Анна Ахматова — Птицы смерти в зените стоят: Стих, читать полностью. Анна Ахматова
Анна Ахматова — Птицы смерти в зените стоят: Стих, читать полностью. Анна Ахматова — Стихи о войне на Stihio.ru- Стихи
- Стихи о войне
- Анна Ахматова — Птицы смерти в зените стоят: Стих
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.
- Анна Ахматова. Птицы смерти в зените стоят…
- Проект «Читаем стихи о войне» – Анна Ахм
- Анна Ахматова «Птицы смерти в зените стоят..&
- А.Ахматова «Птицы смерти в зените стоят»
- Анна Ахматова «Птицы смерти в зените стоят&qu
- Милана Швецова — Птицы смерти в зените стоят (стих
- Эльза Королькова. Птицы смерти в зените стоят. Анн
- Анна Ахматова «Птицы смерти в зените стоят…»
- Анна Ахматова Птицы смерти в зените стоят читает Е
- Анна Ахматова «Птицы смерти в зените стоят»
анна ахматова — стихи о войнекороткие стихи анны ахматовой которые легко учатсякороткие стихи о войнекороткие стихи которые легко учатсястихи о блокаде ленинградастихи о войнестихи русских поэтов классиков
Читать все стихи
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.
Жизнь и смерть знаменитой Анны Ахматовой
Сегодня 5 марта скорбный день для всей российской поэзии. В этот день почитатели Серебряного века вспоминают великую российскую поэтессу украинского происхождения Анну Горенко, более известную для своих почитателей под псевдонимом Ахматова. Она смогла прожить долгую и насыщенную различными трагическими событиями жизнь. Эта хрупкая и гордая женщина стала свидетельницей не только двух революций, но и двух мировых войн, которые она смогла пережить. Душа и тело ее были опалены репрессиями, а также смертью близких ей людей. Биография Ахматовой – это настоящий сюжет для экранизации фильма, потому сегодня мы попытаемся узнать все перипетии ее судьбы в одной статье, посвященной памяти великой поэтессы.
Детство
На свет Анна Горенко появилась летом 1889 года в семье потомственного дворянина, а также отставного инженера-механика флота Андрея Горенко и принадлежавшей к творческой элите Одессы Инне Эразмовне Стороговой. Девочка родилась в южной части города и оказалась третьей по старшинству из шестерых детей. Едва лишь малышке исполнился год, родители незамедлительно переехали в Санкт-Петербург, где глава семейства незамедлительно получил чин коллежского асессора и стал чиновником государственного контроля для особых поручений. Семья приняла решение поселиться в Царском Селе, с которым связаны самые теплые детские воспоминания Ахматовой. Няня постоянно водила девочку гулять в местный парк и прочие места, которые в то время все еще помнили стопы великого русского поэта – Пушкина. Детей в это время постоянно обучали светскому этикету. Читать Аня училась по азбуке Льва Толстого, а французский язык смогла постичь еще в раннем детства, слушая, как учительница преподает его старшему поколению детей.
Будущая поэтесса получала свое образование в Мариинской женской гимназии. Ахматова сама неоднократно признавалась в том, что стихи начала писать еще в возрасте 11 лет. Примечательно, что поэзия открылась для нее несколько нестандартными авторами. Это были не Александр Пушкин или Михаил Лермонтов. Напротив, причиной тому стали величественные оды Гавриила Державина, а также стихотворения пера Николая Некрасова, которые неустанно наизусть декламировала ее мама. Свой предпоследний класс она доучивалась уже на дому, в родной Евпатории, а последний оканчивала в киевской Фундуклеевской гимназии. После того, как ее учеба подошла к концу, она уверенно становится студенткой Высших женских курсов, выбрав для себя юридический факультет. Если же латынь и история права вызывали в ней исключительно живой интерес, то юриспруденция стала для нее скучной для зевоты. Именно поэтому девушка продолжила образование уже в любимом ею Санкт-Петербурге на историко-литературных женских курсах Раева.
Поэзия Анны Ахматовой
Довольно парадоксально то, что в семье Горенко поэзии не уделялось практического внимания. То есть все были согласны ее читать и иногда на публичных вечерах декламировать, но писать никто не брался.
После этого она решила превратиться в Ахматову, потому даже псевдоним она выбрала для себя более чем величественный и во многом не подходящий столь хрупкой женщине.
Когда же девушка обучалась в Мариинской гимназии, то смогла познакомиться там со своим будущим супругом, подающим большие надежды молодым поэтом Николаем Гумилевым. Позже и в Евпатории, и в Киеве девушка вела с ним активную переписку.
Это однозначно была любовь с первого взгляда, потому весной 1910 года они решили обвенчаться в Николаевсккой церкви, которая и по сегодняшний день находится под Киевом в деревне Никольская Слободка. На тот момент Гумилев уже был состоявшимся поэтому, который завоевал известность и признание во многих литературных кругах.
Молодожены приняли решение свой медовый месяц отпраздновать в Париже. Для Ахматовой это была первая ее встреча с настоящей Европой. Когда же по возвращении в Санкт-Петербург ее муж вводит не менее талантливую супругу в литературно-художественные круги Северной столицы, то заметили ее незамедлительно. Изначально всех поразила ее загадочная красота и царственная осанка. С отчетливой горбинкой на носу «ордынская» внешность Анны Ахматовой покорила всю литературную богему. Петербуржские литераторы вскоре оказались не только в плену красоты Ахматовой, но также и в плену ее чрезвычайно мощной поэзии. Анна Ахматова писала стихи о любви. Именно это великое чувство она будет воспевать всю свою жизнь, причем, расцвет ее творческого гения пришелся на времена кризиса символизма.
Первый прорыв
Такой случился в биографии Ахматовой в 1912 году. В этом году не только рождается единственный сын поэтессы, в последствии знаменитый отечественный ученый, Лев Гумилев, но также и выходит небольшим тиражом ее первый сборник стихов под названием «Вечер». Уже на склоне собственных лет, пережившая все жизненные тяготы женщина будет утверждать, что данная поэтическая книжечка была лишь «бедными стихами пустой девочки». Когда же стихи Ахматовой смогли найти своих первых почитателей, то они и принесли ей известность. Уже спустя два года выходит новый сборник, который получил название «Четки». Это уже был настоящий триумф. Поклонники и критики с восторгом писали о поэтессе, называя ее «прорывом» и «музой своего времени».
Отныне Ахматова не нуждалась в протекции мужа, потому как ее имя начало звучать громче, чем даже у самого Гумилева. Уже в революционном 1917-м году Анна выпускает в свет свою третью книгу, названную «Белая стая». В свет она вышла весьма внушительным тиражом в 2 тысячи экземпляров. Годом позднее Ахматова решает расстаться с Гумилевым. Супруг покорно принимает ее решение и возлюбленные расходятся на доброй ноте взаимоуважения.
Смутное время
А летом 1921-го года в действие приводится приказ о расстреле Николая Гумилева. Ахматова крайне тяжело переживает смерть отца своего единственного сына, а также человека, благодаря которому мир поэзии смог узнать о ней. Сама Ахматова не знала еще, что впереди ее ожидают крайне трудные времена и испытания для нее лишь только начинаются.
Начиная с середины 20-х годов Горенко находится под крайне пристальным надзором и круглосуточным контролем НКВД. Ее перестают печатать, потому стихи в это время пишутся, что называется, «в стол». Многие из них были утеряны при многочисленных переездах. Последний ее сборник вышел в 1924 году. На него было поставлено клеймо «провокационного», «упаднического», «антикоммунистического» и «смехотворного». Это клеймо было повешено и преследовало ее на протяжении еще очень долгих лет.
Новый этап ее творчества был связан неразрывно с постоянными переживания за своих родных и близких. В этом нет ничего удивительно, ведь, прежде всего, ее волновало будущее сына Льва. Первый же, по-настоящему, тревожный звонок прозвучал в 1935 году, когда одновременно были арестованы второй муж Николай Пунин и ее сын.
Освобождают их через несколько дней, однако покоя в жизни поэтессы не будет никогда. С этого момента она будет постоянно ощущать, будто настоящую, удавку, что сжимается вокруг ее горла. Сына через три года арестовывают вновь. На этот раз все значительно серьезнее, чем в прошлый раз. Его решают приговорить к 5 годам лагерей. В этом же году она прекращает брак с Пуниным и сосредотачивается исключительно на поддержке сына и поэзии. К примеру, именно в это время вышел знаменитый «Реквием».
Чтобы хоть как-то облегчить жизнь сыну и наконец вытянуть его из лагерей, автор накануне войны, в 1940-м году издаёт сборник «Из шести книг». Здесь собраны старые, прошедшие строжайшую цензуру стихотворения, а также все новые, «правильные», с точки зрения правящей идеологии, строки.
Грянувшую Великую Отечественную войну Анна Андреевна провела в эвакуации, в Ташкенте. Сразу же после победы вернулась в освобождённый и разрушенный Ленинград. Оттуда вскоре перебирается в Москву. Но едва расступившиеся над головой тучи – сына выпустили из лагерей – снова сгущаются. Ее творчество в первые послевоенные годы агрессивно разгромлено на очередном заседании Союза писателей, а Лев Гумилёв арестован снова, по очередной сфабрикованной статье. На этот раз его осудили на 10 лет. Несчастная женщина сломлена. Она пишет просьбы и покаянные письма в Политбюро, но её никто не слышит.
Лишь под конец ее жизни она наконец смогла вздохнуть с облегчением. В Союзе Писателей ее восстановили в 1951-м году. Стихи Ахматовой наконец начали печатать. К середине 60-х годов она получает также престижную итальянскую премию и выпускает один из своих знаменитых сборников «Бег времени». Помимо этого, известная поэтесса удостаивается премии Оксфордского университета. Лишь к концу жизни у поэтессы с мировым именем и не меньшей популярностью появляется собственный дом. Представители «Литфонда» выделяют ей скромную дачу в Комарово. Убранство внутри не заслуживало даже толики внимания, ведь как такового его не было.
Кончина
Кажется, смертью Анны Ахматовой в 1966 году были поражены все без исключения. Несмотря на то, что на тот момент ей исполнилось уже 76 лет и она долго и продолжительно болела. Угла из жизни поэтесса в подмосковном санатории, расположенном в Домодедово. Накануне смерти она просила своих родных привезти ей книжку Нового Завета, тексты которого ей хотелось лично сверить с кумранскими рукописями.
Из Москвы тело Ахматовой было приказано переправить в Ленинград. Власти, как огня, опасались диссидетских волнений. Похоронить ее решено было на Комаровском кладбище. Перед смертью сын с матерью так и не смогли помириться. Не общались они долгие годы. На могиле матери Лев выложил каменную стенку окошком, которая должна была стать настоящим символом, бессмертным напоминанием о их взаимосвязи, которая была, как ни странно, самой сильной, когда он сидел в тюрьме, в Крестах, куда Анна Ахматова носила ему регулярные передачи и поддерживала, как могла. Выложил он каменную стенку с окошком. Сама Анна Андреевна просила деревянный крест, однако в 1969 году был установлен уже добротный монумент.
Как известно, музей Анны Ахматовой находится в Санкт-Петербурге на улице Автовской. Еще один было решено открыть в Фонтанном доме, где она прожила на протяжении 30 лет. Несколько позже музеи, различные памятные доски и барельефы с периодичностью появлялись также в местах ее временного обитания Москве, Ташкенте, Одессе и Киеве.
Подписаться:
Поделиться:
Анна Ахматова: харизматичный поэт на века
Портрет Анны Ахматовой работы Натана Альтмана, 1941 г. Источник: Википедия
Когда ее сына Льва арестовали в 1938 году, Анна Ахматова сожгла все тетради стихов. С тех пор она запоминала все, что писала, чтобы читать после этого только на частных чтениях с доверенными друзьями.
Отец Льва, первый муж Ахматовой Николай Гумилев был убит за предполагаемую роль в антибольшевистском заговоре. Но Ахматова знала, что ее сын, вероятно, тоже стал мишенью из-за бескомпромиссность собственного стиха.
Ее переход к устной традиции также означал изменение ее стиля: более фрагментарный, более наглядный и, прежде всего, более резонансный. Это была ее стратегия за выживание и сохранение коллективной памяти своего народа.
Как поэт, она не смогла спасти жертв сталинского Террор, чистки, или Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Но ее прозрачная стихи могли сохранить память и спасти ее от второй смерти: забвение.
Ахматова читает стихотворение «Когда ночью жду ее прихода». Источник: Youtube
Через меня прошло поколение
По мере того, как в России и страдания ее народа росли, голос Ахматовой становился сильнее и преданнее самым слабым жертвам. Она пережила падение империи, Октябрь Революция и две мировые войны. Ахматова терпела сталинские гонения и травлю. друзей-писателей, принадлежавших к Серебряному веку: Мандельштам умер по дороге в ГУЛАГ, Цветаева повесилась, а Пастернака преследовали до самой смерти. Ахматову официально заставили замолчать в 1924, и больше не публиковался, пока 1940.
«Через меня как будто прошло целое поколение сквозь тень», — написала она. Несмотря на бедность и хрупкое здоровье, щедрость Ахматовой и солидарность с семьей и друзьями оставалась частью ее характера.
В период с 1935 по 1940 год она написала «Реквием». В этом своем самом известном стихотворении она оплакивает казнь Гумилева, ее первый муж; арест ее третьего мужа Николая Пунина; и арест ее сына Льва. Но «Реквием» был также гимном народного сопротивления власти Сталина; один из самых сильных отрывков поэмы было написано «Вместо предисловия».
«Я провел семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинград. Однажды меня там «опознали». Затем женщина, стоящая позади я, посиневший от холода, который, конечно, никогда не слышал моего имени, проснулся от этого характерный для всех нас транс и спросил спросил на ухо (там каждый говорил шепотом): «Ах, ты можешь это описать?» / И я ответил: / «Я может. Затем что-то похожее на мучительную улыбку пробежало по тому, что когда-то было ее лицо.»
Анна Андреевна Горенко хотела быть поэтом из юный возраст. Всю свою жизнь она будет ковать образ загадочной, особенной женщина. Ее отец, читая ее стихи, назвал ее «поэтом-декадентом» и не хотел, чтобы она использовала его фамилию. Но она взяла свой псевдоним Ахматова от прабабушка, татарская принцесса из рода Чингисхана, по семейной легенде.
Связанный:
Женщины самых известных писателей России
Она была желанной женщиной, а также харизматичным поэтом. Ее рост 5 футов 11 дюймов, крайняя худоба, элегантность (некоторые сочли ее надменной). манера поведения, длинные прямые волосы, собранные на затылке, высокие скулы, огромные серые глаза, тонкие губы и орлиный нос создавали своеобразный вид. Все это и завораживающий ритм ее голоса, когда она читала свои стихи, сделанные Анна Ахматова – икона красоты, которую многие живописцы, в том числе и Модильяни, были вынуждены изображать.
Санкт-Петербург был ее любимым и оплакиваемым городом. Там она жила интенсивной, авангардной, тусовочная жизнь, где она наслаждалась любовью и сексуальной свободой, но это также было город, где она испытала голод, боль, нищету и болезни.
Ее изменчивая, богемная натура очень скоро получила свое воплощение. из одного дома — «Но где же мой дом и где мой разум?» — хотя она много лет жила время от времени в Фонтанном доме, принадлежавшем ее третьему «муж», Николай Пунин, искусствовед, с которым она жила в невменяемом виде интимных отношений, среди которых были жена Пунина и дочь пары. Эмоциональный нестабильность была еще одним вызовом жизни Ахматовой. Ей было свойственно влюбляться легко, но любви в своих многочисленных любовниках она не нашла; она нашла это в поэзии, как она рассказывает в «Моих полвека», книге ее прозы и автобиографические очерки в переводе Рональда Мейера.
Санкт-Петербург был культурным эпицентром России и питательная среда для авангарда. Символисты в лице Блока, Собрались футуристы во главе с Маяковским, акмеисты и художники всех направлений в подвале «Бродячая собака», где в 1913 году Ахматова стала бесспорной Королева. Годом ранее она издала свою первую книгу «Вечер» при поддержке Гильдии поэтов, группа, давшая название новому акмеистическому движению, в котором Н. Гумилев, Осип Ключевыми фигурами были Мандельштам, Сергей Городецкий и, конечно же, Ахматова. Акмеисты, в отличие от символистов, требовал ясности в поэзии и ценил индивидуальный опыт.
Ее история
Родилась: 11 (23) июня 1889 г., г. Одесса
Почетная степень Оксфордского университета в 1965 г. Комарово кладбище в Санкт-Петербурге.
«Вечер» имел неожиданный успех. Стихи исследованы несчастье любви, и они стали очень популярны. Сама Ахматова заложила обнажить свою близость к читателям. В В 1914 году она опубликовала свою вторую книгу «Четки», за которой последовали три более.
1 августа 1914 года, когда Германия объявила война с Россией, поэзия Ахматовой изменила курс. «Утром еще немного мирные стихи о другом. Но днем весь мир рушится». С тех пор поэтесса устремила свой взор на Россию, на землю, которую она любила и никогда не оставлять. Спустя годы, когда она Читая «Улисса» Джеймса Джойса, Ахматова была бы глубоко поражена фразу «Вы не можете оставить свою мать сиротой», которую она позже изменила на «Нельзя оставить Родину сиротой».
Поэзия Ахматовой полностью созрела с «Поэмой без Герой», произведение, на создание которого она потратила 22 года своей жизни, и теперь признанное как один из величайших вкладов в мировую литературу. Написано в Ленинграде, Ташкенте и Москве, «Поэма без героя» (1940-1962) — эпический, душераздирающий сборник стихов где многоголосие и разные жанры составляют лирическую хронику.
Опять же, она бесстрастно писала о старом себе: «Та женщина, которой я когда-то была/ в черном агатовое ожерелье / Я не хочу больше встречаться / до Судного Дня».
Все права принадлежат «Российской газете».
Анна Ахматова Стихи | Классика Известная поэзия
Солнечный свет наполнил комнату
Солнечный свет наполнил комнату
прозрачными золотыми пылинками.
Я проснулась и вспомнила,
дорогой, это был твой день рождения.
Но далеко за моими окнами
снег покрыл землю,
И заставил меня забыться, так что теперь, чтобы искупить,
Я сплю без снов.
Рэйчел
Когда Джейкоб и Рэйчел встретились впервые,
Он поклонился ей, как скромный путник.
Стада поднимали к небу горячую пыль,
Устье колодца завалило валуном.
Он отвалил старый валун от колодца
И сам напоил стадо чистой водой.
И все же милая маленькая грусть закралась в его сердце
С каждым днем все сильнее.
Чтобы жениться на ней, он согласился трудиться семь лет.
Пастухом у ее хитрого отца.
О, Рэйчел! Пленнику любви в его глазах
Семь лет казались несколькими ослепительными днями.
Но Лаван жаждал серебра и был мудр,
И милосердия не обнял,
Считая прощение всякой лжи…
Пока они служат его дому.
Верной рукой он взял Лию невзрачную.
И привел ее к Иакову в свой свадебный шатер.
Знойная ночь властвует над высоким пустынным небом
И расстилает по утрам туманные росы,
Всю ночь в отчаянии дергая за косы
Младшая из сестер стонет.
Проклинает Лию и Бога за ее гибель.
Умоляя ангела смерти прийти скорее.
Как снится Иакову сладчайший из снов:
Чистый родник в долине
И глаза Рахили радостно смотрят на него
Ее прекрасный голос тихо поет:
О, не целовал ли ты меня, Яков, с любовью
И зовешь меня всегда своей черной горлицей?
Многим
Я — твой голос, тепло твоего дыхания,
Я — отражение твоего лица,
Тщетный трепет тщетных крыльев,
Я с тобой до конца, в любом случае.
Вот почему ты так горячо любишь
Меня в моей немощи и в моем грехе;
Вот почему ты импульсивно отдал
Мне лучшего из твоих сыновей;
Вот почему ты даже не спросил
Меня ни слова о нем
И очернил мой навеки покинутый дом
Дымом похвалы.
А говорят — теснее слиться нельзя,
Нельзя любить отчужденнее. . .
Как тень от тела хочет расстаться,
Как плоть от души хочет отделиться,
Так хочу я сейчас — быть забытой. запомнит свое внутреннее море
и воды такие холодные
песок белый
как старые кости, сосны
странно красные там, где садится солнце.
Я не могу сказать, наша ли это любовь,
или день, который подходит к концу.
Александр Фивы
Я думаю, король был свиреп, хотя и молод,
Когда он провозгласил: «Вы сровняете Фивы с землей».
И воспринял старый вождь этот город гордым,
Видел он во времена, что в сагах воспеты.
Поджечь всех! Король перечислил еще
Башни, ворота, храмы – богатые и процветающие…
Но погрузился в размышления и сказал с просветленным лицом:
«Ты просто обеспечиваешь выживание Дома бардов».
«Итак, мы снова торжествуем!»
Итак, мы снова торжествуем!
Опять не придем!
Наши речи немые,
Наши слова немые.
Наши глаза, которые не встретились
Снова потеряны;
И только слезы забывают
Хватка мороза.
Подмосковный шиповник
Что-то знает о
Эту боль, которую назовут
Бессмертной любовью.
Верба
И я рос в узорчатой тишине,
В прохладной детской века юного.
И голос человека был мне не дорог,
Но голос ветра я мог понять.
Но лучше всего серебристая ива.
И услужливо прожило
Со мною всю жизнь; это плачущие ветки
Раздули мою бессонницу мечтами.
И странно! — я это пережил.
Там пень стоит; странными голосами
Другие ивы разговаривают
Под нашими, под теми небесами.
А я молчу… Как будто брат умер.
Мой Путь
Один идёт прямыми путями,
Один по кругу бродит:
Ждёт девушку своих дней,
Или за возвращение домой.
А я иду — и горе там —
Ни прямым, ни широким путем,
Но в никогда и никуда,
Как поезда — с железной дороги.
Почему этот век хуже…?
Чем этот век хуже предыдущих?
В оцепенении от горя и страха
Не перебирали ли мы гнуснейшие раны
и не оставляли их незаживающими руками?
На западе еще горит падающий свет,
и блестят на солнце сгруппированные крыши домов,
а тут Смерть уже мелит двери крестами,
и зовет воронов, а вороны прилетают.
Я слышу всегда горестный голос иволги
Я слышу всегда горестный голос иволги,
И богатые долгожданная потеря лета слышу
В змеином шипении серпа
Режущий плотно прижатый к колосу колос.
И короткие юбки стройных жнецов
Летят по ветру, как праздничные вымпелы,
Стук радостных кимвалов, и ползучая
Из-под пыльных ресниц долгий взгляд.
Я не жду нежной лести любви,
В предчувствии какого-то события темного,
Но приди, приди и посмотри на этот рай
Где вместе мы были блаженны и невинны.
Я не знаю, жив ты или мертв
Я не знаю, жив ты или мертв.
Можно ли тебя на земле искать,
Иль только когда меркнут закаты
Безмятежно оплакивать в мыслях моих?
Все для тебя: ежедневная молитва,
Ночной зной бессонный,
И стихов моих — белая
Стая, и глаз моих — огонь голубой.
Никого больше не любили, никем не мучили
Меня больше, не
Даже того, кто предал меня на пытки,
Даже того, кто ласкал меня и забыл.
Где-то жизнь простая
Где-то жизнь простая и мир,
Прозрачный, теплый и радостный. . .
Там вечером сосед разговаривает с девушкой
Через забор, и только пчелы слышны
Это самое нежное бормотание из всех.
Но мы живем торжественно и с трудом
И соблюдаем обряд горьких встреч наших,
Когда вдруг безрассудный ветер
Обрывает только что начатую фразу —
Но ни на что не променяем мы этот прекрасный
Гранитный город славы и бедствие,
Широкие реки сверкающего льда,
Бессолнечные сумрачные сады,
И еле слышный голос Музы.
Одиночество
Столько камней в меня кинули,
Что я их больше не боюсь,
И яма стала сплошной башней,
Высокой среди высоких башен.
Благодарю строителей,
Пусть заботы и печали обходят их стороной.
Отсюда я увижу восход раньше,
Здесь солнце радуется последнему лучу.
И в окна моей комнаты
Часто залетают северные ветры.
И из моей руки голубь ест пшеничные зёрна…
Что касается моей незаконченной страницы,
Рыжая рука Музы, божественно спокойная
И нежная, завершит её.
Как можно смотреть на Неву?
Как можно смотреть на Неву?
Как ты можешь переходить мосты?.
Не зря меня называют скорбящим
С тех пор, как ты явился мне.
У черных ангелов острые крылья,
Скоро судный день,
И цветут малиновые костры,
Как розы, на снегу.
Песня последней встречи
Грудь беспомощно похолодела,
Но легки были мои шаги.
Я стянул перчатку с левой руки
По ошибке на правую.
Казалось, что ступенек много,
Но я знал, что их всего три!
Среди кленов осенний шепот
Молил: «Умри со мной!
Меня сбила с пути злая
Судьба, такая черная и такая неверная».
Я ответил: «Я тоже, дорогой!
Я тоже умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянул на темный каркас дома.
Горят только свечи в спальне
Безразличным желтым пламенем.
Он любил
Он любил три вещи в этом мире:
Хор на вечерне, павлины-альбиносы,
И потертые, обветренные карты Америки.
И он не любил детского плача,
Ни чая с малиной,
Ни женской истерики.
…А я была его женой.
«Есть слова…»
Есть слова, которые нельзя сказать дважды,
Тот, кто сказал однажды, исчерпал все свои чувства.
Только две вещи никогда не кончаются —
Небесная синева и милость Творца.
Приговор
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, я был готов.
Как-нибудь обойдусь.
Сегодня у меня так много дел:
Я должен убить память раз и навсегда,
Я должен превратить свою душу в камень,
Я должен снова научиться жить—
Если только . . . Жаркий шорох лета
Словно праздник за окном.
Давно я предвидел этот
Блестящий день, заброшенный дом.
Памяти М.Б.
Вот мой подарок, не розы на твоей могиле,
не палочки благовоний.
Вы жили в стороне, сохраняя до конца
свое великолепное пренебрежение.
Ты пил вино и рассказывал самые остроумные анекдоты,
и задыхался в душных стенах.
В одиночку ты впустил страшную незнакомку,
и остался с ней наедине.
Теперь тебя нет, и никто не говорит
ни слова о твоей беспокойной и возвышенной жизни.
Лишь голос мой, как флейта, будет оплакивать
на ваших дурацких поминках.
О, кто бы мог поверить, что полусумасшедший я,
я, больной тоской по погребенному прошлому,
я, тлеющий на медленном огне,
потерявший все и все позабывший,
суждено было бы поминать человека
такой полный сил и воли и ярких выдумок,
который еще вчера кажется, болтал со мной,
скрывая трепет своей смертельной боли.
Приветствую!
Вы слышите тихий шорох
за вашим столиком?
Не пишите
, я к вам приду.
Неужели вы сердитесь
на меня, как в прошлый раз?
Вы говорите, что не хотите видеть мои руки,
мои руки или мои глаза.
Я с вами в вашей светлой, простой комнате.
Не прогоняй меня
Туда, где холодная мутная вода
течет под мостом.
Ты думал, что я такой
Ты думал, что я такой:
Что ты мог забыть меня,
И чтобы я умолял и плакал
И бросался под копыта гнедой кобылы,
Или чтобы я просил колдунов
О волшебном зелье, приготовленном из корней, И посылал тебе страшный подарок:
Мой драгоценный ароматный носовой платок.
Будь ты проклят! Я не дам твоей проклятой душе
Заместительских слез или единого взгляда.
И клянусь тебе садом ангельским,
Клянусь чудотворной иконой,
И огнём и дымом наших ночей:
Никогда к тебе не вернусь.