9. Атомизм Левкиппа — Демокрита. Философия
9. Атомизм Левкиппа — Демокрита
Нобелевский лауреат, крупнейший физик середины XX в., Р. Фейнман писал:
«Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это — атомная гипотеза… все тела состоят из атомов — маленьких телец, которые находятся в беспрерывном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются, если одно из них плотнее прижать к другому. В одной этой фразе… содержится невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения» [30].
Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Интересно, что эта гипотеза, развитая Левкиппом (V в. до н. э.) и особенно Демокритом (ок. 470 или 460 до н. э. — умер в глубокой старости), связана с Древним Востоком [31].
Таким образом, первоначала других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к атомам. И вода, и воздух, и земля, и огонь состоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек — атомов, движущихся в пустоте. В самом понятии атома (неделимый) высвечивается его элеатское происхождение. Атомы, согласно Демокриту, неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Атомы и пустота — единственная реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа.
Отмечая роль античного атомизма, Герцен писал: «В атомах они видели повсюдную средоточность вещества, бесконечную индивидуализацию его, для себя бытие, так сказать, каждой точки. Это один из самых верных, существенных моментов понимания природы: в ее понятии необходимо лежит эта рассыпчатость и целость каждой части так же, как непрерывность и единство» [32].
Следует, однако, подчеркнуть, что наше изложение есть реконструкция, исходящая из сравнительной ценности для современной науки тех или иных построений древних. Непосредственно в античности атомистическая концепция не сыграла существенной роли. Дело в том, что она входила в конфликт с принципом бесконечной делимости материи, а также с величайшими достижениями античной математики: открытием несоизмеримости диагонали квадрата с его стороной и т. п. Геометрические фигуры, составленные из «атомов» Демокрита, были бы угловатыми и неровными, подобно египетским пирамидам, если рассматривать их вблизи. Мы не можем здесь вдаваться в математические тонкости, укажем лишь, что Демокрит различал атомы (неделимые) и амеры (не имеющие размера) [33]. Преодоление трудностей древней атомистики было бы возможным только вместе с введением в античную науку элементов дифференциального и интегрального исчислений, что позволило бы решить еще, например, апорию Зенона об Ахиллесе и черепахе и т. п. Существует мнение, что Архимед, разработавший оригинальные методы, предвосхищавшие математический анализ Ньютона и Лейбница, опирался хотя бы эвристически на атомизм.
Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала. Ощущения, считал он, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания. Свидетельства об окружающем нас мире, которые дают ощущения, дополняются и исправляются тонкой работой ума. Вселенная Демокрита строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности. Именно в причинности Демокрит усматривал объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий. Он с пафосом воскликнул: «Найти одно причинное объяснение для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством!»
Согласно Демокриту, душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ. Он первым высказал идею проэктивной объективации субъективного образа: от вещи отделяются тончайшие «пленки» (поверхности), втекающие в глаза, уши и т. д. Иначе говоря, от предметов истекают своего рода флюиды, которые, попадая в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения, восприятия, т. е. образы, которые мы чувствуем не в нас, а там, где находится воспринимаемый предмет: иначе ведь мы тянулись бы ложкой не в тарелку, скажем, с супом, а в свои глаза. При этом визуальный образ формируется истечением, исходящим из глаз, и из того, что видимо. (Специально изучая этот вопрос (силу взгляда), должен сказать: это чрезвычайно тонкое прозрение гения.)
Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. По Демокриту, боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум. В сочетании атомов находится некая живая и духовная сила, а начала разума находятся в мирах, которые он наделяет божественностью: мир создан божественным разумом и боги помогают людям. Совокупность огненных атомов, разлитая во всем Космосе, оживляет все и дает всему и вся Разум.[34]
И в заключение: атомизм Левкиппа-Демокрита не получил надлежащей оценки, между тем как он составляет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества.
5. Атомистическая философско-психологическая концепция Демокрита
5. Атомистическая философско-психологическая концепция Демокрита
Демокрита (460–370 гг. до н. э.) принято считать подлинным основателем атомистического направления, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира.
1. ОТНОШЕНИЕ ЭПИКУРА К УЧЕНИЮ ДЕМОКРИТА О БЫТИИ
1. ОТНОШЕНИЕ ЭПИКУРА К УЧЕНИЮ ДЕМОКРИТА О БЫТИИ Эпикур верен основоположениям материалистической философии своего великого предшественника. Он безоговорочно принимает вечное существование материи, ее неуничтожимость и постоянное движение. В то же время он вносит
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЭПИКУРА И ДЕМОКРИТА В ВОПРОСАХ ЭТИКИ
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЭПИКУРА И ДЕМОКРИТА В ВОПРОСАХ ЭТИКИ Эпикур и в своем этическом учении продолжает и развивает линию Демокрита. Но он не просто повторяет и отстаивает выдвинутые Демокритом этические положения. Как в физике и канонике, так и в этике Эпикур лишь в
1.1 Бертран Рассел. Логический атомизм.
1.1 Бертран Рассел.
17. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм
17. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм Полный отказ от социального активизма в этике мы встречаем у материалиста Эпикура (341–270 до н. э.), учение которого получило широкую популярность и в Римской империи; наиболее известным из римских эпикурейцев был Лукреций
26. Учение Демокрита о жизни и душе
26. Учение Демокрита о жизни и душе
Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводятся к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение.
§ 1. Логический атомизм Б. Рассела
§ 1. Логический атомизм Б. Рассела «Дедушки» логического позитивизма — это Мур и Рассел. Роль Мура (1873–1958) обычно подчеркивают английские исследователи. Состояла она в том, что он привлек внимание к анализу значения слов и высказываний, которыми пользовались философы.
2. Простейшая логическая модель – атомизм.Противоречия атомистического редукционизма. Демокрит
2. Простейшая логическая модель – атомизм.Противоречия атомистического редукционизма. Демокрит Логическая философия элейцев выставила жесткие требования к познанию: бытие и небытие – простейшие категории, завоеванные мыслью, простейшие определения, которыми она
3. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита

Демокрит и Гиппократ. «Смех Демокрита»
Демокрит и Гиппократ. «Смех Демокрита» Около I в. н. э., во времена первых римских императоров, неизвестный автор из школы знаменитого греческого врача V в. до н. э. Гиппократа Косского написал роман в форме переписки между Гиппократом и абдеритами и между Гиппократом и
Теория происхождения религии. «Боги» Демокрита
Теория происхождения религии. «Боги» Демокрита Демокрит был автором первой из известных нам теорий происхождения религии: «Некоторые полагают, что мы пришли к представлению о богах исходя из непонятных явлений, происходящих в мире; такого мнения придерживается,
Спорное и достоверное в этике Демокрита
Спорное и достоверное в этике Демокрита тические изречения Демокрита — это та часть его наследия, которая наряду с теорией атомов оказала самое большое влияние на духовную жизнь последующих поколений; и в то же время она долго была анонимной, была растворена в ходячих
Глава VII.

Глава VII. Судьба философского наследия Демокрита изнь Демокрита в веках — это постоянная борьба лагерей в философии, столкновение научных взглядов, партий и классов. «Могла ли устареть за две тысячи лет развития философии борьба идеализма и материализма? Тенденций или
1.2. Логический атомизм Б. Рассела: язык как отображение структуры реальности
1.2. Логический атомизм Б. Рассела: язык как отображение структуры реальности В 1918 г. Бертран Рассел (1872–1970) прочитал в Лондоне цикл лекций, которые в последующем были опубликованы в журнале «Monist» под названием «Философия логического атомизма». В этих лекциях он
1.3. Логический атомизм Л. Витгенштейна: язык как образ реальности
1.3. Логический атомизм Л. Витгенштейна: язык как образ реальности
«Логико-философский трактат» Людвига Витгенштейна (1889–1951) занимает особое место среди философских произведений XX столетия. Он выделяется не только своей необычной стилистикой и оригинальным построением,
Атомизм (Atomisme)
Атомизм (Atomisme) Физическое или метафизическое учение, объясняющее порядок и сложность мира случайным взаимодействием элементарных частиц (атомов, а также кварков, лептонов и прочих бозонов). Претендуя на истину в последней инстанции, атомизм выступает как одна из форм, и,
Вопрос 2. Атомизм Левкиппа и Демокрита.
Левкипп, древнегреческий
философ. Основоположник атомистики,
учитель и друг Демокрита. О жизни ничего
не известно; местом его рождения различные
источники называют Милет, Элею, Абдеру.
Упоминаются его сочинения «Большой
диакосмос» и «О разуме», от второго до
нас дошла одна фраза. Согласно Аристотелю,
Л. создал свое учение, пытаясь примирить
аргументы элейской школы о невозможности
движения с данными чувственного опыта. В отличие от Парменида, допускал
существование небытия, т.е. пустоты,
разделяющей мельчайшие частицы бытия
(атомы). Атомы, будучи неделимыми,
неизменными и бескачественными,
отличаются друг от друга лишь величиной
и формой; они находятся в состоянии
вечного движения. Сталкиваясь и сцепляясь
друг с другом, атомы образуют многообразные
вещи.
Детали космогонической
концепции Л. сообщает Диоген Лаэртий.
Носясь в пустоте, бесчисленные множества
атомов порождают вихри, из которых
возникают миры. Каждый вихрь окружает
себя как бы оболочкой, препятствующей
отдельным атомам вырываться наружу.
Кружась в таком вихре, атомы разделяются
по принципу «подобное стремится к
подобному»: более крупные из них
собираются в середине и образуют из них
плоскую Землю, более мелкие устремляются
к периферии. Некоторые скопления атомов
воспламеняются из-за скорости движения
– так возникают видимые нами светила.
Процесс космообразования, как и все,
что совершается в мире, закономерен и
подчинен необходимости. В остальном
взгляды Л. практически неотделимы от
дальнейшего развития атомистики в
трудах Демокрита.
Уже в древности ставился вопрос о реальности Л. По свидетельству Диогена Лаэртия, Эпикур утверждал, что никакого философа Л. вообще не было. В силу этого немецкий филолог Э. Роде выдвинул в 1879 году тезис о том, что Л. был фиктивным литературным персонажем, придуманным Демокритом. Гипотезу Роде поддержали П. Наторп, П. Таннери, позднее В. Нестле, яростным противником ее был Г. Дильс; эта гипотеза отвергается большинством современных исследователей.
Демокрит из Абдер
(около 460 до н. э. – 360 (?) до н. э.)
древнегреческий философ-атомист и
ученый-энциклопедист. Согласно сведениям,
сообщаемым доксографами, учился у
Левкиппа, а также, возможно, у пифагорейцев,
совершил ряд поездок по странам Востока;
позднее находился в дружеских отношениях
с Гиппократом. Д. Был многосторонним
ученым и плодовитым автором (до 70
сочинений по каталогу у Диогена Лаэртия). Большинство сочинений Д. утрачено; до
нас дошли лишь короткие цитаты (около
300), взятые главным образом из его
этических трактатов.
Главные положения своей атомистической доктрины Д. заимствовал у Левкиппа, развив их и построив на их основе универсальную философскую систему. У Д. впервые в истории философии появляется развернутая теория познания, основанная на различении чувственного и рассудочного знания. Чувственный опыт – исходный пункт познания, однако сам по себе он может дать лишь «темное», т.е. неполное и недостоверное знание, т.к. истинная «природа» вещей (атомы) недоступна чувству и постигается лишь с помощью мышления. Чувственные восприятия объяснялись Д., источениями, попадающими в органы чувств (у Д. – потоки атомов, отделяющиеся от воспринимаемого тела).
/Есть два рода
познания: один истинный, другой – темный.
К темному относятся все следующие виды
познания: зрение, слух, обоняние, вкус,
осязание. Что же касается истинного
познания, то оно совершенно отлично от
первого. Когда темный род познания уже
более не в состоянии ни видеть слишком
малое, ни слышать, ни обонять, ни
воспринимать вкусом, ни осязать, но
исследование должно проникнуть до более
тонкого, недоступного уже чувственному
восприятию, тогда на сцену выступает
истинный род познания, так как он, в
мышлении, обладает более тонким
познавательным органом./
Имеются указания на то, что Д. распространил атомистические представления на пространство и время, построив своеобразную атомистическую геометрию.
/Будучи остроумным
естествоиспытателем, выдвинул следующий
трудный вопрос: если конус будет
многократно рассекаться плоскостью
параллельно основанию, то как следует
представить себе поверхности сечения:
будут ли они равными или неравными? Если
они не равны между собой, то конус
окажется не гладким, а как бы ступенчатым.
Если же они равны между собой, то мы
приходим к абсурду, ибо в таком случае
получается, что у нас был цилиндр, а не
конус. То же можно сказать и относительно
шара. /
Развивая представления Левкиппа о необходимости и закономерности всего совершающегося, Д. приблизился к механистическому миропониманию, рассматривая необходимость как движение, сопротивление и соударение атомов. Случайность в смысле беспричинности им отвергалась: случайными кажутся те события, причин которых мы не знаем. Всякое познание сводится к установлению причин происходящего; известно высказывание Д., что он предпочитает найти одно причинное объяснение, чем получить царскую власть над персами.
/Атомы можно уподобить поднятым ветром пылинкам, наблюдаемым в лучах солнца через окно. Эти пылинки существуют в воздухе, но так как они незаметны из-за слишком малой величины, то кажется, что они и не существуют, точно так же существуют и неделимые тела, мелкие и невидимые из-за слишком малой величины./
Д. принял концепцию
Левкиппа о космических вихрях, порождающих
бесчисленные миры, изменив в ней лишь
некоторые детали. Миры, по Демокриту,
различны по величине и структуре. В
некоторых мирах нет ни Солнца, ни Луны,
в других Солнце и Луна больше наших, в
третьих имеется большее число аналогичных
светил. Расстояния между мирами неравны,
причем одни миры только возникают,
другие находятся в расцвете, третьи
погибают, сталкиваясь друг с другом.
Некоторые миры лишены жизни и не имеют
влаги. Различные типы живых существ –
птицы, наземные животные, рыбы –
различаются характером атомов, из
которых они построены. Все живое
отличается от неживого наличием души,
состоящей из сферических подвижных
атомов, подобных атомам огня. Человек
отличается от животного особым
расположением атомов души, чередующихся
с атомами тела. Проводя аналогию между
устройством человеческого организма
и космосом, Д. впервые употребил термин
«микрокосм». Душу Д. считал смертной:
когда тело умирает, атомы души покидают
его, рассеиваясь в пространстве. Боги,
по Демокриту, — это особые соединения
сферических огненных атомов; они нелегко
разрушаются, но все же не вечны. Они
способны благотворно или зловредно
воздействовать на человека, а также
подавать людям те или иные знаки.
Большое место в учении Д. занимали этические и социальные проблемы. Наилучшей формой государственного устройства Д. считал демократический полис. Необходимым условием сохранения демократии являются нравственные качества граждан, создающиеся воспитанием и обучением. Целью жизни Д. считал хорошее расположение духа – эвтюмию, которая не тождественна с чувственным наслаждением и означает безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен действию страстей и страха. Наивысшая добродетель, по Д., безмятежная мудрость.
«Смеющийся» Д. и «Плачущий» Гераклит.
Атомизм. Д. принадлежит
тезис, на первый взгляд, очень далекий
от проблемы бытия и небытия, но точно
выражающий принцип отношения великого
атомиста к задачам философии: «Мудрец
– мера всех вещей». Философия Демокрита
– это система воззрений мудреца,
единственной целью которого является
созерцание мира, но ни в коем случае не
активное действие. Поэтому и картина
мира мудреца радикально отличается от
той, которую создают обычные люди.
Демокрит различал два рода познания: темное (незаконнорожденное) и истинное (законнорожденное). Как и у элейцев, первое основано на чувствах, второе на разуме. В общем мнении, или, иначе говоря, согласно данным органам чувств, существует то, что обычно представляется людям несомненной реальностью – многообразие явлений, мир, полный движения и красок. Однако такая картина мира обусловлена устройством человеческого восприятия. Предметы обладают свойством испускать специфические образы, повторяющие их очертания; эти-то образы вещей – эйдосы, или «виды», и становятся доступным зрению человека. Но если бы в человеческих силах было увидеть, каков мир по истине, т.е. как он выглядит независимо от субъекта, перед нами предстала бы совершенно иная картина. Мы увидели бы, что ничего этого на самом деле нет, а есть лишь атомы и пустота.
Резкое противопоставление
истины и мнения роднит атомистов с
элеатами. Однако легко заметить, что,
согласно учению атомистов, по истине
существует не только бытие, но и небытие. Еще Левкипп утверждал, по свидетельству
Аристотеля, что «небытие существует
нисколько не менее, чем бытие». Пустота
в представлении атомистов – это и есть
то самое небытие, благодаря которому
только и может иметь место движение.
Причем и то, и другое – и бытие, и небытие
– недоступно органам чувств. И атомы,
и пустота постигаются только умом.
Атом (дословно «неделимый») есть, с точки зрения Левкиппа и Демокрита, мельчайшая, абсолютно плотная и непроницаемая частица. Атомы не подвержены никаким изменениям, не имеют ни цвета, ни запаха. Все качества вещей – сплетений атомов – существуют лишь в общем мнении, иными словами, они носят до известной степени иллюзорный характер. Самим же атомам присущи только определенная форма и положение.
Истинная картина
мира отличается, согласно атомистическому
учению, от «обыденной» еще в одном
отношении. В действительности не
происходит ничего случайного. Все
сцепления и расщепления атомов и,
следовательно, все обусловленные этими
процессами события суть проявления
необходимости. Если какое-либо явление
кажется нам случайным, то только потому,
что нам неизвестна его причина. Этот
тезис Д. был настолько радикален, что
его не могли принять даже некоторые
позднейшие атомисты, в частности, Эпикур.
Последний говорил, что скорее готов
признать существование богов, которых
можно умилостивить, чем всевластие
неумолимой необходимости.
Итак, разрыв между двумя уровнями осмысления мира – обыденными и философским – не только не исчезает в атомизме, но и обретает более чуткие очертания. Философская истина не просто трудна для понимания. Ее нелегко выдержать. Тяжело жить, зная, что все в мире иллюзорно, кроме атомов и пустоты, причем поведением атомов целиком и полностью управляет безличная необходимость. Античный атомизм оказался гениальным предвосхищением атомизма естественнонаучного. Но следует помнить, что применение атомистического принципа в позднейшем естествознании предполагало и существенное переосмысление античного наследия.
Атомисты Левкипп и Демокрит: Фрагменты Левкиппа
К. Чевик
Автор 41 книга159 подписчиков Her şey düşeceği Yere düşer, materyal olarak atom evrenin zorunlu olusumuna katılarak varlığı meydana getirir. Atomcu felsefe sondan başa doğru giderek olusu açıklar, buna gore var olan, başka türlü olması mümkün olmadığı için, o şekilde vardır.
Mehmet
Автор 3 книги 410 подписчиков
Читать
10 ноября 2022 г.Bazı şeyleri çok önceden, Yalnızca düşünerek Keşfetmiş olmaları büyuk birırünek
- hasan-ali-yücel
February 4, 2020
Sokrates öncesi filozoflardan, doğa düşünürlerinden ve ilginç şekilde «Atom»un isim babaları yaşadığına emin olunan Demokritos ve yaşayıp yaşamadığı belli olmayan, Demokritos’un hocası Leukippos’un diyalogları, yazıları ve Онлар Хаккиндаки Лехте, Алейхте Гёрюшлер. Diğer felsefecilerin Fragmanlar’ının tersine oldukça detaylı, zor anlaşılabilecek anekdotlar var. Bir noktada devam etmek için ciddi konsantrasyon harcadım.
April 14, 2021
Democritus ve Leukippos ile ilgili tüm yazılı kaynakları barındırması sebebiyle alanında araştırma yapacaklara ışık tutacak değerli bir eser olan «Atomcu Felsefe Fragmanları» , Sokrates öncesindeki atomcu felsefeye güzel bir bakış açısı sağlıyor. Zamanına rağmen oldukça yerinde argümanların bulunduğu eseri okurken zaman zaman gerçekten etkileniyorsunuz.
09.04.2021
Лондон, Бирлешик Краллик
Алп Тургут
- Демокрит греческая литература Левкипп
18 февраля 2020 г.
Из досократиков, которые ведут нас от мифа к натурфилософии, атомисты больше всего резонируют с современной наукой. Их этические фрагменты тоже забавны.
6 января 2020 г.
Это прекрасное собрание сочинений атомщиков Левкиппа и Демокрита, хотя, как вы можете подозревать мыслителей V века до н. более поздние века. Таким образом, вы привыкаете к мысли, что часто идеи будут рассматриваться как жизненно важный компонент агиографии или упрощенного бреда, без которого легко обойтись. Приятно видеть, что даже такая жизненно важная мысль, как Аристотель, может быть виновна в последнем, поскольку многие люди думают, что этот редукционистский диспут является недавним развитием.
В любом случае, редакторы этого текста заслуживают похвалы за то, что они довольно хорошо организовали эти фрагменты, не давая ему показаться энциклопедией всех упоминаний об атомизме и делая его сфокусированным текстом на восприятии и развитии атомистической мысли на множество тем. Обширный комментарий к этому сборнику, занимающий около 80 страниц, стоит одной цены книги. Этот Фениксовский сборник сочинений досократиков, по-видимому, попал в очень хорошие руки, и он мог бы стать прекрасным дополнением к собраниям непрофессиональных читателей, таких как я, или дополнением к курсу, хотя бы косвенно связанному с этим вопросом. Некоторые любимые цитаты, чтобы закончить этот краткий обзор:
«Условно сладкий и условно горький, условно горячий, условно холодный, условно цветной, а на самом деле атомы и пустота».
«Образование — украшение удачи и прибежище в беде».
«Похоже, что добродетель лучше поощряется поощрением и убеждением речи, чем законом и необходимостью. Ибо вполне вероятно, что тот, кого закон удерживает от проступка, будет тайно ошибаться, но тот, кто побуждается к тому, что он должен убеждением не сделает ничего дурного ни тайно, ни явно. Поэтому тот, кто действует правильно, исходя из разумения и знания, оказывается в то же время мужествен и благоразумен».
Gokhan
298 отзывов1 подписчик
23 ноября 2021 г. Ortaya konan felsefe bir yana, konusunda hiç bir literatür ve bulgu olmamasına rağmen, sadece gözlem ve muhakeme gücüyle bir insanın, fizik, kimya, gökbilimi, evrenbilimi ve daha nicelerine ilişkin, bazıları değillenebilir olsalar da, hayranlık bırakan düşüncelerine tanıklık etmek bile tek başına бююк бир кейф.
Донемин М.О. 5. yy’lar olduğu göz önüne alındığında, felsefe tarihinde iz bırakan bu kişilerin sadece izlenimleriyle nasıl bir fikir sıçraması yaratabildiğini görmek, atomcu felsefeye hizmet etmese bile, en azından bugünün o tüm uydu ve iletişim araçlarıyla dünyayı cebinde taşıyan modern insanında kendine belki bir anlık eleştirel gözle bir bakış atma fırsatı da taniyabilir.
6 апреля 2019 г.
Действительно прекрасный научный источник первичных текстов о ранних атомистах. В отличие от многих подобных компендиумов, во второй половине есть довольно хорошее объяснение фрагментов, в котором углубляются конфликты, представленные фрагментами.
- книга-исследование философия-теория
Досократики Атомисты: Левкипп и Демокрит Резюме и анализ
Введение
Подобно Анаксагору и Эмпедоклу, атомисты хотели ответить на основной послеэлейский вопрос: если изменение не может произойти в реальном, тогда как это происходит в наблюдаемом мире? Также, как и два предыдущих философа, они ответили на этот вопрос, постулировав существование определенных элементов космоса, которые реальны в парменидовском смысле, и заявив далее, что, анализируя расположение и перераспределение этих основных элементов, мы можем прийти к объяснению видимого мира без необходимости допускать какие-либо изменения на уровне реального. Но в то время как два предыдущих плюралиста отвергли элеатское представление о том, что существующее едино в своем роде, атомисты сохранили это ограничение. Атомисты постулируют только один вид реальных вещей — крошечные неделимые атомы, плавающие в пустоте. Это объяснение реальности, безусловно, является наиболее изощренным из всех предложенных досократиками, и оно даже угрожающе близко к предвосхищению современного научного взгляда на конечную реальность.
Единственными двумя известными атомщиками-досократами были Левкипп и его ученик Демокрит. К сожалению, мы очень мало знаем о Левкиппе, основателе атомной теории. Спорным является даже место его рождения, которое по-разному называют Милет, Абдера и Элея. Что мы знаем с умеренной уверенностью, так это то, что Левкипп учился у членов школы Элеи в какой-то момент своей жизни. На него явно повлиял Зенон, о чем свидетельствует его большой интерес к проблемам и парадоксам космоса. Единственный другой факт, который мы знаем об этом великом мыслителе, это то, что он написал две книги, части которых не сохранились. Первый из них назывался На Разуме и второй Великая Мировая Система.
Демокрит был учеником Левкиппа, и именно через него атомизм передавался последующим поколениям. Неизвестно, какая часть его теории является просто повторением учения Левкиппа, а какая — оригинальной для него, но именно он привлек внимание общественности к атомизму и сделал его предметом философских споров. Он родился около 460 г. до н.э. в Абдере, Фракии в Северной Греции, и он путешествовал по всему древнему миру. Нам известны названия по крайней мере семидесяти книг, которые он предположительно написал, и эти работы охватывают широкий спектр тем. Он писал почти во всех философских областях, включая математику, натурфилософию, литературу и грамматику, а также писал более популярные работы, такие как отчеты о своих путешествиях. Кроме того, он, кажется, писал о сельском хозяйстве, медицине, военном деле и даже живописи. Интересно, что он не только сказал что-то стоящее по всем этим темам, но даже применил атомную теорию к большинству из них. Очевидно, он считал, что атомизм можно с пользой распространить на все аспекты мира, включая даже этику и политику.
Атомы и Пустота
Подобно Анаксагору и Эмпедоклу, Атомисты утверждали, что существует уровень реальности, удовлетворяющий требованиям элейцев. Этот уровень реальности был населен атомами и пустотой. Атомы — это в буквальном смысле неделимые частицы, которые настолько малы, что их нельзя больше разделить. Атомы квалифицируются как Парменидовы реалы двумя способами. Во-первых, подобно четырем элементам и гомеомерным веществам, атомы не могут образоваться, разрушиться или качественно измениться. Кроме того, у них есть дополнительный уровень соответствия требованиям Парменида: сами атомы едины в своем роде. Все атомы состоят из одного и того же материала. Таким образом, реальность действительно едина и непрерывна, по крайней мере, в качественном смысле.
Хотя атомы материально однородны (а также одинаково непроницаемы и неделимы), они обладают некоторыми переменными свойствами. Они отличаются друг от друга формой, расположением, положением, размером и движением. Наблюдаемый мир возникает благодаря расположению и перегруппировке атомов различных форм, размеров и движений.
Самый смелый аспект атомистической теории состоит в том, что помимо постулирования атомов как Парменидовых Реальных, она также постулирует пустоту, которая явно отождествляется с небытием. Для этого шага есть чрезвычайно веская причина: элеаты утверждали, что (1) бытие не может допускать пустоты (т. е. пустого пространства) и (2) без вакуума не может быть движения. Оба эти аргумента произвели впечатление на Левкиппа, и он убедился в их истинности. Однако он был так же уверен в истинности утверждения о том, что движение действительно существует, поскольку видел движение вокруг себя. Рассуждая на основании этих трех посылок (т. е. двух элейских выводов и собственного наблюдения о том, что движение должно существовать), он пришел к выводу, что на самом деле должна быть пустота и что эта пустота должна отождествляться с небытием.