История культуры — Живопись, архитектура и скульптура серебряного века
« Предыдущий вопрос
Общая характеристика культуры серебряного века. Образование и наука. Литература. Театр. Кинематограф
Русская культура конца XIX – начала XX в. получила название серебряного века (термин Н. А. Бер
Загрузка
СкачатьПолучить на телефон
например +79131234567
txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что это
Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.
Сообщество
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
Следующий вопрос »
Общая характеристика культуры 20-30-х гг. XX в. Образование и наука. Спорт. Литература. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр
Культурная жизнь Советского Союза в 1920-30-е гг. противоречива: ликвидация неграмотности взро
В изобразительном искусстве существовало реалистическое направление, представителями которого были И. Репин, Товарищество передвижных выставок и авангардные направления. Одной из тенденций было обращение к поискам национальной самобытной красоты – работы М. Нестерова, Н. Рериха и др. Русский импрессионизм представлен работами В. Серова, И. Грабаря (Союз русских художников), К. Коровина, П. Кузнецова («Голубая роза») и др.
В первые десятилетия XX в. художники объединялись для устроения совместных выставок: 1910 г. – выставка «Бубновый валет» – П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, А. Лентулов, Д. Бурлюк и др. Среди известных художников этого периода – К. Малевич, М. Шагал, К. Татлин. Большую роль в становлении художников имели контакты с западным искусством, своего рода «паломничество в Париж».
Заметную роль в развитии русского искусства сыграло художественное направление «Мир искусства», возникшее в конце XIX в. в Петербурге.
Ранние произведения М. В. Нестерова (1862–1942) выполнены на исторические сюжеты в реалистической манере. Центральное произведение Нестерова – «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890 гг. ).
К. А. Коровина (1861–1939) часто называют «русским импрессионистом».
Искусство В. А. Серова (1865–1911) трудно отнести к конкретному направлению. В его творчестве есть место и реализму и импрессионизму.
Широко известен великий русский художник М. А. Врубель (1856–1910 гг.). Своеобразие его живописной манеры заключалось в бесконечном дроблении формы на грани. Уроженец Саратова В. Э. Борисов-Мусатов (1870–1905) много работал на пленэре (на природе). В своих этюдах он пытался запечатлеть игру воздуха и цвета.
В архитектуре получил распространение новый стиль – модерн со свойственным ему стремлением подчеркнуть назначение жилых и общественных зданий.
Архитектор Ф. О. Шехтель (1859–1926) стал певцом стиля модерн, с его именем связан расцвет архитектуры этого стиля в России. В 1902–1904 гг. Ф. О. Шех-тель перестроил Ярославский вокзал в Москве.
На рубеже XIX–XX вв. сформировалось новое поколение скульпторов, которые противостояли реалистическому направлению. Теперь предпочтение отдавалось не тщательной детализации формы, а художественному обобщению. Изменилось даже отношение к поверхности скульптуры, на которой сохранялись следы пальцев или стеки мастера. Испытывая интерес к особенностям материала, они часто отдавали предпочтение дереву, природному камню, глине и даже пластилину. Особенно выделяются здесь А. С. Голубкина (1864–1927) и С. Коненков, которые стали всемирно известными скульпторами.
«Сады Серебряного века. Литература. Живопись. Архитектура» — Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия
«Сады и парки, растительная стихия и ботанические увлечения занимают большое место в культуре Серебряного века. Сад – соединение природы и культуры, место, где встречаются искусства и рождаются символы» (Б. М. Соколов).
Сады Серебряного века. Литература. Живопись. Архитектура / сост. и науч. ред. Б. М. Соколова. – Москва : БуксМАрт, 2022. – 656 с. : ил. 441. – ISBN 978-5-907267-27-5.
Есть такое выражение – «книга как произведение искусства», оно в точности подходит к книге, представленной в нашем онлайн-проекте «Новинки искусства», – «Сады Серебряного века. Литература. Живопись. Архитектура». Сама тема книги – одна из главных тем символизма и модерна – изменчивый образ сада, который может превращаться в таинственную стихию или сокращаться до цветущей ветки – определила физическую форму издания. Это прекрасно изданный, исчерпывающе информативный и богато иллюстрированный шедевр книжного искусства, страницы которого перелистываются с восторгом от красоты и совершенства.
Альбом находится в отделе литературы по искусству.
Коллективная монография является комплексным исследованием образа сада и связанных с ним стратегий формообразования в художественной культуре России конца XIX – начала XX века.
Авторы в течение многих лет занимались исследованием различных аспектов темы, вместе работали над подготовкой выставки «Сады Серебряного века» (ГМЗ «Царицыно», 2019) и её научной программой.
Так, исследование Б. М. Соколова, составителя книги и научного руководителя проекта, «Небесное садоводство. Образ сада в искусстве русского символизма» посвящено сравнительному анализу садовых и флоральных образов в трех видах искусства Серебряного века – поэзии и прозе, изобразительном искусстве и архитектуре.
В книгу включены исследования Э. Н. Белоновича «Виктор Борисов-Мусатов: от фотографии к картине», С. С. Веселовой «Интерьерные сады в России конца XIX начала XX века», С. А. Рябовой «Увеселительные сады Серебряного века» и др.
В книге приведены уникальные архивные и визуальные материалы, реконструируются важнейшие памятники, например, такие как пострадавшая от времени вилла Новый Кучук-Кой в Крыму, впервые публикуются множество исторических фотографий.
Книга будет интересна литературоведам, историкам искусства и культуры, архитекторам и ландшафтным дизайнерам, а также широкому кругу ценителей и любителей литературы и искусства.
Приходите, знакомьтесь, узнавайте!
Назад
Далее
2022-11-14
On:
In: Онлайн-проект «Новинки искусства»
Серебряный век русского искусства первой четверти ХХ векаОльга Слободкина-фон Бромссен Продолжаем серию статей об истории русского искусства
Ведущим участником «Голубой розы» был Павел Кузнецов (1878-1968). В картине «Вечер в степи» (1912) он не пишет сцену с натуры, а переводит в символический образ свои впечатления от степей Поволжья и Средней Азии. Он пишет простейшие, вечные элементы бытия — землю и небо, животных и растения, человека и плоды своего труда, предельно обобщая формы за счет упорядочения силуэтов и используя всего два основных цвета, выработанных в мягкую гармонию. Николай Сапунов (1880-1912) — еще один изысканный колорист, рисует свой натюрморт «Синие гортензии» (1907) в своем любимом сочетании синего, желтого и оранжевого цветов. Как и другие его картины, этот натюрморт имеет эффективную композицию и красиво декорирован. Николай Сапунов тоже много сделал для театра. Дореволюционный период творчества Мартитрос Сарьян (1880-1972) хорошо представлен в Третьяковской галерее. Финиковая пальма Египет (1911) была навеяна впечатлениями от путешествий. Это образ изнуряющей жары. Рисунок энергичный, ритмичный и упрощенный. Сильные тугие изгибы пальмовых ветвей, нарисованные на фоне голубого неба, словно олицетворяют извергающееся плодородие земли. Сарьян рисует ликующую красоту мира, величественную и многозначительную даже в простейших своих проявлениях.
В некоторых своих полотнах молодые художники подчиняли живое восприятие красоты природы предпочтительному для них выразительному истолкованию предметного мира, причем до того, что чисто формальный элемент начинал преобладать, приходя в противоречие с основной направленностью живописи. ядра групп. Хотя у них были эти общие черты, у каждого из художников была своя отчетливая индивидуальность.
Аристарх Лентулов (1882-1943), один из ведущих художников «Бубнового валета», гениально претворял свои впечатления от русской архитектуры XVI века в динамичное, буйно-фантастическое зрелище; великолепная игра форм и цветов, напоминающая звон церковных колоколов в праздничный день. В свое время Лентулов сильно тянулся к кубизму и футуризму, что характерно для того периода его творчества. Рафаил Фальк (1886-1958) продемонстрировал свою склонность к резкой характеристике в написанном им портрете журналиста М. Рефалова (1915). Ритмическая энергия обобщенных форм сочетается с тонкими изменениями цвета и богатством оттенков в каждом из основных цветов. Портрет лиричен и психологически выразителен. Продолжение следуетПосетите Рыцарей Лозы, Россия! |
Открывая заново Серебряный век русского искусства
Новое открытие Серебряного века русского искусства
Мир Искусства: Эпоха элегантности России
Художественный музей Принстонского университета, Нью-Джерси
25 февраля – 11 июня 2006 г.
Пока недавний амбициозный ‘РОССИЯ!’ Выставка в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке была немного скудной на артистах, связанных с Русскими балетами, передвижная выставка «Мир искусства: Эпоха элегантности России» дает убедительное представление о закате царей. Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге совместно с Международным фондом искусств и образования в Бетесде, штат Мэриленд, собрал воедино более 80 картин, рисунков, гравюр, скульптур, керамики, плакатов, книжных и сценических эскизов Серебряного века Русское искусство.
«Мир искусства» уже был показан в Художественном музее Джослина в Омахе, штат Небраска, и в Художественном музее Вейсмана в Миннеаполисе, Миннесота, а 11 июня завершится в Художественном музее Принстонского университета в Нью-Джерси.«Мир искусства» означает «Мир искусства» и относится к художественному журналу, серии выставок и художественному кружку Сержа Дягилева и Александра Бенуа. С их девизом «Искусство ради искусства» многие дизайнеры движения могут показаться легкомысленными по сравнению с энергичными, социально преданными модернистами, пришедшими им на смену. Советский авангард придумал термин мирискусники для описания всего декадентского и устаревшего в современном искусстве. Эклектичную эстетику «Мира искусства» можно было бы назвать русским модерном, в котором стиль был важнее содержания. Бенуа и его соратники охватили все искусства; декоративный и пластиковый. Самым известным проявлением «Мира искусства» были «Русские балеты», в которых блестяще сочетались музыка, живопись и танец. Спектакли Дягилева (которые никогда не ставились в России) славились смелым колоритом и безудержной чувственностью, особенно в постановке Леона Бакста; но на нынешней выставке на удивление мало костюмов и декораций. Кураторы сосредоточились на других направлениях этого движения, менее известных на Западе.
Самыми впечатляющими работами выставки являются портреты многих корифеев российской литературы, искусства и сцены. Борис Кустодиев, крупнейший из этих портретистов, соединил всех крупных деятелей «Мира искусства» в красивом эскизе эстетического единства и дружбы для так и не написанного группового портрета. Работая в манере, напоминающей Уистлера, Кустодиев запечатлел молодого обаятеля, Ивана Яковлевича Билибина, разукрашенного во все черное и белое, кроме карминовой гвоздики. Кустодиев искупает свой довольно скучный автопортрет 19 лет.05 с монументальным изображением известного оперного певца Федора Шаляпина на зимней ярмарке. Это тем более примечательно, когда узнаешь, что художник был полупарализован в то время, когда писал ее. Та же высокомерная интеллигентность Шаляпина очевидна в картине Бакста с изображением Дягилева, где копна преждевременной седины в его черных волосах придает импресарио надменность дореволюционного мужчины Сьюзен Зонтаг. Кремовые мазки картины Константина Сомова, изображающей его возлюбленного Мефодия Лукьянова, указывают, что именно привлекло художника в элегантном кавалере. Сомовский портрет пианиста Сергея Рахманинова гораздо более условен, он был заказан в 19 веке.25 фортепианной компании Steinway & Sons, чтобы повесить в холле их выставочного зала в Нью-Йорке.
Современность мягко вкрадывается в некоторые из этих фотографий. Элементы кубизма очевидны в портрете Юрия Григорьева великого режиссера Всеволода Мейерхольда и в портрете Юрия Анненкова фотографа Мирона Шерлинга. Эти картины, пожалуй, больше относятся к послереволюционному Советскому Союзу, чем к Серебряному веку. Менее успешна картина художника-карикатуриста Николая Радлова, изображающая поэта-символиста Михаила Кузьмина. Похоже на карикатуру. Самый яркий из этих посткубистских портретов — «19 лет» Натана Альтмана.15 картина Анны Ахматовой. В синем платье и ярко-желтой шали угловатая поэтесса похожа на элегантную славянку Вирджинию Вулф.
Женские портреты более откровенны, чем мужские. Кошачье выражение лица дамы и податливость ее гибкого тела в бакстовском портрете жены Бенуа «Ужин» (1902) источают сексуальное очарование, которое художник привносил в свои сценические декорации. Художник-пейзажист Анна Остроумова-Лебедева никогда не думала, что Валентин ее меланхоличный портрет Серова передает ее истинный дух, но тем не менее это потрясающая картина. Русские художники не славятся своей обнаженной натурой, и, может быть, поэтому изображение Серова еврейской танцовщицы Иды Рубинштейн, на которой не было ничего, кроме колец на пальцах рук и ног, так шокировало петербургское общество 19-го века.10, как «Олимпия» Мане была для парижан в 1865 году. Хотя ее дерзость все еще раздражает, картина больше похожа на цветной рисунок, чем на картину. Бисексуалка Рубинштейн, танцевавшая обнаженной в приватном представлении «Саломеи», в свое время считалась великой красавицей; но сегодня ее прелести явно померкли. Одно из приятных открытий этого шоу – юная Зинаида Серебрякова. Ее симпатичный автопортрет 1911 года указывает на то, что она сама, должно быть, снова и снова позировала купальщикам в своей мерцающей «бане» (1913). Ее стиль можно назвать русским маньеризмом. В нем есть полировка, блеск и точность более известных и сильно переоцененных портретов Тамары де Лемпицкой в стиле ар-деко. Откровенная чувственность купальщиц Серебряковой отсутствует в странно зловещих оранжевых обнаженных телах Кузьмы Петрова-Водкина, как Каин и Авель на изумрудно-зеленом холме под кобальтово-голубым небом.
Пейзажи очень редки в Художественном музее Принстонского университета, хотя есть прекрасный энергичный этюд провинциальной ярмарочной зимней ярмарки Кустодиева. Виды Бенуа на Версаль — не более чем милые зарисовки. Прохладные, изящно сбалансированные цветные гравюры Остроумовой-Лебедевой с изображением дореволюционных садов, парков и дворцов красиво контрастируют с суровыми, лихорадочно заряженными литографиями реконструируемого Петербурга Мстислава Добужинского. Группа «Мир искусства» стала всемирно известна своими графическими работами — от открыток до обложек нот. Многие художники «Мира искусства» были мастерами книжной иллюстрации, а в детской книжной живописи представлены работы Бенуа, Билибина, Добужинского, Дмитрия Митрохина, Георгия Нарбута, Елены Поленова. Детская библиотека Котсена при библиотеке Принстонского университета организовала небольшую вспомогательную выставку «Мир искусства: шедевры русской книжки с картинками», на которой представлены самые прекрасные образцы той эпохи. Жаль, что библиотекари не выключают свет в шкафах.
Возможно, какая-то сдержанность помешала кураторам включить какой-либо из наиболее скандальных, а порой и скатологических рисунков из печально известного сомовского «Беардслеевского Le Livre de la Marquise » (1918), пожалуй, самого печально известного образца русской эротики. Два рисунка, представленные здесь, удивительно целомудрены по сравнению с гибким развратом других в томе. Использование Сомовым элегантного визуального двусмысленности в его богато украшенных силуэтах в стиле неорококо предвосхитило более жестокие и политически заряженные работы современной афроамериканской художницы Кары Уокер.