Анри бергсон: Философия жизни. Анри Бергсон

Философия жизни. Анри Бергсон

Бергсон объяснил, почему иногда время то летит, то медленно тянется, а еще заложил основы теории эволюции. В этой части узнаем о его идеях.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Горбатов

Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

В этой части поговорим о философии Анри Бергсона. Давайте посмотрим на самые яркие факты из его биографии.

💁🏻‍♂️ Анри Бергсон — крупнейший представитель иррационализма 20 века.

🎓 Родился 1859 году в Париже. После окончания лицея учился в Высшей нормальной школе, одном из самых престижных высших учебных заведений Франции.

👨‍🏫 Преподавал философию в Анжере и Клермон-Ферране, затем вернулся в Париж и преподавал в нескольких лицеях, после чего перешел в Высшую нормальную школу. В 1900 году получил кафедру в Коллеж де Франс.

📕 Международную известность Бергсону принесла его работа «Творческая эволюция».

⚡️ В 1914 году был избран членом Французской Академии. В том же году его работы попали в индекс запрещенных книг католической церкви — антиинтеллектуализм Бергсона рассматривается как вредный для римского католицизма.

🧠 В 1919 году вышел сборник очерков «Умственная энергия», в котором Бергсон обсуждает с Эйнштейном проблемы относительности.

🏅 В 1927 году ему присуждается Нобелевская премия по литературе «в признание его богатых и оживляющих идей, и превосходного мастерства, с которым они были представлены».

😔 Вскоре после начала Второй мировой войны в оккупированном Париже от Бергсона потребовали зарегистрироваться в качестве еврея. Ему пришлось стоять в очереди в течение нескольких часов на холоде, чтобы заполнить регистрационный лист. Он заболел воспалением легких, от которого умер 3 января 1941 года. Он прожил 81 год.

Анри Бергсон

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Рассмотрим бергсоновскую концепцию внутреннего времени или длительности, как он его называет.

🕰 Внешнее и внутреннее время. Наверное, многие задумывались о том, что есть разница между внешним, физическим временем, которое определяется часами и секундной стрелкой, и нашим внутренним временем, которое развертывается в нашей душе, в нашем я. Внутреннее время не всегда совпадает с внешним.

Иногда оно течет быстрее, иногда ужасно медленно. Мы не можем предсказать ускорение или замедление нашего внутреннего времени, и не можем его чем-то измерить — внутри нет единиц измерения, нет четко размеченных секунд и минут.

🌱 Жизнь как длительность. Заглядывая внутрь своего я, мы видим чистую длительность, на которую не нанесены какие либо градации. Это чистая длительность континуальна, непрерывна. Бергсон пытается показать, что это и есть чистое выражение жизни — континуальность. Между мгновениями жизни нет зазоров, нет никаких отметок, жизнь — это поток.

🗣 «Длительность есть сама ткань реальности».

Из концепции времени как внутреннего опыта получается, что 👇

🔹 Настоящее как субъективная длительность — это выражение нашего живого переживания, живого опыта.

🔹 Наш опыт — это поток сознания.

🔹 Время — это поток длительности.

🧠 Концепция памяти. Согласно Бергсону, память — это свойство нашего сознания, нашего опыта удерживать переживания сколь угодно долго. Память — это не мертвый фотоснимок чего-то, что уже прошло и осталось в прошлом. Это живая непосредственная связь, абсолютно реальное удерживание того опыта, который должен был уйти в прошлое. Поскольку наше внутреннее время эластично, мы можем его растягивать так, что то, что с точки зрения физики уже прошло, все еще остается частью нашего переживания.

Хорошим примером бергсоновской концепции памяти служит восприятие музыки 👇

🎶 Когда мы слушаем мелодию, в каждый момент физического времени мы слышим только одну ноту, да и то не целиком. Как же у нас получается воспринимать мелодию в целом? Мелодия не равна сумме прозвучавших нот. Представьте, что все ноты прозвучали вместе, в один момент — будет ли это мелодией? Чтобы услышать мелодию, нужно удерживать те ноты, которые прозвучали и предвосхищать те ноты, которые только должны прозвучать, таким образом как бы «растягивая» внутреннее восприятие, — говорит Бергсон. Внутреннее переживание мелодии связано с тем, что она реально продолжает длиться в нас, хотя внешне уже отзвучала.

Это и есть память — живое внутреннее присутствие прошлого в настоящем, а не мертвый снимок.

🗣 «Есть просто непрерывная мелодия внутренней жизни, которая тянется как неделимая от начала и до конца нашего сознательного существования».

В более поздние годы зрелый Анри Бергсон прославился благодаря работе «Творческая эволюция».

🙌🏼 Вслед за романтизмом Анри Бергсон понимает бытие как творческую силу. Он считал, что рациональный научный метод не способен охватить жизнь как поток, ее текучую континуальность.

📈 Теория эволюции и континуальный характер жизни. Эволюция — это величайшее открытие человеческой мысли, связываемое с именами Спенсера, Дарвина и Ламарка. Может показаться, что философ просто берет биологическую науку и заимствует из нее понятие эволюции, но это не так. Бергсон подводит под понятие эволюции более глубокий философский фундамент, которого не было ранее. Он говорит, что эволюция дает ключ к пониманию того, что подлинная реальность длительна и континуальна. 2 демонстрирует, что материя, по сути своей, есть энергия. В своих воспоминаниях великий физик признавался, что на него повлияли идеи Бергсона.

🗣 «Сама материя — это скорее течение, чем вещь».

🌊 Жизненный порыв. Двигателем самой эволюции Бергсон считает жизненный порыв — некоторый заряд энергии, позволяющий переходить от простых форм организации материи к сложным. Жизненный порыв есть материальная реальность. Этот заряд энергии настолько велик, что порождает всегда избыточное количество различных форм.

🐟 Одна из аксиом теории эволюции заключается в том, что жизнь порождает при помощи случайных мутаций и изменений огромное разнообразие форм, впоследствии многие из этих форм отмирают, потому что не могут адаптироваться к реальности. Именно потому, что в каждый момент жизнь с избытком порождает множество вариаций, может осуществляться естественный отбор, и жизнь может продолжаться.

➡️ Бергсон заложил универсальные основы теории эволюции.

Он показал, что эволюция — это общая схема развития всей реальности, а не только живого мира. Сущность эволюции — это развитие по расходящимся линиям, порождение многообразия и последующий отбор.

🗣 «Эволюция есть беспрерывно возобновляющееся творчество».

Поговорим о том, как Анри Бергсон понимает познание.

🧠 Интеллект. Бергсон не принижает интеллект, как многие другие иррационалисты, но предлагает поставить его на место. Философ утверждает, что мы привыкли полагаться на разум в познании, но забыли, что интеллект не представляет собой внешнюю, вечную, самодостаточную силу, которая снаружи прилагается к нашей жизни. На самом деле интеллект — это порождение нашей жизни, орудие для выживания. Те формы, в которых интеллект существует сегодня, были подготовлены и порождены миллионами лет эволюции. Бергсон убежден, что мы оторвали интеллект от жизни и пытаемся относиться к нему как к царству вечных истин, а на самом деле он инструментален, не самодостаточен.

Как только мы поставим интеллект на место и признаем, что он только орудие и не может заменять собою жизнь, мы поймем, что интеллект неспособен по определению открыть нам подлинную реальность, потому что, будучи орудием, он предназначен упрощать наши отношения с реальностью. Он предназначен описывать не саму реальность, а наше действие по отношению к ней.

💡 Интуиция. Если мы хотим иметь более прямой доступ к реальности, то лучше полагаться на интуицию. Интуиция — это особый акт познания, который совпадает с актом порождения действительности. Бергсон говорит, что поскольку жизнь — это постоянный поток, нужен такой способ ее постижения, который бы отражал ее и порождал одновременно. Нужен такой способ, который не отставал бы от жизни, которая все время убегает вперед, а за счет возможности порождать и предвосхищать, предугадывать то, что еще даже не свершилось, давал бы возможность видеть жизнь во всей ее полноте. Интуиция похожа на творчество — она не пассивно отражает, то что есть, а активно предвосхищает и в каком-то смысле порождает действительность, подобно тому, как художник заново создает действительность.

👀 Инстинкт — это то, что противопоставляется интеллекту и интуиции. Инстинкт не обладает ясностью интеллекта, он часто оказывается бессознательным, но в то же время он оказывается прямым выражением жизни и гораздо более непосредственно обслуживает жизненные потребности. Бергсон говорит, что в некоторых сложных случаях лучше полагаться на инстинкт, чем на интеллект, потому что инстинкт ближе к жизни. Но ведь интуиция тоже непосредственно близка к жизни? Отличие инстинкта от интуиции состоит в том, что инстинкт всегда подчинен конкретным сиюминутным потребностям, он зависим, инструментален и не освящен светом сознания. Согласно Бергсону, интуиция — это бескорыстный инстинкт, это инстинкт, который будто бы оторвался от конкретных потребностей и превратился просто в способ созерцания.

➡️ Человечество привыкло доверять интеллекту, и не доверять инстинкту и интуиции. Бергсон говорит, что инстинкт чаще бывает важнее интеллекта, а интуиция лучше открывает нам реальность, чем интеллект и инстинкт вместе взятые.

🎨 Искусство в философии Анри Бергсона приобретает гносеологическое и онтологическое значение, поскольку может открыть нам бытие, действительность. Философ считал, что восприятие искусства интуитивно, это позволяет нам отстраняться от понятийной фрагментации, свойственной деятельности интеллекта.

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽

подробнее о курсе

Бергсон Анри

Анри Бергсон (1859—1941) — французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Считал подлинной и первоначальной реальностью жизнь как метафизически-космический процесс, «жизненный порыв» и творческую эволюцию. Противопоставлял интуицию интеллекту. Структурой жизни полагал длительность в разных ее аспектах (материя, сознание, память и дух). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1927).

Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ-идеалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Подопригора С.Я., Подопригора А.С. Представитель философии жизни (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Лауреат Нобелевской премии по литературе (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Блинников Л.В. Крупнейший представитель иррационализма XX века (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).

Блауберг И. И. Философ и психолог (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Кондаков И.М. Французский философ-интуитивист (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).

Карпенко Л.А., Овчаренко В. И. Содействовал обновлению проблематики и методологии современной философии (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005).

Грицанов А.А. Основоположник гуманитарно-антропологического направления западной философии (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Продолжил традицию французского спиритуализма 19 века (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009).

Личность приносится в жертву коллективу, истина — в жертву пользе (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

Бергсона А. Два источника морали и религии (Статья И. И. Блауберга о сочинении А. Бергсона)

Блондель (Blondel) Морис (1861-1949), французский философ, ученик А. Бергсона.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Сочинения:

Собр. соч. В 4 т. Т. 1. М., 1992;

Сновидение. СПб., 1900;

Смех // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гипненрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984;

Смех. М., 1992;

Творческая эволюция. М; СПб., 1914;

Творческая эволюция. М., 1998.

Собр. соч. Т. 1-5. СПб., 1913-1914;

Восприятие изменчивости СПб. , 1911;

Длительность и одновременность. Пг., 1923;

Два источника морали и религии. М., 1994;

Творческая эволюция. М., 1998;

Материя и память. Опыт о непосредственных данных сознания: Собр. соч.: В 4 т. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1.

Oeuvres. Р., 1959;

Ecrits et paroles. V. 1-3. P., 1957-1959;

Cours. Т. I-IV. P., 1990-2000.

Интеллектуальное усилие. СПб., 1913;

La pensee et la mouvant. 1934;

Литература:

Свасьян К. А. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона. Ереван, 1978;

Adolphe L. La philosophie religieuse de Bergson. P., 1946;

Benrubi 1. Souvenirs sur Henri Bergson. P., 1942;

Jankelevitch V. Henri Bergson. P., 1959;

Mosse-Bastide R.-M. Bergson educateur. P., 1955;

Skarga B. Czas i trwanie. Studia о Bergsonie. Warszawa, 1982;

Violette R. La spiritualite de Bergson. Toulouse, 1968.

Архив: Fonds Bergson. Bibliotheque Jackes Doucet, Place du Pantheon. Paris.

 

 

Анри Бергсон | французский философ

Анри Бергсон

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
18 октября 1859 г. Париж Франция
Умер:
4 января 1941 г. (81 год) Париж Франция
Награды и награды:
Нобелевская премия (1927)
Предметы изучения:
эволюция Память время инстинкт религия

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Анри Бергсон , полностью Анри-Луи Бергсон , (род. 18 октября 1859, Париж, Франция — умер 4 января 1941, Париж), французский философ, первый, кто разработал то, что стало называться философия процесса, которая отвергла статические ценности в пользу ценностей движения, изменения и эволюции. Он также был мастером литературного стилиста, пользующимся как академической, так и популярной популярностью, и был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1919 году. 27.

Ранние годы

По отцу, талантливому музыканту, Бергсон происходил из богатой польско-еврейской семьи — сыновей Берека, или Берек-сына, от которого и происходит фамилия Бергсон. Его мать происходила из английской еврейской семьи. Воспитание, обучение и интересы Бергсона были типично французскими, а его профессиональная карьера, как и вся его жизнь, прошла во Франции, большей частью в Париже.

Начальное образование он получил в лицее Кондорсе в Париже, где проявил одинаково большие способности как в естественных, так и в гуманитарных науках. С 1878 по 1881 год он учился в École Normale Supérieure в Париже, учреждении, отвечавшем за подготовку университетских преподавателей. Общая культура, которую он получил там, сделала его как дома в чтении греческих и латинских классиков, в получении того, что он хотел и нуждался в науке своего времени, и в получении начала в карьере философии, к которой он обратился. выпускной.

Его педагогическая деятельность началась в различных лицеях за пределами Парижа, сначала в Анже (1881–1883 ​​гг. ), а затем в течение следующих пяти лет в Клермон-Ферране. Находясь в последнем месте, у него была интуиция, которая послужила как основой, так и источником вдохновения для его первых философских книг. Как он позже писал выдающемуся американскому прагматику Уильяму Джеймсу:

Викторина «Британника»

Философия 101

До этого времени я оставался полностью проникнутым механистическими теориями, к которым меня рано привело чтение Герберта Спенсера. . . . Именно анализ понятия времени, входящего в механику и физику, перевернул все мои представления. Я увидел, к моему великому изумлению, что научное время не терпеть . . . что позитивная наука по существу состоит в устранении длительности. Это было отправной точкой ряда размышлений, которые постепенно привели меня к тому, чтобы отвергнуть почти все то, что я до сих пор принимал, и полностью изменить свою точку зрения.

Первым результатом этого изменения стал его Essai sur les données immédiates de la Consciousness (1889; Time and Free Will: An Essay on the Immediate Data of Consciousness ), за который он получил докторскую степень в том же году. Эта работа была в первую очередь попыткой установить понятие продолжительности или прожитого времени, в отличие от того, что Бергсон рассматривал как пространственную концепцию времени, измеряемую часами, которая используется наукой. Он продолжил анализ осознания человеком своего внутреннего «я», чтобы показать, что психологические факты качественно отличаются от любых других, обвиняя, в частности, психологов в фальсификации фактов, пытаясь их количественно определить и пронумеровать. Особой критике подвергся закон Фехнера, претендующий на установление вычислимой зависимости между интенсивностью раздражителя и интенсивностью соответствующего ощущения. Как только была устранена путаница, которая смешивала продолжительность с протяженностью, последовательность с одновременностью и качество с количеством, он утверждал, что возражения против человеческой свободы, сделанные от имени научного детерминизма, могут быть сочтены беспочвенными.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Философские триумфы

Публикация Essai обнаружила, что Бергсон вернулся в Париж, преподавая в лицее Генриха IV. В 1891 году он женился на Луизе Нойбургер, двоюродной сестре французского писателя Марселя Пруста. Тем временем он занялся изучением отношений между разумом и телом. Господствовало учение о так называемом психофизиологическом параллелизме, утверждавшем, что каждому психологическому факту соответствует физиологический факт, строго его определяющий. Хотя он был убежден, что опроверг аргумент в пользу детерминизма, его собственная работа в докторской диссертации не пыталась объяснить, как связаны разум и тело. Результаты его исследований по этой проблеме были опубликованы в 189 г.6 под заголовком Matière et mémoire: essai sur la ratio du corps à l’esprit ( Matter and Memory ).

Это самая трудная и, пожалуй, самая совершенная из его книг. Подход, который он избрал в ней, типичен для его метода философии. Он не исходил из общих рассуждений и не занимался разработкой большой спекулятивной системы. Начинал он при этом, как и в каждой своей книге, с той или иной проблемы, которую анализировал, определяя сначала эмпирические (наблюдаемые) факты, известные о ней по лучшему и новейшему научному мнению. Таким образом, для Matière et mémoire он посвятил пять лет изучению всей доступной литературы по памяти и особенно психологическому феномену афазии, или потере способности использовать язык. Согласно теории психофизиологического параллелизма, поражение мозга должно затронуть и саму основу психологической силы. Возникновение афазии, утверждал Бергсон, показало, что это не так. Человек, пораженный таким образом, понимает, что говорят другие, знает, что он сам хочет сказать, не страдает параличом органов речи и все же не может говорить. Этот факт показывает, утверждал он, что теряется не память, а, скорее, телесный механизм, необходимый для ее выражения. Из этого наблюдения Бергсон сделал вывод, что память и, следовательно, разум или душа не зависят от тела и используют его для достижения своих собственных целей.

Essai широко освещался в профессиональных журналах, но Matière et mémoire привлек внимание более широкой аудитории и стал первым шагом на пути, который привел к тому, что Бергсон стал одним из самых популярных и влиятельных лекторов и писателей. дня. В 1897 году он вернулся в качестве профессора философии в Высшую нормальную школу, в которую впервые поступил студентом в возрасте 19 лет. Франции, где он пользовался огромным успехом как лектор. С тех пор и до начала Первой мировой войны существовала настоящая мода на бергсонизм. Уильям Джеймс с энтузиазмом читал его произведения, и они стали теплыми друзьями. Изложения и комментарии к бергсоновской философии можно было найти повсюду. Многие считали, что наступил новый день в философии, который пролил свет на многие другие виды деятельности, такие как литература, музыка, живопись, политика и религия.

L’Evolution créatrice (1907; Creative Evolution ), величайшая работа тех лет и самая известная книга Бергсона, наиболее ясно раскрывает его как философа процесса, в то же время показывая влияние биологии на его мысль. Рассматривая идею жизни, Бергсон принял эволюцию как научно установленный факт. Однако он критиковал философские интерпретации, которые были даны по этому поводу, за то, что они не видели важности продолжительности и, следовательно, упускали из виду саму уникальность жизни. Он предложил рассматривать весь эволюционный процесс как выносливость élan vital («жизненный импульс»), который постоянно развивается и порождает новые формы. Короче говоря, эволюция творческая, а не механистическая. ( См. творческая эволюция.)

В этом развивающемся процессе он проследил две главные линии: одну через инстинкт, ведущую к жизни насекомых; другой через эволюцию разума, приводящую к человеку; оба из них, однако, рассматриваются как работа одного жизненного импульса, который действует повсюду в мире. В заключительной главе книги, озаглавленной «Кинематографический механизм мышления и механистическая иллюзия», дается обзор всей истории философской мысли с целью показать, что она повсюду недооценивала природу и значение становления, фальсифицируя тем самым природу реальности путем наложения статических и дискретных понятий.

Среди второстепенных работ Бергсона Le Rire: essai sur la values ​​du comique (1900; Смех: эссе о значении комического ) и Introduction à la metaphysique (1903; An Introduction to Metaphysics ) ). Последнее представляет собой, пожалуй, лучшее введение в его философию, предлагая наиболее ясное описание его метода. Он утверждал, что есть два совершенно разных способа познания. Тот, который достигает своего дальнейшего развития в науке, является аналитическим, пространственным и концептуализирующим, склонным видеть вещи твердыми и прерывистыми. Другой — интуиция глобальная, непосредственная, проникающая в суть вещей через сочувствие. Первый полезен для достижения цели, для воздействия на мир, но он не достигает сущностной реальности вещей именно потому, что упускает из виду продолжительность и ее вечный поток, который невыразим и может быть постигнут только интуицией. Всю работу Бергсона можно рассматривать как расширенное исследование значения и следствий его интуиции о длительности как конституирующей сокровенную реальность всего сущего.

Анри Бергсон – биографический – NobelPrize.org

  • Анри Бергсон

Анри Бергсон (1859–1941), сын еврейского музыканта и англичанки, получил образование в лицее Кондорсе и Высшей нормальной школе, где изучал философию. После преподавательской карьеры в качестве школьного учителя в различных средних школах Бергсон был назначен в École Normale Supérieure в 1898 году и с 1900 по 1921 год занимал кафедру философии в Коллеж де Франс. В 1914 он был избран во Французскую академию; с 1921 по 1926 год он был президентом Комиссии по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций. Незадолго до своей смерти в 1941 году Бергсон несколькими способами выразил свое несогласие с режимом Виши.

Английское происхождение Бергсона объясняет глубокое влияние, которое Спенсер, Милль и Дарвин оказали на него в юности, но его собственная философия в значительной степени является реакцией на их рационалистические системы.

Бергсон развил свою философию в ряде книг, прославившихся не только своей свежей интерпретацией жизни, но и мощным использованием метафор, образов и аналогий. В его Essai sur les donnes immédiates de laсознания (1889) [ Время и свобода воли ], Бергсон предложил интерпретацию сознания как существующего на двух уровнях, первый из которых достигается путем глубокого самоанализа, а второй — как внешняя проекция сознания. первый. Более глубокое «я» — это место творческого становления и свободы воли. Метод интуитивной интроспекции, впервые использованный в этой работе, получил дальнейшее развитие в его «Введении в метафизику » (1903 [ An Introduction to Metaphysics 9]).0122]. В Matière et mémoire (1896) [ Материя и память ] Бергсон снова занялся изучением сознания, обратив внимание на отношение разума к телу. Он утверждал, что это различие определяется степенью, а не видом. Предельное понятие материи интерпретируется как сиюминутный разум, напрочь лишенный памяти, помогающей сделать возможной свободу выбора. В L’Evolution créatice (1907) [ Creative Evolution ] Бергсон развил теорию времени, представленную в других его работах, и применил ее к изучению живых существ, а в Les Deux Sources de la мораль и религия (1932) [ Два источника морали и религии ], он исследовал моральные последствия своей теории свободы. В произведении Le Rire (1900) [ Смех ], вызвавшем наибольший интерес у литературных критиков, Бергсон разработал теорию комедии и занял ее место в обзоре эстетики и философии искусства. Многие из эссе и обзоров Бергсона были собраны в L’Energie Spirituelle (1919) [ Ум-Энергия ] и La Pensée et le mouvant (1934) [Мысль и Движение ]. Работы Бергсона были изданы в семи томах в 1945-46 гг.

Из Нобелевские лекции, литература 1901–1967 , редактор Хорст Френц, издательство Elsevier Publishing Company, Амстердам, 1969 г.

Эта автобиография/биография написана во время награждения и впервые опубликовано в серии книг Les Prix Nobel .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *