Ассамблея петра 1: Ассамблея при Петре I — Виртуальный Pусский музей

Петровские ассамблеи: как обязанность веселиться становится традицией

Культурный трансфер


Обстоятельства молодости и юношества Петра во многом определили его пристрастие к европейской культуре и образу жизни. Его невольная «ссылка» на берега реки Яузы стала мощным стимулом к стремлению «европеизировать» русский быт и ввести Россию в число великих мировых держав. Ещё во времена Ивана Грозного на правом берегу Яузы проживали иностранцы: англичане, французы, голландцы, шотландцы — люди разных конфессий и занятий. Территория Немецкой слободы (названной так по прилагательному «немые» — не говорившие на русском языке) была обустроена протестантскими церквями и небольшими уютными домами, в которых иностранцы могли жить своим особым укладом, фактически создавая космополитичную изолированную диаспору внутри мононационального Московского царства.

В Немецкой слободе молодого русского царя поразила небывалая открытость и простота жизни, свободное общение жителей между собой, постоянно организуемые застолья, где старики и важные особы курили трубки и пили пиво или вино.

Необходимо отметить, что эти мероприятия могли посещать и представительницы прекрасного пола — вольность, недопустимая в условиях этики по предписаниям «Домостроя». Один из иностранцев, присутствовавших при русском дворе конца 17 века, писал, что «русская боярыня или боярышня отвешивала поклоны за торжественными обедами московской знати, либо церемонно лобызалась с почётными гостьми по воле хозяина дома… От теремных красавиц трудно было добиться других ответов, кроме «да», «нет», «не знаю»».

Петр I. Источник: wikipedia.org

В этой связи введение балов-ассамблей было своеобразным культурным «трансфером», попыткой перенести определенный тип придворного развлечения на национальную почву, адаптацией западноевропейских поведенческих стереотипов и социальных норм, однако с особым отечественным «колоритом». Фактически тут веселье начало приобретать государственное значение, ведь Пётр прекрасно осознавал роль ассамблей в культурных преобразованиях, которые смогут приобщить подданных к новым моделям социального существования, помогая тем самым освоить новый придворный этикет и регламентацию жизни.

Развлечения петровской эпохи

Большинство историков считают, что идею проведения ассамблей Пётр I привез из Франции в 1717 году, однако сохранились подтверждения, что уже в 1714 году состоялись первые специально организованные увеселительные мероприятия. Термин «ассамблея» охватывает широкий круг развлечений петровской эпохи: летом они проводились в Летнем саду на открытом воздухе, а зимние устраивались в домах именитых сановников. Показательно высказывание В. О. Ключевского, точно сформулировавшего суть ассамблей как особого социокультурного феномена начала 18 века: «И биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению».

Из указа Петра «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем», регламентирующего поведение на ассамблеях.

«Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:

1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.

2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести. […]

5. В освещённом зале возникнув вдруг — духом не падай, телом не дубей, напротив, — округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.

6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.

7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.

8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут — пить сидя. Лежащему не подносить — дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.

9. Ежели меры не знаешь — на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.

10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься. […]

За сим, с Богом, вперёд !!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья».

Петровские ассамблеи. Источник: wikipedia.org

Петровские ассамблеи впервые стали сопровождаться угощениями и закусками, то есть сам процесс смены разнообразных блюд стал своеобразным приемом для создания определенной торжественной атмосферы. Во время пауз между танцами и играми гостям разносили кофе, чай, варенье, мёд, а за ужином женщины должны были сидеть рядом с мужчинами. Именно с начала регулярного проведения ассамблей в Россию пришла культура светского танца: полонеза и менуэта, контрданса и англеза. Сам император тоже не гнушался такими «легкомысленными» развлечениям: «Екатерина, как и Пётр, танцевала очень ловко и проворно. В паре с супругом она успевала сделать три круга, тогда как остальные не успевали ещё окончить и первый. Но Екатерина танцевала старательно только с государем, который, подобно ей, выделывал каждое па. С другими же кавалерами она танцевала небрежно, не подпрыгивала, не вертелась, а ходила обыкновенным шагом. Дочери Петра — Елизавета и Анна — танцевали также много и весело».

Ассамблеи в целом стали мощным толчком для укрепления (можно даже скорее сказать восстановления) статуса женщины в социуме: постепенно преодолевалась изолированность прекрасного пола от активной публичной жизни, женщины стали обретать гражданские права, а значит — и чувство собственного достоинства. Это, несомненно, отразилось хотя бы в факте последующего правления женщин-императриц (или правящих фавориток), поразительным образом совпавшего с похожими тенденциями в других европейских странах (в частности, в Австро-Венгрии и Франции). Князь М. М. Щербатов, считавший ассамблеи «исчадием пороков», все-таки признавал положительное влияние, оказываемое этим видом времяпрепровождения на противоположный пол: «Приятно было женскому полу, бывшему почти до сего невольницами в домах своих, пользоваться всеми удовольствиями общества, украшать себя одеяниями и уборами, умножающими красоту лица их, и оказующими их хороший стан; не малое же им удовольствие учинило, что должен прежде видеть с кем навек должен совокупиться, и что лица женихов их и мужей уже не покрыты стали колючими бородами».

Придворные увеселения. Источник: wikipedia.org

Смерть императора-реформатора разделила русское общество и в сфере развлечений. Нараставшее и в допетровскую эпоху различие в образе жизни простого человека и представителя родовитой фамилии теперь приобрело гигантские масштабы, которые будут осознаны в середине 19 века в таком социокультурном феномене, как «хождение в народ». Важнейший философский вопрос определения исторической судьбы русского народа всегда располагался в поле полемики «допетровской» и «послепетровской» России. Предложенный и активно внедрявшийся всесословный принцип проведения досуга постепенно был вытеснен активным ростом привилегий одной достаточно немногочисленной социальной группы — дворянства. Представители знати отмежевались от только зародившейся торгово-промышленной буржуазии и стали проводить тщательную политику намеренной закрытости своего сообщества.


Сборник: Реформы Петра I

Преобразования первого российского императора изменили облик страны. Реформы затронули систему государственного управления, промышленность и сферу образования.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Как масонские идеи повлияли на реформы Петра I

Как масонские идеи повлияли на реформы Петра I

Пётр — единственный реформатор в России, которому преобразования удалось довести до конца. Это означает, что за ним стояла целостная мировоззренческая система.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Петровские ассамблеи: как обязанность веселиться становится традицией

Петровские ассамблеи: как обязанность веселиться становится традицией

Увеселения, которые Пётр завел при дворе, носили весьма неоднозначный характер и были скорее обязательными и принудительными элементами придворного обихода.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Драма о бороде

Драма о бороде

Война Петра I с русскими бородачами началась 29 августа 1698 года: тогда царь подписал знаменитый указ о запрете на ношение бород.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

«Табель о рангах»

«Табель о рангах»

В 1722 году Пётр I создал «Табель о рангах». Документ включал в себя все чины, структурированные по старшинству.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Реформы Петра I

Реформы Петра I

Как царь-плотник менял Россию?

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Петровские реформы 1696-1725 годов

Петровские реформы 1696-1725 годов

Реформы Петра I навсегда изменили ход российской истории — но к лучшему ли? Споры об этом ведутся до сих пор.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Как масонские идеи повлияли на реформы Петра I

Пётр — единственный реформатор в России, которому преобразования удалось довести до конца. Это означает, что за ним стояла целостная мировоззренческая система.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Петровские ассамблеи: как обязанность веселиться становится традицией

Увеселения, которые Пётр завел при дворе, носили весьма неоднозначный характер и были скорее обязательными и принудительными элементами придворного обихода.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Драма о бороде

Война Петра I с русскими бородачами началась 29 августа 1698 года: тогда царь подписал знаменитый указ о запрете на ношение бород.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

«Табель о рангах»

В 1722 году Пётр I создал «Табель о рангах». Документ включал в себя все чины, структурированные по старшинству.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Реформы Петра I

Как царь-плотник менял Россию?

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Петровские реформы 1696-1725 годов

Реформы Петра I навсегда изменили ход российской истории — но к лучшему ли? Споры об этом ведутся до сих пор.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • I до н.э. -XXI вв.

Бикини: история победившей наготы

  • Статьи
  • Европа
  • XII век

Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части

  • Статьи
  • Европа
  • V-XVI вв.

Личная гигиена в Средневековье

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Свадьба Чайковского

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Смерть Сергея Есенина (+18)

  • Статьи
  • Европа
  • I век

За столом у Калигулы

  • Статьи
  • Европа
  • XIV век

Чума, эротика, «Декамерон»

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Мария Стюарт, её мужья и любовники

  • Статьи
  • Азия
  • XIII-XVIII вв.

Джунгария: таинственный враг России и Китая

  • Статьи
  • I до н.э. -XXI вв.

Бикини: история победившей наготы

  • Статьи
  • Европа
  • XII век

Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части

  • Статьи
  • Европа
  • V-XVI вв.

Личная гигиена в Средневековье

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Свадьба Чайковского

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Смерть Сергея Есенина (+18)

  • Статьи
  • Европа
  • I век

За столом у Калигулы

  • Статьи
  • Европа
  • XIV век

Чума, эротика, «Декамерон»

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Мария Стюарт, её мужья и любовники

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Покушения на Александра II

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 480457
Бикини: история победившей наготы
  • 📚 Статьи
  • 👀 463656
Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части
  • 📚 Статьи
  • 👀 443679
Личная гигиена в Средневековье
  • 📚 Статьи
  • 👀 411778
Свадьба Чайковского
  • 📚 Статьи
  • 👀 368382
Смерть Сергея Есенина (+18)
  • 📚 Статьи
  • 👀 298672
За столом у Калигулы
  • 📚 Статьи
  • 👀 267005
Чума, эротика, «Декамерон»
  • 📚 Статьи
  • 👀 183943
Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы
  • 📚 Статьи
  • 👀 146646
Мария Стюарт, её мужья и любовники
  • 📚 Статьи
  • 👀 121035
Джунгария: таинственный враг России и Китая
  • 📚 Статьи
  • 👀 480457
Бикини: история победившей наготы
  • 📚 Статьи
  • 👀 463656
Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части
  • 📚 Статьи
  • 👀 443679
Личная гигиена в Средневековье
  • 📚 Статьи
  • 👀 411778
Свадьба Чайковского
  • 📚 Статьи
  • 👀 368382
Смерть Сергея Есенина (+18)
  • 📚 Статьи
  • 👀 298672
За столом у Калигулы
  • 📚 Статьи
  • 👀 267005
Чума, эротика, «Декамерон»
  • 📚 Статьи
  • 👀 183943
Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы
  • 📚 Статьи
  • 👀 146646
Мария Стюарт, её мужья и любовники
  • 📚 Статьи
  • 👀 124185
Покушения на Александра II

Средний бал: как русские научились веселиться по-европейски | Статьи

8 декабря 1718 года в особняке одного из «птенцов гнезда Петрова», генерала графа Ивана Бутурлина на Большой Дворянской улице Санкт-Петербурга состоялась первая в истории России ассамблея, от которой ведет свое родословие русская бальная культура. «Известия» не могли пройти мимо такого выдающегося события.

Родом из Франции

Считается, что первый засвидетельствованный документально публичный бал состоялся в 1385 году в Париже в честь бракосочетания Карла IV и Изабеллы Баварской. Молодожены были счастливы, еще не ведая, что супруг войдет в историю под весьма нелицеприятным прозвищем Безумный. Впрочем, в целом танцы тогда считались развлечением низким, идущим от народных карнавалов, недостойных внимания высшего общества. Ситуация стала меняться в эпоху Возрождения, а в авангарде, как тогда часто бывало, выступали итальянские города.

Фото: сommons.wikimedia.org

Встреча Карла VI и Изабеллы Баварской. «Хроники Фруассара»

В конце XVI — начале XVII века, во времена Марии Медичи и Генриха IV, танец как развлечение знати начал завоевывать популярность во Франции. В немалой степени этому способствовало то обстоятельство, что королева-итальянка и ее окружение привезли во Францию традицию тосканских маскарадов, благодаря которой аристократы могли скрывать свои лица и вести себя более раскованно. При Людовике XIII — сыне Марии и Генриха — балы стали любимым развлечением двора. Окончательно же каноны придворного бала как главной формы великосветского раута были сформулированы уже при «короле-солнце» Людовике XIV — кстати, старшем современнике Петра.

На Руси первые попытки ввести в придворный этикет балы предпринимались при Лжедмитрии I. Юная Мария Мнишек и ее польская свита пытались навязать эту забаву, но русскими придворными идея принята не была. А после воцарения Романовых с их патриархальными боярскими традициями о балах даже не вспоминали. Уважающие себя люди могли в лучшем случае смотреть на пляшущих скоморохов, но участие в таких игрищах считалось неприличным.

Впрочем, запрета на собрания с танцами тоже не было, поэтому прибывавшие в нашу страну иностранцы имели возможность поддерживать принятые на их родине традиции. Радовали они себя танцами и в Немецкой слободе на Яузе, или на Кукуе, где частым гостем бывал молодой царевич Петр Алексеевич. Там будущий государь и познакомился с обычаем вечерних общественных собраний, на которых люди одного круга имели возможность общаться, играть в шахматы и шашки, выпивать и, конечно, танцевать. Наверное, в этой форме времяпровождения было больше от собраний торговых или мануфактурных гильдий протестантских городов европейского Севера, нежели от великосветских балов французского двора, но Петру они понравились своей душевностью и раскрепощенностью. Хотя само слово assemblée французского происхождения и переводится как «собрание».

Картина Луизы Марии Жанны Эрсен «Луи XV посещает Петра I»

Фото: commons.wikimedia.org

Известно, что в 1717 году Петр Алексеевич побывал во Франции. Он минимум времени уделил переговорам с коллегой-монархом Людовиком XV (тому было всего семь лет) и его двором, зато много общался с учеными, художниками, знаменитыми мастерами. Царь побывал в типографии, на гобеленовой фабрике, в опере, на заседании суда, в Академии наук и т.д. Свобода и возможность равного общения с интересными ему людьми вызвали восторг монарха. Потом он отправился на воды в Спа, где месяц лечился и предавался интересным встречам.

«Не только для забавы, но и для дела»

По возвращении государь решил, что раз русское общество само не хочет общаться на манер европейского, нужно его подтолкнуть. Стоит отметить, что ранее в письменных источниках появлялись минимум три упоминания об ассамблеях, которые устраивали придворные государя, но русская аристократия не восприняла это как руководство к действию — во всяком случае, традицией такие собрания не стали. И тогда появился закон об ассамблеях, подписанный 26 ноября 1718 года.

Портрет Антона Мануйловича Дивиера

Фото: commons.wikimedia.org

До публики его довел первый генерал-полицеймейстер Санкт-Петербурга, между прочим, генерал-адъютант, Антон Мануилович Девиер. Его ведомство распространило в столице указ «О порядке собраний в частных домах и о лицах, которые в оных участвовать могут». Вот полный текст этого документа с правилами собраний:

«Полное собрание законов Российской империи», том V стр. 597 № 3246

«Ассамблеи слово французское, которого на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное, в котором доме собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела; ибо тут может друг друга увидеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава. А каким образом оные ассамблеи отправлять: то определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай войдет.

 

1) В котором дому имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или иным знаком объявить людям, куда всякому вольно придтить, как мужескому полу, так и женскому.

 

2) Ранее 5 или 4 часов не начинается, а далее 10 пополудни не продолжается.

 

3) Хозяин не повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни подчивать, и не точию вышеписанное не повинен чинить, но хотя и дома не случится оного, нет ничего; но только повинен несколько покоев очистить, столы, свечи, питье употребляемое, в жажду, кто попросит, игры на столах, употребляемые.

 

4) Часы не определяются, в которым быть, но кто в котором хочет, лишь бы не ранее и не позже положенного времени; также тут быть сколько кто похочет и отъехать волен, когда хочет.

 

5) Во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть, и в том никто другому прешкодить или унимать, также церемонии делать вставаньем, провожаньем и прочим отнюдь да не дерзает под штрафом великого орла, но только при приезде и отъезде поклоном почтить должно.

 

6) Определяется, каким чинам на оные ассамблеи ходить, а именно: с высших чинов до обер-офицеров и дворян, также знатным купцам и начальным мастеровым людям, также и знатным приказным, тож разумеется и о женском поле, их женам и детям.

 

7) Лакеям или служителям в те апартаменты не входить, но быть в сенях или где хозяин определит; также в австерии когда и в прочих местах будут балы или банкет, также не вольно вышеписанным служителям в те апартаменты входить, кроме вышеозначенных мест».

Первым на новую затею Петра отозвался Иван Иванович Бутурлин — тогда генерал-лейтенант, а позже генерал-аншеф, командир Преображенского полка, один из ближайших к царю людей. Он был с государем во Франции и, возможно, лучше других понимал, чего именно хочет Петр. Не исключено, что они обсуждали нечто подобное, а может быть, царь лично попросил Ивана Ивановича положить почин. Этого мы уже не узнаем. Но достоверно известно, что 8 декабря в доме Бутурлина на Большой Дворянской (ныне Куйбышева) состоялась первая ассамблея, положившая начало традиции общественных собраний и балов.

Петр всегда любил веселье и шумные компании. По молодости бывал и первым в застольных подвигах. Порой такие мероприятия приобретали характер совершенной вакханалии, вроде «Сумасброднейшего Всешутейского и Всепьянейшего собора». Когда государь отравился во Францию, ему было уже 45, и выдерживать былые алкогольные нагрузки становилось всё труднее. Но любовь к общению и любознательность не покидали Петра, не случайно в Париже его «можно было встретить повсюду, где представлялась возможность извлечь пользу из увиденного и услышанного». Возможно, именно изменением отношения к праздникам у самого царя и объясняется его желание приобщить подданных к культурным мероприятиям, где общение имело более сдержанный, даже интеллектуальный характер, а веселье приобретало воспитательное значение. Без сомнения, понимал Петр и значение ассамблей в общественных преобразованиях, ставивших целью приобщать подданных к новым моделям жизни.

Картина неизвестного художника «Ассамблея при дворе Петра I»

Фото: aria-art. ru

В старой русской традиции тоже было принято общение — люди ходили в гости, устраивали «званые пиры». Но отношения строились один на один, максимум — в небольшой компании равных по статусу. Первичны были богатый стол и питье, хозяин старался угодить гостям обильными и изысканными кушаньями, заодно кулуарно решались важные проблемы. Ассамблеи же смещали приоритеты — еда была необязательна или второстепенна, общение проходило в широком кругу, на первый план входили танцы, игра в шахматы и шашки, непринужденные беседы. Людей не приглашали специально, они обязаны были приходить сами. Это в корне меняло социокультурную модель поведения русской аристократии, расширяло границы высшего общества, перечеркивало родовую иерархию. Человек на ассамблее был интересен не знатным происхождением и рангом, а личными способностями и умением общаться.

Очень точно охарактеризовал ассамблеи великий русский историк Василий Осипович Ключевский: «Это и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению».

Королевы ассамблей

В ассамблеях обязательно принимали участие женщины, что для традиционного русского аристократического общества было совершенно необычно. Причем делалось это насильственно — идя «в ассамблею», муж должен был взять жену и взрослых дочерей. За попытку «спрятать» своих женщин могло последовать наказание, за этим следило ведомство генерал-полицмейстера. Исключение делалось лишь в тех случаях, когда устраивающий прием хозяин был холост — в этом случае мужчины являлись в одиночестве, а танцы исключались из программы вечера. Но подобные «мальчишники» случались довольно редко.

Фото: rosimperija.info

Картина К. Лебедева «Ассамблея при дворе Петра I»

Дамы должны были демонстрировать изысканные наряды и манеры, участвовать в беседах, в том числе на иностранных языках, и, конечно, изящно танцевать. Сегодня это кажется естественным, но тогда подобное поведение в корне меняло семейные принципы — выходить «в свет» до замужества в допетровской Руси считалось недопустимой распущенностью, теперь же знакомства молодых людей и даже легкий флирт выносились в общественную плоскость. Традицией стал выбор «королевы бала», которой хозяин дарил живую розу. В конце вечера она передавала ее тому, кто станет хозяином следующей ассамблеи. Существовали и особые знаки внимания, с помощью которых молодые люди могли, не нарушая этикета, выразить свою благосклонность.

Первые ассамблеи проводились в столице, но довольно быстро они распространились по всем городам и губерниям. Так, в 1721 году по случаю подписания Ништадского мира в Москве ассамблеи шли от Рождества до Великого поста. Места проведения были расписаны загодя — начинали у Ромодановского, затем гостей принимал Меншиков и т.д. Интересно, что в Первопрестольной к организации ассамблей подключились даже священнослужители — первым из них организовал светский раут настоятель Донского монастыря. Правда, сделано это было скорее не по доброй воле, а по прямому указанию государя.

Царские «каприоли»

Государь и его приближенные старались показать пример свободного и раскрепощенного общения. Петр неплохо танцевал и часто начинал эту часть вечера. Сохранилось описание одной из ассамблей лета 1721 году, составленное свидетелем событий Фридрихом Вильгельмом Берхгольцем, который состоял в свите герцога голштинского Карла-Фридриха:

Берхгольц Ф.В. «Дневник каммер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого, 1721–1725 годы». Часть I, Стр 148

«Около девяти часов, когда вынесли вон столы, уставленные сластями, начались танцы в той же галерее, где танцевали в день празднования коронации. Его величество царь с царицею, его высочество со старшею принцессою и князь Меншиков с младшею открыли бал немецким танцем, после которого его высочество танцевал со старшею принцессою менуэт. Потом танцевали: она же с генералом Ягужинским, младшая принцесса сперва с ним, потом с его высочеством, его высочество с одною из дам, и так как общество было многочисленно, то танцы продолжались до двенадцатого часа ночи. Но его величество царь тотчас после первого танца (то есть первого менуэта, который его высочество танцевал с старшею принцессою) удалился к мужчинам».

Постепенно сложились правила и последовательность танцев. Сначала шли церемониальные полонез и менуэт, в которых танцующие принимали изящно-возвышенные позы, исполняли поклоны и реверансы, стоя напротив друг друга или шествуя в парах. Важен был рисунок передвижений и грациозность. Часто по ходу танцующие менялись партнерами. Это было своего рода знакомство и приветствие, иногда полонез называли «ходячим разговором», а длиться он мог более получаса. После этого шли более веселые англезы, алеманы, котильоны.

Картина А. Бенуа «Петр I на прогулке в Летнем саду»

Фото: aria-art.ru

Когда гости входили во вкус, начинались танцы-игры, в которых исполнители должны были проявить изобретательность и умение быстро разучивать новые движения. Во главе веселых шуточных танцев нередко шел сам Петр I. Вот как это описывал эти царские развлечения Берхгольц: «После нескольких часов танцевания император начал со всеми стариками один танец. .. Их было 8 или 9 пар… Император, будучи очень весел, делал одну за другою каприоли обеими ногами. Так как старики сначала путались и танец поэтому всякий раз должно было начинать снова, то государь сказал наконец, что выучит их весьма скоро, и затем, протанцевав им его, объявил, что если кто теперь собьется, тот выпьет большой штрафной стакан. Тогда дело пошло отлично на лад».

В глазах очевидцев ассамблеи были настоящими балами, о чем и пишет один из самых известных мемуаристов эпохи Петра. И после смерти императора эта традиция не ушла из жизни русского общества, а задержались в нем как минимум на два столетия. Бальная культура переживала времена расцвета и стагнации, но она существовала в императорской России как неотъемлемая часть жизни высших классов общества. Сегодня то, что три сотни лет назад начал Петр Великий, переживает второе рождение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

1 Петра 1:1-2 — Избранные паломники

Реформатская вера полностью библейская. Он сформулирован во многих отрывках Писания, одним из менее известных является 1 Петра. Интересно отметить ключевые голоса Петра в начале его письма:

Петр, апостол Иисуса Христа, странникам рассеяния в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, для послушания и окропления кровью Иисуса Христа: Благодать вам и мир да умножится. 1 Петра 1:1-2

Апостол Петр⤒🔗

Письмо начинается с того, что Питер представляет себя. Похоже, он был самым активным из учеников Иисуса Христа. Уроженец Галилеи и рыбак по профессии, он был приведен к Иисусу своим братом Андреем и стал одним из первых учеников. Его смелое исповедание Христа как Сына живого Бога стало поводом для того, чтобы Иисус изменил свое имя с Симона на Петра, что означает «камень». Здесь Петр называет себя этим новым именем.

Петр называет себя «апостолом Иисуса Христа». Он был избран Самим Христом, чтобы быть свидетелем воскресения, и был послан властью Христа, чтобы заложить основание церкви. Деятельность Петра была сосредоточена на создании церквей. Для этой цели ему было дано особое откровение от Святого Духа написать эту книгу. Слова Петра в этом письме — не просто мнение или совет, они вдохновлены Святым Духом.

Рассеянные пилигримы ←⤒🔗

Кому Питер пишет это письмо? Он адресует его «паломникам рассеяния в Понте, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии». Питер пишет тем, кого он, скорее всего, никогда не встречал. Он пишет тем христианам, которые жили в различных римских провинциях, расположенных на территории, которую мы сегодня знаем как Турцию. Хотя этот термин «рассеяние» часто относится к евреям, рассеянным среди народов, Петр имеет в виду тех новообращенных евреев и язычников, которые были рассеяны как христиане.

Обратите внимание, что он называет этих верующих «паломниками». Он хочет, чтобы они знали, что их «гражданство на небесах» (Филиппийцам 3:20) и что это гражданство является первичным. Они могут быть гражданами Римской империи, но на самом деле они Божьи странники, духовные чужеземцы, ищущие «город, имеющий основание» — Город Божий. Это означает, что их земное гражданство вторично. Они должны были видеть себя временно живущими в чужой среде. Таково наше состояние верующих сегодня. Хотя мы являемся гражданами Соединенных Штатов, наше гражданство в Царстве Христа является основным.

План Питера состоит в том, чтобы научить их, как жить среди безбожной культуры как народ Божий. Он не только стремится полнее объяснить учения о спасении и увещевать их жить благочестиво в различных жизненных отношениях, но и приготовить их к страданиям. Лет через тридцать после вознесения Христа Петр пишет христианам, уже испытавшим различные формы гонений, и готовит их к дальнейшему противостоянию.

Благочестивая жизнь в безбожном обществе приносит преследования. Сегодня преследования происходят не только в других странах, но и на нашей земле. Она принимает различные формы и не ограничивается мученической смертью за Христа. Это гонения, когда верующие страдают в своих семьях, на работе или в гражданском суде за свою приверженность Евангелию Христа.

Интересно, что Петр не призывает этих первых христиан к монашеской жизни. Вместо этого они должны жить «в мире, но не от мира». Народ Божий был рассеян среди обществ, в которых преобладали светские мировоззрения и языческие обычаи. Бог также с определенной целью поместил нас среди культуры, которая не знает Его, чтобы мы могли быть Его свидетелями, как соль и свет.

Тринитарная благодать ←⤒🔗

Каким образом Петр ободряет этих верующих? Он не начинает с того, что дает им практические шаги, как справляться с их трудностями и проблемами. Позже в этом письме он научит их, как им следует жить в различных отношениях и враждебных обстоятельствах, в которых они оказались. Но сначала он закладывает надлежащее основание для их понимания того, кем они являются в своих отношениях с Богом. Он сосредоточен на Боге в своем подходе.

Точно так же, если мы начнем с сосредоточения на наших обстоятельствах и особенно на нашей неспособности справиться с ними, мы можем впасть в уныние и потерпеть поражение. Только когда мы обращаемся к Богу как к нашему суверенному Господу и Спасителю, мы можем иметь правильное представление о жизни в безбожной культуре. Петр хочет, чтобы они в первую очередь сосредоточились на великом Божьем спасении.

Суть его точки зрения такова: « Избранные паломники должны твердо стоять в истинной благодати Божией». Благодать — это библейский термин, описывающий, как Бог искупил виновных грешников, освободив их от рабства греху и смерти. Петр видит истинную благодать как то спасение, которое является делом Триединого Бога. Он говорит во втором стихе, что их «избраны по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа».

Избранник Отца ←⤒🔗

Он напоминает своей аудитории об их новой идентичности как христиан. Слово «избранные» в греческом тексте стоит перед словом «пилигримы». Подчеркнут их статус перед Богом — они Божьих избранных паломников . Их спасение — это не то, на что они наткнулись случайно, а то, что было запланировано Богом Отцом с самого начала. Они, «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (2:9).

Многие в наши дни отшатываются при слове «выборы». Однако это не учение, спрятанное в одной или двух главах Библии. Скорее, это учение, получившее известность благодаря вдохновению Святого Духа. Если вы прочитаете начало Послания к Ефесянам, 1 Фессалоникийцам или Титу, а также многие другие отрывки, вы обнаружите многочисленные и заметные ссылки на избрание.

Для Петра и других Апостолов избрание важно, потому что оно поддерживает их среди безбожного общества. Они пришли к пониманию того, что только по благодати они были избраны Богом, чтобы быть Его детьми. Таким образом, их новая идентичность как христиан была обусловлена ​​не тем, что они сделали для Бога, а тем, что Бог сделал для них. Мы любим Бога , потому что сначала Он любит нас . Петр хочет, чтобы мы знали, что, пока мы живем в этом мире, христиане — избранный Богом народ.

Предвидение Бога ←⤒🔗

Далее во 2-м стихе Петр добавляет, что эти христиане «избраны по предведению Бога Отца». Что он имеет в виду под предвидением ? Некоторые думают, что это означает просто предвидение — Бог заранее видит, что люди будут делать. Согласно этой точке зрения, Бог очень похож на нас. Он подобен метеорологу, предсказывающему погоду по компьютерной модели, или астроному, предсказывающему, когда будет затмение. Если это правда, то Бог учится на истории и науке.

Но заглянем в стих 20, «Он (Христос) действительно был предопределен прежде основания мира». Это тот же термин. Узнал ли Бог о Христе из истории? Избрал ли Он Сына, потому что со временем узнал, что Он будет делать? Нет, Бог знал Христа, потому что Он был Его единородным Сыном, любимым прежде начала времени. Мы читаем в Деяниях 2:23,

Его (Христа), по определенному изволению и предведению Божию преданному, ты взял беззаконными руками, распял и предал смерти.

Предвидение, таким образом, означает предопределенную Божью цель предопределить все, что произойдет. Смерть Христа была не просто предвидена, но предопределена .

Подобным образом Бог знает верующих. Он знает их прежде, чем они поверят. Предузнание Бога познается не от твари, а от Его знания о Себе. Он знает, потому что хочет, и Он желает того, что знает в Себе. Бог знает активно, а не пассивно. Избрание физических лиц не основаны на чем-то сами по себе, а скорее вытекают из чего-то внутри Самого Бога. Таким образом, предузнание — это божественная любовь, избирающая мужчину или женщину, мальчика или девочку в качестве Его ребенка, и благодаря этой любви Он обеспечивает все необходимое для спасения этого человека.

Паломники, избранные Святым Духом ←⤒🔗

Как мы, христиане, должны жить своей верой в культуре, которая становится все более противной Евангелию? Письмо Петра дает много информации по этой теме. Он говорит о святости как о существенном проявлении спасения, проистекающего из избранной любви Бога. Божьи паломники были избраны, говорит он в стихах 2, 9. 0015 «в освящении от Духа».

Это помогает нам понять нашу уникальную идентичность как Божьего народа. Избранных паломников называют святыми. Освящение обычно относится к работе Бога, преображающей образ жизни верующего. Но это также может относиться к объективному факту, что Бог берет грешника и делает его или ее Своим уникальным ребенком. Он отделяет верующих как Свой особый народ.

Использование термина «освящение» здесь указывает на уникальную работу Святого Духа, посредством которой мы повинуемся Евангелию верой, чтобы быть окропленными кровью Христа. Оно используется так же, как когда Бог сказал:

Ибо ты народ святой у Господа Бога твоего, и Господь избрал тебя, чтобы ты был народом Себе, особым сокровищем из всех народов, которые на лице земли. Второзаконие 14:2

Такая позиционная святость относится к нашему положению перед Богом как избранному народу (1 Коринфянам 6:11). Некоторые называют это окончательным освящением, и оно лежит в основе жизни постепенного освящения.

Интересно отметить, что Петр упоминает о работе Святого Духа до того, как ссылается на работу Христа. Почему это? Что ж, если мы правильно его понимаем, то путь, которым человек соединяется со Христом, лежит через возрождающую работу Святого Духа. Мы должны иметь Дух Христа, прежде чем мы сможем насладиться искуплением, купленным Христом. В то время как порядок трех Лиц Троицы в деле спасения — Отец, Сын и Святой Дух, Петр говорит с точки зрения христианского опыта.

Когда Бог изменяет сердце человека, Он отделяет его от светской языческой культуры, чтобы он стал чадом Божьим. Человек, выведенный из царства тьмы и перенесенный в Царство Христово, теперь «отделен» для исполнения воли Божией. Знаете ли вы Его, Он ваш Господь? Доверяешь ли ты Ему одному в своем спасении? Если да, то Он призвал вас к уникальному образу жизни.

Паломники, объединенные Иисусу Христу ←⤒🔗

Главной целью избрания Отца и освящающего Святого Духа, по мнению Петра, является то, что грешники должны быть приведены в спасительные отношения со Христом. Он снова говорит в стихе 2, «за послушание и окропление кровью Иисуса Христа».

Почему Петр связывает послушание Иисусу Христу и окропление? Окропление относится к ветхозаветному применению крови для искупления греха. Целью ветхозаветных жертвоприношений было не только пролитие крови, но и применение .

В Новом Завете кровь Христа как Агнца Божьего должна возлагаться на грешников, когда они верят. Это также называется оправданием, которое Гейдельбергский катехизис описывает как:

Бог без всякой моей заслуги, по одной благодати, дарует и вменяет мне совершенное удовлетворение, праведность и святость Христову, как будто я никогда не совершал и не имел никакого греха и сам совершил все послушания, которые исполнил Христос для меня. Кв. 60

Когда мы окроплены кровью Христа, все наши грехи покрыты в глазах Бога — мы прощены и объявлены праведными.

Следовательно, ссылка Петра на послушание, хотя и не отделенная от жизни в послушании, относится к начальному акту веры, когда человек приходит к вере во Христа. Обычно мы не говорим о вере как о послушании. Правильно, что мы охраняем учение о «спасении через вера одна». Но Библия часто говорит о «послушании веры», вроде того, что мы находим в Римлянам 1:5. Это означает, что Божья избирающая и возрождающая благодать не исключает нашего отклика. Бог повелевает всем людям повсюду покаяться (Деяния 17:30). Бог не верит за нас. Мы должны принять Христа и все, что Он дает, посвятить себя Ему и окончательно порвать с грехом и миром. Когда мы это сделали, говорит Петр, мы окроплены кровью Иисуса Христа.

Заключение ←⤒🔗

Петр хочет, чтобы христиане поняли, что их идентичность определяется прежде всего их отношением к Триединому Богу, Который спасает их суверенной благодатью. Богатое наследие, которое мы имеем как реформатские христиане, основано не на наборе различных доказательств, а на ключевых учениях, которые апостолы помещают на передний план своих посланий.

1 Петра 2:9 — Вызваны

1 Петра 2:9 — Вызваны

Вызывается

1 Петра 2:9


«Но вы — род избранный, царственное священство, святой народ, народ, взятый во владение Божие, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в Свой чудный свет» (1 Петра 2:9).

Господь говорил со Своим народом через апостола Петра и использовал несколько терминов в чтобы помочь им оценить свое духовное положение во Христе. Он сослался на их как «избранную» или избранную расу, как «святой народ» и как «народ для Божьего собственной собственностью». По благодати Божьей мы занимаем весьма привилегированное положение в Его вселенная.

Петр продолжает, говоря: «ибо некогда вы не были народом, а теперь вы народ Божий; вы не были помилованы, а теперь помилованы» (1). Петра 2:10). Христиан называют «народом Божьим» и имеют получил Божью «милость». Это результат Божьей благодати и любви, а не по нашим собственным заслугам.

Но обратите внимание на «народ Божий». Можно было бы сказать очень многое о каждом из этих обозначений, но я хочу отметить фразу в стихе 9: «…Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет».

Сначала небольшой урок грамматики греческого языка. Слово, переведенное как «вне», есть «эк» и слово, переведенное как «призванный», есть слово «калесантос». Греки ставили их вместе, чтобы сформировать другое слово, «ekklesia», что означает «вызванный» и относится к собрание или собрание людей, созываемых вместе. Подробнее об этом в настоящее время.

Во-первых, должно быть очевидно, что очень, очень важно быть частью этого «святого народа», состоящего из «людей, принадлежащих Богу», которые являются « народ Божий» и теперь «помилованы», тогда как когда-то были «немилосердны». Ни один верующий в Бога не должен возражать. Бог издал вызов. Вы откликнулись, чтобы стать одним из тех, кого «вызвали»?

Непонятое английское слово
Прежде чем мы продолжим, увидев необходимость быть частью «призванного из народа божьего, нам нужно более внимательно изучить английское слово, которое так сегодня часто неправильно понимают. Мы видели, как звучат греческие слова, означающие «вызывать». в сочетании образуют слово «ekklesia», которое относится к собранию или собранию. Когда это слово переводится на английский, вместо перевода его «сборка» обычно используется другое английское слово. Вместо слова «сборка» чаще всего используется слово «церковь».

Видите ответвление этого? Если бы больше людей знали, что такое слово «церковь» упоминается, было бы гораздо меньше разговоров об угодных и угодных Богу помимо членства в церкви. Это невозможно, потому что слово «Церковь» означает «род избранный, царственное священство, народ святой, народ для собственного владения Бога, чтобы вы могли возвещать превосходства Того, Кто имеет призвал вас из тьмы в Свой чудный свет; для вас когда-то не было люди, но теперь вы народ Божий; вы не были помилованы, но теперь ты помилован.»

Единственный способ спастись, кроме того, чтобы быть частью церкви, это спастись не будучи Божьим народом и без Божией милости. Этого нельзя делать!

Как только мы перестанем думать о церкви с точки зрения человека, здание или деноминация, то мы приближаемся к пониманию его значения.

«Церковь» В Ветхом Завете
Когда еврейские Писания Ветхого Завета были переведены на греческий язык около 250 г. ДО Н.Э. греческое слово «экклесия» использовалось 40 или 50 раз. Это, опять же, означает «собрание» и может использоваться как для религиозного собрания, так и для собрания под названием для другой цели. Он используется, например, во Второзаконии 4:10 (глагол) и в 9:10 (существительное). Это относится к народу Израиля.

«Церковь» в Новом Завете
Опять же, иногда «экклесия» используется в чисто светском смысле. Человек по имени Димитрий созвал «собрание» в целях подстрекательства людей к преследованию Павел (Деяния 19:29,32). Кроме того, позже это слово используется для обозначения сборки для судебное разбирательство (Деяния 19:38-39). Но даже в этих светских употреблениях слово всегда относится к людям. Это собрание, или «церковь», есть собрание людей, не здание.

В подавляющем большинстве случаев в Новом Завете слово «экклесия» переводится как «церковь» и действительно относится к религиозному собранию. «Церковь г. Христос» относится к собранию людей, собравшихся из тьмы к свету. Иисуса Христа. Слово «церковь» — это то, что мы называем собирательным существительным. Это означает это набор более мелких единиц. Другими примерами собирательных существительных могут быть «стадо» (сбор определенного скота) или «стадо» (сбор определенных птиц). «Церковь» — это собрание определенных людей, а именно тех, которые подходят описание нашего текста (1 Петра 2:9,10). Один ученик — это еще не церковь более одной коровы составляет стадо.

Церковь Господня
К настоящему времени, надеюсь, стало понятно, что церковь Господа состоит из тех, спасен милостью Божией. Есть и другие термины, используемые для описания церкви в Новый Завет. Они также помогают прояснить, что такое церковь и как необходимо быть его членом.

Церковь есть тело Христово, и Он глава церкви (Ефесянам 1:21-23). Христос есть глава тех, кто в Его теле, или церкви (см. также 1 Коринфянам 12:12-14; 26-27).

Церковь — это храм Божий, а это означает, что Бог обитает в Своем народе. Мы предупредил не разрушать храм, причиняя вред или разочаровывая его людей (1 Коринфянам 3:16,17).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *