Афина мифология: Недопустимое название | Мифология вики

АФИНА

[Греч. ̓Αθηνᾶ], в древнегреч. мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Этимология имени неясна, т. к. корнями уходит в догреч. субстрат.

Миф о рождении А. от Зевса и Метиды (μῆτις — мысль, размышление) относится к периоду оформления классической олимпийской мифологии. Узнав, что его супруга Метида родит сына, к-рый лишит его власти, Зевс проглотил беременную жену, но, ощутив затем сильную головную боль, попросил Гефеста (в др. варианте Прометея) расколоть его голову топором, откуда и появилась А. в полном вооружении и с воинственным кличем (Apollod. I 6, 1-2). Постепенно материнство Метиды принимает все более отвлеченный и даже символический характер, так что А. считается порождением одного Зевса и принимает от него функции мудрого божества, так же как Зевс воспринял их от Метиды.

А.- одна из главнейших фигур в олимпийском пантеоне: силой и мудростью она равна Зевсу (Hes. Theog. 896), почести ей воздаются сразу после него (Horat. Carm. I 12, 17-20), и ее место — ближайшее к Зевсу (Plat.

Conv. 2). Мифология А. обширна и многосоставна. Известные атрибуты классической А., змея и сова, указывают на древнее зооморфное прошлое богини. Гомер постоянно именует А. «совоокой» (γλαυκῶπις), орфический гимн (XXXII 11) — «пестровидной змеей». По Геродоту, в храме А. обитала огромная змея, посвященная богине и являющаяся стражем акрополя (VIII 41). Мудрость А. восходит к образу богини со змеями — хтоническому божеству крито-микенского периода. Среди непременных атрибутов А. эгида — щит, искусно выделанный Гефестом из козьей шкуры, с головой змеиноволосой Медузы (Hom. Il. 446-49), устрашающей богов и людей. Священным деревом А. было масличное. Эти деревья называли «деревьями судьбы» (Plin. Nat. hist. XVI 199), А. именовали судьбой и Великой Матерью, известной в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого (см. рассуждение Апулея о Минерве кекропической и ее ипостасях — Met. XI 5). Несмотря на функции богини войны, А. сохраняет свою матриархальную независимость, проявляющуюся в образе девы, покровительницы целомудрия.
Многочисленны сведения о космически-стихийных чертах образа А.: она хранит молнии Зевса (Aeschyl. Eum. 827), ее изображение, т. н. палладий, упало с неба (отсюда А. Паллада). Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, в эпоху героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами (Hyg. Fab. 150) и гигантами (Apollod. I 6, 1-2). Классическая А. покровительствует героям, защищает справедливый общественный порядок, способствует развитию ремесел и искусства. Она ставит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу (Apollod. II 4, 2; Ovid. Met. IV 82 сл.). Зевс послал А. к Гераклу, и тот с ее помощью вывел из подземного царства Аида пса Кербера (Цербера) (Apollod. II. 5, 12). Любимцем А. был Одиссей, умный и смелый герой, о чем свидетельствуют поэмы Гомера, и особенно «Одиссея», где ни одно важное действие не обходится без вмешательства А. Она — главная защитница греков-ахейцев и их городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.
), носящая имя «градозащитницы» (Hom. Il. VI 305). А.- постоянный враг троянцев, хотя культ ее существовал и в Трое (Ibid. VI 311). Статуя А. Промахос («Передовой боец») с копьем находилась в афинском акрополе, где А. были посвящены храмы Парфенон и Эрехтейон. Главные эпитеты А. в качестве градоправительницы — «Полиада» («Городская») и «Полиухос» («Градодержица»). Памятником, прославляющим мудрость правительницы Афинского гос-ва, является трагедия Эсхила «Евмениды», к-рая повествует об учреждении богиней Ареопага — высшего органа судебной и политической власти в Афинах. В то же время А. помогала плотникам, гончарам, ткачихам и даже называлась Эрганой — «Работницей» (Soph. frg. 760), покровительницей ремесленников (Plat. Legg. XI 920d). А. помогала Прометею украсть для людей огонь из кузни Гефеста (Myth. Vаt. I; II 63-64), ей приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона. Ее собственные изделия — подлинные произведения искусства, как, напр., плащ, вытканный для героя Ясона (Apoll.
Rhod. I 721-768). Мудрость А. отличалась от мудрости Гефеста и Прометея, философ Демокрит называл ее «разумностью» (φρόνησις — Orion. Etymol. P. 153). Для А. была характерна мудрость в гос. делах, необходимая для всякого классического полиса (Plat. Prot. 321d). Поэтому как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась А., называемая Фратрией (братская), Булайей (советная), Пронойей (Провидящая). Для поздней античности А. являлась принципом неделимости космического Ума (Procl. in Tim. 35 A, II 145, 18; Plot. VI 5, 7) и символом всеобъемлющей мировой мудрости (Procl. Hymn. VIII).

Культ А. был распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Аттика, Беотия, Крит, Родос), но особенно почиталась богиня в Аттике, где ей были посвящены многочисленные земледельческие праздники, на к-рых происходило омовение статуи А., а юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщим был праздник великих панафиней — апофеоз А. как олицетворение гос. мудрости. Основателем торжества считался Эрихтоний, преобразователем — Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие — установил Писистрат. В Афинах богине была посвящена 3-я декада каждого месяца.

В Риме А. почиталась под именем Минервы наряду с исконной рим. богиней войны Беллоной.

Ист.: Orionis Thebani Etymologicon / Ed. F. G. Sturz. Lpz., 1820. Hildesheim, 1973r; Scriptores rerum mythicarum Latini tres / Еd. G. Bode. Cellis, 1834. 2 t.; Plinii Historiae naturalis libri XXXVII. Parisiis, 1848-1850. 2 t.; Аpollonii Rhodii Argonautica / Emendavit R. Merkel. Lipsiae, 1854. [T.] 2: Scholia vetera / Ed. B. Keil; Hygini Fabulae / Еd. M. Schmidt. Lipsiae, 1872; Tragicorum graecorum fragmenta / Ed. A. Nauck. Lipsiae, 1882; Plotini Enneades / Ed. R. Volkmann. Lipsiae, 1883-1884. 2 t.; Eudociae Augustae, Procli Licii, Claudani Carminum graecorum reliquae / Еd. A. Ludwich. Lipsiae, 1897; Procli In Timaeum commentarii / Еd. E. Diehl. 1903-1906. 3 t.; Hesiodi Carmina / Ed.

A. Rzach. Lipsiae, 1913; Platoni Dialogi / Ex recognovit C. F. Hermann, W. Wohlrab. Lipsiae, 1920. Т. 5; 1927. Т. 2; 1931. Т. 3; Apollodori Bibliotheca. Pediasimi libellus de duodecim Herculis laboribus / Ed. R. Wagner. Lipsiae, 1926; Aeschili Tragoediae / Ed. H. Weil. Lipsiae, 1926; Homeri Carmina / Ed. G. Dindorf, C. Hentze. Lipsiae, 1930-1935. 2 t.; Horatii Carmina / Ed. F. Vollmer. Lipsiae, 1931; Ovidii Nasonis Carmina / Ed. R. Merkel, R. Ehwald. Lipsiae, 1931. T. 2.

Лит.: Nillson M. P. Die Anfänge der Göttin Athena. Kopenhagen, 1921; Otto W. F. Die Götter Griechenlands. B., 1947; idem. Minoan-mycenean Religion. 1950. 2. Aufl.; Kerényi K. Die Jungfrau und Mutter der griechischen Religion: Eine Studie über Pallas Athene. Zürich, 1952; Herington C. J. Athena Parthenos and Athena Polias: A Study in the religion of Periclean Athens. Manchester, 1955; Brommer F. Athene Parthenos. Bremen, 1957; Kauer S. Die Geburt der Athena. Würzburg, 1959; Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999.

А. А. Тахо-Годи

АФИНА • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. А. Тахо-Годи

АФИ́НА (’Αϑηνᾷ, ио­нич. ’Αϑήνη), в греч. ми­фо­ло­гии бо­ги­ня муд­ро­сти и спра­вед­ли­вой вой­ны. Миф о ро­ж­де­нии А. от Зев­са и Ме­ти­ды (муд­ро­сти) – позд­не­го про­ис­хо­ж­де­ния (вре­ме­ни оформ­ле­ния олим­пий­ской ми­фо­ло­гии). С те­че­ни­ем вре­ме­ни ма­те­рин­ст­во Ме­ти­ды при­ни­ма­ло всё бо­лее от­вле­чён­ный и да­же сим­во­ли­че­ский ха­рак­тер; А. счи­та­ет­ся по­ро­ж­де­ни­ем од­но­го Зев­са и при­ни­ма­ет на се­бя функ­ции муд­ро­го бо­же­ст­ва, так же как Зевс вос­при­нял их от Ме­ти­ды.

«Афина, опирающаяся на копьё». Рельеф с афинского Акрополя. Мрамор. Ок. 460 до н. э. Музей Акрополя (Афины).

Из­вест­ные ат­ри­бу­ты клас­си­че­ской А. – змея и со­ва – ука­зы­ва­ют на древ­нее зоо­морф­ное про­шлое бо­ги­ни. Об­раз А., с при­су­щей ей хто­ни­че­ской муд­ро­стью змеи, вос­хо­дит к кри­то-ми­кен­ско­му об­ра­зу бо­ги­ни со змея­ми. Сре­ди не­пре­мен­ных ат­ри­бу­тов А. – эги­да – щит из козь­ей шку­ры с го­ло­вой змеи­но­во­ло­сой Ме­ду­зы, ис­кус­но вы­де­лан­ный Ге­фе­стом, – фе­тиш ог­ром­ной ма­гич. си­лы, уст­ра­шаю­щий бо­гов и лю­дей.

Мно­го­чис­лен­ны све­де­ния о кос­ми­че­ски-сти­хий­ных чер­тах об­раза А. Она хра­нит мол­нии Зев­са. Счи­та­лось, что её изо­бра­же­ние, т. н. пал­ла­ди­ум, упа­ло с не­ба (от­сю­да А. Пал­ла­да). Мощ­ная, страш­ная, со­во­окая бо­ги­ня ар­хаи­ки, об­ла­да­тель­ни­ца эги­ды, в эпо­ху ге­ро­ич. ми­фо­ло­гии она на­прав­ля­ет свою си­лу на борь­бу с ти­та­на­ми и ги­ган­та­ми. А. по­кро­ви­тель­ст­ву­ет ге­ро­ям, за­щи­ща­ет спра­вед­ли­вый об­ще­ст­вен­ный по­ря­док. Лю­бим­цем А. был Одис­сей, ум­ный и сме­лый ге­рой, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют по­эмы Го­ме­ра и осо­бен­но «Одис­сея», где ни од­но ма­ло-маль­ски важ­ное дей­ст­вие не об­хо­дит­ся без вме­ша­тель­ст­ва А. Она во­об­ще глав­ная за­щит­ни­ца гре­ков-ахей­цев и по­сто­ян­ный враг тро­ян­цев, хо­тя культ её су­ще­ст­во­вал и в Трое. Глав­ные эпи­те­ты А., на­де­лён­ной гражд. функ­ция­ми, – По­ли­ада («Град­ская») и По­ли­ухос («Гра­до­дер­жи­ца»). Па­мят­ни­ком про­слав­ле­ния муд­рой по­кро­ви­тель­ни­цы Афин­ско­го гос-ва яв­ля­ет­ся тра­ге­дия Эс­хи­ла «Эв­ме­ни­ды» (уч­ре­ж­де­ние бо­ги­ней вер­хов­но­го су­ди­ли­ща Ат­ти­ки – Аре­о­па­га). А. все­гда рас­смат­ри­ва­лась в кон­тек­сте ху­дож. ре­мес­ла, ис­кус­ст­ва, мас­тер­ст­ва и да­же на­зы­ва­лась Эр­га­ной – «Ра­бот­ни­цей»; она на­прав­ля­ет ху­до­же­ст­вен­но-тех­ни­че­ское твор­че­ст­во. А. тай­но по­мог­ла Про­ме­тею ук­расть огонь из куз­ни­цы Ге­фе­ста. В эпо­ху позд­ней ан­тич­но­сти (Прокл, 5 в. н. э.) А. вы­сту­па­ла прин­ци­пом не­де­ли­мо­сти кос­ми­че­ско­го Ума и сим­во­лом все­объ­ем­лю­щей ми­ро­вой муд­ро­сти и тем са­мым рез­ко про­ти­во­пос­тав­ля­лась буй­ст­ву и экс­та­зу Дио­ни­са.

А., хо­тя культ её был рас­про­стра­нён по всей ма­те­ри­ко­вой и ост­ров­ной Гре­ции, осо­бен­но по­чи­та­лась в Ат­ти­ке. Там ей бы­ли по­свя­ще­ны зем­ле­дель­че­ские празд­ни­ки. Осо­бен­но сла­ви­лась А. как за­ко­но­да­тель­ни­ца и по­кро­ви­тель­ни­ца афин­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти. В Ат­ти­ке по­чи­та­ли А. Фрат­рию («Брат­скую»), Бу­лайю («Со­вет­ную»), Со­тей­ру («Спа­си­тель­ни­цу»), Про­нойю («Про­ви­дя­щую»). Об­ще­гре­че­ским был празд­ник Ве­ли­ких Па­на­фи­ней – апо­фе­оз А. как во­пло­ще­ния гос. муд­ро­сти.

В Ри­ме А. по­чи­та­лась под име­нем Ми­нер­вы на­ря­ду с ис­кон­ной рим. бо­гиней вой­ны Бел­ло­ной. Культ А. на про­тя­же­нии всей ан­тич­но­сти ос­та­вал­ся сви­де­тель­ст­вом ор­га­ни­зую­щей и на­прав­ляю­щей си­лы ра­зу­ма, ко­то­рый упо­ря­до­чи­ва­ет кос­ми­че­скую и об­ще­ст­вен­ную жизнь, про­слав­ляя стро­гие ус­тои го­су­дар­ст­ва, ос­но­ван­но­го на де­мо­кра­тич. за­ко­но­да­тель­ст­ве.

«Афина Варвакион». Римская копия 3 в. со статуи Фидия «Афины Парфенос» (438 до н. э.). Национальный музей (Афины).

А. изо­бра­жа­ли, как пра­ви­ло, в ви­де су­ро­вой и ве­ли­че­ст­вен­ной де­вы в шле­ме, с копь­ём, щи­том – эги­дой (ста­туя А. с зап. фрон­то­на хра­ма Афи­ны Афайи на о. Эги­на, ок. 500 до н. э.). Зна­ме­ни­тая ги­гант­ская хри­со­эле­фан­тин­ная скульп­ту­ра «Афи­на Пар­фе­нос» ра­бо­ты Фи­дия для Пар­фе­но­на на афин­ском Ак­ро­по­ле (по­став­ле­на в 438 до н. э.) не со­храни­лась; о ней мож­но су­дить по позд­ней­шим ко­пи­ям и ре­п­ли­кам («Афи­на Вар­ва­ки­он», мра­мор, 3 в., Нац. му­зей в г. Афи­ны, и др.). «Афи­на Лем­ния», так­же вы­пол­нен­ная Фи­ди­ем для афин­ско­го Ак­ро­по­ля, изо­бра­жа­ла уми­ро­тво­рён­ную бо­ги­ню, оли­це­тво­ряв­шую ми­ро­лю­би­вый по­ли­тич. курс Афин­ско­го гос-ва то­го вре­ме­ни; к его ста­туе «Афи­на Про­ма­хос» вос­хо­дит, воз­мож­но, «Афи­на Ме­ди­чи» (Лувр, Па­риж). Со­хра­ни­лось ок. 10 рим. ре­п­лик в мра­мо­ре брон­зо­вой скуль­птур­ной груп­пы «Афи­на и Мар­сий» Ми­ро­на (сер. 5 в. до н. э.). Отд. сце­ны ми­фов об А. час­то изо­бра­жа­лись в ва­зо­пи­си, вхо­ди­ли в скульп­тур­ное уб­ран­ст­во хра­мов (ро­ж­де­ние А. из го­ло­вы Зев­са, её спор с По­сей­до­ном за об­ла­да­ние зем­лёй Ат­ти­ки – на фрон­то­нах Пар­фе­но­на). А. пред­ста­ёт в сце­нах ги­ган­то­ма­хии (фриз Пер­гам­ско­го ал­та­ря, ок. 180 до н. э.; Пер­га­мон-му­зе­ум, Бер­лин), с Ге­рак­лом (ме­то­па хра­ма Зев­са в Олим­пии, сер. 5 в. до н. э.). В жи­во­пи­си Воз­ро­ж­де­ния фи­гу­ра А. ис­поль­зо­ва­лась в разл. ал­ле­го­ри­ях, оли­це­тво­ряя муд­рость (в мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ци­ях «Пар­нас» – А. Ман­те­нья, Ра­фа­эль и др.), доб­ро­де­тель и це­ло­муд­рие («Пал­ла­да и кен­тавр» С. Бот­ти­чел­ли, около 1483, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция). Ре­же встре­ча­ет­ся не­по­средств. об­ра­ще­ние к ми­фам об А. – гл. обр. в сце­нах, свя­зан­ных с Арах­ной, Ге­рак­лом, сю­же­том «Суд Па­ри­са» (кар­ти­ны Л. Кра­на­ха Стар­ше­го, Джорд­жо­не, П. П. Ру­бен­са и др.).

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Шведский стол шведских изобретателей Викторина

6 картин Мюнхена, которые стоит посетить

50 лет назад: Любящий против Вирджиния

Калипсо | Греческая мифология | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *