краткая биография в кратком изложении
В старинном чиновничьем районе Москвы, на Малой Ордынке, в начале 19 века появился на свет известный писатель и драматург А. Н. Островский, биография которого наполнена участием в ярких событиях театральной и литературной жизни России того времени.
Детские и юношеские годы
Точная дата рождения писателя – 12 апреля 1823 г. Детство его и юность прошли в Замоскворечье. Николай Федорович, отец будущего писателя, хотя и был сыном священника, но служил в суде чиновником. Мать, Любовь Ивановна, умерла рано. Отец вторично женился на дворянке, когда Александру было 13 лет. Успешная судейская карьера Николая Федоровича принесла ему дворянское звание и приличное состояние, на которое он приобрел несколько имений и, переехав в 1848 году в село Щелыково Костромской губернии, стал настоящим помещиком.
После окончания гимназии в Москве в 1840 году юноша поступает по настоянию отца на факультет права Московского университета. Однако вопросы юриспруденции он изучал всего три года. Театр стал его настоящей страстью. Он бросает университет. В надежде на то, что сможет исправить театральные наклонности сына, отец пристраивает его писцом в Московский совестный суд. Проработав там два года, Островский переводится в канцелярию коммерческого суда. Годы, проведенные в занятиях юридической практикой, не прошли бесследно для будущего драматурга. Немало сюжетов литературных произведений были позаимствованы им из реальной жизни.
А. Н. Островский: биография раннего периода
Данный период освещает жизнь писателя после окончания школы. С момента поступления в университет и встречи с театром биография Островского Александра Николаевича начинает меняться в сторону литературной деятельности и драматургии. Он всерьёз занялся литературой. Очерк «Записки Замоскворецкого жителя», незамысловатая комедия «Картина семейного счастья» и две сцены из будущей комедии были опубликованы. Комедия «Свои люди — сочтемся» вышла в 1849 году. В этом же году, вопреки воле отца, он женится на простой мещанке. Отец отказывает ему в материальной поддержке.
А. Н. Островский: биография «москвитянского» и «предреформенного» периодов
Драматургия Островского набирает силу. В период 1852-1860 годов происходят следующие события:
- Постановка пьесы «Не в свои сани не садись».
- Выход в свет пьесы «Бедность не порок».
- Островский – член молодой редакции журнала «Москвитянин».
- С 1856 года – сотрудничество с журналом «Современник». Знакомство с Л. Н. Толстым и И. С. Тургеневым.
- 1856 год – участие в литературно-этнографической экспедиции по Волге. Собран богатейший материал для будущих произведений.
Островский: биография «пореформенного» периода
- 1865 год – он основывает театральный кружок, школу для талантливых любителей театра.
- 1870 год – по его инициативе создаётся школа писателей-драматургов.
- Успешно занимается переводами Сервантеса, Шекспира.
- Общее число театральных произведений достигло 54.
- В 1872 году им написана стихотворная комедия «Комик XVII столетия».
О том, какой насыщенной и плодотворной была жизнь писателя, свидетельствует его биография. Островский А. Н. умер 14 июня 1886 г. в заволжском имении Щелыково.
Александр Николаевич Островский: краткая биография
Александр Николаевич Островский (1823–1886 гг.) — выдающийся русский драматург. Его творчество явилось важнейшим этапом русского национального театра.
Содержание
Детство, юностьАлександр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года в семье чиновника Николая Фёдоровича Островского, добившегося благодаря своей карьере дворянского звания. Николай Фёдорович был сыном священника, а его жена Любовь Ивановна — дочерью пономаря. Семья их была культурная, в доме было очень много книг, что сыграло большую роль в самообразовании будущего драматурга.
Семья жила сначала в купеческом и чиновничьем Замоскворечье, а затем в Яузской части Москвы, где жили в основном купцы. В пьесах Островского нашли отражение купеческие нравы, обычаи, устои.
Воспитанием детей в семье сначала занималась мать, а когда старшему из них, Александру, исполнилось 6 лет, в доме появился воспитатель и приходили учителя музыки, литературы, иностранных языков. Вскоре мать умерла, отец женился на лютеранке баронессе Эмилии фон Тессин. Мачеха была с детьми ласкова, помогала им в изучении языков и музыки.
В 1835 году Александр поступил сразу в 3-й класс Первой московской (губернской) гимназии и в 1840 году завершил курс обучения с отличием. В гимназии его сочинения по словесности хвалили учителя. Будучи гимназистом, Александр стал интересоваться театром.
Университет, служба в судеАлександр хотел заниматься литературным трудом, но по настоянию отца поступил на юридический факультет Московского университета. Там он проучился лишь 2 года и покинул университет, не окончив курса наук. Но время учёбы не было потрачено зря, так как Александр не только изучал теорию права, но и увлекался общественной жизнью, общался с преподавателями, занимался самообразованием. В это время он перечитал произведения многих классиков драматургии (Шекспира, Гоголя, Шиллера и др.).
В 1843 году Островский поступил на службу в Совестный суд. На этом настоял отец, желавший для сына уважаемой и доходной юридической карьеры. Этим объясняется и переход в 1845 году в Московский коммерческий суд, там Александр Николаевич служил до января 1851 года.
Островского служба не увлекала, но, если бы её не было в его жизни, то творчество драматурга было бы иным. Ведь именно в суде он изучил типы, отношения, драмы, уловки, дела, о которых потом писал в своих произведениях.
Литературная деятельностьНачалом профессиональной литературной деятельности и Островский, и исследователи его творчества считали пьесу «Картина семейного счастья». Её Александр Николаевич прочитал 14 февраля 1847 года в доме профессора С. П. Шевырёва и получил от собравшихся добрые отзывы. Однако эта пьеса была лишь проба для себя. Настоящий успех Островскому принесла комедия «Банкрот» (затем получившая название «Свои люди — сочтёмся»). Её герой, купец Большов, умышленно объявляет себя банкротом, чтобы не платить кредиторам. Эта пьеса была напечатана в шестом номере журнала «Москвитянин» за 1850 год. Дальнейшее печатание её было запрещено, а за драматургом установлен негласный полицейский надзор.
С 1850 года вплоть до закрытия издания в 1856 году Островский в «Москвитянине» публиковал свои пьесы и участвовал в работе редакции. В период сотрудничества с этим журналом драматургом были написаны пьесы славянофильского направления, давшие отечественному театру нового героя:
- «Не в свои сани не садись» (1852);
- «Бедность не порок» (1853);
- «Не так живи, как хочется» (1854).
После премьеры в Малом театре комедии «Не в свои сани не садись» о ней писали: «Действующие лица заговорили на сцене тем самым языком, каким они действительно говорят в жизни. Целый новый мир начал открываться для зрителей».
После закрытия «Москвитянина» Островский связал свою творческую судьбу с журналом «Современник», там были напечатаны «Старый друг лучше новых двух», «Не сошлись характерами» и другие его пьесы.
В 1856 году Островский участвовал в этнографической экспедиции литераторов по Волге. По впечатлениям от этого путешествия Островский написал несколько произведений, из которых самое знаменитое — пьеса «Гроза» (1859). Её грандиозный успех увенчался большой Уваровской академической премией автору.
После закрытия журнала «Современник» Островский стал сотрудничать с новым некрасовским журналом «Отечественные записки». Это время (с 1868 до 1884 года) было наиболее творчески активное и продуктивное время для драматурга. В эти годы он создал пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы» и многие другие.
В 1878 году Островский написал пьесу «Бесприданница», которую многие читатели считают лучшим из его произведений.
В своих пьесах драматург отобразил почти полный срез общества, его проблем и типов. В них Островский мастерски использовал богатства русского языка — присловья, пословицы, поговорки.
Островский писал не только пьесы, но и очерки, рассказы, драмы в стихах, исторические хроники, переводил зарубежные пьесы, занимался общественной деятельностью, помогая литераторам и деятелям искусств.
Семейная жизньСо своей первой женой А. Н. Островский прожил около 20 лет. С ней он не обвенчался, так как отец был против этого брака. Агафья Ивановна была простолюдинкой, не имела образования, но была умной, доброй, чувствительной женщиной. Она являлась первым читателем и критиком произведений Александра Николаевича.
Выбирая себе жену, Островский не посоветовался с отцом, и тот отказал ему в материальной помощи. Драматург жил с семьёй в сыром мезонине, его дети умерли в раннем возрасте, а затем скончалась от чахотки его любимая жена. Через два года (в 1869 году) Александр Николаевич обвенчался с актрисой Малого театра Марией Васильевной Бахметьевой (её сценическое имя — Васильева 2-я), которая была гораздо моложе его и не особо вникала в дела мужа. Она родила Островскому четырёх сыновей и двух дочерей.
В 1885 году здоровье Александра Николаевича ухудшилось. В конце мая 1886 года он решил уехать из Москвы в имение Щелыково, которое братья Островские выкупили в 1867 году у мачехи Эмилии Андреевны (оно досталось ей после смерти их отца). Именно в этом имении драматург создал большинство своих пьес. Сейчас он надеялся, что природа, свежий воздух и покой улучшат его здоровье, но утром 14 (2 по старому стилю) июня 1886 года Островский умер прямо за письменным столом, когда переводил пьесу Шекспира.
- Островский в детстве и юношестве прочёл много книг из отцовской библиотеки и мечтал заняться литературным трудом. Но юноше пришлось поступить по настоянию отца учиться на юриста. Проучившись 2 года, он провалил экзамен по римскому праву, и его исключили из университета.
- Александр Николаевич был полиглотом, знал 7 иностранных языков, занимался переводами произведений зарубежных писателей — М. Сервантеса, У. Шекспира и др.
- Написал более 50 пьес. Не терпел критики в адрес своих произведений, на критикующих обижался и даже ссорился с ними.
- В 1853 году в Москве пустили слух, что пьесы пишет за Островского кто-то другой, а он лишь ставит свою фамилию. Эта сплетня трепала нервы драматургу 3 года. В 1856 году он опубликовал в «Московских ведомостях» объяснение на этот счёт, и травля прекратилась.
- Драматург был заядлым рыбаком.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Александр Николаевич Островский — биография, информация, личная жизнь.
Творческий и жизненный путь Островского Александра Николаевича Родился Островский Александр НиколаевичОстровский Александр Николаевич (1823-1886), драматург
Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве в семье судебного чиновника. Получил хорошее домашнее образование. В 12-летнем возрасте его отдали в 1-ю Московскую гимназию, которую он окончил в 1840 году, затем поступил на факультетский факультет Московского университета. В 1843 году он оставил университет: юридические науки перестали его интересовать, и он решил серьезно заняться литературой. Однако по настоянию отца он поступил на службу в Московский Сознательный суд, а затем (1845 г.) перешел в канцелярию Московского Коммерческого суда.
Адвокат отца и почти восьмилетняя служба в суде дали будущему драматургу богатый материал для своих пьес. В 1849 году в журнале «Москватик» была напечатана комедия «Свой народ — найдем», и Островский стал сотрудником журнала, в 1851 году оставил службу, чтобы посвятить себя литературному творчеству.
Островский создал около 50 произведений («Доходное место», 1856; «Гроза», 1859; «Рамочные деньги», 1869; «Лес», 1870; «Снегурочка», 1873; » «, 1878, и многие другие) . С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. Его Перу принадлежат переводы из Сервантеса, Шекспира, Терентации, Гольдени. Его творчество охватывает огромный период развития России в XIX веке. — с эпохи апреля 40-х. До развития капитализма в 80-е гг.
Драматургия Островского сыграла решающую роль в утверждении оригинального и яркого репертуара на русской сцене, способствовала формированию Национальной сценической школы. В 1865 году Островский основал в Москве художественный кружок и стал одним из его руководителей. В 1870 году по его инициативе было создано общество русских драматических писателей, бессменным председателем которого он был с 1874 года и до конца жизни.
В 1881-1884 годах Островский принимал участие в работе Комиссии по пересмотру устава об императорских театрах. С 1 января 1886 года назначен заведующим репертуаром московских театров. Но здоровье драматурга к этому времени уже сильно пошатнулось, и 14 июня 1886 года Островский скончался в селе Шиколково Коссуму Тромской губернии.
Александр Николаев Островский. 31 марта (12 апреля) 1823 г. — умер 2 (14) июня 1886 г. Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом в развитии Русского национального театра. Член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук.
Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.
Отец его, Николай Федорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, но начал заниматься судебным стрижеством, занимался имущественными и торговыми делами. Относится к чину коллежского асессора, а в 1839 г.он получил дворянство.
Мать, Любовь Ивановна Саввина, Дочь Лонарара и Яра, умерла, когда Александру не исполнилось девяти лет. В семье было четверо детей (четверо даже четверо в младенчестве).
Благодаря обеспечению Николая Федоровича семья жила в достатке, большое внимание уделялось учебе детей, получавших домашнее воспитание. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессен, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжала заниматься их обучением.
Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря Большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал тягу к писателю, но отец хотел сделать из него адвоката.
В 1835 г. Островский поступил в третий класс 1-й Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 г. стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: без сдачи экзамена по римскому праву , Островский написал заявление об уходе (учился до 1843). По просьбе отца Островский поступил канцелярской службой к совестливому суду и служил в московских судах до 1850 года; Его первая жалость составляла 4 рубля в месяц, через некоторое время она увеличилась до 16 рублей (передача в торговый суд в 1845 г.
К 1846 году Островским уже написано множество сцен из купеческой жизни и задумана комедия «Неплатежеспособный должник» (впоследствии — «Свой народ найдет!»). Первыми публикациями были небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» — они были напечатаны в одном из номеров Московского городского списка в 1847 г. Профессор Московского университета С. П. Шевырев после прочтения «Пьес Островского» в домой 14 февраля 1847 года, торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического блеска в русской литературе».
Литературную известность Островскому принесла комедия «Свой народ посчитает!» № (Первоначальное название «Неплатежеспособный должник»), опубликованной в 1850 г. в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москватик». Под текстом было: «А. О». и «Д. Г.», то есть Дмитрия Горез-Тарасенкова, провинциального актера, предложившего островное сотрудничество. Это сотрудничество не пошло дальше одной сцены и впоследствии послужило источником больших неприятностей для Островского источника, ибо он дал ему недружественные поводы обвинить его в плагиате (1856).
Однако пьеса вызвала одобрительные отклики Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова.Влиятельные московские купцы, обиженные на его имение, пожаловались «начальству»; В результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после вершины Александра II, а пьеса была допущена к постановке только в 1861 году.
Первая пьеса Островского, сумевшая попасть на театральную постановку, была «не в рукаве сидела» (Написана в 1852 г. и впервые поставлена в Москве на сцене Большого театра 14 января 1853 г.).
С 1853 года в течение 30 лет новые пьесы Островского чуть ли не каждый сезон ставились в Московском Моле и Петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году, в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича, был проведен поход выдающихся писателей для изучения и описания различных населенных пунктов России в промышленном и бытовом отношении.
В 1859 году при содействии графа Г. А. Кошелева-Безбородко был напечатан первый сборник сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский был удостоен блестящей оценки Н. А. Добролюбова, закрепившего славу живописного «Темного царства» 1860 года «Гроза», которой была посвящена статья «Свет света в темном царстве».
Со второй половины 1860-х Островский занялся историей смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым. Плодом работы стали пять «исторических хроник в стихах»: «Кузьма Захарьеч Минин-Сучук», «Василиса Мелентьева», «Дмитрий-Самовван и Василий Шуйские» и другие.
В 1863 году Островский был удостоен Уваровской премии (за пьесу «Гроза») и избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1866 г. (по другим сведениям — в 1865 г.) Островский основал художественный кружок, который впоследствии руководил московской сценой многими талантливыми деятелями.
В доме Островского Гончаров И.А., Григорович Д.В., Тургенев И.С., Писемский А.Ф., Достоевский Ф.М., Турчанинов И.Е., Садовский П.М., Косицкая-Никулина Л.П., Салтыков-Щедрин М.Е., Толстой Л.Н., Чайковский П.И., Федлов М.Н., Ермолова М.Н. .
В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в Комиссии «О пересмотре правил во всех частях театрального управления», созданной в 1881 году при Дирекции императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов.
В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуаром московских театров и руководителем театральной школы.
Несмотря на то, что его пьесы приносили хорошие гонорары и что в 1883 году император Александр III жаловался ему на ежегодную пенсию в 3 тысячи рублей, никаких денежных проблем не оставляло Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало планам, которые он ставил перед собой. Усиленная работа измотала организм.
2 (14) июня 1886 г., в настроении дня, Островский скончался в своем костромском имении. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» В. Шекспира — любимого драматурга Александра Николаевича. Похоронен писатель рядом с отцом на церковном кладбище при храме во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Березки Костромской губернии. О погребении Александр III получил из Кабинета сумму в 3000 рублей; Вдове, неразлучно с 2 детьми, назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание троих сыновей и дочерей — 2400 рублей в год. Впоследствии в семье Некрополя были вдова писателя М. В. Островская, актриса Малого театра и дочь М. А. Шателина.
После смерти драматурга Московская Дума устроила в Москве чтения имени А. Н. Островского.
Александр Островский семья и личная жизнь:
Младший брат — государственный деятель М. Н. Островский.
У Александра Николаевича была глубокая страсть к актрисе Л. Косицкой, но у обоих были семьи.
Однако, овдовев в 1862 году, Косицкая продолжала отвергать чувства Островского, и вскоре завязались ее близкие отношения с сыном богатого купца, который со временем задавался всем ее состоянием. Островскому она писала: «Я не хочу ни с кем отнимать твоей любви».
Драматург жил в сожительстве с Прош-Агафьей Ивановной, но все их дети умерли в раннем возрасте. Не имевшая образования, но женщина умная, с тонкой, легко ранимой душой, она понимала драматурга и была самой первой читательницей и критикой его произведений. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет и через два года после ее смерти, в 1869 году, женился на актрисе Марии Васильевне Бахметевой, которая родила ему четырех сыновей и двух дочерей.
Произведения Александра Островского:
«Семейная картина» (1847)
«Свой народ рассмотрит» (1849)
«Неожиданный случай» (1850)
«Утро молодого человека» (1850)
«Бедная невеста» ( 1851)
«Не лезь в рукава» (1852)
«Бедность не порок» (1853)
«Не живи так, как хочешь» (1854)
«В чужом пиршестве» (1856)
«Доходное место» (1856 г. )
«Праздничный сон до обеда» (1857 г.)
«Не согласованные характерами» (1858 г.)
«Ученик» (1859)
«Гроза» (1859)
«Старый друг лучше новых двух» (1860)
«Грызут свои собаки, чужого не прилипают» (1861)
«Женитьба Бальзаминова» (1861)
«Козьма Загорич Минин-Сухук» (1861, 2-е изд. 1866 г.)
«Тяжелые дни» (1863 г.)
«Грех да кто ни для кого не живет» (1863 г.)
«Воевода» (1864 г.; 2-е изд. 1885 г.)
«Шутник» (1864 г.)
«На площади Бойчика» (1865 г.)
«Тихий океан» (1866 г.)
«Дмитрий Иммозан и Василий Шуйский» (1866 г.)
«Тушино» (1866)
Василиса Мелентьева (в соавторстве с С. А. Гидеоновым) (1867)
«О всех мудрецах миловидной простоты» (1868)
«Горячее сердце» (1869)
«Бешеные деньги» (1870)
» Лес» (1870)
«Не вся Дачная Масленица» (1871)
«Не было гроша, да вдруг Алтын» (1872)
«Комик XVII века» (1873)
«Снегурочка» (1873)
«Поздняя любовь (1874)
«Трудовой хлеб» (1874)
«Волки и овцы» (1875)
«Богатая невеста» (1876)
«Верно добро, а счастье лучше» (1877)
«Женитьба Белугиной» (1877)
«Последняя жертва» (1878)
«Диднота» (1878)
«Добрый барин» (1879)
«Отброс» (1879) совместно с Николаем Соловьевым
«Сердце не камень» (1880)
«Сленницы» (1881)
«Сияет, но не греет» (1881), совместно с Николаем Соловьевым
«Нет вины вины» (1881-1883)
«Таланты и поклонники» (1882)
«Красавчик человек» (1883)
«Не от мира сего» (1885)
Островский Александр Николаевич — Великий русский драматург, Автор 47 оригинальных пьес. Кроме того, он перевел более 20 литературных произведений: с латыни, итальянского, испанского, французского, английского языков.
Александр Николаевич родился в Москве в семье дифференциального офицера, проживавшего в Замоскворечье, на небольшой Ордянке. Это был район, где давно нашли купцов. Купеческие хоромы с их глухими заборами, картины жизни и своеобразные нравы купеческого мира с раннего детства запечатлелись в душе будущего драматурга.
Окончив гимназию, Островский по Совету Отца поступил в 1840 г. на факультетский факультет Московского университета. Но не юридические науки были его призванием. В 1843 году он оставил университет, не окончив курса обучения, и решил совсем отказаться от литературной деятельности.
Ни один драматург не показал дореволюционную жизнь с такой полнотой, как А. Н. Островский. Представители самых разнообразных сословий, люди разных профессий, происхождения, воспитания проходят перед нами в художественно правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник. Быт, нравы, характеры мусорщика, дворян, чиновников и главным образом купцов — от «очень важных господ», богатых баров и дельцов до самых мелких и бедных — с поразительной широтой А. Н. Островского.
Пьесы написаны равнодушным кормильцем жизни, но гневным обвинителем мира «Темного царства», где ради наци способен на все, где старший властвует над младшим, богатый – над бедным , где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживали нынешние жестокие нравы.
Произведения Островского способствовали развитию общественного самосознания. Их революционизирующее влияние прекрасно идентифицировало Добролюбов; Он писал: «Рисуя нам в яркой картине ложные отношения со всеми их последствиями, он служит отголосками стремлений, требующих наилучшего устройства». Недаром защитники существующего здания делали все возможное, чтобы пьесы Островского не шли на сцене. Его первая одноактная «Картина семейного счастья» (1847) сразу же была запрещена театральной цензурой, и эта пьеса появилась только через 8 лет. Первая большая четырехчасовая комедия «Свой народ — рвать» (1850) не пустила на сцену самого Николая I, навязав резолюцию: «Напрасно напечатал, играть во всяком случае». А пьеса, сильно переделанная по требованию цензуры, была поставлена лишь в 1861 году. Царь потребовал сведения о строе жизни и мыслей Островского и, получив рапорт, приказал: «иметь надзор». Секретная канцелярия московского генерал-губернатора, «дело Литературы Островского», за ним был установлен незаконный жандармский надзор. Явная «неясность» драматурга, служившего в Московском хозяйственном суде, так обеспокоила, что остров был вынужден подать в отставку.
Комедия не допущенных на сцену «своих людей» создала автору широкую известность. Нетрудно объяснить причины столь крупного успеха пьесы. Как и живые лица нашего самохозяина-хозяина, это безответная, тупо покорная жена, прилипчивая дочь, сортообразное нелепое образование, и плут-хранительница Подхалюзина. «Темное царство» — так охарактеризовал великий русский критик Н. А. Добролюбов этот соблазн, грубую жизнь, основанную на деспотизме, невежестве, обмане и произволе. Вместе с актерами Московского Малого театра, Доказательства Садовского и Великого Михаила Щепкина Остров читал комедии в самых разных кругах.
Огромный успех спектакля, относящегося, по выражению Н. А. Добролюбова, «к наиболее ярким и выветренным произведениям Островского» и подчиненного «правде изображения и верности немного действительности», сделало хранителями существующего здания. Не всякая новая пьеса Островского попадала под запрет цензуры или не попадала на представление театральным начальством.
Даже такая замечательная драма, как «Гроза» (1859 г.), враждебно встречена реакционной знатью и прессой. Но представители демократического лагеря увидели в «грозе» острый протест против феодально-змеиных порядков и вполне оценили его. Художественная цельность образов, глубина идейного содержания и обличительная сила «Гроз» позволяют признать его одним из самых передовых произведений русской драматургии.
Значение Острова не только как драматурга, но и как создателя русского театра. «Литература ты принесла целую библиотеку, в дар художественных произведений, — писал Островский И. А. Гончаров, — для сцены создал свой, особый мир. Ты один достроил здание, в фундамент которого легли краеугольные камни Фононовина, Грибоедова, Гоголя. …Но только после вас, русских, мы можем с гордостью сказать: у нас есть наш русский национальный театр». Творчество Островского было целой эпохой в истории нашего театра. Имя Островского особенно прочно связано с историей Московского Малого театра. Почти все пьесы Островского до сих пор поставлены в этом театре. На них было воспитано несколько поколений артистов, выросших в замечательных мэтров российской сцены. Пьесы Островского сыграли такую роль в истории Малого театра, что он с гордостью называет себя домом Островского.
Для исполнения новых ролей должна была появиться и появиться целая плеяда новых актеров, как и Островский, познавший русскую жизнь. На пьесах Островского сложилась и развивалась национально-русская школа реалистического актерского мастерства. Начиная с Прова Садовского в Москве и Александра Мартынова в Петербурге, на исполнении ролей в пьесах Островского выросло несколько поколений столичных и провинциальных актеров, вплоть до наших дней. «Верность действительности, жизненная правда», — так отзывались Добролюбы о творчестве Островского, — стала одним из неотъемлемых признаков нашего отечественного сценического искусства.
Добролюбов указывал на еще одну особенность Островской драматургии — «точность и верность Народного Языка» Недаром Горький называл Островского «Разъедением Языка». Каждый островной персонаж рассказывает языком, характерным для его сословий, профессий, воспитания. А актер, создавая тот или иной образ, должен был уметь пользоваться необходимой интонацией, произношением и другими речевыми средствами. Островский научил актера слушать и слышать, как люди говорят в жизни.
Произведения великого русского драматурга воссоздают не только современную жизнь. На них изображены годы польской интервенции начала XVII века. («Козёл Минин», «Дмитрий Иммозан и Василий Шуйский»), и легендарных времён Древней Руси (Весенняя сказка «Снегурочка»).
В дореволюционные годы буржуазные зрители постепенно стали терять интерес к Театру Островского, считая его выученным. На советской сцене драма Островского возродилась с новой силой. В пьесах идут и зарубежные сцены.
Л. Н. Толстой в 1886 г. написал драму: «Знаю по опыту, как ты читаешь, слушаешь и запоминаешь свои вещи народом, а посему хотел бы посодействовать тебе стать теперь поскорее тем, что ты несомненно — Обыкновенно — в широком смысле писателя».0005
После Великой Октябрьской социалистической революции творчество А. Н. Островского стало всенародным.
Александр Николаевич Островский (1823-1886) — известный в России писатель и драматург. Один из основоположников современного театра наиболее известен спектаклями «Неменника» и «Гроза», которые до сих пор пользуются большой популярностью.
31 марта 1823 года на небольшой Ордынке в городе Москве родился Александр Николаевич Островский. Отец Александры, Николай Федорович учился в Костромской семинарии, Московской духовной академии. Николай Федорович был служащим судебных учреждений, до него дошел чин титулярного советника, а в 1839 г.он получил дворянство.
Мать — Любовь Ивановна Саввина умерла, когда Александру было 7 лет. Через 5 лет после смерти жены Николай Федорович предложил руку и сердце баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, окружившей детей заботой и вниманием. В семье Островских было четверо детей, получение образования стояло на первом месте. Все детство Александр провел в Замоскворечье. Благодаря увлеченному чтению в семейной библиотеке мальчик твердо решает стать писателем.
Молодежь: Образование и карьера
Островский получил домашнее образование. Отец настаивает на поступлении в 1-ю Московскую гимназию и в 1835 году приезжает Александр.
В 1840 году он становится студентом юридического факультета Московского университета, окончить который ему так и не удается из-за конфликта с преподавателем. Проучившись 3 года, Александр пишет заявление об уходе. Настаивая на профессии юриста, отец записывает Сына в Кастер на службу ко двору, где Островский работал до 1851 г.
Созидание
Комедия «Его народ порвет!» Первое произведение Александра было написано в 1846 году и первоначально носило название «Неплатежеспособный должник». Комедия вышла в свет в 1850 году и принесла острову литературную славу. Положительно отзывались о творчестве таких великих классиков, как Н.В. Гоголь и И.А. Гончаров. Однако пьеса была запрещена Николаем 1, писателя уволили со службы и отдали под надзор. Только через 11 лет пьесу снова стали ставить в театрах.
Творческий Путь А.Н. Островского продолжается только после прихода к власти Александра 2. В 1856 г. А.Н. Островский начинает сотрудничать с изданием «Современник». Через 3 года писатель издает первый сборник произведений.
В 1865 году была написана пьеса «Гроза», которую написали многие известные критики, в том числе и Добролюбов.
Театр – неотъемлемая часть жизни Островского. В 1886 году он создает художественный кружок, вместе с этим Александр активно участвует в развитии Русского национального театра. Я. Гончаров писал А.Н. Островский: «Литературу вы принесли целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы одни достроили здание, в фундамент которого легли краеугольные камни Фононовина, Грибоедова, Гоголя. Но только после вас, русских , мы можем с гордостью сказать: «У нас есть свой Русский, Национальный Театр»
Личная жизньПервая любовь драматурга актриса Любовь Косицкая встречает острианскую взаимность, однако в силу обстоятельств у молодых людей создать семью не получается.
Вот уже 20 лет писатель живет в гражданском браке с Агафьей Ивановной. Отец Александры был против этого брака и лишил семерых молодых материальной поддержки. Несмотря на то, что Агафья была малообразованной девушкой, она прочитала все произведения и поняла Островского с полуклоком. Все дети от этого брака умерли в младенчестве, сама Агафья Ивановна умерла позже.
Однако детей Островскому все же удалось обзавестись: четырьмя наследниками и двумя дочерьми от актрисы Марьи Бахметевой. Они поженились через 2 года после смерти Агафьи.
- Островский владел восемью языками, в том числе русским.
- Из-за проблем с цензурой писателя постоянно отказывали в публикации.
- При написании новой пьесы драматург умер от приступа.
- Александр Николаевич часто вызывал насмешки своими экстравагантными нарядами.
- Он серьезно увлекался рыбалкой.
Последние годы
Александр Николаевич Островский скончался 2 июня 1886 года в возрасте 63 лет в имении Щеликово. Причиной смерти считают стенокардию.
Здоровье писателя было сильно подорвано изнурительной работой, однако, несмотря на это, жизненные трудности преследовали его всю жизнь. На погребение было выделено 3000, а детям и вдове выплачивалась пенсия.
А.Н. Островский похоронен в селе Николо Бережка Костромской губернии рядом с отцом.
Интересно? Сохраняйте себе на стену!Талантливый писатель, драматург, по литературным произведениям которого сняты фильмы и театральные постановки спустя много лет после его смерти. Биография Островского повествует о том, что однажды избрав свой путь, необходимо по нему двигаться.
А.Н. Биография Островского
В семье Островских 12 апреля 1823 года случилось прибавление — родился мальчик Саша. Биография отца Островского, выходца из семьи духовника, рассказывает, что он работал придворным, а затем коллежским астрономом. В 1839 г., Николай Федорович стал дворянином, после переезда в село Щеликово под Костромой — помещиком. Любовь Ивановна — мама Саши умерла, когда ему было 7 лет. Новая жена Отца — дочь шведского дворянина, особое внимание уделяла воспитанию и обучению приемных детей.
В 1835 году Александр Островский начал учиться в гимназии, которую, как сообщает биография, окончил через 5 лет. Дипломированный юрист из него не вышел, столичный вуз закончил раньше из-за непрофильного предмета — римского права. Много времени проводил в театре. Должность чиновника началась в 1843 г. в совестном суде писцом. Увеличил доход в 4 раза, обращаясь в Московский Арбитражный суд, где выслушивал поступающих челобитчиков. Услышанные истории легли в основу произведений будущего драматурга. Писал театральные пьесы, делал переводы с иностранных языков. В 1862 году он путешествовал по Европе. Заведовал репертуаром театров, был руководителем театрального училища. Он умер от ангины в 1886 г.
Литературное творчество
В газете «Московский городской список» были напечатаны начальные главы произведения «Неплатежеспособный должник», пьесы, ставшей пробным образцом литературного творчества «» (1850). Меркурий был против восприятия такой прозы и написал жалобу императору. Николай I наложил запрет на постановку и печать пьесы, который был отменен после прихода к власти Александра II.
В 1852 году в театре поставили пьесу «Не садись в рукава», потом «». В своем произведении Александр Николаевич Островский коротко пишет о главном, показывая реальную жизнь, жизнь людей.
Александр Николаевич стал постоянным сотрудником Мос Московянина, его произведения публиковались в журнале «Современник». Писатель с и. Я делал переводы работ Сервантеса.
Интересным фактом было то, что многие произведения Островского были экранизированы уже после его смерти («Бальзаминов», «Женитьба»)
», положительно оцененные критиками, приблизили автора к автору Уварова.
В 1865 году художник стал основателем кружки. В 1870 г. — Общества русских писателей, где он председательствовал с 1874 г. до последних дней жизни.
Самохвалов Александр Николаевич (1894 — 1971) — Биография, интересные факты, известные произведения
Родился 21 августа 1894 года в городе Бежецке Тверской губернии.
В 1923 году окончил Петроградский ВХУТЕМАС, ученик Кузьмы Петрова-Водкина.
Учился у Василия Беляева, Хьюго Залемана, Василия Шухаева.
Участник выставок с 1914 г.
Член объединений художников «КРУГ» (1926-1929), «ОКТЯБРЬ» (1930-1932).
Член ЛСШ с 1932 года.
Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги.
Ведущей темой творчества является образ современной молодежи. Автор картины «Девушка в футболке» (1932).
Лауреат дипломов Гран-при и золотых медалей международных парижских выставок (1925, 1937). Заслуженный артист РСФСР (1967).
Персональные выставки в Ленинграде (1963), Петербурге (1994) и Тверь (1994).
«Я художник, живущий бурной эмоциональной жизнью, современностью» — так сформулировал свое творческое кредо А. Н. Самохвалов в биографическом романе «Мой творческий путь». И действительно, мир современного художника, построение новой жизни, нового быта, мировоззрения завораживали художника, стремящегося отразить свои впечатления.
Самохвалов родился на Тверской земле, где и прошло его детство. Он рано пристрастился к рисованию и под руководством школьного учителя писал зарисовки на природе.
В 1914 году поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств. Постигая премудрости профессии архитектора, он увлекся живописью и цветом.
В 1918 году вынужден был прервать занятия и уехал в родной Бежецк, где участвовал в оформлении массовых гуляний, посвященных Октябрьской революции.
После возвращения в Петроград в 1919 году Самохвалов поступил в живописный отдел Государственного сельскохозяйственного художественного музея и мастерскую К. С. Петрова-Водкина. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, поиски соотношения цвета и формы увлекли начинающего художника. Выражение своего видения, ощущение динамики времени стало непременным спутником Самохвалова.
Поездка в Самарканд в 1921 году и экспедиция Института истории материальной культуры, в составе которой был К. С. Петров-Водкин, пережила начинающего художника как поворотный момент в своем мировоззрении и творчестве. Ведь в работах самаркандского периода, а также выполненных по возвращении уже можно увидеть руку взрослого, самостоятельно мыслящего человека, всесторонне развитого художника («Шахи-Зинда», «У истоков. Самарканд» , «Продавец воды», «Бессонница», «Афрасиаб», всего 1921).
Не меньшее впечатление на Самохвалова произвело его участие в реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926 г.), где его захватила древнерусская фресковая живопись. Принимая почти безоговорочно строительство социалистического общества, Самохвалов активно включается в художественную жизнь государства, максимально приближая свои творческие задачи, открытия и откровения к «толстому народу». Именно ему принадлежало программное произведение советского искусства 1930 с. — «Девушка в футболке» (1932). В этом произведении воплотилось стремление художника создать образ современника, формируемый новым обществом «в труде, в подвиге», «в торжестве подвига», выражено понимание его живописных задач, реализовано фресково-монументальное ощущение действительности. Можно восхищаться умением художника не льстить ни эпохе, ни природе, умением выделить главное, что позволяло современникам восхищаться созданным образом «духа времени», а нам, потомкам, видеть эту холодную, колючий взгляд не девушки, а строителя социалистического общества, жесткого и целеустремленного, чуждого всему человеческому.
Образ современника — молодого творца здоровой жизни — необычайно полно выразился в сюжетах искусства 1930-х годов, связанных с физической культурой, этим новым культом советского общества. А для Самохвалова «физкультура была радостью бытия, той радостью, которая аккумулировала потенциал для преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни…». Достаточно вспомнить его договорную картину «Военизированный комсомол» (1932-33), серию работ, графических и живописных: «Спортсмены» (1935), «Метростроевка» (1934-37).
В 1937 году работа «Девушка в футболке» была включена в экспозицию Международной выставки в Париже и удостоена золотой медали. Затем за панно «Советская физкультура», выполненное для советского павильона, и за иллюстрацию к «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина художник получает два Гран-при Международной выставки. «История одного города» была встречена соотечественниками почти восторженно.
Редкая книга 1930-х годов. получил безоговорочное признание и получил рецензию с заглавием: «Шедевр полиграфического искусства» (газета «Вечерний Ленинград»). Самохвалов занимается книгой и книжной графикой с 1925 года, сотрудничая с ленинградским издательством «Радуга» и Детгиз. Не одно поколение советских читателей помнит героев его книжек-картинок «Ночные страхи» (1927, текст Н. Н. Асеева), «Водолазная база» (1928), «Мстительный худжар» (1929).
С середины 1930-х артиста приглашают на работу в театры. Он оформляет спектакли «Невеста» А. Н. Островского (режиссер О. А. Моршихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), «Горячее сердце» А. Н. Островского и «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им.