Академия школа платона: Академия Платона — Русская историческая библиотека

Содержание

Глава V. АКАДЕМИЯ. Платон. Аристотель (3-е изд., испр. и доп.) [с иллюстр.]

Глава V. АКАДЕМИЯ

Вернувшись в Афины после долгих лет странствий, Платон купил на северо-западной окраине города, в 6 стадиях[12] от главных Дипилонских ворот, сад с домом, где основал философскую школу и поселился сам.

Вся близлежащая местность, где когда-то находилось святилище Афины и где остались от него 12 олив — деревьев богини, находилась под покровительством древнего героя Академа, которому эта земля была подарена якобы легендарным царем Тесеем.

Афиняне называли сады, рощи и старинный гимнасий этого живописного уголка Академией. Там-то и возникла около 385 года знаменитая философская школа Платона, просуществовавшая до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее как рассадник языческой ложной мудрости.

Здесь, в Академии, Платон обрел ту спокойную домашнюю скромную жизнь, которой ему так недоставало. Однако судьбе было угодно, чтобы он еще два раза покидал ставшее для него родным место и после драматических событий, спасая жизнь, снова возвращался к своим ученикам под сень хранимого героем Академом сада.

Еще в первой половине V века знаменитый афинский полководец Кимон превратил запущенный участок вне афинских стен в прекрасную рощу с искусно размеченными дорожками. Он же провел сюда воду, и сад Академии уже давно стал украшением города и полюбился афинянам. Подходя к Академии, путник встречал изображение Артемиды «Лучшей и прекраснейшей» и храм Диониса-Освободителя, а неподалеку могилы Перикла и Фрасибула, вождей демократии, и выдающегося полководца Хабрия.

Каждого, кто шел из Афин через пригород Керамик в Академию, охватывал трепет, ибо вся дорога была обрамлена каменными стелами, воздвигнутыми в честь выдающихся храбрецов, сражавшихся за свободу Афин на суше и на море. Философия и воспоминания о великих предках всегда соседствовали здесь, придавая оттенок особой значительности платоновской школе В этом тихом уголке за пределами Афин, возле реки Кефиса, среди широколистых платанов и старых маслин, серебристых тополей и густых вязов там и здесь виднелись статуи муз и жертвенники этим богиням искусства.

Одно из масличных деревьев было столь древним, что афиняне почитали его вторым после той маслины, которую в городе посадила сама богиня Афина. Приспособления для гимнастических упражнений, оставшиеся от гимнасия, отнюдь не мешали статуям Прометея и Гефеста, Геракла и Эрота. Мудрый титан Прометей и не менее мудрый божественный мастер Гефест, многострадальный герой Геракл и крылатый бог Эрот, который, по словам Сократа, означает вечную устремленность, обитали под тенистыми деревьями на веселых лужайках. От жертвенника Прометею по старинной традиции начинался во время празднества в честь богини Афины и Прометея бег с факелами до города, тот самый, о котором Платон вспоминает в своем сочинении «Государство».

Что же представляла собою платоновская Академия? Это был союз мудрецов, служивших Аполлону и музам. Недаром сам дом Платона назывался «домом муз», «Мусейоном». Главой школы, или схолархом, был Платон. Но он еще при жизни назначил своим преемником племянника Спевсиппа, сына своей сестры Потоны.

С именем каждого нового схоларха в дальнейшем, связывались разные периоды в развитии школы, и она получала название Академии первой (или Древней), второй (или Средней), третьей (или Новой) и т. д.

Школа размещалась в старом здании бывшего гимнасия. Перед входом каждого встречала надпись: «Негеометр да не войдет». Она указывала на великое уважение Платона и его соотечественников к математике вообще и к геометрии в частности, как науке о самых прекрасных мысленных фигурах. Недаром в Древней Академии главное внимание уделялось математике и астрономии. И в этом нельзя не увидеть воздействия почитаемых Платоном пифагорейцев.

По их примеру занятия были двух типов: более общие, для широкого круга слушателей, и специальные, для узкого кружка посвященных в тайны философии. Занятия проходили по строгому распорядку. По утрам всех обитателей Академии поднимал мощный звук особого «будильника», изобретенного самим Платоном. В Академии были установлены солнечные часы — гномон. Как и следовало, занятия математикой в платоновской школе привели к увлечению прикладной механикой, особенно когда в Академии подолгу жил Евдокс, знаменитый астроном. Сведения о «ночных» часах, будильнике Платона, некогда сообщил Аристоксен, знавший от своего учителя Аристотеля много интересного о жизни в Академии.

Из клепсидры — большого сосуда, полного водой, рассчитанного приблизительно на действие в течение шести часов, вода по капле вытекала в расположенный под клепсидрой резервуар. Когда в этом резервуаре накапливалась вода, она попадала под сильным давлением в трубу, соединявшую верхний резервуар с нижним, пустым. Сверху через узкую трубку вода обрушивалась с силой в нижний резервуар. Сдавленный воздух оттуда выходил через единственный клапан нижнего резервуара, соединенный длинной трубкой с музыкальным инструментом. И этот водяной орган типа флейты начинал мощно звучать под действием силы выходящей струи воздуха.

По примеру пифагорейцев, живших издавна строгими общинами аскетического типа, ученики спали мало, бодрствуя и размышляя в тишине. Они устраивали совместные трапезы, воздерживались от мяса, возбуждающего сильные чувственные страсти, питались овощами, фруктами (сам Платон очень любил смоквы[13]) и молоком; старались жить чистыми помыслами.

На обеды в Академию иной раз приглашались друзья Платона, но скромность совместной трапезы оставалась неизменной. Известный полководец Тимофей, сын знаменитого Конона и соратник Хабрия, привыкший к роскошным угощениям на торжественных приемах, был поражен умеренностью стола и обстановкой мудрой «мусической» беседы. Рассказывают, что, отобедав в Академии по приглашению Платона и встретив его на следующий день, он сказал: «Ты и твои друзья, Платон, прекрасно вкушаете, не насыщаясь сразу, а так, чтобы чувствовать себя хорошо и назавтра».

Вначале Платон беседовал, прогуливаясь под деревьями в роще Академа, а затем в своем доме, где устроил святилище муз и так называемую экседру, залу для занятий. Со времени Платона его собственный дом и сад афиняне тоже стали привычно именовать Академией, как и всю местность, где находилась философская школа. Через сотни лет, в I веке до н. э., римский диктатор Сулла, окружив Афины, вырубил старинный сад платоновской Академии для постройки осадных машин.

Но деревья выросли снова, и прекрасный тенистый сад просуществовал до конца античности.

В самой школе, или «доме муз», племянник Платона Спевсипп установил изображения Харит, а знатный перс Митридат водрузил в Академии через несколько лет после ее открытия статую Платона работы скульптора Силаниона, с посвятительной надписью. Об этом изображении Платона можно судить по известному сохранившемуся бюсту Платона, для которого скульптура Силаниона служила оригиналом. Здесь же, в Академии, когда Платона уже не было в живых, его ученики торжественно праздновали ежегодно 7 таргелиона (как мы уже знаем, 21 мая) — день его рождения. Они вспоминали Платона наподобие древнего героя, основателя, или эпонима, святилища философии. Неподалеку за стенами сада находилась могила Платона.

По закону должность главы Академии была выборной, но, как рассказывают, выборы произошли лишь дважды, обычно глава школы сам назначал своего преемника.

Чтобы содержать в порядке дом и сад, следить за трапезами, кухней, жертвоприношениями, нужны были специальные служители, хотя весь обиход был достаточно скромным. На каждый день месяца из числа слушателей назначались «архонт», или глава учеников, а также «приноситель священных жертв» и «служитель муз». Наряду с учителями преподавали их помощники из числа оканчивающих и уже опытных учеников. Здесь занимались не только философией, математикой и астрономией, но и литературой, изучали законодательства разных государств, естественные науки, в том числе ботанику. Некоторые из учеников особенно увлекались изучением природы и ее законов, в числе таковых был Аристотель (384–322 гг.), двадцать лет проведший в платоновской Академии и только в сорок лет, зрелым ученым, уже после смерти Платона, получивший возможность открыть свою собственную школу — Ликей.

Многие годы до этого момента Аристотель с разрешения Платона вел занятия в стенах Академии. А однажды, как несколько иронически рассказывают древние, когда, будучи уже стариком, Платон ненадолго уехал, Аристотель стал обучать в том же самом месте, где обычно беседовал Платон со своими учениками.

Только с помощью своего племянника Спевсиппа, крепкого и сильного мужчины, Платон сумел вытеснить Аристотеля из своих владений. Этот, может быть, и не очень достоверный факт указывает на то, что традиции в Академии строжайшим образом соблюдались и нарушать их никому не было разрешено. А уж права основателя школы, ее главы и хозяина всех владений соблюдались неукоснительно.

Платоновская Академия впервые в античности с успехом объединила в своих стенах разнообразные науки, большое количество слушателей, привела в систему и выработала строгие методы преподавания. Среди учеников Платона в Академии были даровитые люди, которые в дальнейшем с увлечением занимались не только философией, но и активной государственной деятельностью. Некоторые сведения об ученичестве ряда известных и даже знаменитых лиц у Платона, может быть, и преувеличены, но важно то, что историческая традиция упорнейшим образом приписывала Платону именно тех, а не других учеников.

Так, племянник Платона Спевсипп возглавлял после смерти Платона Академию (347–339 гг. ). Его младший соученик Ксенократ был третьим схолархом (339–314 гг.) и вступил в должность, когда Спевсипп тяжело болел. Спевсипп, служивший опорой Платона в старости, в болезни тяжко страдал и, не перенеся мучений, покончил с собой.

Ксенократ сопровождал Платона в одной из его поездок в Сицилию. Человек справедливый и необычайно честный, он был крайне суров, и, по преданию, Платон с улыбкой напомнил ему, что не надо забывать жертвоприношения харитам, богиням милого и радостного восприятия жизни.

Прямым учеником Платона был великий Аристотель. Под тенистыми деревьями своего Ликея, уже когда не было на свете Платона, прогуливаясь по аллеям, вел Аристотель беседы с учениками. И школу его прозвали перипатетической (греч. peripate? — прогуливаюсь).

Любимейшим учеником Платона был Филипп Опунтский, тот самый, который собственноручно переписал огромное сочинение Платона «Законы», оставленное учителем перед смертью в черновом виде на восковых дощечках. Ему же приписывали в древности «Послезаконие», нечто вроде заключения к «Законам».

Дион, изгнанный из Сицилии в 366 году, находясь в Греции, жил в кругу философов и слушал своего старшего друга в Академии. Из Малой Азии, родом из города Скепсиса, были Эраст и Кориск, последователи Сократа и ученики Платона. Оба они дружили с Гермием, властителем Атарнея (в Малой Азии, вблизи Скепсиса), любителем философии, и были близки к Аристотелю, женатому на племяннице Гермия. Это к Гермию, Эрасту и Кориску обратился с письмом старик Платон, увещевая всех троих держаться друг друга, ибо ни золото, ни кони, ни военная мощь не имеют большего значения, чем поддержка верных и мыслящих здраво друзей. При дворе Гермия часто гостил Ксенократ и бывали другие платоники. Но Гермий погиб в борьбе с персами, а его ближайший друг Аристотель после смерти своего знаменитого ученика Александра Македонского вынужден был бежать из Афин, где враги уже готовили ему судьбу Сократа.

Иные говорили, что известнейший автор сочинения о характерах человека — Феофраст, ученик не только Аристотеля, но и Платона. Феофраст после смерти Аристотеля передал его библиотеку своему ученику, сыну того Кориска, который был общим другом Платона и Аристотеля.

Известный философ Гераклид, родом из Гераклеи на Понте (Черное море), тоже вышел из стен Академии, но слушал не только Платона и Спевсиппа, а также Аристотеля. Однажды, когда Платон третий раз уезжал в Сицилию в 361–360 годах, Гераклид временно возглавлял школу. После смерти Спевсиппа при выборе схоларха Гераклиду пришлось уступить место Ксенократу, получившему на несколько голосов больше. Тогда он покинул Афины и уехал в родной город, где и открыл собственную школу.

Среди слушателей Платона были трое из числа десяти знаменитых аттических ораторов — Гиперид, Ликург и Демосфен. Все они отличались не только прекрасным знанием философии, но прославились как ораторы и государственные деятели. Им пришлось жить в тяжелое время македонского завоевания Греции, и все они участвовали в борьбе народной антимакедонской партии. Гиперид был казнен македонцами. Ликург за свои заслуги перед Афинами был погребен согражданами у той самой дороги, что вела из Афин в Академию. Демосфен — величайший оратор всех времен, был одним из последних защитников общегреческого дела. Спасаясь от преследующих его врагов, он вынужден был принять яд, чтобы не попасться им в руки живым.

К десяти знаменитым аттическим ораторам принадлежал также Исократ, старый друг Платона, слушатель Сократа и почитатель Академии. Исократ, свидетель безнадежной борьбы греков с македонцами, после битвы при Херонее (338 г.), когда греки навсегда потеряли свою свободу, кончил жизнь самоубийством.

Пусть не удивляет читателя, что некоторые из друзей и учеников Платона сами лишили себя жизни. Время, в которое они жили, было для Греции страшным. Со всех сторон она была окружена врагами. Тому, кто был воспитан Платоном в духе сократовского преданного служения родине и ее законам, ничего не оставалось сделать, как убить себя в безвыходности борьбы, которой отданы были все силы.

Совсем в духе преданий о мудрых женщинах-пифагорейках есть сведения о том, что Академию посещали Ласфения из Мантинеи и Аксиофея из Флиунта. Мантинея — родной город жрицы Диотимы, обучавшей Сократа диалектике красоты и любви в платоновском «Пире», Флиунт — город, где нашли приют изгнанные из городов Италии пифагорейцы. Возможно, что Ласфения и Аксиофея, которая ходила в мужском наряде, скрывая свой пол, — легенда. Но легенда эта создана не без умысла и своеобразной символики.

Во всяком случае, историк философии конца античности Диоген Лаэрций, перечисляя учеников Платона, добавляет, видимо, желая рассеять впечатление выдумки, что все это очень «похоже на правду».

Платон становился старше. У него складывался уже свой круг друзей, почитателей, учеников. Его пути и пути его сотоварищей по ученическим годам у Сократа разошлись. У каждого из них была своя судьба.

Как мы уже знаем, Антисфен, Федон, Евклид, Эсхин из Сфетта, Аристипп — сами возглавили свои философские школы или учили, странствуя по городам Греции и за ее пределами. С некоторыми из давних товарищей отношения даже стали натянутыми. С Антисфеном, после того, как Платон иронически отозвался об одном из его сочинений, они вели себя как чужие. Аристипп возмущал Платона зависимостью от сиракузского тирана и потаканием его прихотям. Эсхина Платон не одобрял за его добрую славу опять-таки при дворе Дионисия и даже перетянул Ксенократа, как говорят, единственного ученика Эсхина, к себе в Академию.

Судя по разным сведениям, часть людей завидовала Платону (а у кого из великих нет завистников), и отношения философа с другими учениками Сократа так никогда и не наладились. Никто из них не хотел иметь для себя иного наставника, тем более вышедшего из своей же среды. Каждый чувствовал себя вполне самостоятельным и сложившимся человеком. Поэтому, когда Платон после смерти Сократа, раздумывая о будущем, начал было утешать товарищей и, готовый сам возглавить школу, предложил поднять за это кубок с вином, экспансивный Аполлодор резко возразил. Он, который безутешно рыдал по Сократу, заявил в гневе, что скорее готов выпить яд, чем это вино.

А с Ксенофонтом у Платона давно началось соперничество на почве близости к Сократу. Правда, Ксенофонт еще до смерти Сократа уехал в Малую Азию, пустился там в опасную политическую авантюру при дворе персидского царя Артаксеркса и его младшего брата Кира. Но, вернувшись в Грецию, он стал знаменитым писателем, автором увлекательных книг о Кире Старшем, о современных ему исторических событиях конца афинской демократии, полных драматизма. Философские увлечения юности послужили ему основой для сочинений, где безраздельно господствовал образ Сократа, мудрого наставника и образцового человека. Ксенофонт ревностно относился к памяти учителя и не мог стерпеть того, что Платон как бы присвоил себе приоритет главного арбитра во всех фактах, связанных с биографией их общего друга. Ксенофонт написал не только «Воспоминания о Сократе», но и сочинения, которым он с умыслом дал те же самые названия, что и Платон, — «Пир» и «Апология Сократа». Платоновское «Государство» и ксенофонтовское «Воспитание Кира» тоже написаны антагонистами. Недаром Платон в «Законах» счел выдумкой воспитание Кира по Ксенофонту. Соперничество здесь было налицо. И чрезвычайно примечательно, что Платон и Ксенофонт, оба, вспоминая о Сократе, нигде никогда не упоминают друг о друге.

Любопытен и такой факт. У Платона нигде нет никакого упоминания о великом философе Демокрите, который был ровесником Сократа и умер в 370 году, то есть когда Платон был в расцвете творческих сил. Демокрит, приехав из ионийской Греции, из Абдер, слушал в Афинах пифагорейца Филолая и самого Сократа, хорошо знал Анаксагора. Он написал более семидесяти сочинений и был «первым энциклопедическим умом среди греков», философом, математиком, физиком, теоретиком музыки и поэзии, физиологом, медиком. Демокрит первый учил о первичности материального бытия, состоящего из неизменных, неделимых частиц — атомов, которые он примечательно называл «идеями». Демокрит в истории европейской философии — основатель материализма, в то время как Платон стоит у истоков идеализма. Может быть, принципиальная разница философских позиций была причиной того, что защитники противоположных убеждений стали настоящими антагонистами. Но, уважая идеи и личность друг друга, эти соперники никогда не опускались до взаимного порицания, насмешек или бранной критики. Они вежливо молчали, делая вид, что каждый из них является единственным глашатаем истины. Правда, мелкие завистники распространяли слухи о том, что Платон скупал сочинения Демокрита и сжигал их. Слухи достаточно смехотворные, чтобы быть правдоподобными. Ни одно великое учение нельзя уничтожить механически. Сам же Платон в своем «Пармениде» развил диалектику «одного» и «иного»: если есть «одно», то всегда есть и «иное». И это в высшей степени знаменательно.

Академия Платона

Академия Платона

За образование женщин среди афинских философов выступали лишь Сократ и Платон. В Академии Платона, основанной 387 г. до н.э., обучались и представительницы прекрасного пола и их образование поощрялось. Основную часть учениц Академии составляли иностранки, которые, ввиду строжайшего закона, запрещающего женщинам появляться в публичных местах, приходили на лекции, переодевшись в мужской костюм. Самой известной представительницей платоновской Академии стала Аксиопея . Она добилась существенных успехов в физике и натурфилософии.

Платон(427-347гг. до н.э.) родился в 427г. до н.э. в Афинах. Он — ученик Сократа. После его смерти он уехал из Афин и около двенадцати лет провел в путешествиях. Вернувшись на родину, Платон основал научную школу-Академию, которая была размещена на участке, специально купленном для этой цели Платоном в роще, носившей имя античного героя Академа. Это была первая в истории человечества подлинно научная школа. Платон особенно большое внимание уделял задачам на построение. Предание говорит, что при входе в свою академию, которая размещалась в роскошном саду, Платон сделал надпись: «Пусть не входит сюда тот, кто не знает геометрии». Высокая оценка математики определялась философскими установками Платона: он считал, что занятия математикой являются важным этапом на пути познания идеальных истин. Он рекомендует включить четыре дисциплины — арифметику, геометрию, стереометрию и теоретическую астрономию в число предметов, подлежащих изучению «стражами», стоящими во главе идеального государства. При этом он подчеркивает, что имеет в виду не практическую полезность этих наук, а их важность для упражнения ума и для того, чтобы подготовить душу к размышлениям над высшими философскими проблемами. В саду «Академии», который был излюбленным местом для диспутов философов и геометров, были впервые разработаны основные начала, на которых должна строиться геометрия. Под сенью этой академии были сформулированы основные методы доказательств, из которых до нас дошли «аналитико-синтетический метод» и «способ приведения к нелепости». В связи с решением задач на построение в платоновской школе выработалось понятие «о геометрическом месте точек», как о непрерывном ряде точек, удовлетворяющем определенному условию. Платон и его ученики считали построение геометрическим, если оно выполнялось при помощи циркуля и линейки. Если же в процессе построения использовались другие чертежные инструменты то построение не считалось геометрическим. Академия просуществовала до 329г. до н.э.- даты ее закрытия христианским императором Юстинианом, который счел невозможным терпеть ее языческие идеи.

Перу платона принадлежит классическая утопия “Государство”. В главе “Роль женщин в идеальном государстве” Платон полагает, что этой части человеческого рода надлежит уделить “сходное рождение и воспитание”, для того чтобы женщины смогли выполнять “одно и то же дело” “сообща” (общее с мужской частью). По мнению Платона, если женщины будут принимать участие во всех делах наряду с мужчинами, “надо и обучать их тому же самому”. Если мужчинам предназначить заниматься мусическими(для души ) и гимнастическими ( для тела) искусствами, “значит и женщинам надо вменить в обязанности заниматься обоими этими искусствами”. Афинский мыслитель также заявляет о склонности женщин к философии. То, что он имел смелость сказать о женщине-философе, а значит, умеющей познать “бытие и истину”, в то время, когда женщин считали низшими существами и всячески унижали, свидетельствует о его очень высоком уровне гендерного сознания.

На главную


АКАДЕМИЯ | Энциклопедия Кругосвет

АКАДЕМИЯ философская школа, основанная Платоном ок. 387 до н.э. Название произошло от расположенного рядом общественного гимнасия, существовавшего на месте святилища местного героя Академа.

В Академии велось систематическое преподавание философии, для круга своих учеников и слушателей Платон написал свои знаменитые диалоги, и ученики, подражая учителю, тоже сочиняли диалоги, проводили диспуты.

Особое внимание уделялось изучению математики, на воротах в Академию было начертано «не геометр да не войдет!». Таким образом подчеркивалась особая роль геометрии для философского образования, которая заключалась в научении основам отвлеченного (абстрактного) знания.

Среди наиболее известных преподавателей платоновской Академии кроме самого Платона были математик и астроном Евдокс Книдский и философ Аристотель. Схолархи, возглавлявшие Академию после Платона: Спевсипп, Ксенократ, Полемон, Кратет.

В позднейшей истории существования Академии принято выделять Среднюю и Новую Академию. Средняя (или 2-я) Академия берет начало от Аркесилая, основным направлением ее становится скептицизм и последовательная критика всякой философской догматики (прежде всего, наиболее популярного в то время стоицизма). Эта тенденция получила дальнейшее развитие в т.н. Новой Академии (или 3-й) при Карнеаде.

Разрыв со скептицизмом, наметившийся при Филоне из Лариссы, главе т.н. 4-й Академии, окончательно происходит при Антиохе Аскалонском, основавшем свою «Древнюю Академию» (5-ю) и возродившем догматический платонизм. В 4–6 вв. н.э. Афинская школа неоплатонизма осознавала себя как преемницу Академии Платона и возобновила это название как название школы.

Неоплатоническая Академия была закрыта императором Юстинианом в 529.

Мария Солопова

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»

Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?

Журнал «Человек без границ» — Академия Платона

Академия


Свое имя школа Платона получила оттого, что занятия проходили в залах гимнасия в окрестностях Афин, называемого Академией (по имени греческого героя Академа). Вблизи этого гимнасия Платон приобрел небольшой участок земли, где могли собираться и жить члены его школы.

Академия Платона. Мозаика. Помпеи. Начало I в. до н.э 

Сад Академии, по-видимому, был публичным парком, доступным для каждого желающего прогуляться, поупражняться или побеседовать. Он стал украшением города, а дорога к нему из Афин вся была обрамлена каменными стелами в память о древних героях. В этом тихом уголке за пределами города соседствовали философия и воспоминания о великих предках.

Хотя платоновская Академия считается прототипом современных высших учебных заведений, она представляла собой союз мудрецов, служивших Аполлону и музам. Недаром сам дом Платона, находившийся там же, назывался «домом муз» — Мусейоном.

Истоки

При обучении в Академии Платон соединил учение Сократа и учение пифагорейцев, с которым познакомился во время своего первого путешествия на Сицилию. От Сократа он воспринял диалектический метод, иронию, интерес к этическим проблемам; от Пифагора унаследовал идеал совместной жизни философов и идею образования при помощи символов, основанного на математике, а также возможность применения этой науки к познанию природы.

Политическая направленность

Платон подразумевал под политикой не только воспитание способных государственных деятелей, но и просто благородных и справедливых людей, потому что обязанность философа заключается в том, чтобы действовать. А для подобного воспитания была необходима интеллектуальная и духовная общность, на которую возлагалась задача формировать новых людей, сколько бы времени это ни потребовало. Члены Академии составляли сообщество людей свободных и равных, ибо они равно стремились к добродетели и к совместным исследованиям.

Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает для своих учеников условия идеального государства, чтобы пока — за неимением возможности управлять каким-либо реальным государством — они управляли согласно нормам идеального государства самими собой.

«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя».

Обучение в Академии

Среди наиболее известных преподавателей платоновской Академии кроме самого Платона были математик и астроном Евдокс Книдский и философ Аристотель. Схолархи, возглавлявшие Академию после Платона: Спевсипп, Ксенократ, Полемон, Кратет. В позднейшей истории существования Академии принято выделять Среднюю и Новую Академию. Средняя (или 2-я) Академия берет начало от Аркесилая, основным направлением ее становится скептицизм и последовательная критика всякой философской догматики (прежде всего, наиболее популярного в то время стоицизма). Эта тенденция получила дальнейшее развитие в т.н. Новой Академии (или 3-й) при Карнеаде. Разрыв со скептицизмом, наметившийся при Филоне из Лариссы, главе т.н. 4-й Академии, окончательно происходит при Антиохе Аскалонском, основавшем свою «Древнюю Академию» (5-ю) и возродившем догматический платонизм. В 4–6 вв. н.э. Афинская школа неоплатонизма осознавала себя как преемницу Академии Платона и возобновила это название как название школы. Неоплатоническая Академия была закрыта императором Юстинианом в 529 г.

Ю. А. Шичалин

В своем диалоге «Пир» Платон дает образ любви как стремления к рождению и обретению бессмертия. И говорит о категории людей, у которых плодовито не тело, но душа и которые рождают свои творения в искусстве, науке или законодательстве. Однако для подобного рождения необходим союз близких душ. По словам философа Л. Робена, «плодовитая душа приносит плоды только в общении с другой душой, в которой она распознает необходимые качества; общение же немыслимо без живого слова, без ежедневных бесед, предполагающих совместную жизнь, организованную ради духовных целей… — словом, без философской школы, подобной той, что была задумана и создана Платоном…»

В школе Платона воспитание осуществлялось внутри сообщества, группы, тесного круга друзей, где царила возвышенная любовь. Члены Академии делились на две группы: старшие (ученые и преподаватели) и младшие (ученики), потому что, по мнению Платона, настоящая философия может существовать только в условиях постоянного диалога между учителями и учениками в стенах школы.

Необходимым элементом системы преподавания в Академии была диалектика. Но под ней подразумевалась не техника спора (как это было принято во времена Платона), а духовное упражнение, предполагающее внутреннее преображение. Подлинный диалог возможен лишь тогда, когда говорящие стремятся к диалогу. Диалог учит не навязывать другому человеку свое мнение, но ставить себя на место другого и преодолевать ограниченность собственной точки зрения. И, преодолевая самих себя, получить опыт стремления к истине и Благу. Таким образом, важен был даже не столько предмет диспута, сколько сама возможность преображения человека.

Философский образ жизни

Бюст Платона. Музеи Ватикана

Основной задачей педагогической деятельности Платона было формирование гармонично развитого человека — через каждодневные усилия и философский образ жизни. Платон так описывает этот образ жизни: нужно возлюбить добродетель больше удовольствий, отказаться от чувственных наслаждений, соблюдать, в частности, умеренность в пище, каждодневно жить так, чтобы иметь над собой как можно большую власть.

В Академии практиковались и духовные упражнения, к ним можно отнести подготовку ко сну, о которой Платон говорит, когда заводит речь о неосознанных желаниях, о страшных и диких побуждениях к насилию, что таятся в каждом человеке. Чтобы не иметь подобных сновидений, нужно вечером, отходя ко сну, всякий раз готовить себя, пробуждая разумное начало души с помощью внутренней речи и рассуждений о возвышенных предметах и предаваясь размышлениям. Спать Платон советовал немного: «А кто из нас больше всего заботится о разумности жизни, тот пусть по возможности дольше бодрствует, соблюдая при этом то, что полезно его здоровью. Если это войдет в привычку, то сон людей будет недолог».

Другое упражнение заключается в том, чтобы в несчастьях сохранять спокойствие и не возмущаться; для этого следует призывать на помощь максимы, способные изменить нашу внутреннюю настроенность. Так, мы должны объяснять себе, что хорошая и плохая сторона этих несчастий нам неизвестны, что роптание ни к чему не приведет, что из человеческих дел ни одно не заслуживает особо серьезного к нему отношения и надо, словно при игре в кости, принимать вещи как они есть и поступать сообразно тому, что выпало нам на долю.

С Академией связывается подлинное рождение математики. На вратах Академии было даже начертано: «Негеометр да не войдет!» Геометрия и другие математические науки имели первостепенное значение в обучении. Но они составляли только первый этап в формировании будущего философа. Они выполняли и своего рода этическую функцию, так как позволяли очистить ум от чувственных представлений.

***

Академия Платона была братством людей, единство которых состояло в выборе единого образа жизни, формы жизни, данной великим учителем. Академия будет славиться среди потомков как достоинствами своих учеников, так и совершенством своей организации. Память об этой философской школе сохранится во всей последующей истории философии, и платоновская Академия станет образцом для многих других школ.

Платоновская академия: интеллектуальная богема Италии

Древнегреческая философия в Италии

В XV веке неоплатонизм достиг наибольшего расцвета, хотя зародился как философское течение в далеком III веке. Впрочем, задачи представителей этого движения за такой солидный промежуток времени практически не изменились — главными их целями по-прежнему были комментирование и систематизация текстов Платона.

Обращение к знаменитым диалогам Платона оказалось актуальным в Европе во время Ренессанса не случайно — в культурном тренде было активное возрождение идей Античности. Приверженцы неоплатонизма противопоставляли себя догматизму схоластики и идеям Аристотеля, уделяя большое внимание миру идей, превознося человека.

Популяризация взглядов древнегреческого философа привела к формированию кружков, разбиравших идеи Платона. Вскоре появилось целое учебное заведение, в основу которого лёг неоплатонизм.

Платон. Источник: pinterest.com

Основателем флорентийской Платоновской академии стал Марсилио Фичино, выдающийся итальянский философ, гуманист, астролог. Изучение древних языков составляло обязательную программу в образовании европейских интеллектуалов, поэтому Марсилио изучал греческий и латынь в Флорентийской академии. Благо, что родители могли себе это позволить — отец Фичино был личным врачом Медичи и вращался в самых образованных кругах утончённой и интеллектуальной Флоренции.

В 1468 году Марсилио завершил перевод всех текстов Платона на латынь. Благодаря переводам и комментариям Фичино идеи Платона стали широко известны. Идея воссоздать платоновскую академию принадлежала вовсе не Марсилио, а знатному покровителю их семейства — Козимо Медичи. С выбором места встреч академии проблем тоже не было. Им стало одно из имений Медичи — вилла Кареджи близ Флоренции.

Платоновская академия в Кареджи

Вилла Кареджи. Источник: wikipedia.org

Встречи участников кружка, сформировавшегося вокруг Марсилио Фичино, велись на вилле Кареджи более тридцати лет. Диспуты, дискуссии, беседы проходили в лучших традициях академии Платона. Это были свободные интеллектуальные разговоры, обязательного для всех устава или членства в академии не было. В состав постоянных учеников-гостей академии входили представители самых разных профессий.

На заседаниях академии часто бывал сам Козимо Медичи и его внук Лоренцо Великолепный. Основной темой дискуссий была эстетика — учение о прекрасном. С диспутами академии связаны имена многих ведущих гуманистов той эпохи.

Среди самых известных из них — Джованни Пико делла Мирандола, который попытался объединить все известные на тот момент философские течения в сборник «900 тезисов». Также Платоновскую академию посещал Николай Кузанский — мыслитель смог совместить занятия богословием с радикальными философскими взглядами. Участвовал во встречах академии и художник Сандро Боттичелли. Можно смело утверждать, что флорентийская академия стала полезной интеллектуальной компанией для того, кто хотел построить академическую карьеру.

Платоновская академия оказала огромное влияние на дальнейшее развитие образования в Италии. Почти одновременно, в 1460-е годы, в Италии возникли другие академии — в Риме и Неаполе. Ведущие мыслители активно «воскрешали» философские идеи Античности, развивали их и комментировали, что положило начало традиции академического диспута. И если в будущем законом светского общения было угодить друг другу, доставить удовольствие в беседе, то здесь философы практически устраивали интеллектуальные дуэли. Плодами таких бесед зачастую становились философские трактаты, как, например, комментарий на «Пир» Платона Марсилио Фичино.

Платоновская академия в Кареджи вошла в историю как отличный пример учебного заведения, распространившего идеалы гуманизма среди европейских интеллигентов эпохи Возрождения. Именно неоплатоники, основавшие её, дали огромный толчок дальнейшему развитию образования в странах Европы.

Платон. Академия Платона в Афинах

Платон (Πλάτων) был вторым из великой триады древнегреческих философов — Сократа, Платона и Аристотеля, которые заложили философские основы западной цивилизации. Его настоящее имя было Аристоклес, в юности его прозвали Платоном за его широкое лицо и лоб.

Как потомок знатного рода, Платон получил в детстве и в подростковом возрасте знания и образование у лучших учителей того времени. Он изучал поэзию, точные науки, музыку, занимался спортом. Но решающим для его нравственно-духовной ориентации было знакомство с Сократом. В тот период Платону было двадцать лет. Следует также отметить, что его ранние личные устремления были, вероятно, политическими, но встреча с Сократом навсегда изменили его духовную ориентацию, разрушила юный поэтический настрой и привела к философии.

В конце концов, Платон почувствовал отвращение к насилию и обнаружил, что в Афинской политике не было места для добросовестного человека. Убийство Сократа и дальнейшая последовательная психологическая атмосфера в древних Афинах, чуть позже привели к тому, что Платон вместе с другими учениками Сократа уезжают из Афин в Мегару.

Академия Платона (Ακαδημία Πλάτωνος)

Академия, основанная Платоном в Афинах, по литературным источникам и археологическим находкам, становится первым организованным духовным центром человечества на университетском уровне.

Академия была основана Платоном, вероятно, в 387 году до нашей эры или в следующем году, после возвращения его из первой поездки в Сиракузы.

Академия располагалась в большом парке, на площади в 15 акров, в районе, где поклонялись мифическому герою Академу, отсюда и название школы. О правилах работы и методах обучения в академии Платона, известно немного.

Платон давал устные уроки, его ученики записывали услышанное для лучшего изучении предмета. Лекции Платона для более широкой аудитории были направлены на то, чтобы отобразить методы, которыми должен следовать каждый мыслящий человек и не искушаться мудростью софистов.

Цель преподавания Платона заключалась в том, чтобы решать и ограничивать научными методами все области знаний, так называемые теоретические, а также позитивные науки. Чтобы культивировать и приобретать истинное знание, условием было идти по пути добродетели.

Хотя Платон не отличается своим вкладом в математическую науку, тем не менее, точные науки имели преобладающее значение в обучении. Решающую роль на уровне математических исследований, сыграл приход выдающегося математика Евдокса Книдского, который в сопровождении своих учеников присоединился к академии Платона. В этой области академия открыла новые пути главным образом путем отделения изучения геометрии от арифметики, а также систематического исследования музыки и гармонии в астрономии.

Преподавание в академии Платона включало в себя все направления философии, диалектики, математики, астрономии, естественных наук, политической теории и музыки, в то время как преемственность в ее руководстве осуществлялась путем выбора среди ее основных членов, так называемых «партнеров».

Академия Платона продолжала работать в течение трех столетий, здесь учились и преподавали величайшие философы и ученые позднего классического и эллинистического периода, такие как Аристотель, Ксенократ, Гераклид Понтийский, Аркесилай, Филон из Лариссы и другие.

В 86 году до н.э., во времена Митридатовых войн, вторгшиеся войска римского генерала Суллы, разрушили рощу и большую часть академии Платона, в результате чего философская деятельность там была прервана, через года была восстановлена вновь. Закрыта окончательно академия Платона была по приказу византийского императора Юстина I, который таким образом боролся с язычеством.

АКАДЕМИЯ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Философская школа, основанная Платоном около 388 до н. э., в 2 км к северо-западу от Афин.

Названа по местности, посвященной афинскому герою Академу, где находился гимнасий и сады и где Платон собирал своих учеников. Школа была организована по образцу пифагорейского союза. Члены А. платили ежемесячные взносы, учителя и ученики жили вместе в пригородных домах. В истории А. насчитывается 5 периодов: Древняя А., основанная учениками Платона (Спевсиппом, Ксенократом и др.), Средняя А., основанная в 265 до н. э. Аркесилаем, Новая А., во главе которой ок. 160 до н. э. стал Карнеад, школа Филона (конец II — начало I в. до н. э.) и Антиоха (первая четверть I в. до н. э.). В Древней А. развивалась философия позднего Платона, соединившая его теорию идей с пифагорейскими элементами. В Средней А. произошел отход от философии Платона: как чувственная, так и сверхчувственная реальность была объявлена непознаваемой, доказывалась одинаковая справедливость взаимоисключающих тезисов, из которых предпочтительнее был тот, который казался более убедительным. Скептицизм Аркесилая был доведен до крайности Карнеадом. В дальнейшем Филон из Лариссы отказался от скептицизма и попытался объединить философию Платона со стоицизмом и учением перипатетиков, а ученик Филона Антиох Аскалонский начал возврат к учению Древней А. Новый этап развития философии в А. начался в V в. н. э., когда при Плутархе Афинском в А. проникает неоплатонизм, развитый позднее Проклом и Дамаскием. В 529 А. была закрыта Юстинианом.

Автор статьи: В. С. Ленская.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Диллон Дж. Наследники Пла-тона. Исследование истории Древней академии (347–274 гг. до н. э.). СПб., 2005.
  • Мочалова И. Н. Философия ранней Академии. СПб., 2007.
  • Шичалин Ю. А. История античного платонизма. М., 2000.

Информация о зачислении — школы Plato Academy

Благодарим вас за интерес к чартерным школам Plato Academy K-8.

Чартерные школы Plato Academy — это государственные чартерные школы, которые не взимают плату за обучение. Ниже вы найдете информацию о нашем процессе подачи заявки. Поскольку спрос на образование в Plato Academy увеличился, мы отреагировали, чтобы разместить как можно больше семей, увеличив количество учащихся за счет добавления новых школ. Пожалуйста, заполните заявку по каждому месту, которое вас интересует.

Студенты будут приняты в школы Plato Academy независимо от расы, пола, религии, этнического или национального происхождения. Чартерные школы Plato Academy — это государственные чартерные школы, которые не взимают плату за обучение. Студенты, которые подают заполненные заявки в течение периода открытой подачи заявок, будут отобраны для зачисления либо в порядке очереди (когда имеется больше мест, чем заявок студентов, полученных в течение периода открытой подачи заявок), либо посредством лотереи (при наличии больше студенческих заявлений, чем свободных мест в течение периода открытой подачи заявок).

Следующим учащимся, если они соответствуют критериям *, предоставляется предпочтение при зачислении и им разрешается обойти лотерею, если она проводится в следующем порядке приоритета:

студента, которые продолжают учиться в той же Чартерной школе Академии Платона с прошлого года.
Абитуриенты, являющиеся детьми сотрудника чартерной школы.
Кандидаты, которые являются братьями и сестрами учащегося, зарегистрированного или принятого в чартерную школу.
Кандидаты, являющиеся детьми члена правления чартерной школы.
абитуриентов, успешно завершивших Добровольную программу дошкольного образования Флориды, предоставленную Plato Academy в течение предыдущего года.

Согласно статуту FL 1002.31 учащиеся, проживающие в округе, имеют приоритет перед студентами, проживающими за пределами округа. Примечание: чартерная школа может быть освобождена от требований п. 1002.31, если школа открыта для любого ученика, охваченного межрайонным соглашением, и любого ученика, проживающего в школьном округе, в котором расположена чартерная школа.Любому учащемуся, имеющему право на участие, разрешается перевод из одного района в другой для обучения в чартерной школе при наличии уважительной причины. Хорошая причина должна включать, помимо прочего, географическую близость к чартерной школе в соседнем школьном округе.

Если имеется меньше мест, чем имеется заявок на приоритетное предпочтение, лотерея будет проводиться среди каждой приоритетной группы, если имеется больше заявок, чем доступно мест, и после этого будет продолжаться для каждой приоритетной группы в порядке указанных выше предпочтений до тех пор, пока все заявители с приоритетом предпочтения не будут получили номер списка ожидания.Имена учащихся в каждой группе будут выбраны случайным образом и пронумерованы в порядке их выбора и записаны в указанном порядке. Свободные места заполняются первыми, а оставшиеся студенты помещаются в список ожидания в порядке их розыгрыша. После проведения приоритетных розыгрышей проводится общая лотерея. Розыгрыши лотереи Plato Academy открыты для публики, и все даты и места проведения лотереи будут опубликованы на веб-сайте. Студенты будут уведомлены о своем статусе приема вскоре после даты лотереи по электронной почте и / или по телефону.

* Для детей, не являющихся членами совета учредителей, и добровольных учеников PreKindergarten Plato Academy приоритетные предпочтения не будут применяться до третьего года работы школы.

Обратите внимание, что включение вашего ученика в список ожидания Plato Academy не повлияет и не помешает зачислению ваших учеников в любую другую государственную или чартерную школу округа Пинеллас, и вы сможете принять или отклонить приглашение, если место станет доступно в Платоновой Академии.Зачисление зависит от интереса студентов, наличия квалифицированного персонала и возможностей.

Академия | Определение, история, Платон и факты

Academy , греческий Academeia, Latin Academia , в Древней Греции академия или колледж философии на северо-западной окраине Афин, где Платон приобрел собственность около 387 г. до н. Э. раньше учил. На этом месте были оливковая роща, парк и гимназия, посвященная легендарному аттическому герою Академу (или Гекадему).

Платон беседует со своими учениками

Платон беседует со своими учениками, мозаика из Помпеи, I век до н. в Национальном археологическом музее Неаполя.

К. М. Диксон / Heritage-Images

Подробнее по этой теме

Аристотель: Академия

Аристотель родился на Халкидском полуострове Македонии, в северной Греции. Его отец, Никомах, был врачом Аминтаса III…

Обозначение «Академия» как философская школа обычно применяется не к ближайшему окружению Платона, а к его преемникам вплоть до времен римского Цицерона (106–43 гг. До н. Э.). Юридически школа была корпоративным органом, организованным для поклонения музам. Ученик (директор) избирался пожизненно большинством голосов членов. Большинство ученых делают вывод, в основном из сочинений Платона, что обучение первоначально включало математику, диалектику, естественные науки и подготовку к государственной мудрости.Академия просуществовала до 529 г., когда император Юстиниан закрыл ее вместе с другими языческими школами.

Академия философски претерпела различные фазы, условно классифицированные следующим образом: (1) Старая Академия при Платоне и его непосредственных преемниках в качестве схолархов, когда философская мысль там была моральной, спекулятивной и догматической, (2) Средняя Академия, начатую Аркесилаем (316 / 315– ок. 241 г. до н. э.), который ввел недогматический скептицизм, и (3) Новой Академией, основанной Карнеадом (2 век до н. э.), которая завершилась схолархом Антиохом Аскалонским (умер 68 г. до н.э.), осуществившего возврат к догматизму Старой Академии.После этого Академия была центром среднего платонизма и неоплатонизма, пока не была закрыта в VI веке нашей эры.

Платон

Платон, мраморный портретный бюст, с оригинала IV в. До н. Э .; в Капитолийских музеях в Риме.

Г. Дагли Орти — DeA Picture Library / Learning Pictures

Xenocrates | Греческий философ | Britannica

Ксенократ (умер в 314 г. до н. Э., Афины), греческий философ, ученик Платона и преемник Спевсиппа на посту главы Греческой академии, основанной Платоном около 387 г. до н. Э.В компании Аристотеля он покинул Афины после смерти Платона в 348/347 году, вернувшись в 339 году после избрания главой Академии, где он оставался до своей смерти.

Сочинения Ксенократа утеряны, за исключением фрагментов, но его доктрины напоминают доктрины Платона, изложенные Аристотелем. Среди них — «происхождение» всей реальности из взаимодействия двух противоположных принципов, «Единого» и «неопределенной диады». Именно диада ответственна за множественность или разнообразие, зло и движение, тогда как Единое отвечает за единство, добро и покой.Числа и геометрические величины считаются первыми продуктами этого вывода. Вдобавок Ксенократ разделил всю реальность на три области: (1) чувственное, или объекты ощущения; (2) умопостигаемые или объекты истинного знания, такие как «Идеи» Платона; и (3) небесные тела, которые являются посредниками между воспринимаемым и умопостигаемым и, следовательно, являются объектами «мнения». Это трехстороннее деление олицетворяет стремление Академии преодолеть разрыв между двумя традиционными способами познания, способом чувственного опыта и способом интеллекта.

Второе тройственное деление в мысли Ксенократа разделяло богов, людей и «демонов». Демоны представляли собой полулюдей, полубожественных существ, одни добрые, а другие злые. Этим существам Ксенократ приписывал многое из того, что народная религия приписывала богам, и были установлены ритуальные тайны, чтобы умилостивить их, особенно злых. Хотя неясно, насколько буквально Ксенократ рассматривал демонов, его демонология оказала большое влияние, особенно на тех ранних христианских писателей, которые отождествляли языческих божеств со злыми демонами.

Классическое различие между разумом, телом и душой было приписано одними Ксенократом, а другими — философом-стоиком Посейдонием. То же верно и в отношении связанной доктрины о том, что люди умирают дважды, второй раз происходит на Луне и заключается в отделении разума от души, чтобы совершить восхождение к Солнцу. Иногда его считали атомистом из-за его взгляда на то, что материя состоит из неделимых единиц, он считал, что Пифагор, который подчеркивал важность чисел в философии, был ответственен за атомистский взгляд на акустику, в котором звук, воспринимаемый как единое целое, на самом деле состоит из дискретные звуки.То же влияние Пифагора на мыслителей Академии можно увидеть в преданности Ксенократа трехстороннему разделению. Еще одно такое разделение обнаруживается в его общем взгляде на философию, который он разделил на логику, физику и этику. Он утверждал, что истоки философии лежат в желании человека разрешить свои тревоги. Счастье определяется как обретение совершенства, присущего человеку; таким образом, удовольствие состоит в контакте с естественными для него вещами.Эта доктрина, предполагающая примат этики над спекуляциями в философии, предвещает стоическую точку зрения, согласно которой этические нормы должны быть выведены из наблюдения за миром природы. Ксенократ, однако, признал, что внешние предметы важны для счастья, и стоики отвергли это мнение.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

философия | Определение, системы, области, школы и биографии

Философия , (от греческого языка через латынь, философия , «любовь к мудрости») рациональное, абстрактное и методическое рассмотрение реальности в целом или фундаментальные измерения человеческого существования и опыта.Философское исследование — центральный элемент интеллектуальной истории многих цивилизаций.

Рафаэль: Афинская школа

Платон (в центре слева) и Аристотель в окружении философов, фрагмент из Афинской школы , фреска Рафаэля, 1508–1511; в Stanza della Segnatura в Ватикане.

Эрих Лессинг / Art Resource, Нью-Йорк

Британская викторина

Странные факты о философах

Кто сказал, что философы не ведут интересной жизни? Проверьте свои знания о некоторых вещах, которые вы, вероятно, не изучили по Философии 101.

Предмет философии освещен в ряде статей. Для обсуждения основных систем восточной философии, см. Буддизм; Китайская философия; Конфуцианство; Даосизм; Индуизм; Индийская философия; Джайнизм; Японская философия; Синто; Сикхизм.

Биографии основных восточных философов: см. Будда; Конфуций; Дай Чжэнь; Хан Фейзи; Лао-цзы; Mencius; Mozi; Ничирен; Нисида Китаро; Ван Янмин; Сюньцзы; Чжу Си.

Для исторического освещения западной философии, см. Западная философия. Для обсуждения философий, связанных с основными религиозными традициями Запада, см. Христианство: христианская философия; Ислам: исламская философия; Иудаизм: еврейская философия.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Обсуждение основных западных школ, движений и систем: см. Атомизм ; аналитическая философия; Континентальная философия; деконструкция элеатизма; эмпиризм; экзистенциализм; идеализм; материализм; феноменология; позитивизм; постмодернизм; прагматизм; рационализм; реализм; Схоластика; скептицизм; Стоицизм; утилитаризм.

Биографии основных западных философов и описание связанных с ними движений: см. Аристотель и аристотелизм; Рене Декарт и картезианство; Эпикур и эпикуреизм; Георг Вильгельм Фридрих Гегель и гегельянство; Иммануил Кант и кантианство; Карл Маркс и марксизм; Платон и платонизм; Пифагор и пифагореизм.

Для обсуждения других крупных западных философов, см. Peter Abelard; Святой Ансельм; Святой Фома Аквинский; Санкт-ПетербургАвгустин; Ноам Хомский; Жак Деррида; Дунс Скот; Мишель Фуко; Юрген Хабермас; Мартин Хайдеггер; Дэвид Хьюм; Уильям Джеймс; Саул Крипке; Готфрид Вильгельм Лейбниц; Джон Локк; Джон Стюарт Милль; Фридрих Ницше; Хилари Патнэм; Жан-Жак Руссо; Бертран Рассел; Жан-Поль Сартр; Сократ; Бенедикт де Спиноза; Бернард Уильямс; Людвиг Витгенштейн.

Для освещения отдельных ветвей западной философии, см. эстетика; эпистемология; этика; идеология; логика; метафизика; философская антропология; философия биологии; философия образования; философия истории; философия языка; философия права; философия логики; философия математики; философия разума; философия физики; философия религии; философия науки.

Восстановление Академии Платона. Изучение исторических руин в Афинах | Дональд Дж. Робертсон | Стоицизм — философия как образ жизни

Каждая «академия» в мире названа в честь оригинальной Akademia в Афинах. Основанная Платоном после казни его учителя Сократа в начале 4 века до н.э., Академия Платона была первой крупной философской школой, первым академическим учреждением. Это один из самых краеугольных камней западной цивилизации.На протяжении веков он считался центром обучения и светочем во всем западном мире.

«Что с ним случилось?», Люди спрашивают: «Где он находился?» и «Академия Платона все еще существует?»

Я писатель, пишущий о философии, живу в Афинах. Так что эта тема у меня часто возникает в разговорах. « Что с этим случилось?» , люди спрашивают: « Где он находился?» и «Академия Платона все еще существует?» Короче говоря, он был разрушен римским диктатором Суллой в I веке до нашей эры.Он выпотрошил его здания и вырубил окружающие деревья, чтобы построить осадные машины. Территория, на которой он когда-то находился, сегодня является общественным парком с некоторыми руинами, поэтому, к сожалению, он больше не стоит. Однако, возможно, это не навсегда…

Я родился в Шотландии, эмигрировал в Канаду, но в настоящее время имею статус постоянного жителя Греции и живу в пригороде Афин под названием Кипсели. Прогулка до парка Akadimia Platonos , где раньше располагалась Академия Платона, составляет чуть более получаса.Я часто хожу туда. Он очень популярен среди местных афинян, которые выгуливают собак, занимаются боевыми искусствами, бегают трусцой и позволяют детям играть. Однако, возможно, он еще не так хорошо известен туристам, как следовало бы.

Статуя Платона. Фотография сделана автором. Всеобщее достояние.

Территория теперь называется «Парк Академии», хотя первоначально она была известна просто как Академия. Основанная там философская школа Платона приняла то же название. Одна из теорий состоит в том, что « Akadimia » первоначально означало «далеко deme » или пригород, поскольку он находился за пределами древних городских стен Афин.Позже появилась другая история: он был назван в честь легендарного греческого героя по имени Академ.

Рядом с парком стоит красивая статуя (герма) Платона. Несколько лет назад неподалеку был создан небольшой «цифровой музей», который я тоже люблю посещать. Есть короткометражный фильм, в котором несколько местных жителей говорят о том, насколько экономически неблагополучен этот район и что место Академии годами оставалось без внимания, потому что большинство людей даже не осознавали ее значения. Один пожилой мужчина сказал что-то вроде:

«Раньше здесь были фабрики, а теперь у нас тридцать парикмахерских и тридцать аптек — и это все!»

В первый раз я посетил территорию Академического парка, где расположены руины, дети играли, двое парней прятались у разрушенной палестры (школа борьбы) пили пиво и курили, а женщина средних лет на скамейке поблизости, которая выглядела очень растрепанной, разговаривала сама с собой.Немного мусора и граффити, но все не так плохо. Это можно было легко очистить. Философ Саймон Кричли недавно написал об этом весьма нюансную статью в газете «Нью-Йорк Таймс» года. Он назвал это «общественным парком в не очень красивой части города». Думаю, он не видел ее потенциала. Я чувствую себя там очень связанным с прошлым. Я также считаю, что это красивый парк, и я часто хожу туда, чтобы погулять и поразмышлять над своими сочинениями.

Фотография сделана автором. Всеобщее достояние.

Школа Платона была основана примерно через двенадцать лет после смерти Сократа в 399 г. до н.э.Мы не знаем, как это выглядело. Возможно, это был просто дом, где он проводил симпозиумы, в которых происходили философские дискуссии. Подобные дискуссии часто происходили и во время прогулок по парку. Мы знаем, что его философская школа располагалась в том, что древние называли гимназией года. В классических Афинах было три основных гимназии : Академия, Лицей и Киносардж. Платон основал свою школу в Академии, Аристотель — в лицее, а Антисфен преподавал в более бедных циносаржах, возможно, в доме философской школы киников.

Английское слово «gymnasium» относится к комнате или зданию, используемым для упражнений. Однако в Древней Греции спортзал был больше похож на то, что мы назвали бы «спортивным комплексом» или, возможно, «площадкой для отдыха» — большим парком с дорожками, беговыми дорожками, школами борьбы, банями и другими зданиями. Там будут тренироваться спортсмены, участвующие в таких играх, как Олимпийские игры. На территории было палаток , здания для тренировок по боксу, борьбе, панкратиону и играм с мячом.(Палестра немного ближе по значению к нашему современному понятию здания, называемого «гимназия».) Слово gymnasion также связано с греческим словом «голый», поскольку молодые люди, которые тренировались там, делали это обнаженными.

Гимназии, такие как Академия, также включали святыни, так как они были посвящены богам. Что еще более удивительно, для нашего современного ума они были местами обучения и беседы, где пожилые люди, в частности, общались и говорили о философии и искусстве.Греческие софисты выступали с речами в гимназии, и Сократа часто можно было встретить там, обсуждая философию со своими друзьями. Были публичные библиотеки. Позже появились философские школы, такие как знаменитая Платоновская Академия. Женщин не пускали на территорию древнегреческой гимназии, но есть история, что две женщины переоделись мужчинами, чтобы посетить там лекции Платона.

Фото автора. Всеобщее достояние.

Самым известным учеником Платона в Академии был Аристотель, но после смерти Платона его двоюродный брат Спевсипп стал следующим главой школы, известным как «схоларх».Его сменил Ксенократ Халкидонский. Нам говорят, что Ксенократ больше уединяется в себе, в частных размышлениях, несколько раз в день, и что он посвящает целый час каждый день молчанию.

Его сменил, в свою очередь, ученик по имени Полемо, который испытал своего рода обращение, услышав речь Ксенократа.

В юности он [Полемо] был настолько необуздан и распутен, что носил с собой деньги, чтобы немедленно удовлетворить свои желания.Он даже прятал суммы в узких переулках. И даже в Академии трёхобол был найден у столба, куда он с той же целью и закопал. Однажды по соглашению со своими юными друзьями он ворвался в школу Ксенократа в пьяном виде с гирляндой на голове.

Учитель был совершенно невозмутим:

Невозмутимый, Ксенократ продолжал свой дискурс, как и прежде, его предметом была умеренность. Мальчик, когда он слушал, был постепенно очарован, и с тех пор стал настолько усердным, что превзошел всех остальных и в конечном итоге стал главой школы … — Диоген Лаэртиус

Хотя Полемо попал в неприятности в молодости, через Позже он приобрел репутацию человека с таким непоколебимо спокойным поведением, что он звучит как предшественник стоиков.

… с того момента, как он начал изучать философию, он развил такую ​​силу характера, что его поведение оставалось неизменным во всех случаях. Даже его голос никогда не менялся … Во всяком случае, когда бешеный пес укусил его за бедро, он даже не побледнел и остался равнодушным к шуму, поднявшемуся в городе при известии о случившемся.

Здесь мы видим, что некоторые студенты философии фактически поселились на территории парка Академии.

Нам говорят, что он ушел из общества и ограничился садом Академии (окружающий парк), где его ученики построили себе маленькие хижины, чтобы они могли жить рядом с Храмом Муз и лекционным залом Академии. , куда они пошли послушать выступление Полемо. — Диоген Лаэртий

Зенон из Кития, основатель стоицизма, изначально (и, возможно, в основном) был философом-циником, хотя он также учился в других школах афинской философии, в том числе провел десять лет в Академии Платона под руководством Ксенократа и позже Полемо.

«Неисследованная жизнь, — сказал Сократ, — не стоит того, чтобы жить».

Фото автора. Всеобщее достояние.

Я уже давно говорил о «создании чего-то нового» рядом с первоначальным местом расположения школы Платона, в парке Академии.В последнее время наши планы начали сближаться. Я работаю с замечательной командой людей над способами проведения там мероприятий и внесу свой вклад в общее благоустройство района, и мы надеемся, что это принесет пользу всем, в том числе и местным жителям. Я сомневаюсь, что реально «перестроить» оригинальную Платоническую Академию, но есть и другие способы вернуть ее в этот регион.

Греция принесла миру философию. Теперь богатые страны могут что-то вернуть, помогая защитить ее культурное наследие и научившись ценить ее потенциал.Мы все могли бы пойти по стопам Сократа и Платона, говорить о мудрости и добродетели и научиться более глубоко задавать себе вопросы. «Неисследованная жизнь, — сказал Сократ, — не стоит того, чтобы жить». Вы, конечно, можете делать это где угодно, но разве это не вдохновило бы сделать это в первоначальном месте Академии Платона?

Академия Платона — независимая школа, вдохновленная эллинскими идеалами

Пожалуйста, подайте заявку на регистрацию одним из следующих способов:

Электронная почта на почту @ platoacademy.org OR

Почта или возврат по адресу: 915 Lee St., Des Plaines, IL 60016

«Не приучайте молодежь к обучению силой или суровостью, но направляйте их к этому с помощью того, что развлекает их умы, чтобы вы могли с точностью обнаружить закономерные склонности гения каждого…»

¨ … Μή τοίνυν βία είπον, ώ άρεστε, τούς παίδας εν τοίς μαθήμασιν αλλά παιζοντας τρέφε, ίνα καί μάλλον οίός τής καθαραν έφ ο έκαστος πέφυκεν … ¨ -Πλάτων, Πολιτεία

Добро пожаловать в Академию Платона, место, где у каждого студента есть право голоса.Наша цель — воспитывать детей, которые станут способными и компетентными личностями. Компетентность проистекает из решимости и искренних усилий. В ходе вдумчивых бесед со своими учителями учащиеся получают вызов и поощряются к риску, чтобы научиться решать проблемы.

Учебная программа основана на интересе студентов и разработана учителями с учетом потребностей всех студентов. Учебная программа Plato Academy является междисциплинарной и включает в себя истинную приверженность искусству. Мы стремимся к тому, чтобы все учащиеся получали всесторонний опыт обучения, подчеркивающий интеллект и характер.В рамках подготовки к тому, чтобы стать гражданами завтрашнего дня, учебная программа Plato Academy также включает студентов, служащих обществу. Выпускники Платона идут в среднюю школу, уверенно подготовленные к успеху. Наши выпускники принимаются в лучшие средние школы подготовки к колледжу и продолжают отличаться в колледжах по своему выбору. Если вы впервые посещаете сайт нашей школы, я приглашаю вас поближе познакомиться с нашей философией и учебной программой. информация для будущих семей.- Марианти Корицарис М. Ред.

Просмотрите обсуждение нашей вечерней программы 21 октября здесь

Загляните в новейший блог нашего директора — Geniuses at Play!

Поздравляем нашу выпускницу 2020 Стеллу Александропулос!

Посмотреть выпускную церемонию Стеллы view

Специальный приглашенный спикер посещает Академию Платона!

Хизер Шумакер — всемирно известный оратор, которая часто выступает с лекциями и проводит семинары.Она выступает на конференциях для детей младшего возраста в США и Канаде, а также в школах, библиотеках и писательских конференциях. Она любит делиться своей радостью от книг и детей с аудиторией во всем мире.

Хизер имеет степень бакалавра социологии / антропологии Колледжа Суортмор и степень магистра земельных ресурсов Университета Висконсин-Мэдисон. Сегодня Хизер живет в северном Мичигане с мужем и двумя детьми.

В сфере воспитания и образования у Хизер есть две книги о «ренегатском воспитании», которые ставят под сомнение общепринятые практики. Heather — это нормально, чтобы не делиться, и Heather — это пропаганда игр, навыков урегулирования конфликтов и отказа от домашних заданий для маленьких детей. Ее книги были отмечены наградами (Серебряная награда Nautilus, финалист «Книги для лучшей жизни») и переведены на арабский, китайский, французский, корейский, румынский и русский языки.

Нажмите ниже, чтобы посмотреть ее мастер-класс с родителями Plato Academy!

Хизер Шумакер, автор чата — 25.09.19

Афинская платоническая академия: первый в мире университет

«Афинская школа» Рафаэля.Музеи Ватикана. Предоставлено: общественное достояние

Τ Платоническая академия, или просто «Академия», была знаменитой школой в древних Афинах, основанной Платоном в 428/427 году до нашей эры и расположенной в нескольких милях от древнего города Академея, в честь легендарного героя. , Академос.

Платон — единственная фигура, которая должна получить признание за создание этого уникального учреждения. Он унаследовал землю, на которой в конечном итоге была построена Академия, и начал проводить там неформальные встречи, чтобы обсуждать философские вопросы с некоторыми из своих друзей.

На собраниях присутствовали такие мыслители, как Теэтет Сунийский, Архит Тарентский, Леодамас Тасосский и Неоклид. Эти встречи и обсуждения продолжались в течение многих лет, но только в середине 380-х годов до н.э., прибыв Евдокс Книдский, Академия была официально признана Академией.

Платоновская академия считается первым университетом в мире

Римская копия портретного бюста Силаниона для Академии в Афинах (ок. 370 г. до н. Э.). Предоставлено: Wikimedia Commons / Public Domain

Платоновская академия не была образовательным учреждением в том виде, в каком мы ее знаем в наше время, а потому, что она имела характеристики школы и охватывала широкий спектр тем, таких как философия, астрономия, математика, политика. , физика и многое другое, он считается первым университетом в мире.

Сад, который Платон решил использовать для своих дискуссий, ранее также использовался многими афинскими группами, как гражданскими, так и религиозными: Академия устраивала ночную гонку с факелами от алтарей в Афинах до алтаря Прометея в своих садах.

Дорога, которая вела к университету, была также выложена надгробиями многих афинян, и там проходили похоронные игры, а также дионисийское шествие из Афин на это место, а затем обратно в город.

Эксклюзивная группа интеллектуалов встретилась в Академее, где «ученики» Платона на самом деле не носили звания учеников, если не считать различия между младшими и старшими членами организации.

Римская копия из мрамора греческого бронзового бюста Аристотеля работы Лисиппа, ок. 330 г. до н.э., с современной алебастровой мантией. Предоставлено: Wikimedia Commons / Public Domain

Один из них, Аристотель, стал одним из самых влиятельных философов в мире всех времен.

Методы обучения, используемые Платоном, включая лекции и семинары, были сосредоточены на его инструкциях в дополнение к диалогу между учителями и учениками.

Согласно непроверяемой истории, ставшей легендой на протяжении веков и в наше время, над входом в Академию была написана фраза «Μηδείς αγεωμέτρητος εισίτω μοι τη θύρα» , означающая «Не входить никому, кроме геометров». через эту дверь ».

Академия была бесплатной

Стоит отметить, что во время правления Платона академией ее члены не платили никаких гонораров, и после его смерти Академия продолжала свою деятельность почти 200 лет.

Диоген Лаэртий, биограф древнегреческих философов, разделил историю деятельности Академии на три периода; Старое, среднее и новое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *