Аквинский фома это: Фома Аквинский

Содержание

Фома Аквинский



Фома Аквинский

1226–1274

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Фома Аквинский

Есть разумное существо, полагающее цель для всего,
что происходит в природе, и его мы именуем Богом.

Фома Аквинский

Фома Аквинский, святой (1224/1225—1274 гг.). Выходец из благородной ломбардской семьи, этот доминиканец учился у Альберта Великого. Став преподавателем богословия, Фома Аквинский работал в Париже, Риме и Неаполе. Применяя и неукоснительно соблюдая схоластические методы исследования, он объединил христианскую веру с учением Аристотеля, духовное наследие которого состояло не только из его произведений, но и из трудов его комментаторов. Его «Сумма теологии» пользовалась громадным авторитетом в католической церкви, хотя и подвергалась критическим нападкам, которые вскоре удалось заглушить благодаря непогрешимой репутации Фомы Аквинского. Он опубликовал «Сумму против язычников», в которой опровергал арабских философов, а также вопросы и темы, обсуждаемые на университетских диспутах, и множество комментариев к различным авторам от Боэция до

Петра Ломбардского. Фома Аквинский был канонизирован в 1323 г.

Поло де Бонье, М. -А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 232.

+ + +

Фома Аквинский (около 1225 — 1274) — философ и теолог, основатель томизма. Основные труды: «Сумма теологии», «Сумма против язычников» и др. Упоминается [Львом] Гумилёвым как представитель зрелой схоластики, искавший источник идей в предметах. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов христианства с учетом современной им науки. Заслуга университетской схоластики, как считает Гумилёв, состоит в том, что она ввела систему сносок, которой мы пользуемся до сих пор.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 615.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. С марксисткой точки зрения (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Дал пять доказательств существования Бога (Философский словарь / авт. -сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013

).

Бергош Ю. «doctor angelicus» (Ю. Бергош. Фома Аквинский. М, 1966).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Центральная фигура периода схоластики (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Семенов Н.С. Средневековый теолог и философ (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Бандуровский К.В. Монах-доминиканец (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Валентей C. Д. Один из крупнейших идеологов класса феодалов (Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985).

Баландин Р.К. Из всех форм правления Фома отдавал предпочтение монархии (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).

Аверинцев С.С. Философско-теологическая система Фомы Аквинского — знамя доминиканских схоластов (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Роббинс Р.Х. Аквинского цитировали наравне с Библией (Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996)

Учитель церкви (Энциклопедия «Мир вокруг нас»).

Далее читайте (произведения Фомы Аквинского, литература, справочные материалы).

Из трактата Фомы Аквинского 1266 года

«О правлении государей»:

«Царю, сведущему в законе Божием, прежде всего следует заняться тем, чтобы подчиненное ему множество жило благой жизнью, а эта забота состоит из 3 частей: во-первых, чтобы он установил в подчиненном множестве благую жизнь; во-вторых, чтобы установленное сохранял; в-третьих, чтобы его улучшал.

В связи с упомянутой триадой царю предстоит тройная задача. Во-первых, заботиться о преемственности людей и назначении тех, кто возглавляет различные службы. Во-вторых, чтобы своими законами и предписаниями, наказаниями и наградами он удерживал подчиненных себе людей от греха и побуждал к доблестным делам, восприняв пример Бога, давшего людям закон; воздающего тем, кто его соблюдает, вознаграждение, а тем, кто преступает — наказание. Третья задача, стоящая перед царем, чтобы все подчиненное ему множество могло отразить врагов. Ведь ничто не поможет избежать внутренних опасностей, если нельзя оборониться от опасностей внешних».

Г.Ч. Ли. История инквизиции в средние века. СПб, 1911

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Фома Аквинский — биография, жизнь и учение философа

Фото Все
Видео Все

Фома Аквинский – итальянский теолог и философ, основавший томизм, член ордена доминиканцев. Католическая церковь канонизировала его как святого.

Фома Аквинский не был кабинетным ученым, известный католический богослов предпочитал путешествия и переезды, тишина монастырской кельи его угнетала. Его биография сродни судьбе героя романа «Имя розы» У.Эко, такого же философа-монаха. Ему одному удалось связать аристотелевскую философию и христианскую веру, именно он систематизировал ортодоксальную схоластику и сформулировал пять доказательств того, что Бог существует.

Детство

Родился Томас Аквинат 25 января (предположительно) 1225 года в Италии, в замке Рокказекка, близ города Аквино. Отца звали граф Ландольф Аквинский, он был рыцарем при дворе короля Рожера II. Мама Теодора принадлежала к древнему неаполитанскому роду, она занималась воспитанием детей, которых в семье было семеро. Томас (Фома) родился последним, седьмым ребенком.

Старших сыновей родители отправили постигать премудрости военного дела, а вот для Томаса уготовили другую участь. Родной брат отца – Синибальд, настоятель бенедиктинского монастыря Монтекассино, забрал пятилетнего мальчика к себе, где он и начал свое обучение. В 1239-м Фома поступил в Неаполитанский университет, где оказался в окружении выдающихся философов того времени – Аристотеля, еврейского богослова Маймонида, арабского философа Аверроэса, который оказал большое влияние на формирование теологического мировоззрения юноши.

Портрет Фомы Аквинского в молодости

В возрасте девятнадцати лет Фома принимает решение вступить в ряды католического Ордена братьев-проповедников, однако его родные были категорически против этого. Члены Ордена понимали, что мать будет пытаться вмешаться в судьбу сына, поэтому решили спрятать молодого монаха в Риме. По дороге туда Фому «отбили» старшие братья и привезли домой.

Становление

На протяжении двух лет родители держали сына взаперти, пытаясь добиться от него отказа от вступления в монашеский Орден. Братья даже пытались совратить его, воспользовавшись услугами проститутки. Они специально привели ее в место заточения Фомы, чтобы разрушить данный им обет безбрачия. Но монах и не думал сдаваться, он отбивался от нее с помощью горящего полена.

Эту сцену запечатлел на своем полотне художник Диего Веласкес, которое он назвал «Искушение святого Фомы Аквинского». Живописец изобразил изможденного Томаса в монашеском одеянии, которого поддерживает Ангел. Второй Ангел находится у него за спиной, и позади всех стоит женщина, удивленными глазами наблюдающая за происходящим. У ног Фомы лежит орудие защиты – обугленная деревяшка.

Картина Диего Веласкес «Искушение святого Фомы Аквинского»

Данный когда-то обет безбрачия Фома не нарушил до самого конца, поэтому его личная жизнь (в привычном понимании этого значения) не сложилась. Он не был женат, и не оставил после себя наследников.

Мама философа поняла, что заточением не добьется от сына желаемого результата, поэтому в 1244-м сама организовала ему побег. Томас оказывается в Неаполе, а спустя некоторое время перебирается в Рим. Именно там состоялось знакомство Фомы и генерального магистра Ордена – Иоганна фон Вильдесхаузена, после чего молодой человек наконец-то вступил в эту монашескую организацию.

В 1245 году Фома Аквинский стал студентом Парижского университета, где учился у теолога Альберта Великого. Фома обладал очень грузной фигурой и отличался неимоверной покорностью, которая даже для монаха была излишней. За это сокурсники придумали ему прозвище – Сицилийский Бык. После того, как Альберт Великий услышал это прозвище, он сказал, что когда-нибудь идеи этого немого быка взревут с такой силой, что мир будет оглушен. Его слова оказались пророческими.

В 1248 году Фома Аквинский переезжает в Кёльн, и сам становится преподавателем. Он учит студентов Ветхому Завету. Спустя четыре года он возвращается в столицу Франции, становится магистром богословия. В 1256 году занимает должность регента в Парижском университете.

Римско-католическая церковь до сих пор помнит о вкладе Фомы в ее историю. В 1261-м по просьбе Папы Урбана IV, Томас написал три гимна для празднования дня Тела и Крови Христовых. Фома выполнил просьбу Папы, он сочинил «Tantum ergo», «Pange lingua», «Panis angelicus», которые звучат под церковными сводами и сейчас, спустя много веков.

В 1265-м новый Папа Римский Климент IV тоже вспомнил о Фоме Аквинском, он предложил ему стать богословом.

В 1272-м Томас бросил занимаемую в Парижском университете должность регента и поселился в Неаполе. Он стал народным проповедником. По существующей легенде, годом позже Фома служил утреннюю мессу в часовне Святого Николая в неапольском доминиканском монастыре, и на него нашло божье благословение. Мыслитель услышал, что к нему обращается Христос, который сказал, что Фома очень хорошо его описал, и спросил, какую награду он хотел бы получить за свои труды. Ошеломленный богослов ответил, что ему ничего не нужно, кроме Господа.

В декабре 1273-го случилось новое просветление. Фома как раз вел проповедь и вдруг был поражен длительным экстазом. До этого он решил бросить работу над самым крупным своим трудом «Сумма теологии», однако немного отдохнув, он с новыми силами принялся за работу. Однако этот трактат так и остался незавершенным.

В это время Папа Григорий Х решил созвать Второй Лионский собор, с целью примирения двух церквей – православной и греко-католической. На этом созыве должен был присутствовать и Фома Аквинский.

Путь мыслителя лежал через римскую Аппиеву дорогу, и в это время ему на голову свалилась ветка дерева. Монах получил серьезную травму и заболел.

Лечили Фому в Монтекассино. Вскоре он поправил здоровье и снова отправился в путь. Однако в дороге снова почувствовал недомогание, и остановился в аббатстве Фоссанова.

Могут быть знакомы

Смерть

На протяжении нескольких дней от него не отходили монахи, но спасти философа им не удалось. Смерть наступила 7 марта 1274 года, он по привычке сидел за столом, писал свои комментарии к произведению «Песнь песней Соломона».

Памятники Фоме Аквинскому

18 июля 1323 года по распоряжению Папы Иоанна XXII, мыслитель был причислен к лику святых, с тех пор 7 марта начали почитать как День святого Фомы Аквинского. Однако после 1969-го этот праздник перенесли на 28 января. Гроб с останками философа переносили несколько раз. В начале 1369-го его перевезли в церковь при Якобинском монастыре Тулузы, в 1789-1974-м годах доставили в Базилик Святого Сатурнина Тулузского, а потом снова вернули на первоначальное место, где они находятся до сих пор.

Философия и идеи

Томас не считал себя философом, он говорил, что они язычники, отрицающие истину и христианскую мудрость. Фома считал философов прислужниками теологии, потому что божье откровение важнее, чем разум. Однако его нелестное мнение не касалось Аристотеля, которому он преклонялся, и это хорошо видно из его схоластических теорий.

Аквинский воспользовался четырьмя ступенями аристотелевской истины – опытом, искусством, знанием и мудростью, и на основе их вывел свои. Фома говорил, что мудрость содержит в себе знания о Всевышнем, поэтому она находится над всеми ступенями. И вообще, он выделил мудрость трех типов – благодать, богословская(вера), метафизическая(разум).

Точно так же, как и Аристотель, Фома определял душу, как самостоятельную субстанцию, существующую в качестве отражения человеческих желаний и деяний – добрых или злых. Душа служит для того, чтобы после смерти человека найти упокоение в соединении с Богом.

Поэтому, по мнению Аквинского, каждый человек разумный должен прожить праведную жизнь, только так после смерти его ждет соединение с Создателем. Идея Фомы Аквинского полностью соответствует философии христианства, которую исповедовал в свое время Августин Блаженный.

Для познания мира человеку дан разум, интеллект и ум. Разум нужен для формулировки выводов и суждений, с помощью интеллекта человек имеет способность к анализу внешних явлений, а понятие ум включает в себя все духовные компоненты личности человека. Фома Аквинский полагал, что именно познанием человек разумный отличается от других живых существ растительного и животного мира.

Чтобы познать божественное начало, человек может воспользоваться тремя инструментами – разумом, откровением и интуицией. Именно поэтому Аквинского считают первым теологом, который применил рациональный способ, чтобы познать высшее просветление. В самом большом своем труде – «Сумма теологии», он говорит о существовании пяти доказательств того, что Бог существует.

Первым доказательством мыслитель считал движение. Он говорил, что движение одних предметов вызвано движением других, а другие двигались после воздействия третьих, и так до бесконечности. Но первое движение все же пошло от Бога.

Вторым доказательством Фома приводил производящую силу. Это доказательство, равно как и предыдущее, гласит, что именно Бог был первопричиной появления всего произведенного в мире.

На третьем месте доказательств существования Бога Фома Аквинский расположил необходимость. Любая вещь может быть в потенциальном и реальном использовании, но при этом вещи не могут находиться в потенции. Нужен соответствующий фактор, с помощью которого можно сменить состояние вещей, перевести их из потенциального в актуальное состояние. Этим фактором Аквинский и называл Бога.

Четвертое доказательство мыслитель видел в степени бытия. Людям свойственно сравнивать все окружающее их с чем-то идеальным, и этим идеалом Фома называл Бога.

Пятым доказательством бытия Бога Фома называл целевую причину. Все живые существа должны действовать целесообразно, поэтому нужен кто-то, кто будет ставить определенную цель. И снова эту роль мыслитель отводил Богу.

Известны рассуждения Фомы Аквинского о государственном устройстве. Он говорил, что лучшая форма правления – монархия. Короля он видел наместником Господа на земле, он должен править в соответствии с интересами всех классов общества, не выделяя одних и не унижая других. Сам государь должен быть в подчинении духовенства, иначе говоря, у гласа божьего.

Мыслитель был первым, кто разделил сущность и существование, и это рассуждение стало основой католицизма. По мнению Томаса, сущность – это «чистая идея», суть вещи или явления, наделенного определенными характеристиками. А вот существованием он называл факт того, что эта вещь или явление находится в мире. И существует эта вещь исключительно из божьего одобрения.

Идеи Фомы Аквинского и его трактат под названием «Сумма теологии» дали начало развитию учения томизма. Философия Томаса считается официальной идеологией католицизма.

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Фома Аквинский | Христианская история

«Для того, чтобы люди могли познать Бога без сомнения и неуверенности, необходимо было, чтобы божественная истина была передана им посредством веры, как бы рассказанная им самим Богом, который не может лгать».

Никто не утверждал, что Фома Аквинский прославился своей внешностью.

Он был колоссально толст, страдал отеками (водянкой), а один огромный глаз затмевал другой. Не был он и особенно динамичной, харизматичной фигурой. Задумчивый и молчаливый большую часть времени, когда он действительно говорил, это часто было совершенно не связано с разговором. Одноклассники в колледже называли его «тупым быком». Сегодня он признан величайшим богословом Средневековья, его называют «врачом ангелов».

Хронология

1208

Франциск Ассизский отказывается от богатства

1215

Великая хартия вольностей

1220

Учрежден Доминиканский орден

1225

Фома Аквинский родился в

г.

1274

Фома Аквинский умер в

году.

1302

Unam Sanctam провозглашает верховенство папы

Искушения будущего богослова

Он родился в итальянском замке в семье «графа Лундульфа» из Акино (хотя он, вероятно, не был графом) и жены Лундульфа, Теодоры. В 5 лет пухлого мальчика отдали в школу при близлежащем монастыре Монте-Кассино (община, основанная Бенедиктом семь веков назад). В возрасте 14 лет Томас поступил в Неаполитанский университет, где его учитель-доминиканец произвел на него такое впечатление, что Томас решил, что тоже присоединится к новому доминиканскому ордену, ориентированному на учебу.

Его семья яростно выступила против этого решения (очевидно, желая, чтобы он стал влиятельным и финансово обеспеченным аббатом или архиепископом, а не принял монахский обет бедности). Братья Томаса похитили его и заключили в тюрьму на 15 месяцев; его семья соблазнила его проституткой и предложением купить ему пост архиепископа Неаполя.

Все попытки не увенчались успехом, и Фома отправился в Париж, центр богословских исследований средневековой Европы. Там он попал под чары знаменитого учителя Альберта Великого.

Борьба с разумом

В средневековой Европе все обучение происходило под присмотром церкви, и в науках безраздельно господствовало богословие. Тем не менее, наряду с Библией изучались нехристианские философы, такие как грек Аристотель, мусульманин Аверроэс и еврей Маймонид. Ученые были особенно очарованы Аристотелем, чьи работы были неизвестны в Европе на протяжении веков. Казалось, он объяснил всю вселенную не с помощью Писания, а с помощью своей наблюдательности и разума.

Этот упор на разум угрожал подорвать традиционные христианские верования. Христиане верили, что знание может прийти только через Божье откровение, что только те, кому Бог решил открыть свои истины, могут понять вселенную. Как это может быть согласовано с очевидным знанием, которому учат эти вновь открытые философии?

Фома хотел исследовать этот вопрос и решил извлечь из сочинений Аристотеля то, что приемлемо для христианства.

Его мысли поглотили его. Согласно одной истории, он обедал с Людовиком IX Французским (позже «Святым» Людовиком), но пока другие разговаривали, он смотрел вдаль, погруженный в свои мысли. Внезапно он ударил кулаком по столу и воскликнул: «Ах! Есть аргумент, который уничтожит манихеев!»

В начале своей обширной Summa Theologica (или «Сумма богословских знаний») Фома заявил: «В священном богословии все рассматривается с точки зрения Бога». Фома продолжал различать философию и теологию, а также разум и откровение, хотя и подчеркивал, что они не противоречат друг другу. Оба являются источниками знаний; оба исходят от Бога.

Разум, сказал Фома (вслед за Аристотелем), основан на сенсорных данных — на том, что мы можем видеть, чувствовать, слышать, обонять и осязать. Откровение основано на большем. В то время как разум может привести нас к вере в Бога (что уже предлагали другие богословы), только откровение может показать нам Бога таким, какой Он есть на самом деле, триединого Бога Библии.

«Для того, чтобы люди могли иметь познание Бога, свободное от сомнения и неуверенности, — писал он, — необходимо, чтобы божественная истина была передана им посредством веры, как бы рассказанная им самим Богом, который не может лгать».

Другими словами, кто-то, глядя на природу, может сказать, что существует разумный творец. Но этот человек понятия не имел, хорош ли творец и может ли он работать в истории. Кроме того, хотя человек вне христианства может практиковать определенные «естественные добродетели», только верующий может практиковать веру, надежду и любовь, истинно христианские добродетели.

Объемы соломы

Сочинения Томаса (в том числе Summa Contra Gentiles, руководство для миссионеров к мусульманам, которое также содержит несколько гимнов) подвергались нападкам до и после его смерти. В 1277 году архиепископ Парижа попытался официально осудить Фому, но римская курия остановила это движение. Хотя Фома был канонизирован в 1325 году, прошло еще 200 лет, прежде чем его учение было провозглашено выдающимся и главным оплотом против протестантизма. Через четыре года после Тридентского собора, в котором его сочинения играют заметную роль, Фома был объявлен доктором церкви.

В 1879 году папская булла Aeterni Patris одобрила томизм (богословие Аквината) как подлинное выражение доктрины и заявила, что его должны изучать все, изучающие богословие. Сегодня и протестантские, и католические ученые опираются на его труды.

Томас, однако, не обязательно будет доволен. Ближе к концу жизни у него было видение, которое заставило его бросить ручку. Хотя у него были видения в течение многих лет, это было что-то другое. Его секретарь умолял его снова начать писать, но Фома Аквинский ответил: «Я не могу. Мне открылись такие вещи, что то, что я написал, кажется лишь соломой».

Его Summa Theologica, одно из самых влиятельных произведений христианской церкви, осталось незаконченным, когда он умер три месяца спустя.

Исследование св. Фомы

Д-р Рональд П. МакАртур
Президент-основатель Колледжа Фомы Аквинского
 

Д-р Рональд П. МакАртур

, первоначально опубликовал следующее эссе в февральском выпуске Lay Witness 9 за 1991 г.0035 .

Бывший студент Колледжа Фомы Аквинского, ныне монах-бенедиктинец во Франции, пишет мне, что его друг, священник-бенедиктинец, в сентябре прошлого года в Риме присутствовал на конгрессе, посвященном святому Фоме. Святой Отец присутствовал на Конгрессе в последний день, и его спросили, является ли он томистом. Он сначала растерялся, но потом многозначительно ответил: «Как может Папа не быть томистом?

Ответ Святейшего Отца действительно по делу — по делу не только пап, но и всех нас, кто заботится об истине.

У нас есть все основания быть учениками святого Фомы. Так было с тех пор, как святой Альберт, сам великий теолог, приказал своим братьям-доминиканцам формировать свой ум в соответствии с трудами его величайшего ученика, а не с его собственными; так и сегодня.

Почему мы учимся, интересуемся интеллектуальными вещами, обсуждаем идеи, спорим, слушаем лекции? Есть только одна законная причина: мы хотим понять реальность; мы хотим правды. Если мы не хотим лично открыть для себя все, что узнаем, то есть если мы не хотим закончить наши дни современными досократиками, нам потребуются учителя. Их задача состоит в том, чтобы помочь нам увидеть то, что мы могли бы увидеть без них, будь наш интеллект лучше, наше восприятие острее, наша вера более знающей. Св. Фома — прежде всего учитель, который нам нужен, если мы хотим продвигаться к мудрости.

 

Основано на принципах
Все преподавание и обучение основано на принципах. Эти принципы различает философ, верит теолог. Св. Фома — наш верный проводник здесь, ибо он ясно знает отправные точки всех дисциплин; он раскрывает их, чтобы мы могли их увидеть, а также увидеть, если мы будем упорствовать с ним, что они действительно являются правильными местами для начала наших исследований. Мы начинаем (возьмем один из многих примеров) изучение естественных вещей с того, что отмечаем, что они постоянно меняются, что они никогда не остаются одними и теми же от момента к моменту. Хотя это может показаться нам очевидным — это очевидно — Демокрит и Эмпедокл отрицали это, и отрицают снова и снова в настоящее время.

Фома показывает нам (как и Аристотель, его учитель), что наш первый опыт реальности, обычный опыт, которым обладают все люди, дает нам понимание, хотя и смутное, но все же гораздо более определенное, чем все, что мы впоследствии узнаем благодаря ему. . Поскольку изменение является свойством естественных вещей, св. Фома объясняет все в природе, как, например, время, место, движущихся и движимое, начиная с них. Как правильно он начинает в изучении природы, так правильно он начинает и во всех областях философских рассуждений. Неспособность рассматривать естественные вещи через их наиболее очевидную характеристику, изменение, привела многих к мысли, что математика является ключом к пониманию естественного порядка. Тогда слуга становится господином, и мы не впадем в эту инверсию, если будем следовать примеру святого Фомы.

Хотя мы могли бы желать иного (и любое количество современных аксиоматических систем тому доказательство), мы приходим к пониманию очень медленно и после многих фальстартов. Чтобы помочь нам, хороший учитель должен понимать трудности, связанные с изучением любого предмета, и вести своего ученика через эти трудности. Здесь опять же нет никого лучше святого Фомы. Он видит трудности, формулирует их самым сильным образом, уделяет им внимание, которого они заслуживают, и разумно их обсуждает. Если мы рассуждаем с ним о какой-то истине, то не в результате чисто формального процесса, поскольку вывод логически следует из произвольных посылок; скорее, мы видим его как истину (или вероятность, в зависимости от обстоятельств), вытекающую из предпосылок, которые сами по себе имеют смысл, потому что они были обнаружены путем тщательного рассмотрения реальности, из которой они возникают. Таким образом, учащийся не приходит в свете простой последовательности к заключению, столь же неизвестному, как и его принципы.

Кроме того, существуют различные виды рассуждений, и хороший учитель знает их все. Иногда мы узнаём о факте по его следствиям, иногда об обоснованном факте по его причине; иногда наши рассуждения достоверны, иногда вероятны; иногда мы рассуждаем по аналогии. Хороший учитель знает виды рассуждений, то есть он разбирается в логике. Св. Фома, опять же, является нашим проводником, зная, как и он, виды аргументов и их уместность в различных интеллектуальных дисциплинах.

 

Хороший учитель
Учитель-человек управляет разумом своего ученика извне; его слова слышатся и побуждают учащегося к формированию образов и понятий, которые возникают из этих образов в определенном порядке, и таким образом учащегося побуждают думать. Если слова спутаны и беспорядочны, то слушатель, поскольку он зависит от них, становится в результате интеллектуально беспорядочным. Такого никогда не бывает со св. Фомой. Его слова означают совершеннейшим образом, и тот, кто последует за учителем, мало-помалу сможет управлять своим умом с большей и большей легкостью. Так велика сила выражения св. Фомы, так формально он говорит с нами, что многие, читающие его, говорят, что все кажется ясным, когда они его читают, но потом, если их рассмотреть, они теряют это понимание. Это означает, конечно, что они никогда не понимали, но тем не менее свидетельствует о ясности выражения, не встречающейся больше нигде.

Все учения должны служить истине, и поэтому ни один учитель (кроме Самого Бога) не должен направлять взор своего ученика на себя. Любое истинное учение должно вести ученика к тому, чтобы он все больше и больше полагался на свои силы и продумывал все самостоятельно. Так действует святой Фома на тех, кто считает его своим хозяином. Далекие от того, чтобы стать книжными, далекие от того, чтобы стать рабами в своем отношении к нему, они освобождаются, чтобы следовать аргументам, взвешивать доказательства, видеть трудности, тщательно думать и сосредоточивать свое внимание на реальности, которую, в конце концов, они хотят понять. .

По этим и многим другим причинам св. Фома является несравненным учителем, который лучше всего может научить нас понимать окружающую действительность, может лучше всего привести нас к познанию Бога, сотворившего все сущее, и лучше всего может дать нам то удовлетворение, которое приносит успешная учеба, само по себе тот напряженный труд, которого требует научная жизнь.


Природа, разум и вера
Он является этим великим учителем еще по одной причине: из всех католических мыслителей он наиболее совместимо соединяет области веры и разума и дает нам образец «веры, ищущей понимания». ” Это ему удается, потому что он никогда не пренебрегает порядком природы (которому он научился, будучи учеником Аристотеля), потому что он самым глубоким образом руководился учением Церкви и потому что он наиболее восприимчив к трудам своих богословских предшественников.

Аристотель — философ, фактически единственный философ, который не только может привести нас к правильному изучению природы, но и является нашим лучшим проводником в изучении Самого Бога, рассматриваемого как первопричина всего. Сент-Томас не только изучал его; он стал учеником Аристотеля. Его комментарии к Аристотелю показывают нам это ученичество в лучшем виде: сверхъестественно глубокое проникновение в текст его учителя, постоянные ссылки на других великих комментаторов, исправление любых аргументов, когда это необходимо, и обсуждение в подходящее время воздействия. различных философских позиций относительно нашей веры. Его понимание Аристотеля настолько необходимо для нашего собственного понимания св. Фомы, что тот, кто пренебрегает этими комментариями (и самим текстом Аристотеля), имеет значительно уменьшенные шансы понять св. Фомы. Это, конечно, имеет здравый смысл: хотя то, что мы держим верой, более достоверно, чем все, что мы знаем разумом, оно все же менее известно. Мы должны использовать слова, чтобы разъяснить себе и другим то, во что мы верим, и эти слова должны исходить из нашего обычного опыта реальности, реальности, которая сначала познается нами через наши чувства. Если мы однажды разорвем эти отношения, мы потеряем возможность проявить то, что мы держим верой. Нет никого лучше, чем святой Фома, чтобы помочь нам здесь; самое трудное из всех занятий, например, изучение Самого Бога, тем не менее становится доступным для нас благодаря использованию слов и понятий, которые исходят из нашего изучения естественного порядка. Как следствие, мы начинаем видеть, «будто сквозь темное стекло», определенные истины о Боге, как Он познается через Его действия. Это настолько верно, что даже в нашем изучении Троицы, где мы никогда не в состоянии увидеть истину, ни даже возможность или невозможность Троицы, мы все же в состоянии понять, что мы подразумеваем под учением, и что мы не может иметь в виду это. Все это (и многое другое) потому, что св. Фома сеет семена через знание, которое может удерживать только разум.

К. С. Льюис любил говорить, что мы плохо говорим, когда используем слово «творение» для работы художников и мыслителей. Причину легко увидеть. Ни один человек, создающий материальный объект, или стихотворение, музыкальное произведение, философский дискурс, не делает из ничего. На самом деле (опять же К. С. Льюис), все, что мы делаем, основано на оригиналах, которые мы никогда не сможем сделать. Следовательно, оригинальность, которая в наше время считается не только достижимой, но даже своеобразным признаком художественного или интеллектуального совершенства, на самом деле недостижима, а стремление к ней есть результат интеллектуального порока. Святой Фома не оригинален и не пытался им быть. Его цель, которая является целью всех серьезных мыслителей, состоит в том, чтобы как можно лучше понять реальность, которая является объектом его интеллекта.

 

Неизолированный
Иногда думают, и неоднократно повторяли, что св. Фома самодостаточен, что его произведения представляют собой изолированную систему, закрытую от любых других мыслителей. Однако изучение его доказывает обратное. Через него человек связан со всей теологической традицией. В богословии он в основном ученик св. Августина, но не только его. Он постоянно ссылается на Боэция, Дионисия и других великих теологов нашей традиции. Он так усердно изучал их труды, что можно сказать, что они действительно воплощаются в его понимании. Таким образом, вы не отрезаны от теологической традиции; напротив, вы присоединяетесь к ней более прочно, чем если бы вы читали эту традицию без св. Фомы. Это настолько верно, что вы верите, видите и говорите из лона обучающей Церкви, когда учитесь у св. Фомы. Знак таков: изучайте святого Фомы, сколько хотите, изучайте его как можно глубже, как можно тщательнее обдумывайте его учение, и вы никогда не будете отделены от учения хорошего основного катехизиса; и вы не будете отделены от своих собратьев-христиан на скамьях. Учение Церкви предлагается всем нам, ученым и неученым, молодым и старым, и все мы верим в одни и те же истины. Таким образом, мы можем по доброй воле молиться вместе, говорить вместе, учить и учиться вместе. Св. Фома так много общался с простыми христианами, многие из которых были даже неграмотными, что мог проповедовать им (как он это делал в Великий пост) так, что они жаждали его услышать. Не было, иначе говоря, одного учения для теологов и другого для обычных верующих; и, конечно, ничего из того разделения, которое мы часто наблюдаем сегодня между интеллектуальным учением, которое почти отрицает саму веру, и ортодоксальным учением, которое рассматривается как собрание мифов, удовлетворяющих только невежд. Для св. Фомы, как и для любого христианина, существует одна вера, одно учение, одно учение, которое верующий понимает более или менее полно в зависимости от его природных способностей, воспитания, обстоятельств, благодати и возможностей.

Изучение Св. Фомы дает ученику гораздо больше преимуществ, чем все, на что он мог бы надеяться, когда начинает учиться. Это прискорбно, но тем не менее факт, что большая часть того, что считается жизнью разума, основана не на очевидности объектов, о которых мы думаем, а на том, каким мы хотим видеть мир. Итак, мы видим, насколько мы осторожны в анализе собственных мыслей. Если мы хотим хорошо мыслить так, как подобает нашему интеллекту (желая, как и он, истины), мы должны преодолеть наши интеллектуальные недостатки и нашу склонность позволять нашим аппетитам управлять нашим умом. Если мы серьезно возьмемся за это дело, нет более великого союзника, чем святой Фома. Его интеллект был исправлен, как почти никакой другой; его способность схватывать и формулировать то, что он думал, не имела себе равных; и его осведомленность о позициях, противоречащих его собственной, была всеобъемлющей. Таким образом, он показывает нам, как думать, как выражать свои мысли и как видеть разные стороны вопроса. Все это является противоядием от того, что в наше время считается мышлением специализированными терминами, небрежными выражениями, неспособностью привести аргументы или следовать им, неспособностью учитывать трудности, возникающие при ответах на вопросы, незнанием отправных точек аргументов. Св. Фома на самом деле является ответом на это общее принижение разума, которое приводит к скептицизму тех, кто отказался от попытки понять.

 

Нелишне сегодня
Если нам удастся понять мир и его Творца так, как Он его понимал, мы сможем действовать в практическом порядке, в порядке средств и целей, с некоторым успехом. Прежде всего мы можем отличить средства от целей, понять, что счастье — это наша последняя цель, понять его природу и наметить способ его достижения. Далее, мы можем понять правильный порядок политической жизни. Это контрастирует с тем, что мы видим сегодня, почти безнадежным неведением не только о деталях всего морального порядка, но даже о существовании морального порядка.

Если мы посмотрим на популярные в наши дни версии религиозной веры, то обнаружим, что она сводится к чувствам, оторванным от разума, к верованиям, вероятно, иррациональным: нет, конечно, никакой связи с верой, рассматриваемой таким образом, и с жизнью причина. Этот взгляд, противоречащий учению нашей веры с самого начала, с каждым днем ​​становится все более заметным. Св. Фома снова опровергает такую ​​точку зрения. Всякий, кто изучает его труды, может видеть, что разум развивается, доводится до конца в богословских исследованиях и что он никогда не используется лучше, чем когда он думает о Троице, Реальном Присутствии, Таинствах и других тайнах нашей веры.

Как и в случае любого великого ума, изучение Св. Фомы ведет к его дальнейшему изучению. Мы не думаем, как в случае с низшими произведениями, что мы освоили законченные произведения. Вместо этого мы видим, что наш лучший интерес состоит в том, чтобы снова и снова просматривать одни и те же тексты, каждый раз узнавая то, что мы не видели раньше.

По этим причинам, к которым можно было бы добавить еще, св. Фома является учителем серьезного христианина, который желает знать естественный порядок и понять свою веру. Все остальные исследования меркнут по сравнению с ними.

Таким образом, неудивительно (если подойти к этому иначе), что все папы со времени смерти св. Фомы самым недвусмысленным образом учили, что он должен быть нашим учителем, и учителем, как никто другой. Все, что они сказали, и сказали гораздо лучше, чем я, должно заставить нас задуматься, прежде чем мы поддадимся хору тех, кто считает его устаревшим, смущающим, невежественным в вещах, которые нам нужно знать, если мы хотим, чтобы он думал, что он ученый в нашей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *