Абсолютная монархия
Абсолютная монархия представляет собой форму монархического правления, которая близка к диктатуре и вся власть, как государственная, так и духовная принадлежит монарху. Данная политическая система начала складываться в странах Европы в конце 15 века. Этому способствовал переход от феодальных отношений к капиталистическому строю. Боден и Гоббс выделили признаки абсолютной монархии. Они говорили о том, что исполнительная, судебная и законодательная власть полностью в руках правящего монарха. Управленческие функции в таком государстве осуществляет бюрократический аппарат, во главе которого находится правитель. Появляется полиция и постоянная армия, регламентируется государственная служба и повседневная жизнь людей.
В чем же суть абсолютной монархии?
Многие европейские правители в эпоху просвещения опасались, что если они хоть на секунду упустят власть, то тут же будут свергнуты. Отсюда вытекает, что они старались полностью сосредоточить власть в своих руках и управлять всеми сферами жизни государства. К этому и сводится суть абсолютной монархии – тотальный контроль всех сверх жизни с целью недопущения государственного переворота.
Классическим примером абсолютной монархии является Франция в годы правления Людовика XIV. После восхождения на престол, он выбирает 23-х интендантов, которые под его руководством управляют полицией, армией, правосудием и финансами. Он проводит ряд реформ с целью полностью сосредоточить власть в своих руках. Однако конечным итогом стало лишь то, что он втянул страну в огромное количество ненужных войн, население полностью обнищало, а налог достиг 35%.
Так же можно привести в пример правление короля Фридриха Вильгельма I. Однако здесь абсолютная монархия больше осталась просто идеей, нежели реализованной практикой. Не смотря на то, что он пытался сосредоточить всю власть в своих руках и на бумагах сословия не имели никакой власти. На практики сословные права были довольно большие, поэтому они оказывали довольно большое влияние на принятие законов и на управление государством в целом.
Суть абсолютной монархии в новейшее время
В новейшее время абсолютные монархии практически отсутствуют. Те, которые встречаются, больше напоминают политики-правовые анахронизмы, сложившиеся благодаря национальным, историческим или религиозным представлениям населения и не имеющие какого-либо большого будущего. Многие из них медленно модернизируются, а некоторые, например Непал в 1990 г., резко переходят от абсолютной монархии к конституционной.
Оман, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Бахрен – на сегодняшний день напоминают абсолютные монархии. Однако, пожалуй, только Оман можно с уверенность назвать государством с абсолютной монархией. В остальных странах хотя бы создается видимость конституционной монархии. В Омане же нет парламента, нет конституции, все жизненные устою опираются на Коран, а правящий монарх одновременно и правит, и являются высшим духовным саном.
Отдельно так же стоит упомянуть Саудовскую Аравию. В ней в 1992 году королем была издана конституция, однако в этой конституции говорилось, что вместо парламента теперь будет совещательный совет. Данный совет состоит из 60 человек, которые выбираются непосредственно королем. Таким образом, не смотря на то, что была издана конституция, на деле вся власть так же осталась у монарха.
Подводя итог можно сказать, что суть абсолютной монархии сводится к тотальному контролю монарха над всеми сферами жизни. Однако в наши дни такой тип правления устарел и сохранился лишь в странах, где для этого была какая-то почва. Так же стоит отметить, что если развитие человечества продолжится по тому пути, который есть сейчас, такая форма правления, как абсолютная монархия исчезнет.
Добавить комментарий
АБСОЛЮТИЗМ • Большая российская энциклопедия
АБСОЛЮТИ́ЗМ (от лат. аbsolutus – безусловный, неограниченный), гос. строй в странах Зап. Европы на позднем этапе доиндустриальной эпохи, характеризующийся отказом от сословно-представительных учреждений и предельной концентрацией власти в руках монарха. Наряду с понятием А. в лит-ре бытует первичное по отношению к нему понятие «абсолютная монархия», употребляемое в широком (ничем не ограниченная власть государя), а также в узком, строго научном, смысле, совпадающем с понятием А.
Абсолютизм как историческое понятие
Термин «А.» получил распространение с сер. 19 в., однако то, что этот строй представлял собой целостное явление, включавшее не только институты власти, но в значит. степени и социальные отношения, осознавалось уже накануне Великой франц. революции. Тогда суть этого явления выражало понятие «старый порядок» (Ancien régime). В 18 в. получили распространение также термины «деспотизм» и «феодальный порядок» – приблизит. синонимы «старого порядка». Понятие А. сложилось для обозначения уходящего в прошлое строя и для борьбы с ним, затянувшейся на весь 19 в. В нём была заложена идея историч. развития – от угнетения и невежества к свободе и просвещению, от самовластья к конституц. строю. Благодаря А. де Токвилю («Старый порядок и революция», 1856) А. стал рассматриваться также и в социологич. контексте не только как централизация власти, но и как способ нивелирования сословных (социальных) различий.
Генезис и формирование политических теорий абсолютизма
Понятие абсолютной монархии как формы организации власти гораздо древнее, чем понятие А. как эпохи европ. истории. Оно восходит к рим. праву, к формуле юриста 2 в. Ульпиана: princeps legibus solutus (или absolutus) est (государь не связан законами). Оно употреблялось в средние века и широко распространилось в 16 в., став фактически самоназванием абсолютистских режимов. Фоном для развития теорий абсолютной монархии в 15–17 вв. было формирование понятия государства. В антич. и ср.-век. политич. мысли господствовала восходившая к Аристотелю синкретич. модель: социальный, политич., этич., правовой и религ. уровни организации общества не вполне различались. На учение Аристотеля об идеальном государстве опирались концепции «раздельного суверенитета» (Ф. де Комин, К. Сейссель и др.), объединявшие некоторые черты монархии, аристократии и демократии при приоритете сильной королевской власти, противополагаемой тирании. В 15–16 вв. в связи с освобождением политики от религии и морали развивается и понятие государства (особую роль сыграл трактат Н. Макиавелли «Государь», 1532). К кон. 16 в. слово «государство» (stato, état, state, Staat) начинает обозначать не сословие или «положение» короля, но некоторую абстрактную сущность, воплощение публичной власти.
Важнейший этап в развитии представлений о государстве – создание франц. юристом Ж. Боденом теории нераздельности суверенитета («Шесть книг о республике», 1576), т. е. высшей гос. власти, которая целиком принадлежит монарху, при этом предполагалось, что абсолютная монархия совместима с правами и свободами подданных и не может посягать на их собственность. Абсолютная монархия противопоставлялась вост. деспотиям, где государь произвольно распоряжается жизнью и имуществом подданных. Даже самые последовательные приверженцы её, не исключая кардинала Ришельё, считали, что нарушать права подданных правитель имеет право только в крайних случаях, во имя спасения государства (теория «гос. интереса»). Т. о., А. практически развивался как система чрезвычайного управления, связанного прежде всего с войнами, вызывавшими потребность в увеличении налогов. В то же время в А. отражался и характерный для эпохи образ мысли: люди 16–17 вв. воспринимали вселенную как иерархию идеальных сущностей, в которой король и привилегированные слои образовывали континуум, а человеческая воля была ограничена рамками богоустановленного порядка. В идеологии А. наряду с рационалистич. политич. теориями большое место занимала идея Божественного происхождения власти.
Оппозиционные абсолютизму политические теории
Теориям абсолютной монархии противостояли идеи тираноборчества и обществ. договора. В эпоху Реформации 16–17 вв. политич. конфликты часто принимали религ. форму. Верность истинной религии (наряду с правом собственности) противники А., прежде всего в протестантских кругах, считали основой обществ. договора, нарушение которого королём даёт подданным право на восстание. А. не устраивал и «ультрамонтанскую оппозицию»: мысль о том, что король получает власть не непосредственно от Бога, а из рук народа, руководимого мудрыми пастырями,– важнейший тезис кардинала Р. Беллармина. Трагич. опыт гражд. войн породил представление о том, что верность религии вторична по отношению к обществ. порядку. Отсюда – идея абсолютного индивида (т. е. индивида, взятого до вхождения в социальные группы, в т. ч. и в церковь) как основы общества. Решающий вклад в её разработку внёс англ. философ Т. Гоббс («Левиафан», 1651). По Гоббсу, абсолютные индивиды пребывают в состоянии «войны всех против всех». Подавленные страхом смерти, они решают передать абсолютную власть государству. Гоббс дал наиболее радикальное обоснование А., но вместе с тем заложил фундамент либерализма как политич. и экономич. теории. Идея абсолютного индивида разрушала образ вселенной как иерархии идеальных сущностей, а вместе с ним и интеллектуальные основы А. В кон. 17 в. англ. философ Дж. Локк использовал идеи Гоббса уже для обоснования конституц. строя.
Абсолютизм как государственный строй
Абсолютные монархии пришли на смену сословно-представит. монархиям. В 13–14 вв. в Европе сложилась система органов сословного представительства (парламент в Англии, генеральные и провинц. штаты во Франции, кортесы в Испании, рейхстаги и ландтаги в Германии). Эта система позволяла королевской власти получать поддержку знати, церкви и городов в проведении политики, на которую не хватало её собств. сил. Принципом сословной монархии была формула: что касается всех, должно быть одобрено всеми (quod omnes tangit, ab omnibus debet approbari). Резкое усиление королевской власти начинается во 2-й пол. 15 – нач. 16 вв., прежде всего в Испании, Франции и Англии. В Италии и Германии, где нац. государства сформировались только в 19 в., тенденция к усилению гос. власти реализовалась преим. в отд. княжествах («региональный абсолютизм»). Своеобразные абсолютные монархии сложились также в Скандинавии (с сохранением некоторых сословно-представит. институтов) и в Вост. Европе (с неразвитостью сословных прав и крепостничеством). Развитие А. состояло в формировании гос. аппарата, росте налогов и становлении постоянной наёмной армии при одновременном упадке ср.-век. сословий. В Англии, однако, постоянная армия почти не получила развития, а парламент сохранил контроль над налогами. В то же время укреплению абсолютистских тенденций в этой стране способствовало присвоение монархом функций главы своей церкви.
Причины возникновения абсолютизма. Абсолютизм и общество
В сов. историографии возникновение А. объяснялось классовой борьбой крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев) или дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин). Сейчас историки всё больше предпочитают видеть в А. результат социальных и культурных трансформаций эпохи генезиса капитализма, не сводимых к единой формуле. Так, развитие торговли рождало потребность в протекционистской политике, находившей своё обоснование в идеях меркантилизма, а рост гор. экономики – в перераспределении доходов от неё в пользу знати. И то и другое, а также огромные расходы на войны, вызывавшие усиленное налогообложение, – всё это требовало сильной гос. власти. Дворянство стало больше зависеть от королевской службы, распад социального единства гор. общины побуждал новые гор. элиты к сближению со знатью и к отказу от гор. вольностей в пользу монархии, а возникновение нац. государств ставило церковь под контроль монархии. А., рождённый из распада ср.-век. сословий, до конца оставался дворянским государством, частично модернизированным, но связанным с архаичным для 18 в. «обществом привилегий».
Абсолютизм и культура
Абсолютные монархи поощряли развитие культуры и науки и одновременно стремились к контролю над ними. К эпохе А. восходит гос. институционализация культуры и науки (создание королевских академий, науч. обществ). Культурная политика была важным средством укрепления королевской власти и «одомашнивания» дворянства, которое «дисциплинировалось» благодаря придворному этикету. Совместно с церковью А. добивался усиления контроля над массой населения, подавляя традиц. нар. культуру и прививая народу элементы культуры образованных элит. Между развитием А. и складыванием совр. типа личности, рационально контролирующей собств. поведение, а также совр. пенитенциарной системы, существовала несомненная связь. А. участвовал в формировании менталитета и ценностных ориентаций человека Нового времени (представление о долге и ответственности перед государством и др. ).
Кризис абсолютизма. Просвещённый абсолютизм
Хотя во 2-й пол. 17 в. А. продолжал укреплять свои позиции в ряде европ. стран (Скандинавские государства, Бранденбург-Пруссия), с сер. 17 в. появились первые признаки его кризиса. Наиболее заметным его симптомом стала Англ. революция, а в 18 в. он стал очевиден почти повсеместно. Абсолютные монархи попытались приспособиться к развитию экономики и светской культуры с помощью политики т. н. просвещённого абсолютизма – заигрывания с «философами», отмены наиболее экономически вредных привилегий (реформы Тюрго во Франции в 1774–76), а иногда отмены крепостного права (Иосифом II Габсбургом в Богемии, а затем и в др. провинциях Австрии). Эта политика дала лишь кратковременный эффект. Буржуазные революции и конституц. реформы кон. 18–19 вв. привели к смене А. конституц. монархиями и бурж. республиками.
О форме власти в России, родственной европ. А., см. Самодержавие.
Абсолютная монархия Список стран | Страны, управляемые Абсолютной монархией
Абсолютная монархия Список стран | Страны, управляемые абсолютной монархией#4 Колорадо
на В каком штате лучше всего отдыхать?
#1 Amarillo by Morning
на Лучшие кантри-песни о путешествиях
Вокруг светаПланета Земля БОЛЬШАЯ! Отправляйтесь туда, взгляните и узнайте, что могут предложить города и люди во всем мире.