Альфред Великий | это… Что такое Альфред Великий?
У этого термина существуют и другие значения, см. Альфред.
Альфред Великий (англо-саксон. Ælfrēd se Grēata; англ. Alfred the Great; ок. 849 — 26 октября 899 или 28 октября 901) — король Уэссекса, правил в 871—899/901 годах, первый из королей Уэссекса, использовавший в официальных документах титул король Англии.
Содержание
|
Детство
Альфред родился в королевском поместье Ванатинг (совр. Уонтэйдж) в Беркшире. Он был младшим сыном Этельвульфа и Осбурги, братом Этельбальда, Этельберта и Этельреда I. В детстве он отличался слабым здоровьем, но у него был сильный дух и неукротимый характер. С самых малых лет он закалял свой организм воинскими упражнениями и охотой. Альфред старался ни в чём не отставать от своих старших братьев и взрослых воинов и добился в этом успеха. Уже в юношеском возрасте он всегда сражался в первых рядах, и к моменту получения короны это был уже сильный и мужественный воин, пользующийся авторитетом у войска.
Первые годы правления
Альфред стал королём Уэссекса после смерти своего старшего брата Этельреда I. Он был самым ученым человеком между всеми своими соотечественниками: в 853 году, будучи ещё ребёнком, он по повелению отца совершил поездку в Рим. Здесь папа римский Лев IV помазал его как будущего короля Уэссекса. Благодаря придворному воспитанию Альфред знал языки и труды древних писателей.
Однако всё это в начале правления сослужило ему плохую службу: если прежде он завоевал народное доверие своей храбростью, то, сделавшись королём, Альфред вскоре потерял популярность. Он мало уважал знания и опыт витенагемота, так как желал неограниченной власти, о которой он столь часто читал у римских писателей; он желал провести преобразования и придумывал нововведения, неясные и подозрительные для народа. Он был очень строг, и в этом саксы видели покушение на их древние права и свободу. Высокомерие короля, по свидетельству современников, было так велико, что он «не удостаивал просителей приёма и выслушивания их жалоб, не снисходил к слабым и почитал их за ничто».
Поражения от датчан
Походы Великого войска. 865—879 годы.
Постепенное отчуждение между королём и его народом привело к тяжёлым поражениям, которые англо-саксы вскоре понесли от данов. Он проиграл датчанам несколько сражений, но после уплаты дани купил себе перемирие на несколько лет. Кент и Уэссекс на некоторое время избавились от их набегов, но остальная Англия, оставленная без помощи, была завоевана викингами.
Датчане захватили и разграбили в 871 году Лондон. Потом несколько лет они копили силы, занимаясь мелкими грабежами и набегами. Весной 874 года викинги напали на Мерсию и быстро разгромили её войско. Король Мерсии Бургред бежал в Западно-франкское королевство, а на престол сел ставленник датчан Кёлвульф II. Часть датчан затем от Рептона двинулась на север к Тайну, но так как грабить здесь было уже почти что нечего, Гутрум, избранный датчанами королём Восточной Англии, возвратился с большей частью войска в своё королевство, чтобы дать воинам отдых и собрать подкрепление. Одновременно викинги стали осваивать захваченные ими земли, строить поселения и заниматься сельским хозяйством. В 876 году король Йорка Хальвдан I разделил земли в Нортумбрии и, согласно Англо-саксонской хронике: «…они [викинги] занялись пахотой и обеспечением своей жизни».
Строительство флота
Король Альфред использовал пять лет перемирия с большой пользой. У него был уже довольно большой опыт войн с датчанами и он заметил некоторые особенности ведения ими боевых действий: активное использование флота и уклонение от сражений на открытой местности. Хотя англо-саксы прибыли в Британию на кораблях и использовали при её колонизации свой флот весьма активно, к IX веку ни у одного из англо-саксонских королевств не было сколько-нибудь значительного флота. Альфред в большой тайне начал на реках строительство большого количества кораблей, и к 875 году располагал уже значительным флотом. В этом году флот Альфреда нанёс датчанам несколько поражений, которые, однако, были не очень значительны, но были важными для поднятия морального духа войска.
Англо-саксонская хроника рассказывает, что в одном из сражений был разбит флот, во главе которого стоял король датчан Убба. В числе захваченных трофеев Альфреду досталось чудотворное знамя, изготовленное по преданию тремя дочерьми короля Рагнара Лодброка за одни сутки. На нём был изображен ворон Одина, который махал крыльями, призывая данов в победный поход. Альфред продолжил дело создания своего флота и добился в этом таких успехов, что берега его королевства перестали подвергаться набегам викингов и даже в правление его сына, Эдуарда Старшего, флот Уэссекса господствовал в Ла-Манше.
Военная реформа
Ряд источников приписывают Альфреду Великому и военную реформу. Всю страну Альфред разделил на военные округа, в которых каждые пять хозяйств (гайд) должны были выставлять одного воина, снабжая его за свой счёт всем необходимым. Каждый город тоже должен был давать определенное количество солдат. Служба в войске по-прежнему оставалась обязанностью каждого свободного человека, но теперь он мог часть времени проводить в своём хозяйстве. Кроме того, часть воинов теперь несла гарнизонную службу в городах и селеньях, а другая часть находилась в действующей армии. Через некоторое время они менялись местами, так что воины больше не были надолго оторваны от своего дома.
Кроме того, каждый земледелец должен был принимать участие в содержании мостов и укреплений. Альфред первым отказался от идеи народного ополчения (фирда) и стал формировать воинское сословие. Тэны и воины королевской дружины были полностью освобождены от работ на земле. Тэны вошли в число англо-саксонской знати, а дружинники стали средними и мелкими землевладельцами, на которых должны были работать крестьяне. В первые годы после этой реформы в случае необходимости ещё иногда призывали крестьян в ополчение, но потом это стало происходить всё реже и реже. Кроме того, Альфред приступил к восстановлению старых и строительству новых крепостей, которые могли бы содержать значительные гарнизоны и либо отразить нападение небольшого отряда противника, либо выдержать осаду до подхода основных сил королевства. К концу жизни короля хронисты насчитывали около тридцати восстановленных и построенных крепостей.
Заключение мира с викингами
Весной 876 года Гутрум двинулся с войском на юг. Одновременно флот Гутрума появился при Уэргеме, но флот Альфреда нанёс ему незначительное поражение, после которого датчане отплыли к Эксетеру, где подняли против Уэссекса ещё и валлийцев. Король Альфред вышел с войском против Гутрума, но не вступил в битву, а предложил ему выкуп. Король Восточной Англии уже знал о поражении своего флота, взял выкуп и тоже отошёл к Эксетеру.
Всю зиму Альфред готовил свою армию и флот к войне с данами. Ранней весной 877 года войско Уэссекса окружило Эксетер, а флот Альфреда блокировал побережье и лишил окруженных датчан возможности получить подкрепление. Датчане из Уэргема пытались прорвать блокаду Эксетера, но сильная буря разметала и разбила о прибрежные скалы бо́льшую часть флота викингов. Голод и отчаяние заставили данов вступить в переговоры с Альфредом и капитулировать. Был заключен мир, по которому датчане выдали заложников, заплатили выкуп и поклялись на священном браслете, смазанном кровью, что не будут больше нападать на владения короля Альфреда. Это была самая священная клятва у датчан, но они вскоре её нарушили. Датчане ушли на север, но, как оказалось, недалеко. Они расположились около Глостера и стали ждать подкреплений, которые вскоре к ним присоединились. Между тем успокоенный Альфред распустил своё войско и вернулся в одно из своих поместий в Сомерсете.
Викинги нарушают мир
Статуя Альфреда Великого в Уонтейдже.
Воспользовавшись тем, что Альфред распустил своё войско, в 878 году даны возобновили полномасштабную войну с Уэссексом . Король Гутрум двинулся на юг со значительными военными силами, овладел Лондоном, с нескольких направлений вторглись в Уэссекс и остановился на Эйвоне, чтобы провести там зиму. Для Альфреда и его войска это было полной неожиданностью. Страна была парализована страхом и ни о каком организованном сопротивлении не могло быть и речи. Датчане огнём и мечом прошлись по всему королевству, легко расправляясь с немногочисленными и плохо организованными отрядами англо-саксов.
Особенно досталось городам и селениям в южной части королевства. Как сообщает Англо-саксонская хроника, в этом году «…вражеская армия…захватила всю землю западных саксов, изгнав огромную часть населения за море, а остальных подчинив своей власти…». Альфред напрасно призывал народ на борьбу, посылая гонцов с обнаженным мечом и стрелою по городам и селениям созывать на войну: лишь немногие пришли к королю. Альфред оказался без войска, в окружении лишь небольшого числа верных друзей.
Альфред в изгнании
В этих обстоятельствах, как передаёт Ассер, Альфред оставил своих воинов и своих военачальников, отрёкся от своего народа и бежал, чтобы только спасти свою жизнь. Скитаясь по лесам и пустошам, он достиг границы корнуэльских бриттов у слияния рек Тоны и Пареты. Тут, на полуострове, окруженном болотами, Альфред поселился под чужим именем в хижине рыбака. Он сам пёк себе хлеб для своего пропитания из того, что уделял ему по гостеприимству его бедный хозяин. Войско данов беспрепятственно хозяйничало в его королевстве, где почти никто не знал, что сталось с королём.
Очень скоро западные саксы убедились, что бедствия завоевания несравненно тяжелее всего, чему они подверглись при Альфреде, правление которого в своё время казалось им невыносимым. С другой стороны, и сам Альфред, пройдя через множество суровых испытаний, сделался менее заносчивым и более мудрым. Ассер пишет, что когда Альфред скрывался в хижине рыбака, жена хозяина поручила ему наблюдать за хлебом в печи, а он, занявшись починкой своего оружия, забыл о нём и сжёг хлеб. Тогда разгневанная женщина сурово выбранила его, и король со смирением выслушал попреки.
Альфред собирает силы
Тем временем вокруг Альфреда собрался небольшой отряд, который укрепил расположенный среди болот остров земляными валами и стеной, чтобы обезопасить себя от внезапных нападений. Англо-саксы повели упорную борьбу против данов, внезапными нападениями старась нанести завоевателям как можно больший ущерб. Постепенно войско Альфреда росло, но только после шести месяцев войны он решился объявить своё имя и напасть на главный лагерь датчан, находившийся у Этандуна (современного Эддингтона), на границе областей Вильтеса и Сомерсета, близ так называемого Большого леса. Согласно Ассеру, Альфред захотел лично осмотреть положение неприятелей.
Переодевшись арфистом, он вошёл в их лагерь, развлекая датских воинов саксонскими песнями. Благополучно возвратившись обратно, он послал во все окрестные места звать саксов к оружию и войне, назначив им сбор у Эгбертова камня на восточной окраине Большого леса, в нескольких милях от лагеря данов. В течение трех дней вооруженные люди поодиночке или малыми группами прибывали со всех сторон к назначенному месту. Так к Альфреду сошлись все воины из Сомерсета, Уилтшира и Гемпшира и все они были очень рады вновь увидеть своего короля.
Первые победы и раздел королевства
5 мая 878 года Альфред атаковал со своим войском лагерь викингов с его слабейшей стороны и на следующий день взял укрепления, по выражению Англо-саксонской хроники, «…оставшись властелином места побоища…». Разбитые датчане укрылись в крепости, которую англо-саксы держали в осаде в течение двух недель. Наконец предводитель данов, король Восточной Англии Гутрум вступил с Альфредом в переговоры. Вскоре был заключен мир, согласно которому Гутрум был вынужден дать обещание покинуть территорию Уэссекса и принять крещение. Через три недели он приехал к Альфреду в Ор близ Этельни вместе со своими 30 знатнейшими людьми. Король Альфред был его крестным отцом во время крещения, совершившегося в Уэдморе. Здесь же был заключен договор о разделе Англии между данами и королём Уэссекса. По Уэдморскому договору граница между королевством Альфреда и владениями викингов, которые впоследствии получили название Данелаг (Область датского права), шла вверх по Темзе и её притоку Леа, достигала Узы, через Брэдфорд и доходила до древней римской дороги, которую англо-саксы называли Доро́гой сыновей Ветлы. Все захваченные скандинавами земли (Восточная Англия, Эссекс вместе со своей разрушенной столицей Лондоном, вся Нортумбрия и восточная половина Мерсии) остались под властью Гутрума. Альфреду достались Уэссекс, Сассекс, Кент и запад Мерсии.
Укрепление и организация государства
Англия в 886 г.
После заключения Уэдморского мира Альфред занялся укреплением и организацией своего королевства. Свои права на присоединённые земли Альфред укрепил, заключив ряд брачных союзов для членов своего семейства с королевскими династиями Мерсии и Восточной Англии. В своём личном владении он оставил собственно Уэссекс, верхнюю часть долины Темзы, долину Северна, а также плодородные равнины Мерси и Ди из территории бывшего королевства Мерсии, которые с того времени и стали называться собственно Мерсией. Остальная часть Мерсии, оставшаяся во власти данов, с того времени стала называться Пять Датских городов.
В 879 году королём саксонской Мерсии Альфред поставил Этельреда II. Его задачей было оберегать Уэссекс от нападений с севера, а также препятствовать возникновению союза между датчанами и валлийцами. В 884 году Этельред II женился на дочери Альфреда Этельфледе и, из уважения к королю Альфреду, отказался от титула
Охрана морских границ
Мир с Гутрумом дал англо-саксам несколько лет спокойствия внутри страны, но викинги, грабившие тогда области на противоположном берегу Ла-Манша, совершали нападения также и на берега Англии, рассчитывая овладеть здесь землями. Однако Альфред или мешал им высадиться, или наносил поражения, не давая закрепиться на берегу. В 884 году он заставил норманнов снять осаду с Рочестера. Его корабли постоянно патрулировали побережье. В 886 году Альфред отвоевал Лондон, очень сильно пострадавший от датчан, которые его разграбили и почти полностью сожгли. Альфред восстановил разрушенные дома и сделал возобновленный город своей второй резиденцией (столицей Англии оставался главный город Уэссекса Уинчестер). Укрепляя оборону своего королевства, Альфред возвёл много новых укреплений и организовал особую милицию во всех местах, которые могли подвергнуться нападению. Потерпев несколько поражений, викинги прекратили плавания к владениям Альфреда.
Законодательные и административные реформы
Основная статья: Законы короля Альфреда
Король Альфред восстановил в своём королевстве общественный порядок, но поставил королевский суд выше всех других судов. За годы войны старое право пришло в упадок. Вельможи произвольно стесняли народ, судьи не уважали присяжных. Альфред, прежде всего, составил первый сборник национальных законов, получивший название «Правда короля Альфреда», приказав изложить на английском языке законы различных саксонских королей, и отобрал наиболее подходящие из них. Теперь всякое нарушение законов рассматривалось судьями как оскорбление, нанесённое лично королю. Он ввёл порядок в администрацию, восстановил старое разделение страны на общины и графства, определил графами и судьями достойных людей. Народный суд стал совершаться прежним порядком и пользоваться прежним доверием населения, так что королевскому суду уже не было надобности решать все споры.
Восстановление разрушенного хозяйства и образования
Много усилий потратил король на восстановление разрушенного хозяйства. Он помогал развитию земледелия, раздавал опустевшие земли и провёл новое размежевание. Он заботился о торговле и промышленности. При нём проводились дороги и строились корабли. Желая, чтобы англо-саксы научились хорошо строить корабли, он призвал искусных фризских мастеров. Он сам снарядил две экспедиции — норманнов Оттара, посетившего Белое море, и Вульфстана, проникшего из Шлезвига в Финский залив. В своих домах и сельских резиденциях он строил здания прочнее и лучше тех, какие были прежде у англосаксов, в этом помогали ему воспоминания и знания, какие приобрел он в молодости при поездке в Рим. Но более всего заботился он о церкви, о религиозном и умственном образовании народа. За годы войны погибло множество монастырей, культурный уровень в стране пал очень низко. Альфреду, желавшему восстановить образованность, предстояли трудные заботы. Но он не боялся трудностей, понимая, как это важно для будущего. Он отремонтировал за свой счёт десятки монастырей и учредил при них школы. Альфред повелел, пишет Ассер, чтобы каждый свободнорождённый и имеющий средства молодой человек «не смел расставаться с книгой до тех пор, пока он не будет в состоянии понимать английского письма». Он сам основал школу для детей придворных и следил за преподаванием в ней. Также Альфред распорядился, чтобы государственные чиновники не смели занимать свои места, если не обладают образованием. Устрашённые этим судьи, графы, министры и другие начальники, почти сплошь безграмотные с детства, вынуждены были заняться своим образованием.
Забота о науке
Тех немногих ученых, которые оставались в его государстве, он приблизил к себе, дал им почетные должности и побуждал к литературным трудам. Недостаток в таких людях он пополнял, приглашая ученых из других земель. Среди его верных помощников в этих делах можно назвать валлийца Ассера, сакса Иоанна и франка Гримбальда. Он сам подавал им пример и среди многих государственных дел нашёл время для литературных трудов. Так он перевёл с латинского языка, которому он научился лишь на 36-ом году жизни, на англо-саксонский язык знаменитое сочинение Боэция «Об утешении философией»; «История» Беды Достопочтенного в его переработке стала на целые столетия любимым чтением народа; он перевел «Историю против язычников» Орозия и вставил в неё описание германских и северных земель по рассказам двух мореплавателей, посетивших эти места, сакса Вульфстана и норвежца Оттара (Оттхере). Рассказ Оттара о его экспедиции в загадочную «землю беормов» на Русском Севере стал первым в европейской литературе достоверным сообщением о Биармии. Он перевёл и переработал сочинение папы Григория Великого «Попечение о душе». Пишут также, что он перевёл некоторые главы из Библии и сочинений блаженного Августина, басни Эзопа и некоторые другие книги. По инициативе Альфреда в 891 году был начат труд, который нам теперь известен как Англо-саксонская хроника.
Несмотря на всегдашнюю слабость своего здоровья, Альфред неутомимо работал до самой смерти. Благодаря воздержанию и правильной жизни он успел сделать удивительно много. День его был разделен на три равные части: одна из них посвящалась еде и отдыху, другая — государственным делам, третья — молитве и ученым занятиям. В своих издержках он соблюдал строжайшую экономию, точно так же, как и в расходовании государственных средств.
Последние годы
Походы Великого войска. 892—896 годы.
В начале 890-х годов Англия вновь подверглась нашествию большого войска викингов, которые попытались овладеть плодородными землями южной части королевства Альфреда, подобно тому как их соплеменники овладели Восточной Англией и Нортумбрией. В 889 или 890 году умер король Восточной Англии Гутрум. Новым предводителем данов был избран Гастинг, не склонный к соблюдению мира. В 893 году войско датчан под предводительством Гастинга вторглись в Уэссекс: одна часть через Темзу из Эссекса, другая — с юга и юго-запада с кораблей. Почти целый год пытались даны закрепиться в Уэссексе, но это им так и не удалось. В 894 году они переправились обратно через Темзу и стали призывать валлийцев к восстанию. Однако теперь уже сами англо-саксы перешли в наступление: сын Альфреда Эдуард и мерсийский элдормен Этельред II с отрядом лондонцев разгромили лагерь датчан в Эссексе и пустились в погоню за отрядом, двигавшимся вдоль Темзы. Они настигли его недалеко от Северна, разбили и заставили вернуться в Эссекс.
В это же время Альфред разбил флот данов, пытавшийся захватить Эксетер, и отбил нападения на город валлийцев. Когда же Гастингу удалось в 897 году захватить Честер, Этельред выбил его оттуда и заставил датчан вернуться в лагерь на реке Ли, а Альфред с моря блокировал флот данов и захватил его. Часть викингов бежали на кораблях через Ла-Манш и начали грабить Западно-франкское королевство, а флот Альфреда после этого полностью очистил пролив от морских разбойников. Последние годы своей жизни Альфред посвятил разработке планов по созданию союза народов против разбойничьих вторжений.
Англия в 897 г.
Король Альфред, получивший у потомков прозвание Великий, умер в Уинчестере по одним данным 26 октября 899 года, по другим — 28 октября 901 года. Его преемником стал его сын Эдуард Старший.
Семья
В 868 году Альфред Великий женился на Эальсвите (Эльсвите). Детьми от этого брака были:
- Этельвард
- Этельгифа
- Этельфледа Мерсийская — с 888 года замужем за королём Мерсии Этельредом II
- Эфрида
- Эльфрида
- Эдуард Старший (ок. 874/877 — 924) — король Англии (899/901 — 924)
- Эдмунд.
Альфред Великий в современном искусстве
В 1969 году британский режиссёр Клайв Доннел снял художественный фильм «Альфред Великий» (Alfred the Great), в котором роль Альфреда исполнил Дэвид Хэммингс, а роль его врага Гутрума — Майкл Йорк. Кроме того, этот фильм стал первой значительной работой в кино для Иэна Маккеллена.
Литература
- Ли Б. А. Альфред Великий, глашатай правды, создатель Англии. 848—899 гг. — СПб.: Издательство «Евразия», 2006. — 384 С. — ISBN 5-8071-0160-X.
- Сойер Питер. Эпоха викингов. — СПб.: Издательство «Евразия», 2002. — 352 С. — ISBN 5-8071-0104-9.
- Каппер Дж. П. Викинги Британии. — СПб.: Издательство «Евразия», 2003. — 272 С. — ISBN 5-8071-0139-1.
- Англосаксонская хроника. — СПб.: Издательство «Евразия», 2010. — 288 с. — ISBN 978-5-91852-013-0
- Глебов А. Г. Англия в раннее средневековье. — СПб.: Издательство «Евразия», 2007. — 288 С. — ISBN 978-5-8071-0166-2.
- Савело К. Ф. Раннефеодальная Англия. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1977. — 144 С.
- Стриннгольм А. Походы викингов. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. — 736 С. — ISBN 5-17-011581-4.
- Матюшина И. Г. Боэций и король Альфред: поэзия и проза // Стих и проза в европейских литературах Средних веков и Возрождения / Отв. ред. Л. В. Евдокимова. — М.: Наука, 2006. — С. 11—57. — ISBN 5-02-033882-6 (в пер.).
Ссылки
- Альфред Великий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Англо-саксонская хроника. Годы 750—919.
- Альфред Великий: жизнь и легенда. Наталья Басовская. Радио «Эхо Москвы»
- Foundation for Medieval Genealogy (англ.)
Предшественник: — | Король Англии 871—900 | Преемник: Эдуард Старший |
Альфред Великий | это… Что такое Альфред Великий?
(Alfred) — король Уэссекса (871–899), законодатель, писатель и историк; род. в 849, Уонтидж (Англия), ум. 26.10.899, Уинчестер (Англия).
Сын короля зап. саксов Этельвульфа, А. унаследовал трон в сложное для гос-ва время. Уэссекс, до того наименее пострадавший от набегов норманнов, после фактического подчинения датчанами Мерсии (Центр. Англия) в 874 столкнулся с постоянной угрозой датского вторжения. А. удалось приостановить сканд. экспансию: после того как он нанес поражение датчанам под Эдингтоном (878) и принудил их предводителя Гутрума креститься, захватчикам пришлось отойти в Вост. Англию (880). Период относительного спокойствия А. использовал для укрепления своей власти и расширения пределов Уэссекса. Благодаря высокому авторитету он сумел полит. средствами подчинить почти все неподвластные датчанам англ. земли и занял Лондон (886). При А. было создано первое общеангл. законодательство, представлявшее собой свод переработанных и унифицированных положений из прежних судебников Уэссекса, Мерсии и Кента. В 892 началось новое вторжение датчан. А. удачно противостоял ему, построив для защиты границ страны линию укреплений и флот, состоявший из «длинных» (по 60 и более весел) кораблей.
А. был не только умелым воином и политиком, но и человеком высокой образованности, которую приобрел уже в зрелом возрасте. Под руководством валлийского монаха Ассера, написавшего впоследствии жизнеописание А., он изучил латынь, читал Вульгату, сочинения Отцов Церкви. А. большое внимание уделял и просвещению подданных. При своем дворе он создал некое подобие Палатинской академии Карла Великого (хотя и более скромное по масштабам и результатам деятельности). При непосредственном участии А. на староангл. язык были переведены De consolatione philosophiae (Об утешении философией) Боэция, Liber regulae pastoralis (Пастырское правило) Папы Григория I, Historia ecclesiastica gentis Anglorum (Церковная история англов) Беды Достопочтенного. Кроме того, А. сам перевел Историю Орозия и дополнил ее географическим описанием Сев. Европы, а в последние годы жизни переложил на староангл. часть Soliloquia (Монологи) Августина, объединив перевод с собственными рассуждениями в сочинении, названном им Blostman (Цветы). Наконец, А. положил начало Англо-саксонским хроникам — древнейшей в Зап. Европе летописи на нар. языке.
А. вошел в историю Англии как «король-христианин». Он не только был известен своим благочестием и добродетельной жизнью, но и способствовал распространению и укреплению христианства (в т.ч. основывая монастыри).
Соч.: King Alfred’s Version of Boethius’ Consolatio / Ed. and transl. W.J. Sedgefield. Ox., 1900; King Alfred’s West-Saxon Version of Gregory’s Pastoral Care / Ed. H. Sweet. L., 1930.
Источн.: Asser. Life of King Alfred / Transl. L.C. Jane. Ox., 1924.
Лит-ра: Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в Средние века. М., 1937; Мельникова Е.А. Меч и лира: Англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987; Duckett E.S. Alfred the Great. Chicago, 1956; Yorke B. Kings and Kingdoms of Early Anglo-Saxon England. L., 1990.
А. Апполонов
История короля Альфреда Великого
Ни один другой правитель в долгой и разнообразной истории Англии не был удостоен титула Великий. Альфред однажды заявил о своем намерении: «Жить достойно, пока я живу, и после моей жизни оставить тем, кто придет после, мою память в добрых делах». Немногие из наших монархов преуспели в своих целях так эффектно, как он.
Альфред Великий из Личфилдского собора
Молодость
Альфред (староангл.-Альфред) был пятым и младшим сыном Этельвульфа Уэссекского и его первой жены-ютишки Осбур. Он родился в Вантидже между 847 и 849 годами.. Местом его рождения был дворец или вилла, лежавшая у подножия Беркшир-Даунс, которая сейчас исчезла. Сообщается, что плохое здоровье омрачило детство Альфреда.
Описывается Ассером как «любимый своим отцом и матерью и даже всем народом, прежде всего своими братьями, и вообще получил образование при дворе царя». По мере того, как он продвигался через годы младенчества и юности, его форма казалась более красивой, чем у его братьев; взглядом, речью и манерами он был грациознее их. Его благородная природа заложила в нем с колыбели любовь к мудрости превыше всего; но, к стыду своему, из-за недостойного пренебрежения родителей и нянек он оставался неграмотным даже до двенадцати лет или более; но он с серьезным вниманием слушал саксонские стихи, которые часто слышал в декламации, и легко запоминал их в своей послушной памяти. Он рьяно занимался охотой во всех ее проявлениях и охотился с большим усердием и успехом; ибо умение и удача в этом искусстве, как и во всех других, относятся к числу даров Божиих, в чем мы также часто были свидетелями».
Король Альфред
Одна из немногих историй, дошедших до нас из ранней жизни Альфреда, повествует о том, как его мать, Осбур, показала своим сыновьям красиво иллюстрированный сборник саксонской поэзии и пообещала подарить его первому из них, кто смог прочитать. Альфред быстро научился читать ее вслух, и ему подарили книгу, когда ему было всего шесть лет. Его младший сын, кажется, был фаворитом Этельвульфа. Его отец взял Альфреда в паломничество в Рим, чтобы получить благословение своего крестного отца, Папы Льва IV. Ходили слухи, что король Этельвульф хотел сделать Альфреда своим преемником.
По возвращении Этельвульфа в Англию он обнаружил, что его старший сын, Этельбальд, узурпировал трон в его отсутствие. Благородно приняв статус-кво в надежде, что гражданской войны и последовавшей за ней гибели людей можно будет избежать, Этельвульф удалился в Кент, где он правил как заместитель короля до своей смерти в 858 году. Альфреду было около одиннадцати, когда умер его отец. В детстве он был прилежным и вырос целеустремленным, умным и решительным человеком, несмотря на то, что большую часть своей жизни страдал от плохого здоровья.
Три старших брата Альфреда правили по очереди до него. Во время правления младшего из них, Этельреда I, Альфред выходит из тумана безвестности, чтобы верно сражаться на его стороне в борьбе против датских вторжений в Уэссекс. В битве при Эшдауне, в Долине Белой Лошади, благочестивый Этельред так долго оставался в своем шатре, молясь о победе, что Альфред потерял терпение и повел своих людей в яростную атаку на врага, не дожидаясь, пока его брат закончит свою атаку. молитвы.
Конфликт с датчанами
Монета короля Альфреда
Витенагемот, или Саксонский совет мудрецов, собрался после смерти Этельреда от полученных в бою ран и избрал двадцатидвухлетнего Альфреда, который уже показал себя уверенным лидером мужчин, как король. Его братья продержались между ними едва ли десять лет. Избрав Альфреда королем, Витан обошла двух юных сыновей Этельреда. В то время в саксонской Англии не был установлен закон о первородстве, и избрание короля таким образом было обычной практикой. Практика коронации наследника как королевского принца и военачальника хорошо известна среди германских племен.
Унылая череда поражений от рук викингов не ослабевала, и Альфред был вынужден откупиться от них. В результате они прекратили свои нападения, и на пять лет в Уэссексе воцарился мир. Этот мир вряд ли продлится какое-то значительное время и был в лучшем случае временной мерой. Армия викингов после взятия Мерсии разделилась. Одна часть под командованием Хальвдана Рагнарссона двинулась на север, в Йоркшир, где и поселилась навсегда. Другой, под командованием Гутрума, предпринял еще одно нападение на Уэссекс в 875 году. Они снова отступили в 877 году и начали колонизировать Мерсию.
Уэссекс подвергся жестокому нападению в третий раз в 878 году, и Альфред был вынужден скрыться в Ательни в болотах Сомерсета. Он остался там со своим союзником, Ательнотом, олдорменом из Сомерсета и другими его тэнами, и ждал. Легенда гласит, что, озабоченный защитой своего королевства, он, как известно, сжег пироги, и на него напала разъяренная домохозяйка.
Драгоценность Альфреда
Епископ Ассер сообщает нам, что Альфред очень любил драгоценные украшения. Его корона, которая, к сожалению, больше не сохранилась, указана в описи драгоценностей, переплавленных Оливером Кромвелем при создании Протектората. Она описана как усыпанная изумрудами.
В 1693 году в Северном Петертоне недалеко от Ательни в Сомерсете была сделана замечательная находка саксонской драгоценности, ныне известной как Драгоценность Альфреда. Поскольку на драгоценном камне нет застежки, считается, что это не брошь или застежка. Вероятно Драгоценность Альфреда, сделанная из золота и эмали
Драгоценность Альфреда имеет длину около 2 с половиной дюймов (6,4 см) и была сделана из филигранно выполненного золота, заключая в себе хорошо отполированный каплевидный кусок прозрачного кварцевого камня. хрусталь», под которым установлена перегородчатая эмалевая пластина с изображением человека, возможно, Христа, с церковными символами. Голова животного у основания имеет в качестве рыла полое гнездо, показывающее, что оно предназначалось для удержания тонкого стержня или палки. Оборотная сторона представляет собой плоскую золотую пластину с выгравированным растительным мотивом, похожим на акант.
Кажется, это был один из драгоценных æstels или посохов, которые Альфред отправил в каждую епархию вместе с копией своего перевода книги Папы Григория Великого «Пасторская забота», говоря в предисловии к книге: «И я пошлю копию каждому епископу в моем королевстве, и в каждой книге есть эстель из 50 манкусов, и я повелеваю именем Бога, чтобы никто не брал посоха из книги, ни книги из церкви «.
Драгоценность сейчас находится в Музее Эшмола в Оксфорде 9.0003
В 886 году Альфред собрал свои ресурсы и сумел отвоевать Лондон, но набеги викингов продолжались. В битве при Эдингтоне в 878 году саксонские войска нанесли сокрушительное поражение викингам во главе с Гутрумом, и по условиям Ведморского договора был заключен мир. Гутрум обратился в христианство, а Альфред стал крестным отцом своего бывшего врага. Альфред принял датскую колонизацию большей части Англии. Была проведена линия, которая шла на северо-запад от Лондона до Честера, определяя область к северу от этой линии, которая была названа Дэнлоу. Альфред улучшил свою армию, сделав так, чтобы она всегда была доступна в кратчайшие сроки для защиты Уэссекса. Часть армии всегда держалась в резерве на случай непредвиденных обстоятельств. Военно-морской флот также был улучшен, строя корабли, которые были больше и лучше, чем те, которыми владели викинги.
Король Альфред построил оборону и укрепил города, чтобы обеспечить безопасность своего народа. Он основал защищенные поселения, или бурги (от которых происходит современный район). Эти поселения подробно описаны в Burghal Hidage. Была создана сеть бургов, чтобы ни одна часть Уэссекса не находилась дальше, чем в 20 милях от этих крепостей. К 897 году он успешно остановил наступление викингов, что было выдающимся достижением.
Достижения мирного времени
Статуя Альфреда Великого в Винчестере
Король обратил внимание на ухудшение образования в Англии. Из-за продолжающегося разграбления монастырей викингами, которые в то время, по сути, образовывали сеть элементарного образования, образовательные стандарты снизились. Альфред основал придворную школу для обучения дворян и призвал великих ученых своего времени поселиться в Англии. «Людям крайне необходимо знать, — записано, что он заявляет, — и осуществить это, если у нас будет мир, чтобы вся молодежь, которая сейчас находится в Англии, могла посвятить себя обучению». Королевский двор должен был стать магнитом для ученых.
по настоянию короля английский язык стал официальным письменным языком. Альфред лично перевел на английский язык «Историю преподобного Беды», «Утешение философией» Боэция, «Диалоги Григория Великого», «Пастырское попечение» Григория. и «Монологи святого Августина» Орозия. До этого все книги были написаны на латыни.
также известен как начало англо-саксонских хроник в 890-х годах, и было сделано много копий. Хроника была написана на англо-саксонском языке, а не на привычной латыни. Альфред распорядился, чтобы эти копии размещались в монастырях и церквях и часто обновлялись. Летопись обновлялась вплоть до двенадцатого века, некоторые оригинальные копии сохранились до наших дней. Он остается одним из немногих имеющихся у нас литературных источников по английской истории от ухода римлян до норманнского завоевания.
Альфред, изображенный в витражах
Альфред установил свод законов, формирующий свод саксонского права, основанный на законах Оффы Мерсии, которые ограничивали практику кровной мести и налагали суровые наказания на тех, кто нарушил присягу клятва.
«Я… собрал их воедино и велел написать многие из них, которые соблюдали наши предки, те, которые мне нравились; а многие из тех, которые мне не нравились, я отвергал по совету моих советников… Ибо я не осмелился изложить в письменном виде вовсе многих своих, потому что мне было неизвестно, что порадует тех, кто придет после нас… Тогда я… показал их всем моим советникам, и они тогда сказали, что они все были рады их соблюдать» («Законы Альфреда», c.885–89).9).
Всю свою жизнь Альфред страдал от загадочной болезни, о которой мало что известно с уверенностью, но которая надолго лишил его дееспособности. Это одна из самых загадочных и часто обсуждаемых областей жизни Альфреда. Епископ Ассер сообщает нам, что Альфред страдал от приступов депрессии после каждого приступа. Первое нападение произошло на его свадьбе. Ассер описывает симптомы Альфреда, ужасные периодические боли, трудности с ездой на лошади. Сейчас предполагается, что его болезнь могла быть болезнью Крона, которая могла быть унаследована его внуком королем Эдредом.
Смерть Альфреда
Альфред умер в Вантедже в 899 году в возрасте пятидесяти трех лет. Он остается единственным английским государем, когда-либо удостоенным эпитета Великого, которым он был пожалован в семнадцатом веке.
Слава и репутация короля Альфреда, одного из самых способных королей Англии, никогда не уменьшались. Флоренция Вустерская, писавшая в тринадцатом веке, оставила нам подходящее описание Альфреда:
«Альфред, король англосаксов, сын самого благочестивого короля Этельвульфа, знаменитого, воинственного, победоносного заботливый кормилец вдовы, беспомощного, сироты и бедняка, искуснейший из саксонских поэтов, самый дорогой для своего народа, вежливый со всеми, самый щедрый, наделенный благоразумием, силой духа, справедливостью и умеренностью, самый терпеливый в немощи, от которой он постоянно страдал, самый проницательный следователь в отправлении правосудия, самый бдительный и благочестивый в служении Богу». Многие из наших королей не могли бы желать более прекрасной эпитафии.
Кости короля Альфреда
Король Альфред был похоронен в Старом соборе в Винчестере. Несколько лет спустя, после завершения строительства Нового собора, основанного Альфредом, его тело было перенесено туда. В начале двенадцатого века король Генрих I хотел расширить свой дворец в Винчестере, что привело к сносу Нового собора, чтобы приспособиться к плану Генриха. Останки короля Альфреда и короля Эдуарда Старшего были перенесены за городские стены в новый монастырь, построенный для них. Затем скелеты двух англо-саксонских королей были повторно захоронены перед главным алтарем в Гайдском аббатстве. местонахождение останков Альфреда.
Предание гласит, что могилы Альфреда и его семьи не были потревожены, а были раскопаны, а затем разграблены во время строительства городской тюрьмы в 1788 году. Считается, что кости купил викарий. Однако недавнее радиоуглеродное датирование содержимого этого захоронения указывает на то, что это не тот случай, когда найденные кости датируются только четырнадцатым веком.
это первоначальное разочарование, внимание было обращено на кости в ящиках для хранения в городском музее Винчестера, которые были раскопаны в аббатстве Хайд в 1990-х годов, когда раскопки на этом месте подтвердили, где когда-то были гробницы, теперь это место отмечено каменными плитами. Археологи объявили, что радиоуглеродный анализ фрагмента человеческого таза, раскопанного в Хайдском аббатстве, «весьма вероятно» является частью останков короля Альфреда Великого, его сына Эдуарда Старшего или брата короля Эдуарда, Этельверда. которые были похоронены в аббатстве. Фрагмент кости принадлежит взрослому мужчине в возрасте 26–45 лет, умершему в 895–1017 годах нашей эры. Первоначально этот человек был похоронен возле главного алтаря аббатства, что было престижным местом.
Из тазовой кости можно извлечь ДНК, но найти другой источник ДНК для проверки будет крайне сложно. Немецкие ученые проанализировали скелет внучки Альфреда Эдгит в Магдебурге, чтобы получить ДНК, но безуспешно. Университет и общественная группа, стоящая за поисками, Hyde900, теперь просят о дальнейших раскопках в садах Хайд-Эбби в поисках новых останков.
Барбара Йорк размышляет о репутации короля Альфреда Великого, а также о прочном культе вокруг его жизни и легенд.
Король Уэссекса Альфред (годы правления 871-99), вероятно, самый известный из всех англо-саксонских правителей, даже если первое, что приходит в голову многим людям в связи с ним, это что-то связанное с подгоревшими кондитерскими изделиями. В этом году исполнилось 1100 лет со дня его смерти 26 октября 899 года в возрасте около 50 лет. Это событие отмечается конференциями и выставками в Винчестере, Саутгемптоне и Лондоне, но масштабы празднований будут скромными по сравнению с теми, которые были посвящены его тысячелетию и завершилось открытием лордом Роузбери его статуи в Винчестере.
Репутация Альфреда по-прежнему высока среди историков, хотя мало кто сейчас захочет вслед за Эдвардом Фриманом объявить его «самым совершенным персонажем в истории» ( The History of the Norman Conquest of England, 5 томов, 1867–1879 гг. ) . Альфред — это тот, кому навязали величие. Как и почему он приобрел свою блестящую репутацию, и как она держится сегодня?
Нет никаких сомнений в том, что правление Альфреда имело большое значение как для направления развития страны, так и для судеб его потомков. После того, как королевства Нортумбрия, Восточная Англия и Мерсия пали перед викингами, Уэссекс под властью Альфреда остался единственной уцелевшей англосаксонской провинцией. Альфред тоже чуть не уступил викингам, но сохранил самообладание и одержал решающую победу в битве при Эдингтоне в 879 году.. Дальнейшие угрозы викингов были предотвращены за счет реорганизации военной службы и, в частности, за счет окружения Уэссекса регулярной системой крепостей с гарнизонами. В то же время Альфред провозгласил себя защитником всех христиан-англосаксов от языческой угрозы викингов и начал освобождение соседних областей от контроля викингов. Таким образом, он проложил путь к будущему единству Англии, которое осуществилось при его сыне и внуках, завоевавших оставшиеся владения викингов на востоке и севере, так что к середине десятого века Англия превратилась в знакомые с впервые управлялись как одна страна.
Его спасение от викингов и неожиданная преемственность на посту короля после смерти четырех старших братьев, кажется, дали Альфреду ощущение, что он был специально предназначен для высокого поста. С помощью советников из других областей Англии, Уэльса и Франции Альфред изучил и даже перевел с латыни на древнеанглийский некоторые труды, которые в то время считались образцами идеального христианского царствования и «наиболее необходимыми для всех людей». знать’.
Альфред пытался применить эти принципы на практике, например, при составлении своего свода законов. Он пришел к убеждению, что те, кто находится у власти в церкви или государстве, не могут действовать справедливо или эффективно без «мудрости», приобретенной в результате обучения, и основал школы, чтобы гарантировать, что будущие поколения священников и светских администраторов будут лучше подготовлены, а также поощрение дворяне при его дворе, чтобы подражать его собственному примеру в чтении и учебе. Альфред также предусмотрительно заказал свою биографию епископу Уэльскому Ассеру. Ассер представил Альфреда как воплощение идеального, но практичного христианского правителя. Альфред был «правдивым», смелым, находчивым, набожным человеком, щедрым по отношению к церкви и стремящимся справедливо управлять своим народом. Можно сказать, что Ассер подчеркивал позитив и игнорировал те элементы безжалостного диктаторского поведения, которые были необходимы любому королю, чтобы выжить в реальной политике девятого века. Альфред и Ассер проделали такую хорошую работу, что, когда последующие поколения оглядывались на его правление в своих работах, они видели только правителя, явно более совершенного, чем любой до или после. Часто думают, что Альфред поставил собственную эпитафию в этом отрывке из своего перевода Утешение философией Боэция:
Желал я жить достойно, пока живу, и оставить после жизни людям, которые придут после меня, память о себе в добрых делах.
В Альфреде, особенно в представлении Ассера, возможно, было что-то от святого, но он никогда не был канонизирован, и это ставило его в невыгодное положение в более позднем средневековом мире. Норманны и их преемники, безусловно, были заинтересованы в том, чтобы представить себя законными наследниками своих англо-саксонских предшественников, но отдавали предпочтение признанным королевским святым, особенно Эдмунду Восточным англам, убитому датской армией, которую Альфред победил, и Эдуарду Исповеднику. последний правитель старой западно-саксонской династии. Святых Эдмунда и Святого Эдуарда можно увидеть поддерживающими Ричарда II на диптихе Уилтона, и члены более поздних средневековых королевских домов были названы в их честь. Героических поражений Альфреда от языческих викингов было недостаточно, чтобы сделать его любимым военным героем периода после завоевания. Ни один из англо-саксонских правителей не подходил для этой роли. После успешного продвижения по службе Джеффри Монмутского предпочтение было отдано британцу Артуру — человеку, чья репутация не была ограничена неудобными фактами и который оказался чрезвычайно приспособленным к изменяющимся литературным условностям. Однако Альфреда хвалили англо-нормандские историки, такие как Уильям Малмсберийский, Геймар и Мэтью Пэрис, и их представления, а иногда и украшения его достижений будут подхвачены более поздними писателями. Хорошо зарекомендовавший себя интерес Альфреда к обучению сделал его очевидным кандидатом на пост основателя Оксфордского университета, когда это учебное заведение почувствовало необходимость подтвердить свою историческую репутацию в 14 веке.
Отсутствие у Альфреда эпитета святой, недостаток высокого средневековья, было спасением его репутации в пореформационном мире. Как набожный король, заинтересованный в продвижении использования английского языка, Альфред был идеальным подставным лицом для зарождающейся английской протестантской церкви. Работы, которые он заказал или перевел, были истолкованы как свидетельство чистой англо-саксонской церкви до того, как она была испорчена ложным католицизмом, введенным норманнами. С небольшим выборочным редактированием англо-саксонское церковное обеспечение стало иметь сверхъестественное сходство с елизаветинским англиканством. Архиепископ Мэтью Паркер оказал важную услугу репутации Альфреда, опубликовав издание Ассера 9.0105 Жизнь Альфреда в 1574 году, даже если он не мог удержаться от добавления истории о подгоревших пирогах, пришедшей из отдельного, более позднего, англо-саксонского источника. Возможно, еще более важным для широкой известности репутации Альфреда было восторженное упоминание о нем в «Книге мучеников » Джона Фокса (издание 1570 г.), где материалы, полученные из источников собственного времени Альфреда, были смешаны с историями более позднего времени, такими как его посещение датского лагеря в качестве менестреля, что впервые было зарегистрировано в отчете после завоевания. Именно писатели 16-го века продвигали прозвище Альфреда «Великий» — эпитет, который никогда не применялся к нему в англо-саксонский период.
Сопоставимые утверждения о вкладе англосаксов в английскую жизнь использовались для поддержки радикальных политических перемен в 17 веке, когда утверждалось, например, что право всех свободных людей голосовать за представителей в парламенте утрачено. Англосаксонская свобода. Относительное изобилие источников времен правления Альфреда, в том числе его сохранившийся кодекс законов и описание Ассером его интереса к закону и управлению, естественно, означало, что к нему привлекли внимание те, кто искал древнюю конституцию для удовлетворения современных нужд. Сам Альфред вряд ли был сторонником более радикальных движений, и его с большей готовностью приняли те, кто хотел показать правителям династии Стюартов, а в конечном итоге и ганноверцев, как они могут стать успешными конституционными монархами, подражая своему самому известному англосаксонскому предку. Роберт Пауэлл в своей книге «Жизнь Альфреда», опубликованной в 1634 году, попытался провести параллели между правлением Альфреда и Карла I, что часто требовало значительной изобретательности, и надеялся, что Карл будет разделять такое же уважение к английскому праву, как и тот, по-видимому, показанный Альфредом, оказался неуместным. Более впечатляющим научным трудом была работа сэра Джона Спелмана 9.0105 Жизнь короля Альфреда , который опирался на широкий круг первичных материалов и сам стал источником для более поздних биографов. Работа была посвящена будущему Карлу II, когда он был принцем Уэльским, и была завершена во время Гражданской войны в 1642 году в лагере роялистов в Оксфорде. Спелман должен был умереть в следующем году от лагерной лихорадки, и публикация биографии была отложена до более благоприятных времен. Фактически, любые попытки заинтересовать монархов Стюартов их саксонскими предками имели лишь ограниченный успех. Стюарты предпочитали ориентироваться в культуре на античный мир, а не на историю своих островов.
Общее саксонское наследие ганноверцев и англосаксов предоставило более благодатную почву для продвижения культа короля Альфреда. Его первые аристократические и королевские покровители происходили из круга, который собирался вокруг Фредерика, принца Уэльского (1707-1751), старшего сына Георга II, и был объединен оппозицией его членов премьер-министру Роберту Уолполу. Противники Уолпола называли себя «Патриотами», а Альфред был первым «Королем-патриотом», спасшим свою страну от тирании, как искренне надеялись, что сам Фредерик сделает это, когда станет преемником своего отца. Принцу был посвящен ряд литературных произведений, посвященных Альфреду. 9 сэра Ричарда Блэкмора0105 Альфред: эпическая поэма в двенадцати книгах (1723) оживил общепринятые рассказы о правлении Альфреда подробным описанием его воображаемых путешествий по Европе и Африке, в которых было скрыто множество деспотичных комплиментов принцу Фредерику. Гораздо более ценной была маска Альфреда Томаса Арне, впервые показанная в 1740 году в загородной резиденции принца Кливедене. Основной текст был предоставлен двумя авторами, уже активно работавшими на стороне Фредерика, Джеймсом Томсоном и Дэвидом Маллеттом, но включал оду виконта Болингброка, одного из лидеров оппозиции Уолполу, который определил их политическую философию в своем эссе «Идея король-патриот» (1738 г.). Наглядное представление этого политического манифеста было представлено в парке развлечений лорда Кобэма в Стоу. Бюст Альфреда был включен наряду с бюстами других героев вигов в «Храм британских достойных», построенный в 1734-35 годах Уильямом Кентом. Альфред описывается как «самый мягкий, самый справедливый, самый благодетельный из королей», который «сокрушил коррупцию, охранял свободу и был основателем английской конституции», имея в виду качества, которых, как считалось, недоставало Георгу II. Бюст Альфреда был помещен рядом с бюстом Черного принца, принца Уэльского, чьи благородные качества считались унаследованными Фридрихом, особенно если он следовал примеру короля Альфреда, а не своего отца.
Ландшафтные сады Стоу также содержат готический храм, в котором «готический» следует понимать как древнегерманский. Здание было посвящено «Свободе наших предков» и было окружено статуями германских божеств (хотя и в классической позе), а потолок купола был украшен гербами графов Мерсии, от которых лорд Кобхэм утверждал, что они произошли . Этот новый интерес к германскому прошлому начал просачиваться в другие слои общества. Те, кто не мог позволить себе воздвигнуть собственные памятники величию Альфреда, могли, тем не менее, найти воспоминания о нем в пейзажах Уэссекса. В 1738 году антиквар Фрэнсис Уайз, надеясь улучшить свои перспективы продвижения по службе в Оксфордском университете, выпустил брошюру «о некоторых древностях в Беркшире», в которой утверждал, что Белая лошадь Уффингтона была вырезана в память о победе Альфреда над викингами. в битве при Эшдауне и что все другие видимые древности поблизости имели какое-то отношение к кампании. Его утверждения были полностью ложными, но помогли предать гласности идею о том, что влияние Альфреда проникло в самую ткань страны. Те, кто не мог иметь саксонский мемориал на своей территории или в близлежащей сельской местности, могли, по крайней мере, владеть репродукцией нового жанра исторической живописи. Темы Альфреда, особенно «Альфред в пастушьей хижине» (эпизод сжигания торта), были среди часто воспроизводимых.
Альфреда из Стоу также помнили как человека, «изгнавшего датчан, защитившего моря», а его роль защитника страны и предполагаемого основателя британского флота обеспечила ему растущую славу, поскольку страна оказалась втянутой в частые иностранные войны по мере развития правления сына Фридриха, Георга III. Был поставлен ряд патриотических пьес, опер и балетов Альфреда, особенно во время французских войн (1793-1815). Чаще всего они заканчивались зажигательным гимном, закрывавшим 9 концертов Арне. 0105 Alfred , «Правь Британии», которая становилась все более популярной как выражение верности короне перед угрозой иностранного нападения. Именно с этого периода «Альфред» стал популярным христианским именем на всех уровнях общества.
Как и в других европейских странах, новая национальная гордость в Англии XIX века имела важное историческое измерение и сопутствующий культ героев, сделавших возможным более поздний успех. Считалось, что англичане могут проследить языковую и конституционную преемственность вплоть до пятого века, когда они победили изнеженных римлян, и становилось все более очевидным, что другие, положительные грани «национального характера» можно проследить до сих пор. хорошо. Считалось, что эти характеристики сделали людей англосаксонского происхождения уникально запрограммированными на успех и правление другими менее одаренными народами, и лучшие из них были представлены самим королем Альфредом. Альфред быстро был заново открыт как «самый совершенный персонаж в истории», и наряду с его защитой конституционных свобод, своей страны и истинной религии к нему добавилось новое восхищение его христианской моралью и чувством долга.
Англосаксонизм и сопутствующий ему альфредизм можно было найти по обе стороны Атлантики. Томас Джефферсон остроумно утверждал, что, поскольку англосаксы, поселившиеся в Британии, управляли собой независимо от своей континентальной родины, английским поселенцам в Америке также должна быть предоставлена независимость. Он считал, что обе страны имеют общее англосаксонское наследие, и предложил местное самоуправление для Вирджинии, основанное на разделении на сотни, англосаксонское учреждение, которое, как тогда считалось, было учреждено Альфредом. Менее привлекательной стороной этого увлечения англо-саксонскими корнями было то, что оно способствовало укреплению веры в расовое превосходство, как отмечалось в недолго просуществовавшем периодическом издании под названием 9.0105 The Anglo-Saxon (1849-50), целью которого было продемонстрировать, как «вся земля может называться Отечеством англо-саксов». Он уроженец всех краев — вестник небес в каждый уголок этой планеты». Таппер, автор нескольких томов популярных, весьма сентиментальных и моралистических стихов. Альфред был одним из особых героев Таппера, в основном потому, что он чувствовал, что многие из сочинений короля предвосхищают его собственные, и именно благодаря его импульсу в 1849 году отмечалось тысячелетие со дня рождения Альфреда в Уэнтедже., один из самых ранних из всех подобных юбилеев. Мероприятие не имело успеха, на который надеялся Таппер, в основном потому, что он оставил договоренности довольно поздно и не имел влиятельных покровителей. Многие детали все еще не были зафиксированы накануне мероприятия, к возмущению нескольких местных дворян, приглашенных на него, но мероприятие все же привлекло 8000-10000 толп, которые наслаждались традиционными играми и жареным быком, а также а также специально сочиненную Таппером юбилейную песню:
Англосаксы! – в любви мы встретились
Чтобы чтить имя, которое мы никогда не забудем!
Отец, и Основатель, и Король расы
Который правит и радуется в каждом месте,
Корень дерева, что затмевает землю
Первый из Семьи, благословленный от его рождения
Благословенный в этом стебле их силы и их состояние
Альфред Мудрый, и Добрый, и Великий!
Во время правления Виктории, которая родила первого принца Альфреда со времен англо-саксонского периода (1844 г. р.), король Альфред был признан основателем нации и ее основных институтов до такой степени, что один комментатор был тронут жаловаться: «Конечно, было бы ошибкой превращать Альфреда, как это, кажется, делают некоторые люди, в своего рода воплощение объединенного школьного совета и совета графства в девятом веке». Альфред был уже не зеркалом для принцев, а образцом для людей всех слоев общества и, прежде всего, для детей. Чарльз Диккенс Детская история Англии (1851–1853) может означать множество таких произведений, в которых Альфред использовался для демонстрации лучших черт английского характера: добродетели. Кого не могла сломить беда, кого не могло испортить благополучие, чье упорство ничто не могло поколебать. Кто надеялся на поражение и щедр на успех. Кто любил справедливость, свободу, правду и знание.
Альфред настолько стал воплощением идеального викторианца, что Уолтер Безант в лекции об Альфреде в 1897, счел вполне уместным применить к нему стихи, которые Альфред, лорд Теннисон, написал в память о принце Альберте.
Альфред больше не был тотемом одной политической партии. В 1877 году Роберт Лойд-Линдсей, член парламента от консерваторов от Беркшира и идеальный образец землевладельца по отцовской линии движения Дизраэли «Молодая Англия», предоставил Вэнтеджу статую, которую Таппер надеялся воздвигнуть в 1849 году, но для которой ему не удалось получить средства. . Желание также получило грандиозное событие, которое оно упустило тогда, когда Эдуард, принц Уэльский, у которого Линдси когда-то был конюшим, открыл статую, вырезанную графом Глейхеном, одним из немецких кузенов принца. В 1901, в год смерти королевы Виктории, были проведены еще большие торжества в ознаменование тысячелетнего юбилея Альфреда. Проблемы с вычислением англо-саксонских дат привели к тому, что тогда широко считалось, что Альфред умер в 901 году, а не в 899 году, который теперь признан истинной датой его смерти, но в то время многим казалось особенно уместным, что великая королева и ее прославленный предок умерли с разницей в тысячу лет. На первый взгляд казалось, что тысячелетие Альфреда выполнило свою задачу, заявленную в проспекте Национального комитета, и стало «национальным ознаменованием памяти короля, которому эта империя так многим обязана». В процессии, проходящей через сердце Винчестера к месту гигантской статуи короля Хамо Торникрофта, участвовали представители ученых обществ и университетов «из всех стран, где преобладает англоязычная раса» (излишне говорить, что все они были белыми мужчинами) и представители различных вооруженных сил. В том же году память Альфреда была отмечена спуском на воду нового дредноута HMS 9.0105 Король Альфред .
Но в 1901 году Британия была втянута в англо-бурскую войну, и приоритетом была реальность настоящего, а не воображаемое прошлое. Национальный комитет не собрал столько денег, сколько ожидал, и был вынужден отказаться от многих своих амбициозных планов, в том числе от плана по созданию Музея ранней английской истории. Многие были обеспокоены направлением имперской политики Великобритании. Чарльз Стаббс, декан Эли, воспользовался тысячелетним годом, чтобы предположить, что стандарты Альфреда не только опережали его собственное время, но и опережали стандарты многих современных государственных деятелей, особенно в их ведении англо-бурской войны. которое было вызвано «наглостью гордыни… страстью мести… похотью к золоту». Но была и более положительная сторона празднований, когда Альфреда использовали, как и в прошлом, как прикрытие для внесения изменений в общество. Не случайно статуя была открыта лидером либералов лордом Роузбери, поскольку прежняя поддержка вигами британских достойных никогда полностью не исчезала, и либералы занимали видное место во многих памятных датах второй половины девятнадцатого века. Это был скандал из-за статуи Оливера Кромвеля, введенной в эксплуатацию в 189 г.5 Роузбери из Торникрофта в Палату общин, что ускорило отставку первого с поста премьер-министра. Наиболее активными членами Национального комитета были лидеры либералов и другие, такие как позитивист Фредерик Харрисон и литератор Уолтер Безант, которые были связаны с ними в продвижении рабочих колледжей или Совета лондонского графства, сформированного в 1888 году с лордом Розбери в качестве ее первый председатель. Наиболее активно в продвижении Альфреда был секретарь Национального комитета и мэр Винчестера Альфред Боукер, который использовал тысячелетие как возможность расширить профиль и масштабы Корпорации Винчестера, например, купив участок. места последнего упокоения Альфреда в аббатстве Хайд с прилегающей землей, которую можно было бы использовать для общественного отдыха (как и сегодня).
Лорд Роузбери прокомментировал, что статуя, которую он должен был открыть в Винчестере
, может быть только изображением воображения, и поэтому Альфред, которого мы почитаем, вполне может быть идеализированной фигурой … мы задрапировали его форму .. … все высшие атрибуты мужественности и королевской власти.
Альфред, без сомнения, довольный своей посмертной славой, с трудом узнавал себя в некоторых из своих более поздних проявлений, и ему было бы трудно понять, не говоря уже о том, чтобы одобрить, некоторые из конституционных изменений, которые он, как предполагалось, защищал.