда в Библии описывается насилие, вещи часто оказываются не такими, какими кажутся на первый взгляд. Поверхностное прочтение может скрывать мотивы и намерения персонажа. В других случаях мы можем пролить свет на трудные отрывки, ссылаясь на другие места Библии. Это, безусловно, относится и к нашему следующему пункту, пророческой реконструкции.

3. Это была пророческая реконструкция

История Авраама и Исаака приобретает большее значение, если поместить ее в контекст пророческой реконструкции. На протяжении всей Библии Бог просил пророков действовать так, как Он обещал (например, Иез. 5:1-4). Сами действия намного менее странны, когда мы видим их в этом свете. Затем мы начинаем задавать разные вопросы.

Когда мы читаем Бытие 22, мы можем подумать: как Бог мог требовать этого? Но когда мы рассматриваем эту историю через призму пророческой реконструкции, мы можем вместо этого спросить: что Бог хотел, чтобы мы узнали через это?

Подобно тому, как Бог призвал пророка Осию сыграть роль Бога, женившись на блуднице (Ос. 1), и сказал Иезекиилю лежать на боку больше года, чтобы символизировать осаду Иерусалима (Иез. 4), так и Бог попросил Авраама сыграть роль Бога в жертве собственного сына.

Возникает вопрос: о каком сыне идет речь?

Бытие 22 указывает на Иисуса

Вся Библия указывает на Иисуса, и это особенно верно в отношении Бытие 22. Этот отрывок подобен замку, а Иисус — ключом. Подумайте о параллелях между этой историей и историей Иисуса.

И Исаак, и Иисус — долгожданные «возлюбленные сыновья», родившиеся при чудесных обстоятельствах (Быт. 22:1; Мф. 3:17). Оба сына несут на спине дрова, которые должны стать орудием их смерти (Бытие 22:6; Иоанна 19:17). В обеих историях отец ведет сына на гору, а сын послушно следует за ним навстречу собственной смерти (Быт. 22:3; Мф. 26:39). И в обоих сценариях Бог предоставляет жертвенную замену, которой, по словам Авраама, будет овен (агнец мужского пола), а авторы Нового Завета называют Иисуса, «агнца Божьего» (Бытие 22:8; Иоанна 1:29). ).

Иисус — истинный Исаак

Что означают все эти параллели? Авраам и Исаак указывают помимо себя на Мессию. Эта история является пророческой реконструкцией великого искупления, которое Бог когда-нибудь совершит через одного из их потомков, Иисуса.

Обмен происходит в Бытие 22, баран идет вместо Исаака. Это указывает на больший обмен, который происходит на кресте, Сын Божий вместо человечества. В Иисусе Бог приводит Своего обетованного Сына в смерть и через нее. Точно так же, как Бог щадит Исаака, Бог щадит человечество, потому что берет на себя крест.

Утешение на кресте

Большинство людей не обеспокоены исходом 22-й главы Бытия. Наоборот, это тот факт, что Бог в первую очередь попросил Авраама принести в жертву своего сына. Как Авраам мог согласиться? Это больше похоже на родительское пренебрежение, чем на верное послушание.

Но помните, что мы уже рассмотрели. Если Исаак, добровольный сын, представляет в этой истории Иисуса, то Авраам заменяет Бога. Исаак также представляет нас, потому что его пощадили, поэтому в этой части истории баран представляет Иисуса.

С этой точки зрения история может быть утешительной. Именно на это указывает Павел, когда обращается к Бытие 22, чтобы спросить: «Кто не пощадил сына своего, но отдал его за всех нас, не даст ли и нам все по милости с Ним?» (Рим. 8:31).

На основании этой жертвы Павел произносит одно из самых сильных посланий надежды и утешения во всем Писании: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начальства, ни настоящее, ни будущее, ни силы, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39).).

«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начальства, ни настоящее, ни будущее, ни силы, ни высота, ни глубина, ни другое что во всем творении не сможет отлучить нас от любви от Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 8:38-39).

Римлянам 8:38-39

Но зачем вообще смерть?

Возможно, просмотр этой истории в более широком контексте жертвы Иисуса не избавит вас от тревожных вопросов; возможно, это только делает их хуже. Ведь Бог по-прежнему требует смерти сына, только на этот раз собственной! Почему смерть вообще должна быть вовлечена? Почему такое насилие? Разве Бог не мог просто махнуть рукой и все исправить? Почему должна была быть жертва?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно обдумать всю библейскую историю. В начале Бог творит хороший мир и создает существ по своему образу, чтобы править им вместе с ним (Быт. 1:26-28). Он предлагает человечеству жизнь с ним, источником всей жизни. Но если бы человечество отвернулось от него, оно погибло бы, потому что ничто не может жить без Бога. Но это именно то, что выбирают люди.

Бог не вводил смерть в уравнение; человечество сделало. Божья проблема (и наша) заключается в том, чтобы выяснить, как с этим справиться.

Бог не может притворяться, что смерти нет. Он — жизнь, и мы решили жить по нашим собственным стандартам. Еврейские Писания бьются над вопросом, как разрешить смерть. И ответ, который она дает, — жертва.

Жертвоприношение — это смерть одного ради новой жизни чего-то другого. Что делает Евангелие такой благой вестью, так это то, что Бог решает проблему смерти, не требуя смерти всего, на что коснулось пятно зла, а предлагая вместо этого Себя. Результат жертвы Иисуса означает новую жизнь для всех нас.

Итак, где мы приземлимся?

На первый взгляд, Бытие 22 представляет собой проблематичный отрывок. Но когда мы замечаем, как эта история вписывается в более широкий контекст Писания, мы видим, как она указывает нам на Божье решение проблемы смерти в нашем мире. Слова Авраама Исааку в конечном итоге указывают на Иисуса: «Сам Бог усмотрит жертву».

Энди Паттон — бывший сотрудник L’Abri Fellowship в Англии. Он является соредактором информационного бюллетеня Three Things Newsletter и создателем The Darkling Psalter, сборника комментариев, переводов и стихов о псалмах. У него степень магистра богословия в Троицкой евангелической богословской школе, и если бы существовала такая вещь, как библейский ботаник с визитной карточкой, он бы тоже получил одну из них.

Почему Бог попросил Авраама принести в жертву Исаака?

Авраам, Сара и Исаак показаны снаружи базилики

Хотя история Авраама и Исаака знакома многим, ее часто неправильно понимают. На первый взгляд рассказ об Исааке кажется тревожным и поднимает вопросы о Божьей благости и последовательности. Что означает этот странный отрывок и как он применим к нам сегодня?

Обещанный сын

В Книге Бытия говорится, что Бог обещал Аврааму и Сарре ребенка. Когда они состарились, а Сарра осталась бесплодной, они усомнились в Божьем обетовании, но Он не забыл их. Когда Аврааму было 9 лет9 Сарра зачала и родила сына по имени Исаак, что означает «смех», потому что каждый из них смеялся, узнав, что в старости у них родится ребенок. Бог пообещал Аврааму, что продолжит Свой завет с Исааком и что у него будет много потомков через этого обещанного сына.

Повеление принести жертву

Однажды, когда Исаак был мальчиком, Бог пришел к Аврааму и сказал ему принести Исаака в жертву на горе Мориа. Хотя он очень любил своего сына, он без колебаний повиновался Господу. На следующий день Авраам оседлал своего осла и отправился в путь вместе с Исааком, двумя слугами и дровами для жертвоприношения. Когда они приблизились к горе, Авраам приказал слугам остаться, пока он и Исаак поднимались. Бытие 22:7-8 описывает разговор между отцом и сыном, когда они поднимались на гору:

Исаак говорил со своим отцом Авраамом. «Отец!» он сказал. — Вот я, — ответил он. Исаак продолжал: «Вот огонь и дрова, а где овцы для всесожжения?»

«Сын мой, — ответил Авраам, — Бог усмотрит овец для всесожжения». Затем они вдвоем пошли дальше.

В нижней половине этого окна в Большой Верхней церкви изображено жертвоприношение Исаака

Господь усмотрит

Они пришли на место, куда Бог сказал ему идти, и построили жертвенник. Авраам связал Исаака, разложил дрова на жертвеннике и вытащил свой нож. Но в этот момент ангел остановил его. Бытие 22:11-12 описывает:

Но ангел Господень воззвал к нему с небес: «Авраам, Авраам!» — Вот я, — ответил он. — Не поднимай руки на мальчика, — сказал ангел. «Не делай ему ни малейшего дела. Ибо теперь я знаю, что ты боишься Бога, раз ты не пожалел мне сына твоего, единственного твоего».

Авраам заметил в чаще барана, пойманного рогами, и вместо этого предложил его Господу. Он назвал это место «Яхве-йирэ», что означает «Господь усмотрит». После жертвоприношения ангел снова заговорил с ним, сказав, что он будет благословлен за готовность отдать все, что у него есть, Господу, как повествует Бытие 22:16-18:  

«Клянусь самим собой — оракулом Господа, — что за то, что ты поступил так, как поступил, не лишив меня сына твоего, единственного твоего, я благословлю тебя и сделаю твое потомство таким же бесчисленным, как звезды неба и пески морские; потомство твое овладеет воротами врагов своих, и в потомстве твоем найдут благословение все народы земли за то, что ты послушался моего повеления».

Вера Авраама

На первый взгляд история Авраама и Исаака кажется тревожной. Почему любящий Бог попросил Авраама принести в жертву своего единственного сына так же, как его соседи-язычники? Приносил ли Он ненужные мучения человеку, который уже так долго ждал ребенка?

При ближайшем рассмотрении становится ясно, что просьба Бога принести Исаака в жертву не была нелюбовью или капризом. Наоборот, это прекрасная картина верности Авраама и Божьего обеспечения. В прошлом Авраам сомневался в Боге. Он пытался завести детей по-своему, вместо того, чтобы ждать от Бога. Попросив его принести в жертву Исаака, Бог проверял Авраама, чтобы увидеть, доверяет ли он Ему.

И он это сделал: вера Авраама в Бога была настолько велика, что он был готов отдать Ему своего единственного сына, надеясь, что Бог может воскресить его из мертвых. Когда они с Исааком ушли, чтобы подняться на гору, Авраам сказал своим слугам: «Мы вернемся к вам». И Евреям 11:17-19 открывает:

Верою Авраам, подвергшийся испытанию, принес в жертву Исаака, и тот, кто получил обетования, был готов принести в жертву своего единственного сына, о котором сказано: «через Потомки Исаака будут носить твое имя». Он рассудил, что Бог силен воскресить даже из мертвых, и принял обратно Исаака…

4-я Часовня Скорбящих Тайн демонстрирует параллель между Исааком и Христом

Взамен Бог обещал сделать его потомство многочисленным, как звезды.

Подобно Аврааму, мы должны доверять Богу, доверять Ему во всем и быть готовыми пожертвовать Ему всем, чем можем. Хотя мы можем не до конца понимать Его планы, Он в Своем провидении восполняет все наши нужды. Все, о чем Он просит, это чтобы у нас было готовое сердце.

Изображение Христа

История Исаака — это и картина готовности Авраама принести в жертву своего единственного сына, и предзнаменование готовности Бога принести в жертву Своего единственного Сына ради нас. Авраам говорит: «Бог усмотрит жертву». Бог не только уготовил овна в жертву Аврааму, но Он уготовил вечную жертву через Своего Сына — для Авраама и для всех нас.

Хотя Иисус не заслуживал смерти, Бог сделал Его жертвой, чтобы смыть наш грех.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *