Леонид Андреев – биография, фото, личная жизнь, книги
Биография
Серебряный век подарил русской литературе множество ярких имен. Один из основателей русского экспрессионизма Леонид Андреев с его своеобразным стилем по праву занимает место в плеяде талантов рубежа XIX-ХХ веков.
Детство и юность
9 августа 1871 года в семье землемера-таксатора Николая Ивановича и дочери польского помещика Анастасии Николаевны, урожденной Пацковской, родился мальчик. Назвали малыша Леонид, и именно ему суждено было написать в будущем произведения, до сих пор трогающие сердца, задевающие потаенные струны человеческой души.
Писатель Леонид АндреевЖили Андреевы в городе Орле на 2-й Пушкарной улице — той, на которую писатель поселил потом персонажей одного из первых своих рассказов «Баргамот и Гараська». К моменту рождения ребенка семья землемера, наконец, обрела хоть какую-то финансовую стабильность.
Отец Леонида пользовался уважением соседей за твердый характер и любовь к справедливости. К сожалению, Николай Иванович любил выпить, а выпив – подраться. Леонид Андреев позже говорил, что тягу к алкоголю и характер он унаследовал от отца. А от матери, пусть плохо образованной, но с богатой фантазией, – творческий дар.
Леонид Андреев в детствеВ Орловской классической гимназии будущий прозаик учился спустя рукава и даже оставался на второй год. Что ему хорошо удавалось, так это сочинения, которые он нередко писал за своих одноклассников. Тогда у Леонида проявился талант подражательства – с легкостью он мог «подделать» стиль, например, Чехова или Толстого.
И с раннего детства мальчик любил читать, причем, как сам он потом писал в автобиографии, «толстые книги». Но того, что этот ребенок станет писателем, в те годы никто не предполагал, в том числе и сам Андреев.
Леонид АндреевВ школьные годы Леонид увлекался рисованием. Увы, в родном городе не было возможностей для получения фундаментальных знаний по живописи, о чем писатель потом неоднократно сожалел. И время от времени все-таки брался за кисть – к части собственных произведений Леонид Андреев сам создал иллюстрации.
Писательство выросло из увлечения чтением. Леонид очень много читал: Толстого, Гартмана, Шопенгауэра. Последний оказал большое влияние на творчество писателя, особенно книга «Мир как воля и представление», одна из любимейших книг Андреева. Под влиянием любимых авторов в 15-16 лет юноша начал мучиться «проклятыми вопросами».
Дом Андреевых в ОрлеТогда же Андреев дал себе обещание разрушить собственными произведениями любовь, мораль, религию и «закончить свою жизнь всеразрушением». Эта фраза стала известна потомкам благодаря русскому писателю, современнику Андреева Василию Брусянину.
Андреев не умел жить спокойно, в его биографии много острых углов – попытки суицида, длительные запои, бесконечные любовные увлечения. Вообще словом «увлечение» невозможно в полной мере охарактеризовать болезненные и тонкие чувства писателя. Любовь для него была движущей силой, естественной необходимостью.
Леонид Андреев в морской формеБудучи студентом юридического факультета Петербургского университета, Леонид вынужденно бросил учебу из-за неудавшегося суицида на почве невзаимных чувств. Еще одной причиной ухода из университета стала смерть отца. Резко пошатнулось финансовое положение семьи, и, как следствие, пропала возможность оплачивать учебу. Тогда Андреев начал пить – и писать. Первый рассказ о голодном студенте появился именно тогда, но в редакции его не приняли.
Продолжил учебу писатель на юридическом факультете Московского университета. Леонид зарабатывал на жизнь себе и своей осиротевшей семье с помощью преподавания. Также он писал портреты на заказ. В студенчестве юноша не увлекался политикой, в отличие от молодежи тех лет, но проникся философией Ницше.
Портрет Леонида Андреева, написанный Ильей Репиным в 1905 годуОсобенно близки ему были идеи бессмысленности жизни и ценности личности самой по себе. Находясь дома на каникулах в 1894 году, Леонид вновь влюбился, и снова неудачно. Последовала еще одна попытка суицида. После этого Андреев получил хроническое заболевание (порок сердца), которое в итоге его и сгубило.
Успешно окончив университет в 1897 году, писатель занимался адвокатской деятельностью до 1902 года. Одновременно Андреев подрабатывал журналистом в московских изданиях – «Курьер» и «Московский вестник».
Литература
В 1898 году в «Курьере» впервые напечатали рассказ Андреева «Баргамот и Гараська». А слава пришла к писателю в 1901 году, после публикации в журнале «Жизнь» рассказа «Жили-были». Вскоре Леонид Андреев оставил адвокатуру и вплотную занялся литературой.
Леонид Андреев и Максим ГорькийПосещал литературные вечера, свел знакомство с Куприным, Буниным и другими писателями, впитывал как губка критику и советы. Творчество писателя отметил Максим Горький и помог тому выпустить первый сборник рассказов, причем большим тиражом. Его четыре раза переиздавали ввиду популярности.
«Жили-были», «Ангелочек», «Валя», «Кусака» – незамысловатые и в то же время яркие зарисовки окружающей действительности, побуждающие к состраданию, написанные живым языком. Герои рассказов живут рядом – да вот на той же 2-й Пушкарной в Орле.
Книги Леонида АндрееваРассказы, изданные в 1902 году, вызывали горячие споры. Автор говорил о том, о чем принято молчать, — о темной стороне человеческой души, о страхе, об инстинктах, которые в стрессовой ситуации легко возобладают над человеческим разумом, как, например, в рассказе «Бездна».
Знаменитый «Красный смех» Андреева, живописующий события Русско-японской войны 1904 года, особенно страшен. Писатель сам не воевал, но было достаточно газетных сводок и рассказов очевидцев, чтобы богатое воображение писателя и художника породило страшные картины безумия войны.
Писатель Леонид АндреевНа следующем этапе творческой жизни Андреев создавал объемные произведения – пьесы, романы, повести: «Дневник Сатаны», «Тот, кто получает пощечины», «Иуда Искариот» и т.д. «Иуда Искариот» вызвала много споров и недовольства верующих, ведь в этой повести апостолы – обычные люди, не чуждые пороков, а Иуда – несчастный человек. Повесть издавали на немецком, английском и французском языках, пережила несколько экранизаций.
Особенность творчества Леонида Андреева с точки зрения литературоведов — невозможность отнести труды писателя к определенному направлению в литературе. Слишком уж разнятся используемые писателем художественные методы, слишком необычен стиль.
Личная жизнь
В 1902 году Андреев сочетался браком с Александрой Велигорской, внучатой племянницей Тараса Шевченко, и в том же году у пары родился первенец Вадим. В 1906 году появился на свет сын Даниил, а Александра скончалась от послеродовой горячки.
Леонид Андреев с первой женой Александрой МихайловнойВ 1908 году Леонид Андреев женился во второй раз – на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой). От второго брака родились сыновья Савва (1909) и Валентин (1912) и дочь Вера (1910). Все пятеро детей были, как и отец, людьми творческими.
Леонид Андреев со второй женой Анной ИльиничнойНе многие знают интересный факт из жизни писателя: Леонид Андреев не на шутку увлекался цветной фотографией. Его до сих пор считают одним из лучших мастеров в мире, работавших в технике «автохром». Эту технику изобрели братья Люмьер, и до 1935 года это был единственный доступный способ получить цветные фото.
Смерть
Октябрьскую революцию 1917 года писатель не принял, большевики вызывали у него резко негативное отношение. В год получения Финляндией независимости Леонид Андреев жил в этой стране и таким образом оказался в вынужденной эмиграции. Там, в местечке Мустамяки, 12 сентября 1919 года Леонид Андреев умер. Причиной скоропостижной смерти стал порок сердца. Похоронили писателя неподалеку, в Мариоках.
Могила Леонида АндрееваВ 1956 году прах Андреева перезахоронили в Ленинграде на Волковом кладбище. Незаслуженно забытого на родине писателя вспомнили, и с 1956 года его избранные произведения часто переиздавались. Наследие, которое оставил писатель, включает в себя 89 рассказов, 20 пьес, 8 повестей и романов. Мысли, вложенные автором в уста героев или написанные от первого лица, разошлись на цитаты. С 1991 года в Орле работает Дом-музей Леонида Андреева.
Библиография
Пьесы
- 1906 — К звёздам
- 1907 — Жизнь человека
- 1907 — Савва
- 1908 — Царь Голод
- 1908 — Чёрные маски
- 1909 — Анатэма
- 1909 — Дни нашей жизни
- 1910 — Анфиса
- 1910 — Gaudeamus
- 1911 — Океан
- 1912 — Екатерина Ивановна
- 1912 — Профессор Сторицын
- 1913 — Прекрасные сабинянки
- 1913 — Не убий
- 1914 — Мысль
- 1914 — Самсон в оковах
- 1915 — Тот, кто получает пощечины
- 1915 — Реквием
- 1917 — Милые призраки
- 1922 — Собачий вальс
Романы и повести
- 1903 — Жизнь Василия Фивейского
- 1904 — Красный смех
- 1907 — Иуда Искариот
- 1908 — Мои записки
- 1908 — Рассказ о семи повешенных
- 1911 — Сашка Жегулёв
- 1916 — Иго войны
- 1919 — Дневник Сатаны
Леонид Николаевич Андреев (1871-1919)
Задания по произведениям Л. Н. Андреева
Когда я думаю о судьбе таких русских писателей, как Максим Горький и Леонид Андреев,
заласканных, задушенных славою, то мне вспоминается ребенок в обезьяньих лапах.Д.С. Мережковский
Повести и роман | Драматические произведения | Рассказы (некоторые) |
1903 — «Жизнь Василия Фивейского» ————————————————- | 1906 — «К звёздам» 1907 — «Жизнь человека» 1907 — «Савва» 1908 — «Царь Голод» 1909 — «Анатэма» 1909 — «Дни нашей жизни» 1910 — «Анфиса» 1910 — «Gaudeamus» 1912 — «Екатерина Ивановна» 1913 — «Прекрасные сабинянки» 1914 — «Мысль» 1915 — «Тот, кто получает пощёчины» | 1898 — «Баргамот и Гараська» 1899 — «Ангелочек», «Большой шлем», «Петька на даче» 1900 — «Рассказ о Сергее Петровиче» 1901 — «Жили-были», «Бездна», «Кусака», «Смех» 1902 — «Мысль» 1904 — «Красный смех» 1906 — «Елеазар» 1907 — «Тьма» 1908 — «Рассказ о семи повешенных» 1909 — «Сын человеческий» 1910 — «День гнева», «Неосторожность» 1911 — «Правила добра» |
Творческий путь Леонида Андреева был сложен и противоречив.
Его называли писателем, создавшим моду на самого себя. Получивший мгновенную и оглушительную известность в конце XIX века, Леонид Андреев и сейчас остаётся одним из самых читаемых авторов. Проза Андреева не утратила своей актуальности, и прежде всего актуальности морально-этической, актуальности мировоззренческой. Своеобразие произведений писателя проявляется в особенной философской направленности, в парадоксальности исследуемых вечных вопросов.Андреев — один из самых парадоксальных писателей в русской литературе, крупнейший прозаик и драматург Серебряного века, чьё творчество развивалось одновременно в русле мифологического реализма и модернизма. Автор 12 пьес, 6 повестей, 1 романа и нескольких десятков рассказов. Считается основателем русского экспрессионизма (течение в модернизме, передающее действительность через её крайне эмоциональное восприятие, поэтому объектом изображения могут являться абсурдные видения, галлюцинации, сны).
Родился 21 августа 1871 года в Орле в семье разорившихся помещиков. Крайне неохотно учась в гимназии, Андреев с детства проявлял интерес к литературе и философии, увлекался учением Ницше, Шопенгауэра и Гартмана. По окончании гимназии учился на юридическом факультете Петербургского, а затем Московского университета.
Необычайная одарённость сочеталась в юном Андрееве с сильной впечатлительностью и эмоциональностью, вследствие чего он несколько раз пытался покончить с собой, что свидетельствовало о склонности к демонстративным поступкам, а с восемнадцати лет стал злоупотреблять алкоголем; это пагубное пристрастие и привело писателя к преждевременной смерти.
Первый брак. В 1902 году Андреев женился на Александре Михайловне Велигорской, с которой проживёт 4 года вплоть до её смерти от «послеродовой горячки». В этом браке родились сыновья писателя: поэт и общественный деятель Вадим Андреев (1902-1976) и философ, прозаик Даниил Андреев (1906-1959), автор знаменитой книги «Роза Мира».
Второй брак. В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич-Карницкой, в браке с которой родятся сыновья Савва и Валентин и дочь Вера. Примечательно, что все дети Леонида Андреева связали свои судьбы с творческими профессиями.
По окончании университета работает в суде и в адвокатуре, но одновременно серьёзно занимается литературой, пишет фельетоны для газет «Московский вестник» и «Курьер», подписывая их псевдонимом «Джеймс Линч».
Первый рассказ и первый успех. Свой первый рассказ «Баргамот и Гараська» он опубликовал в «Курьере» в 1898 году. Обыкновенный, казалось бы, пасхальный рассказ о примирении могучего городового и вечно пьяного бродяги получил широкую известность и сыграл решающую роль в писательской судьбе Андреева. На этот рассказ обратил внимание Максим Горький («От этого рассказа на меня повеяло крепким дуновением таланта», — говорил он) и, встретившись с Андреевым на одном из московских вокзалов, проникся к нему симпатией, пригласив в издательство «Знание», объединявшее молодых писателей-реалистов. С этого момента Андреев — писатель с широчайшей читательской аудиторией.
Философские искания писателя ясно обозначаются уже в рассказах начала 1900-х гг. Развёрнутая метафора непонятости, непризнанности личности дана в рассказе “Смех” (1901): маска, надетая героем рассказа, вызывает у окружающих неудержимый смех, в то время как под маской скрывается одинокая, любящая и страдающая душа.
Настоящей литературной сенсацией стал рассказ “Бездна” (1901): писатель вместе с героями приходит к мысли о том, что мораль и любовь не могут быть надёжной опорой человека: животная страсть, инстинкт оказываются сильнее. Студент Немовецкий, на глазах которого изнасиловали его возлюбленную, сам становится насильником. Интерес к природе человеческой агрессии, мысль о её первичности в человеке закрепили за Андреевым славу эпатажного писателя.
В этом же, 1901 году написан рассказ «Кусака». Как будто следуя традициям Тургенева («Муму») и Чехова («Каштанка»), Андреев создаёт жалостливый и в то же время жестокий рассказ о собаке. Переживая серию предательств, Кусака всякий раз ожесточается, но в ней неизменно возрождается собачья верность.
Доктор Керженцев в рассказе “Мысль” (1902) не может решить: он действительно сумасшедший, или он симулировал сумасшествие, убивая писателя Савелова. Керженцев приходит к страшному и парадоксальному выводу: доказать можно и то, и другое, ибо у мысли нет критериев для проверки собственных выводов. Вся жизнь, а следовательно, и её ценности есть только то, что мы о них думаем.
В раннем творчестве Андреев обращается также к теме судьбы «маленького человека», трагическая судьба которого призвана свидетельствовать о трагичности жизни как таковой и о беспомощности человека что-либо изменить. Об этом, например, рассказы «Ангелочек» и «Большой шлем», а также повесть «Жизнь Василия Фивейского» (1903). Мистицизм и фатализм переплетаются у Андреева с мыслью о том, что во всех бедах человек виноват сам.
В начале повести «Жизнь Василия Фивейского» заявлено, что над жизнью главного героя «тяготел суровый и загадочный рок», однако по ходу сюжета становится ясно: все беды, свалившиеся на о. Василия, являются результатом его безволия, бездействия и безумной веры в свою «богоизбранность». Отталкиваясь от сюжета ветхозаветной Книги Иова, Андреев парадоксальным образом переосмысливает проблему веры и безверия, вопрос зависимости судьбы человека от воли Бога. Как и в большинстве предыдущих андреевских произведений, в повести «Жизнь Василия Фивейского» определяющим был мотив безумия, несмотря на подчёркнутую реалистичность изображаемых событий.Показать психологию войны — такова была задача Андреева в рассказе «Красный смех» (1904), написанном под впечатлением от русско-японской войны. Офицер-артиллерист пишет о войне, и от бесчеловечности всего происходящего сходит с ума. Офицер умирает, и оказывается, что никаких рукописей о войне не было — только пустые листы с нечитаемыми каракулями.
Главное произведение Андреева — повесть «Иуда Искариот» (1907) — была задумана весной 1906 года и закончена в феврале 1907 года. Именно в это время писатель находится в Финляндии и становится свидетелем разгрома Свеаборгского восстания в результате предательства финских социал-демократов. Скрываясь от преследований, уже в Берлине он напишет К.П. Пятницкому: «…в истории всяческих предательств Свеаборг займёт не последнее место. Это не была случайная измена, – это было массовое неудержимое и сознательное движение по стопам Иуды».
Постепенно замысел Андреева меняется: его начинает интересовать не массовое, а индивидуальное предательство, причём предательство не кого-нибудь, а самого Бога: «Убить Бога, унизить его позорной смертью, – это, брат, не пустячок» (из письма М.Горькому). Именно тогда и появляется идея сделать главным героем будущего произведения Иуду, в образе которого должны воплотиться все предатели: «Можно подумать, что не от Адама, а от Иуды произошли люди, — с таким изяществом и такой грацией совершают они дело массового христопродавчества».
Но при этом Андреев стремится, чтобы предатель не потерял своей индивидуальности. Чтобы побольше узнать о предательстве Иуды, Андреев не только внимательно перечитывает Евангелие, но и обращается к книге Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса» и к тетралогии Юлиуса Векселля «Иуда и Христос». Однако это вовсе не означает, что писатель стремится к подражанию, наоборот, он готовится к полемике. В отличие от данных писателей, Андреева интересует не сам факт предательства, а «психология, этика и практика предательстваПервоначально повесть называлась «Иуда Искариот и другие», но затем писатель меняет название. После выхода в свет повесть вызвала многочисленные споры. Одни видели в ней «литературный шедевр» (А. Луначарский и А. Блок), другие – лишь «оправдание низкого предательства» (М.Горький). Сам писатель предчувствовал, что его повесть «будут ругать и слева, и сверху, и снизу». Однако Андреев предпочитает писать не о предательстве вообще, не о предательстве в негативном ключе, а о многоликости предателя, о бесконечном множестве причин, порождающих предательство и даже оправдывающих его. Для этого используется переосмысленный и дополненный художественным вымыслом евангельский сюжет. Самый дискредитированный герой не только христианской мифологии, но и, пожалуй, всей литературы предстаёт перед читателями повести в совершенно неожиданном качестве: Иуда у Андреева — исключительно умный, хитрый и в то же время верный ученик Иисуса Христа, решающийся на предательство во имя величия своего Учителя, прекрасно осознающий, что навечно останется в памяти потомков как подлый предатель.
“Евангелие наизнанку” – так назвал андреевскую повесть поэт Максимилиан Волошин. Фактически повесть родилась из ряда “еретических вопросов”, которые Андреев задал самому себе. Новизна андреевской версии евангельских событий обнаруживается на уровне сюжетных подробностей. Общая канва повести соответствует схеме, данной в Новом Завете, но у Андреева эта схема модернизируется, т.к. писатель насыщает повествование многочисленными частностями и деталями. Например, описывается прошлое Иуды и Петра, включён вымышленный эпизод состязания апостолов в бросании камней. Поступки апостолов мотивируются личностными особенностями каждого из них. Своеобразен и стиль повести, в которой ясно обрисованы пространственные образы при предельной обобщённости образов временных. Стиль повести, по мнению Иннокентия Анненского, в полной мере соответствовал философскому замыслу Андреева – превратить прозу в “трагический театр человеческой мысли”.
Следует отметить, что повесть Андреева стала первой в русской литературе попыткой переосмыслить евангельский сюжет. Впоследствии в этом ключе будут написаны «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Факультет ненужных вещей» Ю.О. Домбровского, «Плаха» Ч.Т. Айтаматова.
Создавая “Иуду Искариота”, Андреев продолжил богоборческую линию своего творчества, особенно усилившуюся в середине 1900-х гг. Свидетельство тому – рассказы “Христиане” (1905) и “Елеазар” (1906), где уже намечены резкие расхождения с традиционными евангельскими сюжетами, в частности, с притчей о воскрешении Лазаря.
См. статью М.В. Осмоловского «Категории добра и зла в произведениях Л.Н. Андреева»
В 1905 году Андреев приветствует первую русскую революцию, вступает в РСДРП, проводит на своей квартире тайное заседание Центрального комитета партии. За это его арестовывают, но вскоре отпускают под залог, внесённый предпринимателем и меценатом Саввой Морозовым. В 1906 году Андреев уезжает в Германию а затем на Капри, где живёт у М. Горького.
В 1907 году Андреев пишет рассказ «Тьма», в котором выразилось его разочарование в революции. Этот рассказ был написан в духе идей Достоевского. В основе сюжета — отношения революционера-террориста и проститутки, что повторяло идеи романов Достоевского «Преступление и наказание» и «Бесы». Рассказ резко обостряет его отношения с Горьким, и в 1908 году вместе со второй женой он возвращается в Россию и поселяется в посёлке Ваммельсуу (тогда Финляндия, входившая в состав России, а ныне посёлок Серово Ленинградской области).
В этот период Андреев пишет преимущественно пьесы в духе экспрессионистской драматургии. Самой сильной его пьесой стала «Жизнь Человека» (1907). Здесь показана жизнь не через конкретный, а через максимально обобщённый образ — Человека вообще. Ни один персонаж не назван по имени, а сама пьеса делится на этапы обыкновенной человеческой жизни — от рождения до смерти. Открывает и закрывает пьесу Некто В Сером — олицетворение судьбы. Он выходит на сцену в начале спектакля со свечой в руке и напоминает зрителю, что все мы смертны, а наша жизнь — лишь светильник, вспыхнувший в ночи небытия. Во время действия пьесы Некто В Сером стоит в углу с горящей свечой и бесстрастно наблюдает за происходящим. Догорает свеча — умирает Человек. Тьма в конце спектакля — наглядное напоминание о смерти и о безнадёжности борьбы с тьмой.
В 1908 году написан «Рассказ о семи повешенных», посвящённый Л.Н. Толстому, хотя проникнут мотивами прозы Ф.М. Достоевского. Пять революционеров — Сергей Головин, Василий Каширин, Таня Ковальчук, а также скрывающиеся под прозвищами Муся и Вернер — и непричастные к революции двое уголовников — эстонец-убийца Янсон и разбойник Миша Цыганок — ожидают казни. Писателя интересует, как проявит себя каждый из них в последние дни и часы. Поэтому переживаниям каждого из них посвящены отдельные главы.
В 1914 году приветствует вступление России в Первую мировую войну, надеясь на разгром Германии и волну «справедливых» революций по всему миру. Активно сотрудничает с организаторами Февральской революции 1917 года, становится сотрудником газеты «Русская воля». Однако Октябрьской революции не принимает, пишет антибольшевистский роман «Дневник Сатаны». Уезжает в посёлок Нейвола (Мустамяки) и оказывается в невольной эмиграции после отделения Финляндии от России в 1918 году (ныне это посёлок Горьковское Ленинградской области), где и умер 12 сентября 1919 года.
Киномир Леонид Андреев.
. (1993)Рисунки человеческих фигур, горящая свеча.
Догоревшая потушенная свеча.
Фотопортрет писателя Леонида Андреева, лицо крупным планом.
пнр. заснеженные деревья.
Пейзаж с рекой.
Зимняя улица с деревянными домами города Орла.
Дом-музей писателя Л. Андреева – внешний вид, пнр. комната.
Фото писателя с мамой в коробке на столе лежит.
Роял, на стене фото ребенка.
пнр. на книгах на столе (в том числе «Какова моя вера?» Лев Толстой).
Фотографии молодого Леонида Андреева.
Вид на двухэтажное здание, пнр. окна.
Фото Л. Андреева.
Зимняя улица, прохожие, телега, запряженная лошадьми.
Вид на деревенские дома с проезда.
Первая книга писателя Льва Андреева «Баргамот и Гараська».
пнр. в комнате на столе стоит самовар.
В углу комнаты стоит наряженная елка, зажжены свечи, Расфокус.
Крупный план: горящая свеча, пнр. на восковой фигуре ангела.
Свеча и ангелочек на елке.
Ночной вид с улицы в окно, идет снег.
Фото: Леонид Андреев и Максим Горький.
пнр. на ранних книгах рассказов Л. Н. Андреева, лежащих на столе.
Групповое фото художников: Андреев, Ф. Шаляпин, Вересаев, Короленко, Горький, Н. Телешов.
Фотографии: Леонид Андреев в халате сидит в кресле в группе за столом.
Фото: четыре женщины в венках из цветов на головах, держатся за руки.
Фотографии жены Александры Андреевой Велигорской.
Книга рассказов Л. Н. Андреевой, одна фотография писателя и его жены.
Групповой план: Женщины сидят в первом ряду, мужчины за ними (в том числе
Андреев и Горький).
Художник Илья Репин в Пенатах.
Цветной портрет Андреев Илья Репин.
Берег моря, спокойная волна прибоя.
Фотография Андреевой за столом.
Печатные тексты произведений Леонида Андреева Василия Фивейского.
Вид на церковь, идет снег.
В церкви рука зажигает свечу, горят свечи.
Подпись Леонида Андреева печатный текст.
Алый диск солнца (большой).
Офорты Гойи из серии «Бедствия войны».
Фото Л. Андреева на фоне стены с портретом Гойи.
ВЫСТАВКА МОСКОВСКОГО ИСКУССТВА ИЗ США ВОСПРОБУЖДАЕТ ВКУС, МУЧЕНИЕ И КРАСОТУ ГОРОДА
Его лицо мрачно красивое и измученное. Леонид Андреев выглядит так, как и должен выглядеть революционный русский писатель.
Илья Репин написал свой портрет в 1904 году, сразу после публикации рассказов Андреева. Андреев был самым радикальным и популярным автором в Москве в тот год. А этим летом в Сиэтле он снова популярен. Андреев одухотворенно смотрит с плакатов по всему городу, заманивая посетителей на выставку искусства, невиданную ранее за пределами Советского Союза.
Репинский портрет Андреева — одна из более чем 200 работ выставки «Москва: сокровища и традиции». Выставка охватывает 500 лет московского искусства. В нем рассказывается история великого города.
«Москва: сокровища и традиции» — совместная работа Смитсоновского института и Министерства культуры СССР. Корпорация Boeing пожертвовала 2 миллиона долларов на спонсорство выставки, которая в июне была доставлена в Конгрессно-торговый центр штата Вашингтон как раз к Играм доброй воли. Советский/США легкоатлетические соревнования прошли в июле в Сиэтле.
Сокровища Москвы будут выставлены только в двух городах США. После закрытия выставки в Сиэтле в конце сентября она отправляется в Смитсоновский институт в Вашингтоне, округ Колумбия, с 16 ноября по 3 февраля 1991 года. также из-за его широты, говорит Келли Брэндон, директор по графическому дизайну выставки. «Это смесь всех мыслимых медиа: картин, икон, оружия, фарфора, украшений, одежды, скульптуры…»
Любуясь кораблем, американцы, особенно интересующиеся Советским Союзом в наши дни, ищут улики. Какое искусство является основным для России? Какие смелые и примитивные традиции могут появиться в новом Советском Союзе?
Войти на выставку — все равно что войти в собор 15 века. Комната тусклая, прохладная и обрамлена арками. Издалека доносится звук пения.
Выставка отражает историю, которую нельзя отрицать: Москва была ядром восточного православия. Ее первые сокровища — религиозные сокровища.
Христианство отдается эхом сквозь века. Украшенная драгоценными камнями серебряная митра, изготовленная в 1908 году для ношения православным священником, передает то же чувство величия и благочестия, что и религиозные символы 15 века.
Религиозное влияние настолько распространено, говорит Брэндон, что выставка чуть ли не называлась «Московские сокровища: священные и светские».
Брэндон, работающий в TRA, и Майкл Маккафферти, дизайнер выставки Художественного музея Сиэтла, совместно работали над выставкой. Они отображают сокровища в хронологическом порядке, в восьми комнатах.
Брэндон говорит: «Одна из тем, которые проходят через всю выставку, — это перемещение из темного и далекого прошлого». Каждая комната немного светлее предыдущей.
«Первые четыре комнаты контекстуальны. Там есть церковь, дворец, гостиная и гостиная. Единственное, чего нам не хватает, так это старинной мебели.
«Последние четыре комнаты — более традиционные галереи. Мы заканчиваем очень современной галереей, демонстрирующей русское искусство так, как если бы оно было рядом с лучшим европейским искусством, что, по сути, имеет право быть». Влияние Европы на русское искусство очень важно. Брэндон верит в эти сокровища, и как они представлены, помогите людям увидеть связи.
Нельзя не увидеть Францию в «Прозе жизни» Василия Николаевича Бакшейера (1892). В то время как его картина с тремя людьми за столом определенно показывает его знание импрессионизма, покорность на лицах очень русская и очень многозначительная.
Написана в то время, когда был убит Александр II и ограничены избирательные права и другие свободы. Надежда на социальные реформы угасала. Работа Бакшейера показывает, как выглядит жизнь без надежды.
Маккафферти поехал в Москву с американскими кураторами, где они встретились с советскими кураторами, чтобы выбрать экспонаты для показа. Он говорит: «Я посетил многие музеи, которые нам предоставили. Я брал образцы цветов и подбирал краски и ткани. Я фотографировал церкви и дворцы. Я хотел вернуть часть колорита самой Москвы. Настроение и текстуру».
Ему это удалось до такой степени, что один из советских кураторов плакал при посещении выставки. «Только в Америке наши сокровища могут быть выставлены таким образом», — сказал он мне, — говорит МакКафферти. — Я воспринял это как комплимент.
Американцы, возможно, нашли новый взгляд на экспонаты, говорит Маккафферти, но сами экспонаты делают выставку такой трогательной.
«Один из советских сказал мне: «У нас такая красивая культура, но у нас такой тяжелый образ жизни».
Красота и боль русской жизни ясны в репинском портрете Андреева, ясны и в экспозиции в целом.