Афродита миф: Афродита — Мифы Древней Греции

Мифы о Афродите Античная мифология и история

Не изнеженной, ветреной богине Афродите мешаться в кровавые битвы. Ее царство — царство любви. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря власти, власти любви, она царит над всем миром. Девушкам дает она красоту и юность и благословляет их счастливым браком, в сердцах юношей ярким пламенем зажигает любовь и даст им счастье и радость. Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина, Гестия и девственная Артемида не подчинены ее могуществу. В одном поясе Афродиты заключено столько чар любви, что даже великая Гера часто просит Афродиту дать ей на время этот пояс, чтобы сильнее пленить Зевса.

Прекрасна Афродита, прекрасней всех богинь. Дивным светом любви горят ее очи, глубокие, как море, из которого она вышла. Тело ее бело и нежно, как морская пена, родившая ее. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной златых волос, как венец лежащих на се невыразимо прекрасной голове, вся олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности, сияет среди богинь Олимпа Афродита.

Когда идет она, сияя своей красотой, в блестящих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса, к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней, и они подчинены власти богини любви. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы горы и хариты, богини красоты и грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, умащают благовониями ее нежное тело, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.

Около острова Киферы родилась Афродита из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные горы вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только ни ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием.

Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги, пораженные ее красотой. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

ПИГМАЛИОН
Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей, как дала она счастье и Пигмалиону, великому кипрскому художнику.
Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей, белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, что она дышит; казалось, что вот она двинется, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил наконец созданную им самим статую. Пигмалион обнимал ее; он целовал ее холодные, жесткие уста, разговаривал с ней, как с живой, называя самыми нежными именами. Он дарил статуе драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками из цветов и сделал ей ложе из сидонского пурпура.

Как часто шептал Пигмалион:
— О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои ласки, на мои речи, о, как был бы я счастлив!

Но статуя была нема.
Наступили дни празднеств в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви в жертву белую телку с вызолоченными рогами; он простер к богине руки и в обращенной к богине пламенной молитве прошептал:
— О вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы можете дать все молящему, то дайте мне жену столь же прекрасную, как статуя той девушки, которую я сделал.

Пигмалион не решился просить богов оживить сто статую, он боялся прогневить такой просьбой богов-олимпийцев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя пред изображением богини любви Афродиты, этим богиня как бы давала понять Пигмалиону, что боги услышали его мольбу.

Вернулся художник домой. Он подошел к статуе, обнял ее и приник к ее холодным устам. Вдруг показалось Пигмалиону, что губы статуи стали теплыми, что тело ее как будто дрогнуло и стало мягким, как воск с вершин Гимета, согретый лучами солнца.
Пигмалион не верит этому чуду. Он трогает дрожащими руками тело статуи, смотрит ей в лицо полными надежды глазами.

О счастье, о радость! Статуя ожила. Бьется ее сердце, в ее глазах светится жизнь. Славя великую богиню любви Афродиту и полный благодарности ей за то счастье, которое она ему послала, Пигмалион в восторге обнял прекрасную девушку, спустившуюся к нему с пьедестала. Он осыпал ее поцелуями. Зарделась она от девичьего стыда и глазами, полными любви, взглянула на художника. Богиня наградила Пигмалиона за его любовь.

НАРЦИСС
Но кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного бога Кефиса и нимфы Лавриопы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса. Всеми, кто хоть раз видел красивого юношу, овладевала любовь к нему, так был он прекрасен.
Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его нимфа Эхо. Не могла нимфа сама заговорить с Нарциссом. Над ней тяготело наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо и отвечать лишь на вопросы, повторяя только их последние слова. С восторгом смотрела Эхо на стройного красавца юношу, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс огляделся кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул:

— Эй, кто здесь! – Кто здесь! – раздался громкий ответ Эхо.

— Иди сюда! – крикнул Нарцисс. – Сюда! – ответила Эхо.

С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет. Удивленный этим, он громко воскликнул:

— Сюда, скорей ко мне!

И радостно откликнулась Эхо:
— Скорей ко мне!

Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша, гордо промолвив:
— Опусти скорей твои руки, лучше умру я, чем всегда быть с тобой.

Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу. Печально прозвучали вослед ему полные грусти слова: «Быть с тобой!» Спряталась в лесной непроходимой чаще отвергнутая нимфа.

Страдает она от любви к Нарциссу, никому не показывается, и только печально отзывается на всякий возглас: несчастная Эхо.

А Нарцисс остался по-прежнему гордым и холодным. Он отвергал любовь всех. Многих нимф сделала несчастными его гордость. И раз воскликнула одна из отвергнутых им нимф:

— Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть никогда не отвечает тебе взаимностью та,которую ты полюбишь!

Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу не касались вод ручья ни пастух, ни горные козы; даже сломанная ветка не падала в ручей. Вода его была чиста и прозрачна. Как в зеркале отражалось в ней все вокруг: и кусты, и стройные кипарисы, и цветы, что росли на берегу, и голубое небо. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе.

Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и страстная любовь овладевает им к собственному отражению. Полными любви глазами смотрит он на дивного юношу в воде, он манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу вод, чтобы поцеловать юношу, по целует только студеную прозрачную воду ручья.
Все забыл Нарцисс; он не уходит от ручья, не отрываясь любуется своим отражением. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния, восклицает Нарцисс:
— О, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только немного воды, и все же не можем мы быть с тобою вместе. Выйди же из ручья, прекрасный юноша! Я вижу, и ты простираешь ко мне руки, когда я простираю к тебе свои. Когда я нагибаюсь к воде, чтобы поцеловать тебя, и ты стремишься весь ко мне, и твои уста ждут тоже поцелуя. Когда я улыбаюсь, и ты улыбаешься мне. А когда я в горе лью слезы, плачешь и ты, слезы дрожат и в твоих прекрасных глазах.
Я вижу, как ты отвечаешь мне, вижу, как движутся твои алые губы, но я не слышу твоих слов.

Задумался Нарцисс, глядя на свое отражение в воде. Вдруг страшная мысль пришла ему в голову, и тихо шепчет он своему отражению, наклоняясь к самой воде:
— О горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Ведь ты – я сам! Я люблю самого себя. О, если бы могло быть два Нарцисса! О, если бы я мог отделиться от своего тела! Страданья лишают меня сил. Я чувствую, что немного осталось уже мне жить. Едва расцветши, увяну я и сойду в мрачное царство теней. Смерть не страшит меня; смерть принесет мне отдых от мук любви.

Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти, но все-таки не может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс. Падают его слезы в прозрачные воды ручья. По зеркальной поверхности воды пошли широко круги, и пропало изображение прекрасного юноши. Со страхом воскликнул Нарцисс:
— О, ты скрылся! Останься! Не покидай меня, жестокий! О, дай хоть смотреть на тебя!

Но вот опять спокойна вода, опять появилось отражение, опять, не отрываясь, смотрит на него Нарцисс. Тает он, как роса на цветах в лучах горячего солнца. Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит его; страдания Нарцисса болью сжимают ее сердце.

— О горе! – восклицает Нарцисс. – Горе! – отвечает Эхо.

Наконец, измученный, слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое отражение:

— Прощай!

И еще тише, чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:
— Прощай!

Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок – цветок смерти; нарцисс зовут его.

АДОНИС
Но богиня любви, так покаравшая Нарцисса, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса. Никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней богов-олимпийцев. Забыла для него Афродита и Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее даже светлого Олимпа. Все время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно девственной Артемиде. Забыла Афродита о своих золотых украшениях, о своей красоте. Под палящими лучами солнца и в непогоду охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серп, избегая охоты на грозных львов и кабанов. И Адониса просила она избегать опасностей охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья. После охоты отдыхала Афродита на сочной траве зеленых долин с Адонисом, склонясь к нему на колени своей божественно прекрасной головой. Редко покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.

Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во время охоты напали на след громадного кабана. Они подняли зверя и с яростным лаем погнали его. Радовался Адонис такой богатой добыче, не предчувствовал он, что это его последняя охота. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул громадный кабан среди кустов. Адонис уже готовится пронзить разъяренного кабана своим копьем, как вдруг кинулся на него кабан и своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны.

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее божественной крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. Наконец нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над так рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы всегда сохранялась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону. А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты.
Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви. Велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Ликует вся природа, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты, Адонис.

ЭРОТ
Царит златая Афродита над миром. У нее, как у Зевса-громовержца, есть посланник; чрез него выполняет она свою волю. Этот посланник Афродиты – сын ее Эрот, веселый, быстрый, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий мальчик. Эрот быстро носится на своих блестящих золотых крыльях над землями и морями, быстрый и легкий, как дуновение ветерка.

В руках его маленький золотой лук, за плечами колчан со стрелами. Никто не защищен от этих золотых стрел. Эти стрелы разят всех, даже громовержца Зевса. Не щадит Эрот и мать свою Афродиту; много раз пронзал он и ей сердце своими золотыми стрелами. Золотой искрой сверкнет стрела в воздухе, без боли вонзится она в сердце намеченной Эротом жертвы, и вспыхнет сердце пламенем любви. Без промаха попадает в цель Эрот; он, как стрелок, не уступает самому стреловержцу златокудрому Аполлону. Когда попадет в цель Эрот, глаза его светятся радостью, он с торжеством высоко закидывает свою кудрявую головку и громко смеется. Одно приближение его заставляет уже чувствовать его силу.

Ей подчиняются и рыбы в море, и лесные звери, и птицы в воздухе, но больше всего человек. Сами боги Олимпа безумствуют, если пронзят их сердца стрелы Эрота. Но не всегда радость и счастье несут с собой стрелы Эрота. Часто несут они страданья, муки любви и далее гибель. Самому златокудрому Аполлону, самому тучегонителю Зевсу немало страданий причинили эти стрелы.

Знал Зевс, как много горя и зла принесет с собой в мир сын златой Афродиты. Он хотел, чтобы умертвили его еще при рождении. Разве могла допустить это мать! Она скрыла Эрота в непроходимом лесу, и там в лесных дебрях вскормили малютку Эрота молоком своим две свирепые львицы. Вырос Эрот, носится по всему миру, юный, прекрасный, и сеет своими стрелами в мире то счастье, то горе, то добро, то зло.

ГИМЕНЕЙ
Есть еще один помощник и спутнику Афродиты, это юный бог брака – Гименей. Он летит на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий. Ярко горит пламя его брачного факела. Хоры девушек призывают во время свадьбы Гименея и молят его благословить брак молодых и послать им радость в их брачной жизни.

Афродита. Греческие мифы

В соответствии с Гомером, богиня Афродита родилась возле берегов города Пафос на Кипре и была дочерью Зевса и Диони (Διώνης). Затем западный ветер Зефир подтолкнул ее в море и после этого она обнажённая и прекрасная появилась из морских волн.

По версии Гесиода, Афродита родилась из пены, которая образовалась из семени Урана, попавшее в море у берегов острова Китиры и также с помощью ветра Зефира она оказалась у берегов Кипра, где во всей своей красе вышла на берег.

Своё имя красавица богиня получила от слова пена (ἀφρός) — Афродита (Ἀφροδίτη).

Афродита в древнегреческой мифологии и религии была богиней любви, сексуальности, красоты, удовольствия и деторождения.

Атрибуты Афродиты — это пояс, мирты, розы, мак, голуби, воробьи, дельфин, лебеди, золотая чаша.

Афродита богиня любви

Красота и любовь всегда имели большое значение в жизни богов и людей.

Красота Афродиты, её грация, страсть и любовь, вдохновляли каждое живое существо. Ее присутствие желали все. В сопровождении Эрота, Афродита появилась на Олимпе. Боги, увидев прекрасную, Афродиту, не могли оторвать от неё глаз, птицы, прославляли богиню своим пением. У всех  видящих Афродиту, сердца наполнялись любовью, кто ей не подчинялся, был наказан богиней.

Никто не мог противостоять Афродите, за исключением трёх девственных богинь: Афины, Артемиды и Гестии.

Гера, покровительница браков, выдала замуж красавицу Афродиту за Гефеста, пожалуй, самого некрасивого из богов. Гефест был законным сыном Зевса и Геры, он вырос вдали от своих родителей и стал великим кузнецом. Гефест был богом огня. В отличие от привлекательных мужчин богов, он был хромой, у него была очень тёмная кожа и темная борода. Уродство, однако, не стало препятствием для того, чтобы покорять самых красивых женщин.

Афродита и Арес

Афродита была неверна Гефесту. Вскоре после свадьбы она начала встречается с Аресом, богом войны. Но нет ничего тайного для Гелиоса, бога солнца. Он рассказал Гефесту, что у его жены есть любовник. В ярости Гефест хотел убить Ареса, но подумав, попросил Гелиоса пока не говорить никому, а сам стал придумывать план как отомстить обидчикам.

Сначала он выковал тонкую, почти невидимую сеть и прикрепил её над кроватью, затем сообщил жене, что ему нужно уехать и только муж уехал из дома, Афродита отправила посыльного к Аресу, сообщить об отъезде Гефеста.

Во время свидания Афродиты и Ареса, сеть, сделанная Гефестом, падает на любовников и они оказываются в ловушке. Тут появляется Гефест с Зевсом и другими богами и начинают громко смеяться над беспомощными любовниками. Когда их всё-таки освободили, они разошлись в разные стороны, Афродита ушла на свою родину, Кипр, Арес — во Фракию, на войну.

Афродита и Адонис

Афродита, чтобы наказать жену царя Кипра, Смирну, за то, что она считала самой красивой свою дочь Мирру, внушила Мирре любовь к своему отцу. Тёмной ночью та пришла к отцу в постель, который пришёл с пирушки и был пьян.

Утром Мирра поняла весь ужас смертельного греха, побежала в лес и там спряталась. Афродита её нашла и превратила в дерево, позже из коры дерева родился Адонис. Афродита изумилась необыкновенной красотой мальчика и чтобы защитить его, отдала на воспитание Персефоне в мёртвое царство.

Когда Адонис вырос, он стал красивым мужчиной с красивым телом и божественным лицом. Персефона влюбилась в него безумно и отказалась отдавать его обратно Афродите. Богини начали спорить, пришлось вмешаться Зевсу и разрешить их спор. Зевс сказал, что Адонис будет проводить треть времени рядом с Афродитой, другую треть рядом с Персефоной, а оставшееся время — по его усмотрению. В итоге получилось, что четыре месяца Адонис жил в царстве мёртвых и восемь с Афродитой, которая с успехом применила свой волшебный пояс.

Каждый раз, когда приходило время Адониса выйти из царства мёртвых, природа оживала: поля зеленели, цветы и деревья расцветали и прекрасный аромат заполнял атмосферу. Афродита редко появлялась на Олимпе и жила с молодым любимым в горах и лесах. Адонис стал охотником и они вместе с Афродитой радовались их близостью.

Вскоре о любви Афродиты к Адонису узнал Арес. Он так и смог забыть свою любовь к ней, ослепленный страстью и ревностью, он превратился в кабана и убил Адониса.

Горю Афродиты не было предела, слезы богини капали на землю и тут же прорастали белые анемоны и красные маки…

Миф об Афродите и Адонис

Миф об Афродите и Адонис является одним из самых популярных греческих мифов, так как он напрямую связан с любовью и Эросом. Даже боги и божества не могли избежать мощных стрел бога Эроса и влюблялись в смертных с катастрофическими последствиями.

Афродита и Адонис — это классический миф о похоти и отвержении, дополненный несколькими пикантными подробностями о Богине Любви и Похоти и прекрасном смертном Адонисе.

Адонис — олицетворение мужской красоты, которой он обязан своей судьбой согласно греческим мифам. На самом деле существует два известных мифа об Адонисе и Афродите. Первый миф относится к ранним годам Адониса, а второй — к его смерти и роли в ней Афродиты.

Адонис и Афродита: миф о красоте и любви

Первый миф об Афродите и Адонисе связан с родителями мужчины и представляет собой историю о красоте, любви и ревности. Матерью Адониса была прекрасная Мирра или Смирна, а его отцом был царь Кипра Кинирус, который на самом деле был отцом Мирры.

Это странное происхождение Адониса произошло потому, что богиня Афродита завидовала красоте Мирры и заставила девушку соединиться с ее собственным отцом.

Когда Кинирус узнал, что его обманули, он погнался за Миррой с мечом, намереваясь убить и ее, и ее будущего ребенка. Афродита, раскаявшись в содеянном, быстро превратила девушку в мирровое дерево .

Спор Персефоны и Афродиты из-за Адониса

Афродита спрятала новорожденного Адониса в сундук, который отдала на попечение Персефона , королева нижнего мира. Но когда Персефона открыла ларец, перед ней предстала красота младенца, поэтому она отказалась вернуть его Афродите, хотя сама богиня любви спустилась в Преисподнюю, чтобы выкупить младенца Адониса из власти мертвых.

Спор между двумя Богинями любви и смерти разрешил Зевс, который постановил, что Адонис должен пребывать одну часть года с Персефоной в подземном мире, а другую часть года с Афродитой в верхнем мире. Когда он оставался в подземном мире, была зима. Когда он вернулся, Земля расцвела весной и летом.

В этой форме мифа борьба между Афродитой и Персефоной за обладание Адонисом ясно отражает борьбу между любовью и смертью; это обычная тема в греческой мифологии, поскольку мы видим ее в мифе о Персефоне и Аиде.

Решение Зевса о том, что Адонис должен проводить одну часть года под землей, а другую над землей, является просто греческим мифом о понятии ежегодного исчезновения и нового появления, которое относится к весне и зиме.

Другая версия мифа об Афродите и Адонисе

В некоторых версиях мифа об Афродите и Адонисе, когда Арес, бог войны и любовник Афродиты, слышит, что Афродита любит юношу Адониса, сильно приревновал и решил отомстить.

Афродита преследовала Адониса, чтобы спариться с ним, но Адониса больше интересовала охота. Афродита умоляла Адониса отказаться от опасных видов спорта, которыми он увлекался, потому что она не могла вынести его потери, зная, что юношу ждет ужасный конец. Адонис проигнорировал ее совет и был убит во время охоты диким вепрем, которым на самом деле был бог Арес.

Когда Адонис умер, Афродита услышала его крики и поспешила к нему на своей лебединой колеснице. Она прокляла Судьбы и Ареса, предопределившие его смерть. Все еще держа Адониса на руках, Афродита превратила капли крови, упавшие из его ран на землю, в ветряные цветы (недолговечные анемоны) в память об их любви.

Анемоны возникли из крови Адониса, и его дух вернулся в подземный мир. В ответ на слезливую богиню Зевс решил, что Адонис должен остаться всего на полгода в Подземном царстве.

Смерть и воскресение Адониса в греческой мифологии

Афродита и Адонис Кановы

По мнению ученых, смерть и воскресение Адониса представляет собой упадок и возрождение растительного года. Ему поклонялись как богу кукурузы, богу зерновых культур, которые были очень важны для древних жителей Греции и других средиземноморских земель.

Миф об Афродите и Адонисе в искусстве

Миф об Афродите и Адонисе появляется в десятой книге Овидия Метаморфозы . В этой версии Орфей рассказывает нам историю, когда он оплакивает деревья и диких животных после потери Эвридики.

Афродита (Венера у римлян) отчаянно влечется к юному Адонису, который, больше интересуясь искусством охоты, не проявляет никакой привязанности. Она тщетно пытается убедить Адониса полюбить ее.

Однако Адонис предпочитает охотиться и умирает после того, как его сильно ранит кабан. Но Венера не смиряется с потерей возлюбленного и решает превратить его в прекрасный цветок, растущий из его крови и до сих пор остающийся символом ее несостоявшейся любви.

Шекспир не следует версии Венеры и Адониса Овидия, как сказано в Десятой Книге из Метаморфоз . Однако он формирует свою поэму из разнообразных мифологических отсылок, обращаясь к мифу об Афродите и Адонисе как к символам любви и утраты.

Категории Греческие мифы

Афродита: истинное происхождение греческой богини любви, секса и красоты

Афродита — греческая богиня любви, секса и красоты, и существует множество историй о том, как она могла соблазнить богов и смертных вожделением к ней. На одном из самых известных изображений богини мы видим ее прекрасную форму, выходящую из моря, что является отсылкой к ее увлекательной истории происхождения. Но истинное происхождение богини происходит задолго до греков.

Краткий обзор Афродиты

Афродита была частью древнегреческого пантеона. Некоторые из ее известных символов — зеркало, раковина гребешка, голубь, пояс и яблоко. Конечно, у этой популярной богини было много других символов, связанных с ней, и иконы связаны с мифами и атрибутами богини.

Древние истории о богине, как правило, отражают ее роль в любви между богами, людьми и богами и людьми. Иногда она оказывала внешнее влияние на чужие истории, и много раз она также была главным действующим лицом в этих историях. Но, как это обычно бывает с олимпийскими божествами, у Афродиты была и более темная сторона, и месть была одной из ее менее привлекательных черт.

Тем не менее, ее красота и распространенность в древних мифах вдохновили на создание великих произведений искусства и литературы с тех пор, как богиня впервые покорила умы смертных. Она также была божеством-покровителем моряков, куртизанок и проституток. Хотя вы можете удивиться, узнав, что ее культ на самом деле считался довольно строгим для того времени. Римляне приняли Афродиту как свою богиню Венеру, которая также является связанной с ней планетой.

  • Скала Афродиты: место рождения богини
  • Больше, чем богиня любви: многие другие аспекты Афродиты

Людовизи Книдская Афродита, римская мраморная копия (туловище и бедра) с восстановленной головой, руками, ногами и драпировкой. (Кэрол Раддато/ CC BY SA 2.0)

Первая история происхождения Афродиты

В этой старшей из двух историй о рождении Афродиты она выходит из моря взрослой женщиной. Ее отец — Уранос, бог неба, а матери у нее нет. Эта история происходит за два поколения до Зевса, когда правил Уран со своей женой Геей, богиней земли. Уранос ненавидел своих детей и прятал их в недрах земли, пока Гея, ненавидя своего мужа, не разработала план со своим сыном Кроносом. Она вооружила своего сына серпом, и, когда Уранос в следующий раз уснул с Геей, Кронос отрубил ему гениталии. Оторванные части упали в океан и их окутала морская пена. Из этой пены вышла богиня Афродита.

Эта история была передана нам Гесиодом, одним из первых греческих поэтов. Он объясняет, что имя Афродиты происходит от греческого слова aphros , что означает «пена», что может относиться к морской пене или к семени Урана. Этот миф является этиологическим, поскольку рождение Афродиты из пены объясняет происхождение ее имени. Однако это поэтическая выдумка, и истинная этимология имени Афродиты остается неизвестной.

В своем рассказе Гесиод заставляет Афродиту проплыть мимо Китерии и появиться на Кипре. В Древней Греции в обоих этих городах были огромные культы Афродиты. На самом деле храм Афродиты на Кипре датируется XII веком до нашей эры, задолго до жизни Гесиода. Точно так же, как Гесиод использовал греческое слово для объяснения тайны имени Афродиты, здесь Гесиод использует географические детали, чтобы объяснить, почему ей поклонялись в этих двух городах.

Афродита — Великая Богиня Кипра. ( Public Domain )

Вторая история о рождении Афродиты

Во второй истории рождения Афродиты она дочь Зевса. Зевс — внук Урана и сын Кроноса. Как и Кронос, Зевс сверг своего отца, чтобы стать правителем небес. В этой истории мать Афродиты — богиня по имени Диона, о которой мало что известно. Примечательно, что имя Диона является феминизированной формой альтернативного эпитета Зевса, Диос.

  • Храм в древнем городе Одессе показывает, что фракийцы поклонялись греческой богине Афродите
  • Привлекательный Адонис, поработивший многие древние цивилизации

Греческий поэт Гомер, современник Гесиода, присоединился к этому второму мифу о происхождении Афродиты, и она появляется в его эпических поэмах Илиада и Одиссея . Позже эта Афродита вошла в римский пантеон как богиня Венера. В этой роли ей приписывают основание Рима через ее смертного сына Энея. Она также фигурирует в роли жестокой свекрови в романтическом эпосе Апулея 9.0055 Купидон и Психея , и она играет важную роль во многих других мифах.

Различные версии Афродиты для греков

Из-за дихотомического происхождения историй об Афродите среди греческих и римских писателей существует некоторая путаница. В Платоновском симпозиуме , персонажи обсуждают различия между Афродитой Уранией, что означает «Небесная Афродита», и Афродитой Пандемос или «Обыкновенной Афродитой».

Небесная Афродита — дочь или Уран. Она вдохновляет любовь между двумя мужчинами и любовь к обучению и мудрости. Однако мужчины, находящиеся под чарами Афродиты обыкновенной, не имеют предпочтения между любовью к женщинам или мужчинам. Интересуются телом, а не душой, их любовь низменна и невдохновлена. Эта интерпретация, однако, уникальна для Платона. В Афинах, где Афродите поклонялись с титулом «Пандемос», считалось, что она не управляет низменной любовью, а скорее ее качество означало, что она была вовлечена в гражданские дела.

«

Жемчуг Афродиты» (1907) Герберта Джеймса Дрейпера. ( Public Domain )

Афродита в других мифах

Различные стороны Афродиты и ее силы можно увидеть в мифах о ней. В одном из популярных мифов говорится, что Афродита была так прекрасна, что другие боги сражались за ее расположение. Это якобы привело Зевса к решению, что богиня выйдет замуж за уродливого Гефеста. Но замужество не помешало Афродите завести много любовников.

Роман Ареса и Афродиты хорошо известен, но другие мифы описывают ее романы и последующих детей от Диониса, Гермеса и Посейдона. Волшебный пояс Афродиты также появляется в мифах, когда другие берут его, чтобы вызвать любовь и желание. Сам Зевс стал жертвой заколдованного предмета, когда Гера носила его, чтобы вызвать его любовь.

Поскольку Афродита была в центре многих отношений между другими богами и смертными, говорят, что Зевс решил, что она также должна потерять контроль над собой и безумно влюбиться в людей. Это объясняет, как Афродита сильно полюбила Анхиса и родила Энея и Лира.

Как и многие боги, Афродита считалась довольно тщеславной и ожидала, что люди будут поклоняться ей и ее силам. Людей, отказавшихся это сделать или чем-то оскорбивших богиню, жестоко наказывали. Например, Афродита заставила дочь критского царя Миноса Федру, которая также была женой Тесея, влюбиться в своего пасынка.

Эрос, принесенный Пейто Афродите, в то время как Антерос смеется над тем, что его наказали за то, что он выбрал неправильную цель, помпейская фреска, около 25 г. до н.э. (Общественное достояние)

Классическая мифология также предполагает, что Афродита была косвенно ответственна за Троянскую войну. Это потому, что Парис выбрал Афродиту как обладательницу золотого яблока над Афиной и Герой в конкурсе красоты богини после того, как Афродита пообещала ему самую красивую женщину в мире — Елену. Она также несколько раз вмешивалась в войну, в первую очередь, чтобы спасти Энея и помочь Аресу.

«Суд Париса» (ок. 1632-1635) Рубенса. (Общественное достояние)

Афродита до греков

Хотя эти мифы, окружающие Афродиту, являются греческими, Афродита не греческое творение, а скорее приобретение. Она является версией богини Аштарт, также называемой Астартой, Иштар, Исидой и рядом других вариантов, когда она появляется в разных местах Средиземноморья и Ближнего Востока. Как богиня Астарта властвовала не только над любовью, но также над небесами и войной. Функция Афродиты была сужена до богини любви, хотя иногда ее изображали с оружием или замужем за Аресом, греческим богом войны, что свидетельствует о ее воинственном начале.

Рельефное изображение Иштар. Источник: BigStockPhoto

Афродита возникла в результате синкретизма, или слияния, между греческим божеством и многоименной богиней востока. Миф об Афродите и Адонисе поддерживает эту версию ее истории. В этой трагической романтической сказке Афродита влюбляется в смертного по имени Адонис, но во время охоты его убивает клык кабана. Шекспир написал версию этой истории, как и римский поэт Овидий в первом веке нашей эры, но ее корни намного старше, чем у этих двух писателей.

  • От инцеста к благовониям: печальное и грязное дело о наказании Мирры Афродитой
  • Самые вонючие женщины Древней Греции: Ясон и аргонавты благоухают

В древней Месопотамии богиню звали Инанна, а ее смертным возлюбленным был Думузи. Точно так же, как имя богини варьируется в зависимости от региона, у Думузи есть и другой эпитет «Адонис». Это имя имеет семитские корни, и оно совпадает с призывом «о, мой господин», или adonai на иврите. Эта трагическая история любви между великой богиней и несчастным смертным встречается во многих культурах Ближнего Востока и свидетельствует о происхождении Афродиты за пределами Греции.

«Венера и Адонис» Тициана (ок. 1553 г.). ( Public Domain ) На этой картине Венера пытается помешать Адонису отправиться на охоту, что приведет к его смерти.

У греков было два противоречивых мифа о рождении Афродиты, их богини любви. Гесиод пытался объяснить ее имя и места поклонения, когда писал историю ее происхождения, а Гомер придерживался версии, согласно которой она подчинялась величайшему богу Зевсу. Изучая религию в других древних культурах, мы видим, что обе истории были попытками греческих поэтов втереться в доверие к чужой богине в их существующей структуре верований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *