Арістотеля філософія: Философия Аристотеля: основные идеи, учение кратко

Философия Аристотеля — Психологос

Аристотель разделял философию на три части — теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика (греч. «органон» — орудие, инструмент).

Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и «бескорыстна», в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с понятиями истина — ложь, а с понятиями добро — зло. Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное — риторику и поэтику). Теоретическую философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология). Данное деление соответствует делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает мыслимые, неподвижные и самостоятельные сущности.

Логика и методология

Логическое учение Аристотеля последовательно рассматривает отдельное имя (Категории), суждение как связь имен (Герменевтика), доказательство как особая связь суждений (Аналитики — научная силлогистика, Софистические опровержения — диалектическая силлогистика). В первом трактате корпуса Аристотель определяет десять основных категорий (предикатов), с помощью которых происходит описание и выяснение смысла предмета: сущность, количество, качество, место, время, отношение, состояние, обладание, действие, страдание. Аристотель вошел в историю как создатель научной силлогистической логики. Доказательство — силлогизм — есть специфический метод науки, в отличие от опыта и искусства, основанных преимущественно на наблюдении. Те первоначала, из которых исходит силлогизм, сами недоказуемы и могут быть даны только в непосредственном умосозерцании или из опыта путем индуктивного обобщения.

Знание связано со знанием первопричин вещи. Аристотелевское противопоставление «первое для нас» и «первое по природе» связано с противопоставлением вещей, более понятных и очевидных «нам» как познающим субъектам — а таковы вещи единичные, воспринимаемые чувствами, сложные по своему составу — и вещей, менее понятных для нас, но более близких к фундаментальным основам бытия, «первым по природе». По Аристотелю, таково простое, общее, постигаемое разумом, а не чувствами. Таковы начала и причины.

Физика

К физической проблематике у Аристотеля относятся все естественнонаучные вопросы — от теории элементов и движения, структуры космоса, превращении элементов до биологии, зоологии и психологии (учение о душе, ее частях и функциях). Аристотель исходит из первичности качественных характеристик чувственно-данного сущего по отношению к его количественным описаниям, согласно его теории в основе природных закономерностей лежит фундаментальное взаимодействие двух пар противоположных качеств: горячего — холодного и сухого — влажного, которые образуют т. н. элементы: огонь, воздух, воду и землю, которые могут преобразовываться друг в друга благодаря силам взаимодействия. Четыре элемента образуют весь чувственный космос (подлунный мир). В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым элементом — эфиром (лат. квинтэссенция), вечным и совершающим круговые движения телом. Бесконечной величины не может существовать, потому космос конечен и вечен, его движение концептуально инициировано божественным перводвигателем, который движет все в мире нетелесным образом, но как благо и предмет любви, к которому устремлено все сознательно и бессознательно.

В своих физических трактатах предлагает универсальную схему четырех причин, которая играет важную роль как в физике, так и в метафизике: формальная причина (что это?), материальная причина (из чего состоит?), движущая причина (откуда произошло?), целевая причина (ради чего существует?). Природа есть причина всего существующего по природе, искусство — причина всех рукотворных вещей; основное отличие сущего по природе в том, что оно существует «для себя», а цель сущего согласно искусству всегда установлена его создателем и, таким образом, является внешним по отношению к его сущности.

Первая философия (метафизика)

Теоретическая философия (или первая философия в отличие от второй — физики) изучает бытие как таковое, т. е. сущность, причем в связи с разделением сущего на природные и искусственные вещи, первую философию интересуют сущности природные, самоцельные и самоценные. Сущность интерпретируется двояко: как отдельное нечто и как мыслимая суть каждой вещи, последнее значение передается понятием «чтойности» (греч. «то, чем было бытие»). Иерархия сущностей (в первом смысле) выстраивается в зависимости от их способности быть носителями также и сущностного содержания во втором смысле. Чем меньше в сущности «материального» (возможного, динамического) и чем больше в ней «формального» (действительного, энергийного), тем более мы приближаемся к идеалу, к совпадению сущности и существования. В неологизме «энтелехия» выражено совпадение формального и телеологического причинного ряда: уже в самом факте деятельности дано осуществление задачи данной деятельности (например, глаз видит уже когда он смотрит, а строитель не сразу построил дом, когда он приступил к его строительству). Совпадение результата и процесса деятельности имеет место для чистого ума, мыслящего наилучший предмет мысли — себя самого. Этот божественный ум лишен материи и именно поэтому в нем нет ничего возможного — он чистая деятельность созерцания, чистая мысль и, таким образом, полнота бытия.

Этика и политика образуют единую практическую часть философского знания, предметом которой становится благо, осуществимое в поступках: этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика — благо гражданского сообщества (государства). Этическое учение изложено в трех текстах — Никомаховой этике, Евдемовой этике и Большой этике, из которых традиционно бóльшим авторитетом пользуется первая. Высшее человеческое благо определяется как счастье, однако сам Аристотель указывает, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Строя свою этику на понимании счастья как внутренней жизни (деятельности) души, стремящейся достичь наилучшего состояния как в отношении своего характера и нрава («этические добродетели»), так и в отношении своих умственных способностей («дианоэтические добродетели»), дает определение счастья как деятельности души в полноте добродетелей. Это в первую очередь добродетели души, но учитываются также и телесные блага. Они признаются желательными в той мере, в какой телесное не должно мешать и препятствовать духовному — так, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, если он беден, он не сможет проявить щедрость и т.д. Применительно к этическим добродетелям развивает учение о середине (напр., мужество есть середина между трусостью и безумной отвагой), но для дианоэтических добродетелей нет ничего противоположного, кроме глупости. Дианоэтические добродетели направлены к познанию истины (нус) или к установлению «правильного логоса», или суждения, устанавливающего добродетельную середину в практических нравственных поступках для каждого отдельного случая. Вообще, Аристотель говорит, что для каждого добродетельная середина своя (как для каждого свое количество съедаемой пищи, необходимое для здоровья), и, например, мужественный поступок для бывалого воина и для неопытного юнца представляет собой не одно и то же поведение.

В Политике излагает теорию государства, исходя из понимания человека как «по природе существа политического», т. е. склонного к общению на разных уровнях от языкового и семейного до высшей формы общения — государственной, определяющей особенностью которого является подчиненность нормам закона. Аристотель спорит с платоновской идеей упразднения семьи как части упразднения традиционного государства, настаивая на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства в том, что касается общественных институтов. Связь этики и политики подчеркивается в идее о том, что основной задачей государства является воспитание добродетельного человека и гражданина. Аристотель представляет свое учение об оптимальном государственном строе, которое он связывает с правлением лучших, и особенностью которого являются различные обязанности граждан в разное время жизни: в молодости — военная служба, в зрелом возрасте — дела государственного управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов, этнических варваров, не-греков, — рабство существует «от природы» и в смысле рождения, и в смысле особого устройства души, неразвитой умственно и не готовой руководствоваться в своей жизни разумом.

Философия Аристотеля явилась одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю философии в античности (от эллинизма до неоплатонизма), так и на философию средневековья (аристотелизм в арабской и западной традиции).

Философия Аристотеля | ГРЕЦИЯ — ΕΛΛΆΔΑ

Древнегреческий философ Аристотель

Аристотель – древнегреческий философ (384 — 322 г. до н.э.), которого принято относить к классикам философской древнегреческой мысли наряду с Платоном и Сократом. Все об Аристотеле, что известно нашей истории, возводит его в ранг величайших мыслителей своего времени. Нельзя сказать, что именно Аристотель в полной мере стал родоначальником таких научных дисциплин, как геометрия, математика, физика, метафизика, медицина, логика, биология и так далее, но именно этот философ создал необходимый научный и социально-философский базис, на котором стоит значительное большинство нынешних научных и философских дисциплин. Помимо того, Аристотель славится тем, что был учителем знаменитого полководца Александра Македонского.

Аристотель родился на полуострове Халкидики в Северной Греции в семье придворного врача у царя Македонии Аминта III. Мальчик получил хорошее образование и, будучи юношей решил продолжить учебу в Афинах, где стал слушателем академии Платона. Спустя два года он уже читал лекции по риторике.  Способный ученик стал близок Платону и вошел в его окружение философов-платоников. Аристотель относился к своему наставнику с глубоким почтением, но позволял себе критику его учения.

Amicus Plato, sed magis arnica Veritas

Платон мне друг, но истина дороже

Эти слова приписывают Аристотелю, хотя в литературе они впервые встречаются в романе «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса де Сааведра.

В Академии Платона Аристотель преподавал около двадцати лет. За это время он создал работы о логике, физике, риторике, а так же написал трактаты «Метафизика» и «О душе».

В 347 до н.э., после смерти Платона, философ вместе с Ксенократом покинули Афины и отправились к Гермию — еще одному ученику Платона, который являлся правителем города Атарнея в Малой Азии. Аристотель создает там свою первую философскую школу и женится на приемной дочери Гермия. Но через три года, после ее смерти вернулся в Македонию. Аристотель получил приглашение от Филиппа II воспитывать и обучать его сына Александра. Обучение длилось восемь лет, пока не был убит Филипп II и Александру пришлось взять власть в свои руки. Философ вернулся в Афины и основал там свою философскую школу.

Философская школа Аристотеля


Аристотель основал школу философии (так же как и Платон в свое время) и назвал свое учебное заведение «Ликей» (лицей), т.к. оно находилось недалеко от Храма Аполлона Ликейского. Мыслитель создал универсальное философское учение, вобравшее в себя такие философские и социальные дисциплины как:

  • философия
  • риторика
  • история
  • астрономия
  • география
  • политика
  • социология
  • онтология
  • логика
  • физика.

Аристотель отказался от традиционных методов обучения — чтения лекций, предпочитая им дискуссии во время прогулок. От этого метода обучения произошло еще одно название школы — перипатетическая (по гречески: περιπατέω – прохаживаюсь).

После представителей классической античной философии в лице Сократа, Платона и  Аристотеля (особенно, Аристотеля) в философии начался новый этап или новая эра. Аристотель внес величайший вклад в развитие философии, открыв последней множество неизведанных троп, путей, которые полностью переворачивали парадигмы и гипотезы вплоть до позднего средневековья.

Философское учение Аристотеля


Аристотель дает следующую классификацию наук:

  1. Теоретические – основной тезис этой классификации: «знание ради знания»: физика, математика
  2. Практические
    — этика и политика
  3. Поэтические — творческие

Четыре причины:

  1. Материя – эта причина олицетворяет субстрат, то есть, исходный продукт, из которого впоследствии создается что либо. Материя не возникает и не исчезает, она вечна, неизменна, неделима. Примером первичной материи может служить воздух, огонь, вода, эфир, земля.
  2. Форма – цель, причина рождения каких-либо вещей из субстрата (какого либо материала)
  3. Действующая или производящая причина – причина, запечатляющая определенный момент времени, в который рождается вещь.
  4. Цель или конечная причина – целью каждой вещи должно быть благо.

Аристотель ввел в философский обиход понятие категории, значительно и упростив и усложнив в той же мере последующее обозначение концепций различного рода. Утверждая, что «человек мыслит категориями», Аристотель определял категории как наиболее общие понятия определения вещей либо явлений, но категории могут служить как общими, так и конкретными определениями. Например: 

Земля – общее (может иметься в виду любая земля, и планета, хотя не утверждается, что имеем в виду планету)→ Планета Земля – конкретное (конкретизируется).  Далее, Планета Земля – общее → Страна Россия – конкретное. И так далее.

Категории Аристотелем и его последователями, так же и в средние века применялись для соотношения, отношения, для показания разницы между вещами, явлениями или какими бы то ни было теориями. Некоторые современные мыслители, научные деятели, философы сравнивают учение о категориях форм Аристотеля с теорией идей Платона, проводя меж ними параллель и с некоторых ракурсов отождествляя их.

Аристотель классифицировал систему категорий, назвав основной сущность или субстанцию. Остальные выведенные из субстанции категории являлись признаками последней.

Далее идет характеристика иерархии категорий и перечисление их в системе онтологичности знания. Рассмотрение с точки зрения бытия.

Итак, частей изначально было выделено девять:

  1. Количество
  2. Качество
  3. Отношение
  4. Место
  5. Обладание
  6. Положение
  7. Время
  8. Действие
  9. Страдание.

Позже, для простоты Аристотель оставил только три из них.

Первые понятия пространства и времени берут свое начало именно с философских взглядов Аристотеля:

  • Субстанциональная – пространство и время первоначала мира.
  • Реляционная — Согласно этой теории пространство и время не самостоятельные, а созданные из материи сущности.

Греческий философ Аристотель так же первый начал определять философию как систему научных знаний.

Бог как перводвигатель


По заключению Аристотеля движение мира – единый процесс. Но ничто не происходит само по себе. И первопричиной всего земного процесса движения служит Бог. Основной перводвигатель – Бог. Субстрат создающий все остальное и являющийся причиной и принципом всего, что есть на земле, другими словами. Но это вовсе не тот Бог, о котором нам говорит религия (христианство либо ислам, хотя человек недостаточно ознакомленный с данной теорией Аристотеля может понять все в ином свете). Этот принцип, скорее всего напоминающий четкий алгоритм движения всего и соотношения категориальных процессов, завершающихся и начинающихся вновь. Закономерность расписанная по дням и часам. Аналогом такой закономерности, может служить течение фатализма (вера в судьбу в неизбежность того, что должно произойти) с оттенками детерминизма. Бог являет в себе чистую форму и первую сущность. Божество – сверхчувствительная сущность, всеобъемлющая. В теории познания по Аристотелю Божество занимает первые места.

Идея души

Душа, по Аристотелю есть некая тесно связанная с физическим организмом субстанция, являющая и исполняющая регулятивный функционал. Тело и душа, по мнению философа, существуют нераздельно друг от друга. Душа, в свое время, также является источником (вероятно, аккумулирующим в телесной оболочке энергию). Душа похожа на форму, закономерно упорядоченную, гармоничную. Бытует мнение о том, что душу Аристотель соотносит и в некоторой степени отождествляет с сознанием и его деятельностью. Будучи центром всего закономерного человеческого организма, душа носит не только регулятивный характер, но и носит в себе аналитический функционал. Душа, это и центр, и вершина, и причина, и средство, и природный разум, данный человеку.

Теория познания и логика

Аристотель считал, что познание имеет своей целью бытие. В первичности познания чувственность и ощущения имеют значимый характер. Бытие, уподобляется воде замороженной в стакане. Если разбить стакан, вода будет держать форму. Так и бытие способно брать за основу предметы, копируя их в человеческом сознании, таким образом познавая, обращая внимание на все мелочи и нюансы. Чем ближе к реальному предмету либо явлению форма (бытие, копия) тем совершеннее знание и качественней познавательный характер.

Так же Аристотель знаменит как основоположник логики. И он же разрабатывая концепцию теории познания, углубляясь в нее создал так называемую классическую логику. Тут Аристотель вылепил формат мышления. Понятие, суждение, умозаключение – классическая схема созданной Аристотелем основы логического мышления.

Законы логики Аристотеля:
  • Закон тождества
  • Закон противоречия
  • Закон исключенного третьего

На трех законах логики, выведенных Аристотелем, в наше время строятся множество философских, научных и даже теологических концепций и теорий.

Этические взгляды Аристотеля и учение о добродетелях

Понятие «этика» (от греческого ethos) было тоже введено Аристотелем, для систематизации обозначения совокупности добродетелей, проявляющихся в характере индивида. С целью разграничения таких понятий, как добро и зло, хорошо и плохо и тд. Так же для разграничения более тонких духовных граней нравственности в жизни общества. Этика созданная Аристотелем обязана была подчеркивать характер добродетелей в человеке, направляя его таким образом, на «путь истинный». Этические добродетели играют роль свойства характера человека и его темперамента, их еще иногда называют качествами души.

Добродетели Аристотель классифицирует на:

  • Нравственные добродетели воплощают в себе состояние нормы. Утверждая: во всем нужно знать меру. Сам Аристотель говорит, что «…нравственные добродетели являют собой середину между избытком и недостатком». К нравственным добродетелям относятся: кротость, великодушие, величавость, умеренность, мужество, щедрость и тд.
  • Разумные добродетели появляются и получают свое развитие параллельно с интеллектуальным развитием.

Философия Аристотеля Аристотеля

Сократ и его Бог (май 2004 г.)

Учитывая то, что мы слышим от него в «Апологии», неясно, почему Сократ «следует» за своим Богом Аполлоном. Имеются данные в поддержку трех объяснений: 1) потому что он вынужден; 2) потому что он хочет включить добро; 3) из личных интересов.

По крайней мере, в «Апологии» Сократ никогда не говорит, что он «следует» за Богом. Вместо этого он характеризует себя как Божий дар афинянам. Он говорит: «Я действительно дан вам Богом» (437), и как таковой он не столько тот, кто следует за Ним, сколько продолжение или ключевое достояние Его. Он утверждает, что именно потому, что он дар Божий, он обладает способностью пренебрегать «всеми [своими] [. . .] собственные интересы» (437), и почему оскорбление его равносильно оскорблению его бога. Это представление о себе делает его больше всего похожим на марионетку, больше всего на человека, который следует за Богом, потому что Он, так сказать, дергает его за ниточки, и объясняет, почему он утверждает, что он «не может» «не повиноваться богу» (443). ; курсив добавлен).

Но в «Апологии» также есть свидетельства, подтверждающие понимание его как не принужденного следовать за Богом, но как влекущего следовать за Ним. Когда Сократ говорит, что через «оракулы и сны» (439) его «Бог повелевает» ему «пробудиться [. . .] вверх» (436) своих собратьев-афинян, когда он говорит, что был «послан» Богом с особой «обязанностью быть философом» (434-35), мы чувствуем, что он чувствует себя сильно обязанным, но не обязанным следовать своему божьи планы на него. Пророческий голос, который он слышит, «сдерживает» его, он «противостоит» (445) ему. Он оказывает или имеет «влияние» (439) он сильно регистрирует и что препятствует его действиям, но не преподносится однозначно как нечто, чему нельзя сопротивляться. То есть у нас остается возможность поверить, что основная причина, по которой он прислушивается к ее указаниям, заключается в том, что он «доверяет[ам]» (441) ее источнику, Аполлону. Он доверяет Аполлону, потому что считает Его «мудрым» (429) и добрым. В одиночку, хотя, как и все, он хотел бы быть хорошим, он никогда не был бы уверен, что такое добро. Но следование указаниям своего бога убеждает его, что «нет большего блага для [своих собратьев-афинян] [. . .] в городе никоим образом, чем [его] [. . .] служение Богу» (436).

Но его защита также свидетельствует о понимании Сократа как последователя своего бога, потому что раболепие имеет свои (значительные) преимущества. Сократ утверждает, что следование Его повелениям означало тяжелую жизнь, но также и жизнь, когда мы слышали «знакомый пророческий голос [. . .] даже в очень малом» (445). В отличие от Эдипа, который чувствовал себя покинутым богами, Сократ постоянно общается со своим богом — богом, который, да, приказывает ему жить такой жизнью, которая делает его материально бедным, но который также дает ему уверенность в том, что он важен как для Ему и самым важным афинянам. Сократ предполагает, что его мало или, скорее, совсем не интересуют «титулы» (429).) или честь, но если мы сомневаемся в его искренности, ему пришлось бы сделать больше, чем просто указать на свою материальную бедность, чтобы доказать, что он не следует за своим богом ради богатства.

Сократ может и не быть гордым или своекорыстным, но мы знаем, что даже если бы он был гордым, он вряд ли признал бы это себе, потому что он во многом зависит от того, что его бог считает его хорошим. Сократ игриво представляет, как он весело проводит время, общаясь с такими героями, как Одиссей, в своей загробной жизни. Он говорит, что только Бог знает, что ждет его после смерти; но причина, по которой он может думать об идеальной конечной судьбе для себя, заключается в том, что он уверен, что «никакое зло не может случиться с добрым человеком, ни живым, ни мертвым, и боги не пренебрегают его делом» (446).

Таким образом, у нас есть доказательства в поддержку нескольких гипотез относительно того, почему Сократ «следует» за своим богом. Сократ отрекся бы от последнего и, возможно, от двух последних, но все три объяснения подкреплены доказательствами. Мы могли бы, по крайней мере, согласиться с тем, что Сократ следует за Богом, потому что он верит, что существуют боги, за которыми можно следовать, но его обвинителям в «Апологии» даны основания думать иначе. Сократ постоянно ссылается на своего бога в свою защиту, но одна из причин, по которой его судят, заключается в том, что его обвиняют в том, что он опасный атеист. В таком положении самосохраняющий атеист, равно как и благоговейный последователь Бога, обязательно перемежает свою защиту ссылками на Него.

Процитировано
Аристотель. Философия Аристотеля. Комп. Ренфорд Бамбро. ред. Дж. Л. Крид и А. Э. Уордман. New York: Signet, 2003.

Древняя философия: Аристотель и его преемники

Об этом курсе

17 286 недавних просмотров

Что такое философия? Чем она отличается от науки, религии и других форм человеческого дискурса? Этот курс прослеживает истоки философии в западной традиции у мыслителей Древней Греции. Начнем с досократических естествоиспытателей, которые действовали в Ионии в VI веке до н. э. и также считаются первыми учеными. Фалес, Анаксимандр и Анаксимин сделали смелые предположения о конечных составляющих реальности, в то время как Гераклит настаивал на том, что в меняющемся мире существует некий порядок. Парменид Элейский сформулировал сильное возражение против всех этих предложений, в то время как более поздние греческие теоретики (такие как Анаксагор и атомист Демокрит) пытались ответить на это возражение. В Афинах пятого века Сократ настаивал на важности фундаментального этического вопроса — «Как мне жить?» — и его ученик Платон и ученик Платона Аристотель разработали сложные философские системы для объяснения природы реальности, знания, и человеческое счастье. После смерти Аристотеля, в эллинистический период, эпикурейцы и стоики развили и преобразовали эту более раннюю традицию. Мы изучим основные доктрины всех этих мыслителей. Часть I будет посвящена Платону и его предшественникам. Часть II будет посвящена Аристотелю и его последователям.

Гибкие сроки

Гибкие сроки

Сброс сроков в соответствии с вашим графиком.

Совместно используемый сертификат

Совместно используемый сертификат

Получите сертификат по завершении

100% онлайн

100% онлайн

Начните немедленно и учитесь по собственному графику.

Coursera Labs

Coursera Labs

Включает практические учебные проекты.

Узнайте больше о внешней ссылке Coursera LabsЧасов на выполнение

Прибл. 15 часов, чтобы закончить

Доступные языки

Английский

Субтитры: Французский, Португальский (Европейский), Португальский (Бразилия), Немецкий, Русский, Английский, Испанский

Совместно используемый сертификат

Совместно используемый сертификат

Получите сертификат по завершении

100% онлайн

100% онлайн

Начните немедленно и учитесь по собственному графику.

Лаборатории Coursera

Лаборатории Coursera

Включает практические учебные проекты.

Узнайте больше о внешней ссылке Coursera LabsЧасов на выполнение

Прибл. 15 часов

Доступные языки

Английский

Субтитры: французский, португальский (европейский), португальский (бразильский), немецкий, русский, английский, испанский

Преподаватель

Сьюзан Сове Мейер

Профессор кафедры философии

3

135 147 Учащиеся

2 Курсы

Предлагает

Пенсильванский университет

Пенсильванский университет (обычно называемый Пенсильванским университетом) — частный университет, расположенный в Филадельфии, штат Пенсильвания, США. Член Лиги плюща, Пенн является четвертым старейшим высшим учебным заведением в Соединенных Штатах и ​​​​считает себя первым университетом в Соединенных Штатах, где есть как бакалавриат, так и аспирантура.

Отзывы

4,8

Filled StarFilled StarFilled StarFilled StarFilled Star

206 reviews

  • 5 stars

    83.57%

  • 4 stars

    14.36%

  • 3 stars

    1.31%

  • 2 stars

    0.43% 1 звезда

    0,29%0004 от EN 28 января 2019 г.

    Отличные лекции профессора Сьюзен Мейер. Единственное, что меня беспокоило, это то, что никто другой, похоже, активно не проходил курс. И ответов наставников не было.

    Filled StarFilled StarFilled StarFilled StarFilled Star

    от JBO 3 октября 2021 г.

    Мне очень понравился этот курс и то, как он был представлен. Это было очень доступно даже для тех, у кого нет философского образования. Большое спасибо лектору!!!

    Заполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звезда

    by BHA 9 августа 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *