АФРОДИТА УРАНИЯ И АФРОДИТА ПАНДЕМОС: ЛЮБОВЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И ЗЕМНАЯ: lana_artifex — LiveJournal
Торс Афродиты (так называемый «Торс Афродиты Хвощинского»).Римская копия с греческого оригинала III века до н. з., мрамор (ГМИИ имени А. С. Пушкина)Известно несколько любовных историй Афродиты. Так, из Гомера мы узнаем, что Афродита наградила своей любовью троянского героя и родила ему сына Энея. Согласно римским сказаниям, он стал прародителем почитаемого в Риме рода Юлиев. О романе Афродиты с богом войны Аресом рассказывает «Одиссея»: свидание их так затянулось, что Гефест сумел приковать их к ложу не видимыми глазу цепями. От Ареса у Афродиты тоже были дети, среди которых самым популярным у мастеров всех эпох стал Эрот (римский Купидон-Амур). Чаще всего его изображали жизнерадостным крылатым ребенком с луком в руках: пущенные им стрелы могли принести и величайшее счастье, и величайшее страдание.
Своим любимцам Афродита дает красоту и блаженство любви. Так, троянского героя Париса она одаривает любовью самой прекрасной женщины.
Зато богиня жестоко карала тех, кто противился ее власти. Известна легенда об Ипполите: будучи предан Артемиде, богине-девственнице, он не почитал Афродиту. И та погубила его. Покарала она и гордого Нарцисса, отвергнувшего любовь прекрасных нимф. Афродита наказала его тем, что он влюбился в свое отражение. Наказывала богиня и других непокорных ее воле.
Венера Милосская. Мрамор. II век до н.э. Париж, Лувр.В эпоху Возрождения образ богини любви приобретает новую жизнь. Венера спящая, Венера с Амуром, Венера с Марсом (греческий Арес), Венера в кузнице Вулкана, Венера и Адонис, праздник Венеры — все эти сюжеты воплощаются во фресках и на плафонах роскошных итальянских палаццо, в картинах художников северного Возрождения, например, немца Лукаса Кранаха, написавшего несколько картин на тему «Суда Париса», в полотнах великих мастеров XVI I века – Рубенса, Рембрандта, Пуссена, не говоря уже о многочисленных вариациях на тему Венеры в картинах, рельефах, рисунках, статуях европейской эпохи Просвещения и последующего Х1Х века.
С. Боттичелли. Рождение Венеры. Масло. 1485. Флоренция, галерея Уффици.Но есть среди них особенно выдающиеся изображения античной богини. Один из самых привлекательных образов создал флорентийский художник XV века Сандро Боттичелли. На его картине Венера, нежная и грациозная, возникает из первозданных вод как божество грации, прекрасный цветок. Венера появляется — и кажется, самый воздух начинает источать благоухание: в мир приходит гармония, красота, любовь.
Оригинальный образ Афродиты-Венеры создал венецианец Тициан в известном полотне «Любовь небесная и земная», написанном на тему мифа о двух богинях любви (вернее, о двух ее сущностях) – чувственной и платонической. Обе богини, Пандемос и Урания, одинаково прекрасны, сидят по сторонам мраморного источника, украшенного рельефами. Амур бросает в него лепестки роз намек на сладость любви. Сам же источник как бы заключает в себе праматерь-воду, в которой родилась Афродита, напоминает римский саркофаг: та и другая любовь губят и возрождают человека.
Д. Веласкес. Венера с зеркалом. Масло. 1651. Лондон, Национальная галерея.Еще один выдающийся образ Венеры создал в XVII веке Веласкес. В картине «Венера перед зеркалом» великий художник представил редкий для Испании, но распространенный в античности образ богини, любующейся своей красотой. Обнаженная, она лежит на ложе и видит свое лицо в зеркале, которое держит Амур. Однако и зднсь не только античная тема, но и древний мифологический смысл. В античности изображение в зеркале понималось не как простое отражение наружности, а как двойник образа, дубликат, хранящий бессмертное «я» каждого существа. И здесь Венера – это прекрасная Пандемос, земная и человечная, а в зеркале виден бессмертный образ Урании.
Так откуда же такое разделение вроде бы одной и той же силы, на возвышенную, творящую Любовь и ослепляющий Эрос? Древнегреческие мистики считали, что духовный искатель Истины должен искать прибежище у Афродиты Урании, а не у её земной ипостаси — Афродиты Пандемос. Лишь Афродита Урания защищает, а многочисленные любители Пандемос частенько протаптывают тропинку к Великой Блуднице.
Поэтому путать или отождествлять между собой эти две Богини нельзя. Афродита Урания поднимает человека из эротической бездны. Любовь к Богу без её покровительства так и останется мифом.
А у Афродиты Пандемос более прозаическая задача: продолжение рода. Породить потомство и придать магическому притяжению между мужчиной и женщиной колоссальную силу. А такой могучей энергии обычный человек противостоять не может. Он вынужден оставить потомство, независимо от своих предпочтений и взглядов. Как сказал бы индус, Афродита Пандемос — это сама Махамайя, порождающая человеческий род, не дающая ему прекратиться.
Художники средневековья не любили рисовать Афродиту Уранию. Мало что удаётся найти в архивах, так как её соблазнительная конкурентка обладает поразительной одурманивающей силой, «перетягивающей одеяло» на себя. Чтобы воспринять Уранию, однозначно нужно быть мистиком.
Но Пандемос чувствуют все, вся вселенная от неё с ума сходит. Любовный дурман Чёрной Венеры — это не эзотерическое, а экзотерическое «знание», для простого народа, жаждущего во все времена одного и того же — хлеба и зрелищ.Урания — это вертикальный вектор, по которому духовный человек поднимается, как по лестнице, от низших чакр к высшим, раскрывая их по очереди.
Пандемос — горизонтальный вектор развития.
Возможно, в этом и кроется смысл древнего символа креста. Это вектора развития души человека.
«Зевс, намереваясь быть демиургом, превратился в Эроса, потому что, составивши, как известно, мир из противоположностей, он привел его в согласие и к любви и засеял все тождеством и единством, пронизывающим все»(Ферекид)
Терракотовая Афродита из сарматского кургана
К 2500-летию Боспорского царства, которое празднуется в 2020 г., Азовский музей-заповедник продолжает публикацию исторических заметок «Предметы культа Боспорского царства», посвящённых интересным предметам античного времени из фондов музея.
Богиня любви Афродита была не менее популярной в Боспорском царстве, чем богиня плодородия Деметра. Это подтверждают открытия посвященных ей храмов в Истрии, Борисфене, Херсонесе Таврическом, Пантикапее, Нимфее, Фанагории, Горгиппии, Кепах, а также святилища в Китее, Мирмекии, Феодосии, существование домашних святилищ во многих эллинских городах и поселениях Боспора.
Богиню Афродиту изображали часто обнаженной или полуобнаженной, рядом с Эротом, опирающейся на колонну с разными атрибутами в руках: яблоком, голубем, скипетром, музыкальными инструментами. Изображение Афродиты с арфой не случайно, поскольку данный музыкальный инструмент позволял извлекать высокие звуки, за что его относили к разряду женских и связывали с любовными похождениями.
Наряду со своими основными функциями богиня любви и счастливой семейной жизни, наделялась и другими: Афродита Урания (Небесная), Эвплойя (Счастливо плавающая), Пандемос (Всенародная). Хтоническая черта ее культа прослеживается в Херсонесе. С этой ее ипостасью связывают обычай класть в погребения терракотовые статуэтки, изображающие Афродиту, а также расписные сосуды со сценами свадебных ритуалов. Вазы с подобными сюжетами часто клались в могилы не успевших выйти замуж девушек, которых называли невестами или супругами Плутона.
В фондах Азовского музея-заповедника хранится глиняная статуэтка Афродиты.
Она представляет собой объемную статуэтку, изображающую частично обнаженную богиню, играющую на арфе-тригоне. У Афродиты сложная прическа из длинных волос: боковые пряди, по пять с каждой стороны, уложены горизонтально, сзади волосы спускаются на спину ниже плеч, на голове диадема. На богине легкий широкий плащ-гиматий, переброшенный через левое плечо, ниспадающий книзу складками и скрывающий нижнюю часть фигуры. Богиня, опирающаяся на колонну, стоит на невысоком постаменте. Высота статуэтки – 12,7 см. Датируется она первой половиной I в. н. э.
Эта статуэтка была обнаружена в 2015 году специалистами ГАУК РО «Донское наследие» при проведении охранно-спасательных раскопок курганного могильника «Камышевахский XI» в связи с запланированным строительством аэропортового комплекса «Платов» в Аксайском районе Ростовской области.
Было исследовано 11 курганов. В кургане № 7 помимо основного погребения в яме было обнаружено еще одно, впускное, подбойной конструкции, датируемое первой половиной I в. н. э. Оно представляет большой интерес вследствие достаточно редкого погребального обряда и инвентаря. Именно здесь была обнаружена терракотовая Афродита.
В погребении на дне подбоя находилась деревянная колода ладьевидной формы. Внутри колоды, черепом к югу, к «носу» ладьи, лежал костяк погребенной юной девушки 10-12 лет. На дне колоды сохранился белесый тлен, возможно, меловая посыпка. На погребенной были обнаружены украшения: на шее низка бус из сердолика, стекла, фаянса и дерева; на правой руке бронзовый браслет; на ногах остатки кожаных сапожек, расшитых стеклянным бисером. Верхняя одежда погребенной скалывалась бронзовой фибулой.
Среди погребального инвентаря можно выделить предметы, относящиеся к сарматскому кругу: небольшая сероглиняная лощеная кубышка, кружальные сероглиняные лощеные миска и кувшин. Поверх кувшина были обнаружены кости задней ноги барана с частью таза и железный нож, что является характерным признаком сарматских погребений. Судя по количеству и качеству найденных предметов, можно говорить о том, что погребенная девушка была знатной и относилась к верхушке сарматского общества.
Многие исследователи отмечают малочисленность погребений в лодках-колодах на Нижнем Дону и достаточно богатый сопутствующий инвентарь в них. По-видимому, данные погребения принадлежали людям определенного социального статуса, возможно, всаднического сословия.
На рубеже веков территорию между Нижним Доном и северо-западным побережьем Каспийского моря заселяли аорсы, которые считались очень богатым племенем. По-видимому, могильник «Камышевахский XI» принадлежал аорской знати. Во многих погребениях была обнаружена меловая посыпка или встречались фрагменты мела. Чаще всего фрагменты мела обнаруживают в женских и детских захоронениях. Использование меловой посыпки, фрагментов мела разной величины и меловых статуэток связывают с верованиями древних в роль мела, как очистительного средства. Известно, что в древности к разряду «нечистых» относились люди разных категорий: маленькие дети, молодые женщины в определенные периоды жизни, больные люди. В ряде случаев встречаются куски мела пирамидальной формы с гранями, как будто стертыми о какую-то ровную поверхность. Интересно, что терракотовая статуэтка Афродиты из кургана 7 погребения 1 могильника «Камышевахский XI» с двух сторон была обильно натерта мелом. Возможно, девушка, в погребении которой и была обнаружена эта статуэтка, погибла в результате тяжелого заболевания. А ее юный возраст позволяет отнести погребенную к категории так называемых «невест Плутона».
Похожие по сюжету статуэтки Афродиты были обнаружены в некрополях боспорских городов: Пантикапея, Кеп, Фанагории, Херсонеса. Все они датируются III в. до н.э. — I в. н.э.
Однако, для погребального обряда кочевников не характерно использование терракотовых статуэток в качестве сопутствующих предметов при погребении. Обнаружение терракотовой Афродиты в погребении молодой сарматской девушки, относящейся к всадническому сословию и проживавшей на территории Нижнего Подонья на рубеже эр, позволяет сделать следующие выводы:
1. данная находка может свидетельствовать о высокой степени эллинизации верхушки сарматского общества, принявшей греческую религию и культуру.
2. она может являться свидетельством политической дипломатии, сопровождающейся взаимными услугами и дарами.
3. найденная терракотовая статуэтка подтверждает тезис о контроле аорсами старого торгового пути из Индии и Вавилонии через Мидию и Армению к Танаису, что позволяло им не только обогащаться, но и приобретать у боспорских греков предметы роскоши и искусства.
«Золотое кольцо Боспорского царства» — масштабный проект четырёх южных регионов России в сфере туризма, созданный по инициативе Краснодарского регионального отделения Русского географического общества и министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.
Проект включает в себя более 35 объектов культурно-исторического наследия, музейных комплексов, археологических площадок и современных объектов туристского показа античной тематики на территории 12 городов юга России. Кроме того, проект предусматривает организацию экспедиций и туров, проведение конференций, фотовыставок и фестивалей. Общую координацию проекта осуществляет Русское географическое общество при поддержке Федерального агентства по туризму. Подробнее ознакомиться с проектом, выбрать объекты для посещения и составить маршрут путешествия можно на интернет-портале russian-bospor.ru. Азовский музей-заповедник является одной из площадок турситского проекта «Золотое кольцо Боспорского царства».
По материалам Азовского музея-заповдника
Глава 09
Афродита и Эрос
ДВОЙСТВЕННОСТЬ АФРОДИТЫ (ВЕНЕРЫ)
Афродита Урания. Мы знаем, что Афродита возникла среди пены (афрос) от разрубленных гениталий Урана, брошенных в море. Рассказ Гесиода о ее рождении аллегорически изображает сильную сексуальность ее натуры. И все же эта АФРОДИТА УРАНИЯ [a-froh-deye’tee you-ray’ne-a], рожденная только от мужчины, а не в результате полового союза, стала характеризоваться как богиня чистой любви, которая имеет своей целью не физическое удовлетворение, а духовное удовлетворение.
Афродита Пандемос. В резком контрасте с небесной Афродитой была идентифицирована другая Афродита, дочь Зевса и его супруги ДИОНЫ [дейе-он’ни], о которой мы мало знаем. Их дочерью была АФРОДИТА ПАНДЕМОС [pan-dee’mos] («Афродита из народа» или «простая Афродита»), богиня секса и деторождения, чьи заботы касаются тела, а не разума, духа. , или душа.
- Эта двойственность в природе Афродиты стала описываться как священная и мирская любовь, наиболее универсальная из всех архетипических концепций.
- Афродита получила два эпитета в связи со своим рождением на море, КИТЕРИЯ [si-the-ree’a] и КИПРИС [si’pris или seye’pris], так как она была доставлена сначала на остров Кифера, а затем на Кипр, последнее особенно связано с ее поклонением.
ХАРАКТЕР АФРОДИТЫ
В общем, Афродита была пленительной богиней красоты, любви и брака, и ее сила была очень велика. Ее универсальность привела к целому ряду представлений об этой богине, которая руководила всем, от священной супружеской любви до храмовой проституции. Ее изображения в искусстве, литературе и музыке отражают не только двойственность, но и множественность ее натуры.
СЛУЖАЩИЕ АФРОДИТЫ
Три Грации. ЧАРИТЫ [kar’i-teez] — женские олицетворения аспектов обаяния и красоты.
ИТИФАЛЛИЧЕСКИЙ ПРИАП
ПРИАП [preye-ay’-pus], или ПРИАП, сын Афродиты, олицетворяет стихийную, сексуальную сторону натуры своей матери. Он носит огромный и прямой фаллос и начинал как респектабельный бог плодородия, приносящий удачу в урожае и продолжении рода. Он превратился в эротическое, а иногда и непристойное вдохновение для более позднего искусства и литературы.
ПИГМАЛИОН
История Овидия о ПИГМАЛИОНЕ [pig-may’li-on] оказала наибольшее влияние. Венера, разгневанная тем, что женщины ее собственного культового места на Кипре отрицали ее божественность, заставила их стать первыми женщинами, занимающимися проституцией. Скульптор Пигмалион не хотел иметь ничего общего с этими развратными женщинами. В своем одиночестве он вылепил статую из слоновой кости необыкновенной красоты, настолько реалистичную, что влюбился в свое творение и относился к нему как к живому.
АФРОДИТА И АДОНИС
Классическая версия этого мифа принадлежит Овидию.
Афродита отчаянно влюбилась в Адониса и предупредила его об опасностях охоты, но безрезультатно. Когда он охотился на кабана, тот вонзил свой глубокий бивень ему в пах, и Адонис умер на руках убитой горем Афродиты. Богиня повелела, чтобы из его крови вырос цветок, анемон. Здесь аллегорически представлена важная повторяющаяся тема Великой Матери и ее возлюбленного, который умирает, как умирает растительность, и снова возвращается к жизни.
Этот мотив смерти и воскресения становится еще яснее в следующей вариации. Когда Адонис был младенцем, Афродита положила его в сундук для ПЕРСЕФОНЫ [пер-сеф’о-ни] (ПРОЗЕРПИНЫ), королевы Подземного мира, на хранение. Но Персефона увидела красоту ребенка и отказалась вернуть его. Было решено, что Адонис будет проводить одну часть года внизу с Персефоной и одну часть в верхнем мире с Афродитой. Торжества в честь мертвого и воскресшего Адониса имеют сходство с пасхальными празднованиями в честь мертвого и воскресшего Христа.
КИБЕЛА И АТТИДА
Миф о великой азиатской богине-матери, называемой КИБЕЛЕ [si’be-lee and si-bee’lee], или КИБЕЛЕ, в греческом и римском мире, и ее супруге, АТТИДЕ [at ’tis] — еще одна вариация архетипа Великой Матери и ее возлюбленного. Первоначально Кибела была бисексуальным божеством, которое было кастрировано. Из отрубленного органа выросло миндальное дерево. Нана, дочь речного бога, положила себе на грудь цветок с дерева; он исчез, и она забеременела. Родился прекрасный Аттис, и когда он вырос, Кибела страстно влюбилась в него. Но он любил другую, и Кибела из-за своей ревности свела его с ума. В своем безумии Аттис кастрировал себя, а раскаявшаяся Кибела добилась от Зевса обещания, что тело Аттиса никогда не разложится.
Религиозные церемонии в честь Аттиса прославляли воскрешение и новую жизнь через кастрацию и смерть подчиненного мужчины в тисках вечной, доминирующей женщины. Это мощная тема великой поэмы Катулла, переведенной в разделе «Архивы» на этом сайте.
|
Афродита Мелосская (Венера Милосская) , конец второго века до н.э., мраморная скульптура. |
АФРОДИТА И АНХИС
В Гомеровском гимне Афродите рассказывается, как Зевс вложил в сердце Афродиты непреодолимое желание смертного троянца АНХИСА [an-keye’seez].
Используя все свои уловки, Афродита соблазнила Анхиса, обманом заставив его поверить, что она смертная. Узнав, что он переспал с богиней, он ужасно испугался, что ослабеет, «ибо ни один человек не сохраняет своей полной силы, кто спит с бессмертной богиней». Здесь снова вечная тема Великой Матери и кастрации ее возлюбленного, только в более приглушенной форме. Сыном Афродиты и Анхиса был ЭНЕЙ [e-nee’as], великий герой римлян.
ЭРОС
Как и в случае с Афродитой, характер ЭРОСа [e’ros] (КУПИДОНА) имеет различные грани. Он вышел из Хаоса и сопровождал Афродиту после того, как она родилась из морской пены. Говорят, что он (или другой Эрос?) был сыном Афродиты и Ареса. Эрос был молодым красивым богом любви и желания в целом, но к пятому веку до н.э. он стал во многом богом мужского гомосексуализма.
СИМПОЗИУМ ПЛАТОНА
Диалог Платона представляет собой глубокий анализ любви, темы этого знаменитого званого обеда. Две речи особенно показательны.
Речь Аристофана. Поскольку эта речь принадлежит известному автору греческой старой комедии, неудивительно, что она и забавна, и мудра. Аристофан объясняет, что первоначально существовало не только два пола, но и третий, андрогинный пол, как мужской, так и женский. Эти существа (всех трех полов) были круглыми; у них было четыре руки и ноги, одна голова с двумя совершенно одинаковыми лицами, но каждое из которых смотрело в противоположные стороны, двойной набор гениталий и так далее. Они были очень сильны и осмелились напасть на богов.
Зевс, чтобы ослабить их, решил разрезать их надвое. Таким образом, все те, кто изначально принадлежал к андрогинному полу, стали гетеросексуальными существами, мужчинами, любящими женщин, и женщинами, любящими мужчин. Те представители женского пола, которых разрезали пополам, стали лесбиянками и преследовали женщин; те, кто был разделен пополам от мужчины, стали мужчинами-гомосексуалистами, преследующими мужчин. Таким образом, подобно нашим предкам, согласно нашей собственной природе, мы преследуем свою вторую половину в стремлении снова стать целым. Эрос — это страстное желание любящего и возлюбленного стать одним человеком не только в жизни, но и в смерти.
Аристофан своим творческим юмором дал серьезное объяснение через мифическую истину, почему одни люди гетеросексуальны, а другие гомосексуальны; он также формулирует убедительное определение любви, повторявшееся на протяжении веков: Эрос вдохновляет одинокий и страстный поиск единственного человека, который один может удовлетворить наше стремление к целостности и завершенности.
Речь Сократа. Великий философ Сократ разъясняет откровение Платона об Эросе. Сократ утверждает, что его мудрость в природе любви исходила от женщины из Мантинеи по имени ДИОТИМА [дейе-о-ти’ма]. Рассказывают новый миф о рождении Эроса, чтобы объяснить его характер. Он убогий и бедный, сам не красивый, но любитель красоты и очень находчивый, вечно замышляющий и замышляющий, чтобы получить то, чего страстно желает, но сам еще не обладает, — красоты, добра и мудрости. Это Эрос, который должен вдохновить каждого из нас перейти от любви к физической красоте в личности к любви к красоте вообще и осознать, что красота души более ценна, чем красота тела. Когда два человека влюбились в прекрасную душу друг друга, они должны идти вверх, чтобы вместе следовать любви к мудрости.
Платонический Эрос — это любовь, вначале вдохновленная сексуальным влечением к физической красоте, которая должна превратиться в любовь к прекрасным устремлениям ума и души. Хотя дискурс Сократа останавливается на мужских гомосексуальных привязанностях как на его парадигме, его послание выходит за рамки сексуальности. Платонические любовники обоих полов, движимые Эросом, должны быть способны сделать целью своей любви вовсе не сексуальное удовлетворение и не рождение детей, а духовное удовлетворение от порождения идей в своих интеллектуальных поисках красоты, добра и мудрости. .
КУПИДОН
Греческий Эрос превращается в римского Купидона, до сих пор очень знакомого божества. Этот озорной голубчик с луком и стрелами, сопровождающий Венеру, может внушать любовь любого рода, часто очень серьезную или даже смертельную, но обычно не интеллектуальную.
КУПИНДОН И ПСИХЕЯ
Каноническая версия этой знаменитой сказки взята из римского романа Метаморфозы или Золотой осел африканского писателя Апулея. Таким образом, Эроса называют Купидоном, который появляется как красивый крылатый юноша. ПСИХИКА [seye’kee] означает «душа», и это аллегория союза человеческой души с божественным.
Давным-давно у короля и королевы было три дочери, которым Психея была так красива, что Венера завидовала. Она приказала Купидону заставить Психею влюбиться в самое мерзкое из существ, но вместо этого сам Купидон влюбился в Психею. Ее перенесли в великолепный дворец, где каждую ночь Купидон в образе анонимного жениха навещал ее и быстро удалялся до восхода солнца.
Две сестры Психеи, которые были очень ревнивы, посетили ее. Купидон предупредил об их коварной цели убедить Психею взглянуть ему в лицо. Он сказал ей, что она беременна и что она должна хранить их тайну. Тем не менее сестры обманом заставили Психею поверить, что она спит с чудовищем, и по их совету спрятала острый нож и горящую лампу с намерением перерезать шею своему возлюбленному, пока он спал.
Ночью ее муж занимался любовью с Психеей, а затем заснул. Подняв лампу с ножом в руке, она увидела нежного и прекрасного Купидона. Одолеваемая желанием, она поцеловала его так страстно, что лампа капнула маслом на плечо бога. Купидон вскочил с постели, и когда он улетел, Психея схватила его за ногу и взлетела вместе с ним. Ее сила ослабла, и она упала на землю, но Купидон упрекнул ее за игнорирование его предупреждений. В отчаянии Психея безуспешно пыталась покончить жизнь самоубийством. Когда она блуждала безутешно, она встретила двух своих злых сестер и заманила каждую на смерть.
Когда Венера узнала от Купидона обо всем, что произошло, она пришла в ярость и возложила на Психею четыре невыполнимых задачи.
Сначала Психее пришлось перебрать огромную кучу разнородных зерен. Она сделала это успешно с помощью армии муравьев.
Далее Психея должна была добыть шерсть опасной овцы с густым золотым руном. Журчащий тростник велел ей встряхнуть деревья, под которыми прошли овцы, после чего она могла собрать пушистое золото, прилипшее к ветвям.
Затем Психее было приказано подняться на вершину высокой горы, столкнуться с ужасами устрашающего дракона и набрать в кувшин ледяную воду из ручья, питавшего подземную реку Коцита. Этого она достигла с помощью орла Зевса.
Наконец, Венера поставила перед собой высшую задачу — спуститься в сам Подземный мир. Психеи было приказано получить от Персефоны коробку, содержащую фрагмент ее собственной красоты. Когда Психея в отчаянии собиралась прыгнуть насмерть с высокой башни, башня заговорила с ней и велела принять подачки, чтобы умилостивить Цербера, страшного пса, охраняющего царство Аида, и деньги, чтобы заплатить перевозчику Харону; самое главное, она не должна была заглядывать в коробку. Конечно, Психея заглянула в шкатулку, в которой была не красота Персефоны, а сон темной ночи Подземного царства, и ее окутал этот мертвый сон.
Наконец-то Купидон прилетел на выручку своей возлюбленной. Он положил сон обратно в коробку и, напомнив ей, что однажды любопытство погубило ее, велел ей выполнить последнее задание. В конце концов Венера успокоилась. Психея стала одной из бессмертных, а на Олимпе Юпитер скрепил брак Амура и Психеи славной свадьбой. У них родилась дочь по имени Удовольствие (Волуптас), и они жили долго и счастливо.
Афродита Урания |
Сейчас середина февраля, и вместе с этим наступает так называемый праздник любви, известный нам сегодня как День Святого Валентина. В это время года в изобилии открытки, цветы и шоколад. Надеюсь, будет и поэзия! Но коммерциализм всего этого кажется немного странным, не так ли? Настолько, что я знаю людей, которые устраивают «анти-валентинки» или «галантины» для дам. Не могу сказать, потому что я их виню.
Интересно, что сказал бы Валентин, епископ Тернийский (Интерамна), римский святой третьего века, в честь которого назван этот современный праздник? В конце концов, он был замучен в Риме, заключен в тюрьму и замучен до смерти в 269 году нашей эры.а затем поспешно похоронили на Виа Фламиния четырнадцатого февраля.
Это за попытку заставить императора принять христианство, по крайней мере, так сказано в одной средневековой хронике.Святой Валентин стал ассоциироваться с куртуазной любовью, покровителем пчеловодов и эпилепсии.
Я за куртуазную любовь, но мне кажется, что мы несколько потеряли нить на пути к современности.
Святой Валентин
Наша способность любить, можно сказать, является одним из наших величайших качеств как вида, поэтому стоит отмечать его не один день в году.
Перед празднованием мученической кончины святого Валентина четырнадцатого февраля Богиню Любовь праздновали по-разному и в различных обличьях.
Сегодня мы кратко рассмотрим, как почитали Любовь в Древней Греции и Риме.
Мы многого не знаем о религиозных обрядах древнего мира. Часто источники скудны, и было много региональных различий, когда дело касалось традиций и почитания различных эпитетов богов или богинь.
Богиня Любви ничем не отличается.
Афродита (330–300 гг. до н. э.) Музей изящных искусств, Бостон
Я буду воспевать величественную Афродиту, увенчанную золотом и прекрасную, чьим владычеством являются города-крепости всего прибрежного Кипра. Там влажное дуновение западного ветра носило ее по волнам громко стонущего моря в мягкой пене, и там ее радостно приветствовали златофилированные Часы. Одели ее в небесные одежды: на голову возложили ей тонкую, хорошо выделанную корону из золота, а в проколотые уши повесили украшения из орихала и драгоценного золота, и украсили ее золотыми ожерельями на нежной шее и белоснежной груди, драгоценности, которые носят Часы с золотым ободком всякий раз, когда они идут в дом своего отца, чтобы присоединиться к прекрасным танцам богов. И когда они полностью украсили ее, они привели ее к богам, которые приветствовали ее, когда увидели ее, протягивая ей свои руки. Каждый из них молился, чтобы он привел ее домой, чтобы она стала его замужней женой, так сильно они были поражены красотой увенчанной фиалками Цитерии.(Гомеров гимн 6,
Афродите )Когда дело доходит до любви в мире Древней Греции, не было никого, кроме олимпийской богини Любви, Красоты и Плодородия: Афродиты.
Она была воплощением красоты и желания, ей поклонялись во всем греческом мире, и она даже оказала влияние на свою римскую коллегу, Венеру. Некоторые считают, что Афродита могла произойти от месопотамской богини любви Иштар. Она также была связана с египетской богиней Исидой.
В греческом мире Афродита была главным образом богиней сексуальной любви, зарождения и плодородия. Однако она также ассоциировалась с растительностью, морем и мореплаванием (из-за своего рождения из моря). Она также была покровительницей проституток, и ей поклонялись как таковой в древнем Коринфе, где в святилище практиковалась священная проституция. В этом месте, по словам греко-римского историка Страбона, храмовые проститутки играли ключевую роль во всех церемониях или приношениях в честь богини.
В Спарте, на Кипре и на острове Кифера (мифическое место рождения богини) Афродите также поклонялись как богине войны.
Легендарное место рождения Афродиты в Пафосе, Кипр (Wikimedia Commons)
Как и у многих богов и богинь, у Афродиты было множество эпитетов, которые отражали множество различных аспектов и традиций. Помимо Любви, Афродита также была известна как
Алигена (морская рожденная), Урания (небесная), Пандемиос 9.0079 (популярный), Зона (вооружён для войны, как супруга Ареса), Куротрофос (медсестра) и Эпипонтия (на море).Боги и богини также часто имеют священные символы. Для Афродиты двумя вещами, которые чаще всего ассоциировались с ней, священными для нее, были мирт и голубь. Роза тоже была для нее священной.
Мирт, голуби и фиолетовые фиалки
Когда дело доходит до празднования в честь Богини Любви в греческом мире, мы знаем очень мало. То, что мы знаем с некоторой уверенностью, относится к аттическим праздникам.
В мире Древней Греции дни рождения некоторых богов отмечались раз в месяц. В древних Афинах день рождения Афродиты праздновали четвертого числа каждого месяца.
Однако главным, ежегодным праздником, который проводился в честь Афродиты, была Афродисия.
Этот фестиваль проводился в нескольких местах, особенно в Аттике и на Кипре, в течение месяца Гекатомбайон (июль/август). Афродите также поклонялись в Кифере, Спарте, Фивах, Делосе и Элиде.
Афродисия особо упоминается в источниках в Коринфе и Афинах, где проститутки почитали свою богиню-покровительницу.
Куртизанка и ее клиент, c. 430 г. до н.э., Национальный археологический музей Афин (Wikimedia Commons)
На священном острове Делос Афродисия, по-видимому, закупала веревки, факелы и дрова.
В Афродисии нам известно несколько ритуалов. Во-первых, кажется, что храмы Афродиты были очищены кровью голубей, птиц, которые были посвящены богине. После этого во время праздника не разрешались кровавые жертвоприношения (обычно самцы, белые козлы). Предпочтительными подношениями были огонь, цветы и благовония.
Празднования Афродисии также включали процессии с изображениями или статуями богини, которые затем омывались водой.
На Кипре, одном из ее легендарных мест рождения, посвященным в мистерии богини давали морскую соль и хлеб в форме фаллоса.Храм Афродиты, Афродисиас, Кария (Wikimedia Commons)
Два аспекта Афродиты указывают на разные виды любви, которые она представляла грекам. С одной стороны у вас была Афродита
Урания , который символизировал духовную или небесную любовь. С другой стороны, была Афродита Пандемос . Эта любовь вышла за рамки секса или романтической любви. Она олицетворяла земную, бездуховную любовь в том смысле, что речь шла о гражданской и межличностной гармонии.Считается, что поклонение Афродите
Пандемос было начато Тесеем, царем Афин, который основал ее святилище на агоре города. В этом месте ритуалы снова включали в себя жертвоприношение голубей и омовение статуй богини, а также покрытие крыши храма смолой и, как ни странно, покупку пурпурной ткани.Удивительно, но в честь Афродиты устраивалось меньше фестивалей по сравнению с другими олимпийцами.
Однако было бы ошибкой сбрасывать со счетов эту богиню, ибо она была прекрасна и могущественна, могла принести столько же опустошения, сколько радости и наслаждения. Герои Трои могли бы это подтвердить!Венера Милосская (Лувр)
Мать Рим , радость богов и людей, Дорогая Венера, что под скользящими звездами Наполнит путеводную магистраль И земли плодородные- для всего живого Тобою единою вечно зачаты, В гости к солнцу великому Перед тобою, Богиня, и пришествием Твоим, Беги от бурного ветра и туч, Для тебя девственная Земля несет благоухающие цветы, Тебе воды безмятежной глубины Улыбнись, и впадины безмятежного неба Светятся рассеянным сиянием для тебя! Ибо, как только наступит весенний лик дня, И с запада беспрепятственно дуют порождающие ветры, Первые птицы воздуха, порази в сердце тобою,2 приближаются , О ты, Божественный,
И скачи дикие стада вокруг счастливых полей Или переплыть стремительные потоки. Таким образом, Охваченные чарами, все существа следуют за тобой Куда бы ты ни пошел, чтобы вести, И оттуда через моря и горы и быстрые потоки Через лиственные дома,3 и зеленые равнины,
Разжигая соблазн любви в каждой груди, Ты порождаешь вечные поколения, Вид за видом. И так как только ты Ведешь Космос, и без тебя ничто Вознеслось, чтобы достичь сияющих берегов света, Я жажду соучастника в этом стихе Который я полагаю, что Природа сочинит Для Меммия моего, которым ты пожелал быть Бесподобный во всякой благодати в каждый час- Посему поистине, Божественная, передай мои слова Бессмертное очарование. Убаюкивай своевременным отдыхом Над морем и сушей дикие произведения войны, Ибо ты один имеешь власть с общественным миром Чтобы помочь смертности; так как тот, кто правит Дикие дела битвы, могущественный Марс, Как часто в грудь твою бросает свою силу Покоренный вечной раной любви- И там, с запрокинутыми назад глазами и полной глоткой, Глядя, моя Богиня, с открытым ртом на тебя,на пастбища люби его жадный взгляд, его дыхание
Висящее на твоих губах. Он таким образом возлежал Наполни своим святым телом, круглым, вверху! Из этих губ льются нежные слоги, чтобы выиграть Мир римлянам, славная Госпожа, мир! для в сезоне, непревзойденном для штата Ни может быть, я не могу посетить эту задачу с мыслью об отстранении, ни середине таких мероприятий Прославляющийся наки Пренебрегать гражданским делом.(
De Rerum Natura , Lucretius 1.1)Когда дело доходит до мира Древнего Рима, Богиня Любви, кажется, имеет больше власти над миром, чем она могла иметь в Древней Греции.
В Древнем Риме Венера была не только матерью мифического основателя Рима, троянского героя Энея, но и почиталась некоторыми из самых могущественных семей в истории Рима, такими как Юлии, которые утверждали, что произошли от нее.
Именно из мира Древнего Рима были написаны одни из самых красивых слов о Любви.
Но кем была Богиня Венера, и чем она отличалась от своего более раннего, греческого аналога?
Афродита и Анхиз с младенцем Энеем
По правде говоря, Венера была тесно связана с Афродитой. Она даже усвоила мифологию последнего, так что со временем они стали одним целым.
Однако до греческого влияния Афродиты Венера изначально была итальянской богиней плодородия, огородов, фруктов и цветов. Это мало чем отличается от бога Марса, который также изначально был богом земледелия, прежде чем стал богом войны. В римской религии Венера и Марс также были супругами и стали представлять полярные противоположности мужчины и женщины.
Венера и Марс (середина I века н.э.) с фрески в Помпеях (Wikimedia Commons)
Как и у Афродиты, у Венеры тоже было много эпитетов, подчеркивающих различные ее аспекты, которым поклонялись римляне. Были Венера
Verticordia (Изменитель сердец), Венера Victrix (Венера-победительница) и Венера Genetrix (Всеобщая Мать). Была также Венера Erycina , которой поклонялись в двух храмах в Риме и которая была названа в честь святилища на горе Эрикс в Сицилии. Ее храмы посещали проститутки.Венера
Клоацина (Очиститель), возможно, произошла от более раннего водного божества, а ее статуя и святилище были посвящены в конце Сабинских войн на месте, где был заключен мир. После этого там проводились ритуальные очищения.Венера
Феликс (Благоприятный) имел один из самых больших храмов в Риме, построенный Адрианом. Это был большой двусторонний храм с двумя целлами напротив Колизея. Сегодня он известен как храм Венеры и Рима, то есть храм Венеры Феликс и Рома Этерна.Venus
Libertina (Венера-вольноотпущенница) — еще один эпитет богини, хотя некоторые ученые считают, что его путают с Libentina , что означает «приятная» или «страстная».Наконец, Венера
Obsequens относится к «Снисходительной» или «Милостивой» Венере, чей храм был построен после Самнитских войн в ок. 295 г. до н.э. у подножия Авентинского холма, недалеко от Большого цирка.Если и можно было что-то сказать о римлянах, так это то, что они любили свои праздники. И, в отличие от греков, которые, кажется, чтили любовь всего парой праздников (о которых мы знаем) помимо ее ежемесячных празднований дня рождения, у римлян было несколько случаев в течение года, когда они чтили Венеру.
Самый большой праздник в честь Венеры и, возможно, тот, который можно назвать предшественником Дня святого Валентина, — это Veneralia, праздник Венеры
Verticordia , «Перемена сердец». Этот праздник проходил в апрельские календы (1 апреля) и предположительно был отмечен выражениями любви, подношениями богине в ее святилищах и храмах и ритуальным омовением статуй или изображений самой Венеры. Храм Венеры Вертикордия в Риме был построен, по-видимому, в 114 г. до н.э. чтобы искупить нецеломудрие трех весталок, нарушивших свои обеты.Фреска из Помпеи
Двадцать третьего апреля прошел фестиваль Виналиа Приора, посвященный производству вина.
Этот праздник изначально был связан с Юпитером, королем богов. Однако позже Виналиа стала ассоциироваться с Венерой в ее качестве сельскохозяйственного божества или богини плодородия.Венера
Victrix (Венера-победительница) была важна для римлян, поэтому ее чествовали на двух фестивалях в Древнем Риме. Первый в календаре состоялся двенадцатого августа. Это проводилось с 55 г. до н.э. когда храм Венеры Victrix , построенный на вершине нового театра Помпея, был посвящен самим Помпеем Магнусом. Venus Victrix также отмечали на другом фестивале 9 октября.Театр Помпея с храмом Венеры в верхней части зрительного зала. (вверху в центре)
Последним крупным праздником Венеры, проводившимся в Риме, был фестиваль Венеры
Генетриса (Всеобщая Мать). Как божественная мать троянского героя Энея, она считалась прародительницей римского народа и почиталась как таковая.В Древнем Риме казалось, что богиня Венера почиталась не только как Богиня Любви, Красоты и как покровительница куртизанок, но и как приносящая победу, как божественная мать, а также в ее изначальном в облике богини земли и плодородия.
Римлянам казалось, что Любовь многолика.
«Рождение Венеры» (Сандро Боттичелли, ок. 1484–1486) (галерея Уффици, Флоренция) целое. Любви поклонялись как чему-то или кому-то, великому и ошеломляющему, или как чему-то столь интимному, о чем можно говорить только шепотом.