Антанта. Большая российская энциклопедия
Коалиции
- Области знаний:
- История международных отношений в Европе, Военная история Европы, История международных отношений – общие понятия
- Дата основания:
- 1904 год
- Дата упразднения:
- 1922 год
- Исторический период:
- Новое время, Новейшее время
Анта́нта (франц. Entente, букв. – согласие), военно-политический союз государств в 1904–1922 гг. Международные противоречия в связи с борьбой за передел мира привели в конце 19 – начале 20 вв. к образованию в Европе двух противостоящих друг другу военно-политических группировок.
В 1882 г., после присоединения Италии к австро-германскому договору 1879 г., образовался Тройственный союз. В противовес ему сложился Русско-французский союз, оформленный соглашением 1891 г. и военной конвенцией 1892 г. Из крупных европейских держав вне военных блоков до начала 20 в. оставалась лишь Великобритания, придерживавшаяся традиционного курса «блестящей изоляции» и рассчитывавшая игрой на противоречиях между соперничавшими группировками достичь своих целей при сохранении за собой роли международного арбитра. Однако нарастание антагонизма с Германией заставило британское правительство изменить позицию и искать сближения с Францией и Россией. Первым шагом на пути создания Антанты стало подписание англо-французского соглашения 1904 г., получившего название «Сердечное согласие» (Еntente cordiale). С заключением в 1907 г. русско-английского соглашения процесс формирования союза трёх государств – Тройственного согласия (Triple Entente) – в целом завершился. Возникший союз также сокращённо именовался Антантой.
В отличие от Тройственного союза, участники которого с самого начала были связаны взаимными военными обязательствами, в Антанте такие обязательства имели лишь Россия и Франция. Британское правительство, хотя и поддерживало контакты с генштабом и военно-морским командованием Франции, отказывалось от подписания военных конвенций с союзниками по блоку. Между участниками Антанты неоднократно возникали разногласия и трения. Они проявлялись даже в периоды острых международных кризисов, в частности Боснийского кризиса 1908–1909 гг. и Балканских войн 1912–1913 гг.
Противоречия внутри Антанты пыталась использовать Германия, стремившаяся оторвать Россию от Франции и Великобритании. Однако все её усилия в этом направлении закончились провалом (см. Бьёркский договор 1905, Потсдамское соглашение 1911). В свою очередь страны Антанты предприняли успешные шаги по отрыву Италии от Германии и Австро-Венгрии. Хотя до начала Первой мировой войны 1914–1918 гг. Италия формально оставалась в составе Тройственного союза, её связи со странами Антанты укреплялись. В мае 1915 г. она перешла на сторону Антанты и объявила войну Австро-Венгрии. Тогда же она порвала дипломатические отношения с Германией (объявила ей войну 28 августа 1916).
В 1914–1918 гг. наряду с Италией к Антанте присоединились Бельгия, Боливия, Бразилия, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сан-Доминго, Сан-Марино, Сербия, Сиам, США, Уругвай, Черногория, Хиджаз, Эквадор и Япония. Антанта превратилась в военно-политический союз мирового масштаба, в котором ведущую роль играли крупные державы – Великобритания, Франция, Россия, Италия, США и Япония.
С началом Первой мировой войны сотрудничество участников Тройственного согласия стало более тесным. В сентябре 1914 г. Великобритания, Франция и Россия подписали в Лондоне декларацию о незаключении сепаратного мира с Германией и её союзниками, которая заменила союзный военный договор. Начали проводиться политические и военные конференции Антанты, были образованы её политические и военные органы – Верховный совет и Межсоюзный военный комитет, задачей которых являлась координация действий участников Антанты.
Подобно Германии и её союзникам, выработавшим программу передела мира, ведущие державы Антанты с началом войны вступили в секретные переговоры, на которых обсуждались планы захвата чужих земель. Достигнутые договорённости были закреплены в англо-франко-русском соглашении 1915 г. (о переходе Константинополя и Черноморских проливов к России), Лондонском договоре 1915 г. (о передаче Италии территорий, принадлежавших Австро-Венгрии, Турции и Албании), соглашении Сайкс – Пико 1916 г. (о разделе азиатских владений Турции между Великобританией, Францией и Россией). Планы захвата германских колониальных владений вынашивали Япония, США и Португалия.
К середине 1917 г. странам Антанты удалось подорвать военную мощь противостоявшей им группировки. Важную роль в этом сыграли действия русской армии. В ноябре 1917 г. в России победила социалистическая революция; в декабре 1917 г. Россия фактически вышла из войны. Предложение советского правительства заключить демократический мир без аннексий и контрибуций было отвергнуто воюющими странами. В 1918 г. державы Антанты начали военную интервенцию в Советскую Россию под лозунгом её принуждения к выполнению союзнических обязательств (в действительности преследовались контрреволюционные и колониальные цели). Деятельность Антанты наряду с антигерманской приобрела также антисоветскую направленность.
С капитуляцией Германии в ноябре 1918 г. главная военная цель Антанты была достигнута. В 1919 г. в процессе подготовки мирных договоров с Германией и её союзниками противоречия внутри Антанты резко обострились, начался её распад. В 1922 г., после окончательного провала планов военного разгрома Советской России, Антанта как военно-политический союз фактически прекратила своё существование. Сотрудничество между бывшими её участниками в дальнейшем велось по линии поддержания версальско-вашингтонской системы, созданной ими после Первой мировой войны для обеспечения своего мирового лидерства.
В годы Второй мировой войны геополитическая конструкция Тройственного согласия возродилась и стала основой для формирования антигитлеровской коалиции.
Серова Ольга Васильевна. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2005.Дата публикации: 12 сентября 2022 г. в 14:04 (GMT+3)
113 лет назад был сформирован блок трех стран Антанта
2022
Добавить в закладки
31 августа 1907 года завершился процесс оформления военно-политического блока России, Великобритании и Франции, ставшего одной из противоборствующих сторон в Первой мировой войне, известного как Антанта.
Возникновение Антанты было неизбежным. Главной причиной стала резко нарастающая к концу XIX века экспансионистская политика Германии и Австро-Венгрии, стремившихся изменить сложившийся на тот момент мировой порядок.
Австрийский император Франц-Иосиф и германский император Вильгельм II, прекрасно понимая, что за пределами Старого Света интересы двух держав могут пересечься в любой момент, решили подписать межгосударственный союз, позднее получивший название Двойственного союза. Он имел откровенно антироссийскую направленность: уже первая его статья предусматривала, что если на одну из империй нападет Россия, то вторая немедленно придет на помощь «со всею совокупностью военных сил».
Аналогичный порядок поддержки действовал и в том случае, если бы страны-участницы подверглись нападению любой другой державы, на стороне которой выступила бы Российская империя. Логично предполагать, что под «другой державой» подразумевалась Франция — единственная крупная на тот момент европейская страна, которая могла рассчитывать на русскую поддержку. Через три года к Двойственному союзу присоединилась Италия, и он превратился в Тройственный.
Такое развитие ситуации стимулировало Санкт-Петербург и Париж заключить собственное соглашение о поддержке в случае агрессии со стороны нового военно-политического блока. Впрочем, франко-российское соглашение было куда большим, чем просто военным союзом. Перенеся недавний разгром, Франция как никогда нуждалась в сильном союзнике. И нашла его в лице России, что превратило русских едва ли не в лучших друзей французов.
Отрытое соперничество между Германией и Великобританией вынуждали последнюю также искать союзников на случай военного конфликта. Первым таким союзником стала Франция. Этот союз, известный как англо-французское соглашение, был подписан в 1904 году. Он получил название Антанта (от французского «l’Entente cordiale» – Сердечное согласие). Подписав соглашение, Англия и Франция разграничили свои колониальные интересы и притязания, решив многие спорные вопросы.
Окончательное оформление Антанты произошло 31 августа 1907 года, когда в Санкт-Петербурге было подписано англо-русское соглашение. По условиям этого документа Великобритания и Российская империя разграничили свои интересы на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Создание Антанты и Тройственного союза стало первым шагом к Первой мировой войне.
Автор Маргарита Демкина
антанта
Источник: histrf.ru
Информация предоставлена Информационным агентством «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.
Тройственное согласие | Европейский альянс
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Извилистая дорога к новой Антанте – ПОЛИТИКА
И кто может их винить?
В России осталось восемь недель до президентских выборов, которые, по мнению многих, могут коренным образом изменить ее облик. Союз также движется к косметическому ремонту, поскольку переговоры в этом году о поправках к Маастрихтскому договору могут привести не только к новой политике, но и, в конечном счете, к новым государствам-членам.
Обе стороны внимательно наблюдают друг за другом, и обе чувствуют себя немного беспомощными. ЕС должен воздерживаться от участия в предвыборной кампании и может только догадываться, насколько искренними являются новые националистические жесткие заявления, исходящие из Москвы.
Со своей стороны, русские, несмотря на то, что Европа говорит им, что они являются ее внешнеполитическим приоритетом, чувствуют, что они не получают диалога, которого хотят.
«Наши отношения с Россией кажутся чередой препятствий, которые мы и они должны перепрыгнуть», — сказал представитель ЕС.
Одним из первых препятствий является ратификация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) национальными парламентами Европы и российской Думой.
Этому процессу можно было бы помочь в этом месяце, поскольку Союз планирует пересмотреть свой продолжительный «план действий» и расставить приоритеты в своих инициативах с Москвой.
Но до сих пор официальные лица ЕС не консультировались со своими российскими коллегами по этому плану, и расплывчатые предложения комиссара по иностранным делам Ханса ван ден Брука сделать это кажутся не более чем пустыми словами. Российским официальным лицам был показан только «набросок» плана действий, а не полный отчет.
Это может быть серьезным упущением, если план действительно предназначен для того, чтобы быть тем, чем его называют некоторые официальные лица ЕС: сигналом правительству президента Бориса Ельцина, что «ЕС здесь и он готов помочь» сохранить его — и что еще более важно его реформы – на месте.
Россияне также хотят поговорить о том, как реализовать 200-страничный СПС, и задаются вопросом, почему, после того как ЕС провел два полных года в интенсивных дискуссиях со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), чтобы подготовить их к возможному вступлению в Союз, она уделяла так мало времени переговорам с Москвой о своих планах партнерства.
«Нам нужна продуманная программа практических шагов по реализации положений СПС», — сказал дипломат. «Мы ценим общий подход СПС, но без консультаций с российскими властями на многих уровнях это была бы бесполезная работа». Если консультации все же начнутся, сказал он, «мы надеемся, что комиссар не будет торопиться». Страны-члены ЕС, похоже, никуда не торопятся: СПС пока ратифицировали только полдюжины его национальных парламентов. Предыдущая российская Дума провела первое слушание по этому вопросу, но официальные лица признают, что ратификация новоизбранным парламентом до июньских президентских выборов маловероятна.
Трехмесячная Дума сама по себе представляет угрозу для ППШ. Контролируемая объединенными силами Коммунистической партии Геннадия Зюганова и ультранационалистической Либерально-демократической партии Владимира Жириновского, она, вероятно, будет долго и упорно спорить об экономических реформах, предложенных в СПС.
Европейские дипломаты, в том числе министр финансов Германии Тео Вайгель и Ван ден Брук, уведомили Россию о том, что любое отступление от рыночных реформ будет подвергнуто наблюдению и критике.
Но официальные лица ЕС, похоже, не слишком обеспокоены тем, что националистические тенденции в России представляют серьезную угрозу для сотрудничества с Европой. Даже назначение министром иностранных дел Евгения Примакова, который, как известно, больше интересуется Азией, чем его европоцентричный предшественник, не заставило их опасаться, что ЕС опустится в списке приоритетов России.
«Их зигзаг в политике несколько тревожит, но не является неожиданным», — сказал один чиновник ЕС. «Мы думаем, что у нас долгосрочные отношения». Стремление России к сотрудничеству, по крайней мере, в том, что касается Ельцина, кажется неповрежденным.
Это подтвердил российский дипломат, который сказал: «Россия рассматривает ЕС как один из основных центров политического и экономического притяжения современной Вселенной». Он также подчеркнул необходимость сотрудничества в вопросах безопасности, сказав: «Вы можете без всех основных игроков не может быть европейской системы безопасности». До сих пор Россия поддерживала идею расширения ЕС на восток как полезный инструмент укрепления европейской безопасности. Но она остается непоколебимой в своем противодействии запланированному расширению НАТО на восток.
Недавние намеки Примакова на то, что Россия может согласиться на расширение НАТО, ограниченное Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией, были быстро отвергнуты в Москве, но позже Ельцин предположил, что он мог бы допустить частичное членство в ЦВЕ.
Чтобы Россия чувствовала себя в безопасности, чувствуя, что планы расширения ЕС и НАТО не связаны между собой, Союз должен быть очень осторожен в том, как он публикует планы по интеграции своего так называемого военного подразделения, Западноевропейского союза (ЗЕС), что уже имеет значение. страны Балтии среди своих партнеров – в НАТО.
Союзу также придется осторожно действовать в условиях растущего соперничества между США и Россией. Чем больше Вашингтон настаивает на расширении НАТО, тем больше Россия настаивает на том, что этого не произойдет, предупреждая, что расширение НАТО может разжечь «пламя войны» по всей Европе.
Тем временем Россия проявляет больший интерес к своим соседям и активизирует разговоры о более тесной интеграции с ними. Беларусь планирует неизбежный союз, а Украина, Киргизия и Казахстан, в которых проживает большое количество русских меньшинств, также считаются вероятными, чтобы присоединиться к России в той или иной форме нового союза.
Игнорируя недавнее голосование Думы о денонсации соглашения 1991 года о распаде Советского Союза, Примаков сказал Ван Ден Бруку, что будущая интеграция СНГ может быть смоделирована «по образцу Европейского Союза». ЕС поддерживает Россию в этом направлении, но продолжает налаживать собственные политические и коммерческие связи с СНГ и уже подписал со многими соглашения об ассоциации.
Другая идея, выдвинутая Россией, — это военный пакт для восточного блока, чтобы конкурировать с западным альянсом. Представители НАТО и ЕС выступают против этой идеи.
Благодаря участию в программе НАТО «Партнерство ради мира» и в международных миротворческих силах в Боснии (IFOR) связи России с НАТО в настоящее время достаточно здоровы. Когда Москва уволила первого генерала, которого она назначила в СВС, за то, что он не сотрудничал с офицерами НАТО, это дало понять, что она хочет сохранить теплые отношения.
Самой большой ложкой дегтя является позиция России в отношении сепаратистских устремлений Чечни. Война унесла более 20 000 жизней с тех пор, как Ельцин направил туда 40 000 российских солдат 19 декабря.94, чтобы подавить движение за независимость.
ЕС застопорил временное соглашение с Россией (запланированный первый шаг СПС), но в итоге утвердил его при условии, что поставки его гуманитарной помощи будут иметь беспрепятственный доступ в Чечню.
Несмотря на обещание Ельцина прекратить войну, представители ЕС говорят, что Россия не выполнила это условие, и доступ к чеченским гражданам носит спорадический характер.
«Российские военные помешали нам пройти», — сказал один из них, добавив, что «конвои с гуманитарной помощью были вынуждены делать огромные обходные пути, и планирование практически невозможно».
Министр помощи России, посетивший Брюссель в прошлом месяце, чтобы встретиться с представителями Комиссии, пообещал помочь. Однако его просьба о финансировании ЕС для министерства по чрезвычайным ситуациям была отклонена, поскольку Комиссия отказывается выделять деньги на помощь через государственные учреждения. «Мы не отказались от сотрудничества», — настаивал один чиновник.
В прошлом месяце правительства ЕС осудили «неспровоцированные нападения российских войск на гражданские объекты» и «серьезное ухудшение ситуации с правами человека».
Они в равной степени критиковали чеченцев, однако осуждали «терроризм», например, захват заложников.
Но чиновники Союза говорят, что потребуются большие усилия, чтобы помешать ЕС продвигать свои планы по укреплению связей с Россией.
«Мы не можем допустить, чтобы все отношения были заморожены, если только не будет нарушено одно из фундаментальных условий», — сказал высокопоставленный чиновник Комиссии.
Если читать буквально, пункт о приостановке в СПС может означать, что нарушения прав человека будет достаточно, чтобы поставить соглашение под сомнение.