Ананда убедил будду основать: Ученики Будды. Ананда

Ученики Будды. Ананда

Содержание

  1. Ананда как ученик Будды Шакьямуни
  2. Ананда и Будда Шакьямуни в прошлых жизнях
  3. Ананда и сангха Будды
  4. Встреча Ананды с Матангой
  5. Ананда и женская монашеская линия
  6. Ананда и Первый буддийский собор 
  7. Ананда и его будущие перевоплощения

«Ananda» в переводе с санскрита и пали означает «радость». В буддийской истории Ананда считается главным и любимым учеником Будды Шакьямуни.  Согласно жизнеописаниям, Ананда и Сиддхартха Гаутама были двоюродными братьями и спустились в мир людей из чистого мира Тушита. Ананда родился ровно через 35 лет после Будды — в ту же ночь, когда Будда обрёл Просветление под деревом Бодхи, и когда был день рождения Готамы. Их отцы были родными братьями: отцом Ананды был Амритодхана — брат царя Шуддходаны. 

Как описывается в «Саддхармасундарика-сутре» (Глава IX), «Ананда многие жизни был помошником Будды Шакьямуни и других Будд, защищал и хранил Сокровищницу Дхармы», и получил важное предсказание от Будды:

« В это время Будда, обращаясь к Ананде сказал:

– В грядущие века ты станешь буддой. Звать тебя будут — Свободный Всепроникающий Царь Мудрости, Великой Как Горы И Моря, Татхагата, Достойнейший Подношений, Всё Истино Знающий, Идущий Светлым Путём, В Доброте Уходящий, Знающий Мир, Найдостойнейший Муж, Всё достойно Устраивающий, Учитель Богов И Людей, Будда, Почитаемый В Мирах. Ты будешь делать подношения шестидесяти двум миллионам будд, защищать и хранить их Сокровищницы Дхармы и после этого обретешь ануттара-самьяк-самбодхи. Ты будешь учить и обращать  бодхисаттв , которых столько, сколько песчинок в двадцати тысячах десятков тысяч миллионов рек Ганг, и приведешь их к достижению ануттара-самьяк-самбодхи. Твою страну назовут – Всегда Поднятый Победный Флаг. Та земля будет чистейшая, почвой в ней будет ляпис-лазурь. Твою кальпу назовут — Заполняющие Всё Чудесные Звуки. Жизнь того будды продолжится неисчислимые тысячи, десятки тысяч миллионы асамкхьейи кальп. Если какой-нибудь человек будет считать их в течение тысяч, десятков тысяч, миллионов, неисчислимых асамкхьейи кальп, то всё равно не сможет узнать их число.

Истинная Дхарма того будды будет пребывать в мире в два раза дольше, чем продолжается его жизнь. Подобие Дхармы будет пребывать в мире в два раза дольше, чем Истинная Дхарма. Ананда! Будды-Татхагаты десяти сторон света, которых столько сколько песчинок в неисчислимых тысячах, десятках тысяч, миллионах рек Ганг, вместе будут восхвалять достоинства того будды – Свободного Всепроникающего Царя Мудрости, Великой Как Горы и Моря».

Почему именно Ананде выпала великая участь передавать Учение? Ананда многие годы был помощником Будды. Он обеспечивал ему комфорт и охранял спокойствие: приносил воду, помогал одеваться, оберегал сон, обмахивал опахалом. Вся жизнь Ананды была чистой жертвой во имя служения Будде. Ближайший ученик 25 лет неразлучно следовал за своим Учителем, разделяя с ним все радости и тяготы. Ананда сопровождал Будду во всех его странствиях и всегда был рядом. При этом обладая сверхъестественной памятью, он дословно запоминал слова, произносимые Буддой и впоследствии сумел точно передать всю Суть Учения.

Именно поэтому сутры начинаются словами: «Так я слышал…», – это слова Ананды, воспроизводящего по памяти речь Будды.

Именно поэтому сам Будда и объяснил  бодхисаттвам -ученикам, почему именно Ананде было суждено стать хранителем Дхармы:

«Я и Ананда в одно и то же время при будде Царь Пустоты пробудили в себе мысли об обретении ануттара-самьяк самбодхи. Ананада всегда радовался тому, что много слушал, а я всё время продвигался в совершенствовании и поэтому смог достичь ануттара-самьяк-самбодхи. Ананда же защищал и хранил мою Дхарму. Он также станет защищать Сокровищницы Дхармы будд грядущих веков, учить и обращать бодхисаттв и приводить их к совершенству. Таков его изначальный обет, и поэтому он получил такое предсказание».

И действительно, после Махапаринирваны Будды именно Ананда стал патриархом-держателем Учения, вторым после Махакашьяпы. А рассказы Ананды, которые он излагал от имени Будды, заложили центральную часть буддийского канона «Трипитаки» — «Сутрапитаку».

Согласно Джатакам – историям о прошлых жизнях Будды, Ананда перевоплощался рядом с Буддой не единожды. В далёком прошлом Ананда и Шакьямуни вместе приняли обет стать Татхагатами и вместе двигаться на этом Пути. Только Будде суждено было достичь просветления раньше, а Ананде – в будущем, после ухода Учителя. 

В многочисленных описаниях перерождений, Ананда всегда был рядом с Буддой, верно служил, помогал доносить учение о дхарме, спасал его от угроз, неприятностей и жизненных тягот, помогал выживать в самых различных воплощениях. 

Джатака о верном изречении. Ананда был воплощён попугаем, который помогал Будде , рожденному отшельником: «Попугай, поклонившись отшельнику, сказал: – Любезный, денег у меня нет, но, если тебе понадобится красный рис, приходи к такому-то месту и крикни: «Эй, попугай!» Тогда я созову моих родственников, и они соберут для тебя сколько угодно возов красного риса»».

Джатака о влюбленном царе Куши. Ананда был младшим братом цари Куши: «Прошло десять лунных месяцев, и царица разрешилась от бремени. Над именем голову ломать не стали, назвали сына царевичем Кушей — по стебельку травы, подаренному Шакрой. Когда мальчик начал ходить, царица опять понесла и родила снова мальчика. Того нарекли Джаямпати».

Джатака о заклинании от тоски. Ананда был молодым брахманом, который учился у Будды, родившимся в лице прославленного наставника в Такшашиле: «Сидя на пороге своей хижины вместе с молодым брахманом, бодхисаттва сказал ему: – Знай, сынок, что нет никакого особого «заклинания от тоски». Речь шла о любовной тоске и о женщинах, её вызывающих. Когда твоя мать послала тебя ко мне, наказав: «Ступай выучись «заклинанию от тоски», она хотела только, чтобы ты понял, сколь порочны женщины».

Джатака о лжеучении и   бодхисаттве  Нараде.

Ананда был благонравной царевной Руджей, которая пыталась избавить отца от пагубных воззрений и привести его к Будде, воплощенному как Великий Брахма Нарада: «»Любым способом мне надо исцелить царя от заблуждения!» – решила она, поклонилась всем десяти сторонам света, молитвенно сложив руки над головою, и вознесла мольбу: «Ведь есть же ещё в мире те, на ком свет стоит – есть преданные дхарме шраманы и брахманы, есть небожители – хранители сторон света, есть Великие Брахмы! Пусть кто-нибудь из них придёт на помощь и своею силой освободит царя от пагубных воззрений! Даже если сам он того не заслужил – да придут они ради моей силы, моих достоинств, моей правды, да избавят они его от пагубных воззрений на благо всему свету!»».

 

Джатака о любви к родичам. Ананда родился Царём, которому Будда дал урок Дхармы, проявившись в лице царственного духа Бхаддасалы: «»Причина тому есть, государь, и она – в моём стремлении к дхарме. Ведь под сенью моего дерева счастливо выросла молодая поросль родичей. Я боюсь сломать их, если дерево срубят сразу под корень – нельзя же губить вместе собою и других!» – «Поистине, этот дух предан дхарме, – подумалось царю. – Он готов погибнуть сам в муках, лишь бы спасти обиталища своих родичей, и стремится он лишь к чужому благу. Я должен пообещать ему неприкосновенность».

Джатака о многославном. Ананда родился Брахманом, который растил и заботился о Будде, воплощённом в быке: «Брахман забрал быка к себе и дал ему имя Нандиви-сала, что значит “Многославный”. Этого быка он растил будто собственного сына, кормил вареным рисом и поил рисовым отваром. Бодхисатта, когда вырос, стал думать: “Этот брахман проявлял обо мне величайшую заботу. Отныне во всей Джамбудипе не сыщешь быка, который был бы равен мне силой и мог тащить телегу с таким грузом. Не пора ли мне показать теперь, на что я способен, и отблагодарить брахмана добром за все, что он для меня сделал?”».

Эти и другие Джатаки подтверждают неразрывную связь Ананды и Будды в веках, и неудивительно, что при таком единстве именно Ананда стал ближайшим учеником великого Учителя.

Ананда принял монашество вместе с другими принцами рода Шакья: среди них были Девадатта, Ануруддха, Бхаддия, Бхагу и Кимбила. Он вступил в сангху в возрасте 37 лет – в это время Будда уже два года проповедовал учение о Дхарме. Первым Архатом, который стал обучать Ананду монашеской дисциплине, был Белаттхасса. С первых же дней Ананда показал себя как ответственный и старательный ученик. В свой первый ретрит в сезон дождей он уже достиг значительных успехов в понимании Учения. Большую помощь в духовном развитии ему оказал достопочтенный Пунна Мантанипутта, который объяснил ему в числе других монахов суть учения о страданиях, непостоянстве и отсутствии независимого «Я».

Ближайшим учеником и помощником Будды Ананда стал только через двадцать лет монашества. На собрании монахов Будда в возрасте 55 лет объявил, что желает назначить себе надёжного и верного сопровождающего:

«За мои двадцать лет монашества как основатель Сангхи я имел много разных сопровождающих, но в действительности ни один из них не справлялся со своей должностью безукоризненно, поскольку всегда проявлялось некое своенравие. Теперь мне пятьдесят пять, и мне необходим заслуживающий доверия надёжный сопровождающий».

Ученики стали предлагать и хвалить себя, но Ананда скромно отмалчивался в стороне. Когда его спросили, почему он не выдвигает свою персону, Ананда ответил, что Будда сам должен указать, кто лучше всех подходит ему в помощники. Он выказал абсолютное доверие Учителю и не посмел открыто высказать своё желание стать его спутником. Будда выказал одобрение Ананде и назначил его своим сопровождающим. Ананда в ответ попросил Учителя выполнить восемь условий: не передавать ему подаренную одежду; не отдавать пищу, полученную как подаяние; не предлагать своё место отдыха; не брать его с собой на личные встречи; дать ему привилегию провожать к нему дальних гостей; иметь возможность в любое время задавать Будде вопросы, касаемые Учения; перенаправлять Будде приглашения на трапезы; иметь возможность повторно и лично услышать проповедь в случае отсутствия Ананды на публичных выступлениях Будды.

Ананда пояснил сангхе, что эти условия необходимы, чтобы люди не сомневались в его безкорыстном служении, и чтобы он имел возможность продолжать продвигаться в собственном духовном пути во время выполнения обязанностей по отношению к Учителю. Будда посчитал требования Ананды разумными и одобрил их.

С тех пор Ананда стал неизменным помощником Будды Шакьямуни и оставался им до самой Паринирваны Будды. Поскольку он постоянно находился рядом и имел возможность слушать его проповеди и принимать участие в беседах с учениками, и при этом обладал удивительной памятью и мудростью различения, именно он впоследствии смог дословно передать Учение. Среди учеников Будды он по праву считался Хранителем Дхармы.

Перед уходом Будда указал на заслуги Ананды и назидал ему продолжать свою практику:

«В течение долгого времени, Ананда, ты служил Татхагате со святой любовью в поступках тела, с заботой, радостью и безграничной преданностью. Ты накопил огромную заслугу, Ананда. Приложи теперь все свои силы к практике, и ты быстро освободишься от сансары».

А монахам он пояснил:

«Монахи! У царя-чакравартина есть четыре редких превосходных качества. Каковы эти четыре качества? Монахи, когда кшатрии приходят к царю-чакравартину, они радуются при виде его. И если затем он рассказывает им о Дхарме, они получают радость от его проповеди. А когда он умолкает, это их огорчает. И то же самое случается, когда брахманы, домовладельцы или монахи-отшельники приходят к царю-чакравартину: они радуются при виде его. И если затем он рассказывает им о Дхарме, они получают радость от его проповеди. А когда он умолкает, это их огорчает. Монахи! Точно такие четыре редких превосходных качества есть у Ананды». 

Среди монахов-последователей Будды Ананда был самым младшим, самым красивым и очень умным, поэтому не мог не вызывать интерес у женщин. 

Однажды после сбора милостыни Ананда проходил через поселение Сравасти. Он увидел колодец, возле которого стояла крестьянка по имени Матанга. Ананда очень хотел пить и попросил девушку подать ему немного воды. Матанга узнала в молодом монахе Ананду и робко ответила: «Преподобный! Я крестьянка. Я не смею подать вам воды». Когда Ананда услышал эти слова, он утешил её: «Я монах, и с равным почтением отношусь и к богатым, и к бедным!» Матанга почтительно подала воду Ананде, а он в ответ любезно поблагодарил её кивком. Матанга была польщена его благодарным жестом и очарована обаянием и красотой. Её сердце наполнилось любовью и восхищением.

С этого момента Матанга стала искать встречи с Анандой. Когда монах выходил из монастыря Джетавана, она следовала за ним по пятам. Все попытки Ананды отдалиться от девушки были безуспешными. В течение сезона дождей Будда и его ученики не покидали стены монастыря, а Матанга три месяца с тревогой ожидала появления Ананды. И когда он снова пошёл собирать милостыню, влюблённая девушка вновь стала его преследовать.

Ананда чувствовал себя беспомощным перед любовью Матанги. Он вернулся в монастырь и, встав на колени перед Буддой, сказал: «Будда! Женщина по имени Матанга пытается соблазнить меня. Она следует за мной повсюду. Пожалуйста, помоги мне избежать её внимания».

Будда улыбнулся и ответил: «Ананда, знаешь, почему ты так беспомощен перед женщиной? Потому что ты слишком хорошо слушаешь и учишься, но не придаешь должного внимания практике и отстаиванию заповедей. Ты сталкиваешься с соблазном, но у тебя не хватает сил, чтобы сопротивляться. Не волнуйся, я помогу тебе. Если ты последуешь моим советам, то никогда более не попадешь в подобную беду». Будда попросил привести Матангу к нему.

Возможно, именно этот разговор Будды и Ананды интерпретирует и описывает тибетский лама Кьябдже Калу Ринпоче в своей книге «Просветленный разум»:

«У Ананды, двоюродного брата Будды Шакьямуни была очень красивая жена, и он был к ней страстно привязан. Поэтому он, не в пример своему брату, не желал отказаться от жизни в обыденном мире. В конце концов Будда Шакьямуни убедил его принять монашество, но Ананда им тяготился, его тянуло назад, и он порывался сбежать.

Тогда Будда Шакьямуни своей чудодейственной силой перенёс ег о на гору, где жила старая изувеченная обезьяна.

«Кто красивее — твоя жена или эта старая обезьяна?» — спросил он.

«Конечно, моя жена, и сравнивать тут невозможно!» Но Будда тотчас переместил его в божественный мир, где они оба увидели пышные дворцы, в которых жили боги и богини. В одном из дворцов находились блистающие великолепием богини, а бога не было. Почему, спросил Ананда. И ему ответили, что некий Ананда, монах и родственник Будды, переродится здесь силою своих положительных действий, которые он совершает в нынешней жизни. Ананда был очарован, повернулся к Будде Шакьямуни, и тот спросил его опять:

«Ну, кто красивее: твоя жена или эти богини?»

«Эти богини несравненно прекраснее, так же, как и моя жена красивее той обезьяны».

По возвращении в мир людей Ананда, вдохновлённый такким будущим, стал очень усердно соблюдать монастырскую дисциплину. Однако Будда Шакьямуни объявил монахам:

«Ананда соблюдает самодисциплину, чтобы перерождаться среди юных богинь, а вы — ради преодоления всех страданий. Его движущий мотив неверен, и вы с ним не общайтесь».

Ананда был крайне удручён и спросил Будду Шакьямуни, что же ему делать. Тот предлагал ему на этот раз прогуляться в адский удел, и привёл его в место, где мучители хлопотливо суетились вокруг котла с бурлящей водой. Ананда спросил у них, чем это они заняты, а те ответили.

«У Будды Шакьямуни есть брат, некий монах Ананда. Он следует самодисциплине, чтобы переродиться в мире небожителей. А сюда он попадет, когда исчерпается его божественная карма».

По возвращении Ананда переменился и стал практиковать ради того, чтобы избавиться от всех страданий сансары. Он стал превосходным монахом».

Ананда вышел за стены монастыря и увидел Матангу, которая в ожидании бродила в округе. Монах подошёл к ней и спросил: «Почему ты всюду следуешь за мной?» Матанга обрадовалась и ответила: «Неужели Вы не понимаете? Когда Вы впервые обратились ко мне и попросили воды, ваши слова были такими нежными и сладкими и были сказаны с такой любовью! Я готова была подать вам не только воды, но и подарить своё сердце, но вы сбежали от меня. Мы молоды и красивы. Я хочу, чтобы мы вместе радовались жизни. Ведь моя любовь к вам будет вечной».

Ананда смущенно ответил: «Мой Учитель Будда хотел видеть Вас. Пойдемте со мной. Пусть он решит, что будет правильным для меня и для Вас». Матанга, собрав всё своё мужество и преодолевая страх, отправилась за Анандой.

«Вы хотите выйти замуж за Ананду?», – прямо спросил Будда девушку.

«Да», — ответила Матанга, склонив голову.

Когда Будда спросил Матангу, что она любит в Ананде, она сказала, что любит в нём красивые глаза, нос, рот, походку. Будда ответил: «Вы не видели самых красивых черт Ананды, таких как сострадание, мудрость, следование идеалам и желание облегчить страдания всех живых существ. Если вы не видите и не цените это в Ананде, то Вы лишь жаждете заполучить его для себя. Но Ананда как солнце. Вы не можете спрятать его солнечный свет. Ананда не будет красивым, если лишить его свободы и сострадания. Единственный способ любить Ананду – стать подобной ему и делать то, что он делает».

После Будда сказал: «Брак между мужчиной и женщиной требует разрешения родителей. Вы можете попросить родителей прийти ко мне и обсудить его?»

Матанга отправилась домой и отдала матери письмо из монастыря. После она вернулась, поклонилась Будде и обратилась к нему: «Будда, моя мама пришла почтить Вас».

Будда спросил мать Матанги: «Вы согласны, что вначале ваша дочь станет монахиней, а уже затем выйдет замуж за Ананду?»

Мать Матанги согласилась: «Всё в порядке. Я была бы очень рада этому браку».

Будда приказал: «Теперь возвращайтесь домой. Ваша дочь останется с нами».

После её ухода Будда сказал Матанге: «Чтобы выйти замуж за Ананду, ты должна стать монахиней и усердно практиковать. Когда твоя практика достигнет уровня практики Ананды, я проведу для вас свадебную церемонию».

Матанга радостно согласилась на это условие, обрила голову и надела монашескую мантию. Она искренне слушала учение Будды и усердно практиковала согласно указаниям Будды. Она жила по правилам монашеской общины. С каждым днём ум Матанги становился всё спокойнее. Однажды она поняла, что её привязанность к Ананде осталась в прошлом. Матанга осознала, как пять чувств в человеке становятся источником страдания, и увидела, как после их устранения ум становится чистым, а жизнь наполняется миром и спокойствием. В конце концов, Матанга поняла, что была одержима Анандой. Однажды она пришла к Будде, опустилась перед ним на колени и со слезами раскаялась: «Великий Будда, я полностью пробудилась от моих глупых снов. Я больше не буду вести себя как ранее. Я понимаю, что моя практика, возможно, превзошла достижения монаха Ананды. Я очень благодарна Вам. Для того, чтобы научить таких невежественных существ, как я, Вы используете все виды искусных уловок. Будда, пожалуйста, помилуйте меня и позвольте покаяться. Отныне и навсегда я стану бхикшуни и буду следовать за Истиной по стопам Будды».

Будда улыбнулся с удовлетворением и ответил: «Очень хорошо, Матанга! Я знал, что ты постигнешь Истину. Ты очень умна. С этого момента я больше не беспокоюсь о тебе».

История привязанности Матанги к Ананде и её пути от крестьянки к монахине вызывала большой интерес в буддийской общине и на протяжении веков служила монахам поучительным примером.

Одной из непревзойденных заслуг Ананды является снятие запретительной традиции, которая не допускала женщин на путь монашества. Именно благодаря настойчивым беседам о важности присутствия женщин в сангхе, эта традиция была упразднена. Ананда три раза просил Будду создать женскую общину и на четвёртый раз Будда согласился и позволил женщинам становиться бхикшуни в мирской жизни или организовывать женские монастыри. 

Естественно, это нововведение подвергалось нападкам и осуждению со стороны ярых последователей Учения, поскольку вызывало страх разрушения нравственной дисциплины монахов.

Но как объяснял сам Ананда: «Меня нельзя обвинять в желании постыдного. Вспомни: Махапраджапати была кормилицей, вскормившей Учителя своей грудью. Было бы подходящим из простой благодарности к ней допускать женщин вступать в Общину. Будда стал обладателем общины четырёх видов приверженных практикующих с появлением в Сангхе монахинь».

Первые посвящения женщин в сангху начались в родном дворце Будды в городе Капилавасту. Первой бхикшуни стала Его приёмная мать, сестра Махамайи — Махапраджапати. Знаменитая Амрапали вступила в общину и стала буддийской поэтессой, воспевшей просветленный дух и красоту отрешенной жизни. История подтверждает, что многие женщины впоследствии смогли достичь состояния Архатства.

После ухода Будды, Архаты подвергли все заслуги Ананды критике и изгнали его из общины:

«Ты должен знать, о Кашьяпа, что община монахов свободна от того, что недостойно, она чиста, обладает тем, что существенно, является полем, на котором взращиваются заслуги, она достойна получать дары мирских существ. Но, что касается Ананды, то он того вида, о котором ты только что упомянул.

Благодаря этому Кашьяпа увидел, что Ананду нужно было изменить через порицание, и он сказал ему:

– Мы здесь собрались как высочайшая Община, и не будем обсуждать Учение с такими, как ты. Поэтому, о Ананда, покинь нас! (…)

— Ананда, ты призвал женщин вести монашескую жизнь, не обратив внимание на слова, сказанные тебе Учителем: «Ананда, не побуждай женщин принимать монашескую жизнь, не говори им, что они должны вступать в Общину и становиться монахинями». Почему это так? Потому, что если женщины вступают в Общину согласно дисциплине этого Учения, то последнее не будет иметь должной продолжительности. Подобно тому, как если на поле, полное дикорастущего риса, выпадет град, и рис будет уничтожен, также и в случае вступления женщин в Общину, дисциплина (нравственные нормы поведения) этого Учения не сможет пребывать долго.  Разве Будда не говорил этого? (…)

— Твоя вина, Ананда, вот твоя ошибка. Хотя был так очевиден намёк, так ясно было вразумение, не понял ты этого и не умолял Победителя в Истине, не говорил: «Преподобный Учитель! Благоволи остаться здесь! Пребудь всю эту кальпу здесь, о Пробудившийся! На благо и пользу многих людей, ради счастья многих людей, из любви к этому миру, ради благоденствия, пользы и счастья богов и людей!» Ананда! Если бы ты молил Победителя в Истине, то Победитель в Истине отклонил бы твой призыв до двух раз, но на третий он снизошёл бы к твоим мольбам. Ананда! Потому это твоя вина, это твоя ошибка».

Это известие повергло Ананду в шок: 

«О великий Кашьяпа, будь милосердным! – промолвил он. – Я не совершил никаких проступков относительно нравственности, взглядов, поведения и образа жизни; никто не может обвинять меня и в малейшем оскорблении по отношению к Общине!».

Но отстранение от общины было необходимым условием для того, чтобы полностью очистить Ананду от всех омрачений и привязанностей. Ананда ушёл из сангхи, вёл строгую аскетичную жизнь и вернулся, когда достиг архатства. Интересно, что Ананда, единственный из учеников Будды, который достиг Просветления ни во время медитации или при ходьбе, а в момент, когда ложился в постель. 

После достижения личного Освобождения, Ананда по просьбе Архатов воспроизвёл по памяти проповеди и высказывания Будды и его великих учеников. Это произошло через некоторое время после Паринирваны Будды, когда все его ученики собрались вместе на Первый буддийский собор. Трое из них – Ананда, Махамаугдальяна и Махакашьяпа – на память пересказали Учение Будды.  

Ананда изложил проповеди и высказывания Будды и его великих учеников, что в совокупности стало составлять Сутру – один из трёх разделов Трипитаки. Архат Махамаугдальяна разъяснил нормы и правила монашеской жизни, дисциплину в общине – Винаю, а Махакашьяпа пересказал философию Учения, «сверх-Дхарму» – Абхидхарму. Махакашьяпа в то время возглавлял общину монахов. Перед своей кончиной Махакашьяпа назначил руководить Сангхой архата Ананду. Таким образом, после Махакашьяпы Ананда стал вторым патриархом.

Ананда ушёл в возрасте ста двадцати лет. В комментариях к Дхаммападе рассказано, как Ананда ушёл в Паринирвану: зависнув в воздухе над рекой, Ананда ушёл в глубокое созерцание элемента огня. Внезапно из его тела врывалось пламя, и тело распалось на две половины, которые упали на разных берегах реки. Так Ананда ушёл из своей человеческой инкарнации. 

Ступа с прахом Ананды находится в городе Вайшали.

Посетить это место вы можете, присоединившись к йога-туру с клубом oum. ru

Линия перерождении Ананды существует в традиции тибетского буддизма, где каждый архат имеет титул «Джецюн Дампа» — «Святой Владыка». Последним перевоплощением Ананды считается тибетец Джампэл Намдрол Чокьи Гьялцэн (1932—2012), глава буддистов Монголии, который имел монгольский титул «Богдо-гэгэн». 

В традиции дзен Ананда почитается как индийский патриарх и изображается рядом с Буддой и первым индийским патриархом – Махакашьяпой.


Будда и политические события его времени — Study Buddhism

В буддийской литературе мы можем обнаружить несколько вариантов жизнеописания исторического Будды. Нет какого-то одного текста, где можно было бы найти самую раннюю версию, но её можно составить на основе различных исторических событий, описанных в палийской сутте (санскр. сутра) и текстах винайи традиции тхеравады. Поздние тексты махасангхики, сарвастивады и махаяны часто приукрашают весьма обыденную историю из ранних текстов множеством подробностей, иногда сверхъестественных. Однако Палийский канон показывает нам человека из плоти и крови, который живёт в сложное, неспокойное время и сталкивается со множеством трудностей и испытаний, возникающих как в его собственной жизни, так и в жизни его монашеской общины. Здесь мы в общих чертах рассмотрим наиболее раннюю версию жизнеописания Будды, опираясь на научное исследование Стивена Бэтчелора, представленное в его книге «Раскаяние буддийского атеиста». Все имена и названия будут приведены в палийском варианте.

Будда родился в 566 году до н.э. в парке Лумбини (Lumbi-na’i tshal), на территории современного южного Непала. Этот парк располагался недалеко от Капилаваттху (Ser-skya’i gnas, санскр. Капилавасту), столицы региона Сакия (Sha-kya, санскр. Шакья). Несмотря на то что имя Сиддхаттха (Don-grub, санскр. Сиддхартха) не встречается в палийском каноне, для удобства мы будем его использовать. Готама (Gau-ta-ma, санскр. Гаутама), другое имя, часто употребляемое в отношении Будды, на самом деле является названием клана, к которому он принадлежал.

Отец Сиддхаттхи, Суддходана (Zas tsang-ma, санскр. Шуддходана) вовсе не был царём, хотя в более поздних буддийских текстах утверждается обратное. Скорее, он был аристократом из клана Готама, и, возможно, занимал должность губернатора в провинции Сакия. В Палийском каноне не упоминается имя его матери, но в более поздних санскритских источниках её называют Маядеви (Lha-mo sGyu-‘phrul-ma). Мать Сиддхаттхи умерла вскоре после его рождения, и его воспитывала её сестра Паджапати (sKye-dgu’i bdag-mo chen-mo, санскр. Махапраджапати), на которой, согласно традиции того времени, женился его отец.

Сакия была древней республикой, но ко времени рождения Сиддхаттхи она стала частью могущественного царства Косала (Ko-sa-la, санскр. Кошала). Границы Косалы пролегали от северного берега реки Ганг, территории современного штата Бихар, до подножия Гималаев. Его столицей был город Саваттхи (gNyan-yod, санскр. Шравасти).

Давайте обратимся к краткому описанию важных мест в жизни Будды, так как это может быть полезным для изучения его биографии. Республика Сакия находилась в восточной части царства Косала. На юго-востоке от Сакии располагалась провинция Малла (Gyad-kyi yul, санскр. Малла), а к востоку от Маллы – республика Ваджи (санскр. Вриджи) со столицей в Весали (Yangs-pa-can, санскр. Вайшали). Республикой Ваджи управлял союз кланов, наиболее известным из которых был клан Личчави (Li-ccha-bi, санскр. Личчави). К югу от Ваджи и Косалы, на другом берегу реки Ганг, располагалось могущественное царство Магадха (Yul Ma-ga-dha, санскр. Магадха), столицей которого была Раджагаха (rGyal-po’i khab, санскр. Раджагриха). К западу от Косалы, на территории современного пакистанского Пенджаба, находилась Гандхара (Sa-‘dzin, санскр. Гхандхара), провинция персидской империи Ахеменидов. В столице Гандхары, Таккасиле (rDo-‘jog, санскр. Такшашила), располагался известнейший университет тех времён. Там происходил взаимный обмен знаниями между греческой, персидской и индийской культурами.

Город, где Сиддхаттха вырос, Капилаваттху, был узловой точкой Северного пути – главной торговой артерии того времени. Северный путь связывал Косалу с Гандхарой на западе. Пролегая через регионы Сакия, Малла и Республику Ваджи, он связывал Косалу с Магадхой на юге. Таким образом, хотя в Палийском каноне мало упоминаний о жизни Сиддхаттхи Готамы до двадцати девяти лет, вполне вероятно, что он был знаком с различными культурами своего времени. Возможно, он даже обучался в университете Таккасилы, хотя это не может быть точно установлено.

Сиддхаттха взял в жёны Бхаддакаччану, которая известна в санскритских источниках как Яшодхара (Grags ‘dzin-ma). Она была двоюродной сестрой Сиддхаттхи и сестрой Девадатты (Lhas-byin, санскр. Девадатта), который позднее стал главным противником Будды. У них был один ребёнок, сын Рахула (sGra-gcan ‘dzin, санскр. Рахула). Вскоре после рождения сына, в возрасте двадцати девяти лет, Будда покинул Капилаваттху и отправился в Магадху на поиски духовных истин. Путешествуя по Северному пути, он пересёк реку Ганг и прибыл в Раджагаху. В то время правителем Магадхи был царь Бимбисара (gZugs-can snying-po), а Косалой управлял царь Пасенади (rGyal-po gSal-rgyal, санскр. Прасенаджит). Чтобы скрепить союз между Косалой и Магадхой, каждый из царей взял в жёны сестру соседа. Сестру царя Пасенади звали Деви (Lha-mo, санскр. Деви).

В Магадхе Сиддхаттха обучался в общинах двух учителей: Алары Каламы (санскр. Арада Калама) и Уддаки Рамапутты (санскр. Удрака Рамапутра). Будучи выходцами из браминской традиции, они обучили его достижению поглощённого сосредоточения на небытии и на состоянии «ни различения, ни не-различения». Однако Сиддхаттха был разочарован этими достижениями и покинул своих учителей. После этого он стал следовать строгой аскезе, практически не употребляя пищи. И вновь он почувствовал, что подобная практика не ведёт к освобождению. Тогда он прервал пост и отправился к окрестностям Урувелы (lDeng-rgyas, санскр. Урубилва), месту, где сейчас располагается Бодхгайя, и там, под деревом бодхи, в возрасте тридцати пяти лет он достиг просветления. Это произошло через шесть лет после того, как он прибыл в Магадху.

Достигнув просветления, он отправился на запад в Мигадайю (Ri-dvags-kyi gnas, санскр. Мригадава), или Олений парк, находящийся в Исапатане (Drang-srong lhung-ba, санскр. Ришипатана). В наше время это место называется Сарнатх и находится совсем недалеко от Варанаси. Царь Пасенади отдал эту территорию на севере от реки Ганг Магадхе в качестве приданого, когда он выдал свою сестру Деви замуж за царя Бимбисару. Будда провёл сезон дождей в Оленьем парке с пятью учениками. Вскоре к нему присоединилось небольшое число последователей, которые образовали общину, принявшую обет безбрачия, о нуждах которой Будда должен был заботиться.

Аристократ клана Личчхави по имени Махали из города Весали прослышал о Будде и посоветовал царю Бимбисаре пригласить его в Магадху. Итак, после сезона дождей Будда и его растущая община вновь отправились на восток к столице Магадхи, городу Раджагаха. Царь Бимбисара был впечатлён учениями Будды и отдал ему в пользование заброшенный парк под названием Велувана (‘Od-ma’i tshal, санскр. Венувана), или «Бамбуковая роща», где он мог бы оставаться со своей общиной на время сезона дождей.

Вскоре к общине Будды присоединились Сарипутта (Sha-ri’i bu, санскр. Шарипутра) и Моггаллана (Mo’u dgal-gyi bu, санскр. Маудгальяяна), бывшие до этого основными учениками видного местного гуру. Позднее они стали ближайшими учениками Будды. Сарипутта попросил Будду сформулировать обеты для растущей монашеской общины, а царь Бимбисара предложил общине перенять отдельные традиции других монашествующих духовных групп, таких как джайны. Например, царь рекомендовал четыре раза в месяц устраивать собрания (gso-sbyong, санскр. упошадха) для обсуждения учений. Будда согласился.

Однажды Анатхапиндика (dGon-med zas-sbyin, санскр. Анатхапиндада), состоятельный банкир из Саваттхи, столицы Косалы, приехал по делам в Раджагаху. Впечатлённый Буддой, он предложил ему территорию в Саваттхи, столице царя Пасенади, для проведения сезона дождей. Вскоре после этого Будда и его община монахов перебрались в Косалу, но прошло несколько лет, прежде чем Анатхапиндика смог предоставить им подходящее место.

Через некоторое время Будда вернулся в Капилаваттху, чтобы встретиться с семьёй. Отец Будды Суддходана вскоре стал его последователем, а восьмилетний сын Рахула вступил в монашескую общину, приняв начальные обеты. В последующие годы к Будде также присоединились несколько аристократов из Сакии. Среди них были двоюродные братья Будды – Ананда (Kun dga’-bo, санскр. Ананда), Ануруддха (Ma-‘gag-pa, санскр. Ануруддха) и Девадатта, а также сводный брат Будды Нанда (dGa’-bo, санскр. Нанда), tакже известный как Сундарананда (mDzes-dga’, санскр. Сундаринанда) – «Нанда Красивый».

Приёмная мать и тётя Будды, Паджапати, попросила разрешения присоединиться к растущей общине, но вначале Будда не согласился. Не отчаиваясь, она, тем не менее, обрила голову, надела жёлтые монашеские одежды и, с большой группой соратниц, последовала за Буддой. Паджапати продолжила просить монашеские обеты у Будды, но Будда отказал ей во второй и третий раз. В конце концов за несколько лет до смерти Будды, Ананда, вступившись за Паджапати, ещё раз попросил Будду дать ей обеты, и тот всё-таки согласился принять женщин в монашескую общину. Это произошло в Весали, в республике Ваджи, и стало началом женской монашеской традиции в буддизме.

Анатхапиндика славился величайшей щедростью, и через несколько лет после возвращения Будды в Косалу, заплатив очень много золота, он купил парк в Саваттхи под названием Джетавана (rGyal-byed-kyi tshal, санскр. Джетавана), или «Джетова роща». Там он построил роскошную резиденцию для Будды и его монахов на время сезона дождей. В итоге, примерно через двадцать лет после просветления Будда утвердил обычай проводить ежегодный ретрит во время сезона дожей (dbyar-gnas, санскр. варшака), в течение которого, три месяца ежегодно, монахи оставались в одном месте и не переезжали с места на место, как в остальное время. Таким образом, Будда провёл девятнадцать ретритов во время сезона дождей в Джетовой роще, во время которых он передал 844 учения. Анатхапиндика оставался главным благодетелем монашеской общины Будды, несмотря на то что к концу жизни он разорился.

Царь Косалы Пасенади впервые встретил Готаму Будду в Джетовой роще, когда Будде было около сорока лет. Будда глубоко впечатлил царя, и впоследствии Пасенади также стал одним из его спонсоров и последователей. Однако отношения Будды с царём Пасенади всегда оставались весьма деликатными. Хотя царь был образованным и покровительствовал обучению, тем не менее, он также был сластолюбцем и часто был очень жесток. Например, в приступе паранойи он приказал убить своего друга, Бандхулу из Маллы, который был главнокомандующим его армии. Позже, сожалея о содеянном, он назначил главнокомандующим племянника Бандхулы, Караяну. Много лет спустя генерал Караяна сверг Пасенади, отомстив за смерть дяди. Тем не менее, Будда терпел непредсказуемое поведение и переменчивую удачу царя: он нуждался в защите своей общины от воров и диких животных, а также в доступе к обществу состоятельных меценатов, которые могли бы ему помочь.

Для продолжения правящей династии, царю Пасенади нужен был сын. Его первая жена, сестра царя Магадхи, Бимбисары, по всей видимости, не родила ему детей. Тогда царь взял в жёны Маллику (Ma-li-ka, санскр. Маллика), красивую последовательницу Будды из низшей касты. Священники-брамины подняли скандал в царском суде по поводу её низкого рождения. Маллика родила царю Пасенади дочь Ваджири (rDo-rje-ma, санскр. Ваджри).

Тогда царь решил взять в жёны третью женщину, чтобы она родила ему сына. Он женился на Васабхе, дочери двоюродного брата Будды, Маханамы (Ming-chen, санскр. Маханама), который стал губернатором Сакии после смерти отца Будды. Маханама был братом близких учеников Будды Ананды и Ануруддхи. Хотя Маханама выдавал Васабху за аристократку, на самом деле она была его внебрачной дочерью от рабыни. И хотя Васабха родила царю Пасенади сына Видадабху, он вряд ли стал бы наследником трона из-за происхождения его матери, которое держалось в тайне. Это также поставило в непростое положение Будду, так как он был связан с Васабхой.

Видадабха, не знавший, что он незаконнорожденный, впервые приехал в Сакию и встретился со своим дедом Маханамой в возрасте шестнадцати лет. В это время Караяна, командир армии Пасенади, выяснил истинное происхождение матери Видадабхи. Когда главнокомандующий сообщил Пасенади, что его сын незаконнорожденный внук рабыни, царь разозлился на сакиев. Он лишил жену и сына царского положения и обратил их в рабство. Будда вступился за них, и царь в конце концов восстановил их в правах.

Однако после этого пребывание Будды в Косале стало опасным, и в возрасте примерно семидесяти лет он впервые вернулся в столицу Магадхи, Раджагаху. Там он остановился в Манговой роще, принадлежавшей Дживаке (‘Tsho-byed, санскр. Дживака), придворному терапевту. Так как Будда предпочёл это место Бамбуковой роще, которой владел царь, мы можем предположить, что он уже был нездоров.

Когда Будде было семьдесят два года, его первый покровитель, царь Бимбисара из Магадхи, на которого оказывали давление, был вынужден отречься от трона в пользу своего сына Аджатасатту (Ma-skyes dgra, санскр. Аджаташастру). Аджатасатту посадил отца в тюрьму и заморил его голодом. Вдова Бимбисары и сестра царя Пасенади, Деви, умерла от горя. Желая отомстить за её смерть, Пасенади пошёл войной на своего племянника Аджатасатту, намереваясь вернуть деревни вокруг Варанаси к северу от Ганга, которые он подарил Бимбисаре как часть приданого Деви. Война затянулась, и, чтобы добиться мира, Пасенади пришлось отдать свою дочь Ваджири замуж за Аджатасатту.

Примерно в то же время двоюродный брат Будды, Девадатта, который был учителем Аджатасатту, попробовал захватить власть над монашеской общиной Будды. Девадатта пытался убедить Будду добавить несколько дополнительных правил монашеского поведения, в частности, чтобы монахи проживали только в лесу, спали только под деревьями, не входили в дома мирян, носили только тряпьё и не принимали одежды в дар, а также строго следовали вегетарианству. Будда не согласился, так как правила показались ему слишком аскетичными, что могло привести его общину к отчуждению от общества. Девадатта посягнул на авторитет Будды. Его идеи привлёкли много молодых монахов, и он создал собственную, соперничающую общину, таким образом внеся раскол в сангху. Кроме того, Девадатта неоднократно, но безуспешно пытался убить Будду. В конце концов Шарипутра и Моггаллана убедили монахов, покинувших общину Будды, вернуться.

Судя по всему, Девадатта раскаялся в своих деяниях, но умер до того, как успел попросить прощения Будды. В любом случае, Будда никогда не испытывал к нему неприязни и не таил зла. Царь Аджатасатту также раскаялся в убийстве отца и, последовав совету своего терапевта Дживаки, открыто признался Будде в отцеубийстве и раскаялся.

Примерно через год Будда ещё раз вернулся на свою родину Сакию. Пока царь Пасенади посещал Будду, чтобы выразить ему почтение, генерал Караяна совершил государственный переворот и возвёл на трон принца Видадабху. Не зная, куда бежать, сверженный царь отправился искать защиты в Магадху у своего племянника и приёмного сына, царя Аджатасатту, в Раджагаху. Однако Пасенади не пустили в город и на следующий день он был найден мёртвым.

Между тем новый царь Косалы Видудабха начал войну против Сакии, чтобы отомстить за то, его дед Маханама скрывал его происхождение. Как вы помните, Маханама был двоюродным братом Будды и действующим губернатором Сакии. Хотя Будда трижды пробовал убедить царя не начинать войну, тот остался непреклонен. Армия Косалы получила приказ уничтожить всех жителей Капилаваттху, столицы Сакии. Не в силах предотвратить бойню, Будда ушёл в Раджагаху, столицу Магадхи, в поисках защиты у царя Аджатасатты, точно так же как Пасенади, у которого ничего не вышло.

Дорога в Магадху пролегала через республику Ваджи. В Весали, столице республики, Будду ожидал его ближайший ученик Шарипутра. Однако там также находился и один из бывших помощников Будды, аристократ из Весали Сунаккатта (Legs-pa’i rgyu-skar, санскр. Cунакшатра), который ранее снял монашеские обеты и покинул буддийскую общину. Он заставил парламент Ваджи усомниться в авторитете Будды, утверждая, что тот не обладал никакими сверхъестественными способностями и, опираясь лишь на логику, давал учения о прекращении цепляния, а не о достижении трансцендентных состояний. Будда счёл это комплиментом. Тем не менее, из-за этого обвинения и, возможно, из-за основания женского монашеского сообщества, Будда лишился поддержки и доброго имени в Ваджи. Поэтому Будда пересёк Ганг и отправился в Раджагаху, где он остановился в пещерах поблизости Гиджхакуты (Bya-rgod-kyi phung-po, санскр. Гридхракута), пика Грифа.

С Буддой пришёл встретиться Вассакара, премьер-министр царя Аджасатту. Он сообщил ему, что Аджатасатту собирается расширить границы царства и захватить республику Ваджи. Хотя Будда говорил, что народ Ваджи не победить силой и что они очень гордятся своими традициями и сохранят их, он был бессилен предотвратить надвигающуюся войну, как это было ранее со вторжением Косалы в Сакию. Ко всем этим невзгодам прибавилась смерть двух ближайших учеников Будды – Сарипутты и Моггалланы, которые умерли примерно в одно время. Престарелый Сарипутта умер от болезни, а Моггаллану избили до смерти бандиты, когда он находился в уединённом ретрите.

Не получив поддержки в Магадхе, Будда решил вновь вернутся на север. Скорее всего, он собирался на родину в Сакию, возможно, для того, чтобы посмотреть, что осталось после нападения Косалы. Перед отправлением Будда попросил Ананду собрать всех монахов у пика Грифа, чтобы дать последние наставления. Будда посоветовал монашеской общине следовать примеру парламента Ваджи, придерживающегося демократических принципов: проводить регулярные собрания, жить в гармонии, делить подаяние и уважать старших.

Вскоре Будда покинул пик Грифа и Магадху. Он остановился в Весали, столице республики Ваджи, чтобы провести там ретрит во время сезона дождей. Однако он обнаружил, что местное общество, несмотря на угрозу войны, пришло в упадок. Потеряв поддержку парламента Ваджи, Будда решил провести сезон дождей в уединении и попросил монахов найти убежище среди своих друзей и попечителей.

Во время сезона дождей Будда, которому был восемьдесят год, серьёзно заболел и был близок к смерти. Ананда попросил его даровать монахам последние наставления. Будда сказал монахам, что он обучил их всему, что знал, и в будущем сами учения должны стать их главным прибежищем и ориентиром. Чтобы достичь освобождения от страданий, они должны применять учения и не надеяться на то, что их спасёт некий лидер или община. После этого Будда сообщил, что скоро умрёт.

Вместе со своими последователями и двоюродными братьями Анандой и Ануруддхой Будда снова отправился в путь после сезона дождей. По пути в Сакию он остановился в Паве, одном из двух наиболее важных городов региона Малла. Там кузнец Чунда (Tsu-nda, санскр. Чунда) предложил им отравленную свинину. Подозревая неладное, Будда сказал своим братьям не есть свинину и съел её сам. Оставшуюся часть он велел спрятать. Регион Малла был родиной генерала Караяны, который устроил бойню в Сакии. Вполне вероятно, что яд предназначался Ананде, который был известен тем, что запомнил все учения Будды. Если бы Ананда был убит, ни учения Будды, ни его община не сохранились бы.

Страдая от сильной кровавой диареи, Будда попросил Ананду отнести его в близлежащую Кусинару (Ku-sha’i grong-khyer, gNas-rtsva-mchog, санскр. Кушинагара). Там, лежа в постели, устроенной между двух деревьев, Будда спросил нескольких монахов, не осталось ли у них вопросов или сомнений. Сокрушённые, Ананда и остальные монахи промолчали. После этого Будда скончался, в возрасте восьмидесяти года, в 485 году до н.э.

Непосредственно перед кремацией останков Будды прибыла группа монахов из Павы во главе с Махакассапой (‘Od-srung chen-po, санскр. Махакашьяпа). Он настоял на том, чтобы кремацию отложили до тех пор, пока они в последний раз не выразят уважение. Махакассапа был брамином из Магадхи, который стал монахом в пожилом возрасте несколькими годами ранее. Когда Будда впервые встретил его, он отдал Махакассапе свою старую изношенную рясу в обмен на новую браминскую одежду. Позже этот жест назвали символическим, утверждая, что он означал передачу полномочий и начало линии патриархов буддизма.

Будда, однако, несколько раз явно говорил ученикам, что после его смерти их учителем должна стать сама Дхарма. Он хотел, чтобы община продолжала существовать, беря пример с демократической парламентарной системы Ваджи. Он не хотел, чтобы они ориентировались на монархический строй, как в Косале или Магадхе, – чтобы общину возглавлял один монах.

Как бы то ни было, после смерти Будды, судя по всему, началась борьба за власть между Махакассапой и Анандой. Другими словами, противостояние между традиционной индийской системой, где власть передаётся от гуру к ученику, и более демократичной уравнительной системой нищенствующих монахов, которые живут в маленьких общинах, следуют единым правилам и выполняют одинаковые практики. В итоге победил Махакассапа.

После того как Будду кремировали и его останки-реликвии были распределены, Махакассапа предложил провести собор в Раджагахе во время следующего сезона дождей, чтобы пересчитать, утвердить и записать учения Будды, и монахи согласились. Махакассапа должен был выбрать старейшин, которые будут присутствовать. Он выбрал только архатов – тех, кто достиг освобождения. Их было 499. В начале Махакассапа не включил в этот список Ананду, так как тот ещё не достиг архатства. Махакассапа исключил его, несмотря на то что Ананда запомнил учения Будды лучше всех. К тому же Ананда твёрдо придерживался мнения, что, по желанию Будды, у общины не должно быть единого лидера, – и настаивал на этом. Возможно, Махакассапа чувствовал неприязнь к Ананде ещё и потому, что именно Ананда убедил Будду давать женщинам монашеские обеты. Это могло задевать Махакассапу, так как в прошлом он придерживался консервативных браминских принципов. Однако в конце концов старшие монахи не согласились исключить Ананду, и Махакассапа, сдавшись, позволил ему присутствовать. Согласно учениям тхеравады, Ананда достиг состояния архата в ночь перед собором.

Ожидая собора, Ананда встретил Вассакару (dByar-gyi rnam-pa, санскр. Варшакара), премьер-министра царя Аджатасатту. От него Ананда узнал, что военные силы Магадхи не только собираются напасть на Ваджи, но также готовятся к ожидаемой атаке со стороны царя Паджоты (Rab-gsal, санскр. Прадьёта), правителя Аванти (A-banti’i yul, санскр. Аванти) – царства к западу от Магадхи. Таким образом, хотя у Будды не было намерения, чтобы его общину возглавляла линия патриархов, Махакассапа взял на себя бразды правления. Нет сомнений, что это помогло сохранить учения Будды и монашескую общину в это опасное и смутное время.

На первом буддийском соборе, проходившем в Саттипаннигухе (Lo-ma bdun-pa’i phug, санскр. Саптапарнагуха) – Семилистной пещере близ Раджагахи, – присутствовали пятьсот архатов. Махакассапа был председателем, Ананда произносил по памяти сутты, а Упали (Nye-bar ‘khor, санскр. Упали) повторял устав монашеской дисциплины винайи. Согласно версии тхеравады, на этом соборе не рецитировали абхидхарму (chos mngon-pa, санскр. абхидхарма) – учения особых разделов знания. Однако в традиции сарвастивады школа вайбхашика говорит, что Махакассапа частично декламировал абхидхарму, а школа саутрантика утверждает, что учения абхидхармы не были словами Будды, а были составлены семью архатами из тех пятисот.

В соответствии с тибетской традицией, Махакссапа начал линию семи патриархов (bstan-pa’i gtad-rabs bdun). Китайская традиция чань, а также, вслед за ней, корейская традиция сон и японская традиция дзен, прослеживают линию двадцати восьми индийских патриархов, в которой двадцать восьмым был Бодхидхарма. Бодхидхарма был индийским мастером, который принёс учения чань в Китай. В Восточной Азии его считают первым патриархом чань.

Подводя итог, можно заключить, что палийская литература тхеравады показывает Будду харизматичным, почти трагическим духовным лидером, который прилагал большие усилия к тому, чтобы создать и поддерживать постоянно растущую общину учеников и последователей, находясь в чрезвычайно сложных обстоятельствах. Он был вынужден столкнуться с политическими интригами, несколькими войнами, жестоким убийством множества земляков, порицанием перед лицом правительства, соперничеством за власть со стороны учеников, и в конце концов умер от отравления. Тем не менее, несмотря на все эти суровые испытания, Будда сохранял покой ума и не унывал. Достигнув просветления, он давал учения сорок шесть лет и всё это время непреклонно исполнял свой долг, показывая всему миру путь к освобождению и просветлению.

Буддийские исследования: Будда и его ученики

Ананда Человек, которого все любили

57. Будду всегда сопровождал служитель, чья работа это должно было передавать ему сообщения, готовить его место и присутствовать на его личные нужды. Первые двадцать лет своего служения у него было несколько слуг: Нагасамала, Упавана, Нагита, Чунда, Радха и другие, но ни один из них не оказался подходящим. Один день, когда он решил заменить своего нынешнего помощника, он позвонил всех монахов вместе и обратился к ним: «Я сейчас получаю старые и хотят иметь кого-то в качестве постоянного помощника, который будет подчиняться моим желаниям во всем. Кто из вас хотел бы быть моим служителей?» Все монахи с энтузиазмом предложили свои службы, за исключением Ананды, скромно сидевшего в тишине сзади. Позже, когда его спросили, почему он не вызвался добровольцем, он ответил, что Будда лучше знал, кого выбрать. Когда Будда указал, что он хотел бы, чтобы Ананда был его личным помощником, Ананда сказал, что он согласился бы на эту должность, но только при нескольких условиях. Первые четыре условия заключались в том, что Будда никогда не должен давать ему ни из еды, которую он получил, ни из одежды, которую он не должно быть предоставлено никаких особых условий, и что он будет не нужно сопровождать Будду, когда он принимал приглашения в дома людей. Ананда настаивал на этих четырех условиях, потому что он не хотел, чтобы люди думали, что он служит Будде из стремления к материальной выгоде. Последние четыре условия были связано с желанием Ананды помочь в продвижении Дхармы. Этими условиями были: если его пригласили на обед, он мог передать приглашение Будде; что если бы люди пришли из отдаленные районы, чтобы увидеть Будду, он будет иметь привилегию их введения; что если у него есть какие-либо сомнения относительно Дхармы, он должен иметь возможность поговорить о них с Буддой в любое время и что, если бы Будда произнес речь в его отсутствие, он бы позже повторите это в его присутствии. Будда с улыбкой принял эти условия и, таким образом, положили начало отношениям между двумя мужчин, который должен был длиться в течение следующих двадцати пяти лет.

58. Ананда родился в Капилаваттху и приходился Будде двоюродным братом. сын Амитоданы, брат отца Будды Суддходаны. Это было во время первого путешествия Будды обратно в Капилаваттху после его просветление, что Ананда вместе со своим братом Ануруддхой и его двоюродный брат Девадатта стали монахами. Он оказался готовым и прилежный ученик, и уже через год он стал Stream-Winner. Жизнь монаха принесла Ананде большое счастье, а его тихий, непритязательный природа означала, что другие мало замечали его, пока он не был избран личным помощником Будды. В то время как некоторые люди развивают качества, ведущие к просветлению через медитацию или изучение, Ананда делал это через любовь и заботу он имел для других. Незадолго до того, как Будда достиг окончательной нирваны, Ананда заплакал, говоря себе: «Увы, я все еще ученик, которому еще многое предстоит сделать. И учитель уходит, тот, кто был так сострадателен ко мне». Будда назвал Ананду в его присутствии и заверил его, что он развил свою разум в очень высокой степени через его самоотверженность и любовь и что если он приложит чуть больше усилий, то тоже достигнет просветления.

«Хватит, Ананда, не плачь и не плачь. Разве я уже не говорил, что все вещи приятные и восхитительные также изменчивы, подвержены раздельности и непостоянству? Так как же они могли не пройти? Ананда, ты долгое время был в моем присутствии, проявляя любящую доброту телом, речью и умом, помогая, блаженно, от всего сердца и без скупости. Вы сделали много заслуга, Ананда. Приложите усилия и очень скоро вы будете свободны от скверны».[ N1 ]

59. Самоотверженность Ананды выражалась тремя способами: через его служение Будде, благодаря его безграничной доброте к своим соученикам, как рукоположенным, так и мирянам, а также будущим поколений через решающую роль, которую он должен был сыграть в сохранении и передача Дхармы.

60. Ананда, личный слуга Будды, стремился освободить Будда от как можно большего количества мирских занятий, чтобы он мог сосредоточиться на обучении Дхарме и помощи людям. К тому, что конец, он выстирал и починил мантию Будды, привел в порядок его жилые четверти, мыл ноги, массировал спину и, когда медитировал или разговаривая, стоял позади него, охлаждая его веером. Он спал рядом с Буддой, чтобы всегда быть под рукой и сопровождать его когда он обошел монастыри. Он призвал монахов кого Будда хотел увидеть и не пускал людей, когда Будда хотел отдохнуть или побыть один. В роли слуги, секретаря, посредником и доверенным лицом, Ананда всегда был терпелив, неутомим и ненавязчивый, обычно предвосхищающий потребности Будды.

61. Хотя основной задачей Ананды было заботиться о нуждах Будды, у него всегда находилось время, чтобы быть полезным и другим. Он бы часто читал беседы о Дхарме, и действительно, такой искусный учитель был что иногда Будда просил его выступить с речью в его место, или закончить разговор, который он начал. [ N2 ] Нам говорят, что когда у Будды был свой день отдыха, Ананда воспользовался бы свободным временем, чтобы пойти и навестить тех, кто заболел, поговорить с ними, подбодрить или попробовать чтобы достать для них лекарства. Однажды он услышал об очень бедной семье с трудом воспитывает двух маленьких сыновей. Зная, что мальчики столкнулись очень мрачное будущее и ощущение, что нужно что-то делать, чтобы помогите им, Ананда получил разрешение от Будды посвятить их, тем самым давая им шанс в жизни.[ N3 ]

62. Жизнь в Сангхе не всегда была легкой для монахинь. Большинство монахов держали подальше от них, не желая поддаваться искушению. Некоторые даже дискриминировали против них. Ананда, с другой стороны, всегда был готов помочь. их. Именно он вдохновил Будду на посвящение первого монахинями, он всегда был готов вести беседы о Дхарме с монахинями и мирянками. и поощрять их в их практике, а они, в свою очередь, часто искали его из-за его симпатии к ним. [ N4 ]

63. Однажды Будда сказал, что из всех его учеников Ананда был самым выдающимся. из тех, кто много слышал о Дхарме, у кого была хорошая память, кто усвоил последовательный порядок того, что он помнил, и который был энергичным.[ N5 ] Будда действительно не умел писать, хотя писал был известен в то время, он мало использовался. Оба при жизни и в течение нескольких столетий после его последней Нирваны его слова были запоминаются и передаются от одного человека к другому. Высокоразвитая память Ананды плюс тот факт, что он постоянно рядом с Буддой, означало, что он больше, чем кто-либо другой, отвечал за сохранение и передачу учения Будды. Под этим не подразумевается, что Ананда помнил слова Будды. дословно — это было бы не возможно и не нужно, поскольку понимание Дхармы не зависит от устройства слов и предложений, а от понимания смысла слов. Скорее, Ананда вспомнил суть того, что Будда сказал, кому он это сказал, особо важный или выдающийся используемые фразы, сравнения или притчи, а также последовательность в котором были представлены все идеи. Ананда повторял то, что он слышал и запоминал другим и постепенно большое тело развивались устные учения. Это означало, что люди, далекие от Присутствие Будды могло слышать его учение без помощи книги или необходимость путешествовать на большие расстояния.

64. После последней нирваны Будды пятьсот просветленных монахов созвал совет в Раджагахе с целью собрать всех учения Будды и запоминать их, чтобы они могли передаваться будущим поколениям. Потому что он знал так много Дхарме было необходимо присутствие Ананды, но его не было. еще просветленный. Теперь, когда ему больше не нужно было заботиться о Будде потребности, у него было больше времени для медитации, и поэтому он начал практиковать с исключительным усердием, надеясь, что сможет достичь просветления до начала Совета. Как время для начала Совета приближался, он тренировался все усерднее и усерднее. Вечером перед Собором он сидел, размышляя, убежденный, что не быть в состоянии достичь просветления к следующему утру. Итак, он сдался и решил лечь и поспать. Когда его голова коснулась подушке он стал просветленным. Ананду тепло встретили в Совет на следующий день и в течение следующих месяцев он читал тысячи речей, которые он слышал, начиная с каждой декламации словами: «Так я слышал» ( Эвам ме сутам ). Так как за его огромный вклад в сохранение Дхармы, Ананду иногда называли «Хранителем лавки Дхармы». ( Дхармабхандагарика ). Благодаря своим качествам доброты, терпение и готовность помочь, Ананда был одним из тех редких людей, который, казалось, мог ладить со всеми и понравилось. Незадолго до своей последней нирваны Будда восхвалял Ананду. в компании монахов, поблагодарив его за годы верного и любящая дружба и служение. «Монахи, все те, кто были полностью просветленными буддами в прошлом, у них был главный помощник как Ананда, как и все те, кто станет полностью просветленными буддами. в будущем. Ананда мудр. Он знает, когда настало подходящее время для монахов, монахинь, мирян, мирянок, королей, министров, лидеров представителей других сект или их учеников прийти ко мне. Ананда имеет четыре замечательных и замечательных качества. Какие четыре? Если компания монахов приходит посмотреть на Ананду, они довольны видом его, и когда он учит их Дхарме, они довольны, и когда он заканчивает, они разочарованы. И то же самое для монахини, миряне и мирянки.»[ N6 ]

65. Неизвестно, когда и где скончался Ананда, но, согласно по традиции, он дожил до глубокой старости. Когда Фа Хиен, знаменитый Он сообщил, что китайский паломник посетил Индию в V веке н.э. видя ступу с прахом Ананды, и особенно монахинь высоко ценил его память.

Ананда — Энциклопедия Нового Света

Ананда (китайский: 阿難, Нан или 阿難陀, Нан Туо ) был одним из десяти великих учеников и набожным помощником Будды. Он был известен как Хранитель Дхармы .

Слово Ананда означает «блаженство» на пали, санскрите, сингальском и тамильском языках и довольно часто является частью буддийских и индуистских монашеских имен.

Высокоразвитая память Ананды, а также тот факт, что он постоянно находился рядом с Буддой, означали, что он больше, чем кто-либо другой, несет ответственность за сохранение и передачу учений Будды для будущих поколений.

Содержание

  • 1 Молодость
  • 2 Жизнь с Буддой
    • 2.1 Защитник буддийских монахинь
  • 3 Последние годы
    • 3.1 Первый буддийский собор
  • 4 Наследие
  • 5 Смерть
  • 6 Примечания
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки
  • 9 кредитов

Он был идеальным учеником, известным как образец безукоризненного поведения, неустанной заботы о своем Учителе и собратьях-монахах, непоколебимого дружелюбия, терпения и готовности помочь. [1]

Молодость

Ананда родился в Капилаваттху и был двоюродным братом Будды, сыном Амитоданы, брата отца Будды, Суддходаны. Именно во время первого возвращения Будды в Капилаваттху после просветления Ананда вместе со своими братьями Ануруддхой и Девадаттой стали монахами.

Сообщается, что Ананде было около 37 лет, когда он стал учеником Белаттхасисы, араханта (полностью освобожденного святого) в Сангхе. Жизнь монаха устраивала Ананду, и его тихий, непритязательный характер означал, что другие мало замечали его, пока он не был выбран личным помощником Будды.

Жизнь с Буддой

В первые годы жизни монаха Ананда был совершенно неизвестен, так как посвятил себя очищению своего ума. В ранние годы Будда настолько доверял Ананде, что его много раз просили говорить от его имени, а позже он заявлял, что сам он не представил бы учения каким-либо другим способом. Знание Анандой Дхармы приводило к тому, что другие монахи часто искали его, чтобы объяснить то, что сказал Будда.

Поскольку он лично посещал Будду и часто путешествовал с ним, Ананда подслушивал и запоминал многие речи, которые Будда произносил перед различными аудиториями. Поэтому его часто называют учеником Будды, который «много слышал».

Ананда прославился как личный помощник Будды. Когда ему было пятьдесят пять лет, Будда выразил потребность в новом помощнике и попросил добровольцев. Многие вызвались, но был выбран Ананда, несмотря на то, что он этого не сделал.

Ананда посвятил себя Будде с особым детским рвением и двадцать пять лет служил его личным помощником. Его описания указывали на то, что у него не было интеллектуальных достижений, но он был человеком большой искренности и любвеобильным характером. [2]

В его обязанности входило заботиться обо всех личных потребностях Будды в болезни и здоровье, сопровождать его в его обходах по монастырю и способствовать общению между ним и тысячами монахов. [3]

Будучи личным помощником Будды, он ежедневно общался с большим количеством людей с разнообразными заботами, но, как сообщается, у него не было врагов или соперников, а его отношения с другими людьми были бесконфликтными или напряженными. Его огромная сила памяти, которую он использовал для учебы, также позволяла ему запоминать людей и обстоятельства. [4]

В длинном списке учеников, приведенном в Ангуттаре (i. xiv.), где каждый из них провозглашается главным в каком-либо качестве, Ананда упоминается только пять раз, в то время как большинство других было названо дважды. Он был удостоен чести за знание бесед, хорошую память, мастерство последовательной структуры учений, упорное изучение и преданность в качестве личного помощника. Это сделало его мастером внимательности.

Благодаря этим качествам Будда провозгласил Ананду «Хранителем Дхаммы». Все эти качества позволяли ему запоминать слова своего учителя точно так, как они были сказаны, и, благодаря его чувству порядка, на него можно было положиться, чтобы сохранить их в правильной последовательности, а затем объяснить их таким образом, чтобы другие монахи были должным образом обучены. .

Защитник буддийских монахинь

Согласно буддийской истории, Будда первоначально создал три ветви своей сангхи. Монахини были признаны только после того, как его уговорили приемная мать Махапраджапати Гуатами и Ананда. Когда к нему подошла приемная мать и несколько других женщин, он отговорил их следовать за ним. Это, однако, не остановило женщин, которые сочли достойным поводом следовать за Буддой, несмотря на его нежелание посвящать их в сан. Они продолжали следовать за Буддой и слушать его учения, пока Ананда не согласился умолять Будду от их имени.

Ананда дважды обращался к Будде от их имени, и оба раза просьба была отклонена. Затем они попросили Ананду вернуться к Будде в третий раз. На этот раз Будда согласился, подумав и решив, что повторный отказ от женщин вызовет у Ананды душевные страдания. Это запутало бы ученика в его учении, поэтому лучше не сопротивляться этому. Говорят, что Будда пришел к выводу, что разрешение посвящения женщин сократит влияние его учений наполовину, но это было лучше, чем позволить учениям запутаться. Однако от женщин требовалось принять восемь дополнительных правил, помимо тех, которые приняты монахами. Большинство этих правил относятся к их взаимодействию с монахами. [5]

Последние годы

Махапариниббана Сутта является одной из самых важных в отношении отношений Ананды с Буддой. Это хроника последних дней Будды перед тем, как он вошел в нирвану.

Одной из забот Ананды было то, что станет с Сангхой после его смерти. Кто бы их возглавил? Будда сказал: «Ананда, может быть, ты подумаешь: «Наставления Учителя прекратились, теперь у нас нет учителя!» Это не должно восприниматься так, Ананда, ибо то, чему я учил и объяснял тебя как Дхамму и дисциплину, будет, когда я уйду, твоим учителем». [6]

Одним из последних действий Будды было собрать монахов и рассказать им о проницательности и доброте Ананды. Он сказал Ананде:

Довольно, Ананда, не горюй и не плачь. Разве я уже не говорил тебе, Ананда, что в самой природе всех близких и дорогих нам вещей заложено то, что мы должны отделиться от них, оставить их, отделиться от них? Как возможно, Ананда, чтобы все, что было рождено, возникло, организовано и тленно, не погибло? Это условие невозможно. Долгое время, Ананда, ты ждал Татхагату с добрым, преданным, жизнерадостным, беззаветным, безграничным служением тела, с добрым, преданным, жизнерадостным, беззаветным, безграничным служением голоса, с добрым , преданный, веселый, целеустремленный, безудержное служение разуму. Ты приобрел много заслуг, Ананда; напрягись, и скоро ты будешь свободен от всякой развращенности. [7]

Первый буддийский собор

Через три месяца после последней нирваны Будды пятьсот просветленных монахов собрали совет в Раджагахе с целью собрать все учения Будды и запомнить их, чтобы их можно было передать по наследству. будущим поколениям.

До этого Первого буддийского собора (544 г. до н. э. г.) было предложено не допускать Ананду на том основании, что он еще не был архатом. Согласно легенде, это побудило Ананду сосредоточить свои усилия на достижении Нирваны, и он смог достичь указанного уровня достижения до созыва конклава.

На Совете первым читал Ананда, который читал не только все, что он слышал, но и место, в котором было отведено каждое выступление. Затем других монахов попросили подтвердить воспоминания Ананды.

Также на этом совете учения Будды были разделены на три категории, или «корзины» (питака): беседы, дисциплина и высшее знание. Трипитака , которая была сформирована на этой встрече, является тем же каноном, который используется буддистами сегодня. [8]

Дхарма веками передавалась от учителя к ученику устно. Дхарму ежедневно читали группы людей, которые регулярно сверялись друг с другом, чтобы убедиться, что не было сделано никаких упущений или дополнений. [9]

Наследие

Духовная линия Ананды сыграла важную роль в передаче первоначальных учений Будды в первом столетии после его ухода.

Сам Ананда выступал на Первом Совете после смерти Будды и, таким образом, стал главным хранилищем ортодоксии Дхармы. На Втором Соборе (444 г. до н. э. ) шесть из восьми монахов, выбранных для участия, были его учениками. Поскольку он прожил дольше, чем большинство других прямых учеников, ученики Ананды были одними из старейших и наиболее почитаемых почти через 100 лет после Махапаринирваны Будды. [10]

В общей сложности было проведено шесть Великих Соборов для рассмотрения вопросов, касающихся сохранения смысла и чистоты учений Будды. Буддийские советы сыграли важную роль в создании и сохранении Палийского канона (Типитака) как в его первоначальной устной форме, так и в том виде, в котором он существует сейчас, в его письменной форме. [11]

В дзенской традиции Ананда считается вторым индийским патриархом. Его часто изображают с Буддой рядом с Махакашьяпой, первым индийским патриархом.

Смерть

Неизвестно, когда и где скончался Ананда, но, согласно традиции, он дожил до глубокой старости. Когда Фа Хьен, знаменитый китайский паломник, посетил Индию в пятом веке г. н.э. г., он сообщил, что видел ступу с прахом Ананды, и что монахини особенно высоко чтили его память. [12]

Notes

  1. ↑ Бодхи Ньянапоника и Хельмут Хеккер, Великие ученики Будды: их жизнь, их работа, их наследие (Бостон: Wisdom Publications, 1997). ISBN 0861711289
  2. ↑ Dlshq.org, Господь Будда. Проверено 15 сентября 2007 г.
  3. ↑ Бодхи Ньянапоника и Хельмут Хеккер. Великие ученики Будды: их жизнь, их работа, их наследие (Бостон: Wisdom Publications, 1997). ISBN 0861711289
  4. ↑ Ньянапоника и Хеккер, 1997.
  5. ↑ Vector Vasn, Споры по поводу рукоположения буддийских монахинь. Проверено 15 сентября 2007 г.
  6. ↑ Buddhism.about.com, Жизнь Будды. Проверено 15 сентября 2007 г.
  7. ↑ Университет Майами, Смерть и последние наставления Будды. Проверено 15 сентября 2007 г.
  8. ↑ Факты о религии, Первый буддийский собор. Проверено 15 сентября 2007 г.
  9. ↑ Buddhism.kalachakranet.org, Взгляд на буддизм. Проверено 14 сентября 2007 г.
  10. ↑ Buddhism.kalachakranet.org, Взгляд на буддизм. Проверено 14 сентября 2007 г.
  11. ↑ Everything2.com, Буддийские советы. Проверено 14 сентября 2007 г.
  12. ↑ Buddhanet.net, Будда и его ученики. Проверено 14 сентября 2007 г.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Ньянапоника, Бодхи и Хельмут Хеккер. 1997. Великие ученики Будды: их жизнь, их работа, их наследие . Бостон: публикации мудрости. ISBN 0861711289
  • Дхаммика, Шравасти и Сьюзан Хармер. 2004. Будда и его ученики. Великие буддийские истории . Сингапур: издание Times. ISBN 9812327592
  • Рэй, Реджинальд А. 1994. Буддийские святые в Индии: исследование буддийских ценностей и ориентаций . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195072022

Внешние ссылки

Все ссылки получены 18 июня 2021 г.

  • Ананда Буддийские исследования .
  • Лорд Будда Dlshg.org.

Авторы

Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статей Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *