Ахматова не стой на ветру стих: Сжала руки под темной вуалью… — Ахматова. Полный текст стихотворения — Сжала руки под темной вуалью…

А Ахматова «Сжала руки под тёмной вуалью» 😢 – стихи с анализом

Стихи Анна Ахматова, анализ Дмитрий Кубраков

Текст

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

         январь 1911 года.


Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью» пишется Анной Ахматовой в 1911 году, через год после венчания с Гумилёвым. Этот момент прошу оставить в памяти, так как он пригодится в дальнейшем анализе строк для их глубокого понимания.

Стихотворение не имеет полной базы для обрисовки чувств, поэтесса сжала его, чтобы каждая строчка имела свой вес. Обратим внимания на ключевые слова произведения «тёмная вуаль», «терпкая печаль», «шутка» и « не стой на ветру». В 1911 году отношения с Гумилёвым находятся в расцвете, поэтому вряд ли строки написаны на основе реальной боли расставания, скорее, это страх разлуки.

Задаёт тон всему стихотворению первая строка:

Сжала руки под тёмной вуалью.

Ах, Гумилёв

Сжатые руки символизируют боль разлуки, а тёмная вуаль – это траур по вчерашним отношениям. Героиня стихотворения испытывает муки расставания с любимым человеком, отчего бледна и сжимает дрожащие руки под покровом тёмной вуали. Печаль терпкая и героиня поит ей своего возлюбленного допьяна, пытаясь вернуть назад. Почему терпкая? Потому что ещё вчера на её месте была радость близости, а на небосводе не было облаков.

Дорогой, не поддаётся чарам и уходит, шатаясь от терпкости печали. Героиня бежит за ним до самых ворот, которые символизируют полное расставание – границу отношений. Она говорит, что умрёт, если он уйдёт, но ничего уже не может заново разжечь огонь в сердце мужчины. Он холоден и спокоен:

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Зола в конце тоннеля

Убивает фраза «Не стой на ветру». За вами бегут, кидаются на шею в буквальном смысле, а вы в ответ проявляете стальной холод. Где последнее ласковое слово, где прощальный взгляд? Последняя фраза – говорит, что больше нет эмоций, всё потухло, а зола остыла.

Мне кажется, что Ахматова этим стихотворением делает себе прививку от разлуки – лучше пережить часть боли заранее в своём воображении, тогда при расставании будет чуть легче.

… До разлуки было ещё далеко – целых 10 лет. Напомню, Гумилёва расстреляли в 1921 году, но это был не единственный удар судьбы по Анне Ахматовой.

Анализ средств выразительности

Строки «Сжала руки под чёрной вуалью» относятся к раннему периоду творчества Ахматовой, когда мечты ещё доминируют над печалями, но и начинает появляться первый горький опыт жизни. Тема стихотворения – описание разлуки, написанной в жанре элегии. Размер – трехстопный анапест с перекрёстной рифмовкой, в качестве средств выразительности поэтесса использует эпитеты (ты сегодня бледна, тёмная вуаль) и метафоры (искривился мучительно рот и т д. ).

Читает Алиса Фрейндлих

Послушайте эти строки в исполнении признанного мастера сцены — Алисы Фрейндлих.


 


 

ТОП русской поэзии

  • 💔 Анна Ахматова
  • 🍷 Александр Блок
  • 👀 Борис Пастернак
  • ☝ Владимир Маяковский
  • ✨ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Иосиф Бродский
  • 🩸 Николай Гумилёв
  • 💕 Николай Заболоцкий
  • 😢 Марина Цветаева
  • 🩸 Осип Мандельштам
  • 💕 Сергей Есенин
  • 🍂 Иван Бунин
  • 📝 Федор Тютчев
  • ✨ Игорь Северянин
  • 👼 Константин Бальмонт
  • 💕 Афанасий Фет

 

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…» (А. А. Ахматова)

Автор: Самый Зелёный ·

Анна Андреевна Ахматова очень тонко чувствовала все перипетии любви, что четко выражается в ее поэтическом творчестве. В ее поэзии перед нами предстает сильная, но очень несчастная женщина, которая испытывает глубокие эмоции и переживания. Так и в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» — лирическая героиня пытается предотвратить уход возлюбленного, что становится для нее трагедией. Многмудрый Литрекон предлагает свой разбор данного произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление, размер
  • 3 Образы и символы
  • 4 Темы и настроение
  • 5 Смысл
  • 6 Средства выразительности

История создания

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» было написано поэтессой в 1911 году, в период ее раннего творчества. Оно входит в первый сборник Ахматовой «Вечер», неким образом отражая общую идейную направленность книги. В то время она заинтересовалась акмеизмом, о котором пойдет речь дальше. Это модернистское течение найдет свое отражение как раз в сборнике «Вечер», где Ахматова рассмотрит любовную драму с разных сторон. 

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» было написано всего спустя год после ее свадьбы с Николаем Степановичем Гумилевым. Поэтесса не посвящает его мужу, оно в принципе не имеет посвящения, поэтому, скорее всего, подобная ситуация – лишь плод авторского воображения. Такая психологическая лирика обычно основывается на личных переживаниях, однако с Гумилевым Ахматова прожила около восьми лет, а другой мужчина не был замечен около нее в те времена. 

Жанр, направление, размер

  • Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» можно отнести и к любовной, и к психологической, и даже к сюжетной лирике. Если говорить о жанровой принадлежности, то оно очень напоминает элегию — лирическое стихотворное произведение, в котором рассказаны глубоко личные, очень интимные переживания человека, окутанные состоянием грусти, печали и ностальгии. Очень часто элегии являются отражением авторских мечтательных и философских раздумий о человеческой жизни.
     
  • В то время, когда Ахматова писала анализируемое стихотворение, она увлекалась акмеизмом – одним из модернистских течений русской поэзии начала XX века, для которого нет аналога в европейской литературе. Акмеизм формировался как некая реакция на крайний символизм, который тогда процветал. Его антипод призывал вернуться к более конкретным описаниям. Так, акмеизм декларировал возврат к изначальному смыслу слова, а не символическому. И действительно, в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» нет каких-либо многозначных слов, все образы достаточно просты для трактовки и не требуют дополнительной информации для разбора.
  • Произведение написано анапестом – это трехсложный стихотворный размер с ударением на последний слог. Благодаря этому оно приобретает своеобразную мелодичность и динамику. Тип рифмовки – перекрестный (abab). 

Образы и символы

В тексте представлено два образа – женщины и мужчины, которые переживают расставание. Героиня чувствует себя виноватой из-за того, что причинила боль любимому человеку: «…что я терпкой печалью / Напоила его допьяна». Для нее ситуация трагическая, потому что она все еще любит, она пытается его догнать, чтобы все исправить, в то время как для мужчины любовь уже закончилась: «Улыбнулся спокойно и жутко / И сказал мне: «Не стой на ветру»». Он не смог простить возлюбленную и будто прощается с ней навсегда. Улыбка кажется женщине жуткой именно потому, что она знает – это конец их отношений. Однако будет ошибочно считать, что герою все равно. Для него происходящее тоже было ударом, о чем свидетельствуют следующие строки: «Он вышел, шатаясь, / Искривился мучительно рот». Просто он не смог простить героиню и отпустил чувства раньше, чем она. Лирическая героиня тяжело переживает утрату, но не теряет достоинства и лишь «сжимает руки», то есть делает над собой мучительные усилия.

Единственным символом в стихотворении становится темная вуаль – символ траура, смерти. Такие вуали часто надевали вдовы, оплакивающие своих умерших мужей. Кроме того, вуаль ассоциируется с мистикой, загадочностью и неоднозначностью – именно такими словами можно описать любовную связь двух людей. Поэтому эпитет «темная» в данном случае точно приобретает оттенок мрачности и отчаяния. 

Темы и настроение

Основная тема стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» – разрыв отношений двух влюбленных. Болезненное для обоих расставание отражено Ахматовой в динамике жестов и чувств. По факту поэтесса изображает момент осознания, что все кончено, при этом не используя типичные приемы – выражение обвинения, обилие восклицаний, описание слез. Это говорит о том, что и герой, и героиня очень сильны духом и могут достойно пережить свои чувства внутри себя, быстро совладать с собой. И от этого читатель чувствует особенную трагичность, ведь эмоции героев нельзя назвать показушными. 

В тексте косвенно затронуты темы раскаяния и прощения. Героиня чувствует себя виноватой, как было отмечено ранее, она подмечает каждое движение, каждое изменение в мимике некогда любимого человека. Она надеется, что он ее простит, быстро сбегает по лестнице за ним, «перил не касаясь», задыхаясь, умоляет остаться: «Уйдешь, я умру». Но герой не прощает и даже игнорирует ее слова, будто не слыша и спокойно отвечая: «Не стой на ветру».

Грустным, даже трагическим мотивом проникнуты все действия и слова в стихотворении. Этого Ахматова добивается с помощью средств выразительности, о которых пойдет речь далее.

Смысл

Основную идею, которую пыталась выразить Ахматова, можно выразить так: любовь – это очень хрупкая, почти хрустальная материя, неоднородная по своему содержанию и восприятию для любящих, и оттого любовный мир очень легко разрушить. Читатель так и не узнает, за что себя корит героиня, но можно предположить, что именно ее поступки и слова стали началом конца. 

Поэтесса как будто предостерегает: оскорбление и обида, нанесенные избранником или избранницей, пережить тяжелее всего, они порождают усталость, отчаяние и безразличие. И не всегда мольбы о прощении могут восстановить ту удивительную и хрупкую связь, которая когда-то казалось нерушимой. Это и есть главная мысль стихотворения «Сжала руки под темной вуалью».

Средства выразительности

Ахматова использует разные приемы для создания атмосферы и образов героев. Среди них:

  • метафора («терпкой печалью напоила его допьяна»),
  • антитезы («тёмной вуалью» — «ты сегодня бледна», «задыхаясь» — «крикнула»),
  • эпитеты («темной», «терпкой», «бледна»),
  • риторический вопрос («Как забуду?»),
  • аллитерация (Он вышел, шатаясь, / Искривился мучительно рот… / Я сбежала, перил не касаясь, / Я бежала за ним до ворот»),
  • оксюморон («спокойно и жутко»). 

Таким образом, Ахматова представила в русской поэзии тему расставания с женской точки зрения. С помощью деталей и довольно однозначных слов она передает отчаянное состояние героев во время расставания. Поэтесса нарочно не говорит нам ни о дальнейшем развитии отношений героев, ни о ее мнении – возможно ли было счастье? Мог бы герой простить свою возлюбленную? Подобная недосказанность позволяет читателям самим решить для себя, как бы они поступили в такой ситуации, и поразмыслить о судьбе героев.

Возможно, именно поэтому стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» стало одним из самых трогательных и узнаваемых произведений поэтессы. 

Автор: Альбина Исмаилова

Метки: Анна АхматоваразборСжала руки под темной вуалью

Читайте также:

Страница любителей поэзии — Анна Ахматова: Реквием

Вы здесь: Главная » Русские поэты » Анна Ахматова » Реквием

Поделиться |

АННА АХМАТОВА: Реквием
1935-1940
Не под защитой чужого неба
Или спасительные крылья чужого рождения –
Я был тогда там – со всем моим народом –
Туда, где мой народ, увы! был.
  1961 
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
В страшные дни ежовщины я провел семнадцать месяцев во внешней очереди тюремных посетителей в Ленинграде. Однажды меня там «опознали». Потом женщина, стоявшая позади меня в очереди, которая, конечно, никогда не слышала моего имени, очнулась от оцепенения, характерного для всех нас там, и спросила меня, шепча мне на ухо (там все говорили только шепотом): :
— А это ты можешь описать?
И я ответил:
"Да, я могу.
" Потом слабое подобие улыбки скользнуло по тому, что когда-то было ее лицом. 1 апреля 1957 г.; Ленинград ПРЕДАННОСТЬ Высокие скалы склоняются перед этим горем, Великая река не течет вперед, Но крепки - замки тюремные, каменные, А за ними – кельи, темные и низкие, И смертоносная сосна раскинулась. Для кого-то где-то дует свежий ветер, Для кого-то где-то просыпается заря — Мы не знаем, мы здесь всегда одинаковы, Мы лишь слышим шквал ключа, угрюмый, И тяжелый шаг часового один; Встал рано, как к обедне к Пасхе, Прошел пустую столицу вдоль Чтобы создать толпу полумертвых людей. Солнце село, Нева завела господина, Но наша надежда пела вдали свою песню. Есть приговор... Моментально слезы текут... Теперь отделены, отрезаны от нас, Как будто сердце вырвали и бросили Или столкнули ее на уличный камень – Но она идет… Катится… Сразу одна. Где теперь друзья невольные те, Те друзья моих двух лет, скотина? Что видят в сибирских снегах, В кругу луны выставлены? Им я посылаю свой прощальный привет.
ПРОЛОГ В это время только мертвый мог наполовину справиться Слабая улыбка – при умиротворенном состоянии радости. И, как какой-то тяжелый, ненужный придаток, Посреди его тюрем качался серый Ленинград. И, обезумев от череды пыток, Шла армия обреченных, Пропели двигатели последнюю разлуку Своими свистками сквозь дымящийся мрак, И смертоносные звезды нависли над нашими головами. И наша Россия корчилась под сапогами – Кровью невинных полных покрытых – И колеса на черных маршрутах Черных Марий. 1 Тебя увезли на мягкости рассвета. Я сопровождал тебя, как мое мертворожденное дитя, Дети плакали в полусерой темноте комнаты, И лампада у иконы погасла. На губах твоих холодный поцелуй иконы На лбу — холодная сладость… Не забудь! Как жена старого повстанца На Красной площади я буду плакать без конца. 2 Тихий Дон несет тихий поток, Полумесяц входит в хижину. Он входит с шапкой на голове, Он видит женщину как тень. Эта женщина абсолютно больна, Эта женщина абсолютно одинока. Ее мужчина мертв, сын – в тюрьме, О, помолитесь за меня – бедную женщину! 3 Нет, это не я, это кто-то страдает - Я никогда не был в состоянии терпеть такую ​​боль.
Пусть все, что было, будет черной тканью закутано, И пусть фонари потухнут... и царствуют просто Ночь. 4 Вы бы видели, девушка с какой-то насмешливой манерой, Из всех твоих друзей самый любимый питомец, Вся Царская Деревня грешная, самая веселая — Что должно быть потом в твои годы послано. Как с посылкой, Крестами, вот, Вы стоите в очереди с брендом «Трехсотый» И, твоей горячей от горечи слезой, Прожигай лед Нового года, ужас. Тюремный тополь склоняет чело, Не слышно ни звука – Но сколько там, Невиновные сейчас гибнут… 5 Я плакал семнадцать долгих месяцев, Я позвал тебя домой, Я пал в ноги палачам — не раз, Мое чрево и ад, откуда ты родом. Всё смешалось на все времена, И теперь я не могу определить Кто зверь или человек, наконец, И когда они убьют моего сына. Остались только цветы под пылью, Шквал кадильницы, следы, отливки В пустой рынок… И смотрит прямо в мои красные глаза И нити со смертью, которая приближается быстро, Огромная пылающая звезда.
6 Светлые недели здесь летят быстрее, Что случилось, я не знаю, Как в твою темницу, камень, Заглянули ли белые ночи, сын мой, родной? Как они смотрят на тебя, иначе, С их горячим глазом сокола, Говорите о высоком кресте, вы держитесь, Медленно приближающейся смерти? 7 ПРЕДЛОЖЕНИЕ Слово, как тяжелый камень, Упал на мою еще живую грудь. Я был готов. Я не стонал. Я постараюсь сделать все возможное. У меня много дел для себя: Чтобы забыть эту бесконечную боль, Заставь эту душу стать камнем, Заставь эту плоть снова жить. Лишь бы не… Шорох лета Пиры за моим окном продают. Задолго до того, как я увидел во сне Этот ясный день и пустая клетка. 8 ДО СМЕРТИ Ты все равно придешь — почему бы и не сейчас? Я жду тебя – мое напряжение наивысшее. Я погасил свет и оставил открытой дверь Для тебя, такой простой и такой чудесной. Пожалуйста, просто возьмите любой прицел, который вы предпочитаете иметь: Вонзаются – в маскировку орудийных снарядов, Или пролезть с ножом, как опытный плут, Или отравить меня курящим сыпным тифом, Или процитируй сказку, выросшую в твоей памяти И известное каждому человеку до болезни, В котором я увижу, наконец, синеву верхушек шляп, А домоуправитель «по-прежнему бесстрашный». Для меня это все одинаково. Холодный Енисей лежит В густом тумане Северная звезда — в блеске, И голубой блеск любимых глаз Покрыта последним страхом-мраком. 9Уже безумие своим крылом, Охватывает половину моего сердца, беспокойного, Напоил меня пламенным вином И тянет в юдоль черноты. Я понимаю, что только к этому Моя победа должна быть отдана, Услышав бред моего припадка, Теперь подходит к жизни незнакомца. И ничего из моего прошлого Это позволит мне взять с собой отсюда (Независимо от того, в какие мольбы я вкладывал Или как часто они появляются): Не страшны глаза моего дорогого сына – Бесконечное страдание и терпение – Не тот черный день, когда грянул гром, Не тот тюремный час посещения, Не та сладкая прохлада его рук, Не тот липовый оттенок в волнении, Не тот светлый звук из дальних стран – Слова последнего утешения. 10 РАСПЯТИЕ Не плачь обо мне, мама, увидеть меня в могиле. я Ангельский хор прославил великий час, И небеса расплавились в огненном бреду. Он сказал Богу: «Почему Ты оставил меня, Отец?» А своей Матери: «Не плачь над моей могилой…» II Магдалина корчилась и рыдала в муках, Лучший ученик превратился в камень, Но никто не посмел – даже на мгновение – Увидеть Мать, молчаливую и одинокую. ЭПИЛОГ я Я умею, как сразу сжимаются лица, Как страх выглядывает из-под век, Как страдания создают страницы Священных Писаний На бледных щеках царит жестокая его середина, Как сияющий ворон или прекрасное колечко Сразу покроется серебряной пылью, И на губах вянет улыбка, послушная, И смертельный страх в сухом хохоте шелестит. И не только за себя молю Господа, Но для них всех, кто стоял в той очереди, тяжелее всего, В летнюю жару и в зимнюю стужу, Под стеной, такой красный и такой незрячий. II Снова поминальный час близок, Теперь я вижу тебя, чувствую тебя и слышу: И ее, которую в припадке на воздух вывели, И ее – которая больше не касается земли ногами. А она, встряхнув прекрасной головою, Она говорит: «Я прихожу сюда, как в свою усадьбу». Я желаю, чтобы их всех называли своими именами; Но как я могу это сделать? У меня нет рулона. Широкое общее покрывало, которое я соткал для их жребия — >От многих слов, что от них я уловил. Эти слова я буду помнить, пока жив, Я не забуду их ни в новом благоговении, ни в печали. И если заткнут мои многострадальные уста – Сквозь которую всегда кричат ​​наши народные мессы – Пусть молятся за меня, как за них я молился, До дня моей памяти тихо и грустно. И если однажды, когда бы то ни было в моей родной стране, Подумают поставить мне памятник, Я даю разрешение на такой хороший пир, Но с одним условием – они должны его разместить. Не у моря, где я когда-то родился — Все мои теплые связи с ним оборвались, Не в царском саду у того пня, блаженного, Где меня ищет заунывная тень, Но здесь, где я простоял триста долгих часов И где не была открыта для меня трудная дверь. Поскольку еще в благословенной смерти я не должен забывать Оглушительный рев черной полосы Черных Марий, Мне не забыть, как хлопала та ненавистная дверь, И завыла старуха, как зверь, перед ним. И пусть из бронзы и неподвижных век, Словно тающий снег течет по слезам, И пусть тюремный голубь воркует где-то вдалеке И пусть по Неве плывут немые корабли. © Copyright, 2005 Перевод Евгений Бонвер , февраль 2005 г.

Поделиться |

Поэзия Анны Ахматовой |

Дмитрий Бушен, 1914. Бумага, уголь.

Я читал стихи Анны Ахматовой и наслаждался ими все выходные, поэтому решил поделиться некоторыми из моих любимых. У меня есть издание Полное собрание стихов Анны Ахматовой от Zephyr Press, переведенное Джудит Хемшемейер. Я очень рекомендую это издание из-за замечательных фотографий и предисловия Роберты Ридер.

Первое, чем я поделюсь, это одно из многих стихотворений, в которых она использует классические темы. Из стихотворения 11 «Шиповник в цвету»:

Я покинул твои берега, Императрица,
против своей воли.
—Энеида Книга 6

Не бойся — я еще могу изобразить
То, на что мы похожи сейчас.
Ты призрак — или человек, проходящий сквозь тебя,
И мне почему-то дорога твоя тень.

Некоторое время ты был моим Энеем —
Тогда я спасся огнем.
Мы умеем молчать друг о друге.
А ты забыл мой проклятый дом.

Ты забыл те руки, протянутые к тебе
В ужасе и муке, сквозь пламя,
И весточку о разрушенных снах.

Ты не знаешь, за что ты прощен…
Рим создан, По морю плывут стаи флотилий,
И лесть поет победе дифирамбы.

1962 Комарово

Ее стихи о России полны разочарования и печали, поскольку она является свидетельницей сталинского террора и блокады Ленинграда. Она испытывала искушение, как и другие художники и писатели, бежать с родины, но гордилась тем, что решила остаться. Из стихотворения «Ветер войны» 4:

В зените птицы смерти,
Кто спасет Ленинград?

Молчи — дышит,
Еще живет, все слышит:

Как на дне Балтийского моря
Сыны его во сне стонут,

Как из глубины его крики: «Хлеба!»
Что до небес тянутся…

Но эта твердая земля безжалостна.
И глядит из всех окон — смерть.

28 сентября 1941 г.
(В самолете)

Особенно мне понравились стихи Ахматовой о любви. Неудивительно, что на эту тему их много; она была несколько раз замужем и имела много романов — одним из ее любовников был поэт Осип Мандельштом. Из ее сборника «Вечер» первое стихотворение озаглавлено просто «Любовь»:

Теперь, как змейка, клубочком свернулась,
Сердце завораживает,
Потом днями будет ворковать, как голубка
На маленьком белый подоконник.

Или вспыхнет ярким инеем,
Засыпай, как левкои…
Но верно и незаметно уведет тебя
От радости и от спокойствия.

Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И как страшно ее разгадать
В еще незнакомой улыбке.

24 ноября 1911
Царское Село

Также из её сборника «Вечер» безымянное стихотворение:

И когда мы проклинали друг друга,
Страстно, добела горячо,
Мы так и не поняли
Как мала может быть земля для двух людей,
И что память может мучить жестоко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *