Александр Суворов — биография, сражения, фото
Александр Суворов – русский полководец, основоположник отечественной военной теории, национальный герой России. Генералиссимус, генерал-фельдмаршал, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также семи иностранных.
С 1789 г. носил почётное прозвание граф Суворов-Рымникский, а с 1799 г. – князь Италийский граф Суворов-Рымникский.
В биографии Суворова очень много интересных фактов, ведь этот гениальный полководец за всю свою карьеру не проиграл ни одного сражения, а также неоднократно наголову разбивал значительно превосходящие по численности силы противника.
Всего Суворов дал более 60 крупных сражений, причем он был сторонником стремительных наступательных операций на врага, в связи с чем ни разу не использовал оборонительных приемов ведения боя.
Также Суворов вошел в историю, как чрезвычайно заботливый военачальник, который больше всего дорожил жизнью и благополучием своих солдат. Он наиболее точно соответствовал лермонтовскому выражению «Отец солдатам».
Итак, перед вами краткая биография Суворова.
Биография Суворова
Александр Васильевич Суворов родился 13 (24) ноября 1730 года в Москве. При этом надо сказать, что биографы не имеют одного мнения относительно точной даты рождения полководца.
Мать Суворова, Авдотья Феодосьевна, была дочерью вице-президента Вотчинной коллегии. Отец, Василий Иванович, являлся крестником Петра 1.
Во время правления Екатерины 2 отец будущего полководца служил в тайной канцелярии, в результате чего получил звание генерала. Интересен факт, что Суворов-старший был создателем первого в России военного словаря.
Детство и юность
С ранних лет в биографии Суворова наблюдалась особая тяга к военным стратегиям. Он любил подолгу находиться в семейной библиотеке, читая соответствующие книги.
Суворов в детствеМальчик проявлял большой интерес к военному делу и в будущем мечтал стать военнослужащим. И хотя глава семейства не был против этого, он скептически относился к устремлениям сына.
Это было связано с тем, что в детстве Саша Суворов был весьма болезненным и физически слабым ребенком.
В подростковом возрасте Александр Суворов начал закаляться и регулярно заниматься спортом. Благодаря этому он смог существенно поправить свое здоровье.
Однажды, когда будущий генералиссимус играл в доме с солдатиками, за ним пристально наблюдал генерал Абрам Ганнибал, пришедший в гости к Суворовым. Он был весьма удивлен тем, насколько грамотно маленький Александр выстраивал свои «войска» и вел сражение с противником.
В результате Ганнибал посоветовал Василию Ивановичу серьезно отнестись к наклонностям сына, и начать развивать в нем необыкновенный талант стратега.
Военная служба
В 1742 г. в биографии Александра Суворова происходит важное событие: его зачислили мушкетером в Семеновский полк, где он прослужил почти 7 лет. В этот период он продолжал заниматься самообразованием и усиленно учил иностранные языки.
Достоверно известно об одном интересном случае, который произошел с Суворовым в эти годы биографии. Кратко приведем его.
Когда Суворов находился в карауле, к нему подошла императрица Елизавета Петровна. Узнав, кем являлся отец солдата, она решила подарить Суворову серебряный рубль.
Каково же было удивление императрицы, когда Александр отказался его взять. Он объяснил это тем, что часовой не имеет права принимать что-либо от посторонних во время несения караула. Чрезвычайно удивившись, Елизавета похвалила молодого воина и положила рубль на землю, приказав забрать его по завершению несения поста.
Эту монету Суворов будет бережно хранить до конца своих дней.
В период биографии 1755-1758 гг., Александр Суворов, будучи в чине поручика, служил в военной коллегии. После этого он участвовал в Семилетней войне (1756-1763). В тыловом подразделении он сумел дослужиться до премьер-майора.
В 1759 г. Александр Васильевич Суворов участвовал в первом сражении. Интересен факт, что возглавив драгунский эскадрон, он смог обратить немцев в бегство. Позже Суворов успешно сражался под Кунерсдорфом. Эта битва стала переломным моментом в Семилетней войне.
За проявленную храбрость Суворов получил должность дежурного офицера при генерале Ферморе. В этом качестве он участвовал в военной операции по взятию Берлина.
В скором времени Александр Суворов оказался в подчинении у генерала Магнуса Иоганна фон Берга. Талантливому офицеру поручили возглавить драгунские, казачьи и гусарские подразделения, так как он блестяще справлялся с любыми заданиями, которые получал от командования.
В 1762 г. Александра Васильевича произвели в полковники. За прекрасную службу царица подарила ему свой портрет. По словам Суворова, именно с этого времени началась его карьера.
В середине 1760-х годов Суворов командовал Суздальским полком. В этот период биографии он издал книгу «Полковое учреждение», где подробно изложил суть своих взглядов на формирование войск.
Полководец Суворов
Конечно, в рамках краткой биографии довольно сложно описать уникальные способности Суворова, а также осветить все его гениальные маневры. Однако расскажем кратко о самых главных.
Наибольшую славу Александр Суворов приобрел в период правления Екатерины 2. В 1770 г. он удостоился звания генерал-майора. После уверенной победы над турками ему присвоили чин генерал-поручика. В это время его начальником был знаменитый фельдмаршал Петр Румянцев.
В ходе русско-турецкой войны талант Александра Васильевича раскрылся в полной мере. В 1788 г., будучи уже генерал-аншефом, он получил первое тяжелое ранение. За проявленную храбрость и победу над противником его наградили орденом Андрея Первозванного.
После этого полководец получал еще немало серьезных ранений, однако несмотря ни на что продолжал не только командовать войсками, но и принимать активное участие в сражениях.
В очередной раз Суворов продемонстрировал талант стратега и тактика, когда мастерски подавил бунт Емельяна Пугачева. За это Екатерина Великая подарила ему 2000 червонцев.
В 1789 г. в бою при Рымнике русско-австрийское войско, численностью 25 000 человек, одержало блестящую победу над турецкой армией, превосходящей русскую в 4 раза. Эта необыкновенная победа была обусловлена исключительно благодаря полководческой тактике Суворова.
В 1790 г. в биографии Суворова произошла битва, которая вошла в историю благодаря своей абсолютно уникальной тактике и стратегии. Это была битва по взятию турецкой крепости Измаил.
Интересен факт, что до того момента крепость считалась неприступной. Несмотря на это Александр Суворов смог взять Измаил штурмом. Для этого он в течение восьми дней готовил войска к штурму, создав тренировочный лагерь – ров и вал по типу измаильского.
Наконец, он послал ультиматум коменданту крепости Мехмет-паше с требованием сдачи. После того, как комендант, знавший о неприступности крепости, отказался, 11 (22) декабря 1790 года русские войска под командованием Суворова, штурмом взяли Измаил.
Это кажется невероятным, но русские потери составили всего 4 000 солдат, в то время как турки потеряли 26 000 воинов.
Походы Суворова
В 1796 г. скончалась Екатерина Великая, и на престоле оказался Павел I – фанатичный сторонник прусской военной системы Фридриха Великого, в соответствии с которой он стал реформировать русскую армию.
Естественно, это не могло нравиться русскому полководцу, доказавшему на деле, что его военная система гораздо эффективнее.
Говоря кратко, отношения между новым императором и Суворовым не сложились. 6 февраля 1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира и в конце марта прибыл в своё родовое имение.
Однако когда в Европе стала накаляться политическая и военная обстановка, о непобедимом Александре Суворове снова вспомнили. Австрийское и британское руководство обратилось к русскому императору с просьбой, чтобы тот назначил Суворова командовать союзными войсками.
6 февраля 1799 г. Суворов получил от императора письмо:
«Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии…»
Итальянский поход Суворова
Говоря о биографии Суворова кратко, все же нельзя обойтись без исторической справки. В 1798 г. Россия вступила во 2-ю антифранцузскую коалицию (Великобритания, Австрия, Турция, Неаполитанское королевство).
Была создана объединённая русско-австрийская армия, которую и возглавил гениальный русский полководец Александр Суворов. Буквально сразу же начался знаменитый поход в северную Италию, захваченную французскими войсками.
Итальянская кампания имела ошеломительный успех и до сих пор вызывает восторг у современников. Суворов выигрывал одну битву за другой, и ценой относительно малых потерь сумел уничтожить половину вражеской армии.
В знаменитом сражении при Нови французы понесли огромные человеческие и боевые потери. В Итальянской кампании эта победа сыграла решающую роль.
Встреча Суворова в Милане в апреле 1799 г.Описывая отношение современников к победам Суворова в Итальянском походе, историк и автор наиболее фундаментального исследования биографии Суворова Петрушевский приводит следующие факты:
Не только Россия и Италия чествовали русского полководца и восторгались при его имени; в Англии он тоже сделался первою знаменитостью эпохи, любимым героем… В России слава Суворова доведена была патриотическим чувством до апогея; он составлял гордость своего отечества; тогдашние газеты переполнены словами: «приятно быть русским в такое славное для России время.
После освобождения Северной Италии Суворов предполагал развернуть наступление на Францию. Однако союзники, опасаясь усиления влияния России, предписали ему, оставив в Италии австрийские войска, во главе русских войск направиться в Швейцарию, соединиться с действовавшим там корпусом Римского-Корсакова и уже оттуда идти на Францию.
Швейцарский поход Суворова
31 августа (11 сентября) 1799 г. начался героический Швейцарский поход Суворова, ставший великой страницей русской истории.
В этом походе потери русской армии, вышедшей из окружения без продовольствия и боеприпасов и разбивших все войска на своём пути, составили около 5 тысяч человек (до 1/4 армии), многие из которых разбились при переходах.
Однако потери французских войск, обладавших подавляющим превосходством в численности, превосходили потери русских войск в 3-4 раза. Было захвачено в плен 2778 французских солдат и офицеров, половину которых Суворов сумел прокормить и вывести из Альп как свидетельство великого подвига.
Переход 68-летнего Александра Суворова через Альпы стал беспрецедентным в истории военного дела. Никто ни до, ни после Суворова не совершал его в зимнее время. Русские войска доблестно выполнили свои союзнические обязательства перед австрийцами, чего нельзя сказать о последних.
После завершения Швейцарского похода Павел I решил отчеканить специальную медаль, на которой он хотел отразить и «вклад» австрийцев (которые лишь мешали общему делу). Суворов, к которому император обратился с просьбой предложить варианты текста надписи на медали, дал такой совет: сделать медаль одинаковой и для русских, и для австрийцев, но при этом на «русской» версии выбить «С нами Бог», а на «австрийской» – «Бог с вами».
За этот беспримерный по трудностям и героизму поход Суворов 28 октября (8 ноября) 1799 г. был удостоен высшего воинского звания – Генералиссимус российских сухопутных и морских сил, став четвёртым в России, кто был удостоен этого звания.
Генералиссимус Суворов
Благодаря уникальному опыту и природной гениальности полководца, Суворов сумел разработать собственную стратегию и тактику ведения войны.
Из-под его пера вышло известное пособие «Наука побеждать», которое стало настольной книгой не только военачальников, но и простых солдат.
Александр Васильевич Суворов является обладателем всех высших воинских наград своего времени. Интересен факт, что ему еще при жизни был установлен памятник.
В России возникли суворовские училища, где кадетов обучали военному делу. В период Великой Отечественной войны (1941-1945) появился орден Суворова. Им награждали советских командиров, достигших наибольших успехов в управлении армией.
Личная жизнь
В личной жизни Суворова было не все так радужно, как в профессиональной карьере. Поскольку всю свою молодость он отдал военному делу, у него не было семьи вплоть до 40 лет.
Варвара Ивановна, жена Александра СувороваВ связи с этим отец познакомил сына с простой и малообразованной девушкой Варварой Прозоровской, которая должна была составить семейное счастье полководца.
В 1774 г. молодые люди вступили в брак. У них родилась дочь Наталья и сын Аркадий. Однако этот семейный союз оказался неудачным. Во время одного из военных походов Александру Васильевичу доложили об изменах жены.
В связи с этим он захотел развестись с супругой, однако отказался от этой идеи по причине давления родственников Варвары и просьбы самой императрицы.
Тем не менее, в 1784 г. фельдмаршал все же разорвал какие-либо отношения с Прозоровской. В результате дочь была отдана на воспитание в Смольный институт, а сын Аркадий, родившийся в том же году, остался жить с матерью.
Интересен факт, что Александр Васильевич признал Аркадия только через 12 лет после его рождения. Когда сыну Суворова исполнилось 26 лет, он утонул в реке Рымник.
Смерть
После завершения Швейцарского похода Александр Суворов возвратился домой. В этот период биографии он потерял много сил и начал серьезно болеть, вследствие чего решил отправиться в свое поместье в Кобрине.
Однако благодаря усилиям императорского врача, присланного к Суворову по указанию Павла I, здоровье Суворова пошло на поправку.
В связи с этим Александр Васильевич отправился в Петербург, где ему готовили теплый прием. Но внезапно его самочувствие начало резко ухудшаться, пока не дошло до критической точки.
Александр Васильевич Суворов умер 6 (18) мая 1800 года в возрасте 69 лет. Погребен в нижней Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
На этом мы закончим краткую биографию Суворова. Если же вы хотите больше узнать о личности Суворова и его вкладе в военную науку, – читайте эту статью.
Все лучшие фото Александра Суворова смотрите здесь.
Если вас заинтересовала биография Суворова и подробности его славной жизни – рекомендуем к прочтению знаменитую книгу русского военного историка Петрушевского – «Генералиссимус князь Суворов».
Если вам понравилась данная биография – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся интересные факты вообще, и биографии великих людей в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Краткая биография Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов (1729-1800) — великий русский полководец, генералиссимус и военный теоретик, который провел более 60 сражений и ни одного не проиграл.
Краткая биография Александра Суворова
Суворов вырос в семье военных, во многом благодаря этому он и решил пойти на службу и заниматься военным ремеслом. С детства он обучался искусству войны, сначала в кадетском корпусе, а затем на службе в Семеновском полку, в котором провел практически семь лет, но в сражениях не участвовал.
Впервые Суворов принял участие в военных действиях в 1759 г., где сразу же показал себя хорошим солдатом. С тех пор военная карьера Суворова начала стремительно двигаться вверх, и вскоре он уже занимал должности полковника, а затем командира полка.
В 1769-1772 гг. Суворов командовал несколькими русскими бригадами во время войны с барской конфедерацией. За свое командование в этом конфликте Суворов получил звание майора в 1770 г., а вскоре, благодаря огромному числу выигранных сражений, — орден Святого Георгия.
Суворов также участвовал в Русско-турецкой войне, однако за свое неосторожное решение захватить вражеский гарнизон в плен был осужден императрицей Екатериной 2-й, но вскоре был помилован и возвращен на фронт. Суворов также помогал с розыском и поимкой Емельяна Пугачева после подавления восстания.
В 1786 г. Суворов получил звание генерала-аншефа.
В 1787-1792 гг. участвовал в очередной Русско-турецкой войне и провел ряд потрясающих сражений, которые вошли в историю как самые победоносные битвы генералиссимуса.
В 1794 г. подавлял восстание в предместьях Варшавы.
Во времена правления Павла 1-го Суворов совершил знаменитый военный поход — переход через Альпы во время Швейцарской кампании.
В 1799 г. он был удостоен звания генералиссимуса — высшего военного чина, который за всю историю России получали лишь несколько раз.
Скончался Суворов 6 мая 1800 г.
Военная карьера Суворова
Среди многочисленных побед Суворова можно выделить несколько сражений, которые считаются самыми блестящими в его карьере.
Сражение при Рымнике. Одно из ключевых сражений Русско-турецкой войны 1787-1792 гг.
Сражение состоялось на р. Рымна. Суворов, несмотря на значительное превосходство турецких войск, принял решение нападать первыми — и такой маневр принес ему успех. Армия Суворова стремительно двинулась на неприятеля и разбила его за несколько часов.
Осада и штурм крепости Измаил в Турции во время Русско-турецкой войны 1787-1792 гг.
Русская армия за неделю смогла подготовиться к штурму и взять крепость всего за несколько часов, разбив сопротивление неприятеля. Примечательно, что до Суворова крепость пытались взять многие другие полководцы, но им этого не удавалось.
Штурм Праги. Штурм городка Прага, предместья Варшавы, во время польского восстания в 1794 г.
Штурм, как и в случае с крепостью Измаил, был стремительным и победоносным. Восставшие поляки быстро сдались и отказались от дальнейшего сопротивления, благодаря чему польское восстание было подавлено.
Битва при Треббии. Сражение между французской и объединенной Русско-австрийской армиями в 1799 г.
Сражение длилось почти три дня, армия французов значительно превосходила русскую, однако это не помешало Суворову привести своих солдат к победе. В ходе битвы армия французов была не только повержена, но практически полностью уничтожена.
Битва при Нови
Сражение состоялось практически сразу после битвы при Треббии — в 1799 г. во время Итальянского похода Суворова. Остатки французов напали на русскую армию, но были быстро побеждены.
Переход через Альпы. Швейцарский поход Суворова
Переход через Альпы считается одним из самых известных достижений великого полководца. Переход состоялся в 1799 г. во время Швейцарского похода.
В августе император издал приказ, согласно которому русские войска должны были двинуться в Швейцарию и соединиться там со своим гарнизоном, а затем напасть на французов. Переход должен был стать частью русско-французской войны и продолжением Итальянского похода.
10 сентября войска Суворова выдвигаются в путь, однако полководец понял, что у армии слишком мало времени и они могут не успеть. Суворов принял опасное решение — двигаться через Альпы, что позволит не только скорее добраться до места назначения, но и совершить неожиданный удар по французам.
Во время перехода русская армия столкнулась со многими трудностями, включая ужасные погодные условия, труднопроходимую местность и постоянные нападения вооруженных отрядов французской армии. Кроме того, австрийцы, которые были союзниками России, не выполнили своих обещаний и не помогли армии Суворова, за что были признаны предателями. Но, несмотря на все сложности, переход все же был совершен.
Хотя разбить французов полностью так и не удалось, переход через Альпы считается величайшим тактическим решением Суворова. Переход завершился 8 октября 1799 г., длился он около месяца.
Выдающийся полководец А. В. Суворов в исторических документах и воспоминаниях современников — на сайте Президентской библиотеки
24 ноября 2017 года отмечается очередная годовщина со дня рождения великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Обширный массив источников, посвященных исключительному полководцу, не проигравшему ни одного сражения, доступен на сайте Президентской библиотеки. Коллекция содержит электронные копии научных работ, научно-популярных изданий, сборников документов и изобразительных материалов.
Отдельного внимания заслуживают книги, написанные самим Генералиссимусом. Среди них есть подробная «Жизнеописание Александра Суворова», написанная им самим в 1786 году, из которой читатель, в частности, узнает историю рода Суворовых: «В 1622 году, при жизни царя Михаила Феодоровича, Ном и Сувар покинули Швецию и по получении их прошения были предоставлены в российское подданство. Вышеупомянутые заслуженные люди разделились на разные роды, и Суворовы стали называться Суворовыми».
Биографическое исследование Знаменитый полководец светлейший князь Александр Суворов 1885 года рассказывает о юных годах будущего полководца: «Он был чадою болезненным и слабым, худощавым и низкорослым, оттого-то отец его боялся послать его на военную службу, а готовили к гражданской. Мальчик очень любил читать — особенно книги с описанием походов и сражений. От чтения подобных книг у него развилась такая страсть к военной службе, что он ничего больше не желает». Юный Александр уже в ранние годы обладал сильным характером и невероятной волей, поэтому его недуг не стал препятствием для осуществления мечты: «Чтобы укрепить здоровье, юный Суворов старался приучить себя и к холоду, и к зною, без устали бегала по лугам, купалась ранней весной и поздней осенью. Наконец отец решил передумать и согласился определить сына в полк».
В фонде Президентской библиотеки имеется электронная копия издания 1900-го года Александра Васильевича Суворова в собственных рукописях, которая содержит автограф полководца на итальянском языке. Вот он сам описывает начало своей карьеры: «…зачислен в солдаты 22 октября 1742 г.; присвоено звание капрала 25 апреля 1747 г .; подпоручика — 22 декабря 1749 г.; сержанта — 8 июня 1751 г.; освобожден лейтенантом 25 апреля 1754 года в возрасте 24 лет».
Такое начало карьеры дало ему возможность заслужить непререкаемый авторитет подчиненных, согласно очерку Знаменитый полководец, светлейший князь Александр Суворов: «Служа в нижних чинах, Суворов жил в казармах, питался солдатской пищу, сам чистил платье и всегда с особой охотой исполнял все солдатские обязанности. За время солдатской службы его здоровье значительно укрепилось, он лучше других привык переносить усталость, непогоду и различные невзгоды. Кроме того, он сблизился с солдатами, узнал их привычки и потребности, и солдаты полюбили его. Когда он уже был главнокомандующим, достаточно было одного его слова, чтобы воодушевить их; с ним забывали опасность и усталость, бросались в реку, рвались в огонь и лезли в неприступные крепости».
Интересно посмотреть на Александра Васильевича глазами его современников. В электронную коллекцию вошли несколько книг с воспоминаниями о полководце. Например, адъютант Суворова Э. Б. Фукс в своих записках, озаглавленных «Анекдоты о принце Италии, графе Рымнике Суворове, говорит: «Меня всегда поражало, поражало, как такой человек, лицом к лицу с умнейшим , такой образованный, всякий раз, когда он отходит от порога своего кабинета, становится таким шутником, проказником <…>. Он и комедию с народом разыгрывал, и на сцене дурачился, а зрители ему аплодировали. Однажды из терпения я осмелился спросить его, что все это значит? «Ничего, — ответил он, — это просто моя манера».
Личность полководца, отличительные черты его характера и внешности, а также его повадки раскрываются в издании 1808 года «Дух великого Суворова, или реальные анекдоты о князе Итальянском, Граф Рымник Александр Васильевич Суворов. В него входит, в том числе, уникальная переписка Суворова: письма Екатерины Великой и Павла I, а также правителей Германии, Пруссии, Польши. В одном из таких посланий генералиссимус изложил свою точку зрения на то, какими качествами должен обладать настоящий военачальник: «…он очень храбр, но без страсти; быстро рассуждает; подчиненный без унижений, начальник без чрезмерной надежды на себя, победитель без тщеславия, преданный без высокомерия, благородный без гордыни, гибкий во всем без лукавства, жесткий без упрямства, скромный без притворства…» В этой же книге есть сборник документов. командира, в том числе о науке и тактике ведения боя, навыках стрельбы, правилах ведения боя.
Особого внимания заслуживает отдельный военно-теоретический труд А. В. Суворова «Наука побеждать», также вошедший в цифровую подборку. Издание 1913 года сопровождается собственными иллюстрациями и макетами полководца, поясняющими его мысли.
Военной деятельности Александра Суворова посвящен целый раздел фонда Президентской библиотеки. В него вошли такие публикации, как «Суворов как солдат: 1742—1754 (Итоги архивных источников, связанные с его службой в нижнем чине) 19-го века».00-е издание, трехтомный Генералиссимус князь Суворов 1884 г., А. В. Суворов среди реформаторов Екатерининской армии 1886 г., Штурм Измаила Суворовым в 1790 г. (С портретами, рисунками и планами) 1890 г., книги «Походы Суворова в Италию и Швейцарию 1846 г.», «Анализ боевых действий Суворова в Италии в 1799 г. 1892 г.», «Конец Польши и Суворов 1900 г.» и многие другие.
Александр Васильевич Суворов скончался в Санкт-Петербурге 6 (18) мая 1800 года, похоронен в Александро-Невской лавре. На его надгробии начертано всего три слова: «Здесь лежит Суворов», прямо как повелел великий полководец и скромный человек.
Самостоятельное путешествие в космос
– Профессор Суворов, что такое детское сопровождение и менторство и какова в этом роль воспитателя?
Подавляющее большинство великих учителей были еще и наставниками детей – например, Антон Макаренко или мой собственный учитель Александр Мещеряков. Другой мой учитель – академик Борис Бим-Бад – был последователем идей Константина Ушинского и пытался создать универсальный, всеобъемлющий подход к развитию личности. Он разработал и развил педагогическую антропологию. Бим-Бад определяет воспитание характера и формирование личности как триединство обучения, воспитания и развития. Таким образом, воспитатель является одновременно педагогом-практиком, теоретиком и учителем. Но самое главное такой человек является другом своим ученикам, который ведет и направляет их, стимулирует их собственное творчество, их собственные усилия. И на этот счет есть несколько афористичных фраз: «Воспитатель или учитель – дирижер детской радости». И здесь мы подходим к Василию Сухомлинскому совсем близко. Есть только один рефлексивный способ обучения – сначала обучаться самому. Нельзя учить по принципу «делай то, что я говорю, но не то, что я делаю».
— Означает ли это, что родители должны прежде всего заниматься самообразованием и делать это открыто, чтобы их дети это видели и понимали?
Родители должны в первую очередь делать то же самое, к чему они призывают своих детей. И когда происходит какое-либо несоответствие, они не должны удивляться, если их дети предпочитают копировать их нелестные поступки вместо красивых слов. Кроме того, родители должны быть абсолютно искренними по отношению к своим детям. В одной из книг по воспитанию детей под названием «Это для вас, родители» рассказывается история отца, который не мог разобраться в своих отношениях со своими двумя детьми. Он вел дневник, в котором описывал свои неудачи и корил себя за них, и в какой-то момент стал «забывать» этот дневник в местах, легкодоступных его детям. Дети начали ее читать, и отец заметил, как их отношение к нему стало более снисходительным и понимающим, а конфликтов стало меньше. Так что лучшая политика в воспитании детей — это, вероятно, полное отсутствие политики. На самом деле я использую именно это в своей практике.
У Юрия Устинова есть замечательная книга «Горстка советов», и в ней есть такой совет: «Не читать лекций», то есть не проповедовать, а постараться прожить с ребенком одну жизнь. И никогда не притворяйтесь, что делаете это, это должно быть по-настоящему. Не «стать хорошим человеком», а быть хорошим человеком прямо здесь и сейчас. Мне в этом плане легче, потому что я глухой и слепой. Я действительно нуждаюсь в помощи и ответственном отношении, это не притворство. И не надо никого поучать, что нужно быть добрым и честным — к этому призывает сама ситуация. Это помогало в наставничестве Олега, помогало с другими детьми до и после него, помогало с каждым ребенком, с которым я когда-либо работал. Проще говоря, мне не нужно проповедовать — моя ситуация делает это за меня.
– Сегодня распространены методы, при которых искусственно создается критическая среда, в которую намеренно помещается студент. Считается, что после того, как кто-то справился с кризисом, он продвигается на одну ступень в своем развитии. Должно ли образование включать в себя преодоление трудностей?
Очень опасная формулировка. Мы могли бы создать фетиш из всех этих кризисов. К сожалению, что-то подобное практиковал писатель и педагог Аркадий Гайдар – именно так он готовил солдат, будущих военнослужащих. То же самое можно сказать и о Макаренко. Но я думаю, что образование должно подразумевать взаимопонимание, взаимное доверие и решать реальные жизненные проблемы, естественные, но не обязательно экстремальные. Не должно быть никаких искусственных трудностей.
Александр Суворов потерял зрение в три года и слух в девять. Слепота наступила неожиданно. Младенец Александр вместе с семьей собирал в саду упавшие яблоки, и в какой-то момент его мать заметила, что он не смотрит на яблоки, а пытается найти их в траве наощупь. Мать Александра всегда хотела, чтобы ее сын получил хорошее образование, поэтому отдала его в специальную школу для слепых детей в городе Фрунзе (ныне Бишкек). После того, как его поразила глухота, мать узнала о приюте для глухих и слепых детей в Загорске (ныне Сергиев Посад) и отправила его туда учиться. С самого начала учебы Александр был необычным и интеллектуально любознательным ребенком: учился с удовольствием, любил читать, очень рано начал писать собственные стихи, часто конфликтовал с учителями.
В Загорском детском доме он познакомился с советским философом Эвальдом Ильенковым и впоследствии стал одним из четырех слепоглухих студентов психологического факультета МГУ.— Если говорить об этапах взросления 200 лет назад и сегодня: такое ощущение, что сегодня этот процесс идет намного медленнее, самостоятельными люди становятся намного позже. Например, Пушкин или Лермонтов уже к 30 годам были вполне состоявшимися людьми…
Это грубое обобщение, на мой взгляд. Действительно, к 30 годам они были совершены, но не как люди вообще, а скорее как государственные чиновники, если мы говорим о так называемых «образованных классах», господствующих — чиновниках, дворянах, дворянах. торговцы. Да и то совершенствовались они по-разному: это зависит от того, как, когда и при каких обстоятельствах они получали образование. А если говорить о рабочих или крестьянах, какие достижения они могли иметь к 30 годам? И на самом деле мало что изменилось в этом отношении. Все люди учатся и развиваются в своем собственном темпе: даже сегодня есть люди, которые многого достигают к 30 годам; то есть такие, от которых никогда ничего не ждешь, и вдруг они совершают прорыв; а есть и такие, которые вообще ничего особенного не достигают: только зарабатывают на жизнь, создают семьи и воспитывают детей. Итак, какой мерой мы должны измерять? Мерилом успешной карьеры или высокой должности? Но почему? Это вопрос, и большинство педагогов и психологов согласны с ним. Дети не являются объектом нашего тщеславия; у них своя жизнь и судьба. И они совершенно не обязаны следовать нашим амбициям. Например, мне мог присниться Олег как мой будущий преемник, человек, который мог бы продолжить дело всей моей жизни. Но он стал арт-фотографом, выбрал свой путь. Да здравствует Пушкин: «Я иду своей дорогой, каждому своей». И именно поэтому я никогда ни на чем не настаиваю.
Александр Суворов работает за компьютером с обновляемым дисплеем Брайля.
– Как вы учите детей продвигаться вперед самостоятельно? Как научить их мечтать? Саморазвитие невозможно без мечты, не так ли? Чаще всего это противоречит всему, что происходит вокруг, всему, что делают другие люди.
Есть определенные вещи, которым вы можете научить. Но нельзя научить человека мечтать. Мечта всегда своя, научиться ей можно только самому. Как только мы начинаем учить кого-то мечтать, это уже не сновидение. Потому что тогда это становится нашей собственной мечтой, и это должно быть мечтой ребенка. Вероятно, нам следует больше стараться, чтобы дети обращались к нам за помощью и нашим советом, чтобы они доверяли нам и были готовы работать с нами. В теории, которую я защищаю и преподаю, это называется «совместно-раздельная контролируемая деятельность». Контролируется деятельность взрослого человека или педагога, роль которого снижается, а активность ребенка расширяется, поощряется и стимулируется, поэтому я и говорю о «контроле». Только тогда у детей будут свои мечты. Я также считаю, что никакие мечты нельзя оценивать с точки зрения «сбудется/не сбудется». Глухой и слепой ребенок имеет право мечтать стать космонавтом. Неважно, если это недостижимо, пусть мечтает об этом.
И когда он вырастет, ему придется решать, что достижимо, а что нет. Я мечтал быть поэтом, и все надо мной смеялись, потому что не понимали смысла быть поэтом, путая его с журналистикой. Они спрашивали меня, где я собирался собирать материал для своих стихов и как я собирался его собирать, как будто поэзия была чем-то вроде интервью или репортажа или чего-то в этом роде. Но я отмахнулся от всего этого. Никогда не вмешивайтесь в детские сны.Можно сказать, что я стал в некотором смысле космонавтом. Видите ли, мечта о космическом путешествии не обязательно должна сбываться буквально. Можно мечтать о космическом путешествии, а работать над чем-то другим, и в этом чем-то ты становишься в некотором смысле космонавтом, продвигаешься по-своему. И я очень надеюсь, что Олег станет космонавтом в своей художественной фотографии. В то время как я стал космонавтом в том, в чем я никогда не думал, что буду хорош — в академической психологии. Я мечтал стать профессиональным поэтом, но так получилось, что я занялся академическими исследованиями и в этой области добился того, о чем многие люди только мечтают, хотя их мечты часто являются пустыми мечтами.
— Может ли мечта человека меняться с возрастом? Или это зависит от мировосприятия, а не от возраста?
Может измениться. Он меняется, когда меняется ваш смысл жизни. Я мечтал стать профессиональным поэтом потому, что видел смысл своей жизни в литературе и писательском творчестве. Когда мне было 28 лет, я посетил Загорский детский дом, в котором сам когда-то был воспитанником, и был поражен тем, насколько эти дети жаждали человеческого общения – они сразу окружили меня, столпились вокруг меня, они тянули ко мне руки над каждым чужие головы. И мой мир перевернулся, и в это время литература перестала быть смыслом моего существования. В тот момент окончательный и решающий смысл моего существования состоял в том, чтобы быть чем-то полезным для этих детей, удовлетворить их желание общения. Впрочем, писательского творчества я тоже не бросил, но теперь оно писалось не для себя, а для этих детей, для их пользы. Так все изменилось, и с тех пор это стало моей основной линией. Если бы не моя встреча с этими детьми и мое удивление от встречи с ними, я, вероятно, был бы сейчас обычным писакой.
– Как вы управляете своим личным развитием?
Я много планирую. Но отчасти его контролирует сама ситуация. Нужно использовать каждый шанс, который подвернется. Если мне вдруг выпадет шанс поехать в детский лагерь, я говорю себе, что обязательно должен поехать, даже если не совсем уверен, что у меня хватит для этого здоровья. Если у меня появляется возможность ненадолго поработать где-то помимо основной работы — например, читать лекции в другом университете — опять же, я должен использовать этот шанс, и очень осознанно. Это также часть управления вашим личным развитием.
— Перед встречей с вами я прочитал одну из ваших детских книг — «Как расчесать ежика». И я думаю, что в той книге я увидел, как вы работаете с содержанием и предметом. Вы продвигаетесь вперед, понимая разницу между терминами, очерчивая границы понятия или идеи. Откуда вы это взяли?
Я получил это от моего учителя и духовного наставника, великого философа Эвальда Ильенкова. Главной его книгой, вероятно, является монография «Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении», которая как раз о том, как идеи движутся внутри внутренней логики субъекта. Об этом и книги «Диалектическая логика» и «Об идолах и идеалах».
Александр Суворов и его учитель Эвальд Ильенков.
– Как и с помощью чего человек может сформулировать сон, если он находится в ситуации, когда его восприятие действительности и ее образы могут быть получены только из ограниченного канала информации?
Проблема не в формулировании снов. «Каналы информации» — жалкий обман. Вместо этого компетентные психологи говорили бы об ощущении и восприятии, сенсорных и перцептивных свидетельствах. Все формируется в ходе какой-то деятельности, или, как говаривал друг, сподвижник и преемник Ильенкова, тоже философ Феликс Михайлов: «Культура не впитывается и не присваивается, а воссоздается в каждой деятельности ребенка», но, конечно, , с участием взрослых. Воссоздан, видите? Сон и его качество сильно зависят от воссоздания культуры и от того, насколько широк воссозданный пласт этой культуры. И источник информации не глаза, не уши и не руки. Источником информации является деятельность. Деятельность воссоздает культуру, создает информацию, формирует цели, задачи и мотивы. Активность — это все, это и альфа, и омега. Деятельность на протяжении всей жизни, от рождения до смерти, как часть человеческой культуры, осуществляемая лицом, принадлежащим к роду человеческому. Это понимание личности, человека как в марксистской философии, так и в учении Ильенкова. Так что проблемы формулирования снов даже не существует, это вообще не проблема. Задача – действовать, делать что-либо, ставить цели, мотивы, задачи, работать для достижения этих целей, удовлетворять свои потребности. А формулировка мечты происходит позже, задним числом, после того, как битва выиграна.
Но главный конфликт моей жизни уже решен. Это конфликт бытия вполне функциональной личностью в условиях слепоглухоты, вопреки слепоглухоте, и на общечеловеческом уровне, без учета инвалидности. Теперь, оглядываясь назад на прожитые десятилетия, я могу официально заявить, что я действительно стал полностью функциональным человеком. И мой конфликт был в первую очередь конфликтом человечества. Люди помогают мне и хорошо относятся ко мне; можно даже сказать, что они меня любят, но любят несколько оскорбительно. Они готовы помочь мне, но никогда не ждут ничего взамен, как не ждут ничего от осла, которому «позволительно лягаться». Но я не осел, и отсюда исходит моя главная идея — идея взаимной человечности. У вас может быть инвалидность или нет, но у вас должно быть сердце, особенно по отношению к тем, кто относится к вам с добротой. Это может быть в обмен на что-то, но это все еще человечество. Нужно быть гуманным в первую очередь к себе, потом к другим инвалидам, но больше всего – к подросткам и детям. Так и появилась так называемая «инклюзивная педагогика» — это одновременное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.
Когда мне было 13 лет, я часто злился на некоторых своих ровесников. Что бы их ни спрашивали, они давали один и тот же ответ – «это выше наших возможностей». Но как, черт возьми, они могли так хорошо знать свои возможности, каким инструментом они их измеряли? Тогда я впервые задумался над этим вопросом и случайно опередил в этом Льва Выготского. У Выготского есть эта зона теории ближайшего развития, и предполагается, что эта зона находится там, где ребенок не может действовать самостоятельно, но может добиться успеха с учителем, взаимодействуя и сотрудничая со взрослым наставником, а это и есть сотрудничество. отдельная контролируемая деятельность, о которой я говорил. Но тогда я сформулировал мысль так: нужно поставить цель, которая кажется недостижимой, а затем попытаться ее достичь. Если вы это сделаете, значит, вы недооценили себя, если не сделаете – ну, на самом деле невозможно, чтобы вы ничего не добились, вы хоть как-то достигнете своей цели. И если вы продолжите работать в этом направлении, то уровень ваших возможностей обязательно повысится.
Дорогие читатели, мы могли бы поспорить, что если бы мы не уточнили в начале этого рассказа, что наш собеседник — человек, который был глухим и слепым с раннего возраста, вы бы никогда не догадались об этом.