Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.
Возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Левкипа и Демокрита, воззрения которых на природу и строение Макрокосма одинаковы (в этом случае и применяется термин «атомистический материализм Левкипа-Демокрита»). Существуют атомы и пустота, в которой атомы движутся и «сцепляясь» друг с другом, образуют вещи. То есть мир текуч и изменчив, бытие вещей множественно, но сами атомы — неизменны. «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости»,- учили атомисты; одно единичное с необходимостью вызывает другое единичное и то, что нам кажется случайным, перестанет казаться таковым, как только мы раскроем его причину, — таким образом, фатализм не оставляет места случайности.
Человеческая душа — это совокупность атомов; необходимое условие жизни дыхание, которое атомизм принимал как обмен атомов души со средой. Поэтому душа смертна: выдох означает, что душа стремится покинуть тело и частично из него «вырывается», но при вдохе атомы души возвращаются обратно в тело.
Демокрит различает два вида существования: то, что существует «в действительности», и то что существует «в общем мнении». К первому виду существования Демокрит относит только атомы и пустоту, которые не имеют «чувственных» качеств. Чувственные же качества и представляют собой то, что существует «в общем мнении» — цветовые, вкусовые и т.п. качества. Однако подчеркивая, что чувственная качественность возникает не только в мнении, но в общем мнении, Демокрит считает эту качественность не индивидуально-субъективной, а общечеловеческой и объективность чувственных качеств имеет свою основу в формах, в величинах, в порядках и в положении атомов. Тем самым утверждается, что чувственная картина мира не произвольна: одинаковые атомы при воздействии на нормальные человеческие органы чувств, всегда порождают одни и те же ощущения.
Демокрит подчеркивает, что атомы и пустота как первоначала мира лежат за приделами чувственного познания, и открыть их можно лишь в результате напряженного размышления.
Философское творчество Демокрита фактически завершает эпоху досократиков.
Таким образом, в своих работах почти все досократики уделяли большое внимание природе, космосу. Вопрос о первоначале, о том, из чего все произошло, что является основным принципом мира, и какие принципы или силы определяют его развитие, являлся основным в онтологии древнегреческих философов, и в этом смысле их философия перекликается с мифологией. Одни философы считали, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые стихии или определенное вещество – апейрон; другие видели ее в математических атомах; третьи усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой неделимые атомы. Помимо вопроса о первооснове почти все досократики обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые — и проблеме познания.
Именно в них впервые были заданы вопросы о сущности бытия, об устройстве вселенной, о чувственном и разумном восприятии, о соотношении бытия и мышления. В целом эпоха досократиков — ранняя греческая философия — чрезвычайно важный этап во всей европейской культуре.
Античный атомизм Левкиппа и Демокрита
Содержание:
Левкипп и Демокрит
Атомы и пустота
Демокрит о вселенной
Учение Демокрита о душе
Учение Демокрита о чувствах и познании
Этика Демокрита
Демокрит о богах
Школа атомистов
Левкипп и Демокрит
Основателем школы античных атомистов был Левкипп, современник Анаксагора и Эмпедокла; однако, время его жизни не может быть установлено точнее. Феофраст называет его учеником Парменида, но не знает, происходил ли он из Милета или из Элеи. Сочинения, из которых Аристотель и Феофраст сообщают сведения об его учениях, позднее, по-видимому, находились в обращении в составе сочинений Демокрита.
Демокрит, знаменитый философ и естествоиспытатель, гражданин города Абдер, был, согласно своему собственному свидетельству, еще молод, когда Анаксагор был уже стариком. Фрасилл относил его рождение к 470/69 до Р. X., быть может, на основании одного места у Аристотеля, которое уже в древности толковалось в том смысле, будто Аристотель признал Демокрита моложе Сократа. Любознательность Демокрита увлекла его в путешествия по Египту и Вавилонии. У нас нет сведений о том, относится ли к эпохе, которую он провел на чужбине, его общение с Левкиппом, учеником которого он был согласно сообщению Аристотеля и Феофраста; вероятнее всего, что он, как и Протагор, находился в общении с Левкиппом в Абдерах. Кроме него, Демокрит знал и других, современных ему и более старых философов; он был вообще первым ученым и естествоиспытателем своего времени. Диодор сообщает, что он дожил до 90 лет, другие говорят, что он достиг столетнего и даже еще большего возраста. Из его сочинений сохранились многочисленные отрывки, из которых однако трудно выделить подложное – в особенности в моральных изречениях.
Философ Демокрит
Атомы и пустота
Атомистическую теорию надлежит признать в существенных ее чертах созданием Левкиппа, тогда как приложение ее ко всем областям естествознания было преимущественно делом его ученика. Согласно Аристотелю, Левкипп был вместе с Парменидом убежден в невозможности абсолютного возникновения и уничтожения, но он не хотел отрицать множественности бытия, движения, возникновения и уничтожения сложных вещей – и так как Парменид показал, что все это немыслимо без не-сущего, то Левкипп утверждал, что не-сущее существует так же, как и сущее. Сущее же есть наполняющее пространство, полное, а не-сущее – пустота. Согласно этому, Левкипп и Демокрит обозначали, как главные составные части всех вещей, заполненное и пустое. Но чтобы иметь возможность отсюда объяснить явления, они мыслили заполненное разделенным на бесчисленные тельца, которые не могут быть восприняты в отдельности вследствие их мелкости и которые отделены друг от друга пустотой. Сами же эти тельца неделимы, потому что они совершенно заполняют часть пространства, которую они занимают, и не имеют в себе пустоты; поэтому они называются атомами (άτομα – неделимые) или «плотными телами» (ναστά).
Атомы Левкиппа и Демокрита обладают совершенно такими же свойствами, как и сущее Парменида, если представить себе последнее расколотым на бесчисленные части и помещенным в пустое пространство. Они не возникли и непреходящи, совершенно однородны по своему веществу, различаются только по фигуре и величине, и способны лишь на пространственное перемещение, а не на качественное изменение. Поэтому лишь отсюда мы должны объяснять все свойства и изменения вещей. Так как все атомы состоят из одного вещества, то их вес должен точно соответствовать их величине; поэтому, если сложные тела при одинаковой величине имеют различный вес, то это может проистекать только из того, что в одном из них – больше пустых промежутков, чем в другом.
Всякое возникновение сложного, по мнению атомистов, состоит в сближении разделенных атомов, всякое уничтожение – в разделении связанных атомов; и точно так же все виды изменения сводимы отчасти на эти процессы, отчасти на изменения в положении и порядке атомов. Всякое влияние вещей друг на друга есть механическое воздействие через давление и толчок: всякое действие на расстояние (как между магнитом и железом, или между светом и глазом) определяется истечениями. Все свойства вещей основаны на фигуре, величине, положении и порядке их атомов; чувственные качества, которые мы им приписываем, выражают лишь способ, каким вещи действуют на наши чувства: «условно сладкое и горькое, теплое и холодное, окрашенное, подлинны же атомы и пустота».
Мысли о земном притяжении античная древность не знала. Тогда просто считалось, что любое обладающее весом тело имеет свойство «падать вниз». Поэтому и атомисты считали, что в силу своей тяжести все атомы от века движутся вниз в бесконечном пространстве. Но при этом более крупные из них, будучи тяжелее, должны падать быстрее, чем более мелкие и легкие; поэтому они наталкиваются на последние и оттесняют их кверху, и из противоположности этих двух движений – столкновения атомов и отскакивания их – возникает вихревое движение. С помощью последнего, с одной стороны, сводятся воедино однородные атомы; с другой стороны, через смешение разнородных атомов образуются отдельные, замкнутые вовне комплексы атомов, или миры. Так как движение не имеет начала, а масса атомов и пустое пространство не имеет границ, то от века должно существовать бесчисленное множество таких миров, которые находятся в самых многообразных состояниях и имеют самые различные формы. Мир, к которому мы принадлежим, образует лишь один из этих бесчисленных миров.
Демокрит о вселенной
Догадки Демокрита о возникновении мира, об образовании звезд в воздухе, об их постепенном высыхании и возгорании и т. д., соответствуют его общим предпосылкам. Землю Левкипп и Демокрит вместе с Анаксименом представляют себе как круглую плиту, витающую в воздухе. Звезды, из которых две наибольших – Солнце и Луна – вошли в нашу мировую систему лишь после своего возникновения и двигались до склонения земной оси в горизонтально-боковом движении вокруг Земли. Из четырех «элементов» (земля, вода, воздух, огонь), согласно Демокриту, огонь состоит из круглых, гладких и мелких атомов, в остальных же смешаны атомы различного вида.
Учение Демокрита о душе
Из земной тины возникли органические существа, которые Демокрит, по-видимому, изучал с большим вниманием; но особенно подробно он занимался человеком, и если уже телесное строение человека есть для него предмет величайшего изумления, то еще большую ценность он придает душе и духовной жизни. Правда, и душу он может признать только чем-то телесным; она состоит из тонких, гладких и круглых атомов, т. е. из огня, который распределен по всему телу, и через посредство дыхания частью удерживается от истечения наружу, частью черпается из воздуха. Но отдельные душевные деятельности имеют местопребывание в отдельных органах. После смерти душевные атомы рассеиваются. Тем не менее, душа есть самое благородное и божественное в человеке. И во всех остальных вещах также есть столько души и разума, сколько в них содержится теплового вещества. О воздухе, например, Демокрит говорил, что в нем должно быть много разума и души (νους и ψυχή), так как в противном случае мы не могли бы через вдыхание воспринимать их в себя.
Учение Демокрита о чувствах и познании
В изменении, которое возбуждают в душе истечения, исходящие от вещей и проникающие через органы чувств, состоит восприятие; зрение, например, возникает (уже по мнению Левкиппа) в силу того, что образы предметов, отделяющиеся от последних (είδωλα [«идолы»], δείκελα), изменяют находящийся перед ними воздух, и этот воздух соприкасается с истечениями наших глаз; причем каждый род атомов воспринимается однородными ему атомами в нас. В сходном изменении душевного тела состоит и мышление. Оно верно, если душа через испытываемые ею движения приводится в надлежащую температуру. Этот материализм, однако, не мешает Демокриту строго разграничивать восприятие и мышление (γνώμη σκοτίη и γνησίη – «мысль темную» и «мысль подлинную») в отношении их познавательной ценности и ожидать лишь от мышления проникновения в сущность вещей, хотя он и признает, что вещи мы можем познавать лишь через наблюдение. По всей вероятности, несовершенство чувственного познания есть также главный мотив жалоб Демокрита на неверность и ограниченность нашего знания. Однако, нельзя считать его скептиком из-за этого суждения: он решительно возражал против скепсиса Протагора.
Этика Демокрита
Точно так же, как ценность нашего познания, ценность нашей жизни обусловлена возвышением над чувственностью. Лучше всего возможно более радоваться и возможно менее печалиться; но «эвдемония и какодемония (блаженное и горестное состояние) не обитает ни в золоте, ни в стадах, лишь душа есть местожительство демона». Блаженство заключается в спокойствии и душевной ясности, благосостоянии, гармонии, неустрашимости, а последняя достижима вернее всего через умеренность вожделений и равномерность жизни. В этом духе составлены жизненные предписания Демокрита: они свидетельствуют о большом опыте, тонкой наблюдательности, чистых принципах. Согласно всему, что нам известно, он не пытался научно связать эти предписания со своей физической теорией, и если главная мысль его этики заключается в положении, что счастье человека всецело зависит от его душевного состояния, то нет никаких доказательств того, чтобы он пытался обосновать это суждение какими-либо общими соображениями, подобно тому, например, как Сократ доказывал положение, что добродетель состоит в знании. Поэтому Аристотель причисляет Демокрита, несмотря на его моральные изречения, еще всецело к физикам, и считает, что научная этика возникла лишь с Сократа.
Демокрит о богах
Странное впечатление производит взгляд Демокрита на богов народной веры, хотя в действительности этот взгляд правильно связан с его общим объяснением природы. Хотя он не может разделять эту веру как таковую, но ему все же казалось необходимым объяснить ее. И если Демокрит не отвергал допущения, что исключительные явления природы подали повод приписывать их происхождение богам, или что в богах олицетворены некоторые общие понятия, то все же, в силу своего сенсуализма, он искал иного, более реалистического объяснения. Подобно тому, как народная вера населяла воздушное пространство демонами, так и Демокрит полагал, что в этом пространстве находятся существа человекоподобной формы, которые, однако, значительно превосходят человека своими размерами и длительностью своей жизни и которые оказывают частью полезные, частью вредные действия. Образы, исходящие от них и являющиеся человеку во сне или наяву, были признаны богами. Демокрит пытался также с помощью своего учения об образах и истечениях дать естественное объяснение пророческих снов и влияния дурного глаза; точно так же он полагал, что во внутренностях жертвенных животных можно усмотреть естественные признаки известных событий.
Школа атомистов
Самая значительный философ из школы учеников Демокрита есть Метродор из Хиоса, который имел своим учителем либо самого Демокрита, либо ученика последнего – Несса. Соглашаясь в основных чертах своего учения с Демокритом, он в некоторых частных пунктах своего объяснения природы уклонялся от него и выводил из его сенсуализма скептические следствия, но и он не отрицал принципиально возможность знания. Учеником Метродора или его ученика Диогена был Анаксарх, спутник Александра Македонского, обнаруживший большее достоинство в смерти, чем в жизни. С Метродором, быть может, стоит в связи и Навсифан, который ввел Эпикура в учение Демокрита; впрочем, как говорят, он учился также у скептика Пиррона.
Левкипп (Стэнфордская философская энциклопедия)
Греческая традиция считала Левкиппа основателем атомизма в древнегреческая философия. О нем мало что известно, и его взгляды трудно отличить от произведений его сподвижника Демокрита. Он иногда говорят, что он был учеником Зенона Элейского и разработал атомистическую философию, чтобы уйти от проблем выдвинули Парменид и его последователи.
Говорят, что Левкипп родился в Элее, Абдере или Милет (ДК 67А1). Его даты неизвестны, кроме того, что он жил в течение пятого века до нашей эры. Диоген Лаэртский сообщает, что он был ученик последователя Парменида Зенона (DK 67A1). Зенон лучший известны парадоксы, предполагающие, что движение было бы невозможным, если бы величина может быть разделена на бесконечное число частей, каждая из которых которую надо пройти, и прочие несуразности, связанные с взятием величины должны быть безгранично делимы. Вероятность того, что атомизм считается, что он был сформулирован, по крайней мере частично, в ответ на эти аргументы могут объяснить историю о том, что Левкипп был студентом Зенона.
Степень вклада Левкиппа в развитую атомистику теория неизвестна. Его отношение к Демокриту и даже его существование, был предметом серьезных споров в девятнадцатом стипендия века (Грэм, 2008). Большинство сообщений о раннем греческом атомизме обратитесь к взглядам одного Демокрита или к обоим атомистам вместе; Эпикур, по-видимому, даже отрицал существование философа. Левкипп (ДК 67А2). Аристотель определенно приписывает основание атомистическую систему Левкиппу. Иногда говорят, что Левкипп был автором работы под названием Великая Мировая Система ; один говорят, что сохранившаяся цитата взята из произведения On Разум .
Большинство источников называют Левкиппа создателем теории. что Вселенная состоит из двух различных элементов, которые он назвал «полный» или «твердый» и « пустой» или «пустой». И пустота, и твердые атомы внутри него считаются бесконечными, а между ними составляют элементы всего. Потому что мало что известно Взгляды Левкиппа и его особый вклад в атомистику теории, более полное обсуждение развитого атомистического учения находится в записи для Демокрита.
Принято считать, что ранний греческий атомизм был сформулирован в ответ на утверждение элеатов о том, что «то, что есть», должно быть единым и неизменным, потому что любое утверждение о дифференциации или изменении внутри «того, что есть» включает в себя утверждение «того, что есть». нет», непонятное понятие. В то время как у Парменида аргумент трудно интерпретировать, он понимался в древности как заставили философов после него объяснить, как возможны изменения не предполагая, что что-то происходит из «того, чего нет», то есть ничего. Аристотель сообщает нам, что Левкипп пытался сформулировать теория, которая согласуется с данными об изменениях чувств и движение и множество вещей существует в мире (ДК 67А7). В атомистической системе многие изменения, которые мы воспринимаем, являются просто очевидно: реальные составляющие бытия остаются неизменными, просто перестраиваются в новые комбинации, образующие мир внешность. Подобно Парменидову Существу, атомы не могут изменяться или распадаться на «то, чего нет», и каждый из них представляет собой прочную единицу; тем не менее, комбинации атомов, образующие мир внешний вид постоянно меняется.
Сообщается, что Левкипп также принял элейского Мелисса. аргумент, что пустота необходима для движения, но принял это за свидетельство того, что, поскольку мы переживаем движение, должна быть пустота (ДК 67А7). Причина постулирования наименьших неделимых величин также считается ответом на парадоксы Зенона, возникающие из предполагая, что величины безгранично делимы (DK 29А22). Левкипп сообщалось, что атомы всегда находятся в движении (DK 67A18). Аристотель критикует его за то, что он не предлагает объяснение, в котором говорится, что только почему тот или иной атом движется (потому что он столкнулся с другое), но почему вообще есть движение.
Потому что атомы неразрушимы и неизменны, их свойства, по-видимому, остаются одно и то же во все времена.Как сообщает Диоген Лаэртский, космология Левкиппа, миры или космои образуются, когда группы атомов объединяются, чтобы сформировать космический вихрь, который заставляет атомы разделяться и сортироваться подобным образом. Добрый. Из кружащихся атомов образуется своего рода мембрана атомов, заключая в себе других и создавая давление за счет вращения. внешняя мембрана постоянно приобретает другие атомы извне, когда она контактирует с ними, которые воспламеняются, когда они вращаются и образуют звезды, с солнцем в самом дальнем круге. Миры формируются, растут и погибнуть, по роду необходимости (ДК 67А1).
Одна прямая цитата, сохранившаяся от Левкиппа, говорит, что ничто происходит напрасно ( matên ) но все от логотипы и по необходимости (DK 67B2). Это было найдено озадачивает, поскольку ссылка на логотипы может показаться предполагающей что вещи управляются разумом, идея, которую система Демокрита исключает. Либо система Левкиппа отличается в этом отношении из книги Демокрита или ссылка на logos здесь не может быть для контролирующего ума. Барнс считает, что нет никаких оснований за предпочтение любой интерпретации (Barnes 1984), но Тейлор утверждает что позиция Левкиппа такова, что счет (или logos ) можно указать причины всех событий (Taylor 1999, стр. 189). В других сообщениях нет ничего, что указывало бы на то, что Левкипп одобрял идея универсального разума, управляющего событиями.
Аристотель часто смешивает Левкиппа и Демокрита в своих отчетах. включая его описание мотивации размещения атомов и пустоты. В частности, Аристотель связывает Левкиппа так же, как и Демокрита. с нарочито парадоксальным утверждением, что «бытие есть не больше, чем небытие», т. е. эта пустота существует столько же, сколько полное или твердые (ДК 67А6). Шофилд (2002) утверждал, что чем более осторожным отчет Симплиция показывает, что или mallon или нет учение больше принадлежит Демокриту. Следуя этому примеру, Грэм (2008) предлагает новое прочтение Левкиппа, в котором различие между атомом и пустотой на самом деле основано на прочтении Докса Парменида, его космологический отчет. Вместо логического абстракций, Бытия и Небытия, атомы Левкиппа сущности основываться на космологических противоречиях Парменида, ночь и свет. Если следовать этой линии толкования, Представления Левкиппа об атоме и пустоте могли быть скорее отличается от Демокрита и тенденции Аристотеля к ссылаться на два в сочетании несколько вводит в заблуждение.
Левкипп, Демокрит и атомизм | Classical Wisdom Weekly
Джейкоб Белл, помощник редактора, Classical Wisdom
Большинство людей знают что-то об атомной теории… однако ее удивительная древняя история часто мало обсуждается.
Текущая современная атомная теория является преобладающей научной теорией материи и объясняет физический мир с точки зрения дискретных единиц, именуемых атомами. Атомы состоят из различных субатомных частиц, таких как электроны, протоны и нейтроны.
Однако на самом деле термин «атом» происходит от греческого прилагательного atomos , что означает «неделимый». Как и многие другие современные научные и философские теории, атомистическая теория уходит своими корнями в древнегреческую философию.
Левкипп
Левкипп, живший в 5 веке до н.э., был основоположником атомизма. Это раннее изложение теории атома возникло в ответ на отрицание Парменидом пустоты. Левкипп утверждал, что без пустоты движение невозможно. Он также утверждал, что приравнивание пустоты к небытию было ложным уравнением.
Левкипп утверждал, что пустота существует как пустое пространство, и он использовал это как основополагающее предположение в своей атомной теории. Он продолжал расширять это понятие, настаивая на том, что мир состоит из одного типа вещества, а именно из атомов.
Левкипп продолжал утверждать, что эта основная субстанция была бесконечна в числе, неделима, перемещалась в пустом пространстве и соединялась в особые комбинации, которые давали начало видимым объектам мира.
Мы мало что знаем об этом первом столкновении с атомной теорией, потому что мало что знаем о Левкиппе и сохранились лишь несколько фрагментов его работ.
К счастью, гораздо больше известно о Демокрите, плодовитом писателе и ученике Левкиппа. Демокрит жил с 460 по 370 год до нашей эры.
Демокрит разработал теорию атомов, мог предсказывать изменения погоды и препарировал различных животных на протяжении всей своей карьеры естествоиспытателя.
Намереваясь обрести мудрость, он потратил все свое наследство на путешествия и учебу. Во время своих путешествий он посетил Египет, Эфиопию, Персию и Индию. Когда у него кончились деньги, он вернулся домой в Абдеру, где его взял к себе брат.
Демокрит получил два довольно интересных прозвища: «Смеющийся философ» и «Насмешник».
Его сограждане дали ему такие титулы, потому что он регулярно выступал на публике, в которых высмеивал, осуждал и смеялся над глупостью и нелепостью человеческих дел.
Картина Демокрита в образе «Смеющегося философа».
Несмотря на такие, казалось бы, непрофессиональные прозвища, Демокрит прославился своими познаниями в физическом мире. Он хотел объяснить мир в естественных терминах и без ссылки на догматический мистицизм.
В своем расширении атомной теории он утверждал неделимость атома, потому что утверждал, что невозможно разделить материю до бесконечности . Он утверждал, что плотность каждого атома пропорциональна его объему, и утверждал, что пустота (пустое пространство) вечно в своем существовании.
Атомы, по Демокриту, слишком малы, чтобы их можно было увидеть невооруженным глазом. Они парят в пустоте, состоящей из различных форм, и сталкиваются друг с другом.
Поддерживая представление о том, что каждый физический объект состоит из одного и того же вещества, Демокрит полагал, что тип образа должен возникать из комбинации атомов, порождающих внешние объекты. Этот образ производит впечатление на наши чувства, что приводит к появлению рассматриваемого объекта.
Не только наше зрение обусловлено комбинацией атомов, приводящей к появлению физического объекта, но и все наши ощущения являются результатом комбинации атомов. Например, Демокрит утверждал, что вкус горечи возникает из-за того, что маленькие, угловатые и зазубренные атомы проходят по языку. Напротив, вкус сладости обусловлен более крупными и более гладкими атомами.
Пожалуй, наиболее радикально Демокрит заявил, что единственные вещи, о которых можно сказать, что они действительно существуют, — это атомы и пустота. Все остальное, что считается существующим, является просто вопросом социальной условности.
Демокрит продолжал утверждать, что такие ощущения, как ощущение горячего или холодного , не существовали в действительности и просто производились в организмах посредством особой комбинации атомов, движущихся через пустоту.
Поскольку мы можем воспринимать только физическое скопление атомов, которое приводит к видимому физическому объекту или субъективному ощущению, Демокрит утверждал, что мы неспособны полностью понять космос.