Административные реформы петра 1: Реформа государственного управления Петра I – Музей Фелицына

Административные реформы Петра I | История Российской империи

С. Кириллов «Думы о России»

Говоря о реформаторской деятельности Петра I, нельзя забывать о том, что вся его деятельность не являлась только его личной прихотью или причудами характера – она была обусловлена всем предшествующим развитием России.

Как считает историк С. Соловьев, в жизни каждого государства, как и в жизни каждого человека, происходит переход из одного возраста в другой. И переход этот не всегда гладкий и беспроблемный, чаще бывает наоборот. Соловьев отмечает, что допетровское время было для России временем, когда преобладает чувство. Петр I взошел на трон в то время, когда Россия переходила в возраст, в котором господствует мысль.

Другое дело, что необходимость реформ для страны Петр воспринимал как личное дело, оттого они проводились насильственным методом. Но безусловным является то, что они были необходимы. Под лежачий камень, как известно, вода не течет.

Схема административных реформ Петра I

В. О. Ключевский писал: «Преобразование управления — едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и  всю  эту  деятельность». Следует отметить, что Ключевский относился к деятельности Петра довольно критически, считая, что  реформы управления проводились Петром наспех, бессистемно, основной целью их проведения было более эффективное изъятие денег у народа для все растущих военных расходов, т.к. сам Петр называл деньги артерией войны.  Как говорил один американский исследователь, «Петр не  только одевался как солдат, но и действовал и думал как солдат». Но если команды Петра были четкими и ясными, то их исполнение не соответствовало такой характеристике: часто установления и приказы сводились на нет постоянными переменами в госучреждениях, иногда одни и те же функции дублировались разными учреждениями, многие учреждения и должности поменяли лишь свои названия: старорусские на европейские, но по сути они остались теми же, ведь люди в них работали по прежнему принципу, а царь, хоть он и был Петром I, за всем лично уследить не мог.

Упразднение Боярской думы

Но стиль и методы управления постепенно менялись: вместо Боярской думы решения стала принимать команда, составленная из ближайших сподвижников Петра I. Сначала главным советником Петра был князь Федор Ромодановский, которого современники характеризовали как «злого тирана, пьяного по вся дни».

В 1699 г. было создано особое ведомство городов. Указами было введено   самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Власть воевод отменялась — судом и сбором налогов стали ведать выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена  Московская ратуша, которую выбирали купцы Москвы. В ведении Ратуши  находились поступления государственных доходов с городов и общий   надзор за действиями органов самоуправления. Возглавлял Ратушу обер-инспектор ратушного правления (первым стал в этой должности бывший  дворецкий  Шереметева Алексей Курбатов). Но вскоре Петр утрачивает доверие к Ратуше и приходит к решению перенести большую часть управления на места, т. к. «человеку трудно за очи все разуметь и править».

Петр Первый

1707 год – начало новой реформы: создаются губернии, которые делятся на провинции. Всего образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская (позже Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская. Во главе пограничных губерний назначались генерал-губернаторы, а во главе остальных — губернаторы. Во главе провинций стояли воеводы. При губернаторах и воеводах состояли земские канцелярии. С 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами.

Губернаторы имели в помощниках заместителя (вице-губернатора), ландрихтера (судебного служащего), провиантмейстера и др. чиновников.

В 1710 г. проводится подворная перепись населения и устанавливается особая платежная единица, обеспечивающая одну «долю» средств для   покрытия военных расходов.

Но эта реформа не оправдала ожиданий: Северная война затягивалась, денег не хватало, а это всегда создает благодатную почву для махинаций. Кроме того, создалось непонятное положение со столицей: Петербург ею еще не стал, а Москва уже перестала ею быть, а власть по-прежнему была сосредоточена в руках петровской команды, которую он называл то ближней канцелярией, то «консилией министров».

Учреждение Сената

Наконец, Указом от 2 марта 1711 г. был создан новый орган государственной власти – Сенат. Вначале Сенат состоял из 9 ближайших сотрудников Петра. Это был высший государственный орган власти.

Для контроля над управлением в 1711 г. Петр создает систему фискалов,  которые подчиняются обер-фискалу. Их обязанности: доносить Сенату и  царю о злоупотреблениях и нечестных поступках чиновников. Фискалы   получали половину имущества виновного, если их донос подтверждался.

Вот откуда растут ноги у современной коррупции!

А. Толяндер «Петр I»

Но в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора — руководить фискалами. Генерал-прокурор должен был надзирать за Сенатом, тем самым роль Сената понижалась.

Образцом для реформы государственного управления Петр взял шведское   государственное устройство, которое строилось на принципах камерализма (устройство учреждения на основе коллегиальности, регламентации деятельности чиновников, единообразия штатов и жалования). Но никогда чужой опыт не может быть перенесен полностью на другую почву. Петр также внес изменения, обусловленные особенностями России, Указом от 28 апреля 1718 г.: «Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в  шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны  и оныя ставить по своему разсуждению.  И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть».

Создание коллегий

В 1712 г. Петр создает по шведскому образцу коллегии: Иностранных  дел,   Адмиралтейскую, Воинскую,  Камер-коллегию и Коммерц-коллегию. Петр определил их компетенции, укомплектовал составом и назначил президентов и вице-президентов коллегий.

Таким образом, прекращали существование многие из сохранившихся приказов, но некоторые вошли в состав новых учреждений: в  Юстиц-коллегию вошли семь приказов. В коллегиальной системе стало четче разграничение деятельности, осуществлялся совещательный порядок  ведения дел. Петр отмечал: «В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит  сей, то оный увидит».

В 1722 г. Берг- и Мануфактур-коллегия была разделена на  Берг-коллегию  и  Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной.

В 1720 г. с принятием Генерального регламента окончательно разграничивались функции и компетенции коллегий. Коллегиальная система просуществовала почти сто лет – до 1802 года.

Образование Синода

В 1721г. была образована Духовная коллегия — Синод, который выводился из подчинения Сената. Патриаршество упразднялось. Во главе Святейшего Синода становился обер-прокурор.

Реформа местного самоуправления

По шведскому образцу Петр реформировал и местное самоуправление. Губернии теперь делились на провинции, а провинции – на дистрикты, во  главе дистриктов стояли земские  комиссары, которые назначались Камер-коллегией.

Посадское население делилось на три гильдии: 1-я гильдия (богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских), 2-я гильдия (мелкие торговцы,  зажиточные  ремесленники) и «подлый  люд». Орган городского самоуправления назывался магистратом. Правом выбора в магистрат обладали только члены гильдий. Деятельность городских магистратов контролировал Главный магистрат, созданный в 1720 г.

Были проведены также преобразования в отношении некрепостного  населения: его объединяли с государственными крестьянами. Холопство было ликвидировано путем слияния его с крепостными крестьянами.

Таким образом, в России образовался мощный дворянско-бюрократический аппарат.

Введение Табели о рангах

Оригинал Табели о рангах

Итогом административной реформы было принятие в 1722 г. Табели о рангах. Это свод законов о порядке государственной службы. Все дворяне обязаны были служить, служба объявлялась единственным способом получения государственного чина. Она открывала возможность продвижения по службе, в том числе и людей из «подлого люда». Петр говорил: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких  услуг не покажут и за оные характера не получат».

В соответствии с Табелью, все должности делились на шесть частей: военные (сухопутные, артиллерия, гвардия, морские), статские и придворные и на 14 классов, или  рангов.

Табель о рангах просуществовала с многочисленными изменениями до самой революции 1917 г.

Петр Первый. Мозаичный портрет, набранный М. Ломоносовым на Усть-Рудицкой фабрике

Изменение системы престолонаследия

В феврале 1722 г. Петром I был подписан Указ о престолонаследии. Он отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Указ о престолонаследии появился в связи с борьбой Петра I с сыном, царевичем Алексеем, который группировал вокруг себя оппозицию. После гибели царевича Алексея (1718 г.) Пётр не хотел передавать власть внуку Петру Алексеевичу, т.к. опасался, что к власти придут противники реформ, надеясь решить вопрос о престолонаследии в духе абсолютизма. С этим указом Петра связана обстановка борьбы за престол и в дальнейшем дворцовых переворотов.

Указ о престолонаследии был отменён императором Павлом I в 1797 г.

Ко всем петровским реформам нет однозначного отношения, особенно это касается административных реформ. Историк В.Я. Уланов пишет: «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим… не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию,  но были гнетом, мало чем уступавшим  войне  петровского времени».

Результаты административной реформы Петра I

Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы

База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны

Содержание статьи

1. Понятие и сущность административной реформы Петра I

2. Перечень и характеристика мер административной реформы Петра I

3. Итоги административной реформы Петра I

Понятие и сущность административной реформы Петра I

Определение 1

Административная реформа Петра I – это система преобразований органов государственной власти, осуществленных Петром Великим в ходе его управление Русским царством и Российской империей.

Эта реформа была направлена на упразднение или реорганизацию административного аппарата, предусматривающих внедрение передового европейского опыта и традиций, с которыми Петр Великий познакомился в 1697-1698 годах в период Великого посольства.

Замечание 1

В конечном итоге суть любых преобразований, осуществленных Петром I в административном направлении, сводится к утверждению абсолютизма монархии, концентрации рычагов административного, финансового и судебного воздействия в руках царя и его доверенных людей.

Перечень и характеристика мер административной реформы Петра I

Административную реформу Петра I можно свести к следующим мерам:

  1. Создание Ближней канцелярии в 1699 году. Данная мера была направлена на организацию административного и финансового контроля за деятельностью государственных учреждений. Изначально канцелярия функционировала при Боярской думе, затем преобразовалась в собрание консилии министров. Основным новшеством деятельности выступало документирование принимаемых решений;
  2. Ликвидация Боярской думы в 1704 году. Эта мера была призвана изменить старые политические порядки и обеспечить абсолютизм монархии. Официально Петр I не распускал Думу, но после указанного года Дума практически не заседала, ее члены после их ухода не получали замены, и Дума фактически прекратила свое существование;
  3. Проведение первого этапа губернской реформы с конца 1708 года по 1711 год. Эта мера была призвана изменить принципы административно-территориального устройства государства, обеспечить нужды армии для участия в Северной войне. Страна была разделена на 8 губерний, во главе каждой из которых находился губернатор. За каждой губернией закреплялись определенные армейские полки, обеспечение которых возлагалось на губернии;
  4. Создание Правительствующего Сената в 1711 году.
    Причиной формирования данного органа с формальной точки зрения стал отъезд государя к месту военных действий с Турцией. Реально необходимость формирования этого органа была обусловлена необходимостью создания полностью находящегося под контролем Петра I органа государственного управления, призванного обеспечивать реализацию контрольной и управленческой функции в отношении любых государственных дел (торговля, правосудие, налоговая политика, расходы государства и так далее). Учреждение сената была лично осуществлено Петром I. Сенат был обязан неукоснительно исполнять волю государя в условиях его отсутствия. Сенат в ходе своей деятельности постоянно преобразовался;
  5. Учреждение должности фискала в 1711 году. Эта мера была призвана обеспечить контроль надлежащего исполнения указов государя в лице специализированной службы. На основании личного указы Петра I при Сенате были созданы службы фискалов и обер-фискалов, которые контролировали сбор налогов, исполнение законов, честность судов;
  6. Создание коллегий в 1718-1721 году. Эта мера была направлена на формирование нового административного аппарата при Сенате. Были созданы коллегии, которые имели четко разграниченные исполнительские функции и действовали на принципе коллегиальности. Изначально было сформировано 9 коллегий, однако впоследствии их численность существенно возросла;
  7. Второй этап губернской реформы 1719-1720 годов. Эта реформа продолжила начало переустройству административно-территориальной структуры государства, перейдя от нужд военного времени к гражданским нужным. При упорядочении административно-территориального устройства была взята ориентация на шведскую систему. Результатом губернской реформы стало выделение судебных и административных органов;
  8. Принятие Генерального регламента в 1720 году. Эта мера была направлена на формирование единообразной системы делопроизводства, применяемой всеми органами государственного управления;
  9. Учреждение Святейшего Синода и установление Духовного регламента в 1721 году. Эта мера упразднила должность патриарха и обеспечила включение церкви в государственный механизм;
  10. Утверждение Табеля о рангах 1722 году. Эта мера была призвана создать единую систему рангов для придворных, военных, гражданских служащих и установить их соотношение друг с другом;
  11. Проведение судебной реформы в 1697, 1719 и 1723 годах. Эта мера была призвана разделить судебные административные органы, изменить принципы ведения судебных дел. Реформа отличалась хаотичным характером и была не слишком успешной, однако в конечном счете обеспечила реализацию принципа состязательности в суде;
  12. Проведение городской реформы 1699-1721 года. Эта мера была призвана обеспечить единообразие структуры города с социально-административной точки зрения.

Итоги административной реформы Петра I

Петр I стремился к построению жесткой вертикали власти, формированию абсолютной монархии, способной предотвращать бунты, заговоры и массовые побеги крестьянства и солдат. Также административная реформа была призвана ускорить экономическое развитие страны и обеспечить решение возникающих проблем. Кроме того, с помощью реформы Петр I стремился решить проблему обеспечения военных нужд государства в условиях войны со Швецией.

Административная реформа обеспечивала достижение следующих целей:

  • во-первых, построение вертикали власти на центральном и местном уровне, где каждый из участников призван решать конкретные задачи и нести персональную ответственность; во-вторых, обеспечение четкого разграничения функционального назначения органов государственной власти;
  • в-третьих, проведение административно-территориальных преобразований, направленных на оптимизацию снабжения военных нужд необходимыми ресурсами;
  • в-четвертых, внедрение в практику российского управления коллегиального принципы принятия решений, унификация делопроизводства в системе государственного управления.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 25.08.2022

Выполнение любых типов работ по государственному и муниципальному управлению

Дипломная работа на тему государственное управление Дипломная работа по государственному и муниципальному управлению Дипломная работа на тему государственная служба Курсовая работа на тему тоталитарное государство Курсовая работа на тему механизмы государства Курсовая работа на тему административное правонарушение Курсовая работа на тему государственные служащие Презентация на тему формы государства Курсовая работа на тему государственная собственность Курсовая работа на тему государственная служба

Подбор готовых материалов по теме

Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы

13.

23: Вестернизация России
  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    253636
  • Цель обучения

    • Обсудить причины, по которым Петр так усердно работал над насильственной вестернизацией России

    Ключевые моменты

    • Стремясь модернизировать Россию, крупнейшее государство в мире, но отстававшее в экономическом и социальном отношении, Петр ввел самодержавие и сыграл важную роль во введении своей страны в европейскую государственную систему. Его визиты на Запад внушили ему представление о том, что европейские обычаи во многих отношениях превосходят русские традиции.
    • Под сильным влиянием своих советников из Западной Европы он реорганизовал русскую армию по современным принципам и мечтал сделать Россию морской державой.
    • Его социальные реформы включали требование западной моды при дворе (включая растительность на лице у мужчин), попытки положить конец бракам по расчету и введение юлианского календаря в 1700 году.
    • Одной из самых смелых целей Петра было уменьшение влияния боярства, или феодальной верхушки. Он сделал это, обложив их налогами и услугами, а также проведя комплексные административные реформы, которые открыли государственную службу для простолюдинов. Однако острые классовые разногласия, в том числе и и без того трагическая судьба крепостных, только углублялись.
    • Налоговая и торговая реформы позволили Российскому государству увеличить свою казну почти в шесть раз между 1680 и 1724 годами.
    • Законодательство при Петре охватывало все стороны жизни в России, и его реформа во многом способствовала военным успехам России и увеличению доходов и производительности. В целом Петр создал государство, которое еще больше узаконило и укрепило авторитарное правление в России.

    Термины

    бояре

    Представители высшего ранга феодальной болгарской, московской, русинской, (Украина и Беларусь), валашской и молдавской аристократии, уступающие только правящим князьям (или царям), с 10 века до 17 век.

    Коллегии

    Правительственные ведомства в Императорской России, учреждённые в 1717 году Петром Великим. Кафедры располагались в Санкт-Петербурге.

    крепостное право

    Положение многих крестьян при феодализме, особенно в связи с манориализмом. Это было состояние рабства, которое возникло в основном в Средневековье в Европе и продолжалось в некоторых странах до середины 19 века.

    холопс

    Феодально-зависимые лица в России в X — начале XVIII вв. Их юридический статус был близок к крепостным, но в действительности ближе всего к статусу рабов.

    Табеля о рангах

    Официальный список должностей и званий в армии, правительстве и дворе Императорской России. Петр Великий ввел эту систему в 1722 году, ведя борьбу с существующим потомственным дворянством или боярством. Он был официально отменен в 1917 году вновь созданным большевистским правительством.

    К тому времени, когда Петр Великий стал царем, Россия была самой большой страной в мире, простиравшейся от Балтийского моря до Тихого океана. Большая часть экспансии России произошла в 17 веке, кульминацией которой стало первое русское заселение Тихого океана в середине 17 века, отвоевание Киева и умиротворение сибирских племен. Однако

    г. подавляющее большинство земель было незанятым, движение было медленным, и большая часть 14-миллионного населения зависела от сельского хозяйства. В то время как в городах проживал лишь небольшой процент населения, сельское хозяйство России с его коротким вегетационным периодом было неэффективным и отставало от западноевропейского. Сословие холопов, или феодально-зависимых лиц, сходных с крепостными, но положение которых было наиболее близко к рабству, оставалось крупным институтом в России до 1723 г., когда Петр превратил дворовых холопов в дворовых, включив их, таким образом, в подушное обложение (русские земледельческие холопы были официально обращены в крепостных в 1679 г. ). Россия также оставалась изолированной от морской торговли и своих внутренних торговых коммуникаций, и многие производства зависели от сезонных изменений.

    Петр I Великий ввел самодержавие в России и сыграл большую роль во введении своей страны в европейскую государственность. Его визиты на Запад внушили ему представление о том, что европейские обычаи во многих отношениях превосходят русские традиции. Под сильным влиянием своих советников из Западной Европы он реорганизовал русскую армию на современный лад и мечтал сделать Россию морской державой. Он также приказал всем своим придворным и чиновникам носить европейскую одежду и отрезать длинные бороды, что вызвало большое огорчение среди бояре , или феодальные элиты. Те, кто стремился сохранить бороду, должны были платить ежегодный налог на бороду в размере ста рублей.

    Петр также провел критическую социальную реформу. Он стремился положить конец бракам по договоренности, которые были нормой среди русской знати, считая эту практику варварской и ведущей к домашнему насилию. В 1699 году он изменил дату празднования нового года с 1 сентября на 1 января. Традиционно годы отсчитывались от предполагаемого сотворения мира, но после петровских реформ их стали отсчитывать от Рождества Христова. . Так, в 7207 году по старому русскому календарю Петр провозгласил, что действует юлианский календарь, а год был 1700.

    Петр Великий. Жан-Марк Натье, 1717.

    Одной из главных целей Петра было уменьшение влияния бояр , которые подчеркивали славянское превосходство и выступали против европейского влияния. Хотя их влияние уменьшилось со времен правления Ивана Грозного, Боярская дума, совещательный совет при царе, по-прежнему обладала значительной политической властью. Петр видел в них отсталых и препятствий на пути европеизации и реформ. Он специально нацелился на бояр с многочисленными налогами и обязательными услугами.

    До правления Петра административная система России была относительно устаревшей по сравнению со многими западноевропейскими странами. Государство было разделено на уезды, которые в основном состояли из городов и ближайших к ним районов. В 1708 г. Петр упразднил эти старые национальные подразделения и учредил на их месте восемь губерний. В 1711 г. был учрежден новый государственный орган: Правительствующий сенат. Всех его членов назначал царь из числа его приближенных, и первоначально он состоял из десяти человек. Все назначения и отставки сенаторов происходили по личным императорским указам. Сенат не прерывал своей деятельности и являлся постоянно действующим государственным органом. Другим указом 1713 г.0071 Landrats (от немецкого слова «национальный совет») в каждой из провинций, укомплектованный от восьми до двенадцати профессиональных государственных служащих, которые помогали назначенному королевской властью губернатору. В 1719 году, после учреждения государственных ведомств, известных как коллегии, Петр еще раз переделал административное деление России. Новые провинции были созданы по образцу шведской системы, в которой более крупные и политически важные районы получали большую политическую автономию, в то время как более мелкие и более сельские районы контролировались государством более непосредственно.

    Недоверие Петра к элитарным и антиреформистским боярам достигло кульминации в 1722 году с созданием Табель о рангах — официального списка чинов в российской армии, правительстве и царском дворе. Табеля о рангах установила сложную систему титулов и почетных знаков, каждому из которых присвоен номер, обозначающий определенный уровень службы или лояльности царю; это была одна из самых смелых петровских реформ. Раньше высшие государственные должности передавались по наследству, но с введением Табели о рангах любой, в том числе и простолюдин, мог пробиться вверх по чиновничьей иерархии при достаточном трудолюбии и мастерстве. Новое поколение технократов вскоре вытеснило старое 9.0071 боярин класса и господствовал на государственной службе в России. С минимальными изменениями Табеля о рангах действовала до революции 1917 года в России.

    Рукописная копия Табели о рангах 1722 года.

    Правительство Петра постоянно остро нуждалось в деньгах и первое время отвечало монополизацией некоторых стратегических отраслей, таких как соль, водка, дуб, деготь. Петр также облагал налогом многие русские культурные обычаи (такие как купание, рыбная ловля, пчеловодство или ношение бороды) и выпускал акцизные марки на бумажные товары. Однако с каждым новым налогом появлялись новые лазейки и новые способы их избежать, и поэтому становилось ясно, что налоговой реформы просто недостаточно.

    Решением проблемы стал новый подушный налог, заменивший домашний налог на обрабатываемую землю. Раньше крестьяне уклонялись от налога, объединяя несколько дворов в одно имение. Теперь каждый крестьянин облагался индивидуально налогом, уплачиваемым наличными. Этот новый налог был значительно тяжелее, чем налоги, которые он заменил, и позволил российскому государству увеличить свою казну почти в шесть раз между 1680 и 1724 годами. Петр также проводил протекционистскую торговую политику, устанавливая высокие тарифы на импорт и торговлю для поддержания благоприятных условий. на товары российского производства.

    Петровское царствование углубило подчинение крепостных крестьян воле помещиков. Он жестко ввел классовое деление, а его налоговый кодекс значительно расширил число облагаемых налогом рабочих, переложив еще более тяжелое бремя на плечи рабочего класса. Некоторые петровские реформы отражали ограниченное понимание некоторых идеалов Просвещения. Например, он создал новый класс крепостных, известных как государственных крестьян , которые имели более широкие права, чем обычные крепостные, но все же платили подати государству. Он также создал санкционированные государством ремесленные магазины в крупных городах, вдохновленные подобными магазинами, которые он наблюдал в Нидерландах, чтобы поставлять товары для армии. Факты свидетельствуют о том, что советники Петра рекомендовали отмену крепостного права и создание формы «ограниченной свободы», но разрыв между рабами и крепостными значительно сократился при Петре. К концу его правления они были практически неразличимы.

    Реформы Петра отличали его от предшествующих ему царей. В Московской Руси функции государства сводились в основном к военной обороне, сбору налогов и усилению сословного деления. Напротив, законодательство петровского правления исчерпывающе подробно охватывало все стороны жизни России и существенно влияло на повседневную жизнь почти каждого русского гражданина. Успех реформ в значительной степени способствовал военным успехам России и увеличению доходов и производительности. Что еще более важно, Петр создал государство, которое еще больше узаконило и укрепило авторитарное правление в России. Свидетельством этого прочного влияния являются многие общественные институты в Советском Союзе и Российской Федерации, которые ведут свое происхождение от правления Петра.

    Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

    • Boundless World History. Автор : Безграничный. Расположен по адресу : https://www.boundless.com/world-history/textbooks/boundless-world-history-textbook/. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

    1. Наверх
    • Была ли эта статья полезной?
    1. Тип изделия
      Раздел или Страница
      Программа OER или Publisher
      Люмен
    2. Теги
        На этой странице нет тегов.

    Петр Великий. С. А. Бент, комп. 1887. Знакомые короткие высказывания великих людей

    Select SearchWorld FactbookRoget’s Int’l ThesaurusBartlett’s QuotationsRespectfully QuotedFowler’s King’s EnglishStrunk’s StyleMencken’s LanguageCambridge HistoryThe King James BibleOxford ShakespeareGray’s AnatomyFarmer’s CookbookPost’s EtiquetteBrewer’s Phrase & FableBulfinch’s MythologyFrazer’s Golden BoughAll VerseAnthologiesDickinson, E.Eliot, T.S.Frost, R.Hopkins, G.M.Keats, J.Lawrence, D.H.Masters, Э. Л. Сандберг, К. Сассун, С. Уитмен, У. Вордсворт, У. Йейтс, У. Б. Вся документальная литератураГарвардская классикаАмериканские очеркиОтносительность ЭйнштейнаГрант, США Рузвельт, история Т.УэллсаПрезидентские инаугурацииВся художественная литератураПолка фантастикиИстории о привиденияхКороткие рассказыШоу, Г.Б.Штайн, Г.Стевенсон, Р.Л. HG
    Reference > Quotations > S.A. Bent, comp. > Знакомые краткие высказывания великих людей   НАЗАД СЛЕДУЮЩИЙ  
    СОДЕРЖАНИЕ · БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ
    ; родился в Москве 10 июня 1672 г.; взошел на престол в 1682 г .; посетил Западную Европу и работал корабельным плотником в Голландии, 169 г.7; по возвращении провел реформы в России; победил Карла XII., 1700; основал Санкт-Петербург в 1703 г.; участвовал в войне с Турцией; посетил европейские страны, 1716 г .; умер в 1726 году.]
    S. A. Bent, комп. Знакомые короткие высказывания великих людей. 1887.
      1   Я построил Санкт-Петербург как окно, чтобы впустить свет в Европу.
               Карл XII. Шведы говорили о новой столице Петра: «Пусть строит свои деревянные дома: мы скоро придем и сожжем их».0166
      Петр воскликнул перед памятником Ришелье во время своего визита в Париж в 1717 году: «Ах, великий человек! если бы ты был еще жив, я бы отдал тебе одну половину моего королевства, чтобы ты научил меня управлять другой!» Стоящий рядом француз заметил, что если бы у Ришелье была одна половина, он взял бы и оставил себе другую.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *