Административно территориального деления россии: Об Административно-территориальном делении РФ

Об Административно-территориальном делении РФ

Об Административно-территориальном делении РФ

Современное федеративное устройство Российской Федерации закреплено в Конституции Российской Федерации. Субъектами федерации являются: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.

Каждый из субъектов Российской Федерации имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России. В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.

Республика, согласно Конституции Российской Федерации, является государством. Республика имеет свою конституцию и законодательство.

Остальные субъекты Федерации имеют свой устав и законодательство.

Края, области, федеральные города являются не государствами, а государственными образованиями, созданными по территориальному принципу.

В основе формирования автономной области и автономных округов лежит национально-территориальный принцип, они являются национально-территориальными государственными образованиями.

Система органов государственной власти субъектами Российской Федерации устанавливается самостоятельно. Субъекты Российской Федерации не обладают верховенством на своей территории. Действие федерального права распространяется на всю Российскую Федерацию и ни один из субъектов Российской Федерации не вправе препятствовать его законному применению на своей территории.

Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ.

К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район — административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономного округа. Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города, они подразделяются на следующие основные виды: города республиканского значения; краевого, областного, окружного значения; районного значения. Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы — городские районы. К городским поселениям, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численности населения.

Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. К дачным поселкам относятся населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха.

На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. В РФ имеются также закрытые административно-территориальные образования. Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов.

Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей.

Федера́льные округа́ Российской Федерации

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы в соответствии с Указом президента России № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года (ссылка)

Федеральные округа созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадают с их количеством и составом (за исключением совпадения состава и названия Дальневосточного федерального округа с одноимённым экономическим районом).

Система управления

Система управления в РФ строится по принципу комплементарности — последовательного разделения территории государства на зоны административной ответственности с учетом административно-территориального деления страны.

По Конституции РФ субъект федерации выступает как территориальная единица, наделенная широкими экономическими и политическими правами. Субъект федерации имеет широкую правовую автономию, подтвержденную конституционными актами. Республики имеют право на собственную конституцию и законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ — на собственные уставы.

В результате проведенных в период с 1991 по 1997 г. государственных реформ статус самостоятельных и полноправных субъектов приобрели территориальные образования (поселения). Территориальные образования формируются в пределах административно-территориального деления страны. Среди наиболее характерных можно выделить 5 типов территориальных образований.

Район — административно-территориальная единица, образованная из совокупности малонаселенных пунктов, принимающая на себя функции хозяйственного и политического управления территорией.

Является промежуточным территориальным звеном между регионом и территориальным поселением (городом, селом, поселком). Район служит узловым звеном в системе управления на местах, где концентрируется необходимая социальная и инженерная инфраструктура, обеспечивающая входящие в район поселения. Предполагает обязательное наличие районного центра — территориального поселения, осуществляющего функции административного центра территории района. Районный центр ответственен за осуществление текущей управленческой деятельности на подведомственной территории.

Город — территориальное поселение урбанизированного типа с центральной системой жизнеобеспечения, глубоким общественным разделением труда и высокой степенью ресурсного потребления. Исторически складывался как орган местного самоуправления на территории автономных поселений граждан, занимающихся несельскохозяйственными видами деятельности и располагающих особым статусом члена единой социальной общности.

Выделяются крупнейшие, крупные, средние и малые города. Кроме того, особое значение для определения статуса городской территории приобрела дифференциация городов на столичные города, областные центры, города районного подчинения, поселки городского типа и пр.

Округ — выделяемая внутри городской системы управления административно-территориальная единица, отвечающая за территориальную реализацию разрабатываемых функциональных проектов и программ и контролируемая главой городского самоуправления. Как правило, округа являются подразделениями муниципальной власти и не располагают статусом самоуправляемой общности. В г. Москва управление округом представлено институтом префектуры, являющейся составной частью городского административного аппарата.

Внутригородской район — территориальная единица в пространстве города, выделенная в соответствии с устоявшимися в советский период принципами административного управления, предполагающими разделение городской власти по административным районам. К примеру, в г. Москва уровню городских районов соответствует звено управ, обретающих в городе федерального значения статус низового муниципального образования. Выделение субгородского районного уровня способствует приближению населения к власти в крупных городах и рационализации системы управления на территории.

Село (деревня, хутор, станица) — поселение, расположенное в не-урбанизированной зоне, отличающееся высокой степенью общности ее жителей, непременным присутствием в подавляющем большинстве дворов натурального хозяйства, а также господством сельскохозяйственных видов занятости. Особенностью не-урбанизированной зоны является отсутствие комплексной централизованной системы энерговодоснабжения, канализации, уборки мусора, специализированного обслуживания объектов жизнеобеспечения и пр. Выделяют несельскохозяйственные и сельскохозяйственные сельские поселения. В несельскохозяйственных селах больший процент занятости приходится на такие отрасли, как промышленность, транспорт, лесное хозяйство, отхожие промыслы, курортно-санаторное обслуживание и др.

В каждой из представленных выше административно-территориальных единиц реализуется один из возможных вариантов государственного или муниципального управления, закрепляющий за каждой административно-территориальной единицей собственный круг полномочий.

Реальные полномочия субъекта федерации задаются, прежде всего, через предметы ведения, подкрепленные утвержденными за субъектом правами собственности и источниками доходов. Субъект федерации вправе на своей территории определять административно-территориальное устройство, параметры регионального и муниципальных бюджетов, а также сферы дминистративного контроля.

Территориальное образование располагает рядом признаков, обусловливающих его способность к автономному функционированию и исполнению структурообразующих функций, формирующих его целостность и способность к самовоспроизводству. Перечень этих признаков включает, но меньшей мере пять элементов: границы, собственность, органы легитимной власти, бюджет и население.

Полномочия территориальных образований регулирует Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ссылка)

Сб. постановлений, касающихся административно-территориального деления России, за период 1917-1922 г. по данным административной комиссии ВЦИК к 10 ноября 1922 года

Административное районирование РСФСР: Сб. постановлений, касающихся административно-территориального деления России, за период 1917-1922 г. по данным административной комиссии ВЦИК к 10 ноября 1922 года

216 / 514

Главная Административное районирование РСФСР: Сб. постановлений, касающихся…

Описание

Библиографическое описание

Административное районирование РСФСР: Сб. постановлений, касающихся административно-территориального деления России, за период 1917-1922 г. по данным административной комиссии ВЦИК к 10 ноября 1922 года / Административная комиссия при Президиуме ВЦИК; сост. Ф. М. Лежнев. — М.: ВЦИК, 1923. — (Труды Административной комиссии при Президиуме ВЦИК). — 90 с.

Тип материала документальный сборник (1354)
справочник (12)
Название издания Административное районирование РСФСР: Сб. постановлений, касающихся административно-территориального деления России, за период 1917-1922 г. по данным административной комиссии ВЦИК к 10 ноября 1922 года (1)
Описание

В сборнике приведены изменения административных границ, имевшие место с начала Февральской Революции и до 10 ноября 1922 года. Необходимость включения в сборник постановлений Временного Правительства была обусловлена тем, чтобы дать картину следовавших вслед за революцией административно-территориальных изменений, так как почти все изменения, произведенные Временным Правительством в этой области, фактически вошли в жизнь и существовали до 1923 года. Постановления собраны в хронологическом порядке, их отношение к отдельным областям и губерниям указано в приложенной сводке. Приведенные выдержки из мирных договоров имели целью показать изменения, происшедшие за время революции во внешних границах бывшей Российской Империи.

Сведения об ответственности Административная комиссия при Президиуме ВЦИК; сост. Ф. М. Лежнев
Место издания Москва (919)
Издательство ВЦИК (1)
Год издания 1923 (3)
Физическая характеристика 90 с.
Серия Труды Административной комиссии при Президиуме ВЦИК (1)
Исторический период 1917-1922. Первые годы советской власти (142)
Тематические коллекции Административно-территориальное деление РСФСР/СССР (2)
Тематика История административно-территориального деления — РСФСР (7)
История административно-территориального деления — Российская империя (13)
История административно-территориального деления — СССР (2)
Коллекции по странам РСФСР (190)
Новые поступления 2020-04 (44)
  • Документы

основных областей и районов России.

География России
  • Географически Россия состоит из двух частей: Европейской России и Азиатской России.
  • Азиатская Россия намного больше, чем Европейская Россия , но население мало. В Европейской России все наоборот: меньше суши, больше людей.
  • Россия имеет множество различных климатических зон от арктических до субтропических.
  • Страна является федеративной республикой, разделенной на 21 республику, 6 краев или федеральных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 49 областей, 1 автономную область и 10 автономных округов.
  • Все указанные территории, города и области объединены в один из семи федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный . В каждом районе есть свой город, являющийся столицей

Как вы уже знаете, Россия огромна. И с любым большим, сложным объектом лучший способ понять его — это сначала разделить его на разные части. Именно это мы и попытаемся здесь сделать — разделяй и властвуй.

Европа и Азия

Россия — крупнейшее государство на Земле и единственная страна (если не считать Турцию), которая расположена на территориях двух самых больших частей света — Европы и Азии. Через Россию проходит самая большая граница между Европой и Азией. Европейская Россия – это восточная окраина самого маленького континента – Европы. При этом Россия занимает примерно 40% территории Европы.

Удивительно также, насколько разительно отличаются Западная Европа и европейская часть России. Но погодите, Россия тоже не очень похожа на Восточную Европу! В Западной Европе большинство мест довольно развито, покрыто бесчисленными зданиями и густо населено западноевропейцами. В европейской части России более длинные реки и более глубокие озера, чем в Западной Европе, и, конечно же, более красивые болота. Расстояние между городами также огромно.

Как мы только что узнали, Россия географически разделена на две части: Европейскую Россию и Азиатскую Россию. К европейской части России мы отнесем Центральный, Европейский Север, Северо-Запад, Европейский Юг (Северный Кавказ), Поволжье и Уральский регион. Азиатская Россия состоит из Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Европейская часть России более экономически развита и имеет самую высокую плотность населения, а также самую современную и развитую в России транспортную и коммуникационную инфраструктуру. Исторически на этой территории формировалась и русская нация, и русское государство.

Климатические зоны

Фото Антона Краева на Unsplash

Россия тоже раскинулась на множество природных зон — от Арктики до субтропиков. Эти зоны обычно определяются различными соотношениями между теплом и влажностью в определенных областях. В зависимости от зоны образ жизни населения, включая его средства к существованию (земледелие и торговля), продуктивность, одежда и прически, как правило, сильно различаются.

Административно-территориальное деление

Помимо географического деления существует еще и административно-территориальное. Страна разделена на административные районы в основном по географическому признаку. Теоретически разделение страны на регионы должно способствовать: общему контролю; сбор налогов; системы социальной поддержки, такие как школы, медицинские услуги, доставка почты, введение воинской повинности; занятия бальными танцами, синхронное плавание и др. В настоящее время Российская Федерация административно разделена на 21 республику, 6 краев, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 49области, 1 автономная область и 10 автономных округов.

Теоретически разделение страны на регионы должно способствовать: общему контролю; сбор налогов; системы социальной поддержки, такие как школы, медицинские услуги, доставка почты, введение воинской повинности; занятия бальными танцами, синхронное плавание

Федеральные округа

В 2002 году в соответствии с указом Президента РФ, а также в целях повышения эффективности государства и усиления контроля со стороны федерального правительства все субъекты Российской Федерации были объединены на семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В каждом федеральном округе есть главный город, что-то вроде столицы округа. Когда смотришь на эту структуру, становится намного легче понять и представить территорию, о которой мы говорим. В этом разделе мы не только расскажем об этих основных городах, но и предоставим по ним туристический путеводитель.

Россия почти как семья стран, и, как и в каждой семье, есть старшие и младшие члены, большие и маленькие, толстые и худые, надоедливые и милые, умные и глупые. Например, нескольким городам в центральной части России более 1000 лет (Москве около 850 лет), а крупнейшие города Дальнего Востока появились лишь между 130 и 140 годами назад. В Центральной России проживает 45 миллионов человек, в отличие от Дальнего Востока, население которого составляет всего 7 миллионов человек. При этом Дальний Восток занимает территорию более 6 млн кв. км, а Центр — всего 0,9 млн кв.миллионов квадратных километров.

Территориально-административные единицы | Encyclopedia.com

gale

просмотров обновлено

Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был образован 30 декабря 1922 года на основе союзного договора, который впоследствии был инкорпорирован в Конституцию СССР от 31 января 1922 года. 1924 г. Новое федеративное государство состояло из сложной иерархии административно-территориальных единиц. Эта иерархия была впоследствии изменена поправками, принятием новых конституций в 1936 и 1977 г., а также федеральным законом. К тому времени, когда Михаил С. Горбачев стал советским лидером в 1985 году, иерархия состояла из 15 советских социалистических республик (СССР или союзных республик), 20 автономных советских социалистических республик (АССР), 8 автономных областей (АО) и 10 автономных округов ( округа ), всего 53 этнически определенных административных единицы. Кроме того, было 120 административных единиц, не определяемых по национальному признаку, — областей и 7 краев. Кроме того, Москва и Ленинград (Санкт-Петербург) были назначены городами федерального значения с административным статусом, равным областям и край. С распадом СССР в декабре 1991 года пятнадцать союзных республик стали независимыми государствами.

Советским государством-правопреемником с наибольшим количеством территориально-административных единиц в его составе была Россия (известная в советский период как Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, или РСФСР, и переименованная в Российскую Федерацию в конце 1991 г. ). Россия, которая также была единственным государством-правопреемником Советского Союза, официально признанным федерацией, включала 31 административно-территориальную единицу с этническим определением — 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов, которые вместе покрывали примерно половину территории РСФСР. . Кроме того, в состав Российской Федерации входили 49областей, 6 краев, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Превращение России в настоящую федерацию с хорошо продуманным и конституционно защищенным разделением полномочий между федеральным правительством и субъектами федерации значительно осложнило переход России от советского социализма. В 1991 году 16 автономных республик и 4 из 5 автономных областей получили статус республик. Остальные субъекты федерации — 49 областей, 7 краев, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Еврейская автономная область и 10 автономных округов — были фактически уравнены в законодательном порядке и стали называться регионами России. 19 апреля92 года российский законодательный орган признал разделение Чечено-Ингушетии на отдельные Чеченскую и Ингушскую республики, в результате чего общее количество республик по российскому законодательству достигло двадцати одной. Однако отказ Чечни признать свой статус субъекта федерации и настаивание Чечни на признании ее независимым государством способствовали началу войны между сторонниками независимости Чечни и федеральным правительством в 1994 и 1999 годах.

См. также: чечня и чеченцы; Российская Федерация; союз советских социалистических республик

Конституция Российской Федерации: с комментариями и интерпретациями американских и российских ученых, изд. Владимир В. Беляков и Уолтер Дж. Раймонд. (1994). Лоуренсвилль, Вирджиния: издательство Brunswick Publishing Company и Москва: Российское информационное агентство-Новости.

Глисон, Грегори. (1990). Федерализм и национализм: борьба за права республиканцев в СССР. Боулдер, Колорадо: Westview Press.

Кайзер, Роберт Дж. (1994). География национализма в России и СССР. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

Лапидус, Гейл В. и Уокер, Эдвард В. (1995). «Национализм, регионализм и федерализм: отношения центра и периферии в посткоммунистической России». В г. Новая Россия: тревожная трансформация, изд. г. Гейл В. Лапидус. Боулдер, Колорадо: Westview Press.

Унгер, Арье Л. (1981). Конституционное развитие в СССР: Путеводитель по советским конституциям. Нью-Йорк: Pica Press.

Эдвард В. Уокер

Энциклопедия истории России

Подробнее с encyclopedia.com

Российская Федерация , Форма правления Правительство России действует по сверхпрезидентской системе, предоставляющей широкие полномочия избранному главе государства, до… Буряты. территория, граничащая с Монголией… Карелия , Перейти к основному содержанию Карелия Карелия Карелия Республика Российская Федерация на северо-западе европейской части России; столица — Петрозаводск. В средние века… Татарская республика, Татарская республика Автономная область в Российской Федерации, населенная в основном татарами. Татарский национализм берет свое начало в Крымской Автономии… Аварцы, Аварцы — один из многих народов Дагестанской Республики Российской Федерации. Нумерация 496077 человек в Дагестане по советской переписи 1989 года,… Союз Советских Социалистических Республик , Форма правления Союз Советских Социалистических Республик, или Советский Союз, был первым в мире коммунистическим государством, существовавшим с 1922 по 1991 год. Я…

Об этой статье

Обновлено О encyclopedia.com content Распечатать статью

Вы также можете Нравится
БЛИЖАЙШИЕ УСЛОВИЯ

Территориальное море

Территориальные правительства

Territorial Expansion and Sectional Conflict

Territorial Courts

Territorial Court

Territorial Belonging

Terriss, Ellaline (1871–1971)

Terris, Susan

Terris, Norma (1904–1989)

Terris Moore

Террио, Сьюзен Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *