7.Трактат «о душе» Аристотеля:содержание и сущность души,учение о познании,аффектах.
Аристотель: душа – способ организации тела. Аристотель (384–322 гг. до н.э.) открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона.
Аристотель был сыном медика при македонском царе и сам готовился к медицинской профессии. Явившись семнадцатилетним юношей в Афины к шестидесятилетнему Платону, он несколько лет занимался в его Академии, с которой в дальнейшем порвал. Известная картина Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона указывающим рукой на небо. Аристотеля – на землю. В этих образах запечатлено различие в ориентации двух великих мыслителей. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом общении с ними.
На окраине Афин Аристотель создал собственную школу, названную Ликеем (позже словом «лицей» стали называть привилегированные учебные заведения). Это была крытая галерея, где Аристотель, обычно прогуливаясь, вел занятия. «Правильно думают те, – говорил Аристотель своим ученикам, – кому представляется, что душа, не может существовать без тела и не является телом».
Кто же имелся, в виду под теми, кто «правильно думает»? Очевидно, что не натурфилософы, для которых душа – это тончайшее тело. Но и не Платон, считавший душу паломницей, странствующей по телам и другим мирам. Решительный итог размышлений Аристотеля: «Душу от тела отделить нельзя» – противоречил взглядам Платона на прошлое и будущее души. Выходит, что «правильным» Аристотель считал собственное понимание, согласно которому переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. «Сказать, что душа гневается, – писал он, – равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома».
Аристотель был как философом, так и натуралистом-исследователем природы. Одно время он обучал наукам юного Александра Македонского, который впоследствии приказал отправлять своему старому учителю образцы растений и животных из завоеванных стран.
Накапливалось огромное количество фактов сравнительно-анатомических, зоологических, эмбриологических и других, ставших опытной основой наблюдений и анализа поведения живых существ. Обобщение этих фактов, в первую очередь биологических, стало основой психологического учения Аристотеля и преобразования главных объяснительных принципов психологии: организации, закономерности, причинности.
Уже сам термин «организм» требует рассматривать его под углом зрения организации, то есть упорядоченности целого для достижения какой-либо цели или для решения какой-либо задачи. Устройство этого целого и его работа (функция) неразделимы. «Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение», – говорил Аристотель.
Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя.
Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.
Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась «верховным разумом», который не смешивался ни с чем телесным и внешним.
Начало познания – это чувственная способность. Она запечатлевает форму вещей подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». В таком процессе уподобления живого тела внешним объектам Аристотель придавал большое значение особому центральному органу, названному «общим чувствилищем». Этот центр познает общие для всех ощущений качества – движение, величину, фигуру и т.п. Благодаря ему становится возможным и различение субъектом модальностей ощущений (цвета, вкуса, запаха).
Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови. Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов «фантазии» (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. (Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя ассоциативной психологии. )
Аристотель придерживался, говоря современным языком, системного подхода, так как рассматривал живое тело и его способности, как целесообразно действующую систему. Его важным вкладом является так же утверждение идеи развития, ибо он учил, что способность высшего уровня возникает на основе предшествующей, более элементарной. Аристотель соотносил развитие отдельного организма с развитием всего животного мира. В отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зрелое существо те ступени, которые прошел за свою историю органический мир. В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, названная впоследствии биологическим законом.
Аристотель разграничил теоретический и практический разум. Принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления. Знание как таковое, само по себе не делает человека нравственным. Его добродетели зависят не от знания и не от природы, которая только потенциально наделяет индивида задатками, из которых в дальнейшем могут развиваться его качества.
Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка. Он предложил периодизацию, основой которой явилась выделенная им структура души. Детство он разделил на три периода: до 7 лет, от 7 до 14 и от 14 до 21 года. Для каждого из этих периодов должна быть разработана определенная система воспитания. Например, говоря о дошкольном возрасте. Аристотель подчеркивал, что в этот период важнейшее место занимает формирование растительной души; поэтому для маленьких детей такое значение имеет режим дня, правильное питание, гигиена. Школьникам необходимо развивать и другие свойства, в частности движения (при помощи гимнастических упражнений), ощущения, память, стремления. Нравственное воспитание должно основываться на упражнении в нравственных поступках.
Если Платон считал чувство злом, то Аристотель, напротив, писал о важности воспитания чувств детей, подчеркивая необходимость умеренности и разумного соотнесения чувств с окружающим. Большое значение он отводил аффектам, которые возникают независимо от воли человека и борьба с которыми силой одного разума невозможна. Поэтому он подчеркивал роль искусства. Особенно искусства драматического, которое, вызывая соответствующие эмоции у зрителей и слушателей, способствует катарсису, т.е. очищению от аффекта, одновременно обучая и детей, и взрослых культуре чувств.
Говоря о нравственности, Платон подчеркивал, что нравственно только абсолютно правильное и совершенное поведение, а любые отклонения от правила, даже с самыми лучшими целями, уже являются проступком.
В отличие от него Аристотель подчеркивал значение самого стремления к нравственному поведению. Таким образом, он поощрял попытки ребенка, пусть и неудачные, «быть хорошим», создавая тем самым дополнительную мотивацию.
Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля – не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.
Аристотель открыл и изучил множество конкретных психических явлений. Но «чистых фактов» в науке нет. Любой факт по-разному видится в зависимости от теоретического угла зрения, от тех категорий и объяснительных схем, которыми вооружен исследователь. Обогатив объяснительные принципы, Аристотель представил совершенно иную, сравнительно с предшественниками, картину устройства, функций и развития души.
Его работа «О душе» по праву считается первой психологической монографией. Эта книга не только обобщила все, что было сделано предшественниками Аристотеля, но и выстроила психологические знания в новую систему, открыла новые перспективы перед наукой, поставив вопросы, на которые стремились найти ответ многие поколения психологов.
Конспект в виде схемы трактата Аристотеля «О душе» | Рефераты Философия
Скачай Конспект в виде схемы трактата Аристотеля «О душе» и еще Рефераты в формате PDF Философия только на Docsity! Название тезисы Вопросы формальные Вопросы неформальные «О душе» Аристотель Книга 1 Глава 1 • Материалистическое понимание души • Обладание душой всеми живыми существами Душа – человеческое или сверхчеловечес кое явление? Глава 2 • Приведение мнений о сущности души (материальная/нематериальная, материал, из которого душа состоит (атомы, огонь, сферы, числа, все элементы (в том числе все по отдельности кроме земли))), её бессмертии (все согласны) и её основном качестве — движимости Что думали о душе философы до Аристотеля? Глава 3 • Душа – причина движения тела • Сравнение движения с геометрическими фигурами (круг как символ движения) Глава 4 • Душа недвижима • Ум появляется внутри души, тем не менее, он более божественнен и ничему не подвержен (физическое воздействие) Глава 5 • Критика ранних теорий о душе (её местонахождение в разных частях тела и природные элементы как материал, из которого она состоит) Книга 2 Глава 1 • Определение и введение понятия энтелехии (силы, возможное применение которой разовьёт предмет, силой обладающей) Глава 2 • Душа и тело взаимосвязаны, так как душа – энтехелия тела Глава 3 • Потребности в еде – основные потребности души • Изучение души лучше всего проводить индивидуально Глава 4 • Три смысла (причины) души: сущность тела, причина его движения и ощущения (вкусовые, осязание, обоняние и тд) • Пища и питающийся – две «половины» души, так как второе зависит от первого Глава 5 • Сущее в возможности и сущее (Мальчик, который может стать предводителем войска) Чем сущее в возможности отличается от • Действие субъекта в отношении объекта изменяется объект, а не субъект энтелехии? Глава 6 • Относительно цвета, вкуса, запаха и тд. «чувство не может ошибаться» • Ошибиться чувство может только в определении источника ощущаемого чувства (источник звука или запаха) Глава 7 • Свет – наличие чего-то подобного огню в «прозрачном» • Энтелехия прозрачного – свет • Цвет не видим без света (среды) Глава 8 • Некоторые тела не могут издавать звук (губка, шерсть), другие – могут («медь, плотные и гладкие тела») • Свет отражается от предметов • Не дышащее животное не может издавать звуки Глава 9 • Человек самое разумное существо, потому что у него лучше развито чувство осязания , чем у других животных Глава 10 • Тишину нельзя услышать, так же, как нельзя увидеть темноту, так как обе они – отсутствие света и звука соответственно Глава 11 • Воспринять можно только те условия (природные), которые отличаются от состояния человеческого тела (температура должна быть холоднее или теплее температуры тела, чтобы ярко её ощутить и тд) • Невозможно, исходя из этого, ощутить воздух сам по себе, только ветер. Поэтому же рыбы не могут ощутить воду, а только её отсутствие Глава 12 • Ощущение, которое существо не может ощутить, не ощущаемо этим существом Книга 3 Глава 1 • Человек не обладает «общим » органом чувства, а только отдельными • Человек (как, скорее всего, и мир) состоит из огня, земли, воды и воздуха в разных пропорциях Глава 2 • Смешения (созвучие) приятнее чистого высокого или низкого звука или чистого горького или сладкого вкуса, потому что чрезмерность вредна и неприятна Мысль из Этики
Психология | Аристотель: очень краткое введение
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicАристотель: очень краткое введениеОчень краткое введениеДревняя философияКлассическая философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicАристотель: очень краткое введениеОчень краткое введениеДревняя философияКлассическая философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Barnes, Jonathan,
‘Psychology’
,
Aristotle: A Very Short Introduction
, Very Short Introductions
(
Oxford,
2000;
online edn,
Oxford Academic
, 26 ноября 2015 г.
), https://doi.org/10.1093/actrade/9780192854087.003.0015,
, по состоянию на 5 января 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicАристотель: очень краткое введениеОчень краткое введениеДревняя философияКлассическая философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicАристотель: очень краткое введениеОчень краткое введениеДревняя философияКлассическая философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Одним из важных различий в мире природы является то, что некоторые природные вещества являются живыми, а другие неодушевленными. Первые отличаются от вторых тем, что обладают душой или оживителем. «Психология» объясняет, что души Аристотеля — это не кусочки живых существ или кусочки духовного вещества внутри физических тел; скорее, это наборы сил или способностей. Души являются воплощениями тел и не могут существовать независимо. Аристотелевская трактовка мысли неясна сама по себе и трудно согласуется с остальной частью его психологии. Однако это не должно умалять его работы по психологии, которая по своему подходу является упорно научной.
Ключевые слова: восприятие, Платон, одержимость, психология, душа, мысль
Предмет
Классическая философияДревняя философия
Серия
Краткие введения
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
О душе (Аристотель) – Лотц в переводе
De Anima Аристотеля
Моя оценка: 5 из 5 звезд вытекают из его склонности рассматривать физический мир как аналог биологического организма. Так что приятно наконец увидеть Аристотеля на его родной территории — живых существ. Хотя работы Аристотеля по протофизике и протохимии интересны главным образом с исторической точки зрения, эта работа интересна сама по себе; всего за сотню страниц Аристотелю удается собрать трактат об основах жизни.
Первое, что заметит современный студент, это то, что Аристотель подразумевал под словом «душа» нечто совершенно иное, чем то, что мы обычно понимаем под этим словом. Слово «душа» стало обозначать нематериальный, призрачный призрак, духовную сердцевину личности, только временно заключенную в теле; и эта точка зрения на протяжении многих лет вызывала проблемы как у философов, так и у теологов, поскольку еще предстоит объяснить, как нематериальный дух может двигать материальное тело или как материальное тело может заманить в ловушку нематериальный дух. Аристотель избегает этих неудобных вопросов. То, что он имеет в виду, совсем другое.
Аристотель начинает с наблюдения, что все формы поведения, человека или животного, требуют тела. Даже якобы «психические» состояния, такие как гнев, любовь и желание, имеют сопутствующие физические проявления: рассерженный человек краснеет, влюбленный смотрит на свою возлюбленную, а мужчина, жаждущий алкоголя, пытается его получить. . Из этого Аристотель быстро заключает, что все пифагорейские и платоновские разговоры о переселении душ глупы; душе нужно тело, как телу нужна душа. Кроме того, конкретной душе не нужно всего любой корпус , но нужен свой конкретный корпус . Иными словами, душа и тело созависимы и неразделимы. По словам Аристотеля, «каждое искусство должно использовать свои инструменты, каждая душа — свое тело».
Это все еще оставляет вопрос без ответа, что такое душа? Аристотель отвечает, что душа есть форма тела . Хорошо, что это значит? Имейте это в виду: когда Аристотель говорит «форма», он не просто говорит о геометрической форме объекта, но имеет в виду нечто гораздо более общее: форма или сущность чего-либо есть то, благодаря чему оно есть то, что оно есть . Вот пример: форма миски — это то, что делает миску миской, в отличие от чего-то еще, например, тарелки или чашки. В данном конкретном случае форма может показаться просто формой предмета; не то ли это, что делает чашу чашей своей формой? Но учтите, что бестелесной чаши не существует; чтобы чаша была чашей, она должна иметь определенную форму, быть в определенном диапазоне размеров и быть сделана из подходящего материала. Все эти качества, форму, размер и материал Аристотель включал в «форму» объекта.
Итак, душа живых существ — это качество (или качества), отличающее их от неживых существ. Итак, основное различие между одушевленными и неодушевленными объектами состоит в том, что одушевленные объекты обладают 90 185 способностями 90 186; следовательно, чем больше способностей у живого существа, тем больше душ мы должны положить. Звучит смешно, но это всего лишь способ говорить. Растения для Аристотеля — простейшие формы живых существ; они обладают только «растительной душой», которая заставляет их расти и развиваться. Животные обладают дополнительными душами, такими как та, которая позволяет им чувствовать, желать, воображать и — в случае людей — думать. Таким образом, «душа» — это конкретного типа формы; это форма, которая наделяет получателя определенными способностями. Растения способны только к росту; животные способны расти, двигаться и многое другое.
Аристотель резюмирует свою точку зрения в памятной фразе: «Из всего этого очевидно, что душевные аффекты суть заключенные в формулу сущности». Эти способности не могут быть «воплощены» в чем угодно, но должны быть воплощены в подходящих материалах; растения не состоят из чего угодно, но их способность к росту всегда проявляется в одних и тех же материалах. Аристотель резюмирует этот пункт еще одной памятной фразой: «душа есть актуальная или формулируемая сущность чего-то, что обладает потенциальной способностью быть одухотворенным».
Таким образом, дуб сделан из материала, который потенциально может быть «одушевлен», т. е. превращен в живой, растущий дуб. И наоборот, статуя дуба в натуральную величину, сделанная из бронзы, все равно не была бы дубом, даже если бы она разделяла некоторые аспекты своей формы с настоящим дубом. Он сделан из неподходящего материала и поэтому не может обладать растительной душой.
Я дал несколько трудоемкий обзор этого, потому что я думаю, что это очень привлекательный способ смотреть на живые существа. Он избегает разговоров о «призраках в машине» и концентрируется на том, что можно наблюдать. (Однако я должен отметить, что Аристотель считал, что «разум», являющийся способностью разума, нематериален и бессмертен. Никто не совершенен.)
Я также нахожу привлекательными метафизические взгляды Аристотеля. Верный своей доктрине золотой середины, он уделяет одинаковое внимание материи и форме. Он занимает интересное среднее положение между идеализмом Платона и материализмом Демокрита. Для того чтобы конкретная вещь была тем, чем она является, она должна иметь определенную форму, которая воплощена в материи, но не сводится к ней, и состоять из «правильных» типов материи. В отличие от идеалов Платона, находящихся в иной сфере реальности, существующих как совершенные сущности, лишенные материи, формы Аристотеля присущи своим объектам и, таким образом, не являются ни нематериальными, ни просто самой материей
Трактат перестает быть таким интересным по мере его развития, но на этом пути есть несколько жемчужин. Он переходит к исследованию пяти чувств и, обсуждая зрение, кое-что говорит о свете. Аристотель определяет свет как качество, благодаря которому нечто прозрачное становится прозрачным; другими словами, свет — это то, что можно увидеть сквозь прозрачные предметы. Я полагаю, что это респектабельное рабочее определение. Аристотель также считает идею о том, что свет распространяется, абсурдной; ничего не могло произойти так быстро:
Эмпедокл (а вместе с ним и все другие, использовавшие те же формы выражения) был неправ, говоря о свете как о «путешествующем» или находящемся в данный момент между землей и ее оболочкой, движение которого для нас не наблюдается; эта точка зрения противоречит как очевидным аргументам, так и наблюдаемым фактам; если бы пройденное расстояние было коротким, движение могло бы остаться незамеченным, но там, где расстояние от крайнего востока до крайнего запада, нагрузка на наши силы веры слишком велика.
Аристотель также говорит несколько интересных вещей о чувстве:
Под «чувством» понимается то, что имеет способность принимать в себя чувственные формы вещей без материи. Это должно быть представлено как происходящее на примере того, как кусок воска принимает на себя оттиск перстня без железа или золота; мы говорим, что то, что производит впечатление, — это бронзовая или золотая печать, но ее особая металлическая структура не имеет значения: подобным образом на чувство влияет то, что окрашено, или ароматизировано, или звучит, но безразлично, что в каждом случае вещество есть; имеет значение только то, какое качество оно имеет, т. е. в каком соотношении соединены его составляющие.
Таким образом, мы воспринимаем не материю чаши нашими глазами, а только ее форму . Таким образом, все наши чувства приспособлены для наблюдения за различными аспектами форм объектов. Таким образом, заключает Аристотель, всякое знание состоит из форм; когда мы узнаем о мире, мы мысленно воспроизводим форму мира в нашем сознании. Как он говорит: «Из этого следует, что душа аналогична руке; поскольку рука является инструментом инструментов [т.е. инструмент, с помощью которого мы используем инструменты], поэтому ум есть форма форм [т.е. форма, посредством которой мы постигаем формы]. (Обратите внимание, как ловко Аристотель владеет своим разделением всего на материю и форму; он использует его для определения душ, для определения чувств, а затем для определения знания. Для него характерно добиваться больших успехов с такими, казалось бы, простыми делениями.)
Долгое время я недоумевал, какое влияние оказал Аристотель. Сначала меня отталкивал его образ мыслей, отталкивала его манера смотреть на мир. Его работы казались мне то педантичными, то ошибочными, то очевидными. Как он мог оказать такое огромное влияние на западный ум? Теперь, после прочтения гораздо большего количества Аристотеля, это меня больше не смущает; на самом деле, я часто ловлю себя на мысли, что думаю в его духе, смотрю на мир его глазами.