Апорий это: Апория – Гуманитарный портал

Содержание

Апория – Гуманитарный портал

Апория — это высказывание (см. Высказывание) либо рассуждение (см. Рассуждение), приводящее к двум противоположным (взаимоисключающим), но равнозначным выводам (см. Логический вывод). Как правило, апория возникает на основании того, что в самом предмете или в понятии о нём заложено противоречие. В логике (см. Логика) апория определяется как форма парадокса (см. Парадокс) и свидетельствует о несовершенстве обычных методов образования понятий и методов рассуждения в естественном языке (см. Язык). В этом смысле апория близка к антиномии (см. Антиномия), но отличается от последней: антиномия представляет собой обоснование двух несовместимых утверждений, одно из которых отрицает другое; апория же выдвигает и обосновывает положение, явно противоречащее опыту.

Наиболее ранняя теоретическая проблематизация понятия апории осуществляется в Античности, где она рассматривалась как трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом.

Философский смысл термин «апория» впервые принимает у Платона и у Аристотеля. Последний даёт определение этого термина как «равенство противоположных заключений».

Наиболее известны апории, сформулированные греческим философом Зеноном Элейским (около 490–430 до новой эры) в V веке до новой эры (сам он не употребляет этот термин), в которых фиксируются фундаментальные противоречия в осмыслении движения, времени и пространства. Зенон считал, что с позиций теоретического разума представление о движении тел приводит к парадоксам, следовательно, неистинно. Наиболее важные из апорий Зенона — «Летящая стрела», «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха» — представляют собой геометрически правдоподобные ситуации и сводятся к общему доказательству, сформулированному им самим: «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет». Согласно апории «Летящая стрела» путь движения стрелы состоит из суммы точек покоя, то есть в каждой точке движения стрела находится в состоянии покоя, а из ряда состояний покоя движение возникнуть не может.

Основной аргумент апории «Дихотомия», направленный на обоснование невозможности движения, состоит в следующем: для того чтобы пройти расстояние от точки A до точки B, человек должен сначала пройти половину намеченного расстояния. Но прежде чем пройти половину расстояния, он должен пройти половину этой длины, а для этого — половину оставшейся половины и так далее; иначе, для того, чтобы осуществить движение на ограниченном пространстве, человек должен пройти бесконечное количество частей этого пространства, следовательно, он никогда не дойдет до точки, к которой стремится. Такого рода деление пространства впоследствии получило название «дурной бесконечности». В апории «Ахиллес и черепаха» Зенон доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, вследствие того что Ахиллес, находясь в начале движения позади черепахи, должен вновь и вновь проходить то расстояние, которое ранее уже прошла черепаха: за то время, пока Ахиллес преодолеет отделяющее его от черепахи расстояние, черепаха проползет половину этого расстояния; преодолеет Ахиллес половину, а черепаха отползет ещё на одну четверть и так далее — до бесконечности.
В целом, аргументы Зенона направлены не против реальности чувственно воспринимаемого движения, а против возможности мыслить движение, не впадая при этом в противоречия.

Китайский философ Хо Ши (около 350–260 до новой эры) был автором ряда апорий, близких к парадоксам Зенона. Наиболее известна апория «Пределы»: «Наибольшее не имеет внешней границы, а наименьшее лишено предела внутри себя», в которой фиксируется невозможность пространственной локализации ни абсолютного максимума, ни абсолютного минимума. Другой китайский философ, Гунсунь Лун (около 325–250 до новой эры), утверждал, что «летящая стрела временами не находится ни в движении, ни в покое», «если каждый день отнимать половину от палки длиною в одно чи, то этот процесс нельзя закончить и через десять тысяч поколений». Данные утверждения в несколько иной форме выражают проблемы, сформулированные в апориях Зенона.

Показательно, что впервые сформулированные Зеноном парадоксы бесконечной делимости пространства были осмыслены позднее как проблема сопоставления бесконечных множеств. В апориях Зенон, по существу, было выявлено, что любой путь (отрезок), если его рассмотреть как бесконечно делимый, предстаёт как бесконечное множество точек, а любая часть пути также является бесконечным множеством точек и с этих позиций может быть приравнена к целому. Эта проблема почти через два с половиной тысячелетия стала одной из фундаментальных в математике. В частности, над ней размышляли Б. Больцано и Г. Кантор, и она в значительной степени стимулировала современную разработку теории множеств. Очевидно, во времена элеатов все эти эвристические возможности философского познания, открывающего проблемы науки будущего, не были известны. Вместе с тем, в античной философии возникали образцы теоретического рассуждения, которые ориентировались не столько на очевидности чувственного опыта, сколько на сущее, данное разуму. Разрешение в современной науке трудностей, известных под названием «апории Зенона», связано с построением аксиоматик движения. Наиболее известной является аксиоматика движения, построенная С.

 Шираиши. Она исходит из того, что между любыми двумя точками, которые проходит движущееся тело, можно установить одно из следующих трёх отношений: «предшествовать», «следовать за», «быть неотличимыми».

Апория

Апория — это вопрос к читателям, задача которого — показать проблему и/или подвести к определенному ответу. Термин происходит от древнегреческого слова ἀπορία – «безысходность». Понятие «апория» более характерно для зарубежного литературоведения. В отечественной практике оно обычно заменяется словом «дубитация».

 

Примеры

Всё валится из рук? Усталость одолевает с самого утра? Пора махнуть в отпуск.

Следов взлома не было. Но кто мог оказаться в доме убитого? Кого мог впустить к себе нелюдимый, подозрительный старик?

Может быть, всё бросить и рвануть в столицу? Только что там ловить без связей?

Пример из литературы

Самым известным примером апории в литературе считается знаменитая фраза из шекспировского Гамлета:

«Быть или не быть?»

Принц датский задает вопрос себе и аудитории, а затем вслух обдумывает ответы.

Использование апории

Политика

Билл Клинтон в одном из выступлений, сравнивая идеологии демократов и республиканцев, прибегает к использованию апории:

«Мы считаем, что “все вместе” — это лучше, чем “сам по себе”. Так кто же прав?»

Джон Кеннеди в знаменитой речи о космических исследованиях употребляет апорию, чтобы доказать необходимость экспедиции на Луну:

«В космосе нет противостояний, предрассудков и национальных конфликтов: он одинаково опасен и враждебен для всех нас. Его покорение требует усилий всего человечества, и шансы, которые он нам даёт для мирного сотрудничества, могут больше не повториться. Но некоторые спрашивают:

зачем нам Луна? Откуда взялась такая странная цель?»

Реклама и бизнес
В рекламе весьма эффективен такой прием: сначала обозначаем проблему, а потом показываем способы её устранения. Ролик успокоительного «Афобазол» начинается с апории:

«Раздражают обычные вещи? Возможно, это стресс, ставший привычкой…»

Философия

Многие философы, начиная с Сократа и Платона, были настоящими виртуозами в использовании апорий.
Этот приём использует Фридрих Ницше в нашумевшем трактате «Антихрист»:

«Что такое счастье? Чувство возрастающей силы, чувство преодоления очередного препятствия»

Термин «апория» в философии также употребляется в несколько ином смысле: речь идет об утверждениях, которые можно обосновать логически, но которые невозможно подтвердить на практике. Наиболее известны апории Зенона: этот древнегреческий философ доказывал, что стремительному Ахиллесу не под силу догнать медлительную черепаху.

Если Ахиллес находится за тысячу шагов от черепахи, и бежит раз в десять быстрее ее, то пока он преодолеет это расстояние, она уползет еще на сто шагов вперед. После того, как Ахиллес пробежит эти сто шагов, черепаха продвинется вперед ещё на десять, и т. д.

Вывод: все это может продолжаться бесконечно, и Ахиллес не сможет догнать черепаху.

ВАЖНО!

В литературе апория выражает сомнение. Если это чувство подлинное, то она помогает обозначить проблему и подвигнуть аудиторию на поиски решения. Апория с мнимым сомнением позволяет заранее дать ответы на возможные вопросы и усилить свою позицию.

Используя апорию с мнимым сомнением, следует быть особенно осторожным: если ответы на поставленные вопросы окажутся недостаточно убедительными, доверие аудитории будет потеряно.

Близкие по смыслу термины

Риторический вопрос — это риторическая фигура, при которой задаётся вопрос, не направленный на получение ответа. Задача апории состоит в том, чтобы вызвать сомнение и привести читателя к какому-либо выводу. Риторический вопрос носит утвердительный характер и ответа не требует.

Апория: определение и примеры | LiteraryTerms.net

I. Что такое Апория?

В литературе апория (произносится как а-ПОР-ри-э-э) — это выражение неискреннего сомнения. Это когда писатель или оратор на короткое время делает вид, что не знает ключевой информации или не понимает ключевой связи. Подняв это сомнение, автор либо ответит на него, либо оставит его открытым в наводящей или «намекающей» манере.

Когда апория сформулирована в форме вопроса, это называется риторическим вопросом, т. е. вопросом, на который говорящий не хочет, чтобы на него отвечали буквально. На риторический вопрос, как и на любую апорию, говорящий либо быстро ответит, либо оставит его открытым таким образом, что предполагает собственный ответ (или предполагает, что на вопрос нет ответа).

 

II. Примеры Aporia

Пример 1

Видите ли, мы считаем, что философия «Мы все вместе» гораздо лучше, чем «Вы сами по себе». Итак, кто прав ? (Билл Клинтон, речь DNC 2012 г.)

В этой речи 2012 г. Клинтон сравнивает то, что он считает конкурирующими философиями Демократической и Республиканской партий. В начале речи он выражает сомнение в том, какая философия верна, но все мы знаем, что он считает демократическую философию лучшей, и он продолжает аргументировать свою позицию. Апория — это способ подготовки аргумента.

Пример 2

Что в имени? То, что мы называем розой любым другим именем, пахло бы так же сладко. (Уильям Шекспир, Ромео и Джульетта )

В знаменитой трагедии Шекспира двое молодых влюбленных не могут быть вместе, потому что их семьи ссорятся — другими словами, их разлучают их фамилии. Это кажется глупым Джульетте, которая задает риторический вопрос: «Что в имени?» Очевидный ответ, подсказанный ее заявлением о розе, заключается в том, что в имени нет ничего важного.

 

III. Типы апорий

Существует два типа апорий, которые мы будем называть аргументативными и тональными . Обе они являются особенностями аргументов, но одна из них связана с продвижением аргумента, а другая — с управлением его тоном.

а. Argumentative Aporia

Аргументы функционируют, отвечая на сомнение. Аргумент продолжается, делая утверждения, которые отвечают на сомнения читателя, а затем отвечая на любые дальнейшие сомнения, которые могут быть вызваны этими утверждениями, в свою очередь. Идеальный аргумент должен быть построен таким образом, чтобы в конце у читателя не осталось сомнений, и он должен был признать, что основная мысль автора верна.

Апория идентифицирует и отмечает те сомнения, на которые отвечает автор или говорящий. Это показывает читателю, что вы знаете, какие вопросы у него могут возникнуть, и что вы намерены ответить на них в свое время. Это покажет читателям, что ваша аргументация основательна и вдумчива, и повысит вероятность того, что они продолжат читать, а не отвергнут вашу аргументацию сразу.

б. Tonal Aporia

В других случаях вы можете захотеть «смягчить удар» вашей основной точки. Это особенно верно в таких областях, как религия, философия, политика и этика, которые могут вызывать у читателей сильные чувства. Сформулировав свою точку зрения как сомнение или вопрос, вы можете смягчить ее воздействие на читателей.

В общем, лучше избегать соблазна использовать тональную апорию. Большинство людей, когда они пишут аргументы, чрезмерно предварительны и предварительны, и им нужно практиковаться в написании более сильным, более уверенным тоном. Однако, если вы один из немногих, у кого есть противоположная проблема — например. если люди описывают ваше письмо как «резкое» или «напористое», то, возможно, стоит потренироваться включать в свои аргументы некоторые тональные апории.

 

IV. Примеры апории в литературе

Пример 1

Казалось ли это в Цезаре амбициозным? Когда бедняки заплакали, Цезарь заплакал. Амбиции должны быть сделаны из более твердого материала. Тем не менее Брут говорит, что он был честолюбив. (Уильям Шекспир, Юлий Цезарь )


В своей надгробной речи Цезарю персонаж Марк Антоний защищает действия Цезаря от обвинений убийцы Брута. В первой части строки Марк Антоний поднимает риторический вопрос о том, был ли Цезарь честолюбивым, и быстро отвечает на него отрицательно — Цезарь был сострадательным и мягкосердечным, совсем не честолюбивым. Это пример того, что мы назвали «аргументативным» использованием апории.

Пример 2

Мы должны спросить себя, не обманывали ли мы себя часто, исповедуя грех перед Богом; не исповедовали ли мы свои грехи перед самими собой, а также давали себе отпущение грехов. (Дитрих Бонхёффер, Жизнь вместе )

Бонхёффер был очень влиятельным христианским теологом, который считал, что представление многих людей о Боге является просто проекцией их собственных психологических потребностей. В этой цитате он предполагает (через тональную апорию), что, возможно, христианам следует научиться искать Бога вне себя и искать более трансцендентное божество. Обратите внимание, насколько мягче звучит эта цитата, чем если бы Бонхёффер изложил ее более прямо и декларативно.

Пример 3

Что такое счастье ? Ощущение, что сила растет и что сопротивление преодолевается. (Фридрих Ницше)

Ницше ставит вопрос о том, что такое счастье, и тут же уверенно на него отвечает. Помимо апории, ставящей вопрос так, чтобы Ницше мог на него ответить, здесь есть еще и противопоставление — между неопределенностью первой фразы и предельно достоверной второй фразой.

 

V. Примеры апорий в массовой культуре

Пример 1

Сколько дорог должен пройти человек, прежде чем вы назовете его человеком? (Боб Дилан, Дуновение ветра )

Песня Дилана о вечных социальных вопросах мира и справедливости. Эта линия является ответом на практику называть афроамериканских мужчин «мальчиками» вне зависимости от их возраста или опыта, которая была распространена в некоторых частях Северной Америки в 19 году.60-е годы. Вопрос, конечно, риторический – на него не должно быть ответа.

Пример 2

Ах, да — Зорро! И где он сейчас, падре? Твой друг в маске? Он не показывал себя 20 лет!  (Дон Рафаэль, Маска Зорро )

В этой сцене Дон Рафаэль пытается убедить горожан, что Зорро больше не будет их защищать, и что они должны подчиниться власти Дона. Вопрос Рафаэля риторический — очевидно очевидный ответ — Зорро больше нет.

 

VI. Связанные термины

Афоризм


Одним из особых видов риторических вопросов является Афоризм , который представляет собой вопрос об определенном термине.

Примеры :

Как ты можешь называть себя мужчиной после такого действия?

Тигры охотятся за едой; мужчины охотятся ради спорта: кто настоящее животное ?

Является ли преступлением кормить семью?

В каждом из этих примеров говорящий использует апорию, чтобы задать вопрос о конкретном термине, и формулировка вопроса предполагает его ответ: туда.

Человек — это настоящее животное .

Нет , кормление семьи не является преступлением .

Хотя слова очень похожи, афоризм не имеет ничего общего с афоризм .

Парадокс

В старом определении «апория» означает то же самое, что и «парадокс». Хотя это определение необычно для современного мира, эти две концепции иногда все еще обсуждаются вместе.

Парадокс — это утверждение или аргумент, которые противоречат сами себе, но тем не менее на первый взгляд имеют смысл. Классический пример:

Это утверждение является ложью .

Поначалу может показаться, что в этом предложении нет ничего плохого. Но если разобраться с его логическими следствиями, возникает явное противоречие: если утверждение истинно, то оно ложно, что делает его истинным и, следовательно, ложным.

Апория – определение и примеры

Апория Определение

Что такое апория? Вот быстрое и простое определение:

Апория — это риторический прием, с помощью которого говорящий выражает неуверенность или сомнение — часто притворяется неуверенностью или сомнением — в чем-либо, обычно как способ доказать свою точку зрения. Примером апории является знаменитое стихотворение Элизабет Барретт Браунинг, начинающееся словами «Как я люблю тебя? Позволь мне сосчитать пути». Заявление Браунинга о том, что она может не помнить все «пути» — это то, что дает ей возможность перечислить их.

Некоторые дополнительные ключевые сведения об апории:

  • Апория часто принимает форму вопроса, но не обязательно, поскольку неопределенность также может быть выражена с помощью утверждений.
  • Апория часто появляется в речах и политической риторике на протяжении всей истории, от древнегреческого оратора Демосфена до современных политиков.
  • Слово aporia происходит от греческого слова, означающего «быть в растерянности».

Как произносится апория

Вот как произносится апория: uh- поре- ee-uh

Притворная апория и искренняя апория

Выражение сомнения в апории может быть искренним или наигранным для цель поставить точку. Ниже мы рассмотрим оба типа апории.

Апория как притворное сомнение

Апория в форме притворного сомнения (в отличие от искреннего сомнения) часто появляется в литературе, философии и политической риторике. В таких случаях говорящий притворяется сомневающимся в качестве тактики, чтобы затем:

  • Дайте себе возможность ответить на высказанные ими «сомнения», чтобы подчеркнуть или дискредитировать точку зрения, высказанную кем-то другим.
  • Посейте сомнения или докажите, задавая риторические вопросы, на которые не нужно отвечать. На риторические вопросы обычно есть очевидный «правильный» ответ, и говорящий задает их, чтобы подчеркнуть свою точку зрения, не объясняя ее.

Независимо от того, отвечает ли автор на свои собственные вопросы, апория в форме притворного сомнения часто используется для постепенного выстраивания аргумента, а также для того, чтобы побудить читателя пересмотреть ошибочные предположения, которых он может придерживаться в данный момент.

Классические философы, такие как Сократ и Аристотель, использовали эту форму апории для построения философских аргументов. Например, в произведениях Платона, таких как Республика , Сократ часто излагает свою точку зрения, даже не аргументируя ее, просто задавая кому-то ряд вопросов, медленно подталкивая их к переоценке собственных мнений, пока они, в конце концов, прийти к новому мнению. Эта тактика преподавания философии или анализа путем задавания вопросов известна как метод Сократа, и сегодня учителя и профессора до сих пор используют ее для проведения дискуссий в классе. Сократовский метод — это особый тип апории.

Апория как реальное сомнение

Другая форма апории возникает, когда писатель или персонаж выражает искреннее чувство сомнения или неуверенности. В этих случаях вы можете думать об апории как о способе «мыслить вслух», поскольку говорящий делится своим мыслительным процессом со своей аудиторией. Писатель может заставить персонажа выражать неуверенность или сомнение по разным причинам.

  • Неуверенность говорящего или персонажа может рассказать нам больше об их идеях, эмоциях, личности или мотивах, а также показать их смирение.
  • Выражение искреннего сомнения также может стимулировать мысли и разговоры, будь то люди, слушающие речь, или аудитория, читающая книгу или смотрящая спектакль.
  • Неуверенность одного персонажа может привести к тому, что другой персонаж выскажет свои взгляды и идеи.
  • Писатель может попросить одного персонажа выразить вопрос или сомнение, которые, по их мнению, читатель, скорее всего, разделит, а затем другой персонаж ответит на этот вопрос.
  • Писатель также может использовать выражение искреннего сомнения персонажа, чтобы создать интригу или ввести экспозицию. Например, если в город прибывает таинственный незнакомец, окруженный слухами, персонаж может спросить: «Правда ли то, что говорят об этом человеке?» Как выражение подлинной неуверенности, это было бы примером апории. Если автор хочет создать ощущение тайны и страха, другой персонаж может ответить: «Лучше не спрашивать». Такой ответ создал бы зловещее чувство неуверенности, оставив первого персонажа и читателя в апории .

Апория как философский термин

Помимо описания подлинных и притворных выражений сомнения, слово «апория» также используется в мире философии в совершенно другом значении. Как философский термин апория используется для описания противоречия, парадокса или логического тупика в тексте. Парадоксальное замечание Оскара Уайльда: «Я могу сопротивляться всему, кроме искушения» — пример такого философского определения апории.

В более широком смысле, философское произведение, основанное на ложной предпосылке, может закончиться «в состоянии апории» — когда автор не может довести свои аргументы до логического завершения, потому что зашел в логический тупик.

Это философское определение апории также используется в некоторой литературной критике, особенно в движении литературной критики, называемом постструктурализмом.

Апория Примеры

Апория появляется в политических речах, как древних, так и современных, а также во многих видах литературы. Ниже приведены несколько примеров каждого из них.

Примеры апорий в политических речах

Апории в «О короне» Демосфена

В части этой речи, произнесенной в 330 г. до н. личный характер его противника, Эсхина:

Какое отношение вы или ваши имеете к добродетели? Как вы должны различать, что благородно, а что нет? Где и как вы получили эту квалификацию? […] Должен ли я сначала рассказать, как ваш отец Тромес был рабом в доме Эльпиаса, который держал начальную школу возле храма Тесея, и как он носил кандалы и деревянный недоуздок? Или как твоя мать, отпраздновав свое дневное бракосочетание в своей хижине возле святилища Героя Ланцета, смогла воспитать тебя, свою прекрасную статую, принца третьеразрядных актеров? Но эти вещи известны всем без моего ведома.

Демосфен уверен, что Эсхин не добродетельный человек, но вместо того, чтобы заявить об этом прямо, выражает свое пренебрежение риторическими вопросами. Когда затем Деомсфен пытается унизить своего оппонента, описывая низкий социальный статус родителей Эсхина, он делает вид, что не уверен, какой анекдот ему следует рассказать первым, что является еще одним примером апории в форме мнимого сомнения.

Апория в «Разве я не женщина» Соджорнер Трут

Соджорнер Трут, известная аболиционистка и бывшая рабыня, использовала апорию в своей известной речи «Разве я не женщина», которую она произнесла в Женском собрании Акрон, штат Огайо. Конвенция 1851 г.:

Вон тот мужчина говорит, что женщинам нужно помогать садиться в экипажи и поднимать их над канавами, и чтобы везде было лучшее место. Никто никогда не помогает мне ни сесть в экипаж, ни по грязным лужам, ни дать лучшего места! А разве я не женщина? Посмотри на меня! […] Я родила тринадцать детей и видела, как большинство из них были проданы в рабство, и когда я закричала от горя моей матери, никто, кроме Иисуса, не услышал меня! А разве я не женщина?

Истина на самом деле не сомневается в своей человечности или женственности, поэтому ее повторяющийся вопрос: «А разве я не женщина?» является примером апории в форме притворной неуверенности. Задавая этот риторический вопрос, Истина указывает на лицемерие мужчин, которые утверждают, что они рыцари, но поддерживают неравенство полов, а также институт рабства.

Апория в литературе

Апория в
Венецианский купец Вильяма Шекспира отомстить Антонио, унизившему его антисемитскими оскорблениями:

… разве у еврея нет рук, органов,
размеров, чувств, привязанностей, страстей? кормят
той же едой, ранят тем же оружием, субъект
к тем же болезням, излеченным теми же средствами,
согретыми и охлажденными той же зимой и летом, что и
христианин? Если вы уколете нас, разве мы не истекаем кровью?
Если нас пощекотать, разве мы не посмеемся? Если вы отравите
нас, мы не умрем? И если вы обидите нас, разве мы не отомстим? Если мы похожи на вас во всем остальном, мы будем похожи на вас в этом.

Здесь Шейлок использует апорию в форме притворного сомнения (он и Саларино оба знают, что у евреев есть руки, они едят пищу, истекают кровью и так далее). С помощью этой серии риторических вопросов Шейлок доказывает, что евреи такие же люди, как и христиане, и утверждает, что его желание отомстить оправдано, потому что это естественная человеческая реакция на унижение и жестокое обращение.

Апория в «Песне любви Альфреда Дж. Пруфрока» Т.С. Элиот

Длинная поэма Элиота «Песнь любви Альфреда Дж. Пруфрока» написана как серия вопросов, сомнений и неуверенности. В середине стихотворения говорящий спрашивает:

Стоило ли,
Откусывать материю с улыбкой,
Сжимать вселенную в шар
Скатывать ее к какому-то подавляющему вопросу,
Сказать: «Я Лазарь, пришедший из мертвых,
Вернись, чтобы рассказать тебе все, я тебе все расскажу» —
Если одна, положив подушку под голову
Скажет: «Я вовсе не это имела в виду;
Это совсем не то.

На протяжении всего стихотворения Пруфрок повторяет вопросы: «А стоило ли оно того?» и «Стоило ли это делать?» Каждый раз, когда он это делает, он, кажется, выражает искреннее сомнение, делая свои вопросы образцом апории. Хотя мы никогда не узнаем наверняка, что это за «непреодолимый вопрос», Пруфрок, кажется, задается вопросом, должен ли он был спросить любовный интерес, любила ли она его в ответ. Теперь ему может быть слишком поздно знать. Из-за своего страха быть отвергнутым Пруфрок обнаруживает себя in aporia— , не уверенный в чувствах женщины и не уверенный в том, было ли его бездействие серьезной ошибкой.

Апория в
Кандид Вольтера

В Кандид главный герой часто делает замечания в форме риторических вопросов.

— Разве не приятно, — сказал Кандид, — все критиковать, указывать на недостатки там, где другие не видят ничего, кроме красоты?
— То есть, — ответил Мартин, — есть какое-то удовольствие в том, чтобы не иметь удовольствия.

В этом отрывке Кандид выражает идею с помощью апории, а уже в следующем предложении Мартин перефразирует ту же идею в форме утверждения. Слова Кандида представляют собой пример апории в форме мнимого сомнения — хотя он и формулирует свою мысль как вопрос, он полагает, что есть удовольствие, которое можно найти в критике всего.

Апория в «Сердце-обличителе» Эдгара Аллана По0013 Рассказы По
) рассказчик пытается убедить читателя, что он в полном здравом уме:

Верно! — нервный — очень, очень ужасно нервный я был и есть; но почему ты скажешь, что я сумасшедший? Болезнь обострила мои чувства — не разрушила — не притупила их. Прежде всего, обострился слух. Я слышал все, что на небе и на земле. Я слышал много вещей в аду. Как же я сошел с ума?

Здесь вопросы рассказчика являются примером апории в форме подлинной неуверенности — говорящий не понимает, почему его преступление, его нервозность и заявления о том, что он слышал вещи на небесах и в аду, не предполагают, что он совершенно в здравом уме.

Апория в «Неизбранной дороге» Роберта Фроста

В заключительных строках своего стихотворения «Неизбранная дорога» Фрост излагает апорию в философском смысле слова, означая логический тупик:

Две дороги расходились в лесу, и я…
Я выбрал менее проторенную,
И в этом вся разница.

На первый взгляд, вывод оратора о том, что выбор менее проторенной дороги «имеет все значение», кажется, побуждает читателей вести менее обычную жизнь. Однако вывод оратора логически ошибочен: поскольку он не пошел по другому пути, у него нет возможности узнать, действительно ли это имело значение. Возможно, обе дороги ведут в одно и то же место или в одинаково хорошие места. С помощью этой апории Фрост просит читателей задаться вопросом, смогут ли они когда-нибудь по-настоящему узнать, какое влияние оказал их выбор, и предполагает, что люди склонны считать свой прошлый выбор «правильным».

Почему писатели используют Апорию?

Писатели используют апорию, чтобы показать или описать неопределенность. Помимо этого основного определения, апория может использоваться для создания различных эффектов. Писатель может использовать апорию, чтобы указать на истинную неуверенность и провести читателей через собственный мыслительный процесс говорящего. Писатель также может использовать выражение неуверенности персонажа как возможность для другого персонажа ответить на вопрос или разрешить сомнение.

Писатели могут использовать апории как в формах реальных, так и в мнимых сомнениях, чтобы высказать и затем ответить на вопросы, которые могут возникнуть у читателя, либо для развития изложения, либо для построения аргумента. В качестве альтернативы писатели часто используют апорию, чтобы подвергнуть сомнению предположения, которые читатель может иметь о ключевой идее или теме. Целые аргументы могут быть построены таким образом посредством осторожных выражений сомнения, как в работе Платона. Когда писатели задают риторические вопросы (пример апории как мнимого сомнения), они пытаются убедить читателей, задавая им вопросы, на которые есть неявные или очевидные ответы, чтобы читатель ориентировался на мнение писателя, а писателю не приходилось явно высказывать свое мнение. вообще любой аргумент.

Другие полезные ресурсы Aporia

  • Мысли о методе Сократа: Прочтите примеры диалогов и узнайте больше о том, как Сократ использовал апорию в качестве учебного пособия.
  • Запись в Википедии для апории:
    Прочтите об этимологии апории и о том, как использование этого термина изменилось с течением времени. Обратите внимание, что в этой статье больше внимания уделяется философскому определению апории, чем ее риторическому определению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *