Альбрехт Дюрер – краткая биография
Швабская живопись XVI века, лучшим представителем которой был Гольбейн Младший, смягчала нидерландский реализм идеальными формами итальянского художества. Франконская живописная школа, центром которой был Нюрнберг, сохраняла прежнюю манеру исключительной заботы о выразительности лиц и мелочной верности природе. Одним из видных представителей её был Вольгемут, учеником которого был человек, считавшийся истинным представителем всей немецкой живописи той эпохи, Альбрехт Дюрер (род. 1471, умер 1528).
Альбрехт Дюрер. Автопортрет в 26 лет, 1498
Сын горожанина, имевшего много детей, он с ранних лет должен был сам кормить себя, и забота о пропитании не покидала его всю жизнь. В годы своей знаменитости Дюрер не был бедняком; рассказы об этом возникли из недоразумения; но его положение было очень незавидно по сравнению с роскошью, в какой жили знаменитые итальянские художники. Он был человек гениальный, очень образованный, умел наблюдать природу; воображение его богато, рисунок у него чрезвычайно хорош.
Дюрер писал и альфреско, и масляными красками, и гуашью и акварельными красками, рисовал пером, углем, мелом, с редким мастерством гравировал резцом на меди, на олове, железе, меди, делал гравюры крепкой водкой, резал на дереве и на известковом шифере – словом, техника его была чрезвычайно разнообразна. Но при всей своей гениальности, он не достиг идеальной красоты форм и колорита итальянской живописи. Дюрер два раза посетил Италию, в 1494 и в 1506 годах, но его натура оказалась невосприимчива к впечатлениям итальянского искусства. В 1520 году он ездил также в Нидерланды; там он научился многому.
Альбрехт Дюрер. Алтарь Паумгартнеров (деталь), ок. 1503
За исключением этих поездок, Альбрехт Дюрер провел всю жизнь в родном городе. Работал он неутомимо; число его картин, рисунков, гравюр очень велико. Поощрений он не получал, источником его усердия к работе было только душевное влечение. Суровость и угловатость житейской обстановки Дюрера отразилась и в его произведениях; материалом для них он брал её и заботился не о красоте, а только о выразительности, которая у него часто переходит в грубость. Характер немецкой жизни тех времен превосходно передается его произведениями. В религиозных картинах у Дюрера, как и у нидерландцев, обыкновенно владычествует реализм. К числу лучших между ними принадлежат «Праздник четок», «Поклонение волхвов», «Мученичество 10,000 христиан» (при персидском царе Шапуре), «Троица».
Альбрехт Дюрер. Поклонение Троице. Алтарь Ландауэра, 1511
Источник изображения
Альбрехт Дюрер написал много портретов; из них особенно известны портреты его учителя Вольгемута, императора Максимилиана и превосходный по технике портрет Иеронима Гольцшуэра. Рисунки Дюрера очень разнообразны и по темам и по способам исполнения. Гравюры его на меди и рисунки на дереве расходились по всей Европе и содействовали развитию этих видов искусства. У него было много хороших учеников, так что слава нюрнбергской школы долго держалась после него.
история жизни немецкого художника, кратко о творчестве
Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) — крупнейший немецкий живописец и гравёр с прижизненной мировой славой, выдающийся геометр и инженер-фортификатор, родоначальник европейской акварели, механик, архитектор и теоретик искусства. Художник соединил открытия итальянского Ренессанса с художественными традициями северной Европы. Особенности творчества художника Альбрехта Дюрера: его гравюры сохраняют присущую германской культуре точность и тонкость деталировки, но поражают невиданной доселе изобретательностью композиционных решений. Мастера особо интересовали проблемы гармонии и красоты человеческого тела, закономерности пропорций, доскональное написание кистей человеческих рук. Живопись Дюрера отличают яркие, звучные, эмалевые краски. Акварелям мастера присуща поразительная правдивость воспроизведения явлений природы.
Известные картины и гравюры Альбрехта Дюрера: «Меланхолия», «Трава» («Большой кусок дёрна»), «Адам и Ева», «Заяц», «Четыре всадника Апокалипсиса», «Праздник четок».
Дюрер для Германии – как и Гёте – «наше всё». Эпоху Возрождения в Германии предпочитают звать «эпохой Дюрера», а с 1815-го там постановили ежегодно праздновать «День Дюрера». Характер и биография Альбрехта Дюрера – парадоксальное, на первый взгляд, соединение бюргерской практичности с философской отрешённостью, творческой гениальности с житейской щепетильностью. По-видимому, это сочетание и делает выдающегося художника национальным символом и культурным героем.
«Аз есмь дверь», или происхождение Альбрехта Дюрера
В автобиографии (кстати, и этот жанр Дюрер освоил среди немецких живописцев первым) художник сообщает: «Альбрехт Дюрер родился в королевстве Венгрия, неподалёку от маленького городка Юла, в близлежащей деревеньке под названием Эйтас, и его род кормился разведением быков и лошадей». Это он не о себе – о своём отце и полном тёзке, почтенном нюрнбергском ювелире Альбрехте Дюрере-старшем (, ).
Стало быть, крупнейший немецкий художник Альбрехт Дюрер всех времён был венгром? Да и что такого, величайший русский поэт был эфиоп, «арап», «а как писал, как писал»! Здоровый социум понимает, что культуре полезны прививки чуждой крови. Но когда общество заболевает нацизмом, сама мысль об этом становится ему невыносима. По странному совпадению, нацизм в Германии оформился как раз там, где 500 лет назад родился живописец, – в Нюрнберге. С целью доказать, что столп немецкой нации Альбрехт Дюрер был никакой не венгр, а чистокровный ариец, нацисты даже производили эксгумацию останков его отца, чтобы установить соответствие параметров черепа арийскому стандарту.
И до сих пор в вопросе о происхождения художника нет единства. Одни документально доказывают: безусловно, венгр. Другие продолжают утверждать – нет, из немецких колонистов, перекочевавших в Венгрию в незапамятные времена монгольских нашествий.
Ну, а его фамилия – чем не аргумент? Ведь гортанное «Дюрер» звучит так по-немецки. Верно, да только эта фамилия – результат креатива отца Дюрера, лингвистическая шутка и одновременно творческий псевдоним. Он происходит от названия их венгерской родины, деревни Эйтас или Айтас. Ajtos по-венгерски значит «дверь». А по-немецки «дверь» – die Tür. Переиначенная на немецкий лад фамилия сначала звучала как Türer, позже под влиянием местного произношения превратившись в Dürer.
И на фамильном гербе Дюреры обязательно изображали широко раскрытые двери. Так что чрезвычайно набожный художник с полным основанием мог повторить о себе слова Иисуса Христа из 10-й главы Евангелия от Иоанна: «Аз есмь дверь». А если наш каламбур покажется читателю неуместным, напомним: на самом известном из автопортретов выдающийся мастер изобразил себя в образе Спасителя, так что сразу и не сообразишь – это Христос глядит на нас в упор или писаный красавец-художник? Современному зрителю подобная дерзость представляется кощунственной, но средневековому так не казалось. Уподобляться Христу – это ведь главное устремление любого христианина, а уж Альбрехт Дюрер был и богобоязнен, и добродетелен просто на редкость. Один из современников писал о мастере: «За всю его жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслуживал порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».
Ранние годы в биографии художника Альбрехта Дюрера
Отец Дюрера прибыл в Нюрнберг 25 июня 1455 года. В тот день у местного патриция Филиппа Пиркгеймера была свадьба, её играли у крепости, под большими липами. Это показалось венгерскому золотых и серебряных дел мастеру хорошим предзнаменованием, и он остался в городе насовсем. Нанялся на работу к бюргеру Иерониму Холперу, который вскоре, оценив честность и трудолюбие венгра Альбрехта, отдал за него свою дочь, «красивую проворную девицу по имени Барбара, пятнадцати лет». Благодаря этому браку отец Дюрера получил статус гражданина Нюрнберга.
Предзнаменование не обмануло: в семье Дюреров родилось огромное число детей – восемнадцать, из которых, правда, до зрелых лет доживёт лишь трое сыновей, включая художника. Он был третьим ребёнком из 18-ти. Отец рано заметил, насколько рука Альбрехта-младшего тверда, а глазомер точен: он уверенно может провести линию или окружность, не прибегая к линейке и циркулю. Конечно, отец надеялся, что сын станет ювелиром, продолжит династию.
Но сын – не захотел. Лет в 10 он открыл для себя, какую ни с чем не сравнимую радость доставляет ему чудо прикосновения карандаша к бумаге: «Я рисовал втайне от отца. Знал: он будет недоволен. Но рисование уже стало необходимо мне, как воздух».
Старший Альбрехт Дюрер сдался – и отдал Альбрехта-младшего в мастерскую Михаэля Вольгемута, известного в Нюрнберге художника и скульптора (см. портрет Вольгемута кисти Дюрера). Главное, чему за три года научился у него Дюрер, – гравирование на дереве. Интерес к линии, формам, пропорциям был для него на первых порах важнее интереса к краскам и колориту, и искусство гравюры как нельзя лучше отвечало его природным склонностям.
Потрясающая Венеция, итальянские творческие страсти
Впечатление от бурной Италии, где уже пышным цветом развивался Ренессанс, было фантастическим: роскошная архитектура, энергичная жизнь, великолепные краски и новые идеи захлестнули молодого и жаждущего творческих открытий художника. По сравнению с Нюрнбергом, где царило Средневековье, Италия была свежим ключом. Известно знакомство Дюрера со знаменитыми современниками: братьями Беллини, другими мастерами и в том числе, вполне вероятно, с Тицианом и Джорджоне. Найти общий язык с горячими итальянцами было нелегко, зачастую Альбрехту приходилось отмахиваться от враждебных выпадов живописцев, которые ругали работы Дюрера, обвиняли его в нарушении традиций античности, при этом сами копировали его работы в церквях.
Как художник Дюрер приезжал учиться и работать в Италию несколько раз. Находчивый Пиркгеймер подал другу идею доказать на практике, что германский художник не хуже ревностных итальянцев владеет законами композиции и чутьём колорита. Так была создана картина под названием «Праздник чёток», триумфальная работа Дюрера, восхитившая самого Беллини. Это произведение стало отправной точкой немецкого Ренессанса.
Новая техника и известные работы Альбрехта Дюрера
Когда художнику Дюреру исполнилось 18, его отец принял решение, что сыну пора увидеть мир. Это было частью традиционной программы становления мастера – «годы странствий». Предполагают, что Дюрер побывал в Нидерландах и южной Германии. Точно известно, что он посетил город Кольмар, намеревался встретиться там с художником Мартином Шонгауэром, к которому отец дал Дюреру рекомендательное письмо. Но информация в конце XV века распространялась медленно: прибыв в Кольмар, Дюрер с изумлением узнал, что Шонгауэра уже год как нет в живых.
Зато Дюрера хорошо приняли братья Шонгауэра – Каспар, Пауль и Людвиг, ювелиры и гравёры. От них-то он и получил ценнейшее, можно сказать, эксклюзивное умение – гравировать не по дереву, а по меди. Это была новая техника, популярная у ювелиров и требующая очень тонкой и точной работы, и далеко не все были в состоянии её освоить. При создании резцовой гравюры на меди мастер водит не резцом, а передвигает под ним медную пластинку, в то время как кисть его руки остаётся неподвижной. В этой сложнейшей технике, не дававшейся почти никому, Дюрер оказался непревзойдённым. И самые известные работы Альбрехта Дюрера («Святой Иероним в келье», «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия») – это именно гравюры на меди.
После Кольмара Дюрер еще несколько лет прожил в Базеле, городе книгопечатания и книготорговли, и за это время успел создать около 250-ти книжных иллюстраций. Их количество, а главное, качество было поразительным. Особенно если учесть, что автору только-только исполнилось 20. Что ж, не зря крёстным отцом Дюрера был Антон Кобергер – владелец крупнейшей (24 печатных станка, больше 100 работников) в Нюрнберге типографии.
Научные исследования
Вернувшись на родину, Дюрер продолжил работу живописцем, получив заказ от императора Максимилиана I. Художник написал портрет венценосной особы, после чего ему назначили ежегодную премию, которая позволила отойти от искусства и углубиться в научные исследования. Альбрехт получил широкую известность в качестве математика и геометриста. Он изучал теорию перспективы, разрабатывал различные шрифты и исследовал способы построения геометрических фигур.
Дюрер занимался следующими исследованиями:
Одним из известнейших достижений Дюрера считается магический квадрат, который изображён на его гравюре «Меланхолия». Учёный расположил числа, начиная от 1 и заканчивая 16 в специальной последовательности, что позволяло сумме каждой пары равняться числу 17. Это одна из загадок, которая была разрешена и научно доказана лишь несколько веков спустя. В 1515 году Альбрехт создает свои звездные гравюры, в которых изображалась карта северного и южного полушария неба. Это не только художественное произведение, но и ценнейший памятник науки того времени.
Женитьба и семейная жизнь художника Дюрера
Длившееся 4 года путешествие Дюрера завершилось внезапно. Отец прислал ему письмо, в котором настоятельно потребовал Альбрехта домой. Повод был важнейший: старший Дюрер сосватал 22-летнему сыну подходящую невесту. 15-летняя Агнес Фрай была дочкой богатого механика и владельца цехов по производству точных инструментов (а Нюрнберг времён Дюрера славился своими мастерами – там, к примеру, были изобретены карманные часы и даже глобус). Будущий тесть Дюрера входил в руководство города и, по слухам, был связан кровными узами с итальянской банкирской династией Медичи. В общем, для сына многодетного и совсем не богатого венгра это была крайне выгодная партия. К тому же за Агнес давали кругленькую сумму – 200 гульденов.
Судя по документам, никакого внутреннего протеста заочное сватовство у Дюрера не вызвало. Он был очень почтительным сыном, любил отца и боготворил мать, ему и в голову не пришло ослушаться. Более того: известный луврский автопортрет с рыжими локонами и в нарядной до вычурности одежде, за который художника не раз упрекнут в самолюбовании (как и за более поздний автопортрет из Прадо), Дюрер написал специально, чтобы послать невесте, которая никогда его не видела. Представил «товар лицом».
Этот брак, продлившийся до самой смерти Дюрера и внешне вполне благополучный, мало кто осмеливался назвать счастливым. Ближайший друг Дюрера, гуманист Виллибальд Пиркгеймер (из рода тех самых патрициев Пиркгеймеров, на чью свадьбу когда-то удачно угодил Дюрер-отец) писал: «Семейная жизнь Альбрехта Дюрера и Агнес Фрай не сложилась – может быть, потому, что они не имели детей. А может быть, детей они не имели именно потому, что жизнь не сложилась…» Письма Дюрера к другу пестрят грубоватыми шутками в отношении любовных похождений Пиркгеймера, но не дают никакой информации о таковых у Дюрера. Кажется, этот меланхолический красавец с тонкими чертами, длинными пальцами и выразительным взглядом, неравнодушный к собственной внешности, был довольно равнодушен к тому, на что многие готовы положить жизнь, – любовным страстям и романтическим приключениям.
…Свадьба состоялась в июле 1494-го, а уже в сентябре Дюрер в первый раз оставил Агнес, как будет неоднократно поступать и потом. Он отправил жену в деревню под предлогом надвигавшейся на Нюрнберг чумы, а сам уехал в Венецию.
Личная жизнь и смерть
В 1496 году по настоянию отца Альберт Дюрер женится на представительнице старинного рода Агнессе Фрей. Что характерно для тех годов, молодые люди до свадьбы никогда не видели друг друга. Известно, что Дюрер не являлся поклонником института семьи, всё своё свободное время он посвящал творчеству. Его супруга была холодна к искусству, поэтому их брак был чисто формальным. Неудивительно, что после венчания Альбрехт сразу же уезжает в Италию, оставаясь холодным к жене на протяжении всей совместной жизни. У художника не было детей, по крайней мере, о них ничего не известно библиографам Дюрера.
В 1520 году после смерти Максимилиана I выплаты установленной ему премии прекратились. Художник, чтобы разъяснить обстоятельства этого дела, отправился в далекое путешествие и, будучи в Амстердаме, заболел малярией, приступы которой мучили его на протяжении многих лет. В 1528 году Дюрер уже имел подорванное здоровье и во время обострения болезни скончался в родном городе Нюрнберг.
Альбрехт Дюрер — величайший художник и ученый, который оставил свой след в истории европейской культуры. Его биография кратко изучается в старших классах по предмету МХК, ученикам потребуется подготовить небольшие доклады и рефераты, в которых рассказывается о творчестве этого живописца и его взглядах на искусство.
Источник
Творчество Альбрехта Дюрера итальянского и нюрнбергского периодов
Венеция не могла не потрясти молодого Дюрера непомерной роскошью, фантастическим смешением языков и новых идей, небывалыми красками и темпом жизни. В то время как в Нюрнберге еще господствовало Средневековье, Венеция и другие итальянские города переживали бурный рост, там уже вовсю цвёл Ренессанс. Известно, что Дюрер был знаком с братьями Беллини (, ), возможно, с Тицианом и Джорджоне, а также со множеством менее известных мастеров. Художник учился, многое наматывал на ус, однако отношения с коллегами не складывались. Он жаловался Пиркгеймеру, что итальянцы считают немцев никудышными колористами, в то время как сами – подлецы и мошенники: «У меня много добрых друзей среди итальянцев, которые предостерегают меня, чтобы я не ел и не пил с их живописцами. Многие из них мне враги; они копируют мои работы в церквах и везде, где только могут их найти, а потом ругают их и говорят, что они не в античном вкусе и поэтому плохи».
В одну из поездок в Италию, которых в биографии Дюрера было несколько, Пиркгеймер подбил друга доказать итальянцам, что он не хуже них владеет колоритом и законами композиции. Так была создана триумфальная работа «Праздник чёток» – картина Дюрера, от которой пришёл в восторг Джованни Беллини и с которой, как считается, начался немецкий Ренессанс.
Вернувшись домой, вдохновлённый мастер открывает собственную гравировальную мастерскую. Не живопись кормила семью художника (заказчики картин Дюрера причиняли ему несметные огорчения, торопя с работой и вечно недоплачивая), а именно серии гравюр, которые тиражировались в типографии крёстного Кобергера. Жена и мать мастера продавали его гравюры в ярмарочные дни в Нюрнберге, и вскоре они стали так популярны, что разлетелись по всей Германии и за её пределы. Именно гравюры принесли 30-летнему Альбрехту Дюреру всемирную славу. Их злостно копировали, и мастер не раз судился с нечистоплотными подражателями.
Абсолютным «хитом» стала серия работ на тему Апокалипсиса, в особенности «Четыре всадника»: тогда был «миллениум», рубеж XV и XVI веков, и вовсю циркулировали слухи о конце света, которым и сам религиозный Дюрер не без трепета внимал. Он лично видел комету в небе (предвестницу Апокалипсиса) и кошмарные сны о большом потопе.
Дюрер делал гравюры на дереве и меди, писал новаторские акварельные этюды («Заяц», «Большой кусок дёрна»), создавал портреты и большие полотна на религиозную тему, работал над учебником рисования, теоретическими трактатами и геометрическими выкладками, не гнушался росписями ваз, изготовлением витражей и ювелирных украшений. Но ни одно из дел не принесло ему стабильного, гарантированного дохода. Даже самый высокопоставленный из его заказчиков, император Максимилиан – и тот никогда не платил вовремя. Правда, он обязал город Нюрнберг назначить Дюреру ежегодную выплату ста гульденов из городских налогов (по сути, пенсию), за что Дюрер был ему глубочайше признателен. Но как только Максимилиан умер, город вероломно оставил мастера без средств к существованию, и пожилой художник задумал целую авантюру – поехать вместе с женой (в кои-то веки!) через Нидерланды в Аахен, к месту коронации следующего императора Карла V, и лично умолять его о восстановлении справедливости.
Творчество Альтдорфера
Живопись
С детства мечтавший заниматься живописью, Альбрехт настоял на том, чтобы отец отдал его в обучение художнику. После первого путешествия в Италию он ещё не вполне воспринял достижения итальянских мастеров, но в его работах уже чувствуется художник, который мыслит нестандартно, всегда готов к поиску. Звание мастера (а с ним и право открыть собственную мастерскую) Дюрер получил, вероятно, выполнив росписи на «греческий манер» в доме нюрнбергского горожанина Зебальда Шрейера[49]. На молодого художника обратил внимание Фридрих Мудрый, поручивший ему, кроме прочего, написать свой портрет. Вслед за курфюрстом Саксонским иметь свои изображения пожелали и нюрнбергские патриции — на рубеже веков Дюрер много работал в портретном жанре. Здесь Дюрер продолжал традицию, сложившуюся в живописи Северной Европы: модель представляется в трёхчетвертном развороте на фоне пейзажа, все детали изображены очень тщательно и реалистично.
После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры, и лишь во время второго пребывания в Италии получил за рубежом признание как живописец. В 1505 году Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «…столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса». Работы, выполненные после поездки в Венецию, демонстрируют успехи Дюрера в решении задач изображения тела человека, в том числе обнажённого, сложных ракурсов, персонажей в движении. Исчезает свойственная его ранним произведениям готическая угловатость. Художник сделал ставку на исполнение амбициозных живописных проектов, принимая заказы на многофигурные алтарные образы. Произведения 1507—1511 годов отличаются уравновешенностью композиции, строгой симметрией, «некоторой рассудочностью», суховатостью манеры изображения. В отличие от своих венецианских работ, Дюрер не стремился передать эффекты световоздушной среды, работал с локальными цветами, возможно, уступая консервативным вкусам заказчиков. Принятый императором Максимилианом на службу, он получил некоторую материальную независимость и, оставив на время живопись, обратился к научным исследованиям и гравюрным работам.
Автопортреты
С именем Дюрера связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра. Один из лучших портретистов своего времени, он высоко ставил живопись за то, что она позволяла сохранить образ конкретного человека для будущих поколений. Биографы отмечают, что, обладая привлекательной внешностью, Дюрер особенно любил изображать себя в молодости и воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю». Живописный автопортрет для Дюрера — средство подчеркнуть свой статус и веха, отмечающая определённый этап его жизни. Здесь он предстаёт человеком, стоящим по интеллектуальному и духовному развитию выше того уровня, который был определён его сословным положением, что было нехарактерно для автопортретов художников той эпохи. Кроме того, он ещё раз утверждал высокую значимость изобразительного искусства (несправедливо, как он считал, исключённого из числа «семи свободных искусств») в то время, когда в Германии оно ещё причислялось к ремеслу.
Рисунки
Сохранилось около тысячи (Джулия Бартрум говорит о 970) рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Свидетельством того, как бережно относился художник к рисунку, является тот факт, что сохранились даже его ученические работы. Графическое наследие Дюрера, одно из крупнейших в истории европейского искусства, по объёму и значению стоит в одном ряду с графикой да Винчи и Рембрандта. Свободный от произвола заказчика и своего стремления к абсолюту, вносившего долю холодности в его живописные произведения, художник наиболее полно раскрывался как творец именно в рисунке.
Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность передачи природных форм, свойственные учёному-натуралисту. Большая их часть тщательно проработана и представляет собой законченные произведения, тем не менее, по обычаю художников того времени, они служили вспомогательным материалом: все свои штудии Дюрер использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторяя мотивы графических работ в крупных произведениях[54]. В то же время ещё Г. Вёльфлин отмечал, что Дюрер почти ничего не перенёс из подлинно новаторских находок, сделанных им в пейзажной акварели, в свои живописные работы.
Графика Дюрера выполнена различными материалами, часто он использовал их в комбинации. Он стал одним из первых немецких художников, работавших кистью белилами по цветной бумаге, популяризировав эту итальянскую традицию[56].
«Меланхолия I» — самая загадочная гравюра Альбрехта Дюрера с зашифрованными секретными посланиями
Гравюра на меди «Меланхолия I» известного художника эпохи западноевропейского Возрождения Альбрехта Дюрера окутана тайной, полна символов и аллегорий. В невероятно маленьком размере своего творения непревзойденный мастер гравюры сумел зашифровать столько тайных душ и сообщений, что до сих пор заводят искусство в тупик. Разные версии разгадок этих секретов далее в обзоре.
Первый автопортрет Дюрера, выполненный в 13 лет. Автор А. Дюрер.Альбрехт Дюрер (1471-1528) — немецкий живописец и график, первый теоретик искусства, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, был третьим ребенком в семье из восемнадцати рожденных и восьми выживших детей. Мой отец, ювелир, пытался приобщить сына к ювелирной торговле, которой сам зарабатывал на жизнь.
Портрет отца художника. (1490). Дерево, масло. Автор А. Дюрер.Но вопреки его ожиданиям, в пятнадцатилетнем возрасте юный Альбрехт становится учеником Михаэля Вольгемута – ведущего нюрнбергского художника, живописца и великолепного гравера. От него этот прилежный ученик получил те знания и навыки, которые использовал на протяжении всей своей творческой карьеры. Кроме того, первый успех молодому художнику принесли гравюры на дереве и меди. Впоследствии он стал новатором в этой технике. А о картинах Дюрера и речи быть не может – это шедевры мирового искусства.
Познания Дюрера в астрономии, математике и естественных науках были поразительны. Он создавал карты звездного неба, наблюдая за небесным сиянием с крыши собственного дома, в котором располагалась небольшая обсерватория. Он рассчитал значения, впервые создал в Европе магический квадрат, создал теоретические труды по искусству.
«Меланхолия I»
«Меланхолия I». (1514). Автор: Альбрехт Дюрер.При создании «Меланхолии» в 1514 году Дюрер пристально следил за яркой кометой, появившейся на небе. Многое в изображении гравюры связано с этой кометой и символикой планеты Сатурн, которая является покровительницей меланхолии. Считалось, что бог Сатурна старше других богов, и только у него выше интеллект, и только меланхолисты наслаждаются радостью открытий.
Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер.В центре композиции мы видим женщину с крыльями и венком, олицетворяющую Логику – Музу Дюрера. Еще сидя на крыльце, она погружена в тоскливую задумчивость и грусть: женщина хоть и имеет крылья, но не может проникнуть за завесу тайны мироздания. Все, что происходит вокруг – происходит без ее участия. Это ее угнетает и навевает меланхолическое настроение.
Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер.Хмурый мальчик с крыльями, сидя рядом на жерновах, что-то задумчиво пишет на восковой доске.
Вокруг героев гравюры разбросаны измерительные и строительные инструменты. А в ногах, свернувшись калачиком, спит борзая, символизирующая меланхоличный темперамент. Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер.
Гравюра размером 23,9 х 18,8 сантиметров перенасыщена деталями и предметами. Здесь можно увидеть песок и солнечные часы, весы, колокольчик, циркуль, сферу, многогранник, вырезанный магический квадрат, а также строительные инструменты.
И самым интересным предположением российского искусствоведа Паолы Волковой является версия: на гравюре изображена не крылатая женщина, а сам Альбрехт Дюрер с крыльями ангела, что впрочем вполне естественно.
Магический квадрат
Магический квадрат. Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер. На стене мы видим таблицу с числами, заключенными в магический квадрат, где их сумма по каждой горизонтали и вертикали, а также по диагоналям равна числу тридцать четыре.До сих пор искусствоведы спорят, сам ли Дюрер сочинил этот квадрат, или взял за основу квадрат Корнелия Агриппы, видоизменив порядок чисел. Как бы то ни было, но в своем магическом квадрате Дюрер зашифровал год создания гравюры (две средние цифры снизу), дату смерти матери и еще несколько символических дат для самого художника.
Также считают, что магический квадрат был заимствован Европой из Индии в начале 16 века. А в самой Индии она стала известна в I веке нашей эры. Ученые предполагают, что идея магического квадрата принадлежит китайцам, ибо в китайских рукописях, написанных за 4000-5000 лет до н.э., впервые о них упоминается. Это самый старый возраст магического квадрата!
На фоне неба в лучах кометы изображена летучая мышь, на крыльях которой выгравировано мастером – «Меланхолия I». Есть несколько версий, почему это произведение так называется. Хотя во всех своих произведениях Дюрер называет это произведение просто — «Меланхолия».
Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер.Первая из версий: художник задумал создать несколько произведений, отражающих меланхолию, поэтому начал нумеровать свои работы. Но, как известно, продолжения серии гравюр, посвященных Меланхолии, у Дюрера больше не было.
Вторая версия опиралась на психологические учения того времени, в которых говорилось, что существует три типа меланхоликов. Одни из них были людьми творческими, с развитой фантазией, другие – политиками и учеными, с развитым умом, а третьи – людьми религии и философами, с развитой интуицией. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, пишет на гравюре: MELENCOLIA I.
По третьей версии: «I» — не римская цифра, а латинская буква «i». А в сочетании с меланхолией — означает «Прочь, меланхолия».
И последнее, наиболее вероятное. Поскольку техника гравировки выполняется в зеркальном отображении, Дюрер ошибся в написании названия, что было не первым случаем в его практике. Вместо буквы «А» — завершающей буквы он стал писать букву «М». И чтобы исправить свою ошибку, он решил таким образом выйти из положения.
«Святой Иероним в келье» Гравюра на меди. (1514). Рыцарь, смерть и дьявол. Гравюра на меди. (1513). Автор: А. Дюрер. «Меланхолия I» — последняя из трех знаменитых «гравюр» Дюрера и самая любимая его работа. Первые два — «Джером в камере» и «Рыцарь, смерть и дьявол».
Во всех трех есть актер: рыцарь, святой Иероним, крылатая женщина. По мнению многих искусствоведов, в этих трех работах художник описал разные состояния человеческой души.
Предыдущая статьяПотерянный эскиз Джакометти обнаружен в лондонском антикварном магазине
Следующая статьяХудожник Эрвин Редл приедет в парк Мэдисон-сквер со световой инсталляцией
Охотник за стилем
Самые комментируемые
Популярные
Блог Альбрехта Дюрера — Искусство эпохи Возрождения и секретные коды в искусстве Дюрера
Меленколия символ IКУПИТЕ КНИГУ! ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ: СЕКРЕТНЫЙ ШИФР АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА
Единственный художник в мире, который вкладывал тайные послания почти во все свои произведения и использовал их как оружие, обманывая всех на своем пути , секс с большим количеством секса, секс секс в арте . T Первый Джеймс Бонд.
Доктор Гарнер заявляет: «Теперь я на сто процентов уверен, что Альбрехт Дюрер использовал такие «шифры и вставки» на протяжении всей своей карьеры, чтобы помешать «сильным мира сего» того времени», которые пытались контролировать каждый аспект его искусство и использовать его для своих собственных средств в программировании населения для выполнения политических, социальных и религиозных приказов правящей знати в средневековом Нюрнберге, Германия. Результаты этого заговора сегодня влияют на весь земной шар И ВЫ . Узнайте, как вы можете использовать его методы , чтобы помешать своим врагам, независимо от того, какой профессией вы занимаетесь.
Блестящее исследование доктора Гарнера показывает следующее: Альбрехт Дюрер находился под контролем могущественных дворян и общинных лидеров, которые насильственно манипулировали им как « наемный художник» и использовал свое значительное графическое мастерство, чтобы продвигать кампанию против своих противников и возбуждать ненависть и рвение масс против избранного ими врага.
Для тех, кто знаком с искусством Альбрехта Дюрера, эта никогда не рассказанная история затронет как мирского ученого, так и случайного наблюдателя, заставив их переоценить и обработать новаторские и блестящие «необычные» коробка» открытий доктора Элизабет Гарнер. А для непосвященных… они будут полностью поражены этим головокружительным триллером, который погружает зрителя в витиеватую разноцветную параллельную вселенную, где на самом деле все не так, как кажется.
Присоединяйтесь к этому увлекательному поиску исторической правды, созданных заговоров и ответов на невероятный шифр и сообщения Альбрехта Дюрера, которые по-прежнему актуальны для сегодняшнего мира и для вас.