Ибн Сина: ученый, врач и философ
Ибн Сина: ученый, врач и философ
Токтарова З.Р.
Научный руководитель: Павлова Д.А.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Ключевые слова: Ибн Сина, восточная философия, религия
Актуальность. Деятельность Абу ‘Али Хусейн ибн Абдуллах ибн Хасан ибн Али ибн Сины включает в себя множество ярких и несомненно важных ролей, затрагивающих многие сферы человеческой деятельности. Ибн Сина был одним из великих ученых, мыслителей и практикующих врачей мусульманского Востока конца X – начала XI в., чей вклад в медицину и философию явились в свое время непреходящей ценностью в развитии общественной мысли и человеческой цивилизации в целом. На сегодняшний день изучение ряда сочинений учеников и последователей Ибн Сины и в частности главной его работы – «Канонов врачебной науки» позволило нам понять, что он являлся выдающимся целителем своего века, источником знаний об античной и восточной медицине, а «Книга знаний» – многотомное сочинение, в котором изложены научные, в том числе и философские, положения того времени.
Целью данной работы является раскрытие основных понятий его главных трудов, рассмотрение философской концепции Ибн Сины в аспектах медицины и жизни в целом.
Отец Ибн Сины – Абдаллах – был родом из Балха. Во времена правления саманидского эмира Нуха ибн Мансура (976-997) Абдаллах переехал в Бухару, где работал в селении Хурмитан начальником сбора налогов. После чего он некоторое время жил в Авшане, где женился на девушке по имени Ситора. Родился Хусейн (собственное имя Ибн Сины – Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина в начале месяца Сафар 370г. хиджры (вторая половина августа 980 г.) (в переводе с персидского – Авиценна). Кроме него в семье был еще один ребенок – Махмуд – младший брат Ибн Сины. Когда Хусейну исполнилось пять лет, семья переехала в Бухару, которая на тот момент являлась одним самых крупных городов Востока и главным культурным центром развития. Там юный Ибн Сина поступил в школу, где изучал арабский, получал знания по стилистике, грамматике, а ближе к десяти годам он в совершенстве владел Кораном и познал основы адабов, чем, несомненно, вызывал уважение окружающего его мусульманского общества.
Оценив успехи сына, отец решил перевести его на индивидуальное обучение и нанял приезжего учителя, с которым Ибн Сина постигал физику, географию, астрономию, естествознание, арифметику и другие науки. В своей биографии юный вундеркинд рассказывает, как он изучал «Исагогу» Порфирия Тира, «Начала» Евклида, «Альмагестр» Птолемея. Его наставниками были Махмуд Масох, Исмаил Захид, логику и философию изучал под руководством Абу Абдуллаха Натилли, когда же знания ученика сравнялись с уровнем знаний учителей, Ибн Сина продолжил обучение самостоятельно.
Медицина заинтересовала молодого ученого еще в четырнадцатилетнем возрасте. Тогда он перечитал всю медицинскую литературу, имеющуюся на тот момент в Бухаре, также навещал тяжелобольных людей для наглядного освоения научных постулатов. Свои первые шаги в этой сфере он предпринимал под наставничеством близкого друга семьи, известного врача и автора многих сочинений Абу Сахл Масихи.
Уже к восемнадцати годам он освоил теоретическую часть и отлично применял свои медицинские знания на практике.
Имя Ибн Сины пользовалось большим авторитетом среди всех врачей Бухары. Науке врачевания у Ибн Сины учились известные деятели медицины.
Таким образом, усердный труд и непреклонное желание сделали Ибн Сину одним из самых искусных и уважаемых в обществе врачей Бухары. Знания, полученные за эти годы, стали основой его творческой работы в качестве ученого-врача.
В дальнейшем все медицинские проблемы он рассматривал через призму философских учений, все предположения и рассуждения он строил исходя из логических размышлений. Авиценна принадлежал к фальсафе и являлся последователем Аристотеля, рассматривал его работы на культурной основе исламской религии. Он принимал идеи Аристотеля, освобождал его наследие от платоновских наслоений, транслировал эти мысли, расширяя понятия. Благодаря неоплатоновской и аристотелевской системам, Ибн Сина отошел от ортодоксальных идей Ислама, освободил от фундаментальных предписаний богословия. В отношении сотворения Вселенной, Авиценна преследовал идею эманации, то есть отдаления, истечения от Бога.
Создатель является первой неотъемлемой ступенью, от которой в виде эманаций возникает человеческая душа и природа.
Следование платоническим и аристотелевским взглядам в отношении религии не было принято мусульманским обществом. Несмотря на желание Ибн Сины сохранять баланс между философией и религиозным верованием, этого ему не удалось, что вызвало волнения в мусульманском обществе. С обвинениями в богохульстве и распространении ереси выступал крупный исламский теолог Аль Газали. Он считал, что Бог этих философ не является истинным Богом Корана. Следовательно, если философия и религия не совпадают, философии следует отступить, а людям необходимо отречься от ложных мыслей и воззрений.
Научные труды Авиценны изложены в его сочинениях, которые занимают важное место в истории развития культуры. Их насчитывается более 450, из которых до наших дней дошли около 240. Самые крупные его работы, такие как «Канон врачебной науки» и «Книга исцеления» увековечили его имя, присвоили звание «наставника ученых» (шейх-арраис).
Основными философскими энциклопедическими учениями были «Книга исцеления» («Китаб аш-шифа»), «Книга спасения» («Китаб ан-наджат»), «Книга указаний и направлений» («Ал-ишарат ва-т-танбихат»), «Книга знания» («Да-ниш-наме»), которые были переведены на многие международные языки и принесли автору большую славу [1]. Фундаментальной из этих работ для арабской философии является «Книга исцеления» – многотомная энциклопедия, состоящая из четырех разделов, в каждой из которых излагаются проблемы физики, математики, логики и метафизики. В этой книге он формирует философскую систему, которая объясняла происхождение мира, «те состояния бытия, которые происходят из самого бытия и неотъемлемо присущи ему» [3]. Ибн Сина доказывает объективность мира и материи, ее несотворимость, вечность на примере существования природных явлений, таких, как возникновение радуги, лунных и солнечных затмений, образовании горных пород и т.д., тем самым подрывает суеверные утверждения астрологов, признавая астрологию ложной наукой.
После, его работы, направленные на изучение естественных наук, оказывали влияние на развитие этих отраслей.
Анализируя наследие Авиценны, можно отметить необычайно масштабный круг интересов и подлинно энциклопедические знания ученого. Применяя в качестве инструментов теории и учения своих предшественников, Ибн Сина создал прогрессивную философскую систему, которая неоспоримо стала апогеем теоретического знания в эпоху раннего средневековья. Его положения явились источником развития общества, они использовались в противопоставлении религии научных знаний, обоснованных логическими размышлениями и опытами.
Главным трудом Ибн Сины, увековечившим его достояние в медицине, стал «Канон врачебной науки» – многотомная энциклопедия, содержащая в себе свод медицинских знаний, направленных на профилактику, диагностику, предупреждение и лечение заболеваний. Энциклопедия включает целостную систему принципов лекарствоведения, основанная еще Ибн Аббазом, с помощью которой Авиценна проверял действенность используемых препаратов не только в больничных, но и в домашних условиях, а также проводил некие подобия клинических испытаний.
В самом начале энциклопедии ученый дает определение медицинской науки: «Я утверждаю: медицина – наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено… Когда говорят, что в медицине есть нечто теоретическое и нечто практическое, то не следует думать, как воображают многие исследователи данного вопроса, будто этим хотят сказать, что одна часть медицины – познание, а другая часть – действие. А именно каждая из двух част ей медицины – не что иное, как наука, но одна из них – это наука об основах медицины, а другая – наука о том, как ее применять… Под теорией медицины мы понимаем ту часть, которая учит только основным правилам и не входит в изложение сущности каких-либо процедур… А под практикой в медицине мы понимаем не только физическое действие и производство каких-нибудь телодвижений, но и ту часть медицинской науки, обучение которой заключает полезный совет, и совет этот связан с изложением сущности какой-либо процедуры» [2].
Это определение предостерегает врачей от профессиональных ошибок, заостряя внимание на разделении теоретической и практической составляющих науки, а также наставляя в более чувственном и внимательном диагностировании и лечении заболеваний.
Энциклопедия состоит из пяти книг, каждая из которых посвящена определенному разделу медицины.
- 1. Первая книга описывает базовые врачебные понятия и состоит из четырех частей: первая часть содержит понятия, задачи и элементы медицины, анатомии и физиологии; вторая – принципы диагностики, лечения, а также причины и проявления патологий, симптоматику, классификацию заболеваний; третья освещает тему здоровья и смерти, также рассматривает общую и личную гигиену; четвертая описывает общие принципы терапии.
- 2. Вторая книга является неким сборником лекарственных препаратов различного происхождения. Там описывается более восьмисот лекарственных препаратов, их свойства, а также указания об их действии, применении, сбора и хранении.

- 3. Третья книга является самой объемной, она состоит из двадцати двух частей, в каждой из которых даются анатомо-физиологические характеристики органов и систем органов, рассматриваются возможные патологии и методы лечения, описываются причины и симптоматика возникающих патологий.
- 4. Четвертая книга содержит подробную характеристику различных патологических состояний (лихорадке, опухолях, гнойных воспалениях, отравлениях и др.), а также содержит сведения о вывихи, переломах, ожогах, ранах и инфекциях.
- 5. Пятая книга содержит сведения о способах изготовления и применения «сложных» лекарственных препаратов.
Помимо этой работы известны еще труды «О гигиене», «Афоризмы о медицине», «О сердечных средствах», «Правила использования лекарства», «Нервные болезни и параличи», «Медицинские указания», «Лихорадки и опухоли», «О сохранении здоровья», «О мероприятиях по устранению вредных воздействий внешних факторов» и др. Однако «Канон» является самым фундаментальным трудом, в которой Авиценна обобщил знания о развитии организма, его нормальном и болезненном состоянии, полученные многими древнегреческими учеными.
Важным фактором, который освещал Ибн Сина, было диагностическое понимание болезни, различные ее проявления, также он пропагандировал индивидуальный подход к каждому пациенту, потому что «каждый отдельный человек предрасположен к определенной натуре, присущей ему лично» [2].
Таким образом, «медицинская Библия», на сотворение которой ушло более двадцати лет, стала прорывом в развитии не только восточной, но и мировой медицины, послужила фактором развития научной практики, и на протяжении многих веков являлась главным учебным пособием в крупных университетах Европы.
Выводы. Одаренный ученый стал известен средневековой Азии, Западу и Востоку. Его творчество занимает важное место в развитии мировой культуры, также высоко оценивается вклад в развитие восточной философии и медицины.
Прошло уже более тысячи лет с тех пор, как творил и жил Ибн Сина. В развитии культуры и науки произошли масштабные изменения, однако человечество до сих пор обращается к мыслям великих ученых, коим и являлся Авиценна.
Они обладали непреходящим и вечным знанием, бесценным для многих поколений и эпох после них.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абу Али Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 2008. 554 с.
- Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки. Часть 1. Ташкент: Издательство «Фан» академии наук Республики Узбекистан, 1994. С. 5-12. с.
- Борисов А.Я. Авиценна как врач и философ // «Известия АН СССР». Отделение общественных наук. 1948. № 1-2. С. 63-65.
Авиценна — Средневековый Персидский Ученый
Средневековый персидский ученый. Философ. Врач. Придворный врач саманидских эмиров и дайлемитских султанов. Самый известный и влиятельный философ-ученый средневекового исламского мира. Являлся автором множества научных трудов по медицине и философии.
Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина родился 16 августа 980 года в селе Афшана, Узбекистан. Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одаренность.
Уже к десяти годам знал наизусть почти весь Коран. Затем отправился изучать мусульманское законоведение в школу, где являлся самым младшим учеником.
Вскоре, даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания талантливого ребенка и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось двенадцать лет. Позже Абу Али изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару ученого Абу Абдаллаха Натили.
С четырнадцати лет юноша начал заниматься самостоятельно. Геометрия, астрономия и музыка давались легко, пока не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии ученый упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его сути. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике».
После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 году после отказа поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания.
Некоторые работы писал в седле во время своих долгих переездов.
С 1015 года, на протяжении девяти лет Авиценна жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах.
Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и назначить своим министром.
Среди философских трудов Авиценны выделялись такие работы как: «Книга исцеления», в сокращенном изложении «Книга спасения», «Книга указаний и наставлений» и «Книга знания».
Важнейшее научное сочинение Ибн Сины «Канон врачебной науки»: медицинская энциклопедия в пяти частях, получившая всемирную известность. «Канон врачебной науки» является итогом взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке около тридцати раз и много веков считался обязательным руководством в Европе и в странах Востока, переводился на многие европейские языки.
Являлся первым критиком идеи трансмутации металлов, которую считал невозможной, и основной задачей алхимии называл приготовление лекарственных средств. Также сохранились немногочисленные стихи Ибн Сины на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества: вечность материи, проповедь просвещения и науки.
В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.
На поприще астрономии критиковал представления Аристотеля о том, что звезды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако полагал, что и планеты также светятся сами. Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца 24 мая 1032 года.
К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».
Авиценна разработал также свое собственное учение о темпераменте и характере человека.
Согласно его учению натура человека делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая, что в современной психологии соответствует четырем темпераментам.
Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал еще четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной из четырех жидкостей организма: крови, слизи, желтой или черной желчи.
Абу-Али ибн Сина скончался 18 июня 1037 года во время одного из военных походов правителя Исфахана. У Ибн Сины открылась тяжелая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Перед смертью продиктовал завещание незнакомцу, в котором дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать все свое имущество беднякам.
Похоронили Авиценну в иранском городе Хамадан у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.
Память об Авиценне
В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния.
В Таджикистане в честь Авиценны названы Таджикский государственный медицинский университет и горная вершина, ранее носившая название «пик Ленина».
В Душанбе в его честь названа площадь и установлен памятник работы азербайджанского скульптора Омара Эльдарова.
В июне 2009 года Иран подарил отделу Организации Объединенных Наций в Вене (Австрия)
Павильон персидских ученых, размещенный на центральной площади Мемориала Венского международного центра. Павильон персидских ученых включает в себя статуи четырех известных ученых: Авиценны, Бируни, Закарии Рази (Рейз), Омара Хайяма.
В селе Афшана в Узбекистане существует музей Авиценны.
В Бухаре в 1990 году открыт медицинский институт, названный в честь Абу Али ибн Сина.
В Риге, в парке больничного комплекса Гайльэзерс, в 2006 году открыт памятник Абу Али ибн Сины работы скульптора Джалалиддина Миртаджиева.
Именем Ибн Сины назван астероид Авиценна, открытый 26 сентября 1973 года советским и российским астрономом Людмилой Ивановной Черных.
В честь Ибн Сины назван кратер на Луне.
В честь Ибн Сины названа программа Авиценна (Avicenna), созданная IBM для автоматического исследования кардиограмм и рентгеновских снимков молочной железы.
Именем Ибн Сины названы улицы:
в Самарканде, в Бухаре, в Усть-Каменогорске, улица Ибн Сино в Уч-Кургане (Узбекистан) и улица Авиценны в Донецке.
В художественной литературе
«Абугалисина» (тат. Әбүгалисина) — повесть-сказка об Ибн Сине на татарском языке Каюма Насыри.
Ной Гордон в своем романе «The Physician» (1988), рассказывает историю молодого англичанина, обучающегося медицине, который выдает себя за еврея, чтобы учиться врачебному искусству у самого Ибн Сины, великого мастера своего времени.
В 2011 году испанский писатель Эсекьель Теодоро опубликовал роман «Рукопись Авиценны» («El Manuscrito de Avicena»), который воссоздает некоторые моменты из жизни персидского врача.
В кинематографе
Фильм «Авиценна» (1956), режиссер Камил Ярматов.
Фильм «Юность Гения» (1982), снятый киностудиями Узбекфильм и Таджикфильм, посвящен детским и юношеским годам Авиценны. Режиссер фильма Эльер Ишмухамедов.
Иранский телесериал «Авиценна» («Bu-Ali Sina») 1987 года повествует о жизни ученого с детства до самой смерти.
В 2013 году вышел фильм Филиппа Штельцля[de] «Лекарь: Ученик Авиценны» («The Physician») по книге Н. Гордона.
Документальные фильмы
2010 — Авиценна. Свет с Востока / Ex Oriente Lux / Avicenna — Light From The East (режиссер Шухрат Махмудов / Shuhrat Mahmudov)
17.04.2020
персидский эрудит, сформировавший современную науку, медицину и философию
Более тысячи лет назад Нух ибн Мансур, правящий князь средневекового города Бухары, тяжело заболел. Врачи, не в силах ничего для него сделать, были вынуждены послать за молодым человеком по имени Ибн Сина, который, несмотря на свой очень юный возраст, уже был известен своими обширными знаниями.
Правитель был исцелен.
Ибн Сина был персидским философом XI века, врачом, фармакологом, ученым и поэтом, оказавшим глубокое влияние на философию и медицину в Европе и исламском мире. На латинском Западе он был известен как Авиценна.
«Канон медицины» Авиценны, впервые переведенный с арабского на латынь в 12 веке, был самым важным медицинским справочником на Западе до 17 века, в котором была введена специальная медицинская терминология, использовавшаяся на протяжении столетий.
«Арабская медицина», 1907 г., Велозу Сальгадо. Медицинская школа NOVA, Лиссабон.Канон Авиценны заложил традицию научных экспериментов в области физиологии, без которой современная медицина в том виде, в каком мы ее знаем, была бы немыслима.
Например, использование им научных принципов для проверки безопасности и эффективности лекарств составляет основу современной фармакологии и клинических испытаний.
Авиценна недавно попал в новости из-за своей работы над инфекциями.
Он создал раннюю версию микробной теории болезней в Каноне, где также выступал за карантин для контроля передачи заразных болезней.
Уникально то, что Авиценна — редкий философ, оказавший такое же влияние на чужую философскую культуру, как и на свою собственную. Некоторые считают его величайшим средневековым мыслителем.
Прочитайте больше: Объяснитель: чем западная цивилизация обязана исламским культурам
Маверик и чудо
Место рождения Авиценны, Бухара. Автор предоставилОн родился Абдаллах ибн Сина в 980 году нашей эры в Бухаре (современный Узбекистан, затем часть иранской империи Саманидов). Авиценна с юности был одаренным, утверждая в своей автобиографии, что к 18 годам освоил всю известную философию9.0003
Работа Авиценны была необычайно продуктивной. Одна оценка его работ насчитывает 132 текста. Они охватывают логику, натурфилософию, космологию, метафизику, психологию, геологию и многое другое.
Некоторые из этих текстов он писал верхом, путешествуя из одного города в другой!
Его работа была своего рода виртуозным энциклопедизмом, объединяющим различные традиции поздней греческой античности, раннего исламского периода и иранской цивилизации в одну рациональную систему знаний, охватывающую всю реальность.
Тексты Авиценны были созданы в результате колоссального греко-арабского переводческого движения, имевшего место в средневековом Багдаде. Затем они сыграли ключевую роль в движении за перевод с арабского на латынь, которое вернуло философию Аристотеля в весьма обогащенной форме в западную мысль.
Латинский комментарий итальянского врача Джентилиса де Фульджинео к «Канону медицины» Авиценны, 1477 г. Добро пожаловать БИБЛИОТЕКА.Это была глава в истории широкомасштабной передачи знаний из исламского мира в Европу.
Начиная с 12-го века, Авиценна формировал мысли крупных европейских средневековых мыслителей.
В сочинениях Фомы Аквинского есть сотни цитат из Авиценны, касающихся таких вопросов, как Божье провидение. Фома Аквинский также стремился опровергнуть некоторые положения Авиценны, например, утверждение, что мир вечен.
Книга исцеления
«Китаб аль-шифа» Авиценны, «Книга исцеления», оказала такое же влияние на латынь, как и его медицинский канон.
Разделенный на разделы, охватывающие логику, естествознание, математику и метафизику, он выдвинул весьма влиятельные тезисы о различии между сущностью и существованием и знаменитый мысленный эксперимент «Летающий человек», цель которого установить, как душа врожденно осознает себя.
Рисунок внутренностей, «Канун фи ат-Тибб» Авиценны (Канон медицины) Приветственные изображенияПрочитайте больше: Четыре века попыток доказать существование Бога
Пионер медицины
Канон Авиценны блестяще объединяет исламскую медицину с медициной Гиппократа (460–370 гг.
до н.э.) и Галена (129–200 гг. н.э.). Есть также элементы древней персидской, месопотамской и индийской медицины. Это было дополнено обширным медицинским опытом Авиценны.
В Каноне Авиценна представил диагнозы и методы лечения болезней, неизвестных грекам, будучи первым врачом, описавшим менингит. Он привел новые аргументы в пользу использования анестетиков, анальгетиков и противовоспалительных веществ.
Прочитайте больше: Забудьте о народных средствах, средневековая Европа породила золотой век медицинской теории
Ожидая появления современных представлений о профилактике болезней, Авиценна предложил корректировать диету и физические упражнения, которые могли бы излечить или предотвратить болезни.
Авиценна также сыграл важную роль в развитии кардиологии, пульсологии и нашего понимания сердечно-сосудистых заболеваний.
Подробные описания Авиценной капиллярного кровотока и сокращений артерий и желудочков в сердечно-сосудистой системе (кровь и система кровообращения) помогли арабо-сирийскому эрудиту Ибн аль-Нафису (1213–1288), который стал первым врачом, описавшим легочное кровообращение. , движение крови от сердца к легким и обратно к сердцу.
Это произошло в 1242 году, за столетия до того, как ученый Уильям Харви пришел к такому же заключению в Англии 17 века.
Врач измеряет пульс у женщины из средневековой рукописи Канона Авиценны. Приветственные изображенияЦелостная медицина
Еще один новаторский аспект Канона Авиценны — это исследование того, как благополучие нашего тела зависит от состояния нашего ума, и взаимодействия между здоровьем сердца и нашей эмоциональной жизнью.
Эта связь была замечена в последние несколько месяцев, когда врачи описывали увеличение повреждения сердца из-за психоэмоционального давления пандемии.
Приверженность Авиценны взаимосвязанному, органическому и системному пониманию здоровья придает его мысли универсальную и постоянную актуальность.
Авиценна – философ и врач
В центре города Хамадан в Иране стоит памятник иранскому национальному герою по имени Авиценна. В Мавзолее Авиценны находится библиотека, музей и башня, и он отдает дань уважения, пожалуй, самым важным философам и врачам в истории ислама.
Его полное имя на арабском языке — Абу Али аль-Хусейн Сина ибн Абдаллах ибн Сина, и он, несомненно, является одним из величайших ученых Золотого века ислама. Несмотря на это впечатляющее наследие, Авиценна остается относительно неизвестным во всем мире.
Mausoleum of avicenna wikipedia
предоставлено Ником Тейлором CC By-Sa 2,0
Рождение и ранняя жизнь
Avicenna Born Born in Рождение и раннее жизнь
.80 г. н.э. в Афшане, небольшой деревне недалеко от города Бухара на территории современного Узбекистана, в период перемен и неопределенности в мусульманском мире.
Его отец, Абдулла, был ученым и человеком большого политического значения в северном Иране, работавшим в правительстве Империи Саманидов.
Авиценна обладал потрясающим интеллектом и прославился своей удивительной памятью. Согласно его автобиографии, к десяти годам он уже выучил и усвоил Коран, а в тринадцать начал изучать медицину. К шестнадцати годам он утверждает, что освоил математику, логику, физику и уже стал специалистом в искусстве и медицине. В семнадцатилетнем возрасте он успешно вылечил бухарского султана от тяжелой инфекции, чем привлек внимание двора правителей Саманидов. В награду за обращение с султаном ему был предоставлен доступ к султанской библиотеке и многочисленным редким рукописям в ней, что позволило ему продолжить свои исследования и разожгло страсть к философии. Он описал медицину как « самая легкая из наук ’, а философию считал гораздо более сложным предметом.
Портрет Авиценны из средневекового манускрипта «Тайны истины» ок.
1271
Канон врачебной науки
В течение своей жизни Авиценна написал более 100 книг, но ни одна из них не является более известной и не имеет более длительного эффекта, чем al-Qanun fi al. — Тибб, или «Канон медицины». Канон представляет собой обзор современных медицинских знаний средневекового исламского мира и находится под сильным влиянием работ Галена и Гиппократа.
Пятитомный «Канон медицины» был впервые переведен на латынь в 12 веке и оказывал влияние на медицину на протяжении столетий после этого. Он стал стандартным учебником медицины в европейских медицинских школах, и к нему продолжали обращаться даже в 17 веке. Уильям Ослер описал Канон как « самый известный медицинский учебник, когда-либо написанный », отметив, что он оставался « медицинской библией в течение более длительного времени, чем любой другой труд ».
Считается, что он был первым врачом, предположившим, что почва и вода могут распространять болезни, и первым, кто выявил туберкулез и ряд других заразных заболеваний.
Его работа по кардиологии также была особенно впечатляющей, и он был пионером пульсольгии, будучи первым врачом, который точно описал пульс, после того, как он усовершенствовал предыдущую работу Галена в этой области. Он был первым врачом в истории и первым описал гиперчувствительность каротидного синуса.
Первая страница введения к «Канону медицины» из арабской рукописи 1597 года.
Мысленный эксперимент «Плавающий человек»
Авиценна также много писал на тему философии и прославился своим мысленным экспериментом «Плавающий человек». Этот мысленный эксперимент был направлен на то, чтобы продемонстрировать человеческое самосознание, а также вещественность и нематериальность человеческой души. Его аргумент был следующим:
«Кто-то из нас должен предположить, что он был создан одним махом, полностью развитым и совершенно сформированным, но с его зрением, скрытым от восприятия всех внешних объектов — созданным парящим в воздухе или в пространстве, а не ударяемым каким-либо ощутимым потоком воздуха, который поддерживает его, его конечности разъединены и не соприкасаются друг с другом, так что они не чувствуют друг друга.
Затем пусть субъект подумает, подтвердит ли он существование своего «я». Нет сомнения, что он утвердил бы свое собственное существование, хотя и не подтвердил бы реальность ни своих конечностей, ни внутренних органов, ни своего кишечника, ни сердца, ни мозга, ни каких-либо внешних вещей. В самом деле, он утверждал бы существование этого своего «я», не утверждая при этом, что оно имеет какую-либо длину, ширину или глубину. И если бы можно было ему в таком состоянии представить себе руку или какой-нибудь другой орган, то он не вообразил бы его частью себя или условием своего существования».
Этот мысленный эксперимент иногда считают предшественником знаменитого «Cogito ergo sum» Рене Декарта.
Наследие Авиценны
Мало что известно о дальнейшей жизни и смерти Авиценны, но считается, что он умер от колик в Хамадане, Иран, в возрасте 58 лет в 1037 году нашей эры. Нет никаких сомнений в том, что его наследие было глубоким и длительным, оказывая значительное влияние на медицину как в исламском, так и в западном мире вплоть до 17 века.




Важным фактором, который освещал Ибн Сина, было диагностическое понимание болезни, различные ее проявления, также он пропагандировал индивидуальный подход к каждому пациенту, потому что «каждый отдельный человек предрасположен к определенной натуре, присущей ему лично» [2].