Античная философия пифагор: 9 Античная философия: Пифагор — Философия_Экзамен

Пифагор . Философия античности

Пифагор Самосский (????????? ? ??????) (580—570 – ок. 490 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, создатель школы пифагорейцев. По мнению знаменитого древнегреческого историка Геродота, Пифагор являлся «величайшим эллинским мудрецом» (Геродот, 4.95).

Основными источниками о жизни Пифагора являются дошедшие до нашего времени работы Ямвлиха (242—306 гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234—305 гг.) «Жизнь Пифагора» и Диогена Лаэртского (200—250 гг.) «Пифагор». Необходимо еще раз упомянуть о том, что Пифагор не оставил собственных письменных трудов, и все биографические сведения о философе основываются прежде всего на трудах его учеников, которые могли быть не слишком искренни в своем отношении к учителю, несколько приукрасив действительность.

Пифагор, вероятнее всего, был знатного рода. Часто встречается точка зрения, согласно которой отец философа Мнесарх был богачом. Многие источники отмечают, что рождение будущего философа предсказала Пифия в Дельфах.

Ребенок был назван Пифагором, что, собственно, и означает «тот, о ком объявила Пифия». По предсказанию Пифии, ребенок «будет выделяться среди всех когда-либо живших красотой и мудростью и своим образом жизни принесет огромную пользу человеческому роду» (Ямвлих. О Пифгоровой жизни. II, 5).

Биографы отмечают также, что Пифагор был семейным человеком – у него была жена и двое детей.

Порфирий и Диоген Лаэртский пишут в своих книгах о том, что уже в юности Пифагор в поисках новых знаний отправился в Египет. Он был снабжен рекомендательными письмами от правителей города фараону Амасису, что позволило ему получить разрешение общаться с египетскими жрецами и попасть за многие «закрытые двери». В книге Ямвлиха «О Пифагоровой жизни» автор утверждает, что Пифагор покинул отчий дом в возрасте 18 лет, путешествовал по разным странам четыре года, а затем пробыл в Египте 22 года. Спустя это время, Пифагор попал в плен к персидскому царю Камбизу и был отправлен в Вавилон, где провел в рабстве 12 лет.

Пифагору удалось вернуться в свой родной Самос лишь в возрасте 56 лет.

Однако Порфирий в своих сочинениях высказывает совсем другую историю относительно жизни Пифагора. Так, по его мнению, Пифагор покинул Самос лишь в возрасте 40 лет в связи со своим несогласием с тираническим правлением Пликрата.

Тем не менее биографы Пифагора сходятся на том, что в некоторый момент времени, будучи уже зрелым человеком, он покинул Самос и перебрался в Южную Италию. Ямвлих объясняет это тем, что «его философия распространилась, вся Эллада стала восхищаться им, и лучшие и мудрейшие мужи приезжали к нему на Самос, желая слушать его учение. Сограждане, однако, принуждали его участвовать во всех посольствах и общественных делах. Пифагор чувствовал, как тяжело, подчиняясь законам отечества, одновременно заниматься философией, и видел, что все прежние философы прожили жизнь на чужбине. Обдумав все это, отойдя от общественных дел и, как говорят некоторые, считая недостаточной невысокую оценку самосцами его учения, он уехал в Италию, считая своим отечеством страну, где больше способных к обучению людей»

(Ямвлих. О Пифгоровой жизни. VI, 28).

Пифагор поселился в греческой колонии Кротон, где и организовал знаменитый пифагорейский союз, найдя много слушателей и последователей. Он принимал активное участие в политической жизни Кротона. Пифагорейцев принято считать создателями специального правящего органа в городе – «Совета трехсот». Считается, что Пифагор лично возглавлял этот совет на протяжении двух десятилетий. Со временем влияние пифагорейцев начало распространяться и на соседние города, что вызвало немалое недовольство их жителей.

В конце 6 века до н. э. рост антипифагорейских настроений привел к тому, что Пифагору пришлось переехать в греческую колонию Метапонт, где он и провел остаток своих дней. Разгром Пифагорейского союза, вероятнее всего, был вызван отказом членов союза распределять земли согласно традициям, по жребию.

Ямвлих отмечает, что смерть философа должна была приходиться на 491 год до н. э. Диоген Лаэртский приводил схожие данные, указывая продолжительность жизни Пифагора равной либо 80, либо 90 годам, из чего следовало, что философ умер в 490 или 480 году до н. э. Споры среди историков вызывает не столько дата смерти философа – существует ряд версий о том, как именно умер Пифагор. По одной версии, философ умер во время мятежа испуганных ростом влияния пифагорейского союза горожан, которые подожгли здание школы Пифагора, где он сгорел в месте со многими учениками. Сторонники другой версии настаивают на том, что философу удалось скрыться и он умер некоторое время спустя либо своей смертью в городе Метапонте, либо от голода в одном из храмов.

Пифагорейский союз

Принято считать, что в Пифагорейском союзе существовало два круга «студентов» – внутренний и внешний. Если представить себе школу Пифагора в виде амфитеатра, то ее структура выглядела бы примерно так:

Внутренний круг назывался mathematikoi (математики), а внешний круг – akousmatikoi (слушатели). В первый входили наиболее выдающиеся ученики, посвятившие учебе в союзе более десяти лет. Слушатели же никогда даже не видели самого Пифагора.

Порфирий указывает, что математикам были доступны объяснения теорий Пифагора, тогда как слушатели обходились лишь тезисами сочинений Пифагора. Согласно Ямвлиху слушатели ходили на лекции, которые философ давал из-за занавеси. В отличие от математиков, их не посвящали в таинства союза, обучая прежде всего нормам морали и поведения.

Согласно легендам, члены пифагорейского союза вставали до восхода Солнца, после чего некоторые время занимались зарядкой ума, решая математические задачи и проделывая упражнения на память. Затем они шли на берег, где встречали восход Солнца. Вечером же они совершали совместные купания. Перед сном каждый пифагореец должен был ответить самому себе на три вопроса: Как я прожил день? Что я сделал? Какой мой долг остался невыполненным?

Некоторые источники упоминают о том, что обучение в Пифагорейском союзе длилось в общей сложности пятнадцать лет. В течение первых пяти лет ученики могли только молчать. Вторые пять лет они могли уже слышать речи Пифагора, не видя его самого. Последние пять лет обучения ученики могли разговаривать со своим учителем. Само имя философа обладало такой властью, что ученики страшились называть его Пифагором, предпочитая говорить «Тот самый муж» или «Сам».

Другой вариант почтения к учителю выражен в дошедшей до наших дней фразе «Autos epha, ipse dixit», что означает «Так сказал он».

В школе Пифагора соблюдалось правило молчания, названное эхомифией, согласно которому «если в чем-то сомневаешься, то лучше промолчи». Вполне возможно, что нарушение этого правила жестоко каралось – вплоть до смерти нарушителя.

Влияние Пифагора на учеников было огромно. Так, некоторые источники приводят историю о том, что, услышав критику из уст учителя, один из учеников Пифагора покончил жизнь самоубийством. Встревоженный этой ситуацией философ более никогда не позволял себе говорить раздраженно или критически в чей-либо адрес.

Некоторые источники отмечают, что, несмотря на очевидный научный статус союза, пифагорейцы были во многом подвержены самым обычным предрассудкам и верили в различные приметы. Так, Пифагорейцам было запрещено есть фасоль, а также существовало суеверие, согласно которому хождение под лестницей или перекладиной привело бы к дурным последствиям.

Впрочем, несмотря на странность некоторых ритуалов и примет, многие историки усматривают за ними некоторый глубинный смысл. Так, запрет «переступать через весы» помимо собственно невозможности совершения этого действия означает то, что пифагореец не должен переступать через идеалы равноправия и справедливости.

Помимо науки, Пифагор интересовался вопросами морали и религии. Обширные знания философа и созданная вокруг него атмосфера загадочности в итоге привели к поклонению его учениками к своему учителю как к божеству.

Во многих легендах говорилось о том, что в один и тот же час его видели в расположенных в неделе езды друг от друга Кротоне и Метапонте. Некоторые греки искренне верили, что Пифагор был сыном богов – Аполлона или Гермеса. Достаточно часто «божественное» происхождение философа связывали с тем, что он якобы помнил о всех своих прошлых жизнях и воплощениях.

Философ якобы был способен разговаривать с животными и птицами. По одной из легенд, переходя реку, Пифагор прочитал молитву духу реки и его спутники услышали, как река ответила философу: «Приветствую тебя, Пифагор!». Другая легенда описывает случаи, когда философ исцелял больных, просто напевая стихи из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.

Согласно одной из легенд, Пифагор увидел собаку, которую били люди. «Прекратите, не бейте ее, – вмешался Пифагор, – в ней душа моего друга, я узнал его по голосу». (Ксенофан, фр. 7, Дильс-Кранц). Многие источники настаивают на том, что Пифагор был вегетарианцем и, более того, не приносил животных в жертву богам. Пифагорейцы призывали людей не общаться с теми, кто забивает животных, считая, что употребление в еду мяса затемняет людские умы.

Историки отмечают, что пифагорейский союз обладал значительным политическим влиянием и фактически управлял Кротоном. Община, созданная Пифагором, насчитывала сотни человек.

Ямвлих пишет, что пифагорейцы «…образовали большое сообщество (их было более трёхсот), но оно составляло лишь небольшую часть города, который уже не управлялся согласно тем же обычаям и нравам. Впрочем, пока кротонцы владели своей землёй, и Пифагор находился у них, сохранялось государственное устройство, существовавшее от основания города, хотя были недовольные, ожидавшие удобного случая для переворота. Но когда завоевали Сибарис, Пифагор уехал, а пифагорейцы, управлявшие завоёванной землёй, не распределили её по жребию, как хотело большинство, то затаённая ненависть вспыхнула, и множество граждан выступило против них… Родственники пифагорейцев относились с ещё большим раздражением к тому, что те подают правую руку только своим, а из близких – только родителям, и что они предоставляют своё имущество для общего пользования, а от имущества родственников оно отделено. Когда родственники начали эту вражду, остальные с готовностью присоединились к конфликту… Через много лет… кротонцами овладели сожаление и раскаяние, и они решили вернуть в город тех пифагорейцев, которые ещё были живы.»

(Ямвлих. О Пифагоровой жизни. XXXV).

После разгрома союза, два круга пифагорейского союза разделились на разные группы и математиков возглавила жена Пифагора Теано. Супруга философа была знаменита своими сочинениями в областях математики, медицины, психологии. Несмотря на то, что к нашему времени эти сочинения не сохранились, историки отмечают, что широта знаний и вклад в науку Теано имеет не меньшее значение, чем достижения самого Пифагора. Безусловно, стоит заметить, что в те времена роль женщины сводилась к уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства, поэтому Пифагор оказался знаменит еще и тем, что впервые позволил женщинам находиться в равных условиях с мужчинами в своем союзе.

Идеи Пифагора

Основа учения Пифагора построена на идее переселения душ. Человек, согласно мнению философа, должен очистить свою душу с помощью знаний. Душа, однажды посланная в тело человека или животного, затем многократно переселяется в другие тела до тех пор, пока не получит права вернуться на небеса.

Пифагор содействовал развитию целого ряда наук: математики, физики, астрономии и географии.

По мнению философа и его последователей, в основе вещей лежит число, а познать мир значит познать управляющие им числа. Пифагор и его ученики нашли числовые соотношения практически во всех областях человеческой деятельности. Все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями, а задача настоящего философа состоит в том, чтобы установить связи между этими отношениями и реальностью.

Число они полагают началом не только как конституирующий материал для сущего, но также как образующий свойства и статус сущего. В качестве элементов числа они называют четное и нечетное, последнее из них – предельное, а первое – беспредельное. Единое происходит из обоих элементов, оно есть четное и нечетное вместе. Из Единого происходит число, а числа, как уже сказано, образуют весь универсум.

Другие пифагорейцы утверждали, что всего десять начал, разделенных на противоположности:

1. предел-беспредельное,

2. нечетное-четное,

3. единое-многое,

4. правое-левое,

5. мужское-женское,

6. покоящееся-движущееся,

7. прямое-кривое,

8. свет-тьма,

9. благое-порочное,

10. квадратное-вытянутое.

Аристотель. Метафизика, Книга 1, 5, 985 – 98

Пифагор изучал числа и пропорции, чтобы познать душу человека, а получив необходимое знание, научиться контролировать процесс переселения душ с целью отправить душу в некое высшее божественное состояние. Изучение чисел вовсе не было бесполезным занятием, как это может показаться читателю на первый взгляд. Пифагорейцам приписывают установление инкубационных периодов созревания зародышей, циклов развития животных и растений, определение числовых закономерностей календарного года.

Пифагору приписывают и разделение человеческой жизни на ряд этапов. Так, согласно философу, «Двадцать лет – мальчик, двадцать – юнец, двадцать – юноша, двадцать старец. Возрасты соразмерны временам года: мальчик – весна, юнец – лето, юноша – осень, старец – зима». В такой интерпретации «юнец» соответствует молодости, а «юноша» – зрелому возрасту.

Математика

Достижения пифагорейцев в области математики были крайне велики для своего времени. Среди них можно выделить прежде всего:

– теорию пропорций. Уже в древности многие историки утверждали, что Пифагор устанавливал арифметические, геометрические и гармонические пропорции.

– теорию четных и нечетных чисел. Пифагор установил, что сумма четных чисел будет четной. Сумма четного числа нечетных чисел также будет четной, а сумма нечетного числа нечетных чисел будет нечетной. Философ также установил связи при вычитании чисел: четное минус четное равно четному, а четное минус нечетное равное нечетному числу.

– теорию совершенных и дружественных чисел. Первыми Пифагор назвал такие числа, которые равны сумме своих делителей. Например, число 6 имеет делители 1, 2 и 3. Дружественными числами стали называть числа, равные суммами своих делителей.

Стобей писал, что «Пифагор, кажется, ценил занятие числами более всего, и он подвинул вперед [эту науку], освободив ее от служения делу купцов и уподобляя все вещи числам» (Стобей 11,6).

Геометрия

Достижения Пифагора в области геометрии также велики. По словам Прокла, «Пифагор преобразовал геометрию, придав ей форму свободной науки, рассматривая ее принципы чисто абстрактным образом и исследуя теоремы с нематериальной, интеллектуальной точки зрения. Именно он нашел теорию иррациональных количеств и открыл конструкцию космических фигур» (Прокл. Эвклид. 65, 11).

Ему приписывают следующие научные открытия в области геометрии:

– Описание и доказательство теоремы Пифагора. Еще со школьного курса геометрии Пифагор известен как автор названной в его честь теоремы.

Начиная с четвертого века н. э., античные авторы начали приписывать авторство этой теоремы именно Пифагору.

Согласно данной теореме, в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы С (стороны, противоположной прямому углу) равен сумме квадратов двух других сторон А и В (катетов), т. е. a? + b? = c?.

Впрочем, некоторые современные историки утверждают, что Пифагор не являлся автором теоремы и, более того, не доказывал ее самостоятельно, а лишь передал свои ученикам уже известную ему информацию.

Вероятнее всего, Пифагор мог ознакомиться с теоремой в Вавилоне, причем ученые доказывают, что раскопки глиняных табличек с записями уравнений указывают на дату создания теоремы за тысячу лет до жизни философа. Впрочем, весомых доказательств того, что в Вавилоне была открыта именно эта терема, не существует.

Некоторые источники по-прежнему утверждают, что Пифагорейскому союзу принадлежит первое доказательство этой теоремы. Однако из-за закрытого характера жизни в союзе не существует прямых доказательств того, что Пифагор вообще когда-либо работал над этой теоремой.

Первое упоминание о связи теоремы с именем Пифагора впервые встречается спустя пять столетий после его смерти в работах Цицерона и Плутарха.

– Построение пяти правильных многогранников. Пифагорейцам приписывают первое в мире создание пирамиды, куба, додекаэдра, октаэдра и икосаэдра. Аэций сообщает, что философ также соединил свое учение об этих фигурах с учением о первоэлементах.

«Пифагор говорит, что есть пять телесных фигур, которые называются также математическими: из куба, [учит он], возникла земля, из пирамиды – огонь, из октаэдра – воздух, из икосаэдра – вода, из додекаэдра – сфера Вселенной (эфир)»

Аэций. II. 6,5.

Космология

Пифагору часто приписывают открытие шарообразности Земли. Однако Теофраст отдает первенство в этом вопросе Пармениду, а Диоген Лаэртский, в свою очередь, указывал в качестве автора данной концепции Анаксимандра. Согласно идеям Пифагора Земля находится в центре мира, а все небесные тела движутся в Эфире вокруг нее. Каждая планета, перемещаясь в пространстве, производит монотонный звук определенной высоты.

Высота звука зависит от скорости движения планет, которая возрастает с удаленностью от Земли. Так, Луна вращается медленнее, чем Солнце. Движение же всех планет приводит к звучанию мелодии или «музыки небесных сфер», которую могут слышать люди с особо тонким слухом, к коим относил себя и Пифагор.

Пифагору приписывают разделение небесной и земной сфер на зоны (в частности, выделение арктической, экваториальной и антарктической зон).

К достижениям ранних пифагорейцев относят также и определение порядка планет – Земля, Луна, Солнце, Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн.

Сочинения

Историки сходятся во мнении, что Пифагор никогда не записывал собственных слов. В качестве основной причины чаще всего называется закрытость пифагорейского союза для внешнего мира. Тайное учение, по мнению Пифагора, нельзя было доверить бумаге.

Ямвлих пишет: «Замечательно также и их упорство в неразглашении учения: за столько лет до поколения Филолая, как представляется, никто не столкнулся ни с одним пифагорейским сочинением. Филолай первым из пифагорейцев опубликовал три нашумевшие книги, которые, как говорят, Дион из Сиракуз купил за сто мин по указанию Платона, когда Филолай впал в крайнюю нужду» (Ямвлих. О Пифгоровой жизни. XXXI)

Сложно сказать, были ли все же некоторые книги написаны самим Пифагором, но, так или иначе, к временам пифагорейского союза зачастую относят сочинения «О воспитании», «О государстве» и «О природе». Однако ни один из авторов или историков в течение двухсот лет после смерти Пифагора не только не приводит цитат из произведений философа, но и вообще не упоминает о существовании таких трудов.

Тем не менее, философ стал знаменит своими устными наставлениями и советами. Такие высказывания были названы «акусмы» (греч. ??????? – «устное изречение») и напоминают различные пословицы и поговорки. Например: «Что упало, не поднимай» о неизбежности смерти, «Не разламывай хлеба надвое» о ценности дружбы. В акусмах Пифагора содержится множество советов: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. В отличие от основной части учения, предназначенных для круга математиков, акусмы формулировались философом доступно для понимания любого человека.

Высказывания

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости

Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем

Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость

Делай великое не обещая великого

Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык

Для того чтобы жить долго, приобрети для себя старого вина и старого друга

Дружба есть равенство

Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь

Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями

Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть

Законодательство должно быть голосом разума, а судья – голосом закона

Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав

Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова

Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления

Начало – половина целого

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому

Не поднимайте пыли на жизненном пути

Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходе солнца

Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?».

Пьянство есть упражнение в безумстве

Садись за жизненный пир, но не облокачивайся на него

Статую красит вид, а человека – деяния его

Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожить себе подобных

Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней

Чаще теряют меру в питье, чем в еде

Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью

Обощение

Философ – Пифагор

Годы жизни – 580—570 – ок. 490 до н. э.

Философская школа/направление – Пифагореизм

Ученик 

Учитель 

Основная идея – Число лежит в основе вещей

Достижения в областях:

Геометрия – Теорема Пифагора, создание правильных многоугольников

Религия – Идея о переселении душ и карме

Политика – Создатель пифагорейского союза

Биология – Установление инкубационных периодов у растений и животных

Основные труды – «О воспитании», «О государстве» и «О природе»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

3. Пифагор и ранние пифагорейцы.

Античная философия 3. Пифагор и ранние пифагорейцы. Античная философия

ВикиЧтение

Античная философия
Асмус Валентин Фердинандович

Содержание

3. Пифагор и ранние пифагорейцы

Выходцем из греческого Востока был также Пифагор из Самоса, переселившийся при тиране Поликрате (ок. 532 г. до н. э.) в Южную Италию, где он основал в городе Кротоне религиозную общину (союз пифагорейцев). В 6 в. в Греции усиливается религиозное движение, обусловленное ломкой архаических устоев и пробуждением к деятельности более широкого круга свободного населения. Возникают мистические общины, среди которых особое значение приобрели общины орфиков и последователей культа земледельческого бога Вакха, или Диониса. Здесь сложились представления о душе как о добром начале, заключенном в телесную темницу и ищущем освобождения. Достигается оно путем общения с Вакхом или посредством участия в вакхических «оргиях». Возникающие в это время новые формы религиозности ищут верующих и получают распространение скорее в различных слоях угнетенного народа, чем в аристократических кругах, где, напротив, выступают вольнодумцы вроде Ксенофана. На почве религиозного движения возник и союз, основанный Пифагором. Вопреки старому мнению Крите, некритически повторявшемуся многими другими историками, нет твердых доказательств для утверждения, будто основанная Пифагором община была чисто политическим союзом и будто в политической борьбе, поскольку она ими велась, ранние пифагорейцы выступали на стороне аристократии. Когда вождям пифагорейской общины в Кротоне удалось на известное время получить власть, против них выступил не какой-либо вождь демократии, а Килон — знатнейший и богатейший из граждан Кротона. Борьба закончилась (не ранее 450) разгромом кротонской общины пифагорейцев и переселением ее уцелевших руководителей в Тарент, в то время (после 473) уже демократический город, а также в Регину и впоследствии в города Греции. Пифагор еще до всех этих событий переселился в Метапонт, где и умер. Сам Пифагор ничего не писал, а учения, основанные им, претерпели в 5 и 4 вв. значительную эволюцию. Позднее античные писатели перенесли на учение Пифагора черты, развившиеся в древнегреческой философии значительно позже, а также приурочили к Пифагору множество легенд и небылиц, сложившихся о нем в позднейшей мистической литературе. Поэтому выделить первоначальное ядро учения Пифагора очень трудно. По-видимому, учение Пифагора, кроме собственно религиозного содержания и религиозных предписаний, заключало в себе и некоторое философское мировоззрение с невыделившимися из общего его состава научными представлениями. Основными моментами религии Пифагора были: вера в переселение души человека после смерти в тела других существ, ряд предписаний и запретов относительно пищи и поведения и, быть может, учение о трех образах жизни, наивысшим из которых признавалась жизнь не практическая, а созерцательная. На философию Пифагора наложили печать его занятия арифметикой и геометрией. С известной вероятностью можно полагать, что в арифметике Пифагор исследовал суммы рядов чисел, в геометрии — элементарнейшие свойства плоских фигур, но вряд ли ему принадлежат приписанные ему впоследствии открытия «теоремы Пифагора» и несоизмеримости отношения между диагональю и стороной квадрата.

Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями. По учению Пифагора, мир — живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или, что для Пифагора то же самое, воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи. В философии ранних пифагорейцев яснее, чем в учении их предшественников — милетцев, — выступают отмеченные Энгельсом характерные для первого периода древнегреческой философии зародыши будущих разногласий. Впоследствии все усиливаясь, эти разногласия приведут к возникновению идеализма и к началу уже не прекращающейся в дальнейшем борьбы между материализмом и идеализмом.

Ранние организации пролетариев и возникновение марксизма

Ранние организации пролетариев и возникновение марксизма Маркс и Энгельс с самого начала их участия в революционном пролетарском движении рассматривали коммунизм не как некую «доктрину» самое по себе, а как реально существующее революционно практическое движение

Ранние философские искания

Ранние философские искания Карл Маркс родился 4 мая 1818 г. в городе Трире Рейнской провинции Германии, в семье Генриха Маркса, адвоката высшей апелляционной палаты. В детские и юношеские годы Маркса в Трире среди основной массы населения царила ужасающая нищета, и на юного

Пифагорейцы

Пифагорейцы В то время, как одни греческие философы — от Фалеса до Демокрита — жили и работали в Ионии, другие обосновались в западных ионийских колониях, в Италии. Из этих «италийских» философов наиболее видную группу составляли пифагорейцы. Приблизительно в середине VI в.

В. Пифагор и пифагорейцы

В. Пифагор и пифагорейцы Позднейшие неопифагорейцы составили многочисленные жизнеописания Пифагора и в особенности пространно писали о пифагорейском союзе, но нужно остерегаться и не принимать за исторические факты эти часто искаженные свидетельства. Биография

2.

 Пифагорейцы второй половины 5–4 вв. до н. э

2. Пифагорейцы второй половины 5–4 вв. до н. э Современниками Сократа и Демокрита, Платона и Аристотеля были философы, называемые пифагорейцами, но представляющие в сравнении с первыми учениками Пифагора новую фазу в развитии пифагорейского учения. Главным их

Пифагорейцы

Пифагорейцы Философию пифагорейцев, по определению Аристотеля, следует трактовать в заключение всех предыдущих систем и раньше платоновского учения об идеях. Метафизика Аристотеля своею способностью влиять на всякую новую систему доказывает крайне разнообразное

ГЛАВА IV. ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ

ГЛАВА IV. ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ Источники Личность Пифагора, религиозного реформатора и одного из величайших философов Греции, была уже в V веке окружена легендой, и точные сведения о его жизни, учении и ранней судьбе основанного им союза крайне скудны. Он жил в VI в. до Р. X.,

VI. РАННИЕ ЙОГИЧЕСКИЕ УПАНИШАДЫ

VI. РАННИЕ ЙОГИЧЕСКИЕ УПАНИШАДЫ Катха-упанишадаKaтxa- или Катхака-упанишада, которая названа по имени древневедийской школы, связанной с черной Яджурведой, повсеместно признается самой древней Упанишадой, где явно ведется разговор о йоге. Ее обычно относят к четвертому или

Пифагорейцы

Пифагорейцы В то время, как одни греческие философы — от Фалеса до Демокрита — жили и работали в Ионии, другие обосновались в западных ионийских колониях, в Италии. Из этих «италийских» философов наиболее видную группу составляли пифагорейцы. Приблизительно в середине

ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ

ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т.  е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от этой школы сохранилось мало материалов. Так же

3. Пифагорейцы

3. Пифагорейцы Изложенной у нас сейчас качественно–космологической теории гармонии Гераклита противостоит тоже космологическая, но уже количественная космологическая концепция. И так как греческий ум всегда был склонен констатировать повсюду отчетливо данные

Пифагорейцы

Пифагорейцы Важным направлением в ранней греческой философии было пифагорейство, основанное Пифагором (Pythagoras, вторая половина VI-начало V вв. до Р.Х.). Его представители приблизительно с 540 г. до Р.Х. жили в греческих колониях в южной Италии.В известном смысле можно сказать,

Ранние знакообразы как простые десигнаты

Ранние знакообразы как простые десигнаты Разговор о «первых шагах» христианской изобразительной традиции Грабар начинает с первичной характеристики самых ранних образов, сразу определяя их как чистые десигнаты, всего лишь отсылающие к специфическим персонажам,

Пифагор: один из величайших умов своего времени

Обновлено 10 декабря, 2016 — 03:55 Теодорос Карасаввас

Пифагор был одним из величайших умов и философов своего времени, и его неоспоримое влияние ощущается даже сегодня в математике. Считается, что он был первым человеком, назвавшим себя «философом». Он был основателем пифагорейства, религиозного и политического движения, возникшего в основном в крупных городах Великой Греции (сегодня южная Италия).

Город Кротон был его базой, и великий философ посвятил свою жизнь духовному и нравственному пробуждению и преобразованию людей всех сословий и полов. Это означает, что Пифагор был одним из самых непредубежденных мыслителей своей эпохи.

Пифагор, защищающий вегетарианство. ( Public Domain )

Молодой Пифагор

Многие историки утверждают, что Пифагор родился на греческом острове Самос в 585 г. до н.э., хотя точная дата остается неизвестной. Родители назвали его Пифагором в честь Пифии, дельфийского оракула.

Как и Сократ, Пифагор не оставил после себя никаких текстов, и это главная причина, по которой мы не знаем многих подробностей о его жизни. Некоторые сведения о философии и учении Пифагора рассказали другие исторические деятели древности, такие как Платон, Аристотель, Гераклит, Геродот, Исократ. Однако основными источниками его биографических сведений являются Диоген Лаэртий, Ямвлих и Порфирий.

  • Древнее вавилонское использование теоремы Пифагора и ее трех измерений
  • Теано – женщина, руководившая школой Пифагора
  • Пифагор и его жизнь за пределами теоремы Пифагора

Много информации о юности Пифагора получено от Диогена Лаэртиуса и его книги Жизни и мнения выдающихся философов :

и был посвящен во все греческие и варварские священные мистерии. Соответственно, он отправился в Египет, по этому поводу Поликрат дал ему рекомендательное письмо к Амасису; и он изучил египетский язык, как сообщает нам Антифон в своем трактате о людях, отличавшихся добродетелью, и он общался с халдеями и с волхвами.
Затем он отправился на Крит и вместе с Эпименидом спустился в Идейскую пещеру (а также в Египте он вошел в самые святые части их храмов) и познал все самые сокровенные тайны, связанные с их богами. Затем он снова вернулся на Самос и, обнаружив, что его страна подчинена абсолютному владычеству Поликрата, отплыл и бежал в Кротону в Италию. И там, дав законы италиям, он приобрел очень высокую репутацию вместе со своими учеными, которых было около трехсот человек, и управлял республикой самым превосходным образом; так что конституция была почти аристократической».

Говорят, что на иллюстрации изображен молодой Пифагор, обучающий женщин. ( Общественное достояние )

Математические учения

Несмотря на его авантюрную жизнь в молодости, именно его учения, теории и вклад в науку и математику наиболее важны для нас сегодня. У Пифагора были очень конкретные цели, которых он хотел достичь с помощью своих учений, и он страстно пытался передать свои знания своим ученикам, чтобы они могли лучше понять законы природы. Его сторонники и ученики, известные как пифагорейцы, считали, что суть всего в жизни можно найти в числах и математике.

Аристотель подтверждает это в Метафизика , книги с 1 по 5, где он среди прочего упоминает:

вместе с тем они воображали, что принципы математики являются принципами всех вещей».

Пифагорейцы празднуют восход солнца. (1869) Федор Бронников. ( Общественное достояние )

Пифагор также был великим изобретателем, и ему приписывают ряд инноваций, таких как теорема Пифагора, которые закрепили его наследие. Его теория математически описывается как α2 = β2 + γ2 и гласит: «В прямоугольном треугольнике квадрат длинной стороны равен сумме квадратов двух других сторон».

Теорема, которая теперь носит его имя, возможно, была изобретена в Индии Баудхаяной около 800 г. до н.э., но только как эмпирическое наблюдение. Все официальные исторические источники сходятся во мнении, что именно Пифагор доказал и проанализировал теорему на научной основе, используя в качестве инструментов теоретическую геометрию, логические доказательства, линейку и компас.

Иллюстрация теоремы Пифагора . ( CC BY SA 3. 0 )

Имя Пифагора также связано с Тетрактисом, который многие историки считают сутью его учения и священным символом его последователей. Он состоит из чисел от 1 до 10, расположенных в четыре ряда: один в первом ряду, два во втором, три в третьем и четыре в четвертом.

  • Апейрон, Источник всех вещей и философии Анаксимена
  • Мистическая пентатоника и древние инструменты, часть I: костяные флейты
  • Анаксимандр Милетский и его философия о происхождении всех вещей

Тетрактис представляет собой треугольную фигуру, состоящую из десяти точек, расположенных в четыре ряда: одна, две, три и четыре точки в каждом ряду. I t был очень важен для пифагорейцев. ( Общественное достояние )

Кубок жадности

Еще одно изобретение Пифагора, которое, к сожалению, остается малоизвестным, — чаша Пифагора, также известная как чаша жадности. Местные предания на Самосе гласят, что он сделал чашу для умеренного употребления вина. Внутри была линия, которая определяла максимальный уровень вина, которым можно было наполнить чашу. Струйка выше этой линии, и чаша автоматически вылила свое содержимое из потайного отверстия в основании.

Поперечное сечение наполняемой пифагорейской чашки: в точке B из чашки можно пить, но в точке C эффект сифона заставляет чашу опорожняться . ( Невит Дилмен / CC BY SA 3.0 )

Некоторые также называли его «Кубком справедливости», так как считали, что Пифагор, который не очень любил пить, хотел показать своим ученикам и последователи негативные последствия жадности в жизни. Когда предел превышен (высокомерие), вы не только потеряете то, что превышает этот предел, но и то, что вы приобрели ранее (возмездие).

Просто применяя гидравлический принцип, Пифагор учит вас принимать умеренность и наслаждаться тем, что у вас уже есть в жизни, не требуя большего — вещами, которые вам на самом деле не нужны, но которые вы ищете из эгоистичных побуждений.

Прорезная иллюстрация пифагорейской чаши . ( Добросовестное использование )

Неопределенная смерть

Как и дата его рождения, причины его смерти также различаются. Диоген Лаэртский писал, что Пифагор и его ученики стали жертвами кровавой расправы со стороны местных кротонских властей, опасавшихся огромного влияния учения Пифагора на местное общество. Однако Дикеарх утверждает, что Пифагор умер от голода после того, как не ел более сорока дней.

Пифагор выходит из подземного мира. (1662) Сальватор Роза. ( Public Domain )

Несмотря на то, что точно неизвестно, как умер этот великий философ, математик и изобретатель, его имя и теории живут по сей день. Его великолепные учения изучались на протяжении столетий, и их будут помнить в грядущие века.

Верхнее изображение: Рафаэль, Афинская школа, фреска, 1509-1511 гг. , изображающая Пифагора ( Стивен Цукер / flickr )

Теодорос Карасаввас

Ссылки:

Ancient-Symbols.com (2014) Tetractys . Доступно по адресу: http://www.ancient-symbols.com/symbols-directory/tetractys.html

Стэнфордская философская энциклопедия (2014) Пифагореизм. Доступно по адресу: https://plato.stanford.edu/entries/pythagoreanism/

Puiu, T. (2015) Пифагорейская чаша – сосуд, который проливает свое содержимое, если вы слишком жадны . Доступно по адресу: http://www.zmescience.com/science/physics/the-pythagorean-greedy-cup-423545/

Влияние Пифагора на наш мир сегодня (2009). Доступно по адресу: http://www.slideshare.net/992751/pythagoras-effect-on-our-world-today-presentation

 

Связанные статьи о древнем происхождении

24 июля, 2022 — 14:58 Sahir

Древнему ионийскому греческому философу Пифагору (ок. 570–495 до н. э.) приписывают множество фундаментальных математических и научных открытий. Ярый аскет-вегетарианец, возникло несколько мифов…

5 августа, 2021 — 22:50 Nathan Falde

Математик из Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее обнаружил самый старый из когда-либо зарегистрированных примеров прикладной геометрии, сообщает отдел новостей университета. Табличка иллюстрирует использование…

8 июня, 2021 — 18:48 Калеб Стром

Сегодня считается очевидным, что Земля примерно представляет собой сферу и что ее можно измерить, как любой сферический объект. Технически ученые называют его сплюснутым сфероидом, но он по-прежнему похож на сферу…

14 мая, 2021 — 18:42 dhwty

На греческом острове Самос есть знаменитая пещера, названная Пещерой Пифагора из-за ее ассоциации со знаменитым древнегреческим философом. Считается, что Пифагор жил в пещере…

11 июля, 2020 — 13:57 dhwty

Кембриджский словарь английского языка определяет геометрию как «область математики, связанную с изучением пространства и отношений между точками, линиями, кривыми и поверхностями». Это определение подходит…

9 июля, 2020 — 22:08 dhwty

Пифагор, пожалуй, самая известная фигура в группе древнегреческих философов, известных как досократики. Во многом это связано с теоремой Пифагора, математической теоремой, которая…

Как один древнегреческий мыслитель произвел революцию в математике и, возможно, положил начало культу

Большинство людей не помнят уроки математики, но помнят Пифагора. Греческий философ и математик, ему приписывают одну из самых удобных формул, которые мог знать любой школьник:

A в квадрате плюс B в квадрате равно C в квадрате равно разгадке всех загадок прямоугольного треугольника.

Произносится так часто, что врезается в вашу память на долгие годы после того, как вы покидаете священные залы обучения, это почти как молитва или заклинание.

Пифагору это понравилось бы. Как и в большинстве школьных уроков, дьявол кроется в деталях того, что ваш учитель , а не рассказал вам о Пифагоре. Когда он не писал геометрические доказательства, он был культовым лидером, последователи которого верили в реинкарнацию, любили животных и презирали бобы.

Тем не менее спустя 2512 лет после рождения Пифагора мы до сих пор не знаем, во что верили он или пифагорейцы. Но есть несколько диких теорий… Давайте углубимся.

Культы и крайние верования очаровывают нас, потому что мы все подвержены их притяжению. Неделя культа исследует эти истории и пограничные пространства между реальным и воображаемым.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПИФАГОРЕ?

Если коротко, то очень мало. Первая биография знаменитого математика была написана через 700 лет после его смерти.

Пифагор добился известности еще при жизни, но после его смерти его работа стала основным продуктом западного образования.

Bettmann/Bettmann/Getty Images

«Привычка писать книги была еще в зачаточном состоянии в Греции, когда он был жив», — рассказывает Филип Тибодо, профессор классики Бруклинского колледжа, Inverse.

В отсутствие фактов из первых рук ходит множество слухов. Но историки согласны в некоторых ключевых деталях: Пифагор родился около 562 г. до н. э. на тогдашнем греческом острове Самос. В конце концов он поселился в Кротоне, греческом городе на юге Италии, где читал лекции и женился на местной женщине Теано. В свои 60 лет он переехал в сельскую местность в Метапонт, где, вероятно, погиб во время вторжения. У него остались дочь, несколько сыновей и его культ.

В Кротоне лекции Пифагора обрели преданных поклонников и даже школу. Некоторые исторические отчеты, написанные спустя много времени после его смерти, предполагают, что у сообщества были строгие требования к поступающим, например, годы молчания, чтобы послушать лекцию Пифагора из-за занавески. Только избранным было позволено «видеть» его.

«Чтобы защитить свою числовую философию, культ убьет».

Участники должны были делиться своими вещами, приводить свои семьи и следовать эзотерическим правилам. Пифагорейцы не могли носить ни белое, ни шерстяное, ни кольца. Они избегали излишеств, секса (в основном) и собирания крошек. Было табу записывать учения Пифагора или рассказывать о них не последователям. Если был гром, пифагорейцы должны были коснуться земли.

Пифагор преподавал этику, право, астрономию и, разумеется, математику. Реальность, по его словам, математическая, и числа могут все объяснить. Математика привела к счастью.

Однако другие историки не убеждены, что у Пифагора был культ. «Я бы сказал, что он не основал школу», — говорит Тибодо . « Вместо этого он представил свою жизнь и жизнь своей семьи как образец для подражания для остального города».

Встреча с пифагорейцами

К рассказам о Пифагоре и пифагорейцах следует относиться скептически. Одна причудливая история, упоминаемая во многих книгах о его жизни, таких как Культ Пифагора , повествует о том, как Гиппас, пифагорейец, который, возможно, поделился секретами сообщества или предполагаемыми числами, не являющимися рациональными, был приговорен Пифагором к смертной казни через утопление. В книге Zero: The Biography of a Dangerous Idea , научный журналист Чарльз Сейф пишет: «Чтобы защитить свою числовую философию, культ убьет».

Культ Пифагора

Бекка Кэдди

В Божественная Гармония , другая книга о жизни Пифагора и остановил владельца собаки, сказав: «Вы должны остановить это. По звуку его крика я знаю, что в душе этого животного находится мой покойный друг, Пребывающий». люди. Некоторые истории предполагают, что Пифагор считал, что его душа принадлежит троянскому герою Евфорбу или, возможно, связана с греческими богами Аполлоном и Гермесом.

Пифагор любил животных и призывал своих последователей стать вегетарианцами, но не бобами. Некоторые сообщения предполагают, что пифагорейцы считали, что бобы вызывают газы и иррациональное мышление или выглядят как врата ада или люди. Другие считают, что у Пифагора была непереносимость фасоли. Есть легенда, что Пифагор рассказал о своих опасениях по поводу бобов быку, который перестал их есть. Он также, по-видимому, сказал медведю перестать причинять людям боль, что, как утверждается, так и произошло.

Пифагор перенимает сверхъестественные способности на протяжении всей своей жизни. Он успокоил бурные воды, положил конец пандемии, посетил подземный мир и разговаривал с богами и демонами.

Скорее всего, это неправда. Но поразительно, какие байки сохранились на протяжении тысячелетий — и как истории о злобных утоплениях и иррациональных бобах способствуют теории, которую Пифагор возглавил культом.

В старости Пифагор баловался пророчествами и магией. «Он был религиозным человеком, святым человеком, — говорит Тибодо. Но «он не окружил себя группой, которую мы бы назвали культом». Нет никаких материальных, современных свидетельств культа приверженцев Пифагора в Кротоне, хотя было по крайней мере несколько человек, которых можно было бы назвать его последователями.

КТО БЫЛИ ПИФАГОРЕЯНЕ?

Люди предполагают, что пифагорейцы жили примерно в то же время, что и Пифагор. Другие считают, что община выросла на человек после его смерти около 495 г. до н. э. — культ без лидера.

Пифагор возглавлял группу единомышленников, которые верили, что математика может спасти мир. Но может ли?

Sepia Times/Universal Images Group/Getty Images

Пифагорейцы утверждали, что их учение пришло от Пифагора, но историки не знают, правда ли это. Мы знаем, что они воздерживались от секса, насколько это было возможно, верили во всеобщее образование и жили по воле богов и природы.

«Ясно, что эти пифагорейцы выполняли важную и весьма оригинальную работу».

Такая практика не была необычной для того периода. Пифагорейцы оказали положительное влияние, разрешили женщинам присоединиться к ним и написали одни из первых книг на греческом языке по метафизике, геометрии, музыке, астрономии и медицине. «У нас есть только обрывки этих книг, — говорит Тибодо. «Но ясно, что эти пифагорейцы проделывали важную и весьма оригинальную работу».

Тибодо предполагает, что пифагорейцы были не столько культом, сколько аналитическим центром. «Посмотрите на научную сторону их работы, на исследовательскую и дизайнерскую команду в таких компаниях, как Apple или Google. Вы представляете несколько талантливых, одержимых людей, раздвигающих границы знаний».

Точно так же и пифагорейцы были скрытными. Но они также были радикалами и людьми, которые, вероятно, обладали властью и влиянием. «Они не были полностью подпольными, — говорит Тибодо . «Пифагорейцы достаточно вмешались в местную политику, чтобы вызвать смертельную реакцию».

Мы не знаем, почему и как пифагорейцы угасли. Филипп Хорки, профессор античной философии в Даремском университете, рассказал Inverse , что в некоторых отчетах фигурируют нападения греков, завидующих влиянию пифагорейцев на правительство. Другие документируют нападения итальянцев в районе Кротона. И еще больше намеков на «своего рода гражданскую войну», — говорит Хорки. «Возможно, между пифагорейскими аристократами и пифагорейскими демократами».

КУЛЬТОВЫЙ ИЛИ НЕТ?

Лидер культа или нет?

DEA / G. DAGLI ORTI/De Agostini/Getty Images

Удивительно, что культовые обряды пифагорейцев привели их к гибели. Одна небылица даже предполагает, что на пифагорейцев напали, потому что они отказались бежать через бобовое поле. Но большинство сообщений предполагают, что пифагорейцы представляли собой политическую угрозу, которую в конечном итоге не потерпели.

Позже пифагорейцы пытались перегруппироваться, но это ни к чему не привело. «Эти усилия длились недолго», — говорит Тибодо. «Сообщество пифагорейцев исчезло».

И все же пифагорейство выжило и процветало. Его влияние можно увидеть в «традициях византийского, арабского и латинского интеллектуализма в Средние века, в традициях европейского раннего Нового времени и в том, что лежит дальше, вплоть до наших дней», — говорит Хорки . Просто зайдите в местную галерею современного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *