95 тезисов мартина лютера дата: 95 тезисов Мартина Лютера — Европа празднует 500-летие Реформации

95 тезисов Мартина Лютера — Европа празднует 500-летие Реформации

В Германии и других европейских странах официально стартовал год, посвященный 500-летию Реформации. Накануне представители церкви и немецкие политики собрались в берлинском Концертхаусе, чтобы принять участие в торжественном старте юбилейного года.

31 октября 1517 года молодой августинский монах Мартин Лютер, профессор теологии недавно основанного Виттенбергского университета, вывесил на дверях церкви 95 тезисов новой церкви. Поводом для такого действия послужила практика индульгенций, которые выдавались всем, кто внес денежный вклад в папскую казну для перестройки базилики св. Петра в Риме. Путешествующие по Германии доминиканские монахи предлагали полное отпущение грехов и освобождение от мук в чистилище тем, кто раскаявшись и исповедавшись, вносил плату в соответсвии со своими доходами. К тому же, можно было купить и особенную индульгенцию для тех, кто уже умер. 95 тезисов Мартина Лютера не только осуждали подобные церковные злоупотребления, но и вообще отрицали сами принципы, согласно которым индульгенции выдавались.

Мартин Лютер считал, что папа не имеет права отпускать грехи. Также он оспаривал учение о сокровищнице заслуг Христа и святых, к которой папа прибегает для отпущения грехов.

Мощное религиозное движение Реформации, возникшее в Германии в начале 16 века, изменило традиционные устои христианской церкви и быстро распространилось на большей части Европы. Оно привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства. Многие представители вольных городов и германские правители примкнули к Реформации и выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере (1529), которое запрещало дальнейшее распространение реформ. Они и их последователи стали называться протестантами, а новая форма христианства — протестантизмом.

В то время католики считали протестантизм ересью, отходом от богооткровенных учений и установлений церкви, отступничеством от истинной веры и попранием моральных норм христианской жизни. Традиционный католический взгляд на Реформацию изложен папой Пием X в энциклике Editae saepe (1910).

По мнению папы Пия X основатели Реформации были «…людьми, одержимыми духом гордости и мятежа: враги Креста Христова, ищущие земного… чей бог – их чрево. Не исправление нравов замышляли они, но отрицание фундаментальных догматов веры, породившее великую смуту и открывшее им и другим дорогу к беспутной жизни. Отвергая авторитет и руководство церкви и надевая на себя ярмо произвола самых испорченных князей и людей, они пытаются разрушить учение, устроение и порядок церкви. И после этого… они смеют называть свой бунт и свое разрушение веры и морали «реставрацией» и величают себя «реставраторами» древнего порядка. В действительности они – истребители его, и ослабляя силу Европы конфликтами и войнами, они взрастили отступничество Нового времени», — пишет Энциклопедия Кругосвет.

На официальном приеме в Концертхаус Йоахим Гаук, президент Германии, в своей речи отметил важность изменений, инициатором которых стал Мартин Лютер. Гаук считает, что влияние Реформации сегодня заметно в целом ряде областей, пишет информационный портал euromag. ru.

Торжества по случаю 500-летия Реформации прошли также и в других городах Германии. В частности, в Виттенберге. Ведь именно там 31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил на двери Замковой церкви свои 95 тезисов.

Другие статьи автора:

Теги: Мартин Лютер, Реформация, 95 тезисов Мартина Лютера, 500-летие Реформации, Германия, новости Германии

Категории: Сегодня в новостях, НОВОСТИ ГЕРМАНИИ

15 интересных фактов о Мартине Лютере

Приблизительное время чтения: 7 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

500 лет назад монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов. Что доказывал в них родоначальник Реформации? Кем был он сам? И какие последствия это все имело?

1. Мартин Лютер (10 ноября 1483 — 18 февраля 1546 г.) — родоначальник Реформации, в ходе которой возникает протестантизм как одно из трёх (наряду с православием и католицизмом) главных направлений христианства.

Название «протестантизм» возникает из так называемой Шпайерской протестации. Это был протест, поданный в 1529 году шестью князьями и четырнадцатью свободными немецкими городами на рейхстаге в Шпайере, против преследования лютеран. По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий — протестантизм.

2. Началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге, где обычно проводились торжественные университетские церемонии, свои знаменитые 95 тезисов.

В них пока не было ни отрицания верховной власти римского папы и тем более объявления его Антихристом, ни вообще отрицания церковной организации и церковных таинств как необходимых посредников между Богом и человеком. Тезисы оспаривали практику индульгенций, которая в то время особенно широко распространилась в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме.

95 тезисов Мартина Лютера

3. Доминиканский монах Иоганн Тецель, который был агентом по продаже папских индульгенций и который беззастенчиво ими торговал и тем самым спровоцировал Мартина Лютера, прочитав 95 тезисов, заявил: «Я добьюсь, чтобы через три недели этот еретик взошел на костер и в урне проследовал к небу».

Тецель утверждал, что индульгенции имеют большую силу, чем само Крещение. Про него рассказывают следующую историю: один аристократ в Лейпциге обратился к Тецелю и попросил простить ему грех, который он совершит в будущем. Тот согласился при условии немедленной оплаты индульгенции. Когда Тецель покинул город, аристократ нагнал его и побил, сказав, что именно этот грех он подразумевал.

4. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего преуспевающим горным мастером и зажиточным бюргером.

Его отец принимал участие в прибылях, получаемых с восьми шахт и трех плавилен («огней»). В 1525 году Ганс Людер завещает своим наследникам 1250 гульденов, на которые можно было приобрести поместье с пахотными землями, лугами и лесом. Вместе с тем, семья жила очень умеренно. Питание было не слишком изобильным, экономили на одежде и топливе: например, мать Лютера наравне с другими горожанками собирала зимою хворост в лесу. Родители и дети спали в одном алькове.

5. Настоящая фамилия родоначальника Реформации — Людер (Luder или Luider).

Уже став монахом он много общался и переписывался с гуманистами, среди которых было принято брать себе звучные псевдонимы. Так, например, Герард Герардс из Роттердама стал Эразмом Роттердамским.

Мартин в 1517 году скрепляет свои письма именем Eleutherius (в переводе с древнегреческого — «Свободный»), Elutherius и, наконец, не желая далеко отходить от имени отца и деда, Luther. Первые последователи Лютера называли себя еще не лютеранами, а «мартинианами».

6. Отец мечтал видеть своего способного сына преуспевающим адвокатом и смог обеспечить сыну хорошее образование.

Но неожиданно Мартин решает стать монахом и вопреки воле отца, пережив сильный конфликт с ним, поступает в Августинский монастырь. Согласно одному из объяснений, однажды он попал в очень сильную грозу, когда молния ударила совсем рядом с ним. Мартин почувствовал, как он потом сказал, «чудовищный страх перед внезапной смертью» и взмолился: «Помоги, святая Анна, я хочу стать монахом».

7. Отец, узнав о намерении Лютера принять монашеский постриг, пришел в бешенство и отказал ему в благословении.

Другие родственники заявили, что вообще не хотят его больше знать. Мартин был в затруднении, хотя и не был обязан спрашивать разрешения отца. Однако летом 1505 года в Тюрингии свирепствовала чума. Два младших брата Мартина заболели и умерли. Затем из Эрфурта родителям Лютера сообщили, что и Мартин стал добычей чумы. Когда выяснилось, что, к счастью, это не так, друзья и родственники стали убеждать Ганса, что он должен позволить своему сыну стать монахом, и отец в итоге дал согласие.

8. Когда была подготовлена папская булла с отлучением Лютера «Exsurge Domine» («Восстань, Господь…»), она была доставлена на подпись папе Льву X, охотившемуся в своем поместье на дикого кабана. Охота была неудачной: кабан ушел виноградниками.

Когда расстроенный папа взял в руки грозный документ, то прочел его первые слова, которые звучали так: Восстань, Господь, и Петр, и Павел… на дикого кабана, который опустошает виноградник Господень«. Папа тем не менее подписал буллу.

9. На Вормсском рейхстаге 1521 года, где в присутствии германского императора слушалось дело Лютера и от него требовали отречения, он произносит свою знаменитую фразу «Я здесь стою и не могу иначе».

Вот его более полные слова: «Если я не буду убежден свидетельствами Писания и ясными доводами разума — ибо я не верю ни папе, ни соборам, поскольку очевидно, что зачастую они ошибались и противоречили самим себе, — то, говоря словами Писания, я восхищен в моей совести и уловлен в слово божье… Поэтому я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе. Помоги мне бог!».

Лютер в семейном кругу

10. Реформация расколола западный мир на католиков и протестантов и породила эпоху религиозных войн

 — как гражданских, так и международных. Они длились более 100 лет до Вестфальского мира 1648 года. Эти войны принесли много горя и несчастий, в них погибли сотни тысяч людей.

11. Во время немецкой Крестьянской войны 1524–1526 годов Лютер выступил с резкой критикой восставших, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом.

Впрочем, во многом восстания были вызваны реформационным брожением умов, порожденным Лютером. На пике восстания весной-летом 1525 года в событиях участвовало до 300 000 человек. По современным оценкам, количество погибших составило около 100 000 человек.

12. Лютер решительно отверг принудительное безбрачие духовенства, в том числе и на собственном примере.

В 1525 году он, бывший монах, в возрасте 42 лет женится 26-летней и тоже бывшей монахине Катарине фон Бора. В браке у них родилось шесть детей. Вслед за Лютером женится и другой лидер Реформации из Швейцарии У. Цвингли. Кальвин не одобрил эти поступки, а Эразм Роттердамский сказал: «Лютеранская трагедия переходит в комедию, и всякие смуты кончаются свадьбой».

13. Лютер в 1522 году переводит на немецкий язык и издает Новый Завет, а в последующие 12 лет и Ветхий Завет. Этой лютеровской Библией немцы пользуются до сих пор.

Библия Лютера

14. Согласно великому немецкому социологу Максу Веберу в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма», Лютер не только положил начало Реформации, но и дал решительное начало зарождению капитализма. Протестантская этика определила по Веберу дух Нового времени.

15. В отличие от Православия лютеранство признает лишь два полноценных таинства — Крещение и Причастие. Лютер как таинство отверг даже покаяние, хотя его «95 тезисов» начинались с требования, «чтобы вся жизнь верующих была покаянием». Также в протестантизме практически с самого начала начались сильные споры о природе евхаристии и способе присутствия в ней Господа.

Лютер по этому важнейшему вопросу сильно разошелся с Цвингли и Кальвином. Последние понимали присутствие Тела и Крови Христа лишь как символические, «возгревающие веру» действия. Лютер же, отвергнув учение о пресуществлении, не смог в полемике с реформатами-швейцарцами отказаться от реального, но невидимого присутствия Христа в хлебе и вине. Таким образом, таинство причащения Лютер допускал, считая, что в нем присутствует Христос, но полагал его как некое специфическое или «сакраментальное единение» материальным хлебом и вином, не конкретизируя природы этого сопребывания. Позже в одном из вероучительных документов лютеранства, «Формуле согласия» (1577), будет выработана такая формула соприсутствия Тела и Крови Христа: «Тело Христово присутствует и преподается под хлебом, с хлебом, в хлебе (sub pane, cum pane, in pane)… этим способом выражения мы желаем научить таинственному единению неизменяемой субстанции хлеба с Телом Христовым».

Сильно разнится и отношение к священству. Хотя Лютер признавал необходимость священства, в вероучительных лютеранских книгах нет ни слова о преемственности пастырского служения, ни об особом посланничестве свыше. Право рукоположения признается за любым членом Церкви (посланничество снизу).

Лютеране также отрицают призывание и помощь святых, почитание икон и мощей, значение молитв за умерших.

Как пишет протоиерей Максим Козлов в книге «Западное христианство: взгляд с Востока», «Лютер имел намерение освободить верующих от духовного деспотизма и произвола. Но, отвергнув авторитет папы, он в силу логической необходимости, отверг и авторитет римско-католической иерархии, а затем святых отцов и Вселенских соборов, то есть отверг все вселенское Священное Предание. Отвергнув же во имя личной свободы весь авторитет Церкви, Лютер тем самым дал полный произвол в делах веры, что привело к разделению и отпадению от Римской Церкви. Дав народу Библию на немецком языке, немецкий реформатор считал, что Священное Писание ясно само по себе и что всякий человек, не закоснелый во зле, будет правильно понимать его без руководства Преданием Церкви. Однако он ошибся: даже ближайшие сподвижники его различно толковали одно и то же библейское место.

Итак, полное отрицание всех авторитетов и возведение в степень авторитета личного мнения, субъективного принципа, то есть рационализм в области веры, — вот к чему пришел Лютер в борьбе со злоупотреблениями католичества».

На заставке картина Антона фон Вернера. Лютер в Вормсе: «На сём я стою…». Источник фото wikipedia.org 

Девяносто пять тезисов | Описание, история, значение и факты

Дата:
31 октября 1517 г.
Местонахождение:
Германия Виттенберг
Контекст:
Реформация
Ключевые люди:
Иоганн Тетцель

Посмотреть весь связанный контент →

Девяносто пять тезисов , предложения для дебатов по вопросу об индульгенциях, написанные (на латыни) и, возможно, вывешенные Мартином Лютером на дверях Schlosskirche (Замковая церковь) в Виттенберге 31 октября 1517 года. Это событие стало считаться началом протестантской Реформации. ( См. Заметки исследователя.)

Изначально Лютер не собирался отделяться от католической церкви, полагая, что его призыв к теологической и церковной реформе будет услышан, и что обычно его тезисы представляли бы интерес только для профессиональных богословов. Однако различные политические и религиозные ситуации того времени, а также тот факт, что было изобретено книгопечатание, в совокупности сделали тезисы известными по всей Германии в течение нескольких недель. Лютер не передал их народу, хотя отправил копии архиепископу Майнца и епископу Бранденбургскому. Другие, однако, перевели их на немецкий язык, напечатали и распространили. Таким образом, они стали манифестом, превратившим протест по поводу скандала с индульгенциями в величайший кризис в истории западно-христианской церкви, и в конечном итоге Лютер и его последователи были отлучены от церкви.

Учение об индульгенциях было неопределенным в Римско-католической церкви до Трентского собора (1545–1563 гг. ), который определил учение и устранил злоупотребления. Индульгенции были денежной компенсацией части временного наказания за грех, т. е. практического удовлетворения, составлявшего часть таинства покаяния. Они были предоставлены папской властью и предоставлены через аккредитованных агентов. Ни в коем случае они не подразумевали, что божественное прощение можно купить или продать или что оно может помочь тем, кто не раскаивался или не исповедовался. Но в средние века, когда папские финансовые трудности усложнялись, к ним прибегали очень часто, и злоупотребления становились обычным явлением. Дальнейшее недопонимание возникло после того, как папа Сикст IV распространил индульгенции на души в чистилище. Часто возмутительные заявления продавцов индульгенций вызывали протест среди богословов.

Непосредственной причиной скандала в Германии в 1517 году стал вопрос об индульгенции, которая должна была заплатить за перестройку собора Святого Петра в Риме. Но по секретному соглашению, о котором не знало большинство немцев, включая Лютера, половина выручки от продаж в Германии должна была быть направлена ​​на погашение огромного долга перед финансовым домом Фуггера архиепископом и курфюрстом Альбертом Майнцским, который взял на себя долг, чтобы заплатить папе за назначение его на высокие посты. Такой принц не мог позволить себе быть брезгливым в отношении методов и языка, используемых его агентами, и агент в Германии, доминиканец Иоганн Тетцель, выдвигал экстравагантные претензии на индульгенцию, которую он продавал. Продажа этой индульгенции была запрещена в Виттенберге курфюрстом Фридрихом III Мудрым, который предпочитал, чтобы верующие совершали свои приношения в его собственном большом собрании реликвий, выставленном в церкви Всех Святых. Тем не менее, члены Виттенбергской церкви пошли к Тетцелю, проповедовавшему неподалеку, и показали Лютеру полученные от него прощения за свои грехи. Возмущенный тем, что он считал серьезной богословской ошибкой, Лютер написал Девяносто пять тезисов.

Тезисы были предварительными мнениями, по некоторым из которых Лютер еще не определился. В тезисах папская прерогатива в этом вопросе не отрицалась, хотя косвенно папская политика подвергалась критике. Подчеркивался духовный, внутренний характер христианской веры. Подчеркивался тот факт, что деньги собирались с бедняков и отправлялись богатому папству в Риме, что нравилось немцам, которые давно возмущались деньгами, которые они были вынуждены жертвовать Риму.

Впоследствии архиепископ Майнца, встревоженный и раздраженный, отправил документы в Рим в декабре 1517 г. с просьбой запретить Лютеру. Контртезис был подготовлен доминиканским богословом и защищен перед доминиканской аудиторией во Франкфурте в январе 1518 года. Когда Лютер осознал огромный интерес, который вызвали его предварительные тезисы, он подготовил длинную рукопись на латинском языке с разъяснениями своих 95 тезисов, опубликованную в осень 1518 года.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Практика датирования начала Реформации датой якобы опубликования Девяносто пяти тезисов не развивалась до середины XVII века.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Мелиссой Петруцелло.

Реформация | Определение, история, резюме, реформаторы и факты

Мартин Лютер

Смотреть все СМИ

Дата:
в. 1517 — г. 1600
Местонахождение:
Европа
Контекст:
анабаптист кальвинизм лютеранство пресвитер протестантизм
Ключевые люди:
Джон Кальвин Томас Кранмер Генрих VIII Джон Нокс Мартин Лютер

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Где и когда началась Реформация?

Говорят, что Реформация началась, когда 31 октября 1517 года Мартин Лютер разместил свои Девяносто пять тезисов на дверях Замковой церкви в Виттенберге, Германия.

Девяносто пять тезисов

Девяносто пять тезисов .

Что сделала Реформация?

Реформация стала основой для основания протестантизма, одной из трех основных ветвей христианства. Реформация привела к переформулировке некоторых основных принципов христианской веры и привела к разделению западного христианского мира между католицизмом и новыми протестантскими традициями. Распространение протестантизма в районах, которые ранее были римско-католическими, имело далеко идущие политические, экономические и социальные последствия.

Протестантизм

Почитайте об истории протестантизма.

Кто были ключевыми фигурами Реформации?

Величайшими лидерами Реформации, несомненно, были Мартин Лютер и Жан Кальвин. Мартин Лютер ускорил Реформацию своей критикой как практики, так и богословия Римско-католической церкви. Жан Кальвин был самой важной фигурой во втором поколении Реформации, и его интерпретация христианства, известная как кальвинизм, оказала глубокое влияние на многие области протестантской мысли. Среди других фигур были Папа Лев X, отлучивший Лютера от церкви; император Священной Римской империи Карл V, фактически объявивший войну протестантизму; Генрих VIII, король Англии, руководивший созданием независимой англиканской церкви; и Хульдрих Цвингли, швейцарский реформатор.

Мартин Лютер

Узнайте больше о жизни и наследии Мартина Лютера.

Реформация , также называемая Протестантская Реформация , религиозная революция, произошедшая в Западной церкви в 16 веке. Его величайшими лидерами, несомненно, были Мартин Лютер и Жан Кальвин. Имея далеко идущие политические, экономические и социальные последствия, Реформация стала основой для основания протестантизма, одной из трех основных ветвей христианства.

Мир позднесредневековой Римско-католической церкви, из которого вышли реформаторы XVI века, был сложным. На протяжении столетий церковь, особенно в канцелярии папства, глубоко вовлекалась в политическую жизнь Западной Европы. Возникшие в результате интриги и политические манипуляции в сочетании с растущим могуществом и богатством церкви способствовали банкротству церкви как духовной силы. Злоупотребления, такие как продажа индульгенций (или духовных привилегий) духовенством и другие обвинения в коррупции подорвали духовный авторитет церкви. Однако эти случаи следует рассматривать как исключения, как бы они ни обыгрывались полемистами. Для большинства людей церковь продолжала давать духовное утешение. Есть некоторые свидетельства антиклерикализма, но церковь в целом пользовалась лояльностью, как и раньше. Ясно одно: политическая власть все больше стремилась ограничить общественную роль церкви и тем самым спровоцировала напряженность.

Еще из Британники

Христианство: Реформация

Реформация XVI века не была беспрецедентной. Реформаторы средневековой церкви, такие как святой Франциск Ассизский, Вальдес (основатель вальденсов), Ян Гус и Джон Уиклиф, обращались к аспектам жизни церкви за столетия до 1517 года. В 16 веке Эразм Роттердамский, великий ученый-гуманист, был главным сторонником либеральной католической реформы, которая нападала на популярные суеверия в церкви и призывала подражать Христу как высшему учителю нравственности. Эти цифры показывают постоянную заботу об обновлении в церкви за годы до того, как Лютер, как говорят, повесил свои Девяносто пять тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге, Германия, 31 октября 1517 года, накануне праздника Всех Святых. День — традиционная дата начала Реформации. ( См. Заметки исследователя.)

Мартин Лютер утверждал, что его отличие от предыдущих реформаторов заключалось в том, что, хотя они критиковали коррупцию в жизни церкви, он обращался к богословскому корню проблемы — извращению церковного учения об искуплении. и благодать. Лютер, пастор и профессор Виттенбергского университета, сожалел о запутанности бесплатного дара Божьей благодати в сложной системе индульгенций и добрых дел. В своих «Девяноста пяти тезисах» он подверг критике систему индульгенций, настаивая на том, что папа не имеет власти над чистилищем и что учение о заслугах святых не имеет никакого основания в Евангелии. Здесь лежит ключ к озабоченности Лютера этической и теологической реформой церкви: авторитетно только Писание (9).0031 sola scriptura ) и оправдание верой ( sola fide ), а не делами. Хотя он и не собирался разрывать с католической церковью, конфронтация с папством не заставила себя долго ждать. В 1521 г. Лютер был отлучен от церкви; то, что началось как движение за внутренние реформы, стало расколом в западном христианском мире.

Реформационное движение в Германии почти сразу же диверсифицировалось, и независимо от Лютера возникли другие реформаторские импульсы. Хульдрих Цвингли построил в Цюрихе христианскую теократию, в которой церковь и государство объединились для служения Богу. Цвингли соглашался с Лютером в центральной роли учения об оправдании верой, но придерживался иного понимания Святого Причастия. Лютер отверг учение католической церкви о пресуществлении, согласно которому хлеб и вино в Святом Причастии становились настоящим телом и кровью Христа. Согласно представлению Лютера, тело Христа физически присутствовало в элементах, потому что Христос присутствует повсюду, в то время как Цвингли утверждал, что это влечет за собой духовное присутствие Христа и провозглашение веры получателями.

Другая группа реформаторов, часто, хотя и не совсем корректно именуемая «радикальными реформаторами», настаивала на том, чтобы крестили не младенцев, а взрослых, исповедовавших свою веру в Иисуса. Названные анабаптистами, они оставались маргинальным явлением в 16 веке, но выжили, несмотря на жестокие преследования, как меннониты и гуттериты в 21 веке. Появились и противники древнего тринитарного догмата. Известные как социниане по имени своего основателя, они основали процветающие общины, особенно в Польше.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Узнайте, как Мартин Лютер положил начало протестантской Реформации

Просмотреть все видео к этой статье

Еще одна важная форма протестантизма (как те, кто протестует против их подавления, были определены Шпейерским сеймом в 1529 году) — кальвинизм, названный в честь Жана Кальвина. , французский юрист, бежавший из Франции после своего обращения в протестантство. В Базеле, Швейцария, Кальвин выпустил первое издание своего Институты христианской религии в 1536 году, первый систематический богословский трактат движения за новые реформы. Кальвин соглашался с учением Лютера об оправдании верой. Однако он нашел более положительное место для закона в христианской общине, чем Лютер. В Женеве Кальвин смог поэкспериментировать со своим идеалом дисциплинированного сообщества избранных. Кальвин также подчеркивал доктрину предопределения и интерпретировал Святое Причастие как духовное вкушение тела и крови Христа. Традиция Кальвина в конце концов слилась с традицией Цвингли в реформатскую традицию, которая получила теологическое выражение во (втором) Гельветическом исповедании 1561 года9.0027

Реформация распространилась на другие европейские страны в течение 16 века. К середине века лютеранство доминировало в Северной Европе. Восточная Европа стала рассадником еще более радикальных разновидностей протестантизма, потому что короли были слабы, дворяне сильны, а городов мало, а религиозный плюрализм существовал уже давно. Испания и Италия должны были стать крупными центрами католической Контрреформации, и протестантизм так и не закрепился там.

Реформация в Англии имела как политические, так и религиозные корни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *