12. «Александр Невский: посыл из средневековья в современность» | «Образование Ямала»
Пасынкова Марина Вальтеровна,
заместитель заведующей МБДОУ«Сеяхинский детский сад «Олененок»
с.Сеяха, Ямальский район
«Не в силе Бог, а в правде!»
Александр Невский
1. Вводная часть.
Александр ЯрославичНевский– известен всем, кто интересуется историей Русского государства.Ему отводится исключительная роль в истории Руси. За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Он считался любимым князем духовенства, покровителем православной церкви. Его кратко можно описать как талантливого дипломата, полководца, который смог защитить Россию от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар на Русь.
Тема «Александр Невский: посыл из средневековья в современность» избрана мной не случайно.
Князь Александр по одним источникам родился 30 мая (по старому стилю) 1220 года, по другим — 13 мая 1221 года. Было бы правильно 2021 год назвать Годом Александра Ярославича Невского и подробно рассказать о его жизни и деятельности. Думаю, если бы это произошло, то большое количество молодых людей узнало бы о выдающейся личности этого русского князя, который еще при своей жизни пользовался огромным авторитетом у граждан.
Начиная писать доклад, я задалась целью вспомнить или узнать новые сведения об Александре Невском, имя которого я знаю с детства по книгам и старому одноименному фильму.
2. Основная часть.
Проживая долгое время в г.Санкт-Петербурге, я часто свободное время проводила в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, где захоронен А.Невский. В молодости я не понимала почему мне нравится именно этот храм, притягивает особая аура Лаврских кладбищ… Но именно там мне было спокойно, наступало умиротворение, отступали печали.Сейчас, в зрелом возрасте, я понимаю, что уважение, молитвы, преклонение многих поколений перед личностью этого великого человека сделало Лавру особенным местом.
Так кто же он? Князь Александр Ярославич Невский?
2.1. Краткая биография князя Александра Невского.
Князь Александр был вторым сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича и Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, торопецкой княжны, дочери князя новгородского и галицкого. Родился он в Переславле-Залесском. Отец его Ярослав постоянно союзничал со своим младшим братом, великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем. Обыденным явлением была постоянная борьба князей друг с другом за власть. Союз, несомненно, сильно повлиял на авторитет Ярослава на Руси. Его также уважали в Новгороде. Свободолюбивость и гордость новгородцев была известна. Они приглашали Ярослава на княжение, ссорились с ним, прогоняли его и возвращали обратно, так как не могли без него обойтись. Ярослав был умелым полководцем, одерживал победы в битвах над литовцами, немцам и шведами. Уезжая из Новгорода в очередной военный поход, он обычно оставлял вместо себя молодых княжичей – старшего Федора и младшего Александра.В 1225 году, четырех лет от роду, по решению отца Александр был посвящен в воины.В семь лет вместе со старшим братом онбыл перевезен в Новгород, где они стали княжичами новгородских земель.
В середине 30-х годов 13-го века Ярослав стал брать Александра в военные походы.

В июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напал на шведов на Неве и победил. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «Невский».Когда же ливонцы (немецкие рыцари)взяли Псков, Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов, одержав победу в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере. После смерти отца в 1247 году Александру в правление достался Киев и «Вся земля Русская».
Киев на то время был разорен татарами и Невский решил остаться жить в Новгороде. На протяжении 6 лет князь отражал нападения врагов. Затем он уехал из Новгорода во Владимир и стал княжить там. В то же время войны с западными соседями продолжились. В военных походах князю помогали его сыновья – Василий и Дмитрий.
В 1262 году в ходе антиордынского восстания во Владимире, Суздале, Ростове, Переславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани. Ордынский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны Ильхана Ирана Хулагу[1]. Александру Невскомупришлось отправиться в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Сама поездка великого князя владимирского затянулась фактически на год. В Орде Александр заболел и, хотя ему удалось успокоить хана Берке, он вернулся домой уже будучи больным. Позже приняв схиму[2] под именем Алексия, князь Александр скончался 14 ноября 1263 годав Городце и был похоронен в Рождественском монастыре города Владимир.Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем».
По распоряжению Петра I его мощи в 1724 году перенесены в Александро-Невский монастырь (г.Санкт-Петербург).
Для того, чтобы рассуждать о жизни и деятельности такого человека как Александр Невский, необходимо понимать в какую эпоху он жил, потому, что именно жизнь в условиях Древнерусского государства диктовала многие его поступки.
2.2. Историческая обстановка на Руси накануне начала княжения Александра Невского.
В истории средневековой Руси прослеживаются три периода[3]: I – древнейшая история Русского государства со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.; II – вторая половина XIII-XV в.; III – начало XVI-XVII в.
В средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных языков, сформировались православно-христианские общественные идеалы и базовые ценности, сложилась богатейшая культура, появилось название государства — «Русь».
«Черные годы»[4] — вот точное название целой эпохи в истории русской земли, времен жизни и политической деятельности князя Александра Невского, его братьев и сыновей. Опустошительная волна набегов ордынцев под предводительством Батыя почти уничтожила воинскую силу русских, сожгла множество городов, установила тяжелую зависимость на Руси.
Новгород и Псков подверглись разорению, пришедшему со стороны Орды, но в меньшей степени.Однако, эти города находились под постоянной угрозой со стороны агрессивных западных завоевателей: немцев и шведов. Кроме того, тяжкие междоусобицы, которые по кровавости ничуть не уступали монголо-татарским погромам, а иногда даже и превышали их, добавляли всеобщей неурядицы в и без того раздробленное государство. Русь постепенно обретала статус второразрядного региона Восточной Европы, на территории которого безостановочно шли противоборства различных характеров и с различными целями. О высокой боеспособности такого государства и речи быть не могло.
В такой период раздробленную страну могли спасти только личности с огромным стремлением к самопожертвованию, прозорливые, хитрые, необычайно умелые и одаренные прекрасной интуицией. Именно они смогли бы организовать сопротивление угрозе с Востока и Северо-Запада, поднять и объединить русский народ под единым знаменем-защитой русской национальности. Вот такой личностью и был Александр Невский. Историки отмечают, что личность этого великого князя очень противоречива.В силу малого числа исторических источников, по которым этот образ составлялся и, возможно, в силу того, что обстановка, в которой жил Александр Невский была очень изменчивой, оценка образа Князя Александра Невского имеет неоднозначные суждения.Существует несколько оценок образа Александра Невского.
2.3. Оценка образа князя Александра Ярославовича Невского.
2.3.1.Каноническая оценка.
Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как золотая легенда средневековой Руси.
В XIIIвеке Русь подверглась ударам с двух сторон — католического Запада и монголо-татар. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой. Он отразил нападение с Запада, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью.
Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме 1938 года «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. В настоящее время снят новый фильм об Александре Невском.
2.3.2.Евразийская оценка.
Лев Гумилёв как представитель евразийства видел в Александре Невском архитектора русско-ордынского альянса. Он утверждал, что в 1251 году «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привёл на Русь татарский корпус с опытным нойоном[5] Неврюем».
С точки зрения Л.Гумилёва и его последователей, дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном Сартаком и преемником — ханом Берке, позволили наладить с Ордой более мирные отношения, что способствовало синтезу восточнославянской и монголо-татарской культур.
2.3.3.Критическая оценка.
Третья группа историков, в целом соглашаясь с прагматичным характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории России. Некоторые историки, в частности, профессор Оксфордского университета Джон Феннел, доктор исторических наук, профессор ВШЭ Игорь Данилевский, Сергей Смирнов считают, что традиционный образ Александра Невского как гениального полководца и патриота преувеличен. Они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский[6] выступает властолюбивым и жестоким человеком.
Также ими высказываются сомнения насчёт масштаба ливонской угрозы Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере. Согласно их трактовке, серьёзной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причём Ледовое побоище не являлось крупной битвой), а пример Литвы (в которую перешёл ряд русских князей со своими землями), по мнению Данилевского, показал, что успешная борьба с монголами была вполне возможна. Александр Невский сознательно пошёл на союз с монголами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. В долгосрочной перспективе его выбор предопределил формирование в России деспотической власти.Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил монгольскую власть на Новгород, который никогда не был завоёван монголами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких.
Как писал историк Сергей Соловьёв — «Соблюдение Русской земли, от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».
Я не историк, не специалист, который может предложить собственную версию и научную оценку многогранной личности А. Невского. Однако, я могу высказать собственное мнение по поводу оценок, изложенных выше.Считаю, что в каждой из оценок есть суждения, которые являются истинными. Но однозначной оценки быть не может. Нельзя рассуждать о жизни и деятельности человека, проживавшего 800 лет назад и судить его деяния через призму собственного опыта жизни в современное время. По-моему, если мыслить глобально, то главным результатом его деятельности можно назвать существование России. Ведь по сути союзный договор с Ордой оказался впоследствии благом для Руси, с точки зрения установления порядка внутри страны. Хоть Русь и оставалась зависимой от монголо-татар (не было сил сопротивляться их прямым нашествиям), но установилась обстановка союза, что уравнивало условия Руси и Орды, вело к формированию другого отношения русского народа к монголам, как к союзникам и друзьям, не как к хозяевам своей свободы. В свою очередь именно Александр Невский добился мирного отношения народа к Орде, пусть даже оно и не было полным.
Александру Невскомунелегко было отбиваться от врагов, постоянно атакующих западные границы,от того приходилось искать союзников в Орде и, если ордынцы соглашались на заключение союза в обмен на дань, то враги, нападающие с запада, требовали полного подчинения и изменения веры (что для русских всегда было невозможно). Русские веротерпимы, но изменять веру могли лишь единицы. Выбор был, и князь А. Невский сделал его, выбрав путь «откупиться за дань». Невский[7] был вынужден заискивать перед ханом и его сановниками, унижаться перед ними, одаривать их, чтобы только уберечь русскую землю от новых бед. Приходилось ему также заставлять свой народ платить дань монголо-татарам. Иногда приходилось применять силу. Приходилось наказывать своих людей за непослушание монголо-татарам (важнее было удержать отношения союзного государства и не иметь монголо-татар врагами).Многие, не так глубоко, как Александр Невский, понимали сложившуюся ситуацию, осуждали его и называли угнетателем своего народа. Но Невский «угнетал» русских истинно ради для того, чтобы их окончательно не разбили. Если бы он не совершал так называемый некоторыми гнет, то новые бесконечные погромы обрушивались бы Русь, и она, возможно, никогда бы уже не смогла восстановиться. Как выдающийся дипломат, Невский разглядел путь выживания для Руси в хитрой дипломатичной политике по отношению к монголо-татарам и, как показало время, эта политика оказалась правильной.
3. Значение личности Александра Невского в наше время.
Александр Невский прожил всего сорок три года. Лучшую половину своей жизни он защищал россов на поле брани. Вторую половину защищал россов и спасал Русь мудрым смирением.Считается, что главной заслугой князя было сохранение Православия на Руси.В 1547 году на Московском Соборе князь Александр Ярославович Невский был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных.
Подобная канонизация Александра Ярославича со временем стала вызывать возражения. И пусть в исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, по результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года Александр Невский был выбран «именем России».
Именем Александра Невского в России названы улицы, переулки, площади, в его честь установлены памятники, ему воздвигнутыправославные храмы во многих городах страны, он является небесным покровителем Санкт-Петербурга и Петрозаводска.
В императорской и советской России в его честь были учреждены боевые ордена, т.к.образ Александра Невского был воодушевлением для многих бойцов. Например, в годы Великой Отечественной войны был учреждён орден Александра Невского, которым награждали командиров, сумевших малой силой решить крупные боевые задачи.
Ни одно прижизненное изображение Александра Невского не дошло до наших дней. Поэтому для изображения князя на ордене, в 1942 году, его автор, архитектор И. С. Телятников, использовал портрет актёра Николая Черкасова, сыгравшего роль князя в фильме «Александр Невский».
Решением Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в 2016 году Александр Невский определён небесным покровителем Сухопутных войск Российской Федерации.
4. Заключительная часть.
…Великий Александр Невский сказал:
«Не в силе Бог, а — в правде!»
Это крылатое выражение было подхвачено молодежью в 2000-х годах после того, как на экраны вышел фильм Сергея Бодрова «Брат-2». Картина сразу же разлетелась на фразы и цитаты. Одной из ярчайших цитат фильма является фраза, которую произносит главный герой (в исполнении Сергея Бодрова), он говорит: «… Я вот думаю, сила в правде! У кого правда, тот и сильней! …». Это сильное по своей сути выражение будоражило умы не один год и в настоящее время молодые люди связывают ее с главным героем фильма «Брат-2». А история подсказывает нам, что первое произнесение этой фразы приписывают Александру Невскому. Произнесена она была в 1240 году в Великом Новгороде, у храма Святой Софии. Тогда шведское войско вторглось в Неву. По обычаю тех лет воины Новгородской дружины собрались у храма и получили благословление архиепископа, а князь Александр Ярославович (после этой битвы и названный Невским) молился перед сражением. Выйдя из храма, он сказал своей дружине эту ставшую известной фразу. Только сейчас ее чаще приводят частично, а полностью она звучала следующим образом: «Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем.
.. Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог».
Для чего я привела этот пример? Для того, чтобы показать каким был Александр Невский! Прошло 800 лет, а его крылатое выражение нашло своего почитателя, ценителя в 21 веке, всколыхнуло в душе всё русское, заставило думать, переживать!
Насколько мы значимы в истории? Что каждый из нас оставит после своей жизни? И как скоро нас забудут? Его не забыли.
5. Список литературы.
- Используются выдержки из статьи «Общая характеристика средневековой Руси» — https://maxbooks.ru/kultur/isku55.htm.
- Используются выдержки из статьи «Роль Александра Невского в истории России» — http://biofile.ru/his/26794.html.
- Используются выдержки из статьи «Роль Александра Невского в истории России» — http://biofile.ru/his/26794.html.
[1]Хулагу, Хулагу-хан (1217 — 8 февраля 1265, Мераге, Иран) — чингизид, внук Чингисхана, сын Толуя и Соркуктани-бэги, брат великих ханов Монгольской империи Мунке и Хубилая, предводитель ближневосточного похода монголов, основатель династии и государства Хулагуидов.
[2]Схи́ма (от др.-греч. σχῆμα — образ) — торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха.
[3]Используются выдержки из статьи «Общая характеристика средневековой Руси» — https://maxbooks.ru/kultur/isku55.htm
[4]Используются выдержки из статьи «Роль Александра Невского в истории России» — http://biofile.ru/his/26794.html
[5] Нойон — правитель в Монголии в период начиная со средних веков и заканчивая первой четвертью XX века.
[6]От авт.- Не думаю, что мягкосердечный человек смог бы защитить Русь от многочисленных вторжений с востока и запада. Именно жесткое правление князя позволило Руси быть.
[7]Используются выдержки из статьи «Роль Александра Невского в истории России» -http://biofile.ru/his/26794.html
Южный федеральный университет | Пресс-центр: Александр Невский — национальный герой или предатель: рассказывает историк ЮФУ
6 декабря считается Днем памяти великого русского князя Александра Невского.
Великий князь Владимирский Александр Ярославич Невский — одна из наиболее знаковых и символических фигур в истории нашей страны.
Место памяти
«Возможно, к Александру Невскому как ни к кому другому применимо достаточно популярное понятие, введенное французским историком Пьером Нора, «место памяти». Можно сказать, что места памяти — это опорные конструкции исторического самосознания общества. А Александр Невский — один из самых значимых героев в исторической памяти нашего народа. В подтверждение этого стоит привести пример медиапроекта 2008 года «Имя России», где именно Александр Невский занял первое место в народном и экспертном голосовании», — отметил заведующий кафедрой отечественной истории Средних веков и Нового времени Института истории и международных отношений ЮФУ Андрей Кореневский.
Эпоха определяет личность
Говоря об Александре Невском, стоит подчеркнуть, что в разные периоды нашей истории общество воспринимало его по-разному.
Что думали о нем современники?
«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», которая позже легла в основу его «официального» жития, скорее всего возникла вскоре после его смерти в 80-х годах XIII века в Переславле-Залесском, где князь родился и начинал править, или во Владимире. Именно с конца XIII века Александр Ярославич становится местночтимым святым. Официальная канонизация произошла в 1547 году.
«Неслучайно эта дата совпадает с венчанием Ивана IV на царство и с началом масштабных реформ, которые впоследствии приведут к реальной институционализации русского государства. Инициатором канонизации Невского был митрополит Макарий — одна из ключевых персон в создании государственной идеологии Российского государства эпохи позднего Средневековья. По сути, уже тогда в Александре Невском видели некую символическую фигуру и небесного покровителя русского государства», — рассказал историк.
Продолжатель идей
Петровские преобразования являются безусловно важным моментом в почитании Александра Невского. Петр I, который во внешней политике отдавал приоритет именно северо-западному, балтийскому направлению, считал Невского своим предшественником, а себя правопреемником его политического курса.
По словам эксперта, перенесение мощей Александра Невского из Владимира-на-Клязьме в недавно основанный Санкт-Петербург и специально созданный Александро-Невский монастырь (позже получит статус лавры) тоже несет символический смысл. Стоит заметить, что основание монастыря мотивировалось тем, что это – то самое место, на котором произошла Невская битва в 1240 году. При этом нужно понимать, что на самом деле битва происходила совсем в другом месте при впадении в Неву ее притока реки Ижоры, но для Петра было принципиально важно локализовать место почитания Невского во вновь основанной им имперской столице.
Следует упомянуть, что один из высших орденов Российской империи был именно орден Александра Невского.
Символ борьбы
После 1917 года на первых порах советской власти было свойственно негативное отношение к прежнему историческому опыту. И, соответственно, Александр Невский как бы уходит на периферию исторической памяти, причисляясь к «эксплуататорам», но с 1930 годов происходят очень серьезные изменения — начинается своего рода реабилитация русской дореволюционной истории, и Александр Невский обретает свой авторитет, как важная историческая личность. При этом сакральный характер образа был утрачен, поскольку образ Александра Невского в контексте ставившихся властью идеологических целей был важен как полководец, но не как святой.
«Со второй половины 1930-х годов становится понятно, что военно-политическое столкновение произойдет именно с Германией. И антинемецкая направленность исторического сюжета об Александре Невском – особенно сюжет о Ледовом побоище – были политически актуальными. Поэтому здесь переломным моментом стал фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятый в 1938 году, где эти коннотации отчетливо видны. В 1939 году, в связи с подписанием Пакта Молотова-Риббентропа, произошло временное сворачивание антигерманского вектора государственной пропаганды. Но с 1941 года образ Александра Невского вновь становится одним из ключевых исторических символов», — заметил Андрей Кореневский.
Историк также подчеркнул, что сегодня одним из самых авторитетных изданий об истории почитания Александра Невского, формировании его образа в исторической памяти является монография немецкого историка и антрополога Фритьофа Беньямина Шенка «Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой», хотя, разумеется, не все согласны с этой концепцией.
Мудрый управленец
Мнения поколений
При том, что Александр Невский считается национальным героем, он является весьма неоднозначным и противоречивым персонажем в русской истории. Страна в то время оказалась под двойным ударом — Батыево нашествие с Востока и военно-политического давление Латинской Европы с Запада. Александр Невский сделал трудный выбор, проявив лояльность по отношению к Золотой Орде, и сконцентрировал силы для сопротивления на Западе.
Эксперт отметил, что этот выбор по-разному оценивался в историографии.
Если подавляющее большинство отечественных историков выносили Александру Невскому «оправдательный вердикт», то британский исследователь Джон Феннел назвал князя национальным предателем, поскольку Александр Ярославич занял позицию коллаборанта по отношению к Золотой Орде и сорвал планы антитатарского восстания, вынашивавшиеся его братом Андреем и Галицко-Волынским князем Даниилом.
«Это мнение было поддержано и некоторыми российскими исследователями, в том числе Андреем Фурсовым, Юрием Пивоваровым, Игорем Данилевским. Некоторые основания для столь критических оценок, конечно, есть, и даже намеки на них содержатся в летописи. Однако, высказывая оценки деяний того или иного исторического героя, историк должен уважать мнение его современников. А они восприняли смерть Александра Ярославича с великой скорбью. Очевидно, они считали его политику в тех катастрофических обстоятельствах единственно возможной», — пояснил Андрей Кореневский.
Когда 14 ноября 1263 года князь скончался, на его отпевании митрополит Киевский всея Руси Кирилл сказал: «Зашло солнце земли суздальской», и, как следует из летописи, ответом ему был общий стон, плач и слова «Уже погибаем».
Сохранил жизни
Александра Невского обвиняли еще и в том, что он заставил Новгород платить дань Орде, а также частично способствовал окончательному установлению ордынского ига. Но при этом политика Александра Ярославича воспринималась как более реалистичная по сравнению с политикой его брата, чью идею восстания против татар считали безрассудной и даже убийственной.
«В ходе татаро-монгольского нашествия в одной только северо-восточной Руси было уничтожено как минимум 14 городов. Счет жертв шел на десятки, если не сотни тысяч. После взятия каждого города монголы осуществляли так называемую облаву, охоту за людьми и грабеж примерно в радиусе 100 верст (106, 68 км) вокруг города. Археологические данные показывают, что даже на тех территориях, до которых монголы не дошли, в частности в Смоленской земле, в культурном слое конца 30-х годов, обнаруживают огромное число заброшенных сельских поселений. Огромная волна беженцев, которым удалось спастись от смерти, двигалась на запад (по свидетельству английского хрониста Матвея Парижского, она докатилась до Саксонии), и эти люди, покинувшие свои города и села, бросившие свои дома, передавали рассказы об ужасах, творимых монголами», — отметил историк.
Монголы использовали жестокость в карательных мерах как средство деморализации населения и страховку от попыток организации военного сопротивления. После разрушительного похода ордынцев в 1237-1238 году, в следующем они вернулись, дабы напомнить людям, что их ждет в случае сопротивления завоевателю. Поэтому политика Александра Невского, бесспорно, имела определенное рациональное зерно, и мы вправе сделать вывод, что она уберегла многих людей от неминуемой гибели.
В разные периоды нашей истории правителям, полководцам приходилось принимать сложные стратегические решения, которые вызывали и критику, и одобрение. Но все эти люди были героями своего времени, и как Александр Невский достойно защищали свою Родину!
Чего ожидать — Александро-Невский православный собор
Чего ожидать от посещения…
Если вы протестант или нехристианин, вас могут удивить виды, запахи и звуки, окружающие вас во время наших служб. Те, кто имеет литургическое прошлое (например, лютеране, епископалы или католики), могут быть знакомы с форматом наших служб и, возможно, некоторыми традициями, которых мы придерживаемся, или используемыми гимнами. Мы приглашаем всем , чтобы узнать о причинах нашей практики, особенно если она отличается от вашего опыта.
-
Движение
Вы обнаружите, что на службе много движения! Диакон ведет богослужение в молитве, и он часто входит и выходит из алтаря и по зданию. Прихожане используют свои руки, головы и ноги в богослужении для крестения, поклона и стояния.
Это шквал активности, но он помогает нам сосредоточиться, когда мы заставляем свое тело следовать за ним. Не чувствуйте себя обязанным участвовать в деятельности — делайте то, что вам удобно.
-
Музыка
Даже сегодня многие православные храмы обходятся без музыкальных инструментов; традицию пения в нашем приходе поддерживает специальная группа певцов. Практически каждое воскресенье в гимны вносятся изменения не только для чтения послания и евангелия, но и для празднуемого «праздника». Если вы внимательно прислушаетесь, то услышите, как на богослужении преподносится богословское учение, как это было в I веке – устно.
-
Ладан
Ладан символизирует молитвы святых, возносящихся на небеса перед Богом. Это видно из Священного Писания, которое поется на вечерней службе: «Да будет вознесена молитва моя пред Тобою, как фимиам, вознесение рук моих, как жертва вечерняя» (Пс.
140:2). В книге Откровение есть два места, где ладан упоминается как инструмент поклонения: Откровение 5:8 и Откровение 8:4. Исторически сложилось так, что благовония также играли практическую роль, помогая ранним христианам поклоняться в гробницах и катакомбах, где они могли избежать гнева Нерона и других правителей, стремившихся к их уничтожению.
Иконы
В первые годы существования Церкви неграмотность и отсутствие печатных материалов ограничивали распространение евангельской вести. Церковь «пишет» иконы как визуальные изображения Писания, тем самым рассказывая евангельскую историю в художественной форме. Мы не поклоняемся иконам и людям на них. Так же, как вы можете носить в кошельке фотографию своей семьи, иконы помогают нам почтить наших близких в Теле Христовом.
Часто задаваемые вопросы о православии
Санкт-Петербург Экскурсия по Александро-Невской Лавре и Могиле Достоевского, Санкт-Петербург
Не можете найти код бронирования?
Номер бронирования можно найти в электронном письме с подтверждением, которое должно быть в вашем почтовом ящике.
Не можете найти? Оставьте нам свой адрес электронной почты, и мы вышлем вам краткую информацию о ваших бронированиях.
В этой экскурсии по Александро-Невской Лавре вы посетите одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, его собор и некрополь , где находится могила Достоевского.
Посмотреть больше фото (7)
Закатный вид на монастырьВход в Александро-Невский монастырьАлександро-Невский монастырьМогила Федора ДостоевскогоВо время этой экскурсии по Александро-Невской лавре вы посетите одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, его собор и некрополь , где находится могила Достоевского.
Александро-Невский монастырь и гробница Достоевского Экскурсия
В назначенное время мы встретимся по адресу Площадь Александра Невского , чтобы начать нашу экскурсию по Александро-Невской лавре. Знаете ли вы, что это самый старый и самый большой монастырь в Санкт-Петербурге?
Александро-Невская Лавра построен в 1710 году по указу императора Петра Великого для охраны мощей этого святого православной церкви. Мы войдем на территорию, чтобы посетить его элегантные здания и открыть для себя его историю.
Сначала мы увидим Лазаревское и Тихвинское кладбища, два некрополя, где упокоены несколько выдающихся деятелей русской истории.
Там мы найдем могилу Федора Достоевского , одного из величайших деятелей мировой литературы. Это будет идеальное место, чтобы вспомнить огромное влияние его литературное произведение до сих пор имеет, характеризующееся глубоким психологическим подходом. Также увидим место захоронения композитора Чайковского .
В настоящее время монастырем управляет православный епископ Назарий , видный в городе. Если нам повезет, мы можем найти его прогуливающимся по дворам и садам, а если нет, то вы можете познакомиться с ним через его профиль в Facebook!
После посещения кладбища идем к Свято-Троицкий собор , являющийся великолепным образцом петровского барокко в Санкт-Петербурге. Услышав некоторые интересные факты об этом православном храме, мы войдем в его нефы, чтобы полюбоваться его великолепным убранством.
Наконец, мы закончим визит после двухчасового осмотра достопримечательностей.
Посмотреть полное описание
Бесплатное аннулирование
Бесплатно! Бесплатная отмена за 48 часов до начала мероприятия. Если вы отмените до этого времени или не явитесь, деньги не будут возвращены.
Место встречи
Арка площади Александра Невского
Посмотреть на карте
Войдите, чтобы добавить занятия в избранное и получить к ним доступ с любого устройства
Имя пользователя или адрес электронной почты
Пароль
Запомнить меня
Как вы хотите войти?Нет учетной записи? Зарегистрируйтесь здесь
Вам будет отправлено электронное письмо с инструкциями по смене пароля
Как вы хотите войти?Войти
Создать учетную запись
Пароль
Повторите пароль
Фамилия
Выберите свою страну Выберите страну
Ваш город
Мобильный номер
Этот сайт защищен reCAPTCHA, к нему применяются политика конфиденциальности и условия обслуживания Google.