Адонис миф: Адонис — Мифы Древней Греции

Содержание

Миф об Адонисе — SAVUZ

Содержание

Мифы, легенды растения Адонис весенний (Горицвет)

Как и большинство лекарственных растений Адонис (Горицвет) весенний имеет свою историю о которой мы постараемся рассказать Вам на наших страницах.

Все мифы и легенды обычно связаны с названиями растения, внешним видом, порой года когда он зацветает или с местами обитания.

По этой причине рекомендуем вам сперва ознакомиться с разделами Описание и Фото Адониса, из которых можно взять достаточно информации и визуального представления о растении для более полного понятия истории, мифов и легенд.

История Адониса (Горицвета).

Что касается истории растения, можно сказать, что это лекарственное растение было известно с древних времен, так как существуют (приведены ниже) мифы и легенды о нём.

На Руси Адонис упоминается уже в XVI-XVII веках, правда больше как народное лекарственное средство.

В те времена применялись настои и отвары из корней и травы Адониса (Горицвета), при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, заболеваниях почек, так же как успокаивающее при нервных срывах.

Научная медицина занялась изучением Горицвета весеннего во второй половине XIX века. Тогда появляются первые статьи о применении растения в народной медицине с описанием эффективности действия травы растения при лечении сердечно-сосудистых заболеваний.

Так к концу XIX века уже были проведены серьёзные научные исследования, появились первые препараты на его основе, которые применяются до сих пор при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Как и предполагалось Адонис способен усиливать сокращение сердечной мышцы и замедлять её ритм, а так же оказывать успокаивающее действие на центральную нервную систему.

Один из мифов появления растения связан с финикийским богом солнца “Адонисом”. Финикийское божество связано с лекарственным растением благодаря своему раннему появлению, так как согласно мифу, бог солнца “Адонис” каждый год воскресал вместе с появлением растения и так же каждую осень умирал.

Легенды о Адонисе (Горицвете).

Пожалуй самая известная легенда пришла к нам из Древней Греции, где по этой легенде создавались скульптурные и живописные произведения. Согласно легенды, богиня любви Афродита за не почитание её женой кипрского царя Кинира, внушила её дочери Мирре влечение к собственному отцу.

Спустя время, не подозревая сам того, что имеет дело с собственной дочерью, царь Кинир вступает в запретную связь, после чего узнаёт правду и в гневе проклинает дочь. Боги проявив сочувствие к дочери царя и превратили её в мирровое дерево, с вечно сочащимся из трещин коры ствола ароматным соком.

Через какое то время из трещины дерева родился ребенок неописуемой красоты, которого назвали Адонисом. Узнав о появлении младенца Афродита укладывает его в ларец и отправляет на воспитание жене бога подземного царства Аида – Персефоне, с условием, что, когда ребенок вырастет, он вернётся к ней. Когда Адонис вырос, по красоте ему не было равных ни среди смертных ни среди богов.

Вырастив Адониса, царица подземного царства не захотела с ним расставаться, в то время как Афродита настойчиво хотела вернуть его себе. По легенде этот спор решает Зевс, который определяет, что одну половину года Адонис проводит в царстве мертвых у Персифоны, вторую половину года у Афродиты. Проводя все своё время с Афродитой юный Адонис становится её спутником и возлюбленным.

Счастливая Афродита с Адонисом постоянно охотились на разных мелких зверей в лесах и горах Кипра, избегая крупных животных. Богиня охоты Артемида так же влюбилась в Адониса, но видя что ей предпочли Афродиту наслала на него свирепого кабана. В отсутствии Афродиты собаки Адониса почуяли след крупного кабана и он с радостью пустился за добычей.

Загнав добычу в угол Адонис был готов пронзить кабана копьём, но тот резко кинувшись на Адониса смертельно ранив юношу своими клыками. От страшной раны юный Адонис погибает (По другим легендам роль свирепого вепря отводится ревнивому мужу Афродиты – Аресу).

Узнав о своей страшной потере Афродита отправилась на поиски своего возлюбленного. Бродя по лесам и горам она не замечала как острые камни и колючки ранили её нежные ноги, из ран которых капали капли крови Афродиты. На месте капель крови Афродиты на земле вырастали нежные алые розы.

По легенде, найдя своего возлюбленного богиня любви его долго оплакивала, вся окружающая природа оплакивала потерю вместе с неё. В память о своём возлюбленном Афродита вырастила из его крови прелестный цветок, который распускался каждую весну, в то время когда Адонис возвращался к ней из подземного царства.

Видя страдания богини Афродиты Зевс пожалел её и велел Аиду отпускать на пол года Адониса из царства мертвых на землю. С тех пор, с приходом Адониса на землю к солнцу, вся природа оживает и первым на опушках и склонах появляется ярко-желтый цветок, названный в его честь.

Легенда об Адонисе наиболее полно изложена в «Метаморфозах» Овидия.

Дополнительная информация о растении Адонис

страница ozonit.

ru;
Энциклопедия лекарственных растений;
Информация о растении Адонис;
История, мифы, легенды о рстении Адонис;
Описание растения Адонис весенний;
Сбор, сушка и хранение растения Адонис;
Свойства растения Адонис;
Состав растения Адонис;
Применение растения Адонис;
Противопоказания растения Адонис;
Выращивание растения Адонис;
Фотографии растения Адониса.

Поделитесь с друзьями статьёй!

Источник: https://ozonit.ru/elr/adonis/adonis_istoriya.php

Адонис и афродита

Охота Адониса. — Смерть Адониса. — Праздники в честь Адониса. — Богини Хариты — три Грации.

Охота Адониса

Адонис олицетворяет жизнь растительного царства, пробуждающегося весной и умирающего осенью. Так как, согласно мифам древней Греции, всюду на земле, куда бы ни ступила нога прекрасной богини Афродиты, тотчас же из-под нее появлялись цветы, то древние греки соединили узами любви Афродиту и Адониса.

Адонис был юноша поразительной красоты. Адонис возбудил в богине Афродите (Венере) страстную любовь к себе. Эта изнеженная женственная богиня, не желая расставаться с Адонисом, сопутствовала ему повсюду. Богиня Афродита следовала за Адонисом даже и на охоте.

Гибель Адониса на охоте от удара вепря. Рисунок по барельефу на древнеримском саркофаге. Изображены различные эпизоды мифа об Адонисе.

Смерть Адониса

Бог Арес (Марс) из ревности решил погубить Адониса. Богиня Артемида (Диана) предупредила об этом Афродиту (Венеру), которая старалась всеми силами убедить своего любимца отказаться от охоты. Но все мольбы богини Афродиты остались тщетными: юноша Адонис пренебрег ее советами и отправился на охоту.

Сохранилось много фресок и картин, изображающих сборы Адониса на охоту. Скульпторы античности редко пользовались мифом об Адонисе для своих статуй. На гравированных камнях этот миф встречается чаще, и Адонис везде представлен в образе прекрасного юноши с красивыми и изящными формами.

Венера и Адонис. Петер Пауль Рубенс. Холст, масло, 1630-е гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Художники новейшего времени, напротив того, очень часто вдохновляются мифом об Адонисе.

Большой известностью пользуется прекрасная скульптурная группа Кановы на эту мифологическую тему.

Тициан в своей картине придал Адонису черты лица Филиппа II, для которого она была написана. Тициан выбрал тот момент, когда Адонис, несмотря на мольбы богини Венеры, покидает ее.

Рубенс почти также трактовал этот мифологический сюжет, но у него бог Купидон (Амур) старается удержать прекрасного охотника Адониса.

Альбано, Прюдон и много других художников писали на мифологическую тему об Адонисе.

Богиня Афродита (Венера), тщетно прождав возвращения Адониса, отправилась на поиски. Афродита искала Адониса повсюду, пробираясь сквозь кустарники. Тернии рвали одежды богини Афродиты и царапали ее лицо и руки до крови. Всюду, куда падали капли крови Афродиты, вырастали благоухающие розы.

Афродита нашла наконец своего любимца Адониса, но уже без признаков жизни: Адониса убил вепрь. Богиня Афродита превратила Адониса в цветок анемона.

Букет анемонов. Одилон Редон, фрагмент картины.

В Лувре находится картина Пуссена, изображающая умирающего Адониса на руках богини Венеры.

Когда Адонис сошел в царство Плутона, все тени пришли в восторг от его красоты, а богиня Персефона влюбилась в Адониса.

Богиня Афродита (Венера), вся в слезах, отправилась на Олимп к Зевсу (Юпитеру) и принялась умолять Зевса возвратить ей Адониса, но Персефона ни за что не соглашалась отдать Адониса. Властелин богов, желая примирить богинь Афродиту и Персефону, решил, что юноша Адонис будет проводить полгода в жилище смерти, а полгода на земле с Афродитой.

Миф об Адонисе, напоминающий миф о Персефоне, может быть объяснен следующим образом: зима, время года, когда растительное царство умирает или засыпает, есть то время, когда Адонис пребывает с Персефоной; наступает весна, все оживает, прекрасный юноша вновь возвращается к богине красоты.

Праздники в честь Адониса

Смерть Адониса. Джузеппе Маццуоли, мрамор, 1709 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.{ (Creative Commons license): basykes}

Культ Адониса, перенесенный из Сирии финикийцами, быстро распространился среди древних греков.

В городе Афинах и в городе Александрии был учрежден праздник в честь полубога Адониса, возлюбленного богини Афродиты. Праздник Адониса отмечался в начале весны и продолжался целую неделю.

В первый день праздника все участвующие в траурных одеждах оплакивали смерть Адониса и исчезнувшую с ним вместе растительность. В остальные же дни радостно праздновали возвращение полубога Адониса на землю. Сохранилось до наших дней несколько гимнов и радостных песен, которые распевались во время этого праздника Адониса.

Богини Хариты — три Грации

На всех памятниках примитивного искусства богини Хариты (в римской мифологии — Грации) изображены одетыми. На знаменитом барельефе, находящемся в Лувре, Грации покрыты длинными одеждами, так же как и на всех монетах Римской эпохи.

«Напрасно доискивался я, — говорит древнегреческий автор Павсаний, — какой скульптор или живописец первый изобразил богинь Харит обнаженными. На всех древних памятниках Хариты одеты, и я, право, не понимаю, почему же последующие скульпторы и живописцы изменили это. Теперь же все художники изображают Харит лишенными одежды».

Знаменитая античная группа «Три Грации» находится в музее города Сиенны. Существует много вариантов этой группы; Луврскому музею принадлежит одно из лучших повторений.

На многих римских фресках в Помпеях изображены Грации в их традиционной позе. Этому следовали и Рафаэль, и Рубенс, и многие знаменитые художники.

Канова, Торвальдсен и Прадье изваяли на тему о Грациях прекрасные мраморные группы. Произведение Торвальдсена считается лучшим.

Три Грации (богини Хариты), пляшущие в хороводе. Римская статуя с греческого оригинала, II в. от Р.Х., Лувр.{ (Creative Commons license): celesteh}

Из новейших художников группа Жана Пилона считается шедевром; его Грации покрыты длинными туниками, но позы их совершенно не согласуются с традициями древнегреческого искусства.

Богини Хариты (Грации) олицетворяли все то, что составляет прелесть и привлекательность жизни.

Обязанности Граций были самые разнообразные. Грации помогали и присутствовали при туалете Венеры. Грации часто сопровождали крылатого бога Эрота.

Философы обращались к богиням Харитам (Грациям) и приносили им жертвы, прося Харит придавать их речам более мягкости и интереса, опасаясь, что без помощи богинь Харит философия покажется всем слишком сухой и скучной материей.

Богини Хариты (Грации) призывались в начале пира: их просили ниспослать на пирующих нежное веселье и тихую гармонию. Хариты присутствовали при праздниках, потому что их присутствие изгоняло печаль и заботы, но главные обязанности Харит заключались в том, чтобы доставлять богам и людям все то, что делает жизнь хорошей и счастливой.

Имена богинь Харит обыкновенно — Аглая, Евфросина, Талия (три Грации).

Три Грации изображаются всегда обнявшись, олицетворяя этим взаимные услуги и братскую помощь, которую люди обязаны оказывать друг другу для того, чтобы их жизнь была счастливая и спокойная.

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Источник: https://zaumnik.ru/mifologija/adonis-afrodita.html

Бог Адонис в древнегреческой мифологии. Адонис и Афродита

С древнейших времен люди почитали вечно возрождающееся после зимних холодов божество. Первым примером может служить бог шумеров, Таммуз.

После того, как их место в Междуречье заняли аккадцы, то они присвоили себе все религиозные представления шумеров. Они также с плачем и стенаниями встречали смерть пастуха Таммуза, который был женихом и возлюбленным богини Инанны, а позже – Астарты.

Затем культ плодородия попал в мифологию египтян и через Крит – к эллинам. Они заменили Астарту на Афродиту.

Рождение Адониса

Появление на свет прелестного младенца было связано со скандальной историей. Кипром правил мудрый и справедливый царь Кинир. Его жена хвастливо заявляла, что их дочь прекрасней Афродиты. Девушка Мирра не хотела почитать Афродиту. Богиня придумала, как злобно можно отомстить негоднице: она внушила ей страсть к собственному отцу. Ночью кормилица ввела Мирру в царские покои.

Под покровом темноты царь Кинир, напоённый вином, не узнал дочь, и она зачала от него сына. Утром, увидев, с кем он провёл ночь, полную страсти, царь разгневался и, прокляв, решил её убить. Но боги в этот раз были милосердны. Афродита раскаялась и дала возможность Мирре убежать. Она превратили деву в мирровое дерево. В нем под кроной в стволе вырос младенец.

Отец в ярости рассек ствол мечом, и из него выпал младенец. Так появился на свет Адонис. С самого младенчества он был прекрасен. Афродита положила его в ларец и передала хозяйке подземного царства – Персефоне. Вот тут и возникает вопрос: Адонис – бог или не бог? Судя по его происхождению, он был просто человеком. Персефона вырастила и воспитала мальчика.

Прекрасный юноша стал её тайным возлюбленным.

Миф об Адонисе эллины заимствовали у финикийцев и египтян. Его имя переводится как «владыка» или «господин». В малой Азии и Египте Адонис – бог умирающей и воскрешающейся природы. В Элладе в честь прекрасного юноши, который не был богом, три дня летом проводились праздники. Погибнув и потом ожив, он воскрешал природу.

Для эллинов расцвет всего живого на земле был большим торжеством, и для них Адонис – бог наступившей лучшей поры года. Культ полубога особенно пышно отмечался в Афинах и Александрии. В Библе в первый день в траурных одеждах все оплакивали его гибель и смерть всех растений. Затем гимнами и радостными песнями встречали его возвращение на землю.

В Афинах и Александрии порядок бы прямо противоположный: в первый день справлялась свадьба Адониса и Афродиты – символ расцвета жизни. Следующий день был траурным. Повсюду выставлялись горшочки и плошки с заранее выращенными пшеницей, латуком, анисом, и их бросали в воду, где они гибли. В Египте, в Александрии торжества происходили наиболее пышно.

Статуи Афродиты и Адониса укладывали на пурпурные ложа и окружали их «садами Адониса», беседками, увитыми зеленью, плодами, амфорами с мёдом и маслом, пирожками, изображениями животных. Певцы и певицы пели гимны, в которых просили вернуть Адониса в будущем году. На другой день женщины, распустив от горя волосы, оплакивали потерю и надеялись на его возвращение.

Так были соединены горе и надежда, а судьба Адониса стала символом бессмертия души. Таков был Адонис в древнегреческой мифологии.

Прекраснейшая из прекрасных богинь родилась около острова Кифера из капли крови Урана, которая образовала снежно-белую пену. Из неё вышла Афродита, и ветром её занесло на Кипр. На нем она появилась из голубых волн моря, и ее встретили Оры – богини времён года. Красавица стала женой Гефеста.

Мастер на все руки сделал для супруги магический пояс. Муж заключил в него всевозможные обольщения: желание, любовь, слова искушения и соблазна, ослепление и самообман. В нее влюблялись боги и простые смертные. С Гефестом, которому Афродита изменяла направо и налево, её развели боги, и она стала женой Ареса.

Но это не помешало пылкой страсти, которую Афродита испытала к прекрасному юноше.

Возвращение юноши на поверхность земли

Прошло время, и Афродита спустилась в подземное царство, чтобы узнать у Персефоны, где её ларец. Царица Аида подозвала юношу. Его неземная, божественная красота зажгли в сердце богини красоты любовь с первого взгляда и безумную страсть. Она стала настаивать, чтобы Адонис – бог красоты, как она это видела, вернулся к ней. Персефона отказала.

Тогда Афродита вся в слезах бросилась с жалобой к Зевсу. Он, верховный судья во всех спорных вопросах, не захотел вмешиваться в женские склоки и передал спорное дело на суд, где председателем была муза Каллиопа, покровительница красноречия и героической поэзии. Она была мудра и носила корону, которая показывала её главенство над всеми остальными музами.

Она умела пробуждать преодоление эгоизма и вызывать жертвенность. На суде было решено, что у Афродиты и Персефоны равные права на юношу. Самого его никто не спрашивал. Год Каллиопа поделила на три части. Треть принадлежала Персефоне, треть – Афродите и последняя часть – самому Адонису, чтобы он развлекался, как пожелает. Это было справедливое решение.

Жизнь Адониса на земле

Нежная, вечно юная, синеглазая, с длинными волнистыми золотыми волосами и венком из благовонных цветов, с кожей, отливающей перламутром, окруженная Орами и Харитами – такова была богиня неба, моря, любви, красоты и плодородия. Все свое время она проводила на Олимпе, изредка спускаясь на землю. Там её сопровождали прелестные певчие птицы, а дикие звери ласкались к ней, и после каждого её шага вырастали диковинные цветы.

Чтобы крепче привязать к себе юношу, который был прекрасней многих богов, небожительница никогда не забывала надевать свой пояс. Адонис и Афродита проводили всё время на земле вместе.

Нежная девушка, забыв о палящем солнце, участвовала в охоте, которой пламенно любил развлекаться молодой красавец. Возлюбленная бога Адониса умоляла его не охотиться на огромных диких вепрей, медведей и львов, которые могут убить человека, а забавляться добычей уток, зайцев, косуль.

В цветущих кущах на земле Персефона была забыта. Существовала только Афродита – вот кого любил бог Адонис.

Смерть юноши

Боги, которые домогались Афродиты, но были отвергнуты ею, с завистью смотрели на эту любовь и обо всём рассказали мужу Аресу. Он пришёл в ярость решил отомстить. Однажды Адонис выехал на охоту один. Его собаки подняли из логова огромного мощного кабана, который весил примерно 200 кг.

Возможно, сам Арес превратился в грозного вепря или забытая всеми Персефона, или разгневанная владычица всех зверей Диана. Именно такие версии предлагают мифы.

А сам Адонис, слыша яростный заливистый лай своры собак, был полон азарта и забыл наставления своей возлюбленной. Псы вцепились в толстую шкуру вепря и удерживали его изо всех сил. Юноша прицелился копьём, но промедлил. Кабан сбросил себя собак и ринулся на охотника. Клыком он пробил артерию на бедре. Упав с коня на землю, несчастный моментально истёк кровью и погиб.

Поиски Афродиты

Когда богиня узнала о гибели возлюбленного, то она по горам, рощам и кустам, обливаясь слезами, бросилась на поиски Адониса. Каждая ранка на её ножке кровоточила. Там, где падала её кровь, сразу вырастала алая роза – символ немеркнущей любви. Она нашла его в зарослях дикого лука – латука.

С той поры он всегда вызывает слезы у тех, кто к нему прикоснулся. Из крови своего любимого при помощи нектара Афродита вырастила анемон с нежнейшими лепестками. Ветер срывает их так же легко, как оборвалась жизнь Адониса. На острове Крит богиня посадила гранат, цветы которого нежны, а сок плодов похож на кровь.

Она хотела лишить себя ненужной теперь жизни и бросилась со скалы в море. Но боги бессмертны. Афродита осталась жива. Видя безутешное горе Афродиты, Зевс повелел Аиду и Персефоне отпускать каждую весну до осени Адониса на землю.

Когда он возвращается из царства теней, то природа начинает оживать и ликовать: все бурно растет, цветёт и плодоносит.

Сын Адониса и Афродиты

По одной из версий мифа, у влюбленных родился сын – Эрот. Это бог любви. Он умеет принести счастье или горе, как захочет. Никто не может избежать его метких стрел. Шаловливый малыш развлекается, пуская их в цель, и радостно смеётся.

Его стрелы несут счастливую или несчастную безответную любовь, с муками и страданиями. Зевс знал об этом и хотел, чтобы внука лишили жизни сразу, как только он родился. Но Афродита спрятала малыша в дебри леса. Там его вскормили молоком две грозные львицы.

Эрот вырос, и есть теперь любовь на земле, то горькая и отчаянная, то полная счастья.

Память об Адонисе

Женщины по всей земле увлекаются выращиванием цветов в горшках. Многие теперь даже не знают, что поклоняются при этом любви прекрасной божественной пары.

Так Адонис, бог Древней Греции, жив на наших окошках в самые холодные и лютые зимы.

Цветы дома радуют нас с осени до весны, а потом их часто переносят на балконы или на дачи, где они буйно цветут, напоминая о вечной любви Адониса и бессмертной богини Афродиты.

Источник: https://FB.ru/article/355586/bog-adonis-v-drevnegrecheskoy-mifologii-adonis-i-afrodita

Афродита и Адонис. Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция

Афродита и Адонис. Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция

ВикиЧтение

Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция
Немировский Александр Иосифович

Содержание

Афродита и Адонис

Удивительна история любви богини к прекрасному смертному юноше Адонису [128]. Греки считали его то сыном нимфы Алфесибеи от героя с финикийским именем Феникс, то производили от ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны, то от кипрского царя Кинира и его дочери Мирры. Эти различия говорят о том, что в разных азиатских странах происхождение Адониса объясняли по-разному с целью привязать его к своей почве. Общим для двух последних вариантов является то, что Адонис – плод преступной связи отца и дочери. В кипрском варианте любовь к отцу девушке внушает сама Афродита в наказание за то, что она не чтила богиню. Обманув отца, Мирра вступает с ним в связь, после чего отец обрушивает на дочь проклятие и выгоняет ее из дома. Во время блужданий в Аравии перед самыми родами отверженная превращается в мирровое деревце [129], из треснувшего ствола которого выходит прекрасный младенец [130].

Афродита, сурово покаравшая мать Адониса, к нему самому проявляет доброжелательность и передает его в ларце на воспитание Персефоне. Выросший из младенца юноша был так прекрасен, что царица подземного мира не хотела возвращать его Афродите. Вынужденная его отпустить, Персефона не без помощи Артемиды насылает на Адониса во время охоты разъяренного кабана, от клыков которого он погибает. Теперь юноша должен навсегда уйти в царство мертвых.

Афродита, беседующая с Эротом. Рядом стоят Эвномия и Педия

Однако Зевс, вняв мольбам обезумевшей от горя Афродиты, делит время пребывания Адониса в верхнем и нижнем мирах на два срока, разрешив ему две трети года проводить на земле.

Остальное же время Афродите остается утешаться видом благоуханных роз – цветка, в который она превратила тело погибшего возлюбленного, и печальных анемонов, выросших из ее слез. С тех пор эти два цветка стали растениями Афродиты, и влюбленные часто украшали себя венками из них.

В рассказе о любви Афродиты к Адонису она – типично восточная богиня плодородия, подобная финикийской Астарте, вавилонской Иштар, египетской Исиде. Проникновение ее в Грецию, словно пунктиром, обозначено двумя островами – Кипром и Киферой (островом к юго-востоку от Пелопоннеса). На материке первым центром ее почитания становится древняя Эфира, впоследствии получившая название Коринф, – там находился древнейший храм Афродиты. Тысяча его жриц одаривала там любовью мореходов и купцов, так же как это делалось в храмах Астарты в Финикии [131].

Афродита

Афродита Вначале Хаос был и облекал светила; Пространства и века без меры мчались в нем; Потом большой груди обильным молоком Земля, благая мать, титанов напоила. Титаны пали. Стикс их принял, как могила. И никогда весна под неумолчный гром Не зажигала солнц сияющим

АФРОДИТА (ВЕНЕРА)

АФРОДИТА (ВЕНЕРА) Богиня любви, как свидетельствует ее имя (Рожденная из пены), появилась обнаженной из морской пены; в раковине она добралась до берега. Правда, высказывались и другие версии ее рождения. Уточнялось, что пена была не простая, а возникшая в результате того,

2.17.3. Красавица Кримхильда и Афродита, богиня красоты

2.17.3. Красавица Кримхильда и Афродита, богиня красоты В отличие от суровой Брюнхильды, королева Кримхильда (и её «двойник» Флоригунда, см. выше) характеризуется германо-скандинавским эпосом как исключительная красавица, без каких-либо воинственных, боевых черт.

3. В «Песни о нибелунгах» отражено начало путешествия «античного» Энея-Иоанна на Русь в XIII веке Зигфрид и Эней Брюнхильда и Дидона Кримхильда и Афродита

3. В «Песни о нибелунгах» отражено начало путешествия «античного» Энея-Иоанна на Русь в XIII веке Зигфрид и Эней Брюнхильда и Дидона Кримхильда и Афродита 3.1. Краткое изложение «античной» истории Дидоны и Энея Оказывается, в «Песни о нибелунгах» отражены важные элементы

3.

3. Сначала Эней опасается Дидоны и поначалу Зигфрид опасается Брюнхильды Энея охраняет Афродита, а Зигфрида напутствует Кримхильда

3.3. Сначала Эней опасается Дидоны и поначалу Зигфрид опасается Брюнхильды Энея охраняет Афродита, а Зигфрида напутствует Кримхильда Эней, прибывая со своими спутниками в Карфаген, весьма опасается могущественной царицы Дидоны, не зная, как повернётся судьба (см. выше).

Богиня любви: скифская Лакшми — Лада — Афродита

Богиня любви: скифская Лакшми — Лада — Афродита Имя скифской Афродиты Урании (небесной богини любви) надо читать как АРТИМПАСА. При таком прочтении в нем выступает корень «арт», «артем» — тот же самый, что в имени греческой богини АРТЕМИДЫ. Но… Артемида ведь не Афродита?

3. В «Песне о Нибелунгах» отражено начало путешествия «античного» Энея-Иоанна на Русь в XIII веке Зигфрид и Эней Брюнхильда и Дидона Кримхильда и Афродита

3.  В «Песне о Нибелунгах» отражено начало путешествия «античного» Энея-Иоанна на Русь в XIII веке Зигфрид и Эней Брюнхильда и Дидона Кримхильда и Афродита 3.1. Краткое изложение «античной» истории Дидоны и Энея Оказывается, в «Песне о Нибелунгах» отражены важные элементы

3.3. Сначала Эней опасается Дидоны и поначалу Зигфрид опасается Брюнхильды Энея охраняет Афродита, а Зигфрида напутствует Кримхильда

3.3. Сначала Эней опасается Дидоны и поначалу Зигфрид опасается Брюнхильды Энея охраняет Афродита, а Зигфрида напутствует Кримхильда Эней, прибывая со своими спутниками в Карфаген, весьма опасается могущественной царицы Дидоны, не зная, как повернется судьба, см. выше.

Глава 10 Афродита

Глава 10 Афродита Можно почти не сомневаться в том, что в сложившейся ситуации Антоний очень хотел заключить прочный союз с Клеопатрой, потому что ему для осуществления его замыслов был нужен как раз такой союзник. Отношения Антония с Октавианом были напряженные, а

Андрей Дмитриевич Балабуха «Афина по уму, Гера по осанке, Афродита по красоте»

Андрей Дмитриевич Балабуха «Афина по уму, Гера по осанке, Афродита по красоте» Писатель Андрей Дмитриевич Балабуха — историк по призванию. Результатом его «погружения» в прошлое стала готовящаяся к выходу книга «Пасынки истории, или Любимцы Клио». Откуда такое название?

Адонис из Голландии

Адонис из Голландии Такой путь поиска можно было назвать кустарным, непрофессиональным, самодеятельным и, во всяком случае, рассчитанным на собственную случайную удачу. Пересмотр музейных каталогов — всех и всяких, какие подвернутся под руку и удастся достать. Со

Глава V. Адонис и Афродита

Глава V. Адонис и Афродита § 20 В предыдущих главах мы изучили вклады Анатолии и Египта в религию эллинизма. Переходя теперь к третьей греко-восточной области, к Сирии, мы должны прежде всего заметить, что ее роль, как оплодотворительницы античной религии, почти вся еще

Adonis – Mythopedia

Греческий смертный

Адонис был таким красивым молодым человеком, что заслужил расположение Афродиты, самой богини любви. Его миф закончился трагически, когда он был убит кабаном во время охоты.

Ави Капах Чтение на 21 мин. • Последнее обновление: 18 июля 2022 г.

Адонис, сын восточного царя Кинираса и его дочери Мирры, был исключительно красивым молодым человеком. На самом деле он был так красив, что богини Афродита и Персефона соперничали за его любовь. Хотя в конечном итоге они были вынуждены разделить молодого человека, Адонис благоволил к Афродите и был известен как ее любовник.

Адонис также был опытным охотником. Однажды во время охоты он был убит вепрем (иногда говорят, что это был переодетый бог Арес, еще один любовник Афродиты и, следовательно, соперник Адониса). Афродита очень оплакивала смерть Адониса; она почтила его память, создав анемона из его крови и устроив щедрые фестивали в его честь.

#Этимология

Имя «Адонис» (греч. Ἄδωνις, транслит. Adōnis ) происходит от семитского слова ʼadōn , что означает «господин». 1 Эта этимология отражает мифическую связь Адониса с Ближним Востоком.

#Произношение

#Атрибуты и Иконография

Адонис был наиболее известен своей физической красотой. На самом деле он был так красив, что завоевал любовь Афродиты, богини любви и секса.

Адонис также был связан с плодородием и растительностью, и, несмотря на его смертное происхождение, древние греки широко почитали его как бога. Поскольку его мать Мирра была оригинальным мирровым деревом, Адонис тесно ассоциировался с миррой, а также с анемоном, миртом и розой.

Адонис работы Бертеля Торвальдсена (19 век). Музей Торвальдсена, Копенгаген, Дания.

Stefano Bolognini / CC BY-SA 3.0

В древнем искусстве Адонис изображался красивым юношей, часто в компании Афродиты или других женских фигур. 2

#Семья

Согласно распространенной традиции, Адонис был продуктом кровосмесительной связи между Кинирасом, восточным королем, и его дочерью по имени Мирра или Смирна. 3 Но в других традициях родителей Адониса по-разному называют Феникс и Альфезибоэна, 4 Фея и Смирна, 5 или Кинирас и Метарме. 6

Все источники сходятся во мнении, что отец Адониса правил восточной страной; однако есть некоторые разногласия по поводу того, какая именно нация . Наиболее распространенными кандидатами являются остров Кипр 7 и Ассирия. 8

Согласно Аполлодору, у Адониса было четверо братьев и сестер, которых звали Оксипор, Орседис, Лаогора и Брезия. 9

У плодовитого Адониса было множество божественных любовников. Самой известной из них была Афродита, но и Адониса часто изображали любовником Персефоны. Некоторые традиции также сделали его гомосексуальным любовником Аполлона, 10 Диониса, 11 и Геракла. 12

В различных источниках Адонис был отцом Приапа, 13 Голгоса, 14 или Берое 15 с Афродитой.

#Семейное древо

#Мифология

#Origins

По мнению большинства авторитетных источников, миф об Адонисе начался, когда принцесса Мирра (иногда называемая Смирной) оскорбила богиню Афродиту. Чтобы наказать девушку, Афродита заставила ее влюбиться в собственного отца, царя Кинира.

Мирра с помощью рабыни смогла пробраться в постель своего отца и переспать с ним так, что он не понял, кто она такая. Но когда Кинира узнал, что сделала его дочь, он был в такой ярости, что намеревался убить ее. Мирра бежала. Опасаясь, что ее поймают, она умоляла богов сделать ее невидимой, и они согласились, превратив ее в дерево — первое мирровое дерево.

Но Мирра забеременела от своего отца. Прошло девять месяцев, и у Мирры — теперь уже дерева — начались роды:

Зачатое виной дитя росло, пока дерево

росло, и теперь пыталось найти

способ безопасного рождения. Ствол дерева набухал

и стягивался к Мирре, которая, не в силах

выразить свою муку, не могла призвать

Люсину обычными словами мук.

Но потом, как женщина в сильной боли,

дерево наклоняется и, стонет,

орошает себя падающими слезами. Люцина встала

в жалости возле стонущих ветвей, возложила на них

руки и произнесла заклинания, чтобы помочь

затрудненному рождению. Тогда дерево треснуло,

кора разорвалась на части, и оно дало

свой живой вес, плачущего младенца.

Наяды положили его на мягкие листья, и

помазали его слезами его собственной матери.

Так родился Адонис. 16

Рождение Адониса , приписывается Марко Антонио Франческини (1677–1678). Музеи Нарбонны, Нарбонна, Франция.

Wikimedia Commons / Public Domain

Новорожденный вскоре был обнаружен Афродитой, которая передала его на хранение Персефоне. Но когда Персефона увидела, как прекрасен Адонис, она отказалась вернуть его. В конце концов богини попросили Зевса рассудить их дело; он постановил, что Адонис будет проводить часть года с Афродитой, а другую часть с Персефоной (в зависимости от версии, Адонис проводил либо полгода с каждой богиней, либо одну треть года с каждой богиней, а еще треть — как он порадовал). 17

#Death

Адонис превратился в красивого молодого человека — настолько красивого, что Афродита влюбилась в него (как и Персефона в некоторых традициях). Какое-то время Адонис наслаждался обществом своего божественного возлюбленного в совершенном блаженстве. Но однажды во время охоты Адониса забодал и убил вепрь.

Венера и Адонис Тициана (1550-е гг.).

Метрополитен-музей / Общественное достояние

Некоторые источники утверждают, что кабан, убивший Адониса, был послан богом, хотя точная личность этого бога различается: в некоторых традициях кабан на самом деле был Аресом, еще одним любовником Афродиты, который ревновал к Адонису; 18 по другим данным, вепрь был Аполлоном, пожелавшим наказать Афродиту за то, что она ослепила своего сына Эриманта; 19 в третьей версии вепрь был подослан Артемидой, которая хотела убить любовника Афродиты в отместку за роль Афродиты в убийстве ее возлюбленного Ипполита. 20

Афродита была опустошена, когда нашла Адониса раненым и истекающим кровью. Сцена была запечатлена Бионом Смирнским, поэтом I века до н. э.:

Прекрасный Адонис лежит низко в горах, его бедро пронзено бивнем, белое с белым, и Киприда сильно досадует на тихое прохождение его дыхания; ибо красная кровь стекает по его белоснежной плоти, а глаза под бровями тускнеют; роза отрывается от его губ, и поцелуй, которого Киприда больше никогда не повторит, умирает на нем и исчезает. Киприда достаточно довольна поцелуем мертвых; но Адонис, он не знает, что она поцеловала его. 21

Когда Афродита оплакивала своего умершего возлюбленного, она создала анемона из его крови. Она также почтила его праздником в память о его смерти.

Смерть Адониса Жан-Батист Натье (1718).

Wikimedia Commons / Public Domain

В некоторых традициях, однако, Афродита смогла еще раз заключить сделку с Персефоной, королевой Подземного мира и ее давней соперницей Адониса. На этот раз Адонис будет проводить часть каждого года среди других мертвых в Подземном мире, а другую часть с Афродитой в мире живых. 22

#Другие мифы, другие любовники

Часто говорят, что у красавца Адониса, помимо Афродиты, были и другие любовники, большинство из которых были божественными. Одни говорили, что он был гомосексуальным любовником бога Аполлона и героя Геракла, а другие говорили, что его увел Дионис.

В другой, довольно своеобразной версии мифа об Адонисе, сохранившейся в комментарии Сервия к Эклогам Вергилия , смерть Адониса наступила из-за его невольной связи с девственной Эриномой. Непоколебимое целомудрие Эриномы принесло ей любовь богинь-девственниц Афины и Артемиды и ненависть чувственной Афродиты. Афродита надеялась соблазнить Эриному и разрушить ее целомудрие, и поэтому она заставила сначала Зевса, а затем Адониса влюбиться в нее.

Однако ни одному из этих знаменитых соблазнителей не удалось завоевать расположение девушки. В конце концов, расстроенный Адонис изнасиловал Эриному. Артемида пожалела девушку и превратила ее в курицу. Тем временем Зевс обнаружил, что Адонис нарушил его любовный интерес и убил его молнией.

В этот момент никто не был счастлив: Афина и Артемида сожалели о своей роли в том, что случилось с Эриномой, Зевс чувствовал себя рогоносцем, а Афродита оплакивала Адониса. В конце концов, было достигнуто полуудовлетворительное (хотя и порочное) решение: Адонис был возвращен к жизни, Эринома была возвращена в свою человеческую форму, и им было позволено жить вместе как мужу и жене. В конце концов у них родился ребенок по имени Талеус. 23

#Поклонение

Все, что касается Адониса — от его мифической генеалогии до самого его имени (семитское слово, означающее «господин»; см. выше) — предполагает ближневосточное происхождение. Греки предположительно заимствовали Адониса из мифа о вавилонском Таммузе или шумерском Думузи, которые, как и Адонис, пережили насильственную смерть, за которой последовало возрождение. 24

В случае с Таммузом/Думузи и Адонисом (не говоря уже о других богах древнего Средиземноморья, таких как Осирис), миф о смерти и возрождении символизировал растительность и цикл времен года, в частности, смерть посевов под зиму и последующее их возрождение весной. 25

#Фестивали и/или праздники

Фестивали Адониса, обычно называемые «Адония», были обычным явлением во всем греческом мире. Во многих городах, включая Афины, Аргос и Александрию, Адонию праздновали ежегодно. Самым отличительным аспектом фестиваля стала посадка «Садов Адониса». Женщины сажали различные семена зерна и овощей в корзины или горшки; затем они поставили эти корзины на палящее солнце, чтобы они проросли, засохли и умерли. Как только семена умерли, женщины бросили свои Сады Адониса в водоем, все время оплакивая смерть Адониса. 26

Некоторые фестивали Адониса предположительно были более диковинными. В том, что могло быть или не быть сатирическим произведением, Лукиан описал Адонию, праздновавшуюся в финикийском городе Библ, утверждая, что она включала в себя странные таинственные обряды, бритье головы и ритуальную проституцию. 27

#Храмы

Было несколько храмов, святилищ и святилищ, посвященных Адонису (или Адонису и Афродите). Павсаний, писатель-путешественник II века н. э., описывает такие храмы в Аргосе 9.0017 28 и кипрский город Аматус. 29 Современные археологи также обнаружили храмы Адониса в Сирии и Ливане.

#Поп-культура

Адонис не фигурирует в современных адаптациях греческой мифологии. Но его имя (а точнее, его знаменитая внешность) до сих пор иногда упоминается в современной поп-культуре. Например, «Пояс Адониса» относится к V-образной мышце, идущей от тазовых костей к тазу: наличие видимого Пояса Адониса широко упоминается как признак пикового физического совершенства, особенно у мужчин.

Красивый Адонис также имеет долгую историю в изобразительном искусстве и получил новую жизнь от таких художников, как Тициан, Питер Пауль Рубенс и Роберт Грант.

#Дальнейшее чтение

#Первоисточники

Греческий
  • Сапфо: Самое раннее упоминание об Адонисе происходит из фрагмента стихотворения Сапфо седьмого/шестого века до н.э. (фрагмент 140 Фойгта), в котором Афродита рассказывает группе женщины оплакивали Адониса на его ежегодном фестивале.

  • Феокрит: Идиллия 15 (третий век до н. э.) происходит на фестивале Адония в Александрии.

  • Орфические гимны : Орфический гимн 55 (с третьего века до н. э. до второго века н.э.) посвящен Адонису.

  • Бион Смирнский: Плач по Адонису — это поэма I века до н. э., описывающая страстный траур Афродиты по умершему Адонису.

  • Плутарх: Миф о рождении Адониса изложен в одном из Параллельные истории (первый век н.э.).

  • Аполлодор: Миф об Адонисе (и некоторые его варианты) кратко изложен в Библиотеке , мифологическом справочнике первого века до нашей эры или первых нескольких веков нашей эры.

  • Лукан: В одном из диалогов богов (второй век н.э.) Афродита и Селена обсуждают свои дела с Адонисом и Эндимионом соответственно.

  • Антонин Либералис: Миф об Адонисе кратко изложен в Метаморфозы (второй или третий век н.э.).

  • Ноннус: упоминания об Адонисе и обстоятельствах его смерти есть в Книге 42 огромного эпоса Dionysiaca (пятый век н.э.).

Роман
  • Овидий: Вероятно, наиболее подробный древний пересказ мифа об Адонисе можно найти в Книге 10 Метаморфоз (ок. 8 г. н.э.).

  • Гигинус: в 9-й главе есть ссылки на Адониса.0013 Astronomica и Fabulae (первый или второй век н.э.).

  • Фульгентиус: Миф об Адонисе кратко изложен в Mythologies , мифологическом справочнике пятого или шестого века нашей эры.

#Вторичные источники

  • Боди, Герхард. «Адонис». В New Pauly Брилла под редакцией Хьюберта Канчика, Гельмута Шнайдера, Кристин Ф. Салазар, Манфреда Ландфестера и Фрэнсиса Г. Джентри. Опубликовано в Интернете в 2006 г. http://dx.doi.org/10.1163/1574-9.347_bnp_e103780.

  • Буркерт, Уолтер. Греческая религия . Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1985.

  • Беркерт, Уолтер. Структура и религия в греческой мифологии и ритуалах . Беркли: University of California Press, 1979.

  • Детьен, Марсель. Сады Адониса: специи в греческой мифологии . Перевод Джанет Ллойд. Sussex: Harvester Press, 1977.

  • Фрейзер, Джеймс Г. Золотая ветвь: изучение магии и религии . Лондон: Macmillan, 1890.

  • Ганц, Тимоти. Раннегреческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам . 2 тт. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1996.

  • Грейвс, Роберт. Греческие мифы . Лондон: Penguin, 1955.

  • Кереньи, Кароли. Греческие герои . Лондон: Темза и Гудзон, 1974.

  • Пиренн-Дельфорж, В., и Андре Мотте. «Адонис». В Оксфордский классический словарь , 4-е изд., под редакцией Саймона Хорнблауэра, Энтони Спофорта и Эстер Эйдиноу, 12. Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2012.

  • Рид, Джей. D. «Сексуальность Адониса». Классическая древность 14 (1995): 317–47. https://doi.org/10.2307/25011025.

  • Роуз, Х. Дж. Справочник по греческой мифологии . Лондон: Метуэн, 1929.

  • Серве-Сойез, Бриджит. «Адонис». In Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae , том. 1, 222–29. Цюрих: Артемида, 1981.

  • Смит, Уильям. «Адонис». В Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Лондон: Споттисвуд и компания, 1873 г. Цифровая библиотека Персея. По состоянию на 20 августа 2021 года. 1.

  • Уэст, Мартин Л. Восточная сторона Геликона: западноазиатские элементы в греческой поэзии и мифах . Oxford: Clarendon Press, 1997.

#References

Notes

  1. См. Walter Burkert, Greek Religion (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1985), 176–75; Мартин Л. Уэст, Восточная сторона Геликона: западноазиатские элементы в греческой поэзии и мифах (Оксфорд: Clarendon Press, 1997), 57; Robert S.P. Beekes, Этимологический словарь греческого языка (Leiden: Brill, 2009), 23.0013 Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (Цюрих: Артемида, 1981), 1: 222–29.

  2. Овидий, Метаморфозы 10.298ff; Плутарх, Параллельные истории 22; Hyginus, Fabulae 58, 271; Фульгентиус, Мифологии 3.8; Сервий к Эклогам Вергилия 10.18; Сервий на Вергилия Энеида 5.72; схолия Феокрита Идиллия 1.107; и т.д.

  3. Гесиод, Каталог Женщин фраг. 139 М-Вт.

  4. Панясис, Ионика фраг. 25; Антонин Либералис, Метаморфозы 34.

  5. Аполлодор, Библиотека 3.14.3. В этой генеалогии нет инцеста; Аполлодор пишет, что Метарме была дочерью не Киниры, а Пигмалиона.

  6. Овидий, Метаморфозы 10.298ff; Аполлодор, Библиотека 3.14.3; Сервий к Эклогам Вергилия 10.18; и т. д.

  7. Панясис, Ионика фраг. 25; Hyginus, Fabulae 58, 271; и т.д.

  8. Аполлодор, Библиотека 3.14.3.

  9. Фотий, Библиотека 190 = Воплощение Новой истории Птолемея Гефестиона .

  10. Фанокл, фраг. 3 Пауэлл.

  11. Фотий, Библиотека 190 = Воплощение Новой истории Птолемея Гефестиона .

  12. Схолия на Аполлония Родосского Аргонавтика 1.9, 32.

  13. Схолия на Феокрита Идиллия 15.100.

  14. Nonnus, Dionysiaca 42.1ff.

  15. Овидий, Метаморфозы 10.503–14, пер. Брукс Мор.

  16. Аполлодор, Библиотека 3.14.4; Гигинус, Астрономика 2.7.

  17. Сервий к Вергилию Эклоги 10.18; Ноннус, Dionysiaca 42.1ff.

  18. Фотий, Библиотека 190 (со ссылкой на Птолемея Гефестиона).

  19. Аполлодор, Библиотека 3.14.4.

  20. Бион Смирнский, Плач по Адонису 8–15, пер. Дж. М. Эдмондс.

  21. Орфический гимн 55.

  22. Сервий к Вергилию Эклоги 10.18.

  23. См. Walter Burkert, Структура и религия в греческой мифологии и ритуалах (Беркли: University of California Press, 1979), 105–11; Уолтер Беркерт, Греческая религия (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1985), 176–77; Мартин Л. Уэст, Восточная сторона Геликона: западноазиатские элементы в греческой поэзии и мифах (Оксфорд: Clarendon Press, 1997), 57; и т. д.

  24. Таким образом, Адонис является одним из прототипов «умирающего и воскресающего бога», наиболее широко обсуждаемого в книге Джеймса Дж. Фрейзера « Золотая ветвь: исследование магии и религии» 9.0014 (Лондон: Macmillan, 1890).

  25. Аристофан, Лисистрата 387ff; Менандр, Самия 45; Платон, Федр 276b; Феокрит, Идиллия 15.113ff; Плутарх, Жизнь Алкивиада 18.2–3, Жизнь Никия 13.7; и т.д.

  26. укиан, О сирийской богине 6.

  27. Павсаний, Описание Греции 2. 20.6.

  28. Павсания, Описание Греции 9.41.2.

Цитирование

Об авторе

Ави Капах
Ученый и педагог

Ави Капах — писатель, ученый и педагог, получивший докторскую степень в области классики в Университете Брауна

3

3

3 Венен Оф. От инцеста к красоте

Смерть Адониса , Джузеппе Маццуоли, ок. 1680-1709, Государственный Эрмитаж; с Венерой и Адонисом , Паоло Веронезе, 1580, Музей Прадо; и Венера и Адонис , Симон Вуэ, 1642, Музей Дж. Пола Гетти

 

Встретившись друг с другом, Венера и Адонис страстно полюбили друг друга и оставались вместе, пока смерть не разлучила их. Их миф был историей красоты, рожденной греховным инцестом, и любви, превратившейся в трагедию.

 

В этой статье мы внимательно рассмотрим греческий миф об Адонисе и Венере. Мы начнем с изучения его канонической версии из « Метаморфоз» Овидия 9.0637 рядом с другими классическими и постклассическими адаптациями древних орфических гимнов Уильяму Шекспиру.

 

Миф о Венере и Адонисе

Венера и Адонис, Тициан, 1554, Музей Прадо

Если бы нам нужно было найти самую поэтичную и полную древнюю версию мифа о Венере и Адонисе, то ответом могло бы быть не что иное, как Метаморфоз Овидия.

 

Однако история Венеры и Адониса появляется во множестве других древнегреческих и римских источников. С Орфический гимн Адонису , Нонну Дионисийке , греки и римляне были очарованы историей божественной любви между Венерой и Адонисом.

 

Несколько слов о главных героях мифа

Венера и Адонис , Паоло Веронезе, 1580, Музей Прадо

Вам понравилась эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Венера в римской мифологии или Афродита в греческой мифологии была одной из 12 богов Олимпа. Она была богиней любви, красоты и продолжения рода. Таким образом, она была самой красивой среди богов, и за ней почти всегда следовал Купидон (Эрос). Венера родилась из отрубленных гениталий бога Урана, после того как Кронос бросил их в море недалеко от Кипра. Она поддерживала серию романов с греческими богами, самыми известными из которых были ее брак с Вулканом и роман с Марсом. Тем не менее ни одна из этих любовных историй не превзошла той силы, с которой Венера любила Адониса.

 

Адонис был сыном Мирры и Киниры, другого кипрского божества. Культ Адониса в Греции был прочно связан с культом Венеры. Похоже, что истинное происхождение Адониса было семитским, и имя Адонис могло быть семитским титулом adon, означающим «(мой) господин».

 

Ханаанский бог Адон был таким же, как Адонис, богом красоты. Это означает, что мы можем с уверенностью предположить, что Адонис есть не что иное, как Адон, перенесенный в Грецию под эллинизированным именем. Существуют также связи между Адонисом и богами других цивилизаций, такими как Осирис в Египте, Баал в Угарите и Таммуз в Вавилоне. Цивилизации от Месопотамии до Греции обожали богов красоты с мифами, подобными Адонису. Кроме того, в месопотамских мифологиях Адонис фигурировал в паре с богиней Астартой. Сразу видно, что Астарта в данном контексте не может быть ничем иным, как эквивалентом Венеры. Действительно, у двух богинь много общего, например, они богини плодородия и обновления.

 

Мирра влюбляется в своего отца

Рождение Адониса , Паоло Веронезе, конец 16-начало 17 века, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер

 

История начинается не с кого иного, как с матери Адониса, Мирры. Мирра была дочерью Кинира и Кенхрея, короля и королевы Кипра. Киприотка страдала от огромного морального груза, который разрывал ее на части. Мирра была влюблена в своего отца. Овидий блестяще описывает экзистенциальную тоску Мирры, которой не повезло, и она полюбила собственного отца. С одной стороны, Мирра проклинает себя за то, что родилась дочерью Киниры:

 

«Его стоит любить, но только как отца.
– Я мог бы лечь с Кинирасом, если бы я уже не был Кинирасом. Теперь он не мой, потому что он уже мой, и близость наших отношений проклинает меня: лучше бы я была чужой».

 

Затем она попыталась прогнать плохие мысли из головы, но мысль всегда возвращалась:

 

«Поскольку ты еще не совершил греха во плоти, не помышляй о нем в уме своем и не пренебрегай запретами могучей природы, в гнусном съезде! Допустим, вы этого хотите: сама реальность запрещает это. Он хороший человек и помнит нравственный закон, но, о, как бы я хотел, чтобы в нем была такая же страсть!»

 

История почти подошла к концу, когда Мирра попыталась покончить жизнь самоубийством. Когда она собиралась покончить с собой, медсестра вошла в комнату и остановила ее. Затем Мирра рассказала медсестре о своей неестественной любви и заявила, что есть только один способ, которым она может жить своей жизнью; быть с отцом. С неохотой медсестра согласилась помочь осуществить этот нечестивый союз, пока Мирра не покончила жизнь самоубийством.

 

«Живи, — сказала медсестра, — владей своим…» – и не смел сказать: «батюшка». Она молчала и подтвердила свое обещание перед небом».

 

Грех Мирры

Мирра и Кинира, Вирджил Солис, Wikimedia Commons

 

Во время праздника Цереры замужним женщинам Кипра не разрешалось видеться со своими мужьями в течение девяти дней. Кровать Синиры была пуста, так как его законная жена также принимала участие в торжествах. Медсестра увидела в этом возможность. Она подошла к Кинирасу и рассказала ему о женщине, которая действительно любила его. Она придумала вымышленное имя, и когда царь спросил, сколько лет девочке, кормилица ответила: «Таких же, как Мирра».

 

Медсестра устроила встречу этих двоих в абсолютной темноте. Мирра вошла в комнату Синиры и «… вышла из комнаты, оплодотворенная своим отцом, неся в своем роковом чреве нечестивое семя, неся зачатую вину. »

 

Роман длился несколько дней, пока Синирас, заинтересовавшись личностью своей возлюбленной, не взял лампу и не обнаружил лицо своей дочери. Он немедленно потянулся за мечом с намерением убить. Однако Мирра убежала и избежала гнева отца. Девять месяцев она жила в изгнании, путешествуя, пока не достигла Сабеи на Аравийском полуострове. Мирра преодолела тысячи миль, чтобы избежать последствий своего греха. Но ей не удалось избежать вины. Уставшая, беременная и напуганная, она молила богов о пощаде. Затем мирра превратилась в дерево, которое стало известно как мирра.

 

Адонис: рождение греческого бога

Мирра, превращенная в мирровое дерево , рождает Адониса, последователя Луиджи Гарци, 17 век, Приветственная коллекция

 

Мирра, возможно, превратилась в дерево, но ее ребенок все еще жил внутри нее. Юнона нашла дерево и как Люцина (покровительница родов) помогла мальчику выйти из деревянного лона. Наяды-нимфы взяли мальчика и омыли его слезами (миррой), которые Мирра пролила во время родов. Мальчик был Адонисом, одним из самых красивых смертных, когда-либо ходивших по земле. Вызывает беспокойство тот факт, что результатом одного из самых навязчивых кровосмесительных союзов в мифологии стало такое прекрасное и совершенное существо.

 

Венера и Адонис в любви

 

Согласно Овидию, Венера целовала Купидона, когда стрела выскользнула из его колчана и ранила Венеру в грудь. Как известно, стрелы Купидона обладали силой влюблять людей, и боги не были исключением. Когда в нее попала стрела, Венера мельком увидела Адониса и с этого момента безумно влюбилась в него.

 

Венера отказалась от прежней жизни и любовников, чтобы полностью посвятить себя жизни в лесу с Адонисом:

 

«Она отказывается даже от небес: предпочитая Адониса небу».

 

Однако Венера понимала, что Адонис смертен, и пока они жили в лесу, охотясь вместе, он был восприимчив к диким зверям. Напуганная одной мыслью о его потере, Венера предостерегала его от могучих диких зверей леса.

 

Смерть Адониса , Джузеппе Маццуоли, ок. 1680-1709, Государственный Эрмитаж

 

Адонис не послушал ее и попытался бороться с напавшим на него вепрем. Худшие опасения Венеры сбылись, когда она обнаружила бездыханное тело своего любимца Адониса. Плача и вопя, Венера оплакивала своего возлюбленного:

 

«Адонис, будет вечный знак моего горя, и каждый год имитация твоей смерти завершит воспроизведение моего траура. Но твоя кровь превратится в цветок. Персефона, тебе было дозволено превратить женское тело Менты в благоухающую мяту: неужели мне будет жалко превращение моего героя, крови Киниры?

 

Затем Венера окропила кровь нектаром, и был создан цветок цвета крови Адониса. Этим цветком был анемон.

 

Другие классические версии истории

Венера и Адонис , Саймон Вуэ, 1642, Музей Дж. Пола Гетти

 

Согласно версии Аполлодора, греческого ученого 29017- века н. э., Мирра была проклята, заставив вожделение к своему отцу в отместку за то, что не поклонялась Венере. Таким образом, формируется треугольник боли, в котором Венера проклинает Мирру, страдающую от своих кровосмесительных инстинктов, бог Адонис умирает от кабана, а Венера поглощается печалью после его смерти. Мирра, по версии Аполлодора, была внучкой Пигмалиона, человека, который влюбился в свою статую.

 

Остальная часть этой версии согласуется с той, которую можно найти у Биона из Флоссы, который предшествовал Аполлодору на три века и написал лирическую поэму под названием Плач по Адонису . Поэма Биона почти наверняка была связана с культом Адониса и его ежегодным праздником Адония. Во всяком случае, согласно Биону, когда Мирра в виде дерева родила Адониса, Венера нашла младенца и, очарованная его красотой, спрятала его в сундуке, чтобы сохранить в тайне от других богов.

 

Затем Венера оставила ребенка под защитой Персефоны, королевы подземного мира. Однако, когда Адонис вырос и стал взрослым несравненной красоты, Персефона влюбилась в него, отказавшись вернуть его Венере, которая попросила вмешательства Зевса. Царь олимпийских богов решил, что Адонис должен будет провести треть года с Персефоной в подземном мире, треть года с Венерой, а затем одну треть в одиночестве. Однако Адонис решил провести эту последнюю часть с Венерой.

 

Версии Овидия, Аполлодора и Биона образуют две более или менее канонические сюжетные линии. Тем не менее, есть еще много разных версий. Все согласны с тем, что Адонис погиб от вепря, но не все согласны с тем, как это произошло. Нонн писал, что вепрь был замаскированным Дионисом, мстящим после того, как Афродита пренебрегла им из любви к Адонису. Анонимный автор гомеровского гимна Афродите считал Артемиду вепрем, отомстившим за Афродиту за смерть ее возлюбленного Ипполита. Наконец, Птолемей Гефестион утверждал, что Аполлон переоделся вепрем, чтобы убить греческого бога Адониса и расквитаться с Афродитой, ослепившей его сына Эрисиманта.

 

Постклассический прием

Пробуждение Адониса, Джон Уильям Уотерхаус, 1899-1900, частная коллекция, через jwwaterhouse.com

 

Миф об Адонисе и Венере оказался очень влиятельным на протяжении веков. Эти постклассические адаптации мифа были в основном вдохновлены версией Овидия.

 

В 1280 году Жан де Мён переписал эту историю как поучительную сказку, призывающую мужчин оставаться рядом со своей возлюбленной. Однако в большинстве адаптаций подчеркивалась либо роль судьбы, как в версии Ронсара 1563 года, либо то, что воспринималось как неортодоксальные гендерные роли мифа. Что касается этого последнего, многие авторы нашли своеобразный повествовательный импульс в том факте, что Венера пошла за Адонисом, которого они видели женским персонажем мужского пола. На протяжении многих лет адаптация продолжала подчеркивать эту концепцию, что привело к 9-летнему возрасту Рашильд.0636 Месье Венера в 1884 году. Там бог Адонис был представлен как женский мужчина, которого преследует женщина, работающая в цветочном магазине.

 

Уильям Шекспир

Венера и Адонис
Венера и Адонис, Корнелис ван Харлем, 1614, Канский музей изящных искусств, через Министерство культуры Франции

 

Тем не менее, смерть Адониса встретила интересный прием в адаптации Спенсера елизаветинской Англии в Королеве фей был опубликован в 1590 году. Однако самой популярной адаптацией мифа о Венере и Адонисе была, безусловно, адаптация Уильяма Шекспира, опубликованная в 1593 году.

 

Шекспира « Венера и Адонис » (1593) считается первой публикацией знаменитого английского драматурга. Эта адаптация представляет собой повествовательное стихотворение, в котором Адонис представлен как довольно снобистский персонаж, отказывающийся разговаривать с женщинами. Его красоты достаточно, чтобы привлечь внимание Венеры, которая посещает землю, чтобы сделать Адониса своим. Однако Адонис отказывается от компании богини, которая отчаянно пытается добиться от него поцелуя. После ряда событий Адонис поддается чарам Венеры. В этот момент Венера видит видение, предсказывающее смерть Адониса, и умоляет его не ходить на охоту. Адонис все равно уходит, и на следующий день Венера обнаруживает его мертвое тело. Там, где лежал Адонис, его кровь окрасила окружающие цветы, а бело-фиолетовый цветок вырос на том месте, где юноша испустил последний вздох.

 

«От этого мальчик, лежавший рядом с нею убитый

Растаял, как пар от ее взгляда,
И в его крови, что на земле пролилась,
Взошла лиловая роза, испещренная белыми пятнами. ,
Очень напоминающий его бледные щеки и кровь
Которая круглыми каплями стояла на их белизне.
Шекспир, Венера и Адонис 1165-70

 

Как и многие другие, эта адаптация подверглась резкой критике за объективацию Венеры и представление ее не более чем жаждущей похоти женщины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *