От войны с Византией до подлого убийства
Древнейшие источники
В «Повести временных лет» (в составе Лаврентьевской летописи) о них содержится весьма мало информации: по версии Нестора летописца, они не принадлежали к княжескому роду и являлись приближенными князя Рюрика, севшего после призвания варягов править в Новгороде. Аскольд и Дир попросили у князя разрешения отправиться в поход на Царьград, но, дойдя до Киева, решили обосноваться там. На этих землях издревле жили поляне, платившие дань хазарам и не имевшие своего князя. Однако нельзя не заметить, что, согласно Новгородскому летописному изводу, Аскольд и Дир не имели никакого отношения к Рюрику, а правили в Киеве еще до варяжского призвания.
Поход на Царьград!
Наверное, самое яркое событие, произошедшее за все время княжения Аскольда и Дира – это поход на Царьград под их предводительством, также отраженный в летописном своде. Однако сей поход нельзя назвать удачным: согласно «Повести временных лет», русы подошли к Царьграду в отсутствие правившего тогда царя Михаила, ушедшего воевать против агарян. Но, узнав о готовящемся нападении, правитель немедленно возвращается. Понимая, что помочь может только чудо, он приказывает всем жителям усиленно молиться, а сам с патриархом Фотием совершает крестный ход к морю с величайшей святыней – ризой Пресвятой Богородицы. Когда морских вод коснулась пола одежды Божией Матери, то поднялась немыслимая буря, которая разметала все русские корабли, и многие воины погибли.
Принятие христианства
Видимо, сила веры греков, способная творить такие чудеса, оказала такое впечатление на русов и их князей, что они изъявили желание креститься. Иначе как объяснить то, что вскоре на Русь был направлен епископ, крестивший местное население вместе с их правителем. Правда, следует оговориться, что такое свидетельство находим мы только лишь в византийских источниках (воспоминаниях того самого патриарха Фотия, а также в хронике Георгия Амартола). В «Повести» данный момент никак не отражен, кроме того, в греческих свидетельствах не упоминается имени правителя. Тем не менее, факт крещения Аскольда и Дира и некоторых их приближенных признается в русской церковной традиции доказанным. Бытует предание, по которому Аскольд принял в крещении имя Николай. Таких, в общем-то, не слишком достоверных сведений оказалось достаточно, чтобы причислить князя Аскольда к лику святых (сделано это было в 2013 году Украинской Православной Церковью, правда, не Московского, а Киевского Патриархата, Московский патриархат так и не вынес решение о канонизации).
Гибель князей
Однако мы отвлеклись от летописных источников… Далее в «Повести временных лет» описываются уже обстоятельства смерти Аскольда и Дира. В 882 году князь Олег, воевода Рюрика, после его смерти ставший регентом при малолетнем Игоре, пошел с походом на Смоленск. Впоследствии был захвачен и ряд других городов. Когда войско подошло к Киеву, Олег узнал, что здесь имеются свои князья. Чтобы избежать длительной осады сильного и крепкого Киева, князь решил хитростью выманить Аскольда и Дира из укрепленного города. Олег, скрыв своих воинов, назвался купцом, плывущим в греческие земли, и попросил привести к нему местных правителей. Когда же они вышли, князь объявил их незаконно захватившими власть, продемонстрировал им маленького Игоря, сына Рюрика, как истинного князя, имеющего все права на престол. После этого соправители были убиты, а Олег остался княжить в Киеве.
Подробности биографии
Скудная биография Аскольда и Дира обрастает некоторыми подробностями, если заглянуть в более поздние по времени источники – например, в Никоновскую или Иоакимовскую летописи. Однако здесь следует помнить о том, что такие своды писались уже много после событий IX века – в XV-XVII веках, поэтому вероятно использование для их написания недостоверной информации, слухов и домыслов. Как известно, любая древняя летопись традиционно начиналась с пересказа «Повести временных лет», но при этом каждый летописец непременно добавлял что-то свое, дописывал и дополнял предыдущего автора тем, что, по его мнению, было необходимым. Однако такие сведения, добавленные в историческую канву человеком, живущим много позже тех древних событий, должны вызывать как минимум настороженное отношение.
Но вернемся непосредственно к описанию позднейших дополнений. В Псковском изводе XV века встречаем информацию о том, что на княжение были призваны три варяга в составе Аскольда, Дира и Рюрика. То есть, если верить этому свидетельству, то отчасти становится понятно, почему Рюрик при жизни не трогал своих соплеменников, не пытался отобрать у них киевский престол. Однако в целом сей факт скорее является ошибкой или домыслом позднейшего переписчика.
В других сводах можно увидеть упоминание о борьбе за власть в Новгороде, в результате которой некоторые приближенные Рюрика переметнулись к Аскольду, о смерти сына Аскольда в 872 году в битве с болгарами, о походах на славянские племена кривичей и полочан, а также на печенегов. При этом важно отметить, что события похода на Царьград в позднейших летописях относятся уже совершенно к иной дате, нежели чем в «Повести временных лет». Это косвенно свидетельствует как минимум о частичной недостоверности приводимых сведений.
Еще одно позднейшее упоминание об Аскольде и Дире находим в сочинениях Яна Длугоша, польского историка, жившего в XV веке. По его версии, это были коренные киевляне, потомки легендарного Кия. В дальнейшем такая версия была поддержана некоторыми советскими историками, такими как, например, А.А. Шахматов. Но нельзя не отметить, что и здесь закрадывается сомнение: версия Длугоши могла быть придумана для доказательства обоснованности претензий Польши на киевский престол. Если придерживаться такой трактовки, то поляки, как коренные жители и древние коренные правители, имели больше прав на власть в Киеве, нежели чем Рюриковичи, потомки «варяжского гостя».
Аскольдова могила: тогда и сейчас.
«Повесть временных лет» донесла до нас и места захоронения свергнутых и убитых князей. Несмотря на совместную кончину, похоронены они были в разных могилах. Дир – на месте, где впоследствии основан был Ирининский монастырь, а Аскольд – на урочище на правом берегу Днепра, на Угорской горе. В XV веке на этом месте был основан Пустынно-Николаевский монастырь. В XIX веке там была возведена Николаевская церковь в виде ротонды, превращенная в советское время в некое подобие павильона и восстановленная в наше время в первоначальном виде.
Что касается территории вокруг могилы, то еще с древнейших времен там существовало кладбище, которое в XVIII веке стало престижнейшим в городе. В советское время оно было уничтожено, и разбит был парк. Сейчас это городской парк «Аскольдова могила», а предполагаемое место захоронения Аскольда отмечено памятником.
Историческая достоверность личностей Аскольда и Дира: версии и домыслы
Наше повествование о легендарных древнерусских князьях было бы неполным, если бы мы не затронули тему достоверности их фигур в целом. Известно, что по этому поводу историками до сих пор ведутся жаркие споры. И если историчность Аскольда не вызывает сомнений, то про Дира нельзя сказать столь же однозначно. Каждый читающий «Повесть временных лет», отметит для себя вторичность, второстепенность фигуры Дира по сравнению с Аскольдом. Согласно источникам, он не предпринимал никаких самостоятельных действий, и даже имя его всегда упоминается только вместе с Аскольдом, и никогда – отдельно. В связи с этим возникла версия, что на самом деле Аскольд и Дир – это один человек, раздвоенный волей позднейшего летописца, не разобравшегося в прозвищах. Еще В.Н. Татищев писал о том, что, возможно, «Дир» — это русская транскрипция сарматского слова «тирар», что означает «пасынок». Из этого делается вывод, что Аскольд – пасынок, но не Рюрика, а его жены. Поэтому его судьба и была столь плачевной – после смерти отца некому было его защитить, когда вдова Рюрика пожелала расчистить дорогу к власти своему родному сыну Игорю. Данная версия достаточно спорна, однако она вполне имеет право на существование. Если придерживаться такой точки зрения, то становится также ясным, почему Рюрик так легко отпустил Аскольда в поход на Царьград, почему не преследовал за вроде бы самовольный захват власти в Киеве.
Иная версия о раздвоении первоначально одного человека обращается к скандинавскому происхождению имени Аскольд. Если написать его латиницей, то получится Haskuldr или Hoskuldr. Как видно, в обоих случаях имеется окончание «dr», которое вполне могло оформиться как имя собственное. Вспомним, что и «Повесть временных лет», самое раннее свидетельство об Аскольде и Дире, писалась в XII веке, то есть почти три столетия спустя, а значит, произошедшее уже успело основательно забыться. Некоторые историки, полагающие, что Аскольд – потомок Кия, заявляют о славянском происхождении имени. Есть также версия, что оно образовалось от древнего самоназвания племени скифов – сколоты.
Корме того, Аскольд и Дир, как личности весьма загадочные, о которых известно крайне мало, породили большое количество различных версий у историков. Например, советский и российский археолог и исследователь славянской культуры Б.А. Рыбаков полагал, что существовало некое «аскольдово летописание» составленное из записей христиан во времена княжения Аскольда. Оно якобы и легло в основу «Повести временных лет» и других позднейших дошедших до нашего времени исторических источников. Такая версия нашла поддержку у некоторых советских и российских историков, однако все же большинство ученых признают ее вымышленной и мистифицированной.
В современное время
Сейчас, по прошествии многих сотен лет, Аскольд и Дир видятся нам невинными жертвами, наличия которых всегда требует установление государственности и единой власти. Фигуры легендарных князей обрели отчасти романтический, отчасти мученический ореол. Если принимать на веру версию о принятии ими христианства, то они представляются обогнавшими время, людьми, уже тогда осознавшими важность единобожия для укрепления государственного строя. Русь в целом придет к этому много позже лишь при внуке Игоря, ради которого и были убиты киевские соправители.
Судьба Аскольда и Дира частично отражена в фильме 2008 года «Сага о викингах». Также нельзя не упомянуть и оперу А.Н. Верстовского «Аскольдова могила», написанную в 1835 году на основе романа М. Загоскина. Ни в романе, ни в либретто оперы, правда, нет ни слова о самом князе, но действие происходит в Древней Руси, во времена Святослава, главный герой – предполагаемый потомок, правнук Аскольда, Всеслав, а кульминационные моменты действия происходят как раз на могиле его прадеда.
Аскольд и Дир
Об этих киевских князьях известно совсем немного. Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир были боярами новгородского князя Рюрика. «Отпросившись» у Рюрика в Царьград вместе со своими семьями, они отправились по известному маршруту — пути «из варяг в греки». Проплывая в ладьях по Днепру, увидели небольшой городок на горе. Местные жители поведали, что город построен Кием и его братьями, а их потомки живут здесь и платят дань хазарам. Аскольд и Дир вокняжились в Полянской земле и сделали Киев своей столицей. Другие летописи добавляют, что новые князья воевали с древлянами, уличами и хазарами, а в 866 году пошли в поход на Константинополь. Флот из двух сотен русских военных кораблей вошёл в залив Золотой Рог и осадил было Царьград, но поднявшаяся буря разбила большинство судов о прибрежные скалы.
Аскольд и Дир ходили также на полочан и печенегов. Около 874 года состоялось первое крещение киевских русов с их князьями во главе. В 882 году новгородский князь Олег Вещий заманил бывших бояр в киевское предместье Угорское, где они были убиты.
Великий русский князь Олег Вещий — тоже личность таинственная. В этом князе загадочно всё: от происхождения до княжения на Руси, от походов на Византию до предсказанной волхвом гибели. Летописи называет его родственником Рюрика — племянником или шурином, мудрым и храбрым «князем урманским», а то и просто воеводой князя Игоря Рюриковича,
В «Повести временных лет» сообщается, что Рюрик, умирая в 879 году, передал свое княжество родичу Олегу, а также «отдал ему на руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал». В 882 году Олег, захватив Смоленск и Любеч, присоединил их к своим владениям Затем, явившись к Киеву и выманив на берег Днепра Аскольда и Дира, заявил им: «Вы не князья и не княжеского рода, но я княжеского рода», добавил, показывая малолетнего княжича Игоря: «А это сын Рюриков». После этого Аскольд и Дир были убиты новгородскими дружинниками, а Олег вокняжился в Киеве.
Именно 882 год некоторые историки считают датой образования раннефеодального государства Русь. Олег строил города, определил размеры дани со словен, кривичей и мери, приказал Новгороду ежегодно платить варягам по 300 гривен для сохранения мира. В период с 883 по 885 год Олег одолел древлян, победил северян и подчинил радимичей, обложив эти племена данями. Воевал с уличами и тиверцами, а также с хазарами, болгарами и другими народами Подунавья.
В 907 году Олег возглавил поход на Византию войска из всех подвластных ему народов. К Царьграду подошёл флот Олега, насчитывавший 2000 кораблей, и высадилась русская конница. В константинопольских предместьях были сожжены многие дома и церкви, перебито множество жителей. Воины вытащили корабли на берег, поставили их на колёса и, поймав парусами ветер, пошли на штурм Константинополя. Император испугался и запросил мира.
Уходя от Царьграда, Олег в знак победы повесил свой щит на городских воротах. В Киеве он, придя из похода с богатой добычей, получил прозвище Вещий. В 911 году Олег заключил второй выгодный для Киевского государства договор с Византией.
Смерть Олега от укуса змеи русские летописи датируют по-разному — 912 и 922 годами. И похоронен Олег был тоже в трёх разных местах — в Киеве на горе Щековице, в Ладоге и ещё где-то за морем. Эти разноречивые летописные сведения дают основания предполагать, что на Руси в период с конца IX до начала X века было как минимум два князя или воеводы, носивших имя Олег.
Это предположение подтверждается хотя бы тем, что в одной скандинавской саге есть главный герой Хрольф-Одд, очень напоминающий Вещего Олега. Его полное имя — Хельги Хрольф-Одда. Причиной гибели Хрольф-Одда был укус змеи, которая выползла из черепа его любимого коня.
Не исключено также, что поздние переписчики летописей приняли за имя Олег варяжский титул Хельги (Светлый), в то время как имена князей могли быть совершенно другими.
Кстати, если необходимо провести веб-конференцию, то на сайте http://virtualroom.ru/ вы можете организовать онлайн-встречи и онлайн-обучение.
Образ Вещего Олега отразился и в русском фольклоре. Например, былинный богатырь Вольга явно навеян легендами и былями о мудром и воинственном князе-витязе. Конечно, при сопоставлении с Микулой Селяниновичем Вольга существенно проигрывает, но это тоже естественно: Микула — крестьянин, человек из народа, свой мужик, а Вольга — то ли князь, то ли воевода, но всё-таки из «начальства», а для русского человека представители власти — всегда в какой-то степени чужие люди, «иноземцы»…
Будем благодарны, если поделитесь статьей:
Для Аскольда и Марты Козбур война России с Украиной — личная
Опубликовано вНовостиСоседи по реке и лесу заявляют о своей поддержке
к Джессика Маккиннон
В то время как пристальное внимание всего мира уже более трех месяцев обращено к народу Украины, эти опасения были особенно актуальными и личными для жителей Речного Леса Аскольда и Марты Козбур. У обоих есть близкие родственники и друзья в Украине, и они оплакивают разрушение страны, в которой они имеют глубокие корни.
Родители Аскольда и Марты иммигрировали в США из Западной Украины после Второй мировой войны. Родители Аскольда поселились в Кливленде, а родители Марты поселились в чикагском районе Украинская деревня. Впервые они встретились во время группового турне по Украине в 1978 году. Они быстро поняли, что у них не только одинаковое украиноцентричное воспитание, но и значительные семейные связи.
Тетя Аскольда и мать Марты были лучшими подругами, жившими в одном и том же лагере для перемещенных лиц (DP) в Германии после войны. Тетя Марты и отец Аскольда были одноклассниками в другом лагере для перемещенных лиц, где дедушка Марты преподавал историю.
«Во время того первого визита в Украину я чувствовала себя как дома, — сказала Марта. «В детстве мы оба были вовлечены в украинскую культуру и общество, — сказала Марта. «В Украинской деревне мы слышали украинскую речь на улице. Оплатили в украинском банке, пошли в украинский продуктовый магазин. Когда мы поженились, это была как старая домашняя неделя, потому что все знали друг друга».
Козбуры получили поддержку от соседей и школьного сообщества Линкольна, где преподает Марта. Деревья в их квартале украшены голубыми и желтыми лентами, а в их гараж постоянно привозят еду, одежду и медикаменты. .
Супруги много раз приезжали в Украину с момента своего первого визита и стали свидетелями больших перемен. Они увидели страну в 1980-х годах, когда она еще находилась под советской властью, с высотными зданиями, облепленными изображениями Леонида Брежнева и серпа и молота, и когда их двоюродным братьям было неудобно выступать на публике.
«Это было так серо и тоскливо. Но когда Украина получила независимость в 1991 году, они просто взялись за благоустройство всех городов. Когда я вернулся на месяц в 2012 году, там было красиво, повсюду цветы, кафе, магазинчики, художественные галереи и туристы со всего мира. Он был таким же, как и любой другой процветающий европейский город», — сказала Марта.
По словам Аскольда, Львов был известен как «Маленькая Вена» из-за своей европейской архитектуры и культуры, пережитка того времени, когда западная Украина была частью Австро-Венгерской империи. Согласно многим сообщениям, президент России Владимир Путин долгое время рассматривал принадлежность Украины к Европе, а также ее заинтересованность в вступлении в НАТО как угрозу и причину недавнего неспровоцированного вторжения.
Козбуры возмущены мифом о том, что Украина — всего лишь часть России и что страны связаны вечным братством.
«Киев был основан более 1000 лет назад. К моменту заселения Москвы в XII веке Киев уже был цветущей метрополией и центром торговли. У нас другой язык, другой алфавит, другая литература и музыка. Это исторично — российские лидеры еще при Екатерине Великой хотели, чтобы Украина исчезла. Но украинцы упрямы и решительны, и им всегда приходилось бороться за свою свободу», — сказала Марта.
В прошлом году Козбуры посетили Украину. Аскольд приехал с семьей во Львов в октябре, а Марта приехала в июле с другом, который является соучредителем фонда, занимающегося сохранением сакрального искусства страны. Фонд, в котором участвует Марта, сейчас сосредоточен на упаковке, упаковке и транспортировке в безопасные места как можно большего количества сокровищ.
Козбуры находятся в постоянном контакте с семьей в Украине. Семья Аскольда, к счастью, сбежала в Польшу и остановилась у друзей. Двое взрослых детей Козбуров посетили их несколько недель назад.
«Они чертовски злы на Путина и на варварские русские полчища, которые без причины напали на них и вынудили их покинуть свои дома, когда начались бомбежки», — сказал Аскольд.
Многие члены семьи Марты до сих пор находятся во Львовской области. «Они находятся под постоянной угрозой ракет и ежедневно подвергаются авианалетам. Некоторые члены моей семьи помогают с раздачей продуктов питания, лекарств и предметов медицинского назначения, а также организуют транспорт для беженцев», — сказала Марта.
Аскольд и Марта уверены, что Украина победит в этой войне. «Может дойти до того, что русским придется уйти, потому что у них заканчиваются деньги и оружие. Из-за притока военной поддержки и того факта, что украинцы защищают своих, я думаю, что в конечном итоге это закончится хорошо для Украины. Украина будет продолжать сражаться — это закончится только тогда, когда уйдут русские», — сказал Аскольд.
Как вы можете помочь
Тем, кто заинтересован в поддержке Украины, Козбуры рекомендуют www.razomforukraine.org и Украинскую молодежную кемпинговую организацию на www.uyco.org.
Для получения информации об истории Украины они рекомендуют авторские статьи Тимоти Снайдера, профессора истории Йельского университета.
Обработка…
Успех! Вы в списке.
Упс! Произошла ошибка, и мы не смогли обработать вашу подписку. Пожалуйста, обновите страницу и попробуйте еще раз.
- Репортер по общему заданию 27 марта 2023 г.
- Управляющий редактор 27 марта 2023 г.
- Это семейное дело 24 марта 2023 г.
- Палата представителей приняла закон о запрете книг 24 марта 2023 г.
- Местный повар испытал на себе целебную силу еды 23 марта 2023 г.
Как взимать дань с ваших вассальных государств, не будучи «этим парнем»
«Возможно взимать дань, не будучи при этом таким хромым. (Виктор Васнецов, Wikimedia Commons) Каждая покоренная территория знает его. Он едет «вокруг своих завоеванных владений, надменный вид верхом на своем кричащем белом коне. Подчиненные повсюду закатывают глаза, когда он спешивается и читает диковинный список злодеев, которые должны заплатить ему сейчас золотом или быть отправлены на виселицу.
Это «тот парень», и ни один лорд не хочет быть им. Его порабощающий стиль явно взят из какой-то книги «Власть над мошенниками». Он не знает, какой он грубый верховой гусь, и совершенно не подозревает о своей благородной нелепости. Любой уважающий себя патриций должен избегать быть им любой ценой.
Вот как правильно собирать дань с ваших вассалов, не будучи при этом «этим парнем».
Нет необходимости в пышной демонстрации твоего богатства и власти при сборе платы с твоих зависимостей. И нет необходимости в грандиозных заявлениях о твоем великолепии по прибытии в город. Твои вассальные государства знают, какую дань они должны тебе, и они знают, что ты намного величественнее, чем они когда-либо могли быть. Не втирай.
После долгого путешествия к землям фринфолков вдоль границы у тебя может возникнуть соблазн подружиться со своими подданными или даже потренироваться primæ noctis на невесте своего вождя (как твое право!). Но есть время для сбора дани и время для других видов ритуального угнетения. Придерживайтесь поставленной задачи и сосредоточьтесь на дани.
Многие из твоих клиентских доменов — всего лишь скромный народ, не имеющий доступа к огромному количеству золота, которое ты требуешь для своей казны. В то же время многие их земли богаты редкими рудами и драгоценными камнями. Будьте достаточно гибкими, чтобы принимать оплату рубинами, серебряными слитками, жемчугом или яшмой. Только не забудьте взимать дополнительный налог «Другие виды драгоценностей и драгоценных металлов в качестве дани».
Добавлена карта Европы 900 г. н.э. с описанными ниже событиями. (Из imgur) В июне 860 года нашей эры флот из 200 кораблей проплыл через Босфор и напал на византийскую столицу Константинополь. Император Михаил III отсутствовал, вел войну против арабов на востоке, и город был застигнут врасплох. Хотя нападавшие не смогли пробить городские стены, они разграбили пригороды и близлежащие острова. Налетчиками были люди, называемые русами, и величайший город в мире едва избежал захвата, но не раньше, чем нападавшие учинили большую бойню. (Неясно, были ли их корабли уничтожены в шторм, они где-то потерпели поражение в бою или просто решили уйти.)
Первое появление русов в письменной истории происходит, когда два посланника прибывают в Ингельхайм ко двору Людовика Благочестивого, сына Карла Великого и короля франков, в 839 году. Они сопровождают группу византийских посланников, которые просят что франки дают им безопасный проход обратно на их родину на севере. Первоначально они прибыли в Константинополь другим путем, но боятся быть убитыми варварскими племенами, если вернутся по этому пути. Луи, подозревая их в шпионаже, вместо этого арестовывает их. Неизвестно, что с ними будет потом.
«Повесть временных лет» — , также известная как «Повесть временных лет», « Русская летопись», или просто «Повесть временных лет — », составлена монахом по имени Нестор в Киеве в начале XII века. . Хроника Киевской Руси примерно с середины 800-х до примерно 1100 года.
Источники о ранней Руси не всегда надежны. Даже то, кем именно были русы, до сих пор вызывает споры среди историков.
1
Наиболее широко распространено мнение, что они были скандинавами — они же варяги, именуемые в большинстве современных отчетов « варягами », — но со временем кажется, что «Русь» также включает множество других народов, которые были союзниками или связаны с варягами. Русь играет значительную роль в истории русского, украинского и белорусского народов, но читатель должен быть предупрежден: попытки оправдать геополитические мотивы, возвращаясь к старым добрым временам Руси, обычно являются просто пропагандой.
Одна из теорий о названии Русь состоит в том, что оно происходит от древнескандинавского слова, которое имеет отношение к гребле или воинской повинности, иногда переводимому как « человек, которые гребут ». Не знаю, насколько достоверен этот перевод, но звучит он действительно круто.
В любом случае, у них определенно появились интересные лидеры. Вот некоторые из самых ранних дней Руси. Большая часть этого взята из Primary Chronicle , поэтому считайте, что в нем есть элементы реальных исторических событий, смешанные со здоровой дозой легенд и знаний.
Первый варяжский правитель Новгорода. В «Первой летописи» говорится, что местное население изгнало варягов со своей земли в 859 году.
2
Но потом между разными племенами возникла рознь, и в 860-862 годах они снова пригласили варягов к власти над собой. Я предполагаю, что это, вероятно, не рассказывает всей истории, потому что никто просто не идет к каким-то посторонним и не говорит «приходите править нами», если для этого нет довольно серьезной причины.
3
Так или иначе, они приглашают Рюрика и двух его братьев править разными областями вокруг Новгорода. Когда два других брата умирают, Рюрик становится единоличным правителем.
Первичная летопись больше ничего о Рюрике не сказано, кроме того, что он умирает где-то между 870-879 годами и завещает землю своему родичу Олегу, потому что его сын Игорь еще ребенок.
Как ни странно, есть еще один гораздо более известный викинг по имени Рорик , который занимается викингами около 9 лет.0077 Западная Европа на протяжении 9 века. Он правит Фрисландией в Нидерландах на протяжении десятилетий, но исчезает из западноевропейской истории на несколько лет как раз в то время, когда Рюрик появляется в Новгороде. Есть теории, что это мог быть один и тот же человек, хотя общее мнение таково, что это не так.
Два варяга, живущие под властью Рюрика. В начале 860-х годов они просят у него разрешения на поездку в Константинополь (упоминается в Первичной летописи г. 9).0078 как «Царьгард» или «Царьград»: «Город Императора/Царя»; также называемый «Миклагард» на древнескандинавском языке: «Великий город»), и он предоставляет его. Они путешествуют по Днепру со своими семьями и видят город Киев на холме с видом на реку. Местные жители рассказывают им, что в настоящее время город платит дань полукочевым хазарам. Первичная летопись года не вдается в подробности по этому поводу, но в ней говорится, что Аскольд и Дир собирают часть своих последователей и становятся правителями Киева.
Первичная хроника говорит, что Аскольд и Дир возглавили нападение на Константинополь в 866 году. Византийские источники, вероятно, более надежны и говорят, что это произошло в 860 году. ). Игнатий, бывший патриарх (главный религиозный деятель) Константинополя, живет там в изгнании после того, как был вынужден уйти в отставку в 858 году. В его биографии говорится, что русы совершили набег на остров, разграбили его монастырь и расчленили 22 его слуг топорами. Когда об этом узнают власти Константинополя, они явно расстраиваются, что Игнатия тоже не расчленили.
4
Нападением мог руководить кто-то другой, но наиболее вероятными кандидатами являются Аскольд и Дир. Хронология и география имели бы смысл, если бы они установили свое правление в Киеве в 850-х годах или раньше (раньше, чем говорится в году Первой летописи), построили флот, затем отплыли на юг по Днепру в Черное море, а затем в Константинополь в 860.
Большая часть византийской армии и флота была далеко, сражаясь с арабами на востоке, включая императора Михаила III (не связанного, но его эпитет был Пьяница ). Флот также сражался с другими викингами в Средиземном море. Возвращаясь к приведенной выше теории Рорика-Рюрика о том, что нападение русов случилось именно тогда, когда город был почти полностью незащищенным открывается предположение, что это могло быть согласовано между русами и другими викингами на юге или даже с арабами. Это хорошо согласовывалось бы с теорией Рорика-Рюрика, если бы существовал один вдохновитель Рорика-Рюрика, координирующий атаки викингов по всей Европе. Это всего лишь предположение, которое ни в коем случае не принимается историками, но об этом интересно подумать.
5
Информации об Аскольде и Дире почти нет до 882 года, когда они были убиты Олегом (см. ниже) и похоронены под Киевом. В Киеве до сих пор есть парк под названием Аскольдова могила, в котором есть церковь, построенная на месте, где, как считается, похоронен Аскольд. (Согласно Primary Chronicle, Дир также был похоронен поблизости, и на его могиле была построена церковь . К сожалению, его либо больше не существует, либо если он существует, то он не получил страницу в Википедии. Также есть предположения. что Аскольд и Дир были одним лицом, но пока хватит о них.)
Когда Рюрик умирает, его сын Игорь еще ребенок, поэтому правителем становится Олег
6
. Он берет Игоря под свое крыло и служит ему своего рода наставником в викингах.
На данный момент Новгород по-прежнему его столица. Киевом правят Аскольд и Дир, но недолго. Около 882 года Олег приводит войско в Киев и заставляет его спрятаться за городом. Он использует хитрость, чтобы заманить Аскольда и Дира туда, где прячется его армия, и убивает их. Теперь он правитель Киева, и это, наверное, можно считать началом собственно Киевской Руси. В последующие годы он заставляет несколько других племен в этом районе отдавать ему дань уважения. Среди них древляне, которые будут занимать видное место в рассказах Игоря и Ольги ниже.
Где-то в 904-907 годах Олег нападает на Константинополь. В Primary Chronicle говорится, что у него 2000 кораблей, но это, вероятно, сильное преувеличение. Нападение:
Они вели войну вокруг города и совершили много резни греков. Они также разрушили много дворцов и сожгли церкви. Из взятых в плен пленников одних обезглавили, других истязали, других расстреляли, а третьих бросили в море. Русы причинили грекам много других бед, как это обычно бывает с воинами.
Они не могут пробить стены, но Олег якобы прибивает свой щит к городским воротам. Затем византийцы пытаются обмануть Олега мирным подношением отравленной еды и вина, но он не кусается. В конце концов он собирает дань с Византии и заключает договор, который позволяет Руси торговать там в будущем.
Олег прикрепляет свой щит к воротам Царьграда. Вы только посмотрите на эти предплечья.
Несмотря на его склонность к набегам и убийствам почти всех, с кем он пересекается, Олег, кажется, считается в целом уважаемым лидером.
Самое интересное в нем то, как он умирает. Прорицатель говорит Олегу, что его любимый конь будет причиной его смерти:
О князь, от коня, которого ты любишь и на котором едешь, ты встретишь свою смерть.
Олег решает больше никогда не садиться на лошадь и даже не смотреть на нее. Проходит пять лет, и он вспоминает историю о лошади, принесшей ему смерть. Он спрашивает своего оруженосца, что случилось с той лошадью, которая должна была его убить, и оруженосец сообщает ему, что она умерла. Олег насмешливо смеется над прорицательницей, предсказавшей ему смерть:
Прорицатели говорят неправду, и их слова — не более чем ложь. Эта лошадь мертва, но я все еще жив.
Он велит оруженосцу отвести его туда, где кости лошади. Хроника продолжается:
Он поскакал к тому месту, где лежали голые кости и череп.
Спешившись с лошади, он рассмеялся и заметил: «Значит, я должен был получить свою смерть от этого черепа?» И он топнул по черепу ногой.
Действительно, выползает змея, кусает его за ногу, и он умирает.
Сын Рюрика. Он становится правителем после смерти Олега около 913 года. По традиции, в начале 940-х годов он нападает на Константинополь. Византийцы отбиваются от русского флота греческим огнем. Игорь отправляет еще один флот в атаку в 944–945 годах, и на этот раз византийцы предпочитают подписать с ним договор, а не сражаться.
После договора с Византией, еще в 945 году, Игорь ведет войско в землю древлян (или древлян/деревлян) для сбора дани. Древляне были славянским племенем, которое жило на территории, которая номинально была территорией Киевской Руси, но несколько лет назад они перестали платить дань Игорю и вместо этого платили дань военачальнику по имени Свенельд. Когда Игорь прибывает в Древлю, он «насилием» берет дань и начинает возвращаться со своими сторонниками в Киев.
В какой-то момент на обратном пути он решает, что хочет еще больше дани , поэтому он говорит своим последователям продолжать путь без него, он просто быстро вернется в Древлию и потребует еще немного дани.
«Вперед с данью», — говорит он им. — Я вернусь и присоединюсь к вам позже.
Древляне слышат, что он возвращается, и советуются со своим предводителем, князем Малом, который говорит:
Если к овцам придет волк, он унесет все стадо по одному, если только его не убьют. Если мы не убьем его таким образом сейчас, он уничтожит нас всех.
Древляне встречают Игоря и нескольких его последователей на дороге и убивают их всех. Византийский источник сообщает, что он был убит, пригнув две березы к земле и привязав по одной к каждой из своих ног. Затем древляне отпускают деревья, чтобы они выпрямились и разорвали его тело на части.
Ой! Гибель Игоря от рук древлян. (Федор Бруни, Wikimedia Commons) Жена Игоря и, безусловно, самый плохой из правителей Руси. Их сыну Святославу всего три года, когда Игоря убивают, поэтому она становится регентом после смерти Игоря. Если вы думали, что предыдущие лидеры были хардкорщиками, то Ольга делает их любителями.
Древляне, убив Игоря, отправляют на лодке в Киев отряд из двадцати человек, чтобы потребовать, чтобы Ольга вышла замуж за князя Мала, который только что убил ее мужа. Она любезно принимает их, говоря им вернуться в свою лодку и что она зайдет к ним завтра. Она говорит им, что, когда их призовут, они должны сказать ее людям, чтобы они отнесли их на своей лодке в ее замок.
На следующий день она посылает к ним гонцов со словами: «Ольга зовет вас к великой чести». Согласно инструкции, они приказывают гонцам отвезти их на своей лодке в замок. Видящие это русы впадают в уныние, потому что древляне только что убили своего вождя и теперь с честью везут на лодке, чтобы забрать его жену. Когда лодка прибывает в ее замок, она бросает всех древлян в траншею, которую вырыла накануне вечером. Она наклоняется и спрашивает, «пришла ли им эта честь по вкусу». Они отвечают, что не делали. Затем она хоронит их заживо.
Между тем, в Древле об этом больше никто не слышал, поэтому она посылает туда гонцов, чтобы древляне отправили своих лучших людей в Киев для ее сопровождения. Лучшие древлянские мужчины прибывают в Киев, чтобы встретить Ольгу и проводить ее к князю Малу. Прежде чем встретиться с ними, она готовит большую ванну и приказывает им искупаться. Пока они в ванне, она забивает здание досками, поджигает его и сжигает их всех заживо.
Она еще не закончила с древлянами. Даже не близко.
Остальные древляне до сих пор не знают обо всем этом, так как древлян не осталось в живых, поэтому Ольга продолжает хитрость. Она шлет в Древлю сообщение:
Я сейчас иду к вам, так приготовьте много меда в городе, где вы убили моего мужа, чтобы я могла оплакать его могилу и устроить ему поминки.
Древляне, не подозревая, что Ольга мстит древлянам за убийством, с радостью готовят пир. Она прибывает в Древлю и заставляет своих последователей служить древлянам во время пира. Как только древляне напиваются, она приказывает своим людям убить их, убив всего 5000 человек.
Затем она возвращается в Киев и готовит свою армию к войне против Древлии.
В 946 году она осаждает их столицу Искоростень, но им удается продержаться год. После года, потраченного на покорение всех их других городов и осаду их столицы, Ольга наконец убеждает древлян просить мира. Они все еще боятся, что она хочет отомстить (осторожно, спойлер: она хочет), но она убеждает их, что ее гнев утолен всеми разрушениями, которые она причинила до сих пор. Она хочет только небольшой дани: если каждый двор города пришлет ей по три воробья и по три голубя, она вернется в Киев. Звучит многообещающе, поэтому древляне соглашаются. Но потом ее последний купе-де-грации:
Теперь Ольга дала каждому воину в своем войске по голубю или воробью, и велела привязать к каждому голубю и воробью ниткой по кусочку серы, перевязанному кусочками ткани.
Когда наступила ночь, Ольга приказала своим солдатам выпустить голубей и воробьев. Так и птицы улетели в свои гнезда, голуби на беседки, а воробьи под навесы. Так были подожжены голубятни, курятники, подъезды и сенокосы. Не было дома, который бы не сгорел, и потушить пламя было невозможно, потому что все дома загорелись сразу.
Сера легко воспламеняется, но не самовозгорается, поэтому вполне возможно, что ее солдаты подожгли серные спички, прежде чем выпустить птиц. Или, может быть, что-то потеряно в переводе. Так или иначе, это хитрая уловка, которая полностью сжигает столицу древлян дотла. (Соединенные Штаты экспериментировали с чем-то похожим на Японию во время Второй мировой войны, используя летучих мышей и зажигательные бомбы, но на самом деле это никогда не применялось.) тяжелая дань на отдых и идет домой.
Ольга нарушает семейную традицию нападения на Константинополь. Вместо этого в конце 940-х или 950-х годах Ольга едет туда, и император Константин VII лично крестит ее в христианство. Константин пару раз пытается жениться на ней, но она отказывается и возвращается в Киев. Она безуспешно пытается обратить Святослава, который теперь является лидером Руси, но ей удается построить несколько церквей и убедить его быть более терпимым к христианам.
В более позднем возрасте Ольга помогает координировать оборону Киева от нападения печенегов, пока Святослав уезжает на очередную войну. Один из людей, оказавшихся вместе с ней в осажденном городе, — ее внук, будущий правитель Владимир Великий, которому в то время было бы девять или десять лет.
Ольга умирает от болезни в 969 году. Владимир становится правителем Киевской Руси в 978 году и обращается в христианство в 988 году, что является важным поворотным моментом в христианизации региона. Из-за работы Ольги по прокладке пути для христианства в Киевской Руси Православная церковь решает не обращать внимания на ее склонность к убийствам и причисляет ее к лику святых в 1547 году.
Ольга. (Николай Бруни, Wikimedia Commons)Подпишитесь бесплатно на новости Ye Olde Tyme News, чтобы преклонить колени перед королем!
1
Две основные теории о том, кем были русы, называются «норманистской теорией» и «антинорманистской теорией». Норманистская теория наиболее широко принята историками. Там сказано, что русы пришли из Скандинавии. По сути, они стали элитным правящим классом, который управлял свободной федерацией славянских, балтийских и других племен в этом районе для создания Киевской Руси. Антинорманистская теория утверждает, что Киевская Русь была создана славянскими племенами, которые уже жили там, и что основные элементы ее социальной и политической структуры уже существовали до прихода варягов. Аргумент норманистов против антинорманистов, кажется, сильно политически или даже расово мотивирован, поскольку разные правящие партии на протяжении многих лет использовали ту или другую в качестве пропаганды для оправдания своих конкретных политических целей. Нацисты использовали что-то вроде норманнской теории, чтобы показать, как «высшие» германские народы цивилизовали «низших» славян. Советский Союз, а затем и Россия использовали что-то вроде антинорманистской теории для оправдания экспансионистской политики на идеологических основаниях.
В любом случае надежных современных источников не хватает. Это то, чему люди учатся всю свою карьеру, поэтому мы не собираемся решать это здесь. Я соглашусь с тем, что обе теории, вероятно, могут предложить некоторые ценные исторические идеи. Правители собираются использовать вариации каждой из них в своих целях независимо от того, что произошло на самом деле. Знание этого может, по крайней мере, помочь распознать это, когда они это сделают.
2
Предварительный приезд послов Руси в Константинополь в 838 г. и во Францию в 839 г., вкупе с заявлением Нестора о том, что они были первоначально изгнаны из Новгорода в 859 году, подразумевает, что русы присутствовали в Восточной Европе в течение некоторого времени до того, как появились письменные упоминания о ней.
3
Одна из спекулятивных теорий, которая могла бы объяснить, почему местные племена пригласили варягов обратно в Новгород, если они действительно приглашали их обратно, заключается в том, что они были приглашены как своего рода наемники, которые должны были помочь племенам бороться с их более сильными врагами.