Аристофан краткое содержание облака: «Облака» за 6 минут. Краткое содержание комедии Аристофана

«Облака» за 6 минут. Краткое содержание комедии Аристофана

В Афинах самым знаменитым философом был Сократ. За свою философию он потом поплатился жизнью: его привлекли к суду и казнили именно за то, что он слишком многое ставил под сомнение, разлагал (будто бы) нравы и этим ослаблял государство. Но до этого было пока ещё далеко: сперва его только вывели в комедии. При этом приписали ему и такое, чего он никогда не говорил и не думал и против чего сам спорил: на то и комедия.

Реклама:

Комедия называлась «Облака», и хор ее состоял из Облаков — развевающиеся покрывала и почему-то длинные носы. Почему «Облака»? Потому что философы раньше всего стали задумываться, из чего состоит все разнообразное множество предметов вокруг нас. Может быть, из воды, которая бывает и жидкой, и твёрдой, и газообразной? или из огня, который все время движется и меняется? или из какой-то «неопределённости» ? Тогда почему бы не из облаков, которые каждую минуту меняют очертания? Стало быть, Облака — это и есть новые боги новых философов.

К Сократу это отношения не имело: он как раз мало интересовался происхождением мироздания, а больше — человеческими поступками, хорошими и дурными. Но комедии это было все равно.

Человеческие поступки — тоже дело опасное. Отцы и деды не задумывались и не рассуждали, а смолоду твёрдо знали, что такое хорошо и что такое плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось, будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не плохо. Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом и написал Аристофан комедию «Облака».

Реклама:

Живёт в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын, молодой щёголь: тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Отцу и спать невмоготу: мысли о кредиторах грызут его, как блохи. Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду — неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов? И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.

Вот дом Сократа, на нем вывеска: «Мыслильня». Ученик Сократа объясняет, какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и куснула Сократа. Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными. Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом этими шажками вымерить прыжок. Или вот ещё: жужжит комар гортанью или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей. А это что такое? Географическая карта: вон посмотри, этот кружок — Афины. «Нипочём не поверю: в Афинах что ни шаг, то спорщики и крючкотворы, а в кружке этом ни одного не видно».

Реклама:

Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею. Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звёздам. «Сократ, Сократ, заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить!» — «Какими богами? у нас боги новые — Облака».  — «А Зевс?» — «Зачем Зевс? В них и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь». — «Как это — гром?» — «А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и есть гром». — «А кто же наказывает грешников?» — «Да разве Зевс их наказывает? Если бы он их наказывал, несдобровать бы и такому-то, и такому-то, и такому-то, — а они ходят себе живёхоньки!» — «Как же с ними быть?» — «А язык на что? Научись переспоривать — вот и сам их накажешь. Вихрь, Облака и Язык — вот наша священная троица!» Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана.

Так как же отделаться от кредиторов? «Проще простого: они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву». Так что же, и впрямь с правдой можно уже не считаться? «А вот посмотри». Начинается главный спор, На сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда. Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает. «Где на свете ты видел правду?» — «у всевышних богов!» — «Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи?» — «И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали врагов и вели учёные беседы». — «Мало ли что было у предков, а сейчас смирением ничего не добьёшься, будь нахалом — и победишь! Иное у людей — по природе, иное — по уговору; что по природе — то выше! Пей, гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой — говори: я — как Зевс, сплю со всеми, кто понравится!» Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь — Кривда и впрямь сильнее Правды.

Стрепсиад с сыном радёхоньки. Приходит кредитор: «Плати долг!» Стрепсиад ему клянётся: «Видит Зевс, ни гроша я у тебя не брал!» — «Ужо разразит тебя Зевс!» — «Ужо защитят Облака!» Приходит второй кредитор. «Плати проценты!» — «А что такое проценты?» — «Долг лежит и прирастает с каждым месяцем: вот и плати с приростом!» — «Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?» — «Нет, куда же ему прирастать!» — «Тогда с какой же стати и деньгам прирастать? Ни гроша с меня не получишь!» Кредиторы с проклятиями убегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: «Берегись, близка расплата!»

Реклама:

Расплата приходит с неожиданной стороны, Стрепсиад побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида.

Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: «Нет такого закона — отцов колотить!» А сын приговаривает: «Захотим — возьмём и заведём! Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе — почему нет?» Тут только старик понимает, в какую попал беду. Он взывает к Облакам: «Куда вы завлекли меня?» Облака отвечают: «А помнишь Эсхилово слово: на страданьях учимся!» Наученный горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом — поджигать его «мыслильню». Вопли, огонь, дым, и комедии конец.

Пересказал М. Л. Гаспаров. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Аристофан «Облака» краткое содержание — Русская историческая библиотека

подробную биографию автора «Облаков» Аристофана и краткое содержание других его комедий читайте в статье «Аристофан». На нашем сайте есть также материал Аристофан «Облака» – анализ

«Облака» Аристофана и софистика конца V века до Р.

Х.

Содержание комедии Аристофана «Облака» состоит в разоблачении софистики – группы новых философских теорий, появившихся в Элладе как раз во времена творчества великого афинского драматурга. В противовес прежним прочным моральным устоям и твёрдой религиозности софисты проповедовали учение об относительности нравственных понятий, о ложности народной веры в богов, о субъективности привычного человеческого познания. Большинство софистов использовало примитивные аргументы, которые при детальном рассмотрении оказывались гораздо ниже традиционных истин, ими порицаемых. Однако эта ненавистная консерватору Аристофану новая философия в одно время приобрела большое влияние. Для противодействия ей Аристофан и написал комедию «Облака», чьё краткое содержание изложено ниже.

 

Аристофан. Облака. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

К софистам многие афиняне относили и знаменитого Сократа, чьи философские приёмы (прежде всего – поиски скрытой истины за пределами обычной поверхности вещей) действительно напоминали софистику. Сократ никогда не отвергал морали и нравственности. Он, напротив, старался утверждать их, однако заменял традиционные этические понятия иными, которые он сам вырабатывал путём философской «индукции».

Аристофан в «Облаках» выставляет главным софистом именно Сократа. Такая его позиция отчасти признаётся необоснованной, но надо помнить, что сократическую философию роднили с софистикой и многие результаты развития. Учениками Сократа было большинство членов коллегии «Тридцати тиранов», которая после Пелопоннесской войны установила в Афинах режим жесточайшего террора. Сократ был казнён демократами в 399 г. до Р. Х. более всего за то, что являлся «духовным отцом» тирании Тридцати. Позже самый знаменитый из учеников Сократа, Платон, пропагандировал проект полицейско-коммунистического строя, который превращал гражданин в простые винтики бездушной государственной машины.

Приверженцы традиционных народных понятий и устоев, вроде Аристофана, не принимали такой идеологии. Поэтому, хотя критику Сократа, содержащуюся в аристофановских «Облаках», многие считают преувеличенной, в ней, без сомнения, есть зёрна истины.

 

Краткое содержание «Облаков» Аристофана

Действие «Облаков» Аристофана начинается в доме аттического крестьянина Стрепсиада. Вечером Стрепсиад пересматривает хозяйственные книги и клянёт бездельника-сына Фидиппида, чьё увлечение конскими бегами вогнало их семью в большие долги. Стрепсиад проклинает день, когда он, простой поселянин, живший «чудесной, сельской жизнью», женился на матери Фидиппида, капризной горожанке. Родив сына, она стала воспитывать его по-городскому, мечтая, чтобы, повзрослев, он ездил на конских четвёрках в пурпуре. Так жена занесла в дом Стрепсиада «лихорадку конскую». Став юношей, Фидиппид наделал неоплатных долгов. Ища способ избавиться от них, Стрепсиад уговаривает сына поступить учеником в «мыслильню» знаменитого философа Сократа, где «мудрило-заводилы» учат облапошивать людей софистическими словечками:

 

…И тех, кто денег даст им, пред судом они
Обучат кривду делать речью правою…

Рассказывают, там, у этих умников,
Две речи есть. Кривая речь и правая.
С кривою этой речью всяк всегда везде
Одержит верх, хотя бы был кругом неправ.
Так если ты кривым речам научишься,
Из всех долгов, которым ты один виной,
Не заплачу я и полушки ломаной.

 

Но Фидиппид не хочет идти к этим «босоногим бахвалам, бледнорожим негодяям – Сократу несчастному и Хэрефонту помешанному». Стрепсиад решает тогда сам поступить учиться к ним.

Подойдя к «мыслильне» Сократа, он беседует с одним из учеников. Тот рассказывает Стрепсиаду о последних сократовских «научных открытиях»: размышляя над источником комариного пения, Сократ пришёл к выводу, что его создаёт проход воздуха из утробы насекомого в задницу. Простоватый Стрепсиад просит, чтобы такой мудрец немедленно взял его к себе в обучение.

Войдя в помещение школы, они видят Сократа, качающегося в гамаке. Ученик объясняет, что мудрец «паря в пространствах, мыслит о судьбе светил», ибо «нельзя проникнуть в тайны воздуха, стоя на земле». Стрепсиад просит научить его витиеватому красноречию – «той речи, с которою долгов не платят». Сократ с готовностью соглашается, предлагая Стрепсиаду вступить в беседу с Облаками, которых сам Сократ и его ученики «почитают за богов». В трактовке Аристофана, облака – символ умственного тумана, который Сократ напускает на мозги людей.

Сократ молится, призывая явиться Облака. Появляется целая группа их, она исполняет затем роль хора. Облака поют парод – песню, исполняемую античным хором во время выхода на сцену. В греческой драме парод разъяснял слушателям дальнейшую фабулу и настраивал публику на сюжетный лад. Сократ приветствует Облака из тумана, которые дают «убеждения дар, говорливость и в речи сноровку». У Стрепсиада при виде облаков тоже появляется желание «на слово ответить тремя и мыслишкою в споре ужалить». Сократ корит Стрепсиада за то, что раньше он «не чтил и не славил как богов» Облака – олицетворение словесной неясности, которые по желанию способны превращаться и в «блудливых кентавров», и в «хищных волков», и в распутных женщин. Корифей хора Облаков приветствует Стрепсиада и Сократа, называя последнего «священнослужителем речей плутовских».

Аристофан

 

Сократ разъясняет Стрепсиаду, что ни богов, ни морали, ни правил достойного поведения не существует. Превыше всего – источник тумана, Облака, которые сами, без помощи Зевса, создают и дожди, и громы, и молнии. Нет никакой правящей миром нравственной силы. Всем управляет случайный Вихрь. Именно он, а не придуманный Зевс, – настоящий владыка вселенной. Свои убеждения Сократ обосновывает примитивными примерами, выдавая их за высшую мудрость. Стрепсиаду он советует не почитать иных богов, кроме «священной Троицы – Безграничного Воздуха, Облаков и Языка». Стрепсиад восхищается преподанной ему наукой и надеется, что она поможет ему «всех, кто в Элладе живёт, превзойти в разговоре», «закон обвернуть вокруг пальца» – и отказаться от платежа долгов.

 

А потом пусть народ называет меня
Негодяем, нахалом, шутом, наглецом,
Шарлатаном, буяном, судейским крючком,
Надувалой, громилой, бузилой, шпиком,
Срамником, скопидомом, сутягой, лгуном,
Забиякой, задирой, бахвалом, клещом,
Подлипалой, прожженным, паршой, подлецом!
Приживалом, свиньей!

 

Услышав это, Облака советуют Сократу учить Стрепсиада. Стрепсиад и Сократ уходят в «мыслильню», а хор Облаков исполняет парабасу – обращение к афинским зрителям, чьё краткое содержание сводится к укорам за несправедливо низкую оценку комедий Аристофана и неразумие в ряде политических и общественных дел.

В следующем действии «Облаков» Сократ выходит из «мыслильни» и громко жалуется на тупость Стрепсиада, который слишком прост для того, чтобы понять его глубокие мысли. Сократ бранит «тёмный» народ за то, что он называет дроздов дроздами, тогда как надо дрозда-самца называть «дрозданом», а самку – «дроздыней». Наивный Стрепсиад с трудом понимает глубину этой философии. Сократ тогда заставляет его лечь на полный клопов топчан и «углубиться в самого себя». Стрепсиад кричит, что клопы жрут его живьём и просит у Сократа простой рецепт избавления от долгов. Сократ рекомендует ему сначала найти простую мысль, а потом «расчленить её по косточкам и опять сопрячь». Стрепсиад изобретает разные глупые фантастические способы не платить кредиторам, пока вконец потерявший терпение Сократ не изгоняет его из «мыслильни» как «глупейшего старикашку».

Корифей хора Облаков советует Стрепсиаду всё же уговорить учиться у Сократа сына, Фидиппида. По наущению Облаков Стрепсиад приходит к Фидиппиду и смеется над ним за то, что он ещё верит в богов, не зная: вместо придуманного Зевса на небесах царствует Вихрь. Фидиппид вначале забавляет то, как отец учит его называть дрозда дрозданом, но затем перспективна избавиться от долгов побуждает его уступить. Фидиппид идёт вместе со Стрепсиадом к «мыслильне». Чтобы доказать превосходство своей философии, Сократ устраивает выводит перед Фидиппидом Правду и Кривду. Правда говорит при этом, что Афины «спятили, если кормят развратителя юношей и язву страны Сократа».

В присутствии хора Облаков между Правдой и Кривдой начинается агон – словесное состязание, спор. Вкратце его содержание сводится к тому, что Правда славит старинные времена, когда в Афинах царила скромность, юношество не бегало шумной толпой по улицам и проводило время не в развратных банях, а на гимнастических тренировках. Такая жизнь и породила героев Марафона. Правда с презрением говорит Облакам о нынешнем изнеженном поколении, которое потеряло телесное здоровье, честь и стремится лишь обманами выигрывать судебные тяжбы. Кривда словесными увёртками и лживыми ссылками на мифы высмеивает Правду. Правда всё больше сникает, а когда Кривда показывает на зрителей и вопрошает, каких людей в Афинах больше: честных или бесчестных? – Правда горестно признаёт своё поражение и поступает в ученики к Сократу. Убедившись в торжестве Кривды, идёт учиться к Сократу и Фидиппид.

В следующем действии «Облаков» Аристофан изображает, как Стрепсиад приносит в «мыслильню» плату за окончившего курс у Сократа сына. Фидиппид самоуверенно уверяет отца, что теперь он выиграет любую тяжбу с заимодавцами. Аристофан продолжает «Облака» сценой прихода в дом Стрепсиада одного из кредиторов – Пасия. Он требует вернуть долг, однако Стрепсиад, «просвещённый» Сократом, отвечает ему наглыми издевками и отказывается платить «безмозглому дурню», не знающему философии. Пасий грозит судом, однако Стрепсиад уверен, что Фидиппид его легко выиграет. В следующей сцене «Облаков» Стрепсиад поступает так же с ещё одним заимодавцем – Аминием.

Тем временем хор Облаков разъясняет со сцены зрителям, что решивший сутяжничать и сквалыжничать Стрепсиад вскоре жестоко расплатится за свои плутни. В следующем действии комедии. Стрепсиад с криками выбегает из своего дома, избиваемый Фидиппидом. Отец зовёт соседей на помощь, однако Фидиппид и не думает прекращать битья. Стрепсиаду он обещает легко доказать с помощью сократовской науки, что «избивать родителя нравственно и правильно». В присутствии хора Облаков начинается агон между Фидиппидом и Стрепсиадом. Стрепсиад сообщает Облакам причину свары: за трапезой он попросил сына спеть под лиру песни старых, достойных поэтов Симонида и Эсхила, но Фидиппид вместо этого стал цитировать отрывок из ненавистного Аристофану за софизмы Еврипида – о брате, бесстыдно переспавшем с сестрой. Фидиппид говорит Облакам, что считает Еврипида «мудрейшим из поэтов». Стрепсиад обвиняет сына в черной неблагодарности к отцу, однако тот плюёт на обвинения, ибо научился «заниматься наук новейших мастерством и презирать закон». На слова Стрепсиада: «нет обычая нигде, чтоб сын отца дубасил», Фидиппид отвечает: старый обычай введён обычными людьми, и «почему теперь нельзя ввести обычай новый». Он обещает отколотить не только отца, но и мать.

Аристофан, устами Облаков говорит зрителям, что старый Стрепсиад пал жертвой собственной жадности. Стрепсиад проклинает «Сократа с проклятой Кривдой», признаёт правоту хора Облаков и сетует, что сам «богов променял на Сократа». Схватив факел и топор, Стрепсиад бросается к сократовской «мыслильне», забирается на крышу и начинает рубить и жечь её. На вопрос высунувшегося из окна Сократа о том, что он творит, Стрепсиад отвечает: «парю в пространствах, мысля о судьбе светил».

 

Цитаты из «Облаков» Аристофана даны в переводе А. Пиотровского

 

ᐅ ОБЛАКА — АРИСТОФАН | ОБЗОР И АНАЛИЗ ИГРЫ

(комедия, греческий язык, 423 г.
до н. э., 1509 строк)

Введение | Сводка | Анализ | Ресурсы

« Облака »  (греч. « Нефелай » ) — комедия древнегреческого драматурга Аристофана , первоначально поставленная в Афинах Сити Дионисия 4.9 1 030 г. до н.э. Возможно, это первая в мире дошедшая до нас « комедия идей », высмеивающая интеллектуальную моду в классических Афинах. В пьесе Стрепсиад , пожилой афинянин, погрязший в долгах, записывает своего сына Фидиппида в философскую школу Сократа , чтобы он мог научиться риторическим навыкам, необходимым для победы над их кредиторами в суде, хотя все, что он на самом деле учит, это циничное неуважение за общественные нравы и презрение к власти, что приводит к тому, что Стрепсиад с отвращением сжигает школу.

Dramatis Personae – Персонажи

STREPSIADES
PHIDIPPIDES, son of Strepsiades
SERVANT OF STREPSIADES
DISCIPLES OF SOCRATES
SOCRATES
JUST DISCOURSE
UNJUST DISCOURSE
PASIAS, a money-lender
AMYNIAS, another money-lender
CHORUS OF CLOUDS

Пьеса начинается с того, что Стрепсиадес сидит в постели, слишком взволнованный, чтобы заснуть, потому что ему грозит судебный иск за неуплату долгов. Он жалуется, что его сын Фидиппид, блаженно спящий в постели рядом с ним, был подстрекаем своей аристократической женой потворствовать дорогому вкусу лошадей, и домочадцы живут не по средствам.

Стрепсиад будит сына, чтобы рассказать ему о своем плане расплатиться с долгами. Сначала Фидиппид соглашается с планом своего отца, но вскоре меняет свое мнение, когда узнает, что должен поступить в Phrontisterion (что можно перевести как « The Thinkery » или « Thinking Shop »), философская школа для ботаников и интеллектуальных бездельников, в которую не хочет ввязываться ни один уважающий себя спортивный молодой человек вроде Фидиппида. Идея Стрепсиада состоит в том, чтобы его сын научился тому, как сделать плохой аргумент хорошим и тем самым победить своих обиженных кредиторов в суде. Однако Фидиппида не переубедить, и Стрепсиад в конце концов решает записаться сам, несмотря на свой преклонный возраст.

В The Thinkery Стрепсиад узнает о некоторых недавних важных открытиях, сделанных Сократом, главой школы, в том числе о новой единице измерения для определения расстояния, преодолеваемого блохой, точной причине жужжания, издаваемого блохой. комару и новое применение большому циркулю (для кражи плащей с колышков над стеной спортзала). Впечатленный Степсиад умоляет представить его человеку, стоящему за этими открытиями, и Сократ появляется над головой в корзине, которую он использует для наблюдения за Солнцем и другими метеорологическими явлениями. Философ спускается и вводит нового пожилого ученика в школу на церемонии, которая включает в себя парад величественных поющих Облаков, богинь-покровительниц мыслителей и других бездельников (которые становятся Хором пьесы).

Облака заявляют, что это самая умная пьеса автора и та, которая стоила ему величайших усилий, восхваляя его оригинальность и смелость в прошлом в высмеивании влиятельных политиков, таких как Клеон. Они обещают божественные милости, если зрители накажут Клеона за его испорченность, и упрекнут афинян за то, что они возятся с календарем и сбивают его с луны.

Сократ возвращается на сцену, протестуя против неумелости своего нового пожилого ученика. Он пытается провести еще один урок, приказывая Стрепсиаду лечь под одеяло, чтобы мысли естественным образом возникали в его голове. Когда Стрепсиада ловят за мастурбацией под одеялом, Сократ наконец сдается и отказывается иметь с ним какое-либо дело.

Стрепсиад прибегает к запугиванию и угрозам своего сына Фидиппида, чтобы тот поступил в Мыслительный центр. Два сподвижника Сократа, Верный и Неправильный, спорят друг с другом о том, кто из них может дать Фидиппиду лучшее образование, причем Правый предлагает подготовку к серьезной жизни, полной дисциплины и строгости, а Неправильный предлагает основу для жизни в непринужденности и удовольствии. более типичен для людей, умеющих уговорами выпутаться из неприятностей, и для тех, кто занимает видное положение в Афинах. Верное терпит поражение, Неправильное уводит Фидиппида в Мыслительный центр для получения образования, которое изменит его жизнь, а Стрепсиад возвращается домой счастливым человеком.

Облака выходят вперед, чтобы обратиться к зрителям во второй раз, требуя присудить первое место в фестивальном конкурсе, взамен обещают хорошие дожди и угрожают, что уничтожат урожай, сломают крыши и испортят свадьбы, если не получат приз.

Когда Стрепсиад возвращается, чтобы забрать сына из школы, ему представляют нового Фидиппида, поразительно превратившегося в бледного ботаника и интеллектуального бездельника, которым он когда-то боялся стать, но предположительно хорошо подготовленным, чтобы отговорить их финансовые проблемы. Первые двое их обиженных кредиторов прибывают с повестками в суд, и уверенный в себе Стрепсиад презрительно отмахивается от них и возвращается в дом, чтобы продолжить празднование.

Однако вскоре он появляется снова, жалуясь на побои, которые только что нанес ему «новый» сын. Появляется Фидиппид и хладнокровно и нагло обсуждает право сына бить своего отца, заканчивая тем, что угрожает бить и его мать. При этом Стрепсиад приходит в ярость против Мыслителя, обвиняя Сократа в своих последних бедах, и ведет своих рабов в яростную атаку на сомнительную школу. Встревоженных студентов преследуют за кулисами, и Хор, которому нечего праздновать, тихо уходит.

Хотя первоначально пьеса была поставлена ​​на драматическом конкурсе «Дионисия» в Афинах в 423 г. до н. э., пьеса была переработана где-то между 420 и 417 г. Спектакль необычайно серьезен для Старой комедии и, возможно, именно поэтому оригинальный спектакль провалился в Городе Дионисия. Копии оригинальной постановки не сохранилось, и вполне вероятно, что сохранившаяся версия на самом деле немного неполная.

Однако, несмотря на плохой прием, она, тем не менее, остается одной из самых знаменитых и прекрасно законченных из всех греческих комедий, содержащей одни из лучших образцов лирической поэзии, дошедших до нас.

Первоначальная постановка «Облака»  в 423 г. до н. э. пришлась на время, когда Афины с нетерпением ждали перемирия и, возможно, периода мира в продолжающейся Пелопоннесской войне со Спартой. Аристофан поэтому, по-видимому, не видел особой нужды в возобновлении атак, которые он начал в своих предыдущих пьесах (особенно «Рыцари» ) против Клеона, популистского лидера провоенной фракции в Афинах, и вместо этого обратил свое внимание на более широкие проблемы, такие как коррумпированное состояние образования в Афинах, повторяющийся вопрос о старом против нового и так называемая «битва идей», проистекающая из рационалистических и научных идей таких мыслителей, как Фалес, Анаксагор, Демокрит и Гиппократ, и растущая вера в то, что цивилизованное общество не было даром богов, а, скорее, постепенно развилось из первобытного животноподобное существование человека.

Сократ (изображаемый в пьесе мелким воришкой, мошенником и софистом) был одним из самых выдающихся философов Аристофана ‘времени, а также, по-видимому, имел некрасивое лицо, которое легко поддавалось карикатуре. изготовителями масок, и «Облака»  были не единственной пьесой того периода, высмеивавшей его. Однако в древности эта пьеса приобрела некоторую известность из-за язвительной карикатуры на философа, и она была особо упомянута в Платоновской «9».0009 «Апология» как фактор, способствовавший суду над старым философом и последующей казни (хотя на самом деле суд над Сократом произошел много лет спустя после постановки пьесы).

Как это обычно бывает со спектаклями в традициях старой комедии, «Облака»  усеяна злободневными шутками, понятными только местной публике, и упоминается огромное количество местных личностей и мест. В какой-то момент Хор заявляет, что автор выбрал Афины для первого исполнения пьесы (подразумевая, что он мог поставить ее где-нибудь еще), но это само по себе шутка, поскольку пьеса специально предназначена для афинской публики.

Одной из основных форм аристофанического остроумия вообще является использование метафоры в ее буквальном смысле, и примеры в этой пьесе включают введение Сократа, плавающего в корзине в небе (таким образом, гуляющего по воздуху, как праздный мечтатель) и сами Облака (представляющие метафизические мысли, которые не покоятся на почве опыта, но парят без определенной формы и субстанции в области возможностей).

  • Перевод на английский язык (архив Internet Classics): http://classics.mit.edu/Aristophanes/clouds.html
  • Версия на греческом языке с пословным переводом (проект Perseus): http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text.jsp?doc=Perseus:text:1999.01.0027

The Clouds: Full Краткое содержание книги

Стрепсиад, отец расточительного Фидиппида, не может спать, потому что беспокоится о долгах, которые он влез из-за дорогостоящей страсти Фидиппида к скаковым лошадям. Стрепсиад вызывает раба, чтобы тот принес ему свои счета, чтобы он мог подсчитать свои долги.

Глядя на свои долги, он приходит в ярость, и его голос будит Фидиппида. Стрепсиад умоляет Фидиппида воздержаться от его дорогих привычек и умоляет его записаться в новомодную школу по соседству, где он может изучать эзотерические естественные науки, а также софизмы, которые могут помочь ему перехитрить их кредиторов в суде. Фидиппидес упорно отказывается, оставляя Стрепсиада записываться самому.

Стрепсиад прибывает в школу и встречает Ученика, который рассказывает Стрепсиадесу о новых экспериментах Сократа с насекомыми и астрономией. Ученик показывает Стрепсиаду других учеников школы, согнувшихся в своих занятиях, чтобы они могли изучать геологию лицом и астрономию задом. Пока Студент показывает Стрепсиаду свои карты, Сократ появляется в корзине с воздушным шаром, висящей в воздухе. Сократ объясняет, что это приспособление помогает ему «приостановить» (I.i.230) свои суждения и открыть свой разум для новых идей. Стрепсиад объясняет свое положение и просит совета. Сократ просвещает Стрепсиада, доказывая ему, что богов не существует и что погодные условия создаются Хором Облаков.

Сократ сдирает со Стрепсиада шерсть и заталкивает его внутрь.

В отсутствие Стрепсиада Хор Облаков поет песню в защиту пьесы, ругая публику за то, что она не вознаградила ее, когда она была впервые поставлена. Хор восхваляет нравственный замысел драматурга и важные примеры, которым его сатира учит в смутные времена.

Сократ и Стрепсиад снова появляются и обсуждают род существительных. Сократ кладет Стрепсиада в вошивую постель для размышлений. После долгих мучений Стрепсиад делится своими нелепыми теориями о том, как выиграть судебное дело. Сократ отчаивается и называет его бесполезным учеником. Хор Облаков убеждает Стрепсиада вместо этого записать своего сына.

Стрепсиад бежит домой и расспрашивает Фидиппида с помощью своей недавно приобретенной софистики. Он тащит Фидиппида в школу, где два Аргумента, Справедливый и Несправедливый, спорят о правильной модели образования мальчиков. Просто предлагает модель образования, основанную на традиционной поэзии и физической подготовке, но его описания колеблются, когда либидо переполняет его. Unjust раскрывает аргумент Джаста на примерах, взятых из мифов и других мелочей. Справедливый сильно взволнован, а Несправедливый принимает Фидиппида в ученики. «Хор облаков» намекает, что насильственное обучение Фидиппида Стрепсиадом погубит его самого, прежде чем он повернется к публике, заискивая, подкупая и даже угрожая им за одобрение пьесы.

День Стрепсиада в суде приближается, и он отправляется за Фидиппидесом в школу. Сократ обещает, что Фидиппид хорошо разбирается в их особой разновидности благовидных знаний, что Фидиппид вскоре демонстрирует, когда он нападает на идиому дня «Старого и Нового» как на пример истерического парадокса. Пока Стрепсиад злорадствует, что его сын является прекрасным примером Несправедливого Аргумента, к нему приходят два кредитора. Первый кредитор требует, чтобы Стрепсиад предстал перед судом. Стрепсиад расспрашивает его о роде существительных и отказывается платить свой долг на основании очевидного невежества Первого кредитора. Появляется Второй Кредитор, горестно заламывая руки и умоляя Стрепсиада.

Стрепсиад ругает его за веру в богов и использует Несправедливый аргумент, чтобы отрицать ответственность за любые проценты по его долгу. Он бьет Второго Кредитора, пока тот не убегает. Хор поет песню, предупреждающую, что «зло» Стрепсиада (II.i.1303) скоро вернется к нему.

Конечно же, когда их песня стихает, Стрепсиад выбегает из дома, будучи избитым Фидиппидесом. Эти двое поссорились из-за чтения традиционной поэзии. Фидиппид защищает свои побои, используя софистику. Стрепсиад скорбит о том, что он променял одержимость Фидиппида дорогими лошадьми на его одержимость софистикой и риторикой, которые, как оказалось, также имеют свою цену. Стрепсиад обвиняет Хор Облаков в том, что он ввел его в заблуждение, и они защищаются, утверждая, что их обман преподал Стрепсиаду урок. Стрепсиад признает, что был неправ, но все еще жаждет насилия над Сократом и школой. Он вызывает своего раба Ксантиаса, и они бегут в школу и поджигают крышу. Херефон и Второй ученик кричат ​​изнутри, когда здание горит, и, наконец, выбегают наружу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *