Александра 1 и николай 1: Александр I и Николай I

Российский Императорский Дом — Николай I Павлович

Император Всероссийский Николай I Павлович (Царское Село, 25 июня/8 июля 1796 – Санкт-Петербург, 18 февраля/3 марта 1856).

Император Всероссийский Николай I Павлович (Царское Село, 25 июня/8 июля 1796 – Санкт-Петербург, 18 февраля/3 марта 1856).

Третий сын Императора Павла I и Императрицы Марии Феодоровны (урожд. Принцессы Вюртембергской).С детства получил всестороннее образование, но главные его интересы лежали в области военного дела. При брате Императоре Александре I Благословенном в очереди престолонаследия занимал второе место после второго сына Павла I Цесаревича Константина Павловича. Император Александр I, утвердивший тайное отречение Цесаревича Константина, исподволь приобщал Великого Князя Николая к делам управления. Но вплоть до кончины своего брата будущий Государь не знал достоверно о состоявшемся решении передать ему Престол. Поэтому в 1825 после смерти бездетного Александра I он присягнул находившемуся в Варшаве Константину Павловичу. Когда последний подтвердил свой отказ от прав на Престол, Николай Павлович издал Манифест о своем воцарении. Междуцарствием воспользовались тайные общества, поднявшие 14/27 декабря 1825 мятеж с целью низложения и физического истребления Династии Романовых. Молодой Император проявил мужество и выдержку, сам выехал к взбунтовавшимся войскам и подавил восстание. Жертвой беспорядков стал верный царский слуга, прославленный герой Отечественной Войны 1812 генерал М. Милорадович, смертельно раненный выстрелом в спину. Император Николай I венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля 22 августа/4 сентября 1826 года. Начал целенаправленную и систематическую работу по подготовке преобразований, и, в особенности, отмены крепостного права. Николай I сравнивал себя с библейским св. Царем Давидом Псалмопевцем, собиравшем материалы для Храма, воздвигнуть который предстояло его сыну св. Царю Соломону Премудрому. Уже в 1826 секретный комитет под председательством графа В. Кочубея приступил к изучению всех сторон жизни Империи. В царствование Николая I под руководством графа М. Сперанского осуществлена кодификация законодательных актов, завершившаяся изданием Свода Законов Российской Империи. По воле Императора было облегчено положение крепостных и государственных крестьян. Николая I отличала любовь к подданным и жертвенность. Когда в Москве бушевала эпидемия холеры, Император отправился туда, чтобы поддержать москвичей и проследить за качеством предпринимаемых мер. Императрица Александра Феодоровна, боявшаяся за своего мужа, привела к Николаю I всех его детей, чтобы удержать Государя от поездки. «Уведи их, — твердо сказал Император, — в Москве сейчас страдают тысячи моих детей». Николай I неустанно заботился о развитии промышленности и торговли. Финансовая реформа сделала положение русского рубля неуязвимым вплоть до революции 1917. В 1836 Государь основал первую железную дорогу, а всего за его правление устроено 10 тысяч верст шоссейных и 1 тысяча верст железных дорог. Учредил и преобразовал многочисленные учебные заведения, в том числе Киевский Университет, С. -Петербургский Технологический Институт, будущее Императорское Техническое Училище и Константиновский Межевой Институт в Москве, Военную и Морскую Академии и 11 новых кадетских корпусов. Отличался благочестием, и многие часы проводил в молитве. В 1839 году произошло присоединение к Православной Церкви униатов на Украине. В тоже время царствование Николая I ознаменовалось очередным усилением преследований старообрядцев. В области внешней политики Николай Павлович возобновил военные действия против Персии, закончившиеся в 1828 году занятием Эриванской и Нахичеванской областей. Победоносная война с Османской Империей 1827-1828 годов дала независимость Греции, а России принесла обладание частью Бессарабии и ряда стратегически важных крепостей.

Николай I проявлял уважение к польской государственности и даже отдельно короновался в Варшаве в 1829 году как Царь Польский. Но поляки, подстрекаемые извне, не оценили милостей своего Государя. Воспользовавшись трудностями Империи, возникшими из-за эпидемии холеры, они в 1830 году объявили Николая I низложенным в Царстве Польском. Император подавил польское восстание и ограничил привилегии, данные Польше им и его братом Александром I. При Николае I продолжалось завоевание Кавказа и Средней Азии. В области внешней политики Император неукоснительно отстаивал легитимистские принципы и оказывал помощь даже своим врагам в тех случаях, когда под угрозой находился монархический строй и законные права Государей. В 1832 Россия поддержала турецкого Султана Махмуда II против египетских мятежников, а в 1848 русская армия под водительством Паскевича подавила революцию в Австрийской Империи. Последняя война в царствование Николая I — Крымская, предпринятая ради защиты Православия в Святой Земле, оказалась неудачной. На стороне Османской Империи выступили соединенные силы бонапартистской Франции, Англии и Сардинии, а неблагодарная Австро-Венгрия заняла позицию недоброжелательного к России нейтралитета. Государь принимал поражения Русских Армии и Флота очень близко к сердцу, и эти переживания явились причиной его безвременной кончины. Николай I состоял в браке с Императрицей Александрой Феодоровной (урожденной Принцессой Луизой-Шарлоттой Прусской). Четыре его сына — Александр, Константин, Николай и Михаил — произвели на свет многочисленное потомство. Император Николай I смертельно заболел воспалением легких при исполнении своего воинского служения, простудившись во время смотра войск. Скончался в Санкт-Петербурге. Погребен в Родовой Усыпальнице Династии Романовых — Петропавловском соборе. В памяти народной он остался с именем Незабвенного Царя.

Петербург: как строился и менялся. Александр I и Николай I: имперское градостроительство

При Александре I и Николае I архитектура стала инструментом, выражающим имперские идеи. Разберемся, как проходило строительство Российской империи и подведем итоги урока.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan. ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Александр Острогорский

Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Наполеон-воин: Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту, Антуан-Жан Гро, 1796–1797, Эрмитаж; Наполеон-император: Наполеон на императорском троне, Жан Огюст Доминик Энгр, 1806 г., Лувр; Наполеон-законодатель: Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри, Жак-Луи Давид, 1812, Национальная галерея искусства, Вашингтон — последний портрет Давиду заказал шотландский любитель искусства: для Шотландии Наполеон интересен не как герой и полководец, а как мыслитель и государственный деятель.

2. Карта Европы в 1812 году
3. Кодекс Наполеона
4. Триумфальная арка, арх. Жан-Франсуа Шальгрен, Париж, 1806–1836
5. Арка Веллингтона, арх. Децимус Бертон, Лондон, 1825–1830
6. Триумфальные ворота, арх. Осип Бове, Москва, 1829–1834

Архитектура помогала Александру I и Николаю I строить Российскую империю. Для начала выясним, что такое вообще империя.

💭 Давайте вспомним о воображаемых сообществах. До этого мы наблюдали, как с помощью разных инструментов Петр I, Елизавета и Екатерина II формировали новую Россию как воображаемое сообщество.

🗺 Империя — самое воображаемое из всех сообществ. Это слово используется в двух смыслах. Первый — просто «большая страна, составленная из других стран», как Китайская империя, Османская империя, империя татаро-монголов, империя ацтеков. Второй смысл более глубокий и связан с европейской культурной и государственной традицией преемственности Римской империи. Для связи с Римом используют специальные атрибуты: двуглавого орла на печати или название «Священная Римская империя», особые ритуалы и т.д. Это уже реконструкция, своего рода ролевая игра — фактически, Империя не существует нигде, кроме воображения.

🇫🇷 Во время Великой французской революции появляется понятие политической или гражданской нации. Это сообщество, которое объединено политической лояльностью. Французы — это те, кто за революцию, а не те, кто живет во Франции (из них многие воюют против), кто говорит на французском языке (многие уехали из страны), и тем более, не поданные короля Людовика (его казнили).

👑 Наполеон идет еще дальше. Он видит империю как двигатель Просвещения, а себя как продолжателя благородных идей революции, который распространяет их дальше и дальше. Один из важных шагов — Кодекс Наполеона, новаторская юридическая работа, регулирующая гражданские отношения между всеми людьми. Он соответствовал новому времени, а не традициям Франции, был ориентирован на многие новые идеи, на развивающийся капитализм. Он не делал различий между людьми — ему должны были подчиняться все, от простого гражданина до императора. Сегодня Кодекс лежит в основе большинства европейских стран, которые входили в сферу влияния Наполеона.

🏛 Любовь к имперским атрибутам выражается и в архитектуре. В первую очередь, через триумфальные арки — древнеримскую типологию, которую любили во все времена.

Три из них связаны с наполеоновскими войнами. Первую начал строить сам Наполеон, но его триумф сменился поражением — и арку доделали позже. Вторую поставили в честь Веллингтона в Лондоне — отметить победу над Наполеоном. Триумфальная арка в Москве тоже посвящена этому. Одна архитектурная форма, посвященная одним событиям, — и совершенно разный контент, потому что империя — универсальная идея. Люди активно создают имперский миф.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Иоганн Иоахим Винкельман — почтовую марку выпустили к 300-летию ученого
2. Пантеон, арх. Жак-Жермен Суффло, Париж, 1758–1789
3. Клод-Николя Леду, Дом садовника, конец 18 века

4. Этьен-Луи Булле, Храм Смерти, конец 18 века
5. Жан-Жак Лекё, Храм Земли, 1794
6. Жак Луи Давид, Смерть Марата, 1793 — картина написана быстро как реакция на трагическое событие и очень просто: фон, цвета, форма объектов; Марат показан не в образе древнегреческого героя.
7. Многотомное «Описание Египта», над которым работали полторы сотни ученых, начали издавать в 1809 году
8. Церковь Мадлен, 1764–1842

Для воплощения новых идей об империи нужен был свой архитектурный стиль. Для этого прекрасно подошел неоклассицизм. Почему «нео-» и сильно ли он отличался от обычного классицизма?

Давайте разберемся 👇

🏛 Неоклассицизм возник под воздействием новых знаний об античности и нового отношения к ней, которое развивалось в середине XVIII века благодаря археологическим открытиям.

Немецкий ученый Иоганн Иоахим Винкельман, написавший множество работ об античной архитектуре и искусстве, пытался ответить на вопрос, кто значимее: греки или римляне? Винкельман считал, что греки. В архитектуре и не только они воплощали в материи высокий идеал, платоновские идеи, находили для всего идеальную форму. Это же стало целью неоклассицизма.

⚪️ Пример поиска идеальной формы — церковь Святой Женевьевы архитектора Жака-Жермена Суффло, которую во время революции назвали Пантеоном. Храм составлен из двух простых фигур и простой декорации. Большой масштаб подчеркивается ясной формой.

💬 Похожими поисками занимались создатели «говорящей архитектуры» — Клод-Николя Леду, Этьен-Луи Булле и Жан-Жак Лекё. «Говорящая архитектура» доносит смысл не через ассоциацию, как посвященная кому-то церковь, и не через символы, как значимые элементы декорации, а разговаривает напрямую. Архитектура Леду была более абстрактной, в единении с природой — как дом садовника в городе Шо. Концепции Булле более философские, вроде кенотафа Ньютона или Храма смерти. Лекё более игривый. Его Храм Земли рассматривает Землю не как богиню, а как объект познания — результат географических открытий. «Говорящая архитектура» пригодилась пропаганде после революции. К сожалению, все реализованные постройки были временными, деревянными, и от них сохранились только рисунки.

🏜 Большую лепту внес египетский поход Наполеона. Он заново открыл Египет, знакомый многим только по книгам: появились новые зарисовки и гравюры, коллекции древностей. Это усилило интерес к масштабной и простой геометрии. Возник новый подход к истории и ее прочтению.

1. Фрагмент карты Санкт-Петербурга, 1840 — черным цветом выделены ключевые «градостроительные организмы»

2. Дворцовая площадь, Санкт-Петербург, вторая половина 18 — первая половина 19 века
3. Разные варианты плана Дворцовой площади
4. План Казанского собора — на нем видно, что изначально предполагалось две колоннады
5. Федор Алексеев. Вид Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1810
6. Стрелка Васильевского острова
7. Адмиралтейство, 1870–е, фото Альберта Фелиша
8. Михайловская площадь в 19 веке
9. Улица Зодчего Росси

Петербург времен Александра I и Николая I ярче всего характеризуют проекты, организующие пространство. Объекты, в которых архитектор мыслит не отдельным зданием, а целой ситуацией, называются «градостроительными организмами».

🧩 Архитекторов эпохи Александра и Николая интересуют не отдельные здания, а городские ситуации. Они используют здания, обычно довольно крупные, чтобы создать площадь, проход, вид. Их адресат — не какая-то практическая нужда (может быть здание с любой функцией) или воля владельца (они не ориентированы на какого-то конкретного властителя или владельца здания), а сам город. Он, как империя, больше всех своих жителей.

На плане 1840 года эти значимые фрагменты жирно подчеркнуты, и мы хорошо видим, как они взаимодействуют с пространством. Вот несколько примеров 👇

⬜️ Дворцовая площадь. Было много попыток придумать, что должно происходить перед Зимним дворцом — главной резиденцией императоров, развернутым в сторону другого главного объекта Петербурга — Невы. Кто-то предлагал замкнутую ситуацию, кто-то обращался к Зимнему как к главному событию в этом пространстве. Точку поставил Карл Росси: он создал площадь, организованную как бы вокруг себя самой: арка генерального штаба связывает ее с Невским, колонна фиксирует центр, Зимний не становится точкой назначения, а провожает нас дальше, к Неве.

Здесь можно быть императором, выходящим из дворца, военачальником, выезжающим из арки, или простым горожанином — все чувствуют себя на площади одинаково.

⛪️ Казанский собор. Здесь главное — полукруглая колоннада. Самого собора практически не видно, только его купол и портик, который выходит на площадь как часть колоннады. Зато возникает объект, который создает два очень интересных пространства. Его сравнивают с площадью Св. Петра в Риме, но есть важное отличие: там площадь и колоннада ведут к собору как к главному событию, а в случае с Казанским собором цель другая — город и взаимоотношения с ним.

👁 Стрелка Васильевского острова и Биржа. Еще один важнейший городской акцент. Биржа напоминает архаичный греческий храм, с тяжелыми пропорциями, без французского и палладианского изящества, к которому мы привыкли. Перед «храмом» — спуск к воде с ростральными колоннами. Эту часть хорошо видно с другой стороны Невы, и весь проект создан для зрителя, который смотрит на него с противоположного берега.

⚓️ Адмиралтейство. Осип Мандельштам писал о нем: В столице северной томится пыльный тополь. // Запутался в листве прозрачный циферблат, // И в тёмной зелени фрегат или акрополь // Сияет издали, воде и небу брат. В версии архитектора Андреяна Захарова это уже не просто учреждение и яркий городской акцент, а памятник самому себе и всей истории русского флота. Об этом говорят и скульптуры (их делали Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский, Артемий Анисимов, Феодосий Щедрин), которые стали частью его образа: Сердито лепятся капризные Медузы, // Как плуги брошены, ржавеют якоря, // И вот разорваны трех измерений узы // И открываются всемирные моря!

🎨 Площадь искусств. Пример важного, хотя и не перворазрядного пространства. Спокойная квадратная площадь, у которой все фасады осмыслены с главным акцентом — Михайловским дворцом. Создает целостное гармоничное пространство.

🎭 Улица Зодчего Росси. Оформляет проход рядом с театром и тоже представляет собой целостное архитектурное пространство, к которому внутренности этих домов не имеют отношения. Перспектива колоннад, замыкаемая театром, имеет самостоятельную ценность.

1. Арка Главного штаба, арх. Карло Росси, Санкт-Петербург, 1819–1828
2. Нарвские триумфальные ворота, арх. Василий Стасов, Санкт-Петербург, 1827–1834
3. Исаакиевский собор, арх. Огюст Монферран, Санкт-Петербург, 1818–1858
4. Колоннада Казанского собора, арх. Андрей Воронихин, Санкт-Петербург, 1801–1811
5. Горный институт, арх. Андрей Воронихин, Санкт-Петербург, 1806–1811
6. Биржа, арх. Жан Тома де Томон, Санкт-Петербург, 1805–1816
7. Провиантские склады, арх. Василий Стасов, Москва, 1829–1835

Давайте теперь рассмотрим детали стиля ампир, особенности его языка. Особенность ампира — поиск максимально выразительного и пафосного в арсенале неоклассицизма. Для важных построек выбираются самые ясные пропорции и торжественные ордеры, а все остальное лишь служит лишь фоном для этого и может быть совсем лишено декорации.

Посмотрим несколько примеров 👇

🏛 Арка генерального штаба. Она очень насыщенная декорациями и разными смыслами, ордер максимально пафосный. Уникальный сюжет — арка, то есть памятник, встроена в здание. И одновременно — является «шарниром» перехода от Невского проспекта к Дворцовой площади.

🥁 Нарвские триумфальные ворота. Построены по классическому образцу античных триумфальных арок: двойные колонны самого торжественного композитного ордера, один проход, крупный аттик. Фоном для этих крупных элементов и скульптур становится стена, не перегруженная большим количеством деталей или скульптурных групп.

⛪️ Исаакиевский собор. Коринфский ордер, простые пропорции, контрастные торжественные цвета: красные колонны, белые стены, золото. Ротонда с куполом отсылает к Церкви Св. Женевьевы. Центральные портики, которые смотрят на четыре стороны, будто срисованы из книжки о древнеримской архитектуре.

👁 Колоннада Казанского собора. У нее тоже свой пафос. Высокие колонны оформляют площадь, частично закрывают проходы. Лес колонн изгибается, будто никогда не заканчивается. А боковые части колоннад, выходящие на площадь, тоже триумфальные арки с аттиком и скульптурным фризом.

Горный институт. Здание для обучения технической, немного грубоватой специальности. Воронихин вместо коринфского ордера выбирает более простой дорический, но тоже получается пафосно: крупные колонны, расширяющиеся книзу, фризы, простой треугольный фронтон с большой статуей двуглавого орла.

💰 Биржа. Жан Тома де Томон получил редкую возможность создать целое здание, а не просто фасад: ведь всю стрелку Васильевского острова переделывают, и можно свободно располагать пространством. Архитектор создает полноценный дорический храм — тяжелый, горизонтальный, с триглифо-метопным фризом. С ростральными колоннами и спуском к воде получился сильный образ древнегреческого храма на берегу, к которому прибывают корабли.

🛢 Провиантские склады. Московский пример ампира. Сугубо техническое сооружение с минимальными декорациями, которому монументальный благородный облик придают чистые плоские стены, трапециевидные корпуса и египетская тема пилонов. Это типовой проект, который пришлось адаптировать к Москве: там было не так много ровных прямоугольных участков, поэтому один из корпусов на углу Садового и Остоженки пришлось немного «скосить», изменив его геометрию.

1. Меншиковский дворец, арх. Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель, 1710–1720-е
2. Здания Двенадцати коллегий, арх. Доменико Трезини, 1722–1732
3. Зимний дворец, архитектор Франческо Растрелли, 1754–1762
4. Павильон Эрмитаж, Царское село, 1743–1753
5. Академия Художеств, Санкт-Петербург, арх. Александр Кокоринов и Жан-Батист Валлен-Деламот, 1764–1788
6. Софийский собор, арх. Чарльз Камерон, Царское Село, 1782–1788
7. Дворцовая площадь, Санкт-Петербург, вторая половина 18 — первая половина 19 века
8. Исаакиевский собор, арх. Огюст Монферран, Санкт-Петербург, 1818–1858

Весь урок мы обсуждали архитектуру Санкт-Петербурга в контексте строительства Российской империи. Давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили.

💡 В основе разговора лежат три концепции

▫️ Просвещение — постепенный переход от религиозного миропонимания к рационалистическому во всех сферах жизни, от управления до культуры.
▫️ Государство — в эпоху Просвещения это система инструментов для решения определенных задач, которая постепенно усложняется. Сперва речь идет о строительстве крепости и порта, а через сто лет — цивилизации, культуры.
▫️ Воображаемое сообщество — общность людей, которые не знают друг друга лично, чаще всего не связаны никакими отношениями, не имеют общих дел — и все равно считают (то есть воображают), что принадлежат к некоторому единству. Архитектура им в этом помогает.

⚙️ Петр I — привнес в Россию идеи Просвещения. Рассматривал все как рациональный инструмент, с помощью которого можно добиться определенной прагматической цели. Смотрел на город как на механизм, инструмент. Воображаемое сообщество формируется вокруг этих целей и экспериментов.

▪️ Санкт-Петербург — рациональный инструмент для формирования нового общества и государства: регулярный план, требования к высотности и единое оформление фасадов, четкое деление жителей на социальные группы по европейскому примеру, ключевые здания функциональны и решают конкретную задачу — защиты, нападения, управления, накопления знаний, выражения статуса. Город строится вдоль реки.

▪️ Стиль — смешение классицизма и барокко: разные вкусы заказчиков, разный уровень европейских и русских исполнителей. От классицизма — ясный ритм и пропорции, спокойный декор, плоская ордерная декорация. От барокко — редкие волнистые элементы (волюты, фронтоны), круглые и овальные окна и люкарны.

🎭 Елизавета I — государство театра. Воплощала барочный взгляд на мир как на очень сложный, полный противоречий — но глубоко логичный и красивый в своей сложности. Общество становится участником и зрителем спектакля, со своими ролями и местами.

▪️ Санкт-Петербург — большая сцена для ритуалов и театральности, которые важны для государства эпохи барокко. Появляется трехлучевая структура с центром — Адмиралтейством. Застройка города ведется от реки вглубь берега.

▪️ Стиль — Елизаветинское барокко продолжает петровское, но более качественное, масштабное и парадное. Ориентир — германские княжества. Входят в моду французские парки — с четкой планировкой, подстриженными газонами и деревьями, напоминающие декорации.

📚 Екатерина II — просвещенный монарх, для которого просвещение населения — основная цель власти. Государство развивает интеллектуальные и духовные качества человека, архитектура ему в этом помогает. Растет важность частной жизни.

▪️ Санкт-Петербург — инструмент просвещения. Просвещенный монарх строит учреждения для просвещения людей и заботе об их нравственном облике. Возникают регламенты застройки, создается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы: Петербург уже не главный город, а «один из». Разрабатывают типовые планы для застройки городов по всей империи.

▪️ Стиль — рациональный классицизм. Главное — логичность, ясность и рациональность. Сложные планы зданий, обусловленные их функциональностью. Постепенно французский классицизм заменяет палладианство. На смену французским приходят английские парки — более похожие на настоящий лес, естественные, хотя и созданные искусственно.

👑 Александр I и Николай I завершают строительство империи. Архитектура, выражающая идеи империи, становится одним из связующих инструментов для воображаемого сообщества.

▪️ Санкт-Петербург — центр империи. Проекты этого периода организуют пространство, архитекторы мыслят не отдельным зданием, а целой ситуацией — «градостроительными организмами». Важная идея — отсутствие иерархии, архитектура одинаково воспринимается и горожанином, и императором.

▪️ Стиль — неоклассицизм с элементами имперских символов античности. Максимально пафосно и выразительно, простые пропорции и торжественные ордеры. Фон для этого простой, может быть совсем без декораций.

Предлагаем материалы, которые помогут лучше понять эпоху становления Российской империи.

📕 Пол Кинан. Санкт-Петербург и русский двор, 1703–1761
Американский историк в своей книге рассматривает строительство и развитие Петербурга как сознательную попытку российских монархов создать полигон для социальных и культурных преобразований. Архитектуре и социальным пространствам города уделяется особое внимание.

📘 Александр Каменский. Россия в XVIII столетии: общество и память. Исследования по социальной истории и исторической памяти
Книга, основанная на широком круге источников, рассматривает структуру и внутренние механизмы общества XVIII века, а также формирование исторической памяти о ключевых событиях российской истории.

📙 Астольф де Кюстин. Россия в 1839 году
Знаменитые записки маркиза де Кюстина о жизни в России в XVIII веке — критический взгляд иностранца на привычные вещи.

🎞 Проект Леонида Парфенова «Российская Империя»
Документальный сериал журналиста об истории России с Петра I до Николая II.

🎓 История России. XVIII век
Исторический курс Арзамаса для школьников в формате игр.

🎓 Любовь при Екатерине Великой
Курс Арзамаса о воспитании чувств в эпоху Просвещения.

🎓 Закон и порядок в России XVIII века
Курс Арзамаса о судебной и правоохранительной системе России в XVIII веке.

🎓 Кто такие декабристы
Курс Арзамаса о декабристах, их политических программах и результатах заговора.

🖼 Виртуальный тур по Эрмитажу

🖼 Hermitage Online. Век Екатерины. Портреты и судьбы
Онлайн-экскурсия по Эрмитажу, рассказывающая о видных деятелях времен Екатерины II.

🖼 Hermitage Online. Эпоха Просвещения. Русская культура второй половины XVIII века
Онлайн-экскурсия по Эрмитажу, рассказывающая об эпохе Просвещения в России.

🖼 Hermitage Online. Екатерина II и ее семья. Русская культура второй половины 18 века
Онлайн-экскурсия по Эрмитажу о семье императрицы Екатерины II, ее взаимоотношениях с сыном, воспитании и обучении августейших внуков и внучек.

🎼 Произведения русских композиторов XVIII века
Оркестровая музыка 18 века, написанная русскими композиторами — среди них Дмитрий Бортнянский, Василий Пашкевич, Евстигней Фомин и другие.

🏛Перед вами четыре триумфальные арки. Это понятный жанр, известный еще с античности — но который может выражать самые разные идеи. Что указывает на то, что первую арку построили при Николае I, вторую — при Елизавете I, третью — при Петре I, четвертую — при Александре I?

курс Level One

Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽

подробнее о курсе

Император России Николай I

Из стола императора : Великую княгиню Марию Николаевну России не следует путать с Великой княгиней Марией Николаевной России (1899 — 1918), которая была дочерью Императора Николая II России.

Великая княгиня Мария Николаевна (18 августа 1819 — 21 февраля 1876) — дочь императора Николая I, сестра императора Александра II. В 1839 г.она вышла замуж за Максимилиана, герцога Лейхтенбергского. Коллекционер и президент Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге

Великая княгиня Мария Николаевна родилась 18 августа 1819 года в Красном Селе в Санкт-Петербурге. Она была второй из семи выживших детей и старшей дочерью. Ее родители, российский император Николай I и императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта Прусская, были преданы друг другу и своим детям.

Ее мать. Принцесса Шарлотта Прусская была старшей выжившей дочерью и четвертым ребенком Фридриха Вильгельма III, короля Пруссии, и герцогини Луизы Мекленбург-Стрелицкой, а также сестрой Фридриха Вильгельма IV, короля Пруссии, и Вильгельма I, немецкого императора и короля. Пруссии.

Они были теплыми и любящими родителями, но избегали баловать их. По вечерам Александра Федоровна играла с детьми в игры, в том числе в загадки и шарады. Император любил петь с ними хоровую музыку. Братья и сестры выросли в дружной семье, оставаясь в хороших отношениях на всю жизнь.

Мария Николаевна выросла в компании своих сестер Ольги и Александры. Их комнаты, расположенные на первом этаже Зимнего дворца, были просты и лишены роскоши. Девушкам прописывали свежий воздух во все времена года, а врачи контролировали их питание. Занятия начинались в 8 часов утра.

Воспитанием Марии руководил либеральный тайный советник и поэт Василий Жуковский, бывший учитель русского языка у Александры Федоровны. Жуковский оставался в близких отношениях со своими царскими подопечными до самой смерти.

Великая княгиня Мария и ее сестры получали уроки танцев, музыки и рисования. Ее детский альбом для рисования (1826–1830 гг.) Сохранился и находится в руках ее потомков, живущих в Соединенных Штатах. Великая княгиня Мария, неплохо рисовавшая, позже писала акварели.

Она никогда не теряла любви к искусству, став благотворительницей и коллекционером произведений искусства. Художественно одаренная, она рано проявила интерес к дизайну интерьера, украшая свои комнаты в своем личном стиле. Позже она сделает свой дворец в Санкт-Петербурге одним из самых красивых в городе.

Все три сестры обладали музыкальными способностями и занимались благотворительностью. С 1835 года великая княгиня Мария была активным членом общества патриотов, основанного императрицей Елизаветой Алексеевной. Время от времени общество собиралось на заседания в комнате Марии в Зимнем дворце.

Великая княгиня Российская

Великая княгиня Мария Николаевна отличалась выдающейся личностью, остроумием и сильным характером. Ее сестра, великая княгиня Ольга, писала в своем девичьем дневнике, что Мария была «вспыльчива, внимательна и великодушна к бедным, сочувствовала добрым делам, но не терпела притворного принуждения. Она в сто раз добродетельнее меня, динамичнее всех нас семерых; ей не хватает только чувства долга».

Великая княгиня Мария Николаевна была смелой и изобретательной, ценила новизну и была почти равнодушна к мнению высшего света. Она была живой, энергичной, талантливой и импульсивной. Внешностью и характером она была похожа на своего отца.

Любимое дитя императора Николая I, наиболее похожее на него как внешне, так и характером. Как и он, она выглядела серьезной и суровой. Ее взгляд также напомнил грозный взгляд ее отца. Физическое сходство с ее отцом было отмечено на портретах и ​​фотографиях, которые предпочитали изображать ее в профиль, как и ее отца.

Императрица Александра Федоровна беспокоилась о том, чтобы найти подходящего мужа для своей самой одаренной и эмоциональной дочери. Со своей стороны, великая княгиня Мария Николаевна не хотела покидать Россию после замужества или менять религию.

Брак

В 1837 году король Баварии Людвиг I отправил своего племянника Максимилиана де Богарне, герцога Лейхтенбергского, для участия в кавалерийских маневрах в России. .

Он был красив, хорошо образован и интересовался культурой. Через год, в октябре 1838 г., он совершил второй визит. Своей внешностью и манерами он произвел впечатление на великую княгиню Марию Николаевну, как отмечает великая княгиня Ольга в своем дневнике: «За четыре дня стало совершенно ясно, что Макс и Мария созданы друг для друга».

Нежеланный брак для дочери российского императора. Максимилиан был ниже королевского ранга и имел право только на стиль Светлости как член второстепенной ветви Дома Баварии.

Максимилиан де Богарне был единственным выжившим сыном Эжена де Богарне, герцога Лейхтенбергского и принца Эйхштетта и внуком императрицы Жозефины. Его матерью была принцесса Августа Амалия Баварская. Его бабушкой и дедушкой по материнской линии были Максимилиан I, король Баварии, и его первая жена Мария Вильгельмина, ландграф Гессен-Дармштадтская, дочь Георга Вильгельма Гессен-Дармштадтского, младший сын Людвига VIII, ландграфа Гессен-Дармштадтского.

Он был братом:

Огюста де Богарне, принца-консорта Марии II Португальской;
Амели де Богарне, императрица-супруга Педро I Бразилии;
Жозефина Лейхтенбергская, супруга королевы Швеции Оскара I.

Максимилиан тоже был католиком, а не православным, и его собственная семья, в частности его мать, принцесса Августа Баварская, была против этого брака. Максимилиан был последним представителем рода Лейхтенберг-Бохарне, и его мать опасалась, что его потомки, воспитанные в православной вере, полностью обрусеют. Она сказала, что история будет винить ее сын.

Кроме того, семья Бонапартов была злейшим врагом России. Тем не менее император дал разрешение на брак при условии, что его дочь не уедет из России жить за границу. Поскольку герцог Лейхтенбергский не был членом правящей семьи, ему было легко поселиться в Санкт-Петербурге.

Венчание состоялось 2 июля 1839 года в парадной церкви Зимнего дворца. Церемонию подробно описал маркиз де Кюстин, посетивший в то время Петербург. Он хвалил великую княгиню за ее изящество, но не любил герцога Лейхтенбергского. Император Николай I не пожалел средств на свадьбу дочери, и празднества продолжались две недели. Супруги остались в России, где их семеро детей росли в кругу императорской семьи.

Великая Княгиня Мария Николаевна и ее супруг имели творческие наклонности и активно занимались благотворительностью и искусством. Муж великой княгини Марии прославился на всю Россию как ученый. Он интересовался наукой и изучал технологию добычи полезных ископаемых; он был членом Академии наук.

В 1843 году герцог Лейхтенбергский был назначен президентом Академии художеств. В 1844 г. император Николай I назначил его начальником Горно-технического ведомства. Великая княгиня Мария гордилась достижениями мужа, называя его ученым.

Однако к концу 1840-х пара рассталась. У них была отдельная жизнь, и у обоих были свои любовные связи. Максимилиан стал известным бабником, а великая княгиня Мария завела длительные отношения с графом Григорием Александровичем Строгоновым.

Судебные слухи приписывали отцовство ее сына Джорджа ее любовнику. Герцог Лейхтенбергский заболел туберкулезом во время горнодобывающих экспедиций на Урале. Попытки улучшить его здоровье, путешествуя за границу с более теплым климатом, не увенчались успехом, и он умер 1 ноября 1852 года.0005

Великая княгиня была заядлым коллекционером произведений искусства, а после смерти мужа сменила его на посту президента Академии художеств. С тех пор великая княгиня Мария Николаевна с еще большим рвением посвятила себя своей коллекции. Она тратила щедро, и, как следствие, ее финансы уменьшились, особенно после смерти ее отца. Император Александр II, хотя и был близок со своей сестрой, держал ее в рамках строгого бюджета.

Великая княгиня Мария Николаевна вторично вышла замуж в 1854 г. за графа Григория Строганова (16 июня 1824 г. — 13 марта 1879 г.).). Это был морганатический союз, и он держался в секрете, пока был жив ее отец. Официально брак не состоялся до 16 ноября 1856 года, после смерти императора Николая I.

Анна Тютчева прокомментировала: «Прежний император отправил бы Машу в монастырь, а графа сослал бы на Кавказ», но ее более мягкий брат император Александр II, как новый глава семьи, предпочел не показывать что он знал о тайном браке.

Великая княгиня Мария умоляла брата признать ее второй брак и разрешить им жить в России, но он не осмелился разрешить; вместо этого он предложил ей продолжать жить за границей, пока он не знал об их браке. Так как он не мог признать ее замужества, то особое внимание уделял ее детям от первого брака, которые жили в Петербурге без матери.

В 1862 году Великая княгиня Мария Николаевна поселилась во Флоренции на вилле Кварто, принадлежавшей Жерому Бонапарту, и назначила своим советником художника и коллекционера Карла Липгарда. Почти ежедневно они посещали музеи, частные коллекции и антикваров. В Италии великая княгиня усердно покупала картины, скульптуры и мебель для полного ремонта своей резиденции.

Великая княгиня Мария, вероятно, страдала либо варикозным расширением вен, либо каким-то заболеванием костей, и к концу жизни стала инвалидом. Она умерла 21 февраля 1876 года в Санкт-Петербурге в возрасте 56 лет.0005

Просмотр тезисов и диссертаций Корнелла по авторам

    Биттенбендер, Дженна Белль [1]
    Бьелланд, Мелисса [1]
    Бьорк, Нильс Йохан Бертиль [1]
    Бьоркквист, Робин [1]
    Бьорндал, Адам [1]
    Бьорндал, Кристина [1]
    Блашез, Алисса Ф. [1]
    Черный, Алекс [1]
    Блэк, Кристина С. [1]
    Черный, II, Winston L [1]
    Блэкберн, Эрика [1]
    Блэквуд, Кристофер [1]
    Блейз, Глория [1]
    Блейк, Кристин [1]
    Блейк, Элизабет [1]
    Блейк, Кэтрин [1]
    Блейк-Ходек, Кристина [1]
    Блейкли, Эми [1]
    Бланко Родригес, Саул [1]
    Бланко, Андрес [1]
    Бланк, Брайант [1]
    Бласяк Анна [1]
    Блау, Элизабет [1]
    Блау, Сара [1]
    Блек Джейми [1]
    Блезенер, Исаак [1] ​​
    Блезенер, Кейт [1]
    Благословение, Иаков [1]
    Побрякушки, Штеффен [1]
    Блисс, Джессика [1]
    Блисс, Стюарт [1]
    Близнюк Николай [1]
    Блохер, Дэвид [1]
    Блом, Сильвия Аннет [1]
    Блом, Дэвид [1]
    Блум, Джордана [1]
    Блумфилд, Джолион [1]
    Блумфилд, Кевин [1]
    Блюхер, Сара [1]
    Блукис, Валтс [1]
    Блюм, Джейми [1]
    Блюм, Лиза [1]
    Блант, Endia LaNia [1]
    Боббили, Сай Винит [1]
    Бобик, Майкл [1]
    Бобошко Николай [1]
    Боччиерян Салпи Анна [1]
    Босиоага, Даниэла [1]
    Боксанчи Бурдуча, Ана Мария [1]
    Боде, Джейсон С. [1]
    Боде, Роберт [1]
    Бонер, Кирстен [1]
    Боэкс, Эллисон [1]
    Боган, Даниэль [1]
    Богарт, Элайджа [1]
    Богдан Андрей [1]
    Бон, Эндрю [1]
    Бойсверт, Бетани Энн [1]
    Буато, Жослин [1]
    Боке, Чарис Форд [1]
    Болкан, Бонни [1]
    Боллу, Теджа Пратап [1]
    Болотских Александра [1]
    Болтон, Брайсон [1]
    Бомарито, Джеффри [1]
    Боммасани, Риши [1]
    Бонаквист-Каррен, Марли [1]
    Бондареску, Руксандра [1]
    Бонг, Давин [1]
    Бонг, Инён [1]
    Бонилья, Габриэль Стеффано [1]
    Бонневи, Эдвард [1]
    Боно, Майкл [1]
    Бук, Джейсон [1]
    Переплетчик, Сара [2]
    Бун, Кристофер [1]
    Бунпермпол, Монтакан [1]
    Бут, Грегори Томас [1]
    Бут, Майкл [1]
    Бутройд, Кэтрин М.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *