Ацтеки кто это: АЦТЕКИ | это… Что такое АЦТЕКИ?

АЦТЕКИ | это… Что такое АЦТЕКИ?

ТолкованиеПеревод

АЦТЕКИ

название народов, населявших долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многие племенные группы, которые говорили на языке науатль и обнаруживали черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и царские династии. Среди этих племен главенствующее положение занимали теночки, и «ацтеками» иногда называли только этот последний народ. Под ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданный теночками Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанеками Тлакопана, установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с 1430 по 1521. Ацтекские города-государства возникли на обширном горном плато под названием «долина Мехико», где теперь расположена столица Мексики. Эта плодородная долина площадью ок.
6500 кв. км простирается приблизительно на 50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте 2300 м над у.м. и со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, достигающими в высоту 5000 м. Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с самым обширным из них, озером Тескоко. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения создавали постоянные проблемы для населения, жившего на их берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки служили удобным средством передвижения. Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные ландшафты и природные зоны — относительно засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеанские горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их первоначального проживания.
Обитатели долины Мехико и некоторых других ареалов (например, тлашкаланцы, жившие на территории нынешних штатов Пуэбла и Тласкала) говорили на диалектах языка науатль (букв. «благозвучие», «складная речь»). Он был принят как второй язык у ацтекских данников и стал языком-посредником почти во всей Мексике в колониальный период (1521-1821). Следы этого языка обнаруживаются в многочисленных топонимах типа Акапулько или Оахака. По некоторым оценкам, ок. 1,3 млн. человек до сих пор говорят на языке науатль или его варианте науат, чаще называемом «мехикано». Этот язык входит в семью макронауа юто-ацтекской ветви, распространенной от Канады до Центральной Америки и включающей около 30 родственных языков. Ацтеки были большими любителями словесности и собирали библиотеки пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных обрядов и исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Бумага для кодексов изготовлялась из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена во время конкисты или сразу после нее.
В целом во всей Месоамерике (так называется территория от севера долины Мехико до южных границ Гондураса и Сальвадора) сохранилось не более двух десятков индейских кодексов. Некоторые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие полагают, что таковых два — Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для различных целей. Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли донесения испанскому королю, а чаще описывали быт и верования соплеменников для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев. Европейцы получили первые сведения об ацтеках в период конкисты, когда Эрнан Кортес послал пять писем-донесений испанскому королю о ходе завоевания Мексики. Примерно 40 лет спустя участник экспедиции Кортеса, солдат Берналь Диас дель Кастильо, составил Подлинную историю завоевания Новой Испании (Historia verdadera de la conquista de Nueva Espaa), где ярко и обстоятельно описал теночков и соседние народы.
Информация о различных аспектах ацтекской культуры поступала в 16 и начале 17 вв. из хроник и этнографических описаний, созданных ацтекской знатью и испанскими монахами. Из сочинений такого рода наибольшую ценность представляет многотомная Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia general de las cosas de Nueva Espaa) монаха-францисканца Бернардино де Саагуна, содержащая самые разные сведения — от рассказов об ацтекских богах и правителей до описаний флоры и фауны. Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания. Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при земляных работах не были обнаружены т.н. Камень Солнца и 17-тонное изваяние богини Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре возник после того, как в 1900 был открыт угол главного храма, но широкомасштабные археологические раскопки храма были предприняты только в 1978-1982. Тогда археологам удалось обнажить семь отдельных сегментов храма и извлечь из сотни захоронений более 7000 предметов ацтекского искусства и обихода.
Более поздние археологические раскопки выявили под мексиканской столицей еще ряд больших и малых древних сооружений.
ИСТОРИЯ
Исторический фон. Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14-3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди. Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях.
Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане — огромном городе площадью в 26-28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек. В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9-12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй.
Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.
Скитания ацтеков. Название «ацтеки» (букв. «люди Астлана») напоминает о легендарной прародине племени теночков, откуда они совершили многотрудное путешествие в долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих или полуоседлых племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных районов северной Мексики (или даже более отдаленных) в плодородные сельскохозяйственные области Центральной Мексики. Мифологические и исторические источники указывают, что скитания теночков заняли более 200 лет с начала или середины 12 в. до 1325. Покинув остров Астлан («Место Цапель»), теночки дошли до Чикомостока («Семь пещер»), мифической отправной точки странствий многих бродячих племен, в том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько, каждое из которых когда-то отправилось из Чикомостока в длительное путешествие на юг, в долину Мехико и близлежащие долины.
Теночки последними ушли из Семи Пещер, ведомые главным божеством своего племени, Уицилопочтли («Колибри левой стороны»). Их путешествие не было плавным и непрерывным, поскольку время от времени они надолго останавливались, чтобы возвести храм или разрешить с помощью оружия внутриплеменные раздоры. Родственные племена теночков, уже обосновавшиеся в долине Мехико, встретили их со смешанными чувствами. С одной стороны, они были желанны как храбрые воины, которых воюющие между собой города-государства могли использовать в качестве наемников. С другой стороны, их порицали за жестокие обряды и обычаи. Первое святилище теночки воздвигли на холме Чапультепек («Холм Кузнечика»), затем переходили из одного города в другой, пока в 1325 не выбрали для поселения два островка на озере Тескоко. Этот выбор, обусловленный практической целесообразностью, имел и мифическую подоплеку. В плотно заселенном озерном бассейне острова оставались единственным свободным местом. Их можно было расширить за счет насыпных искусственных островов (чинампа), а лодки служили легким и удобным видом транспорта.
Существует легенда, согласно которой Уицилопочтли повелел теночкам обосноваться там, где они увидят сидящего на кактусе орла со змеей в когтях (этот символ вошел в государственный герб Мексики). В том месте и был основан город теночков — Теночтитлан. С 1325 до 1430 теночки находились в услужении, в том числе в качестве военных наемников, у самого сильного города-государства в долине Мехико, Ацкапоцалько. В награду за службу они получали земли и доступ к природным ресурсам. С необыкновенным трудолюбием они отстраивали город и расширяли с помощью искусственных островов чинампа свои владения. Они заключали союзы, чаще всего посредством браков, с правящими династиями соседних народов, восходившими к тольтекам.
Создание империи. В 1428 теночки вошли в союз с аколуа города-государства Тескоко, расположенного на восток от Теночтитлана, восстали против тепанеков Ацкапоцалько и разгромили их в 1430. После этого к военному союзу теночков и аколуа присоединились тепанеки близлежащего Тлакопана. Так была создана мощная военно-политическая сила — тройственный союз, нацеленный на захватнические войны и контроль над экономическими ресурсами огромной территории. Правитель теночков Ицкоатль, первым возглавивший тройственный союз, подчинил прочие города-государства долины Мехико. Каждый из пяти последующих властителей расширял территорию империи. Впрочем, последний из ацтекских императоров, Мотекусома Шокойотцин (Монтесума II), занимался не столько захватом новых территорий, сколько консолидацией империи и подавлением восстаний. Но Монтесуме, как и его предшественникам, не удалось подчинить тарасков на западных границах империи и тлашкаланцев на востоке. Последние оказали огромную военную помощь испанским конкистадорам во главе с Кортесом при покорении ацтекской империи.
ОБРАЗ ЖИЗНИ АЦТЕКОВ
Экономика. Основу питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква, многочисленные разновидности стручкового перца чили, помидоры и прочие овощи, а также семена чиа и амаранта, разнообразные фрукты из тропической зоны и колючий грушевидный кактус нопаль, растущий в полупустынях. Растительную пищу дополняли мясо одомашненных индюков и собак, дичь, рыба. Из всех этих компонентов ацтеки умели готовить очень питательные и полезные тушеные блюда, каши, соусы. Из зерен какао они готовили душистый пенистый напиток, предназначенный для знати. Из сока агавы приготовлялся алкогольный напиток пульке. Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды, веревок, сетей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получалось из хлопка, который культивировался за пределами долины Мехико и ввозился в столицу ацтеков. Носить одежды из хлопчатых тканей имели право только знатные люди. Мужские головные уборы и набедренные повязки, женские юбки и блузки нередко покрывались замысловатыми узорами. Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет «плавучих садов» чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных корзин с илом и водорослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между искусственными островами образовалась сеть связанных между собой каналов, которые служили для орошения и транспортировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и водоплавающих. Земледелие на чинампа было возможно только в окрестностях Теночтитлана и в южных озерах, возле городов Шочимилько и Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду пресной, тогда как в центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому непригодной для земледелия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощную дамбу, чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от наводнений. Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших вьючных животных, колеса и металлических инструментов, были основаны исключительно на эффективной организации труда. Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокормить растущее городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от 150 до 200 тыс. человек, население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в других городах проживало от 10 до 25 тыс. человек. Возрастала доля аристократии, да и среди прочих городских слоев значительную долю составляли те, кто потреблял, но не производил продукты питания: ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники. Продукты доставлялись в города в качестве дани, взимаемой с покоренных народов, или привозились торговцами и окрестными земледельцами для продажи на рынке. В крупных городах рынки функционировали ежедневно, а в небольших открывались раз в пять или двадцать дней. Самый большой рынок в государстве ацтеков был организован в городе-спутнике Теночтитлана — Тлателолько: по оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно собиралось от 20 до 25 тыс. человек. Купить здесь можно было все что угодно — от маисовых лепешек и перьев до драгоценных камней и рабов. К услугам посетителей всегда были цирюльники, носильщики и судьи, следившие за порядком и честностью совершения сделок. Покоренные народы регулярно, раз в три месяца или в полгода, платили дань ацтекам. Они доставляли в города тройственного союза продукты питания, одежды, воинские облачения, полированные бусы из жадеита и яркие перья тропических птиц, а также оказывали различного рода услуги, в том числе конвоировали пленников, назначенных к принесению в жертву. Торговцы предпринимали долгие и опасные путешествия, чтобы привезти в ацтекские города ценные товары, и многие наживали изрядные богатства. Зачастую купцы служили осведомителями и послами в землях, лежавших за пределами империи.
Социальная организация. Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных класса — наследственную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в роскоши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на ношение особых одежд и знаков отличия и на многоженство, посредством которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уготованы высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы. Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы. В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием «калпулли» — своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общинную подать и выставлял воинов. Многие калпулли были сформированы по профессиональной принадлежности. Так, например, мастера по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы проживали в особых районах. Некоторые земледельцы были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше, чем государству. Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры можно было преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали военная доблесть и захват пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсутствие наследственных прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть. В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве наказания за воровство или невыплату долга виновного могли на время отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда рабов покупали на рынках для человеческих жертвоприношений.
Образование и образ жизни. Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее образование. Мальчики осваивали военное дело и учились управлять хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки птичьих перьев. Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хотя некоторые начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии, управлению, общественным установлениям, обрядам. В их обязанности вменялось также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов. Дети простолюдинов посещали телпочкалли своего городского квартала, где обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в школы под названием «куикакалли» («дом песни»), предназначенные для обучения литургическим песнопениям и танцам. Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и домашним хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и акушерству или же посвящались в религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-летнего возраста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд привилегий, в том числе дозволение без ограничений употреблять алкогольный напиток пульке. Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями о том, что ждет умершего. Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву, ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины, погибшие при родах — так сказать, на своем поле битвы, — сопровождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тлалокан. Большинство же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти.
Завоевательные войны и управление империей. Каждый ацтекский город-государство имел одного или нескольких правителей под названием «тлатоани» («оратор»). Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходило не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в праздности, поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства подпали под власть других, одни правители считались выше других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана. На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников и начальников гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной свободой. Городам-государствам, как правило, позволялось сохранять правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи различными путями — одни народы теночки завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли к союзу переговорами, брачными связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его существования, к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру. Их правители участвовали в захватнических войнах теночков, получая награды в виде титулов и земель. Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов противников, повышался в чине.
Религия. Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока («Курящееся Зеркало»), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль («Пернатый Змей»), «давший людям маис». Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем. Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.

ГЛАВНЫЙ ХРАМ ТЕНОЧТИТЛАНА (реконструкция).


Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать небес и девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре эпохи развития, каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая — от ягуаров, вторая — от ураганов, третья — от всемирного пожара, четвертая — от потопа. Современная ацтекам эпоха «Пятого Солнца» должна была завершиться страшными землетрясениями. Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла; человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала земное существование человека. Некоторые формы жертвоприношений ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но часто жертву убивали жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая сердце. При одних обрядах в жертву приносили избранника, которому выпала честь воплощать собою божество, при других убивали множество пленников.
Достижения науки и искусства. Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т. н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца («кролик», «дождь» и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде «Два Олень» или «Десять Орел») получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.

КАЛЕНДАРЬ АЦТЕКОВ, вырезанный на камне весом более 24 тонн.


Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде знати. Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

ГИПСОВАЯ МАСКА ИЗ ТЕНОЧТИТЛАНА свидетельствует о высокой степени развития ацтекской скульптуры.


ЛИТЕРАТУРА
Вайан Дж. История ацтеков. М., 1949 Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961 Кинжалов Р. Искусство древней Америки. М., 1962 Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985 История литератур Латинской Америки, т. 1. М., 1985 Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. М., 1991

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

  • ТУТАНХАМОН
  • ЗАМОК

Полезное


Чем отличаются майя, ацтеки и инки • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсМифы Южной АмерикиЛекцииМатериалы

Материалы

Краткий путеводитель по греческой философии

Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма

Краткий учебник по русскому авангарду

Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств

Элементарный путеводитель по философии XX века

9 немецких, французских и англосаксонских традиций в философии Новейшего времени

История Японии в 20 пунктах

Самые значимые для понимания японской истории даты и события

«Волк, коза и капуста» с писателями

Знакомая с детства игра, но интерактивная и с Маяковским

Узнайте писателя по детской фотографии

Физиогномический тест

Как читать и понимать хайку

Переводчик о поэзии трехстиший, ее истории, переводах и о том, почему это красиво

Найдите стульям дома

Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью

«Мемори» с Романовыми

Cыграйте в игру — и отыщите 12 повторяющихся портретов Романовых

Как вы понимаете японцев?

Проверьте свое понимание мимики и жестов, принятых в общении у японцев

Соберите авангард из кусочков

Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда

Соберите кирасира-трансформера

Вы можете собрать гусара, гренадера или мушкетера, а можете сделать химеру на свой вкус

Дневник глазами литературоведа

Почему интимный дневник императрицы Елизаветы Алексеевны можно читать как высокую прозу

Художник Давид — изобретатель зиги

Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки

История западного Средневековья в 90 пунктах

Интерактивная шпаргалка

Как Наполеон создал нации Европы

Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках

Все измы XIX века

Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма

Расставьте модников в хронологическом порядке

Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?

Архитектурная азбука

Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках

«Александр Невский»

Наум Клейман рассказывает о главном советском «оборонном фильме»

Зачем нужны денди

Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам

Кто есть кто в былинном мире

Путеводитель по былинным персонажам

Игорь Данилевский: «Там, где мы ожидаем увидеть одно, люди прошлого видят другое»

Эмодзи-Пастернак

Восстановите пропуски в стихах, перетащив в них значки

Зачем фальсифицируют историю

Объясняет историк Иван Курилла

Как организовать дуэль

Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили

Поэзия Пастернака: гид для начинающих

16 стихотворений для первого знакомства с поэтом

Кто такой средневековый человек

Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного

Чем отличаются майя, ацтеки и инки

Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя

События, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века

Почему «Велесова книга» — это фейк

10 причин, почему она не может быть подлинной

Как читать Карла Маркса

Художник Гутов рассказывает о философе Лифшице — одном из тех, кто понял Маркса правильно

9 мифов о Лермонтове

Знания, которые срочно нужно забыть

Загул Пушкина с цыганами

Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку

Очень краткая история архитектуры

Приключения строительных конструкций

Европейские театры XVI–XVII веков

Что нужно знать о театрах Испании и Италии эпохи Возрождения

Англия эпохи Шекспира в датах

Распространение вилок и другие события, повлиявшие на развитие английского театра

Адам и Ева с точки зрения генетика

Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество

Русские — скифы?

История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока

«Собака» или новый Пушкин?

Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли

Неизвестный скабрезный текст Лермонтова

Первая публикация неизданного рассказа с комментарием

Потемкинские деревни, которых не было

Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?

Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»

От Пушкина до Зализняка: хроника

5 заблуждений о матриархате

Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований

Кто окружал Русь

Cписок соседей русских земель в XIII веке

Поддельные русские в ненастоящем Крыму

Знаменитая историческая фальсификация в комментариях

Где Делакруа?

Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена

За что любить Сурикова?

Объясняет искусствовед Галина Ельшевская

Основные направления авангарда

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Семь мифов о Горьком

Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьян, отец соцреализма и другая неправда

«Москва — Третий Рим»: история спекуляции

Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется

Заболоцкий за 10 минут

Подборка от Александра Архангельского

Девять мифов о Есенине

Наивный паренек из деревни, пьяный поэт, жертва убийства и другая неправда

Что мы знаем о Страшном суде

Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях

Как читать летописи

Четыре проблемы, которые должен решить человек, изучающий летописный текст

О чем говорит здание мэрии Москвы

Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом

Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик

Каким предстает киевский князь в былинах

Кто и зачем придумывал древних славянских богов?

Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер

Былины — не крестьянский жанр

Развенчание массового заблуждения

Что такое «параноид жилья»

При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед

Кто придумал термин «серебряный век»

Как вошел в обиход уже привычный термин

Хорошо ли вы знаете советский быт?

Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея

Кто такие половцы?

То, что нужно знать о загадочном народе

Основатели символизма: the best

Целая эпоха в 10 стихотворениях

Философия Стругацких

Рассказывает литературовед Илья Кукулин

Все сюжеты русских былин

Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин

Игра: как поменять лампочку в туалете

Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?

Как воспитать почтового голубя

Инструкция для начинающего голубевода

Как продать крепостного

Инструкция от историка Игоря Курукина

Как уберечься от чумы

Историк Ольга Тогоева — о мерах предосторожности, опробованных европейцами в Средние века

Как писать на бересте

Инструкция из Древней Руси

Семь тестов на знание всего

Проверьте свои знания по истории, литературе, живописи, кино и музыке

23 мифа, которые раздражают ученых

Невская битва, тлетворный Запад, «Лука Мудищев» и Дантес в бронежилете

Из всего многообразия цивилизаций, существовавших в Латинской Америке до прихода испанцев, все слышали только про майя, ацтеков и инков. При этом мало кто знает наверняка, кто из них знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Подготовила Евгения Коровина

Где и когда существовали цивилизации инков, майя и ацтеков

Майя

Ацтеки

Инки

Письменность

У майя было словесно-слоговое письмо. Корни слов писались знаками для слов (логограммами) или слоговыми знаками. Суффиксы писали только слоговыми знаками. Сохранилось три кодекса раннеколониального времени, а также большое количество разнообразных надписей на керамике и на монументах (по большей части классического времени).

У ацтеков, как и у майя, было словесно-слоговое письмо, но использовалось оно только для записи личных имен и названий мест. Ацтеки, в отличие от майя, для обозначения действия рисовали картинку — их письменность не была приспособлена к фиксированию глагольных форм.

Была ли у инков письменность, достоверно неизвестно. Существует легенда об инке Пакачутеке, запретившем письмо, потому что страну охватила эпидемия, и жрецы сказали, что страну спасет отказ от письменности. Кроме того, существуют свидетельства, что последний памятник инкской письменности (несколько полотнищ с рисунками) испанцы пытались привезти в Европу, но корабль с этими памятниками затонул. Существовали ли эти полотнища на самом деле и содержали ли какой-то текст, мы не знаем. Скорее всего, это поздняя легенда. Кипу, которое иногда называют узелковым письмом, в строгом смысле письмом не является.

Монтесума

Монтесума — император ацтеков, и к майя он не имеет никакого отношения.

Монтесума II — последний император ацтеков, захваченный в плен Кортесом и в 1520 году убитый индейцами за призыв покориться испанцам.

Монтесума был императором ацтеков, а не инков.

Пирамиды

Пирамиды вообще являются характерной особенностью мезоамериканской культуры. Майя построили много пирамид — к примеру, пирамида Кукулькана в городе Чичен-Ица (на полуострове Юкатан). Самая большая пирамида майя — Ла Данта, один из трех пирамидальных комплексов города Эль-Мирадор. Ее высота — 72 метра.

Например, в центре Теночтитлана (ацтекской столицы, разрушенной Кортесом) была пирамида с двумя храмами на вершине — Темпло Майор, или пирамида Уицилопочтли. Комплекс был построен около 1325 года.

Инки пирамид не строили.

Драматургия

До нас дошла пьеса майя «Рабиналь-Ачи». Она сохранилась в рукописи XIX века, но считается, что текст восходит к доиспанским временам. Речь в ней идет о том, как один правитель пленил другого, а потом думал, что с ним сделать.

Нам известны доколумбовы пьесы майя и инков, а от ацтеков дошли только стихи. Самого великого ацтекского поэта звали Несауалькойтль, буквально «постящийся койот» (1402–1472 годы).

Нам известно несколько пьес инков — например, «Ольянтай» (дошла в рукописи XVIII века, но считается, что написана была до прихода испанцев). В пьесе рассказывается про юношу, который влюбился в девушку, влюбляться в которую ему было не положено по статусу. В результате юноша был сослан, а девушка заточена.

Мачу-Пикчу

Мачу-Пикчу — это город в Андах.

Мачу-Пикчу — это город в Андах.

Мачу-Пикчу — это город в Андах, расположенный на высоте 2450 метров над уровнем моря. Как город Мачу-Пикчу функционировал около ста лет, в XV–XVI веках. После этого более 400 лет город пребывал в запустении, пока в 1911 году его не обнаружил Хайрам Бингем, исследователь из Йельского университета.

Конец света в декабре 2012 года

Календарь майя рассчитан на 13 больших календарных циклов (бактунов). Точно понять, как это деление соотносится с нашим летоисчислением, невозможно, но, согласно трем наиболее общепризнанным вариантам, 13-й бактун заканчивался 21, 23 или 24 декабря. Впрочем, по некоторым версиям он все еще продолжается.

Ацтеки делили время на 52-летние циклы — очередной заканчивался в 2012 году.

В 2012 году инки конца света не ждали.

Ламы

Ламы водятся только в Андах.

Ламы водятся только в Андах.

В Андах ламы водятся.

Колесо

Археологи находили майяские детские игрушки с колесами, но в транспорте колеса не использовались. У майя не было вьючных животных.

Ацтеки колеса не знали.

Можно предположить, что причина в климате: в сезон дождей в этих регионах не могут проехать никакие колеса. Другая версия — отсутствие узды (по-видимому, лошадиную узду изобрели в Шумере в III тысячелетии до нашей эры; позже ее стали использовать и для верблюдов и оленей. Судя по всему, другие народы узду сами не изобретали).

Война с Кортесом

Испанцы появились на Юкатане в 1517 году, а в 1528-м началось его завоевание под руководством Франсиско де Монтехо. Последняя крепость, Тайясаль, пала в 1697 году.

Столица ацтеков Теночтитлан пала в 1521 году, уже через два года после появления в Мексике Кортеса, благодаря удачному союзу с другими индейскими племенами, восставшими против ацтекского правления.

Инков завоевал Писарро. Это произошло в 1535 году, примерно через 10 лет после первого знакомства. Писарро, как и Кортес с ацтеками, воспользовался местными разногласиями — два сына предпоследнего инки Уайны Капака, Уаскар и Атауальпа, после смерти отца боролись между собой за трон.

Какао как валюта

Зерна какао очень удобно считать: в каждом какао-бобе зерна расположены рядами ровно по пять штук, всего рядов может быть от шести до десяти.

Зерна какао очень удобно считать — в каждом какао-бобе зерна расположены рядами ровно по пять штук, всего рядов может быть от шести до десяти.

Инки использовали для обмена различные товары, какого-то конкретного эквивалента денег у них, видимо, не было.

Судоходство

Майя плавали на побережья: например, на остров Косумель, находящийся рядом с Юкатаном.

Ацтеки плавали по большому озеру Тескоко, посреди которого стояла их столица Теночтитлан. В настоящее время Тескоко практически целиком осушено: многие районы современного Мехико стоят там, где раньше была вода. Сохранившаяся часть озера сильно засолена.

Испанский путешественник Педро Сармьенто де Гамбоа записал легенду о том, как в XV веке, во времена правителя Тупака Юпанки, инки предприняли длительное плавание на бальсовых плотах к островам Ауачумби и Ниначумби и привезли оттуда золото и рабов. Где находились эти острова — неясно, сам Сармьенто де Гамбоа отождествлял их с открытыми им Соломоновыми островами; другие считают, что инки открыли остров Пасхи (но, в отличие от Соломоновых островов, на острове Пасхи золота нет). Достоверность этой легенды ничем не подтверждена.

Листья коки

Майя могли употреблять галлюциногенные грибы.

Инки (как и майя и ацтеки) употребляли алкоголь, но перегонять его их научили европейцы. Так что до появления европейцев он был не очень крепким.

Инки жевали листья коки — это придавало им сил для передвижения высоко в горах.

Единое централизованное государство

Ни один из майяских городов-государств к приходу европейцев не достиг уровня, позволяющего захватить все остальные города-государства, — хотя некоторые города майя в разные периоды своей истории управляли соседними городами.

У ацтеков существовал Тройственный союз — государство, названное так потому, что возникло из союза Теночтитлана, Тескоко и Тлателолько. К началу колониального периода Тройственный союз распространил свою власть на большую часть Центральной и Южной Мексики.

Столицей инков был город Куско. К моменту прихода европейцев инки правили практически всеми Андами, но на восток в Амазонию их власть не распространялась, хотя отдельные попытки подчинить ее они предпринимали.

Передача информации при помощи огня

Майя передавали информацию с гонцами.

Ацтеки, как и майя, передавали информацию с гонцами.

Почта была у всех, но у инков — самая развитая: она работала как система гонцов, менявшихся через определенные промежутки времени. Если необходимо было срочно передать какую-то информацию, они делали это при помощи костров, которые разводились на горных вершинах, — у майя и ацтеков, живших на более равнинных территориях, такого не было.

Металлургия

Некоторое количество медных предметов, датируемых началом II тысячелетия нашей эры, находили в Ламанае и других городах, но они появились там в результате торговли.

На территориях, принадлежавших ацтекам, были найдены отдельные медные вещи, но они появлялись там в результате торговли. Кроме того, соседи ацтеков, тараски, незадолго до прихода европейцев (около 1450 года) научились выплавлять медь.

В андском регионе первые изделия из металла появились в III тысячелетии до нашей эры — это была медная, золотая, а позже и бронзовая металлургия.

Табак

Считается, что индейские сорта табака крепче европейских. При этом табачная зависимость у индейцев не формируется: современные потомки майя могут несколько дней почти безостановочно курить во время ритуала, а потом несколько лет не курить вовсе.

Считается, что индейские сорта табака крепче европейских. При этом табачная зависимость у индейцев не формируется: современные потомки майя могут несколько дней почти безостановочно курить во время ритуала, а потом несколько лет не курить вовсе.

Инки жевали листья коки, которые придавали им сил для передвижения в горах.

Лунный кролик

Майя часто изображали богиню луны Иш-Чель с кроликом на коленях.

В одном из ацтекских мифов рассказывается о том, что раньше луна светила так же ярко, как солнце, пока один из богов не бросил в нее кроликом. Поэтому бог луны Мецтли часто изображался в виде сосуда с кроликом.

Богиню луны у инков звали Кунирайя. Пятна на луне появились, когда Кунирайя прижала к себе своего любовника — Лиса.

Картофель

Основной пищей у майя и ацтеков были кукуруза, фасоль и чили.

Как и у майя, основной пищей ацтеков были кукуруза, фасоль и чили.

Предшественники инков одомашнили картофель 7000 лет назад. Сами инки вывели сотни его сортов, большинство из которых до сих пор знают только их потомки.

Теги

Америка

Фактчек: 9 самых популярных легенд о Николае I

Николай I был ярым реакционером и противником реформ? Заслужил ли он прозвище Николай Палкин? Он заплатил долги Пушкина? А слухи о том, что на самом деле он не был сыном Павла, — правда? Разбираемся в новом фактчеке

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

12 минут

1/8

Почему люди умирают

Как в Южную Америку попали африканские рассказы о том, что первые люди вышли из-под земли и проспали бессмертие

Читает Юрий Березкин

Как в Южную Америку попали африканские рассказы о том, что первые люди вышли из-под земли и проспали бессмертие

13 минут

2/8

Ямс из пальцев, кукуруза из зубов

Как в Индонезии и Перу появились похожие мифы о происхождении культурных растений

Читает Юрий Березкин

Как в Индонезии и Перу появились похожие мифы о происхождении культурных растений

13 минут

3/8

Зубастое лоно

Почему ни в Африке, ни в Европе не рассказывают о женщинах, которые не умеют рожать, о людях, которые не умеют есть, и об изменах с крокодилами и медведями

Читает Юрий Березкин

Почему ни в Африке, ни в Европе не рассказывают о женщинах, которые не умеют рожать, о людях, которые не умеют есть, и об изменах с крокодилами и медведями

15 минут

4/8

Явление духов

Почему в Южной Америке, Меланезии и Австралии женщинам нельзя смотреть, как мужчины вызывают чудовищ

Читает Юрий Березкин

Почему в Южной Америке, Меланезии и Австралии женщинам нельзя смотреть, как мужчины вызывают чудовищ

15 минут

5/8

Проделки койота

Что общего у индейцев Южной и Северной Америки

Читает Юрий Березкин

Что общего у индейцев Южной и Северной Америки

14 минут

6/8

В поисках жениха

Почему в южноамериканских эпосах не бывает счастливых концов

Читает Юрий Березкин

Почему в южноамериканских эпосах не бывает счастливых концов

13 минут

7/8

Репетиция мира

Кто такие первопредки и куда делся их мир

Читает Юрий Березкин

Кто такие первопредки и куда делся их мир

19 минут

8/8

Съеденный мальчик

Как китайские мигранты принесли в Перу сюжет о детях, спасающихся от людоедки и превращающихся в солнце и луну

Читает Юрий Березкин

Как китайские мигранты принесли в Перу сюжет о детях, спасающихся от людоедки и превращающихся в солнце и луну

Материалы

Юрий Березкин: «Главная моя цель — реконструкция прошлого»

Во что верят индейцы

Историк Дмитрий Беляев — о мифологии Южной и Центральной Америки до Колумба

10 признаков того, что вы первопредок

Как понять, не являетесь ли вы родоначальником людей

Путь человечества

Как люди добрались из Африки до Огненной Земли

Мультфильм о мифах индейцев

Мифы индейцев Латинской Америки в пересказе для детей

Чем отличаются майя, ацтеки и инки

Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Непереводимые слова индейцев

Понятия, для которых отдельные слова есть только в языках доколумбовых цивилизаций

Музыка у индейцев майя

Что означал звук для мезоамериканцев и как звучали их музыкальные инструменты

Лев Клейн: «Будущее решается гуманитарным знанием»

Адам и Ева с точки зрения генетика

Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество

Стать бессмертным: советы бывалых

Мифы народов мира о животных, победивших смерть

О чем спросить туземца

Изучение «диких народов» при помощи вопросов Фрэзера о рождении, любви и войне

Что проспали герои мифов

Бессмертие, рис, винный погреб — чего еще лишились мифологические герои из‑за сна?

Инки глазами испанского чиновника

Хронист Хуан Поло де Ондегардо-и-Сарате о странных обычаях индейцев

Испанский миссионер о верованиях инков

Фрагменты «Доклада о сказаниях и обрядах инков» Кристобаля де Молины

Огород из частей тела

Шесть мифов о членовредительстве и растениеводстве из разных частей света

Запретные сказки Российской империи

«Заветная сказка» о зубастом лоне и щучьей голове из сборника Афанасьева

Узелковое письмо

Кто, что и каким образом записывал на кипу

Мифы Южной Америки — о женщинах

Как быть хорошей женой и что делать с плохой по мнению цельтали и других специалистов

Евангелие в картинках

Как проповедовали индейцам первые миссионеры, не знавшие языков Нового Света

Трикстер в СССР

Почему в советской и постсоветской культуре трикстеры важнее серьезных национальных героев

Что может случиться с трикстером

Сюжеты разных народов мира, больше других напоминающие современные анекдоты

Мезоамериканское какао

Как приготовить напиток, который может успокоить сердце, свести с ума и вылечить туберкулез

Что такое погребальные башни

Почему аймара хоронили знатных людей в башнях

Важен ли сюжет в мифе

Антрополог Бронислав Малиновский пришел к выводу, что нет

Игра в мяч

Спортивная игра мезоамериканцев как религиозный обряд

Комиксы мочика

О чем рассказывают ритуальные сосуды, созданные культурой, у которой не было письменности

Где люди ели друг друга

На карте 1893 года видно, где, по мнению европейцев, был распространен каннибализм

Почему мифы разных народов похожи

Сергей Неклюдов о том, как ученые объясняют сходства между фольклорными текстами

Все, что вы хотели знать о зубастом лоне

Как последователи Фрейда интерпретировали мифы о vagina dentata

Об алеутских демонах

Рассказ святителя Иннокентия Аляскинского о том, как на остров Уналашка являются дьяволы

Майя-киче о рождении мира

Как пустота наполнилась рыбами, крабами и кипарисовыми рощами — в двух переводах

«Вы уморили мою мамочку!»

Миф о происхождении черной и красной красок

5 заблуждений о матриархате

Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований

Попугайчики, табак, яички и другие ужасы

Страшный миф народа нивакле, живущего в Парагвае и Аргентине

Шесть фактов о сиу

Кто такие люди бизонов и за что их полюбил канал НТВ

Как делят год разные культуры

«Задержка вод», «Месяц выхода Убийцы», «Малое изобилие» и другие месяцы восьми календарей

Много ли вы знаете об индейцах

Тест: проверьте свои познания о жизни и представлениях коренных жителей Центральной и Южной Америк

Если курса вам показалось мало

Где подробнее узнать о ранней истории человека, о жизни индейцев и о мифах народов мира

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Ацтеки: империя, культура и факты

Ацтеки, которые, вероятно, возникли как кочевое племя в северной Мексике, прибыли в Мезоамерику примерно в начале 13 века. Из своей великолепной столицы, Теночтитлана, ацтеки стали доминирующей силой в центральной Мексике, создав сложную социальную, политическую, религиозную и коммерческую организацию, которая к 15 веку взяла под свой контроль многие города-государства региона. Захватчики во главе с испанским конкистадором Эрнаном Кортесом силой свергли империю ацтеков и захватили Теночтитлан в 1521 году, положив конец последней великой местной цивилизации Мезоамерики.

Ранняя история ацтеков

Точное происхождение ацтеков неизвестно, но считается, что они зародились как северное племя охотников-собирателей, чье название произошло от их родины Ацтлан, или «Белая земля» на ацтекском языке Науатль.

Ацтеки были также известны как Теночка (от чего произошло название их столицы, Теночтитлан) или Мексика (происхождение названия города, который заменит Теночтитлан, а также названия всего страна).

Ацтеки появились в Мезоамерике — так известен южно-центральный регион доколумбовой Мексики — в начале 13 века. Их прибытие произошло сразу после или, возможно, способствовало падению ранее господствовавшей мезоамериканской цивилизации, тольтеков.

Знаете ли вы? Язык ацтеков, науатль, был доминирующим языком в центральной Мексике к середине 1350-х годов. Многочисленные слова науатль, заимствованные испанцами, позже были поглощены английским языком, включая чили или чили, авокадо, шоколад, койот, пейот, гуакамоле, оцелот и мескаль.

Когда ацтеки увидели орла, сидящего на кактусе на болотистой местности у юго-западной границы озера Тескоко, они восприняли это как знак построить там свое поселение. Они осушили болотистую землю, построили искусственные острова, на которых можно было разводить сады, и заложили фундамент своей столицы, Теночтитлана, в 1325 г. н.э. авокадо; они также поддерживали себя за счет рыбалки и охоты на местных животных, таких как кролики, броненосцы, змеи, койоты и дикие индейки. Их относительно сложная система земледелия (включая интенсивную обработку земли и методы орошения) и мощная военная традиция позволили ацтекам построить успешное государство, а затем и империю.

Империя ацтеков

В 1428 году под предводительством Ицкоатля ацтеки заключили трехсторонний союз с текскоканцами и такубанцами, чтобы победить своих самых могущественных соперников за влияние в регионе, тепанеков, и завоевать их столицу Аскапоцалько. . Преемник Ицкоатля Монтесума (Моктесума) I, пришедший к власти в 1440 году, был великим воином, которого помнили как отца империи ацтеков.

К началу 16-го века ацтеки стали править более чем 500 небольшими государствами и от 5 до 6 миллионов человек либо путем завоеваний, либо посредством торговли. В Теночтитлане на момент своего расцвета проживало более 140 000 жителей, и он был самым густонаселенным городом, когда-либо существовавшим в Мезоамерике.

Оживленные рынки, такие как Тлателолко в Теночтитлане, которые посещают около 50 000 человек в основные базарные дни, двигали экономику ацтеков. Цивилизация ацтеков также была высокоразвитой в социальном, интеллектуальном и художественном отношении. Это было высоко структурированное общество со строгой кастовой системой; наверху были дворяне, а внизу — крепостные, наемные слуги и порабощенные рабочие.

Религия ацтеков

Вера ацтеков во многом совпадала с другими мезоамериканскими религиями, такими как религия майя, особенно включая обряд человеческих жертвоприношений. В великих городах империи ацтеков великолепные храмы, дворцы, площади и статуи олицетворяли неизменную преданность цивилизации многим ацтекским богам, в том числе Уицилопочтли (богу войны и солнца) и Кетцалькоатлю («Пернатому змею»), тольтеку. бог, сыгравший много важных ролей в вере ацтеков на протяжении многих лет. Великий храм, или Templo Mayor, в столице ацтеков Теночтитлане был посвящен Уицилопочтли и Тлалоку, богу дождя.

Календарь ацтеков, распространенный на большей части территории Мезоамерики, основывался на солнечном цикле в 365 дней и ритуальном цикле в 260 дней; календарь играл центральную роль в религии и ритуалах ацтекского общества.

Европейское вторжение и падение цивилизации ацтеков

Первым европейцем, посетившим территорию Мексики, был Франсиско Эрнандес де Кордоба, который прибыл на Юкатан с Кубы с тремя кораблями и примерно 100 мужчинами в начале 1517 года. тамошнего испанского губернатора Диего Веласкеса отправить в Мексику большие силы под командованием Эрнана Кортеса. В марте 1519 г., Кортес высадился в городке Табаско, где узнал от туземцев великой цивилизации ацтеков, которой тогда правил Монтесума (или Монтесума) II.

Бросив вызов авторитету Веласкеса, Кортес основал город Веракрус на юго-восточном побережье Мексики, где обучил свою армию в дисциплинированную боевую силу. Затем Кортес и около 400 солдат двинулись в Мексику с помощью местной женщины, известной как Малинче, которая работала переводчицей. Благодаря нестабильности в империи ацтеков Кортес смог заключить союзы с другими коренными народами, в частности с тласкаланами, которые в то время находились в состоянии войны с Монтесумой.

В ноябре 1519 года Кортес и его люди прибыли в Теночтитлан, где Монтесума и его люди приветствовали их как почетных гостей по обычаю ацтеков (отчасти из-за физического сходства Кортеса со светлокожим Кетцалькоатлем, возвращение которого было предсказано в ацтекской легенде). ).

Хотя ацтеки превосходили численностью, их оружие было хуже, и Кортес смог немедленно взять в заложники Монтесуму и его свиту лордов, получив контроль над Теночтитланом. Затем испанцы убили тысячи ацтекских дворян во время ритуальной танцевальной церемонии, и Монтесума умер при невыясненных обстоятельствах, находясь под стражей.

Европейские болезни, такие как оспа, эпидемический паротит и корь, также были мощным оружием против местного населения, у которого отсутствовал иммунитет к ним. Францисканский монах, путешествующий с Кортесом, наблюдал воздействие оспы на ацтеков: «Они умирали кучами… Во многих местах случалось, что все в доме умирали, и так как было невозможно похоронить большое количество мертвых, они срывали дома над ними, так что дома их стали их гробницами». К 1520 году оспа всего за год сократила население Теночтитлана на 40%.

Куаутемок, молодой племянник Монтесумы, стал императором, и ацтеки изгнали испанцев из города. С помощью местных соперников ацтеков Кортес предпринял наступление на Теночтитлан, окончательно сломив сопротивление Куаутемока 13 августа 1521 года. В общей сложности около 240 000 человек погибли при завоевании города, что фактически положило конец цивилизации ацтеков. После своей победы Кортес разрушил Теночтитлу и построил на ее руинах Мехико; он быстро стал главным европейским центром в Новом Свете.

Факты и история цивилизации ацтеков

Эта иллюстрация орла, поедающего змею на вершине кактуса, показывает легенду о том, как ацтекский бог отметил место, где эти люди будут жить. Этот символ до сих пор используется на флаге Мексики.

Фотография DEA / G. DAGLI ORTI/De Agostini через Getty Images

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Год 1450. Пирамиды-близнецы, покрытые красной и синей краской, возвышаются на девять этажей на огромной платформе в центре города Теночтитлан (произносится как тен-оч-ТИ-тлан), столицы Империи ацтеков. Зоопарки, ботанические сады и рынки полны людей. Неподалеку фермеры, катающиеся на каноэ, выращивают кукурузу, помидоры, бобы и многое другое на плавучих огородах. Почти 300 000 человек называют этот город своим домом, что делает его одним из крупнейших городов мира в то время.

Просуществовавшая около 200 лет Империя ацтеков была последней великой цивилизацией Мезоамерики (регион от современной северо-западной Мексики до центральноамериканской страны Сальвадор) до завоевания этой земли европейцами. Сегодня, спустя 500 лет после падения цивилизации ацтеков, руины Теночтитлана лежат под современным Мехико.

История цивилизации ацтеков

Люди, которые впоследствии создали империю ацтеков, называли себя мешика (произносится как мех-ши-ках). Они считали, что пришли из мифической страны Ацтлан, из-за чего более поздние историки назвали этот народ ацтеками.

Примерно в 1300 году эта кочевая группа прибыла на территорию нынешней центральной Мексики, прибыв, возможно, из такой далекой страны, как современная Юта. Область уже была хорошо заселена другими группами, поэтому ацтеки поселились на необитаемых островах в озере Тескоко, основав свою столицу, Теночтитлан, на острове в 1325 году. (Испанцы позже осушили это озеро.)

Для следующего сто лет ацтеки жили под властью правящей группы тепанеков. Ацтеки платили им налоги и служили солдатами в их армии. Но это длилось недолго. В 1428 году ацтеки присоединились к двум другим городам-государствам, чтобы свергнуть тепанеков. И вскоре ацтеки взяли под свой контроль альянс и стали правителями региона.

В течение следующих ста лет короли ацтеков завоевывали территорию, пока империя не раскинулась примерно на 80 000 квадратных миль от Мексиканского залива на востоке до Тихого океана на западе. Разделив территорию на государства, ацтеки правили в общей сложности около шести миллионов человек.

Местные лидеры этих государств могли управлять без особого вмешательства со стороны своих ацтекских правителей, но им приходилось платить дань императору еще в Теночтитлане. Этими данью могут быть такие вещи, как еда, хлопчатобумажные ткани, перья и драгоценные камни, такие как бирюза.

Но данью могли быть и человеческие жертвоприношения богам. Иногда в жертву приносили женщин и детей, но большинство жертв составляли воины из этих соседних государств, взятые в бою. Этих людей часто приносили в жертву на вершине Templo Mayor, что в переводе с испанского означает «Великий храм», в центре Теночтитлана.

Эта игра показывает, как мог бы выглядеть Templo Mayor. На разрезе показано, как императоры ацтеков достраивали храм, увеличивая его с течением времени.

Фотография Роджера Крэкнелла 01/классика/Алами

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

К концу 1400-х годов их подданные были настолько недовольны системой дани и жестокими жертвоприношениями, что начали бунтовать против правления ацтеков. А затем в 1519 году прибыли испанские исследователи во главе с Эрнаном Кортесом. Сначала испанцы притворились, что дружат с королем Монтесумой II, но затем взяли его в плен. С помощью других местных групп, которые больше не хотели подчиняться ацтекам, испанцы завоевали Теночтитлан в 1521 году, положив конец Империи ацтеков. Однако многие потомки ацтеков до сих пор живут в Мексике.

Жизнь в цивилизации ацтеков

Теночтитлан находился на острове в озере, и поэтому ацтеки придумали, как превратить болотистую землю в «плавучие» фермы под названием чинампас , которые используются до сих пор.

Плавучие фермы под названием чинампас до сих пор используются в некоторых частях Мехико.

Фотография Леонсио Хесуса Руиса де ла Гарса / Alamy

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Сначала на болоте поставили квадратные заборы из переплетающихся веток. Когда вода проходит через ветки, грязь и мусор налипают на заборы, образуя стену. Люди также выращивали растения, такие как ивы, в стенах, чтобы еще больше укрепить их. Затем они заполнили отгороженные квадраты осадком, пока он не поднялся над водой, словно плавая. Фермеры стремились к чинампас на каноэ между каждым участком сельскохозяйственных угодий.

Ацтеки также принесли в город пресную воду с помощью длинных каменных каналов, называемых акведуками, которые обеспечивали водой цветники, частные дома и городские фонтаны.

Маленькие ацтекские дети обучались дома. Но в подростковом возрасте и девочки, и мальчики ходили в школу, чтобы узнать о философии, природе, музыке и военном деле; они также научились ремеслу. Ожидалось, что женщины будут воспитывать детей и ухаживать за домом, но некоторые женщины также могли быть врачами или педагогами; большинство мужчин были фермерами, но некоторые занимались гончарным, плотницким или металлическим ремеслом.

Все взрослые мужчины должны были служить в армии ацтеков, а знатные члены общества ацтеков были признаны лучшими воинами. Но жизнь завоеванных людей, живших под властью ацтеков, была трудной: их часто заставляли служить в армии, порабощали или приносили в жертву ацтекским богам.

Ацтеки строили храмы-пирамиды по всей своей империи. Эти сооружения использовались для жертвоприношений, поклонения богам, а также могли быть местами упокоения императоров. Иногда они делали это, строя поверх остатков пирамид, построенных ольмеками.

Ацтеки верили во многих богов, но наиболее важными из них были Уицилопочтли (wee-tsee-loh-POHCH-tlee), бог войны и солнца, и Тлалок (TLAH-lohk), бог дождя. Две пирамиды-святилища на вершине Темпло Майор были посвящены этим богам.

Почему цивилизация ацтеков по-прежнему важна

Сегодня археологи все еще раскрывают тайны империи ацтеков под Мехико — только в 1978 году коммунальщики наткнулись на руины Темпло Майор.

Эта скульптура змеи является частью комплекса Templo Mayor в Мехико.

Фотография Джона Митчелла / Alamy

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Когда мы говорим, мы повторяем многие слова, которые ацтеки использовали в своем языке науатль. «Шоколад», «помидор», «авокадо» и «чили» происходят от этих слов коренных народов. Многие продукты, которыми мы наслаждаемся сегодня, такие как кукурузные лепешки, горячий шоколад и попкорн, также ели ацтеки.

Техника земледелия чинампа , усовершенствованная ацтеками, до сих пор используется в Мексике. Империя ацтеков также создала правовую систему с судьями, судебными процессами и системами управления с различными ведомствами, подобно нашему современному федеральному правительству.

Краткие факты

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Этот камень календаря шириной 12 футов помогал ацтекам отслеживать год.

Фотография Себастьяна Лекока / Alamy

  • Ацтеки использовали какао-бобы в качестве денег.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *