Аляска екатерина 2: Екатерина, ты была ни при чем. Кто на самом деле продал Аляску? | История | Общество

155 лет американской Аляске: Екатерина НЕ БЫЛА неправа!

30 марта 1867 года в Вашингтоне был подписан договор о продаже Аляски за 7,2 млн долларов золотом. Помимо полуострова к США отошли Александровский и Кадьякский архипелаги, Алеутская гряда, а также несколько островов в Беринговом море. В самом конце данного очерка мы поговорим о том, какую ПОЛЬЗУ принесла России продажа Аляски.

Вопреки чрезвычайно расхожему мнению (подкреплённому в том числе песней группы «Любэ»), императрица Екатерина II не имеет абсолютно никакого отношения к продаже Аляски, поскольку скончалась за 71 год до описываемых событий. Аляску продал император Александр Второй, прозванный «Освободителем» за то, что шестью годами ранее отменил в России крепостное право.

Ну, а начнём с того, что Аляску открыли в 1732 году русские исследователи Михаил Гвоздёв и Иван Фёдоров. Новые территории активно осваивались нашими соотечественниками и в 1799 году для управления Аляской была учреждена Российско-американская компания.

В 1805 году на Аляску прибыл граф Николай Резанов и ужаснулся страданиям русских поселенцев от голода и цинги. Чтобы спасти соотечественников, граф выторговал у одного из иностранных купцов корабль «Юнона» с грузом продуктов. Затем он распорядился построить ещё одно судно, которое получило название «Авось». В марте 1806-го экспедиция на двух кораблях отправилась в испанскую Калифорнию. Отчаянный рывок на юг удался, и продовольственное обеспечение Аляски было налажено. За время пребывания в Сан-Франциско Резанов не только завоевал расположение местного коменданта, но и очаровал его 15-летнюю дочь Марию Консепсьон (Кончиту). Эта история легла в основу знаменитой оперы «Юнона и Авось».

В 1850-1860-х годах в Ново-Архангельске была расположена одна из баз русской тихоокеанской эскадры. Начавшаяся в 1853 году Крымская война показала полную незащищенность Аляски от нападения какого-либо противника. Как известно, в августе 1854-го в Авачинской бухте на Камчатке произошло сражение между русской береговой артиллерией и кораблями англо-французской эскадры.

Вопрос об утрате Россией полуострова Аляска — еще более отдалённого, нежели Камчатка, стал лишь делом времени…

Согласно вышеназванному российско-американскому договору уже 18 октября 1867 года на Аляске был спущен чёрно-жёлто-белый триколор (он был флагом России с 1858 по 1883 год) и поднят звёздно-полосатый американский флаг. После этого полуостров официально перешел во владение США, а в январе 1959 года стал предпоследним по счету, 49-м, штатом этой страны.

А теперь самое главное: На протяжении полутора веков историки отчаянно спорят о том, а нужно ли было нам продавать Аляску. Мнение, что за полуостров нужно было держаться «до последнего» разделяют очень многие так называемые «квасные патриоты», которые особенно сильно расплодились в последние несколько недель. Хотите доводы ПРОТИВ данного утверждения? Пожалуйста, вот они:

1. Если бы не продажа Аляски, то американцы в конце концов взяли бы эту территорию ДАРОМ. Точно также, как они сделали это с нынешним штатом Техас и иже с ним с ещё с несколькими исконно мексиканскими территориями.

2. Продажа Аляски и вывод оттуда русского гарнизона позволили России сосредоточиться на гораздо более важных вопросах сохранения дальневосточных территорий и обеспечить охрану нынешнего Приморского края. Кто знает, как в противном случае выглядела бы сегодня карта в этом регионе. Скорее всего, у России не было бы ни Аляски, ни Приморского края.

3. Наконец, продажа полуострова имела огромное чисто утилитарное значение для стремительного развития нашей страны. Дело в том, что на вырученные деньги были куплены вовсе не помпезные приморские дворцы, не роскошные яхты-джеты-тачки и даже не эксклюзивные шубы для тогдашней элиты. На самом деле, на эти немалые деньги в европейской части страны были построены многочисленные железные дороги, которые, в конце концов, сыграли роль «локомотива» отечественной экономики. Да да. В это довольно трудно поверить, но в конце 19-го века в России ежегодно строили по 2,5 тысячи километров новых железнодорожных путей! Их прокладкой занимались 400 тысяч человек, или шестая часть всех российских наемных рабочих того времени.

Ни в советское, а таем более в постсоветское время, наша страна даже близко не смогла приблизиться к данному показателю…

Аляска сегодня Фото: myotpusk.mirtesen.ru

  • новости
  • история
  • Россия
  • media
  • США
  • приморский край
  • Аляска
  • Николай Резанов
  • Калифорния
  • российские железные дороги
  • Вашингтон
  • Екатерина Вторая
  • Александр Второй
  • группа «Любэ»
  • опера «Юнона и Авось»

Аляска и история Русской Америки

Приближающийся конец марта, его тридцатый день, – годовщина исторического договора между Соединенными Штатами Америки и Российской Империей: в 1867-м году, более 140 лет назад, за 7 миллионов 200 тысяч долларов Аляска была продана США и впоследствии стала 49-м – и самым большим по территории – штатом Америки.

До 18 марта 1867 года Аляской управляла Российско-американская компания, учрежденная в 1799 году купцом Григорием Шелиховым и государственным деятелем Николаем Резановым. Именно благодаря промышленникам – промышляли они, в первую очередь, пушниной – и благодаря купцам появилась Русская Америка. Ее центром был Новоархангельск – сегодняшний город Ситка.

Помимо Аляски, Русская Америка охватывала и часть Калифорнии, где главный правитель Русской Америки Александр Баранов создал поселение, о котором и сегодня, почти 200 лет спустя, напоминает знаменитый Форт-Росс.

Тем не менее, несмотря на всю историческую значимость Форта, в последнее время ему угрожало закрытие вместе с другими культурными памятниками из-за финансовых проблем Калифорнии. Как обстоит ситуация с ним сегодня? Каковы новости последнего времени?

На вопрос Русской службы «Голоса Америки» ответил специалист по Русской Америке Александр Петров, ведущий научный сотрудник Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН: «Мы должны делать все от нас зависящее по сохранению этого музея. Дело дошло до федеральных органов нашей страны. Посол лично принял самое активное участие в решении этого вопроса». Полного ответа на данный вопрос, сказал Петров, нет, но и опасности того, что Форт закроют, сейчас не существует.

Если пребывание русских в Калифорнии не было повсеместным и безусловным, то «российский суверенитет над Аляской был неоспорим», рассказал Владимир Мединский, историк, депутат Госдумы и автора книг «Мифы о России».

Что касается Аляски, то первые русские поселения там основал Григорий Шелихов, хотя еще в семнадцатом столетии ее обнаружили казаки, дошедшие до пролива, который позднее был назван Беринговым.

При Шелихове же в 1794 году на Аляску прибыла первая миссия православных священников. Ее поддержала императрица Екатерина II. Священники обращали коренное население Аляски в православие. Охотнее всего новую веру приняли алеуты. Сегодня самая большая православная община в Америке аляскинская.

Напомним, что в 1867 году император Александр II, который лично участвовал в российско-американских переговорах, решил вместе с великим князем Константином Николаевичем и другими либералами продать Аляску по экономическим соображениям: и без того непростая экономическая ситуация усугубилась в России после поражения в Крымской войне 1853-1856 годов. Аляска же требовала от правительства денежных вложений.

Тем временем в американском обществе стоял вопрос о ценности такого приобретения как Аляска. В прессе об этом много писали, Сенат колебался, но в итоге дал свое согласие на покупку этой территории.

Отметим, что высказываются самые разные версии, почему Россия продала Аляску.

Так, например, Владимир Мединский, комментировавший эти события, считает причиной недальновидность российских либералов, лишенных чувства государственности и экономико-политической дальновидности, потому что Аляска в буквальном смысле слова оказалась золотой жилой.

Через несколько десятилетий после заключения договора 7 миллионов, потраченные США, щедро окупились. В 90-е годы на Аляске началась золотая лихорадка.

Позднее стало известно о богатых залежах природных ископаемых, среди которых оказались нефть и газ. Их добыча составляет в наше время около 80% доходов Аляски.

Все эти обстоятельства и сегодня заставляют многих российских политиков, а также простых граждан возвращаться к теме продажи Аляски и сожалеть о ней. Об этом свидетельствует различные общественные опросы, в частности опрос, проведенный РИА Новости в рамках масс-медийного проекта «Осторожно, история!».

Споры последних лет о том, кому должны принадлежать права на нефтегазовые месторождения в Арктике – напомним, они составляют более четверти от мировых, – лишь усиливают чувство досады из-за потерянной территории, ведь, помимо Канады, Дании и Норвегии, на месторождения претендуют и США – благодаря Аляске, а позиции России слабее, чем могли бы быть.

Так, например, сегодня президент России Дмитрий Медведев сказал об Арктике следующее во время заседания Совета безопасности: «К сожалению, наблюдаются попытки ограничить доступ России к разработке и освоению арктических месторождений, что, конечно, недопустимо с правовой точки зрения и несправедливо с позиций географического положения и самой истории нашей страны».

Так или иначе, известно, что единственное наклонение, применимое к истории, – изъявительное. Какова роль Аляски в отношениях между Россией и Соединенными Штатами сегодня?

Александр Петров считает, что большая православная община на Аляске и, конечно, существование креолов, потомков русских и коренных жителей, – все это «совместная российско-американская история».

«Аляска – часть России, но и территория США. Аляска внесла важный вклад в развитие американской государственности», – заключил Петров.

А Владимир Мединский, в свою очередь, пожелал, чтобы Аляска оставалась «тем мостиком, который соединяет наши страны».

Корона и торговля в Русской Америке — В начале было слово: Русская церковь и коренные культуры Аляски

Главная | Благодарности

Разделы: Корона и коммерция в Русской Америке | Русская Православная Церковь на Аляске | Обращение в христианство | Изменение родных нравов | Шаманизм и христианство | Родное образование | Сохранение родных языков

Открытие русскими Аляски и Алеутских островов Витусом Берингом (1681-1741) и Алексеем Чириковым (ум. 1748) в 1741 году было вдохновлено царем Петром Великим (1672-1725). В течение полувека после этого предприимчивые пограничники и торговцы мехом, промышленники, располагались от Курильских островов до юго-востока Аляски, часто используя навыки местных мореплавателей, чтобы добывать богатые запасы шкур морских выдр и тюленей для прибыльной торговли с Китаем.

Один из этих смелых торговцев, Григорий Шелехов (1747-1795), вдохновленный царицей Екатериной Великой (1729-1796), основал первую колонию на Аляске в 1784 году в бухте Трех Святителей на острове Кадьяк. Колониальный администратор Шелехова Александр Баранов правил так долго (1790-1818) и эффективно, что стал известен как «Владыка» Русской Америки. В 1794 г. императрица выполнила просьбу Шелехова об учреждении православной миссии на Аляске, а в 1799 г. царь Павел I (1754-1801) предоставил Русско-американской компании Шелехова монопольный контроль над торговлей и управлением, тем самым неразрывно переплетая Компанию и Церковь. Компания финансировала церковь в ее миссионерской и образовательной деятельности, в то время как церковь стала хранителем не только нравственности колонии — часто вопреки практике Компании — но и духовного и интеллектуального воспитания коренных жителей Аляски.

Хотя первоначальное противостояние русских и жителей Аляски иногда было кровавым, с приходом православных священников отношения в целом стали более гармоничными и взаимовыгодными. Однако вскоре, в 1867 году, Аляска была захвачена американцами, для которых золото изначально было главной заботой. Несмотря на радикальные изменения, произведенные американцами, глубокое впечатление от России и русского православия осталось на Аляске и по сей день.

Гравированная карта. Карта морских открытий русских мореплавателей в Тихом океане и Ледяных морях, совершенных в разные годы. Составлено на картографическом складе Его Императорского Величества, исправлено по последним наблюдениям иностранных мореплавателей и выгравировано в 1802 году. G4371.F35 1802 .M Vault Oversize, Отдел географии и карт, Библиотека Конгресса (1)

  • Фотография литографии. [Екатерина II]. Биографический файл, Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса (2)
  • Фотография литографии. [Григорий Шеликов]. Из общих коллекций Библиотеки Конгресса (3)
  • Рукописный документ. Приказ Рыльскому гражданину и сподвижнику Северо-Восточной Американской компании господину Шелехову от Ея Императорского Величества Екатерины II, 12 мая 1794 г.
    , с.7. Вставка 1, Коллекция Юдина, Отдел рукописей, Библиотека Конгресса (4)
  • Цветные ксерокопии. [Женщина и мужчина айнов]. От факсимильного издания Атласа к кругосветному путешествию капитана Крузенштерна, 1813 г. Токио: Центральная библиотека Тэнри, 1973 г., pls. 77, 78. G1036.K7 1813a Хранилище, отдел географии и карт, Библиотека Конгресса (5a,b)
  • Рукописный отчет. По докладу Камчатской Духовной Консистории с представлением о заключенном с Тоеном договоре, 29 июня 1794 г., стр.1. D27, Архив Русской Церкви Аляски, Отдел рукописей (6)
  • Фотокопия, с литографии, высечка. Николай Петрович Ресанов. Биографический файл, Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса (7)
  • Фотография с литографии. Александр Баранов. Биографический файл, Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса (8)
  • Голографический документ. Настоящая копия секретной инструкции, оставленной мною при выезде из Америки г. Баранову, подписанная Николаем Ресановым, 20 июля 1806 г., ст. 17, стр. 34,35. Вставка 1, Коллекция Юдина, Отдел рукописей, Библиотека Конгресса (9)
  • Голографическая таблица. Конфессиональный список Курильских островов, Симусиры и Урупа за 1846 г., составленный о. Андрей Милорадовский 30 августа 1846 г., стр. 2,5. D27, Архив Русской Церкви Аляски, Отдел рукописей (10)
  • Бродсайд. Санкт-Петербург актуальная цена нет. 76, издаваемый Министерством финансов при Департаменте внешней торговли каждый вторник и пятницу во время навигации…, 29 декабря 1811 г., стр. 1, 4. Вставка 2, Коллекция Юдина, Отдел рукописей, Библиотека Конгресса (11)
  • Рукописное письмо. Его Преосвященству, Высокопреосвященному Лаврентию Саламатову, Аткинская Никольская церковь, из Тоена Андреановских Алеутов Федора Дидюхина, секретное письмо, 1 октября 1863 г., стр.1. D35, Архив Русской Церкви Аляски, Отдел рукописей (13)
  • Цветная литографированная карта. Карта Колтона территории Аляска (Русская Америка), уступленной Россией Соединенным Штатам. Сан-Франциско: HH Bancroft & Co., 1868. TC Alaska 1868 Colton, Отдел географии и карт, Библиотека Конгресса (14)
  • Цветная карта. Карта золотых приисков Клондайка на Аляске и части Северо-Западной территории с указанием путей к золотым приискам. Чикаго: Poole Bros., 1897. TC Alaska 1897 Регион Клондайк Poole Bros., Отдел географии и карт, Библиотека Конгресса (15)
  • Хромолитография. Карта региона Клондайк с указанием маршрутов, расстояний и т. д. по железной дороге и воде. Нью-Йорк: Браун, 1897 г. ТК Аляска, 1897 г. Браун, отдел географии и карт, Библиотека Конгресса (16)
  • Рукопись воспоминаний. Экспедиция Гарримана: хроники и сувениры, май-август 1899 г., Эдвард Х. Харрисон и др., стр. 70,7l. Box 1034, Vault, Коллекция Гарримана, Отдел рукописей, Библиотека Конгресса (16a)

Образы Екатерины Второй в постсоветском Татарстане: Эби Патша, великая императрица и проданная Аляска

Ассман, Дж. (2004). Культурная память. Письменность, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры.

Бадретдин Г., Муртазин А. и Мухаметрахимов А. (2016, 19 апреля). Царская честь: поставят ли татары памятник Эби паше на Вепре? Деловая электронная газета «Бизнес Online». Получено с: https://www.business-gazeta.ru/article/308224 (на русском языке).

Баязитов И. (2013, 07 февраля). Мусульмане в России. Независимая общественно-политическая газета «Звезда Волги». Получено с: https://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/musulmane-v-rossii-07-02-2013.html (на русском языке).

Бусстанов А. (2016, 04 апреля). «Образ Екатерины II и идея «перерождения» — результат некоего закулисного компромисса. Интернет-газета «Реальное время». Получено с: https://realnoevremya.ru/articles/29225 20.04.2016 (на русском языке).

Дэвис Х., Хаммонд П. и Низамова. Л. (2000). СМИ, языковая политика и культурные изменения в Татарстане: исторические и прагматические претензии на государственность. Нации и национализм, 6 (2), 203–226.

Грейни, К. Э. (2009 г.). О ханах и кремлях: Татарстан и будущее этнофедерализма в России. Лэнхэм: Лексингтонские книги.

Хакимов Р.С. (ред.). (2014). История татар с древнейших времен в 7 томах. Том V Татарский народ в составе Российского государства (вторая половина XVI–XVIII вв.). Казань: Институт истории им. Шигабутдина Марджани АН РТ.

Хальбвакс, М. (2005). Коллективная и историческая память // Аварийный фонд, 40–41(2–3), 8–27.0003

Хобсбаум, Э. (2000). Изобретательская традиция. Вестник Евразии, (1), 47–62 (на русском языке).

Карбаинов Н.И. (2018б). Образы истории «тюркской цивилизации» в постсоветском Татарстане: элитарные версии и массовые представления. Журнал социологии и социальной антропологии, 21(2), 45–74 (на русском языке).

Карбаинов Н.И. (2018c). Образы революционных событий 1917–1920-х годов в постсоветском Татарстане: версии элит и массовые представления. Петербургская социология сегодня, (10), 77–9. 8 (на русском языке).

Карбаинов Н. И. (2018а). Идеология 1552 года в постсоветском Татарстане: версия элит и массовых представлений. Власть и элиты, (5), 211–237 (на русском языке).

Карбаинов Н.И. (2019а). Образ Ивана Грозного в постсоветском Татарстане: элитарная версия и массовые представления. Журнал пограничных исследований, (4.2), 363–389 (на русском языке).

Карбаинов Н. И. (2019б). Образы истории Волжской Булгарии в постсоветском Татарстане: элитарная версия и массовые представления. Власть и элиты, (6), 107–133 (на русском языке).

Миргазизов Р. (2002, 21 марта). Багаутдина Ваисова: «Мы служим Аллаху, а не царю». Общественно-политическая газета «Республика Татарстан». Получено с: http://rt-online.ru/p-rubr-kult-33480/ (на русском языке).

Мухаметдинов Р.Ф. (2006). Идеолого-политические течения в постсоветском Татарстане (1991–2006 гг.) (сравнение с опытом Турции). Казань: Тамга.

Нарыкова Н. (2008, 21 февраля). Сегодня Международный день родного языка. ИА «Татар-информ». Получено с: http://www.pda.tatar-inform.ru/news/2008/02/21/98744/ (на русском языке).

Низамова Л.Р. (2001). Медиапродукт и «национальная» идеология: кейсы Всемирного конгресса татар. В С.А. Ерофеев, Л.Р. Низамова (ред.) Постсоветская культурная трансформация: СМИ и этнос в Татарстане (стр. 166–233). Казань: Изд-во КГУ. (на русском).

Олик, Дж. К. (2012). Образы памяти: процессно-реляционная методология, проиллюстрированная на примере Германии. Социологическое обозрение, 11 (1), 40–75.

Овчинников А.В. (2010). Новый подход к изучению феномена современной «национальной историографии» (на примере «истории татарского народа»). Вестник Удмуртского университета, (1), 79–85 (на русском языке).

Райхшат А. (2017, 06 июня). «1 день — 1 экспонат»: Екатерина II. Казанский корреспондент. Получено с: https://kazanreporter.ru/post/2368_1_den-_-_1_eksponat-_kareta_ekateriny_ii (на русском языке).

Рорлих Азоде-Айсе (1999). История, коллективная память и идентичность: татары суверенного Татарстана. Коммунистические и посткоммунистические исследования, 32 (4), 379–396.

Сабирова Д.К. и Шарапов Дж.С. (2009). История Татарстана с древнейших времен до наших дней: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Изд-во КноРус.

Шнирельман, В. (2002). Идентичность и образы предков: татары перед выбором. Вестник Евразии, (4), 128–147 (на русском языке).

Шнирельман В. (1996). Кому достанется прошлое? Конкуренция за предков среди нерусской интеллигенции в России. Вашингтон, округ Колумбия, Балтимор, Л.: Издательство Центра Вудро Вильсона, Издательство Университета Джона Хопкинса.

Тагиров И. (2014, 18 марта). Страсти накаляются. Независимая общественно-политическая газета «Звезда Волги». Получено с: https://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/nakalyayutsya-strasti-28-02-2014.html (на русском языке).

Усманова Д. (2003). Создание национальной истории татар: историографические и интеллектуальные дебаты на рубеже веков. Ab Imperio, (3), 337–360 (на русском языке).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *