Бои гладиаторов в Риме — прошлое и настоящее
Пожалуй, ничто так не будоражит воображение приезжающих в Вечный город туристов, как стены древнеримского Колизея – безмолвные свидетели гладиаторских игрищ. Вопрос об их происхождении до сих пор останется открытым. Однако независимо от мнения историков, бои гладиаторов на арене Колизея являлись примером военной этики и были важнейшей частью политической и общественной жизни в римском мире. Кровавые игры продолжались почти тысячу лет, достигнув своего пика еще до появления Амфитеатра Флавиев – в период со II века до н.э. до I века н.э. Откуда же и почему в Древнем Риме появилось столь нетривиальное развлечение для публики.
- История
- Первые игры
- Гладиаторы на арене Колизея
- Особенности гладиаторских игр
- Запрет гладиаторских боев
- Бои гладиаторов сегодня
Гладиаторские бои – история возникновения
Дошедшие до нашего времени ранние летописные источники разнятся в оценках дат и причин возникновения гладиаторских боев.
Эта версия, ставшая доминирующей, впоследствии была подтверждена древними артефактами, найденными при археологических раскопках в итальянском городе Тарквиния, находящемся примерно в 45 км от Рима в провинции Витербо. Этот город является одним из старейших поселений этрусков. Именно он дал целую династию древнеримских царей – Тарквиния Приска, Сервия Туллия и Тарквиния Гордого.
Гипотеза о том, что бои гладиаторов были заимствованы римлянами у этрусков, основывается на найденных в их погребальных захоронениях графических изображений ритуальных похорон, сопровождавшихся играми.
Фреска Борцы в этруском погребальном захоронении, ок. 460г. до н.э.
Похоронные игры этрусков предусматривали, также, жертвоприношения пленных, в которых их кровь в качестве жертвенной выливалась на могилу павшего воина для упокоения его души.
Этот искупительный кровавый обряд, очевидно, и предвосхитил ранние римские гладиаторские бои.
Фреска Принесение в жертву пленных троянцев, ок.IV до н.э.
Игры гладиаторов в раннюю римскую эпоху и смена декораций
Как и многие обычаи глубокой древности, бои гладиаторов на арене Колизея, начавшиеся как религиозный обряд, стали публичным зрелищем. Если верить римскому историку Титу Ливию (59г. до н.э. – 17г. н.э.), впервые они были проведены в Риме в 264г. до н.э. В своей работе «Ab Urbe Condita Libri» он отмечал, что их организовали братья Марко Юнио Пера (римский консул в 230г. до н.э.) и Децим Юнио Пера (римский консул в 266г. до н.э.) по случаю похорон своего отца – не менее знаменитого политика и аристократа этрусского происхождения Децим Юния Брут Пера, одного из прямых потомков основателя Рима. Тогда, чтобы почтить его память, насмерть сражались три пары гладиаторов на Forum Boarium (Бычий форум) и это кровавое действо, по оценке Тита Ливия, полностью соответствовало этрусскому погребальному обряду.
Мозаика II века н.э. — Гладиаторы (найдена в Ливии)
В 216 году до н.э. римский консул Маркус Эмилиус Лепидус также был удостоен чести проведения столь торжественного древнего обряда – «munera funerari», то есть погребальных игр. Его сыновья Люциус, Квинт и Маркус, используя двадцать две пары соперников, организовали на Forum Romanum бои гладиаторов, которые длились три дня.
Следующие масштабные гладиаторские бои, проводимые в рамках munera funerari, состоялись на похоронах римского консула Публия Лициния Красса в 183г. до н.э. Но они были уже более экстравагантными. Погребальные игры продолжались три дня, и в них участвовало около 120 гладиаторов.
Это интересно
Бойцов именовали гладиаторами по названию оружия, которым они сражались в ожесточенных схватках, – маленького обоюдоострого меча с широким и очень острым лезвием (от лат. Gladius – «меч»).
Увлечение гладиаторскими играми и принятие их в качестве необходимого ритуала при погребении было восторженно воспринято многими союзниками Рима, а культ гладиаторов проник далеко за его пределы.
К началу 174г. до н.э. «малые» римские munera funerari – частные или публичные, имели уже довольно низкую значимость и были настолько обыденными и ничем не примечательными, что даже не удосуживались быть упомянутыми в трудах летописцев. В 105г. до н.э. правящие консулы предложили Риму спонсировать «варварскую битву» из государственной казны в рамках учебной программы для военных. Бои гладиаторов, впервые проведенные специально обученными бойцами из Капуи, оказались столь популярны, что после этого они стали публичными. Их стали часто включать в проведение государственных игр, которые сопровождали основные религиозные праздники.
Тематические экскурсии:
По местам притяжения путешественников и неизвестным тропам
Визитные карточки Рима, а также его самые нетуристические, но не менее прекрасные места
€150 за экскурсию
Подробнее
Обзорная мотопрогулка
Увидеть все за раз: незабываемая экскурсия по Риму с опытным водителем и краткий экскурс в историю
€260 за человека
Подробнее
От ворот до ворот: обзорная экскурсия по Риму
Узнать самое важное из истории и насущной жизни столицы и открыть секреты настоящих римских каникул
€101 за экскурсию
Подробнее
Изначально публичные бои гладиаторов устраивались на открытых многолюдных площадках городских рынков, таких как Forum Boarium, вокруг которых на возвышенностях возводились временные места для зрителей с высоким статусом.![]()
Фреска с изображением Римской арены в Помпеях, построенной ок. 79г. до н.э.
Самый ранний известный римский амфитеатр был построен для этих целей около 70г. до н.э. в Помпеях. В Риме, по свидетельствам летописцев, существовал деревянный амфитеатр публичного оратора Гая Скрибониуса Курио, сооруженный в 53г. до н.э., а открытие первого каменного состоялось лишь в 29г. до н.э. и было приурочено к празднованию тройного триумфа Октавиана Августа. По словам Плиния, три этажа этого амфитеатра были отделаны мрамором, содержали более 3000 бронзовых статуй и вмещали 80 000 зрителей. Однако, в 64г. н.э. он сгорел дотла, так как сооружение, по всей вероятности, имело деревянный каркас. На замену ему император Тит Флавий Веспасиан возвел в Риме самую большую и известную арену гладиаторов в мире – Амфитеатр Флавиев, известный сегодня как Колизей.
Колизей — арена гладиаторских боев
Советуем прочитать:
Интересные факты и легенды о Колизее
Гладиаторские игры
Во времена Империи количество проводимых гладиаторских боев достигло своего пика, став любимым развлечением восторженной публики. Выступления превратились в настоящие шоу гладиаторов – игры заблаговременно объявлялись на рекламных щитах, где указывалась их причина, место и дата проведения, количество и имена выступающих пар, порядок их появления. Дополнительно зрителям сообщалось о наличии мест под тентом, защищающем от солнца, предоставляемых напитках, сладостях и еде, указывались призы для победителей.
В ночь перед играми гладиаторы получали возможность дать поручения, чтобы закончить свои личные дела, для них устраивался банкет, имевший очевидную схожесть с ритуальным и сакраментальным «последним приемом пищи».
Гладиаторы после боя. Картина Хосе Морино Карбонеро (1882г.), музей Прадо
На следующий день, торжественно шествуя через весь город, роскошно одетые гладиаторы направлялись в амфитеатр Флавиев. Спереди шли ликторы – римские гражданские служащие, позади – небольшая группа трубачей, играющих в фанфары, и свита, несшая образы богов, чтобы засвидетельствовать судебные разбирательства на арене. Замыкал процессию писарь и специальный человек, несший пальмовую ветвь для чествования победителей.
Это интересно
Согласно установившемуся мнению, перед боем на арене Колизея гладиаторы попадали под трибуну императора, если тот присутствовал на выступлениях, и кричали – «Ave Caesar, morituri te salutant», т.е. «Привет, Цезарь, те, кто скоро умрет, приветствуют тебя». Однако недавняя историография отрицает подобные домыслы.
Игры гладиаторов на арене Колизея обычно начинались с развлекательного зрелища –либо сражавшихся друг с другом диких животных, либо со звериной охоты (venationes), когда слабо вооруженный гладиатор (venator) бился с голодными хищниками – львами, тиграми или медведями.
Венатор, то есть охотник, был защищен только фасциями – полосками сыровяленой кожи, обернутой вокруг туловища и ног. Для своей защиты он использовал лишь копье.
Звериная охота на арене. Византийская фреска ок. V века н.э., Музей мозаики в Стамбуле (Турция)
Следующим действом было публичное осуждение нарушивших закон преступников или христиан – Ludi Meridiani, приобретшее значительную популярность в период Римской империи. К виновным, приговоренным к смерти, применяли наиболее варварский вид смертной казни – Damnatio ad bestias (растерзание дикими зверями). Несчастных просто бросали на растерзание дикому зверю.
Damnatio ad bestias — варварский вид казни в Древнем Риме
Зачастую несчастные были полностью или частично обнажены, а оказывать сопротивление, чтобы защитить свою жизнь, им мешали оковы. Те, кто контролировал эту форму исполнения казни, назывались bestiarii (от лат. Bestia – «зверь»). Публичная смерть от диких животных на арене считалась наиболее унизительной в Риме.
Фрагмент мозаики Domnatio ad Bestias в г. Злитен (Ливия, I в. н.э.)
Перед началом боев, на арене Колизея проводилась их симуляция с деревянным оружием в качестве разминки, в которой участвовали пары заявленных для участия в гладиаторском шоу бойцов. Затем ланисты (антрепренеры гладиаторов, в современном понимании) представляли публике участников предстоящих схваток и отмечали пространство боя, ограничивая его метками.
Бой гладиаторов на арене Колизея, который обычно длился 10-15 минут, начинался по сигналу взывающего протяжного звука из рога. В течение дня проводилось 10-13 схваток, а обученные бойцы должны были соблюдать профессиональные правила ее проведения. Для этого назначался summa rudis, т.е. старший судья и его помощник, чтобы предупредить или отделить противников друг от друга в какой-то наиболее критический момент.
Чаще всего судьи сами были отставными гладиаторами – их решения и суждения безоговорочно соблюдались. Они могли полностью прекратить поединок или приостановить его, чтобы дать отдохнуть соперникам.
Фрагмент мозаики — Бой гладиаторов (ок. 320г. н.э.). Галерея Боргезе, Рим
Поверженный наземь гладиатор мог сам признать свое поражение, обратившись к рефери поднятием вверх большого пальца, чтобы остановить бой и обратиться к редактору, решение которого обычно зависело от ответа толпы. Самые ранние гладиаторские бои предусматривали для побежденного безоговорочную смерть, которая считалась праведным наказанием за поражение.
Несколько позже, во времена Римской империи, те кто показывал свое мастерство и хорошо сражался, мог получить по прихоти толпы или, чаще всего, от редактора – missione, т.е. прощение и спасти свою жизнь от смертного приговора. Очевидно, это было связано с тем, что публичные бои на арене амфитеатров стали неплохим бизнесом для держателей школ – гладиаторы стоили дорого, их арендовали для боя, продавали и покупали как товар, а заключенный контракт между ланистом и редактором мог включать выплату довольно большой денежной компенсации за непредвиденные случаи смерти.
Порой сумма могла оказаться в пятьдесят раз выше арендной стоимости гладиатора.
Картина Pollice Verso (лат. — пальцы вниз), худ. Жан-Леон Жером (1872 г.)
Побежденный, которому было отказано в помиловании, должен был умереть достойно, не оказывая сопротивления и не взывая к милосердию. Некоторые сохранившиеся до нашего времени мозаики показывают, каким именно образом поверженные гладиаторы принимали смерть. Стоящему на коленях противнику победитель наносил последний роковой удар, опуская свой меч сверху вниз – между ключицей и лопаткой, чтобы достичь сердца и, таким образом, давал ему быструю смерть.
Интересный факт
Кровь убитого на арене гладиатора считалась эффективным афродизиаком, имевшим тонизирующее и бодрящее действие. Древнеримский писатель и автор «Естественной истории» Гай Плиний Секунд (23-79гг. н.э.) в своих трудах отмечал, что «римляне пили кровь из умирающих гладиаторов, как из живых чаш, как средство от анемии».
Кровь раненных бойцов считалась действенным средством для излечения эпилепсии, ее собирали губками прямо на арене и даже продавали.
Распорядитель боев на арене Колизея прилюдно подтверждал смерть гладиатора, касаясь его раскаленным железом, и приглашал либитинариев – специальных служителей амфитеатра, для выноса тела. Облаченные в одежды богов Харона или Меркурия, они выносили с арены бездыханные останки через предназначенную для этого особую дверь – libitina, называемую так по имени древнеримской богини похорон и захоронений. Эта дверь вела в spoliarium – помещение, предназначенное для трупов, где мертвого гладиатора лишали доспехов и оружия.
Победитель, выигравший гладиаторские бои, получал от редактора лавровую корону, а от благодарной толпы зрителей – деньги. Для изначально осужденного гладиатора или раба самой большой наградой было вручение ему rudis – учебного деревянного меча. С этого момента невольник получал свободу, считаясь вольноотпущенником.
Запрет гладиаторских игр
Вторжения чужеземцев, эпидемия чумы, гражданская война и экономическая депрессия предопределили так называемый Кризис Третьего века.
Известный также как Императорский кризис 235-284гг. н.э., начавшийся с убийства императора Александра Северуса в 235 году, он привел к глубоким изменениям во всех институтах власти и в экономической жизни на всей территории Империи и предопределил повсеместное распространение христианской религии. И хотя императоры продолжали субсидировать бои гладиаторов на арене Колизея в качестве неотъемлемых общественных интересов, кровавое зрелище становилось все более презираемо христианами.
Смерть Игнатия Антиохийского на арене Колизея в Риме
В 315г. Константин I запретил варварские смертные приговоры Domnatio ad Bestia, приводившиеся в исполнение на аренах, а через десять лет он даже попытался полностью запретить игры гладиаторов. Однако императорское законодательство не смогло полностью сдержать проведение игр, несмотря на то, что:
- в 365 г. н.э. Валентиниан I (правивший 364-375гг.) пригрозил штрафовать судей, которые приговаривали христиан к смерти на арене;
- в 393 г.
н.э. Феодосий I (правивший 379-395гг.) запретил проведение языческих фестивалей; - в 399 и 404 годах император Гонорий (правивший 393-423гг.) дважды накладывал юридический запрет и закрыл школы гладиаторов в Риме;
- в 438 году Валентиниан III (правивший 425-455гг.) повторил предыдущий запрет на проведение гладиаторских игр;
- в 439 году состоялся последний бой гладиаторов в Риме.
Последовательно проводимая целым рядом императоров политика, направленная на искоренение языческого наследия, дала свои результаты. К тому же, распространение христианства вызывала у последователей новой религии все большее неприятие и отвращение, что значительно снизило интерес к гладиаторским боям.
Считается, что в запрещении игр не последнюю роль сыграл трагический случай, произошедший в 404 году во время боя гладиаторов на арене Колизея. Согласно свидетельствам сирийского епископа Антиохия Феодорета (393-458гг.), во время финальной стадии поединка, когда победитель схватки готовился нанести последний роковой удар поверженному противнику, на арену амфитеатра выбежал монах, пытаясь остановить расправу.
Жаждавшая крови толпа забросала камнями благородного христианина. История сохранила имя монаха, принявшего мученическую смерть – Альмахус (Almaquio), более известного как Святой Телемах. Впечатленный случившимся, император Флавий Гонорий Август запретил бои гладиаторов в Риме, а Альмахус был возведен в лик святых.
Тем не менее, игры гладиаторов на аренах продолжались вплоть до начала VI века. Последние зрелищные сражения, по свидетельствам историков, состоялись в Венеции в 536 году.
Бои гладиаторов в современной реконструкции
Сегодня некоторые римские реенакторы пытаются воссоздать школы гладиаторов, формируя из единомышленников целые группы. Их целью является как можно более точное воспроизведение гладиаторского боя на арене и демонстрация римского исторического наследия.
Реконструкция гладиаторского боя
Регулярно проводимые, не только в Риме, различные фестивали, дают возможность современникам воочию увидеть доспехи и оружие бойцов, а присутствуя на подобных мероприятиях – проникнуться духом времени и почувствовать былое величие Римской империи.
Этому способствуют и многочисленные художественные киноленты, отснятые в жанре «peplum» итальянскими и зарубежными кинематографистами. И хотя некоторые из них являются костюмированными драмами, интерес к ним не иссякает на протяжении многих поколений зрителей. Но об этом можно прочитать в нашей следующей статье.
Советуем прочитать:
Лучшие исторические фильмы про гладиаторов – ТОП10
Гладиаторы Рима — история и имена легендарных бойцов
Автор статьи: ©39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
Полезные подборки:
- По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
- Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
- Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
- Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Делимся опытом!
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое.
А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов!
Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.
- Найти Авиабилеты: Aviasales
- Искать отели: Booking и Hotellook
- Экскурсии: Tripster или Tezeks
- Билеты в музеи: Musement, GYG и Tiqets
- Арендовать авто: Rentalcars и Discover
- Выбрать страховку: Cherehapa и Sravni
- Шатлы из аэропорта: Terravision
- Трансферы: Kiwitaxi.ru и Iway
Батутная арена «Гладиаторы» B-15691 | БатутМастер
Артикул: B-15691
Категория: Батутные арены
Смотреть все товары из категории Все батутные арены
Желаете увидеть больше арен? Тогда Вам сюда!
Данный товар может быть модифицирован по вашему желанию: цвет, размеры, изображения, элементы и тд.
Характеристики
Артикул B-15691
Вес 1400 kg
Габариты
10.
5 x 8 x 3 m
Заводской артикул
PR-21750
Габариты
Площадь (м.кв.)
84
Длина в упаковке (м)
28
Ширина в упаковке (м)
1
Высота в упаковке (м)
1
Внешний вид, функциональность
Мобильность
Да
Количество прыжковых секций
8
Дополнительная информация
Гарантийный срок (мес.)
12
Показать все характеристики Скрыть
Смотреть все товары из категории Все батутные арены
Желаете увидеть больше арен? Тогда Вам сюда!
Полезные статьи
Возможна доставка по России и СНГ. В том числе:
Тюмень, Нальчик, Ижевск, Волжский
*** Информация на сайте не является публичной офертой. Подробнее здесь.
*** Производитель может менять характеристики, комплектацию без уведомления.
Поделиться:
*** Информация взята с сайта BatutMaster.
RU и защищена авторским правом.Вся информация на сайте, все фотоизображения, описание, технические характеристики, другое текстовое наполнение носит исключительно информационный характер, отражает общие производственные и коммерческие условия сотрудничества, не является исчерпывающей информацией о предложении товара, не является публичной офертой, договором сотрудничества, другими обязательствами и гарантиями, связанных с работой компании. Окончательный макет, внешний вид товара согласуется с менеджерами компании и не может содержать товарные знаки и изображения, право на использование которых не передано Продавцу товара в установленном законом порядке. Фотоизображения на сайте размещены, в том числе, с целью изучения спроса на конкретный товар и могут не соответствовать действительности. Возможность изготовления, продажи товаров в точном соответствии с фотоизображениями на сайте обсуждается с менеджером компании. Данный товар предназначен для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Доступна доставка в города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград, Краснодар, Саратов, Тюмень, Тольятти, Ижевск, Барнаул, Иркутск, Ульяновск, Хабаровск, Ярославль, Владивосток, Махачкала, Томск, Оренбург, Кемерово, Новокузнецк, Рязань, Астрахань, Набережные Челны, Пенза, Липецк, Киров, Тула, Чебоксары, Калининград, Курск, Улан-Удэ, Ставрополь, Балашиха, Магнитогорск, Тверь, Севастополь, Иваново, Брянск, Сочи, Белгород, Нижний Тагил, Владимир, Архангельск, Сургут, Чита, Калуга, Симферополь, Смоленск, Волжский, Курган, Орёл, Череповец, Вологда, Саранск, Владикавказ, Якутск, Мурманск, Подольск, Тамбов, Грозный, Стерлитамак, Петрозаводск, Кострома, Нижневартовск, Новороссийск, Йошкар-Ола, Комсомольск-на-Амуре, Таганрог и другие.
Римский Колизей: факты о гладиаторской арене
Внешний вид Колизея (Изображение предоставлено: Getty Images) Колизей был крупнейшим амфитеатром, построенным в году Древнего Рима года.
Огромная арена вмещала тысячи зрителей, которые заполнили трибуны, чтобы посмотреть, как гладиаторы сражаются насмерть и сражаются с экзотическими животными, такими как львы. Построенный в 72 году нашей эры, четырехэтажный амфитеатр вскоре возвышался почти на 50 метров в высоту. Римская империя года использовала Колизей более четырех столетий, прежде чем он перестал функционировать как спортивная арена, поскольку зрители потеряли интерес к ужасным общественным развлечениям, которые он обеспечивал.
После того, как в Колизее перестали проводить мероприятия, римские граждане добывали камни Колизея для других строительных проектов, написал Джон Генри Паркер в своей книге « Археология Рима: Амфитеатр Флавиев » (Дж. Паркер и Ко, 1876 г.). Массивное сооружение служило нескольким целям после падения Римской империи, в том числе в качестве крепости в 12 и 13 веках. Землетрясения, плохая погода и пренебрежение веками привели к дальнейшему разрушению древнего сооружения.
Усилия по сохранению, поддержанные Папой Пием VIII, согласно Britannica , начались в середине 19 века. В 1990-х годах археолога начали крупный проект на этом месте, чтобы максимально сохранить первоначальную структуру Колизея. Сейчас это самая большая туристическая достопримечательность Италии; каждый год миллионы посетителей со всего мира стекаются на это впечатляющее место. В настоящее время Колизей является одним из самых знаковых сохранившихся сооружений Древнего Рима.
Перед Колизеем
18 июля 64 года нашей эры в Большом цирке, стадионе для гонок на колесницах, вспыхнул пожар. Огонь быстро распространился по плотно упакованным деревянным строениям Рима, вызвав разрушительное пламя. Вопреки расхожему мнению, тиранический император Нерон не стал возиться, пока горел Рим.
Для начала, Nero играл на лире , а не на скрипке. И на самом деле он был далеко, в Антиуме, когда начался пожар. Невозможно узнать, как начался пожар, но последствия были разрушительными.
По словам римского историка Тацита, пожар бушевал шесть дней, уничтожив большую часть города и оставив нетронутыми только четыре из 14 районов Рима. Когда большие площади земли были уничтожены, Нерон воспользовался возможностью построить себе величественный дворец на площади более 200 акров (81 га).
«Когда Нерон обнародовал планы строительства огромного нового дворца, Золотого дома (с вращающейся столовой и парфюмерными раздатчиками), который поглотит огромные части города, некоторые начали предполагать, что он сам устроил пожар, чтобы освободить место. для тщеславного проекта» All About History , дочернее издание Live Science, сообщается.
Domus Aurea (Золотой Дом) символизировал частную имперскую власть. После самоубийства Нерона в 68 году нашей эры дворцовый комплекс был использован для других целей в общественных интересах, некоторые части были снесены и заменены новыми зданиями.
Искусственное озеро дворца доминировало над территорией, где сейчас стоит Колизей.
Император Веспасиан, начавший свое правление вскоре после смерти Нерона, решил построить на его месте Колизей и намеревался «стереть память о Нероне» в Риме, пишет Мэри Берд, профессор классики Кембриджского университета в Великобритании. Противостояние классике: традиции, приключения и инновации (открывается в новой вкладке)» (Profile Books, 2013).
К сожалению, получилось наоборот: название «Колизей» происходит от расположенной рядом статуи Колосса, которая была заказана (и, возможно, изображен) Нероном и стоял как часть Золотого дома
Когда был построен Колизей?
Панорамная фотография интерьера Колизея правил с 69 г. н.э.до 79) заказал строительство Колизея в 72 году нашей эры в качестве подарка римскому народу. Расположенный на восточном берегу реки Тибр, Колизей открыл свои двери в центре Рима в 80 г. н.э., когда сын Веспасиана Тит посвятил Колизей народу и объявил 100 дней игр и мероприятий, посвященных этому событию. Колизей» (Profile Books, 2011 ), книга, написанная Бердом в соавторстве с британским историком Китом Хопкинсом.В то время Колизей был известен как Амфитеатр Флавиев, в честь династии императоров Флавиев, которая началась с Веспасиана.
Колизей пользовался исключительной известностью в годы своей активной деятельности в Римской империи. Поэт первого века Марциал написал оду Колизею, сравнив его с другими чудесами света, такими как египетских пирамиды и Вавилон.
«Достаточно взглянуть на фасад Колизея, чтобы понять, что особенного в архитектуре», — Хайнц-Юрген Бесте, научный консультант Немецкого археологического института в Риме, работавший над исследованием и реставрацией Колизея. с 1995, — сообщил Live Science в электронном письме.
«Каждый этаж состоит из восьмидесяти арок, разделенных колоннами с полуколоннами впереди: арки нижнего этажа — дорические, арки центрального этажа — ионические, а арки третьего этажа — коринфского ордера», — добавил он. «Однако пропорции соответствующих ордеров не одинаковы, потому что колонны — и, следовательно, арки — дорического ордера выше, чем у двух верхних».
По словам Бирда и Хопкинса, Колизей стал образцом для амфитеатров Римской империи.
Бои гладиаторов и охота на животных
Гладиатор сражается с тигром на арене. (Изображение предоставлено Alamy)За первые 100 дней существования Колизея состоялось множество кровавых зрелищных мероприятий. По словам римского историка и политика Кассия Диона, который жил примерно с 155 по 235 год нашей эры, во время охоты на животных было убито около 9000 животных. Многие гладиаторы, рабы и пленники, вероятно, были убиты во время открытия Колизея, но число не записано. .
«Поскольку фасад Колизея напоминает театральный, только из-за овальной формы мы можем сказать, что там проходили гладиаторские бои», — по крайней мере, с архитектурной точки зрения, — сказал Бесте. «Однако многочисленные входы и лестницы показывают, что Колизей был построен для большого количества людей».
Спорт в Колизее, безусловно, был популярен среди жителей Рима, несмотря на возражения со стороны величайших умов города.
«Философы возражали против зрелищ на арене на том основании, что зрители теряли самообладание и втягивались в фанатичную реакцию толпы, но присутствовали все классы людей», — Кэтлин М. Коулман, профессор классики Гарвардского университета. , сообщил Live Science в электронном письме.
Гладиаторские бои были одними из самых смертоносных событий, проводившихся в Колизее. Перед открытием нового амфитеатра гладиаторские бои демонстрировались на различных форумах в центре Древнего Рима, согласно историку Маркусу Юнкельману в многоавторской книге « Гладиаторы и Цезари: сила зрелища в Древнем Риме » (открывается в новой вкладке)» (University of California Press, 2000). После того, как Колизей был построен, гладиаторы нашли новую сцену.
«Потери гладиаторов были выше, чем когда-либо прежде», — писал Эккарт Кёне, археолог и директор музея, в «Гладиаторах и Цезарях» об открытии Колизея. Соревнуясь в битвах не на жизнь, а на смерть, мужчины, известные как гладиаторы, сражались друг с другом с помощью различного оружия, такого как мечи, копья и сети, для развлечения зрителей, сидящих на трибунах.
Гладиаторские бои зародились как зрелище, устраиваемое на похоронах знатных римлян. Юнкельманн писал, что во время этих сражений порабощенные люди или военнопленные сражались насмерть, чтобы развлечь присутствующих на похоронах. Со второго века до нашей эры спорт рос, и предприниматели учреждали официальные тренировочные школы, которые вербовали и покупали мужчин для обучения навыкам гладиатора.
«Гладиаторы были либо порабощенными людьми, либо свободными людьми, которые временно отказались от привилегий свободы, чтобы принять статус рабов, и поэтому зрители, по сути, рассматривали их как товар», — сказал Коулман.
Гладиаторские школы продолжали оставаться в частной собственности после перехода от республики к империи в конце I века до н.э., но гладиаторские бои действовали под контролем государства. Также были созданы императорские школы, самая важная из которых располагалась рядом с Колизеем. По словам Юнкельманна, проход из школы вел прямо в амфитеатр, чтобы гладиаторы могли незаметно отправиться на свои ужасные боевые представления.
Точное количество гладиаторских смертей в Колизее за столетия неизвестно, но гладиаторы были не единственными человеческими жертвами в амфитеатре.
Развлекательный день включал в себя множество событий, включая бои между необученными воинами-новичками.
«Обычно осужденные преступники или военнопленные, им не давали никакой подготовки или привилегий гладиаторов, но вместо этого ожидалось, что они будут сражаться с энтузиазмом, обычно в воссоздании великих сражений из прошлого», — писал археолог М. К. Бишоп в «Гладиаторах». (Casemate, 2017 (откроется в новой вкладке)).
Гладиаторы сражались не только друг с другом; они также охотились на экзотических зверей, которых привозили со всего мира. В этих представлениях, известных как «venationes», животных держали в клетках под полом амфитеатра, а затем они сталкивались с римскими гладиаторскими героями в битве насмерть. Звери, с которыми столкнулись гладиаторы, включали леопардов, кабанов, слонов, крокодилов и бегемотов.
Коммод в Колизее
Коммод убивает страусов на римской арене, вероятно, в Колизее. (Изображение предоставлено Алами)Во втором веке нашей эры один римский император решил продемонстрировать свою доблесть, сражаясь на арене. Одетый как римский бог Меркурий, Коммод (правивший с 176 по 192 г. н.э.) сражался с гладиаторами, людьми с ограниченными возможностями (включая тех, кто потерял ноги из-за травм или болезней) и животными в амфитеатре .
«Он сам выходил на арену в одежде Меркурия и, сбросив все остальные одежды, начинал свое выступление в одной тунике и босиком», — писал историк Дио в своем рассказе очевидца.
«Когда сражался император, мы, сенаторы, вместе с рыцарями всегда присутствовали», — добавил он. Сенаторы присутствовали, потому что Коммод санкционировал их присутствие; Дион вспоминал, как император убил страуса и показал «отрубленную голову в одной руке и свой окровавленный меч в другой, подразумевая, что он может обращаться с ними [сенаторами] так же», согласно переводу (открывается в новом вкладка) его сочинений.
Коулман сказал Live Science, что Коммод, предположительно, участвовал в этих гладиаторских боях в Колизее.
«Дио сообщает, что многие зрители из числа широкой публики либо не пришли, либо только посмотрели представление, а затем ушли, потому что боялись, что могут оказаться жертвами на арене», — сказала она.
Для чего еще римляне использовали Колизей?
Помимо гладиаторских и звериных состязаний, в Колизее были и другие зрелищные мероприятия. Сообщается, что при первом открытии амфитеатра в нем происходили имитационные морские сражения. Однако эти сообщения озадачили историков и археологов.
Дио записал, что в первые 100 дней после открытия Колизея была устроена тренировочная битва и что на затопленную арену водили лошадей и быков, чтобы поплавать. Это было бы невозможно в Колизее в его нынешнем виде; по словам Берда и Хопкинса, гидроизоляция подвала была бы невозможна. Дио мог ошибаться, поскольку известно, что морские сражения проводились на отдельном специально построенном стадионе.
Выкапывание глубоких котлованов в полу больших амфитеатров, таких как Колизей, было обычным делом в Римской империи. В «Гладиаторах и цезарях» Юнкельманн предположил, что это могло иметь место в Колизее и что во время обычных представлений бассейн был закрыт. Бассейн можно было наполнить и использовать для охоты на полуводных животных, таких как крокодилы и бегемоты.
Хотя Колизей известен как выдающееся место христианских мученичества во всей Римской империи, существует мало свидетельств того, что христиан казнили в амфитеатре, по словам Роджера Данкла, бывшего профессора классики в Бруклинском колледже Городского университета Нью-Йорка. Йорк.
«Предание о том, что Игнатий Антиохийский был первым христианином, замученным в Колизее во время правления Траяна, не подтверждается никакими достоверными доказательствами. С другой стороны, несмотря на отсутствие доказательств, кажется логичным, что по крайней мере некоторые христиане были принял мученическую смерть на арене Колизея, — писал он в « Gladiators: Violence and Spectacle in Ancient Rome » (Routledge, 2008).
; CC0 1.0)
«Нет фиксированной даты, когда закончились гладиаторские бои, — сказал Бесте Live Science. — Из-за отсутствия надписей и надгробий убитых гладиаторов можно предположить, что гладиаторские бои закончились в некоторых областях Римской империи как 250 г. н.э. В таких городах, как Милан и Рим, с другой стороны, считается, что конец гладиаторских игр наступает между 39 г.0-410 г. н.э.»
Согласно Бесте, охота на животных оставалась неотъемлемой частью Колизея примерно до 523 г. н.э., когда префект Аниций Максимус записал последнее известное событие. Предполагается, что с тех пор Колизей перестал функционировать как арена.
Коулман согласился с Бесте, заявив, что есть доказательства гладиаторских боев в Колизее в пятом веке нашей эры и отчеты об охоте на животных в шестом веке. сочетание финансового давления и меняющихся вкусов», — сказал Коулман. Серия сильных землетрясений между пятым и началом шестого веков нашей эры разрушила части конструкции Колизея. После этого подвал был засыпан, и хотя амфитеатр несколько раз различных римских префектов, начиная с 521 г.
н.э., были восстановлены только места для сенаторов. Бесте предположил, что с этого момента в Колизей могут входить только несколько зрителей.0007
«Колизей был настолько разрушен в 530 году нашей эры, что его не стоило восстанавливать», — сказал Бесте. Вентиляции, которые все еще происходили, переместились в близлежащий Большой цирк, который был менее подвержен повреждениям от землетрясения.
Римляне добывали богатые материалы для амфитеатра, чтобы помочь построить новые строения в городе, еще больше усугубив ущерб.
Что случилось с Колизеем после Римской империи?
Различные арки под Колизеем. (Изображение предоставлено Getty Images) После падения Западной Римской империи в 476 г. н.э. (восточная половина, также известная как Византийская империя, просуществовала до 1453 г.), в Средние века люди продолжали очищать Колизей от материалов. «Внешняя аркада на юго-западной стороне этого колоссального здания была полностью разрушена в средние века папскими семьями, которые использовали ее как каменоломню для строительства своих великих дворцов», — писал Паркер.
Колизей, служивший крепостью для известных семей Франжипани и Аннибальди на протяжении большей части XII и XIII веков, был частично разрушен во время сильного землетрясения в Риме в 1349 году.. Внешнее кольцо с южной стороны рухнуло, и руины снова были извлечены из карьера.
По словам Паркера, в 1381 году сенат подарил части здания Латеранскому капитулу для использования в качестве палаты в больнице. Их знак до сих пор можно увидеть на некоторых арках Колизея.
При разных папах в 16-18 веках планировалось превратить Колизей в шерстяную фабрику и церковь. «В конце концов, церковь была построена там в раннюю современную эпоху (шестнадцатый век)», — сказал Коулман Live Science.
Около 1750 года Папа Бенедикт XIV освятил место Колизея в память о христианских мучениках, которые якобы были там убиты.
Колизей до сих пор стоит в центре Рима как одно из самых узнаваемых зданий древнего мира. Миллионы туристов посещают это место каждый год, и это обязательное место для экскурсантов в городе.
«Колизей — это здание несравненной художественной ценности, которое хорошо документирует европейскую историю на протяжении почти двух тысяч лет», — сказал Бесте в интервью Live Science.
«Важно сохранить Колизей, потому что это было центральное здание в Древнем Риме, которое сохранилось до наших дней, хотя и в разрушенном состоянии, и является напоминанием о том, что люди поощряли ужасные действия и оправдывали их», — сказал Коулман.
Дополнительные ресурсы:
Почему бы не посетить веб-сайт (открывается в новой вкладке) музея Колизей в Риме. Или пройдите бесплатный онлайн-курс « Римское искусство и археология (откроется в новой вкладке)» под руководством Дэвида Сорена, профессора классики и антропологии Аризонского университета, на сайте Coursera. Вы также можете увидеть монументальное здание вблизи, наблюдая, как путешественник Рик Стивс исследует его в фильме «9».0003 Рик Стивс Европа (открывается в новой вкладке).»
Эмили — штатный автор журнала All About History, пишет и исследует содержание журнала.
Она имеет степень бакалавра истории Йоркского университета и степень магистра журналистики Шеффилдского университета. Ее исторические интересы включают Европу раннего Нового времени и эпохи Возрождения, а также историю популярной культуры.
Римский Колизей: факты о гладиаторской арене
Внешний вид Колизея (Изображение предоставлено: Getty Images)Колизей был крупнейшим амфитеатром, построенным в году Древнего Рима года. Огромная арена вмещала тысячи зрителей, которые заполнили трибуны, чтобы посмотреть, как гладиаторы сражаются насмерть и сражаются с экзотическими животными, такими как львы. Построенный в 72 году нашей эры, четырехэтажный амфитеатр вскоре возвышался почти на 50 метров в высоту. Римская империя года использовала Колизей более четырех столетий, прежде чем он перестал функционировать как спортивная арена, поскольку зрители потеряли интерес к ужасным общественным развлечениям, которые он обеспечивал.
После того, как в Колизее перестали проводить мероприятия, римские граждане добывали камни Колизея для других строительных проектов, написал Джон Генри Паркер в своей книге « Археология Рима: Амфитеатр Флавиев » (Дж.
Паркер и Ко, 1876 г.). Массивное сооружение служило нескольким целям после падения Римской империи, в том числе в качестве крепости в 12 и 13 веках. Землетрясения, плохая погода и пренебрежение веками привели к дальнейшему разрушению древнего сооружения.
Усилия по сохранению, поддержанные Папой Пием VIII, согласно Britannica , начались в середине 19 века. В 1990-х годах археолога начали крупный проект на этом месте, чтобы максимально сохранить первоначальную структуру Колизея. Сейчас это самая большая туристическая достопримечательность Италии; каждый год миллионы посетителей со всего мира стекаются на это впечатляющее место. В настоящее время Колизей является одним из самых знаковых сохранившихся сооружений Древнего Рима.
Перед Колизеем
18 июля 64 года нашей эры в Большом цирке, стадионе для гонок на колесницах, вспыхнул пожар. Огонь быстро распространился по плотно упакованным деревянным строениям Рима, вызвав разрушительное пламя. Вопреки расхожему мнению, тиранический император Нерон не стал возиться, пока горел Рим.
Для начала, Nero играл на лире , а не на скрипке. И на самом деле он был далеко, в Антиуме, когда начался пожар. Невозможно узнать, как начался пожар, но последствия были разрушительными.
По словам римского историка Тацита, пожар бушевал шесть дней, уничтожив большую часть города и оставив нетронутыми только четыре из 14 районов Рима. Когда большие площади земли были уничтожены, Нерон воспользовался возможностью построить себе величественный дворец на площади более 200 акров (81 га).
«Когда Нерон обнародовал планы строительства огромного нового дворца, Золотого дома (с вращающейся столовой и парфюмерными раздатчиками), который поглотит огромные части города, некоторые начали предполагать, что он сам устроил пожар, чтобы освободить место. для тщеславного проекта» All About History , дочернее издание Live Science, сообщается.
Domus Aurea (Золотой Дом) символизировал частную имперскую власть. После самоубийства Нерона в 68 году нашей эры дворцовый комплекс был использован для других целей в общественных интересах, некоторые части были снесены и заменены новыми зданиями.
Искусственное озеро дворца доминировало над территорией, где сейчас стоит Колизей. Император Веспасиан, начавший свое правление вскоре после смерти Нерона, решил построить на его месте Колизей и намеревался «стереть память о Нероне» в Риме, пишет Мэри Берд, профессор классики Кембриджского университета в Великобритании. Противостояние классике: традиции, приключения и инновации (открывается в новой вкладке)» (Profile Books, 2013).
К сожалению, получилось наоборот: название «Колизей» происходит от расположенной рядом статуи Колосса, которая была заказана (и, возможно, изображен) Нероном и стоял как часть Золотого дома
Когда был построен Колизей?
Панорамная фотография интерьера Колизея правил с 69 г. н.э.до 79) заказал строительство Колизея в 72 году нашей эры в качестве подарка римскому народу. Расположенный на восточном берегу реки Тибр, Колизей открыл свои двери в центре Рима в 80 г. н.э., когда сын Веспасиана Тит посвятил Колизей народу и объявил 100 дней игр и мероприятий, посвященных этому событию.
Колизей» (Profile Books, 2011 ), книга, написанная Бердом в соавторстве с британским историком Китом Хопкинсом.В то время Колизей был известен как Амфитеатр Флавиев, в честь династии императоров Флавиев, которая началась с Веспасиана.
Колизей пользовался исключительной известностью в годы своей активной деятельности в Римской империи. Поэт первого века Марциал написал оду Колизею, сравнив его с другими чудесами света, такими как египетских пирамиды и Вавилон.
«Достаточно взглянуть на фасад Колизея, чтобы понять, что особенного в архитектуре», — Хайнц-Юрген Бесте, научный консультант Немецкого археологического института в Риме, работавший над исследованием и реставрацией Колизея. с 1995, — сообщил Live Science в электронном письме.
«Каждый этаж состоит из восьмидесяти арок, разделенных колоннами с полуколоннами впереди: арки нижнего этажа — дорические, арки центрального этажа — ионические, а арки третьего этажа — коринфского ордера», — добавил он.
«Однако пропорции соответствующих ордеров не одинаковы, потому что колонны — и, следовательно, арки — дорического ордера выше, чем у двух верхних».
По словам Бирда и Хопкинса, Колизей стал образцом для амфитеатров Римской империи.
Бои гладиаторов и охота на животных
Гладиатор сражается с тигром на арене. (Изображение предоставлено Alamy)За первые 100 дней существования Колизея состоялось множество кровавых зрелищных мероприятий. По словам римского историка и политика Кассия Диона, который жил примерно с 155 по 235 год нашей эры, во время охоты на животных было убито около 9000 животных. Многие гладиаторы, рабы и пленники, вероятно, были убиты во время открытия Колизея, но число не записано. .
«Поскольку фасад Колизея напоминает театральный, только из-за овальной формы мы можем сказать, что там проходили гладиаторские бои», — по крайней мере, с архитектурной точки зрения, — сказал Бесте. «Однако многочисленные входы и лестницы показывают, что Колизей был построен для большого количества людей».
Спорт в Колизее, безусловно, был популярен среди жителей Рима, несмотря на возражения со стороны величайших умов города.
«Философы возражали против зрелищ на арене на том основании, что зрители теряли самообладание и втягивались в фанатичную реакцию толпы, но присутствовали все классы людей», — Кэтлин М. Коулман, профессор классики Гарвардского университета. , сообщил Live Science в электронном письме.
Гладиаторские бои были одними из самых смертоносных событий, проводившихся в Колизее. Перед открытием нового амфитеатра гладиаторские бои демонстрировались на различных форумах в центре Древнего Рима, согласно историку Маркусу Юнкельману в многоавторской книге « Гладиаторы и Цезари: сила зрелища в Древнем Риме » (открывается в новой вкладке)» (University of California Press, 2000). После того, как Колизей был построен, гладиаторы нашли новую сцену.
«Потери гладиаторов были выше, чем когда-либо прежде», — писал Эккарт Кёне, археолог и директор музея, в «Гладиаторах и Цезарях» об открытии Колизея.
Соревнуясь в битвах не на жизнь, а на смерть, мужчины, известные как гладиаторы, сражались друг с другом с помощью различного оружия, такого как мечи, копья и сети, для развлечения зрителей, сидящих на трибунах.
Гладиаторские бои зародились как зрелище, устраиваемое на похоронах знатных римлян. Юнкельманн писал, что во время этих сражений порабощенные люди или военнопленные сражались насмерть, чтобы развлечь присутствующих на похоронах. Со второго века до нашей эры спорт рос, и предприниматели учреждали официальные тренировочные школы, которые вербовали и покупали мужчин для обучения навыкам гладиатора.
«Гладиаторы были либо порабощенными людьми, либо свободными людьми, которые временно отказались от привилегий свободы, чтобы принять статус рабов, и поэтому зрители, по сути, рассматривали их как товар», — сказал Коулман.
Гладиаторские школы продолжали оставаться в частной собственности после перехода от республики к империи в конце I века до н.э., но гладиаторские бои действовали под контролем государства.
Также были созданы императорские школы, самая важная из которых располагалась рядом с Колизеем. По словам Юнкельманна, проход из школы вел прямо в амфитеатр, чтобы гладиаторы могли незаметно отправиться на свои ужасные боевые представления.
Точное количество гладиаторских смертей в Колизее за столетия неизвестно, но гладиаторы были не единственными человеческими жертвами в амфитеатре.
Развлекательный день включал в себя множество событий, включая бои между необученными воинами-новичками.
«Обычно осужденные преступники или военнопленные, им не давали никакой подготовки или привилегий гладиаторов, но вместо этого ожидалось, что они будут сражаться с энтузиазмом, обычно в воссоздании великих сражений из прошлого», — писал археолог М. К. Бишоп в «Гладиаторах». (Casemate, 2017 (откроется в новой вкладке)).
Гладиаторы сражались не только друг с другом; они также охотились на экзотических зверей, которых привозили со всего мира. В этих представлениях, известных как «venationes», животных держали в клетках под полом амфитеатра, а затем они сталкивались с римскими гладиаторскими героями в битве насмерть.
Звери, с которыми столкнулись гладиаторы, включали леопардов, кабанов, слонов, крокодилов и бегемотов.
Коммод в Колизее
Коммод убивает страусов на римской арене, вероятно, в Колизее. (Изображение предоставлено Алами)Во втором веке нашей эры один римский император решил продемонстрировать свою доблесть, сражаясь на арене. Одетый как римский бог Меркурий, Коммод (правивший с 176 по 192 г. н.э.) сражался с гладиаторами, людьми с ограниченными возможностями (включая тех, кто потерял ноги из-за травм или болезней) и животными в амфитеатре .
«Он сам выходил на арену в одежде Меркурия и, сбросив все остальные одежды, начинал свое выступление в одной тунике и босиком», — писал историк Дио в своем рассказе очевидца.
«Когда сражался император, мы, сенаторы, вместе с рыцарями всегда присутствовали», — добавил он. Сенаторы присутствовали, потому что Коммод санкционировал их присутствие; Дион вспоминал, как император убил страуса и показал «отрубленную голову в одной руке и свой окровавленный меч в другой, подразумевая, что он может обращаться с ними [сенаторами] так же», согласно переводу (открывается в новом вкладка) его сочинений.
Коулман сказал Live Science, что Коммод, предположительно, участвовал в этих гладиаторских боях в Колизее.
«Дио сообщает, что многие зрители из числа широкой публики либо не пришли, либо только посмотрели представление, а затем ушли, потому что боялись, что могут оказаться жертвами на арене», — сказала она.
Для чего еще римляне использовали Колизей?
Помимо гладиаторских и звериных состязаний, в Колизее были и другие зрелищные мероприятия. Сообщается, что при первом открытии амфитеатра в нем происходили имитационные морские сражения. Однако эти сообщения озадачили историков и археологов.
Дио записал, что в первые 100 дней после открытия Колизея была устроена тренировочная битва и что на затопленную арену водили лошадей и быков, чтобы поплавать. Это было бы невозможно в Колизее в его нынешнем виде; по словам Берда и Хопкинса, гидроизоляция подвала была бы невозможна. Дио мог ошибаться, поскольку известно, что морские сражения проводились на отдельном специально построенном стадионе.
Выкапывание глубоких котлованов в полу больших амфитеатров, таких как Колизей, было обычным делом в Римской империи. В «Гладиаторах и цезарях» Юнкельманн предположил, что это могло иметь место в Колизее и что во время обычных представлений бассейн был закрыт. Бассейн можно было наполнить и использовать для охоты на полуводных животных, таких как крокодилы и бегемоты.
Хотя Колизей известен как выдающееся место христианских мученичества во всей Римской империи, существует мало свидетельств того, что христиан казнили в амфитеатре, по словам Роджера Данкла, бывшего профессора классики в Бруклинском колледже Городского университета Нью-Йорка. Йорк.
«Предание о том, что Игнатий Антиохийский был первым христианином, замученным в Колизее во время правления Траяна, не подтверждается никакими достоверными доказательствами. С другой стороны, несмотря на отсутствие доказательств, кажется логичным, что по крайней мере некоторые христиане были принял мученическую смерть на арене Колизея, — писал он в « Gladiators: Violence and Spectacle in Ancient Rome » (Routledge, 2008).
; CC0 1.0)
«Нет фиксированной даты, когда закончились гладиаторские бои, — сказал Бесте Live Science. — Из-за отсутствия надписей и надгробий убитых гладиаторов можно предположить, что гладиаторские бои закончились в некоторых областях Римской империи как 250 г. н.э. В таких городах, как Милан и Рим, с другой стороны, считается, что конец гладиаторских игр наступает между 39 г.0-410 г. н.э.»
Согласно Бесте, охота на животных оставалась неотъемлемой частью Колизея примерно до 523 г. н.э., когда префект Аниций Максимус записал последнее известное событие. Предполагается, что с тех пор Колизей перестал функционировать как арена.
Коулман согласился с Бесте, заявив, что есть доказательства гладиаторских боев в Колизее в пятом веке нашей эры и отчеты об охоте на животных в шестом веке. сочетание финансового давления и меняющихся вкусов», — сказал Коулман. Серия сильных землетрясений между пятым и началом шестого веков нашей эры разрушила части конструкции Колизея. После этого подвал был засыпан, и хотя амфитеатр несколько раз различных римских префектов, начиная с 521 г.
н.э., были восстановлены только места для сенаторов. Бесте предположил, что с этого момента в Колизей могут входить только несколько зрителей.0007
«Колизей был настолько разрушен в 530 году нашей эры, что его не стоило восстанавливать», — сказал Бесте. Вентиляции, которые все еще происходили, переместились в близлежащий Большой цирк, который был менее подвержен повреждениям от землетрясения.
Римляне добывали богатые материалы для амфитеатра, чтобы помочь построить новые строения в городе, еще больше усугубив ущерб.
Что случилось с Колизеем после Римской империи?
Различные арки под Колизеем. (Изображение предоставлено Getty Images) После падения Западной Римской империи в 476 г. н.э. (восточная половина, также известная как Византийская империя, просуществовала до 1453 г.), в Средние века люди продолжали очищать Колизей от материалов. «Внешняя аркада на юго-западной стороне этого колоссального здания была полностью разрушена в средние века папскими семьями, которые использовали ее как каменоломню для строительства своих великих дворцов», — писал Паркер.![]()
Колизей, служивший крепостью для известных семей Франжипани и Аннибальди на протяжении большей части XII и XIII веков, был частично разрушен во время сильного землетрясения в Риме в 1349 году.. Внешнее кольцо с южной стороны рухнуло, и руины снова были извлечены из карьера.
По словам Паркера, в 1381 году сенат подарил части здания Латеранскому капитулу для использования в качестве палаты в больнице. Их знак до сих пор можно увидеть на некоторых арках Колизея.
При разных папах в 16-18 веках планировалось превратить Колизей в шерстяную фабрику и церковь. «В конце концов, церковь была построена там в раннюю современную эпоху (шестнадцатый век)», — сказал Коулман Live Science.
Около 1750 года Папа Бенедикт XIV освятил место Колизея в память о христианских мучениках, которые якобы были там убиты.
Колизей до сих пор стоит в центре Рима как одно из самых узнаваемых зданий древнего мира. Миллионы туристов посещают это место каждый год, и это обязательное место для экскурсантов в городе.

н.э. Феодосий I (правивший 379-395гг.) запретил проведение языческих фестивалей;