Особенности государственности и системы публичного управления в абсолютных монархиях современности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»
УДК 342.3 ББК 67.3
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В АБСОЛЮТНЫХ МОНАРХИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
ВЫПОЛЗОВА В.В., НАГОРНАЯМ.С. ОУВО ЮУИУиЭ, Челябинск, Россия e-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация
В данной статье анализируются особенности государственности и системы публичного управления в условиях абсолютной монархии на современном этапе, выделены основные государственные органы, рассмотрен социально-экономический потенциал абсолютных монархий.
Ключевые слова: монархия, абсолютная монархия, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Бруней, Объединённые Арабские Эмираты.
В современном мире монархия, как форма правления, существует в 29 государствах [8]. Монархия современности как форма правления претерпела множественные изменения, например, роль монарха в государственном управлении значительно уменьшилась, начиная с IX века, стал появляться новый феномен -«квази-монархии».
Монархия — это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.
Время существования монархической формы правления в мировой политической практике исчисляется тысячелетиями и за это время монархия эволюционировала в большинстве случаев из абсолютной в конституционную. Абсолютные монархии существуют ив современном мире, однако, их меньше десятка.
Из 193 признанных ООН государств, только 5 из них являются монархиями абсолютного типа (2,59%). Для определения эффективности данной формы правления нами на основе агрегированных данных за 2017 и 2018 гг. была составлена авторская таблица.
Таблица
Социально-экономический потенциал абсолютных монархий
Государство Территориальное пространство [9] Численность населения [4] ВВП (млрд. долл.) [5] Средний уровень зарплат (долл.) [11] Доход на душу населения (долл.) [10]
Площадь (км2) Место в мире Млн. чел. Место в мире
Бруней 5765 166 0,4 169 12 1100,1 26428,59
Катар 11586 159 2,3 141 166 3372,6 72961,01
ОАЭ 83600 113 9,4 92 382 3182,4 37068,45
Оман 309500 69 3,9 129 70 1891,7 14198,9
Саудовская Аравия 2149690 12 29,4 44 686 1868,2 21005,81
Рассматривая страны с монархической формой правления можно сделать вывод, что абсолютная монархия существуют
преимущественно в арабских государствах (4 из 5 государств, Бруней хоть и не является арабской страной, но большая часть его населения являются мусульманами). На наш взгляд, значительное влияние на формирование абсолютных монархий оказала религия и традиции. Анализируя данные таблицы, мы видим, что в странах с абсолютной монархией проживает 0,6% от населения планеты. Уровень
развития в данных государствах различен, например, по уровню ВВП наивысший рейтинг у Саудовской Аравии, а доход на душу населения наивысший у Брунея, учитывая территориальное пространство и численность населения. Согласно данным за 2018 г. В Катаре самый низкий уровень безработицы (в отношении общей численности безработных к экономически активному населению — 0,10%) [8]. В целом мы можем сделать вывод, что страны с абсолютной монархией достаточно
хорошо развиты в социально-экономической сфере.
Как правило, в абсолютных монархиях главой государства является единоличный правитель, который сосредотачивает в своих руках все ветви власти.
Например, проанализировав Конституцию Саудовской Аравии [3], мы видим, что король является главой государства, высшей инстанцией всех ветвей власти, председателем Совета министров, который сочетает в себе исполнительные и законодательные функции, вносит предложения, касающихся внутренней и внешней политики. Король назначает судей на основании предложений высшего судебного совета, назначает заместителей председателя совета министров. В полномочия главы государства также входит роспуск и созыв совета министров и консультативного совета.
Консультативный совет (совет Шуры) является органом законодательной власти вместе с королём, его деятельность основывается на Коране и Сунне, и руководствуется базовыми принципами большинства. Изначально он был создан как совещательный совет, в ответ на возникавшие политические вызовы при вступлении монархий на путь конституционного развития и модернизации традиционного восточного общества [6]. Права человека защищаются в соответствии с исламским шариатом. Монарх оказывает своё влияние на формирование и реализацию политики во всех сферах жизни общества, государственные акты вступают в силу только после указа короля, таким образом, мы видим, что монархия данного государства значительно влияет на политический режим и территориальное устройство.
В Омане монархия представлена в форме султаната. Система правления в данном государстве основана на справедливости, равенстве и консультативности, а подданные имеют право участвовать в делах государства [2]. Султан назначает председателя совета министров, заместителя и других министров, а также сам председательствует в них. Совет министров — это орган исполнительной власти в Омане, он ответственен за реализацию генеральной политической линии государства. Совет «Оман» состоит из консультативного и гсударственного советов. Консультативный совет отечественные исследователи Исаев В.А. и Филоник А.О. определили, как «прообраз современного типа демократического
устройства местного общества, которое может иметь место в перспективе после того, как в стране возникнут соответствующие
предпосылки для замены племенной демократии более и продвинутыми ее образцами» [1]. Государственный совет выносит решения по поправкам и предложениям, которые предлагает консультативный совет, затем предложения государственного совета обсуждаются в консультативном. Однако, в сравнении с Саудовской Аравией, у консультативного совета Омана имеет больше прав. К примеру:
— выступать с инициативой внесения поправок в действующие законы и принимать их большинством в 2/3 голосов;
— заслушивать министров по вопросам, входящим в их компетенцию;
— требовать любую информацию от соответствующих ведомств, для рассмотрения вопроса и принятия решений по нему.
Объединённые Арабские Эмираты можно назвать федерацией, однако, состоящие в данном объединении государства, являются абсолютными монархиями. В ОАЭ есть президент, он оказывает огромное влияние на органы исполнительной и законодательной власти. Кандидатуру на пост президента выдвигает совет эмиров. Этот пост предусматривает срок правления до 5 лет, но в Арабских Эмиратах его можно считать наследственным. Премьер-министра также выбирают эмиры. Главным законодательным органом считается высший совет эмиров, в него входят главы государств, состоящих в данном объединении. Совет рассматривает важные государственные дела, предложения могут поступать не только от эмиров, но и от Федерального совета. Роль Федерального совета невелика, в его обязанности входит обсуждение и подготовка законодательных актов, которые впоследствии рассматриваются эмирами. Совет можно назвать совещательным.
Ситуация в Катаре аналогичная, глава государства управляет всеми ветвями власти с помощью Советов, членов которых выбирает сам.
Бруней является конституционным султанатом, власть в котором является наследственной. Султан является главой государства и правительства, он сам назначает главного судью верховного суда и членов всех советов:
— совет кабинета министров;
— религиозным совет, который консультирует существование различных советов, в по религиозным вопросам; политической системе стран с абсолютной
— тайный совет, работает с монархией, большой роли они не играют. Во конституционными вопросами; всех странах вся полнота власти находится в
— совет наследства, определяющий права и руках монархов, другие органы власти порядок наследование престола, если возникнет существуют лишь формально, советы остаются такая необходимость; совещательными органами, мнение которых
— законодательный совета (в 2004 г. совет может даже не учитываться. На наш взгляд, если собрался впервые за 20 лет). бы у советов было больше прав и полномочий,
Из вышесказанного можно сделать вывод, то монархия могла стать ограниченной. что несмотря на наличие конституций и
Список литературы
1. Исаев В.А. Султанат Оман (очерк общественно-политического и социально-экономического развития) /В.А. Исаев, А.О. Филоник. -М, 2001. — С. 56
2. Конституция Омана — ст. 5, ст. 9, ст. 42 // [Электронный ресурс] — URL: https://worldconstitutions. ru/?p=88 (дата обращения 25.02.2019)
3. Конституция Саудовской Аравии — ст. 26, ст. 44, ст. 52, ст. 56, ст. 68 // [Электронный ресурс] — URL: https://worldconstitutions.ru/?p=86&attempt=1 (дата обращения 25.02.2019)
4. Рейтинг стран мира по численности населения. // Аналитический портал «Гуманитарные технологии // [Электронный ресурс] — URL: https://gtmarket.ru/ratings/world-population/info (дата обращения 02.03.2019)
5. Рейтинг стран по ВВП 2017. //Аналитический портал «Гуманитарные технологии//[Электронный ресурс] — URL: http://investorschool.ru/rejting-stran-po-vvp-2017 (дата обращения 02.03.2019)
6. Сапронова М.А. Эволюция институтов власти в арабских монархиях в новых условиях общественно-политического развития: научная статья // М. А. Сапронова — Электрон. тестовые данные — М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2008. — 2071- 8160 //[Электронный ресурс] — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11702512 — С.39-50
7. Сколько безработных в разных странах мира. Инфографика. // Аргументы и факты — 24.06.2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.aif.ru/monev/business/skolko_bezrabotnvh_y_raznyh_stranah_mira_infografika (дата обращения 24.03.2019)
8.Современные монархии мира. // Аргументы и факты — 01.12.2018 г. // [Электронный ресурс] — URL: http://www.aif.ru/dontknows/infographics/sovremennye_monarhii_mira_infografika (дата обращения 02.03.2019)
9. Список стран мира по площади. Площадь каждой страны мира. // Про весь мир // [Электронный ресурс] — URL: http://www.world-globe.ru/countries/area/ (дата обращения 02.03.2019)
10. Список стран мира по доходу на душу населения. // Ваш гид в мире финансов // [Электронный ресурс] — URL: http://fincan. ru/articles/51_vvp-na-dushu-naseleniia-stran-mira-2018/(дата обращения 09.03.2019)
11. Список стран мира по среднему уровню зарплат. // Ваш гид в мире финансов // [Электронный ресурс] — URL: http://fincan.ru/articles/35_srednyaia-zarplata-po-stranam-mira-2018/ (дата обращения 09.03.2019)
PECULIARITIES OF PUBLIC AND PUBLIC CONTROL SYSTEMS IN ABSOLUTE
MONARCHES OF THE PRESENT
VYPOLZOVA V.V., NAGORNAYA, M.S. EI HE SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected], [email protected]
Abstract
This article analyzes the features of statehood and the public administration system in the conditions of absolute monarchy at the present stage, highlights the main state bodies, discusses the socio-economic potential of absolute monarchies.
Keywords: monarchy, absolute monarchy, Oman, Qatar, Saudi Arabia, Brunei, United Arab Emirates.
Гражданское общество как одна из основ суверенной государственности
Тенденции государственного развития последнего времени таковы, что государства все больше ориентируются на необходимость реализации сдержанной правовой политики в тех сферах отношений, в рамках которых общество способно самостоятельно, вне деятельности органов публичной власти определять правила поведения.
Тема избыточности нормативного регулирования, источником которого часто является государство, и произвольного вмешательства публичных институтов в самоуправляемые сферы общественных отношений является краеугольным камнем проблематики гражданского общества в любом правопорядке.
В то же время именно в стремлении населения к саморегуляции происходящих в обществе процессов и широкому социальному диалогу, в который вовлечено как можно больше представителей заинтересованных сторон, проявляется непосредственная взаимосвязь между деятельностью институтов гражданского общества и обеспечением суверенитета государства. Невмешательство публичной власти в общественные процессы в тех случаях, когда это не является необходимым для защиты и восстановления нарушенных прав и свобод, выступает гарантией гармоничного развития сферы общественного взаимодействия и повышения качества социального диалога.
Но, к сожалению, когда государство лишает соответствующие сферы контроля, рассчитывая на то, что регулирование общественных процессов в таких сферах будет осуществляться в рамках функционирования национальных институтов гражданского общества, зачастую деятельность некоммерческих организаций и различных объединений может подменяться иностранным влиянием.
При таких обстоятельствах гражданское общество уже не выражает консолидированную общественную позицию по тому или иному вопросу, а становится проводником внешнеполитических интересов зарубежных государств. Под воздействием иностранного вмешательства гражданское общество лишается способности самостоятельно определять внутриполитическую повестку и находить решения возникающих проблем.
В приведенной ситуации государство вынуждено с целью содействия институтам гражданского общества в обретении истинной независимости предпринимать меры, направленные на противодействие иностранной интервенции в общественные процессы. Именно в этом состоит основная цель ряда законодательных нововведений последних лет, в частности, определения особенностей регулирования деятельности некоммерческих организаций (НКО), выполняющих функции иностранного агента.
Наличие специального регулирования в отношении НКО по сравнению с иными видами юридических лиц и ограничение контрольной деятельности государства опосредовало широкое «использование» НКО в скрытой политической деятельности.
Возлагаемые на такие организации требования не предусматривают чрезмерных обязанностей НКО и направлены исключительно на информирование граждан об источниках финансирования деятельности таких НКО и обеспечение контроля государства над расходованием получаемого ими финансирования.
Следует подчеркнуть, что регулирование деятельности иностранных агентов в Российской Федерации не является чем‑то качественно новым. Схожее регулирование действует в Соединенных Штатах Америки с 1938 года.
Так, в соответствии с §611 Закона «О регистрации иностранных агентов» (The Foreign Agents Registration Act) в США иностранными агентами могут являться как физические лица и их группы (без институционального объединения), так и объединения всех организационно-правовых форм (партнерства, корпорации, ассоциации и т. д.). Иностранным принципалом согласно §611 указанного закона могут быть как иностранные государства или иностранные политические партии, так и иностранные объединения всех организационно-правовых форм (партнерства, корпорации, ассоциации и т. д.), а также физические лица, если не установлено, что они являются гражданами США и не подпадают под юрисдикцию США, а также не имеют основного места деятельности в США. К иностранным агентам в США предъявляются следующие требования: обязанность регистрации в качестве иностранных агентов с указанием их имени (наименования), адреса, а также иностранного принципала, в интересах которого они действуют; любая литература или иная информация, распространяемая иностранными агентами, должна отмечаться в качестве таковой; иностранные агенты обязаны предоставлять подробный отчет о своей деятельности, в который должны быть включены сведения обо всех лоббистских контактах с представителями органов власти, сумме полученного вознаграждения и израсходованных средствах, а также о вопросах, обсуждаемых ими с законодательной властью.В настоящее время на рассмотрении обеих палат Конгресса США находятся два законопроекта (H.R.2811 – Foreign Agents Registration Modernization and Enforcement Act и S.625 – Foreign Agents Registration Modernization and Enforcement Act) о внесении поправок в Закон «О регистрации иностранных агентов», тождественные по своему содержанию. В качестве цели предлагаемого законопроектами регулирования определяется обеспечение сохранения беспристрастности и объективности американских выборов посредством предоставления Генеральному прокурору возможности использования ряда правовых инструментов для выявления иностранных агентов, которые предпринимают попытки обойти федеральные требования к регистрации иностранных агентов и незаконно оказать влияние на политический процесс. Проектом регулирования предусматривается расширение полномочий Генерального прокурора в части мер, предпринимаемых для выявления иностранных агентов, а также осуществления контроля за их деятельностью, включая возможность самостоятельного досудебного истребования документов у любого лица при отсутствии конкретного перечня оснований для предъявления требования о предоставлении документов.
Кроме того, в связи с тем, что само по себе гипотетическое вмешательство граждан России и российских структур в выборы Президента США 2016 года вызвало широкий общественный резонанс, что опосредовало необходимость всестороннего рассмотрения соответствующих фактов, в США предлагаются и иные инициативы, направленные на обеспечение собственного суверенитета.
В частности, в настоящее время на рассмотрении Сената Конгресса США находится законопроект предполагающий учреждение комиссии для рассмотрения фактов, касающихся официальных и неофициальных российских кибернетических операций и других попыток вмешательства в национальные выборы США 2016 года и для других целей (S.27 – A bill to establish an independent commission to examine and report on the facts regarding the extent of Russian official and unofficial cyber operations and other attempts to interfere in the 2016 United States national election, and for other purposes). Законопроект предполагает учреждение независимой комиссии по пресечению вмешательства России в выборы в США, которая должна рассмотреть и проверить попытки российского правительства и Материал для блога иных организаций, прямо или косвенно связанных с Россией или российскими физическими и юридическими лицами, вмешательства в избирательный процесс в США.
Задачами указанной комиссии предлагается определить установление фактов получения доступа, изменения или иного вмешательства в электронные системы голосования в рамках выборов Президента США в 2016 году, а также в рамках выборов в Конгресс, выборов губернаторов и выборов в легислатуры штатов; установление фактов способствования пропаганде, имеющей отношение к любым выборам на выборную должность, в рамках выборов в США в 2016 году; установление и проверка использования электронных средств с целью влияния на результаты выборов, а, равно с этим, с целью формирования недоверия к результатам выборов.Несмотря на то, что США принимается широкий комплекс мер, направленных на противодействие иностранному вмешательству, и действия США в то же самое время имеют характер откровенного вторжения во внутриполитические вопросы иностранных государств, это не находит осуждения у российской т. н. «либеральной» общественности, допускающей возможность существования гражданского общества в государстве, суверенитет которого постоянно проверяется на прочность.
Список стран, управляемых монархом
Было время, когда Индией, Китаем, США и другими странами мира правил монарх или король. Но на данный момент в мире насчитывается около 44 суверенных государств, которыми правит монарх как глава государства. Прочтите эту статью, чтобы узнать названия стран, которыми правит монарх или король.
Хемант Сингх Обновлено: 6 декабря 2019 г. 15:01 IST
Королевская корона
Что означает монархия:
Монархия — это форма правления, при которой лидер или правитель, как правило, из определенной семьи правит страной по своей сути. Лидер или глава государства, восседающий на троне, известен как монарх.
Стоит упомянуть; Монархи известны во всем мире под разными именами, например, монарха называют королем, принцессой, королевой, императрицей и императором.
Все монархии являются конституционными, кроме Свазиленда (абсолютная), Омана (абсолютная), Даруссалама (абсолютная), Саудовской Аравии (абсолютная теократия), Ватикана (абсолютная теократия), Катара (смешанная), ОАЭ (смешанная) и Бахрейна (смешанная форма правления) ).
Что такое серый список и черный список Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег?
В настоящее время около 44 стран имеют монарха во главе государства. Эти 44 монарха включают в себя; 3 в Африке, 6 в Океании, 10 в Северной Америке, 12 в Европе и 13 в Азии.
Список действующих монархов мира
Страна-монарх | Глава государства | Преемственность |
1. Княжество Андорра | Соправители | По должности |
2. Антигуа и Барбуда | Королева | Наследственный |
3. Содружество Австралии | Королева | Наследственный |
4. Содружество Багамских Островов | Королева | Наследственный |
5. Барбадос | Королева | Наследственный |
6. Королевство Бахрейн | Король | Наследственный |
7. Королевство Бельгия | Король | Наследственный |
8. Белиз | Королева | Наследственный |
9. Королевство Бутан | Король | Наследственный |
10. Королевство Камбоджа | Король | Наследственные и выборные |
11. Бруней-Даруссалам | Султан | Наследственный |
12. Канада | Королева | Наследственный |
13. Королевство Дания | Королева | Наследственный |
14. Королевство Эсватини | Король | Наследственные и выборные |
15. Гренада | Королева | Наследственный |
16. Ямайка | Королева | Наследственный |
17. Япония | Император | Наследственный |
18. Государство Кувейт | Эмир | Наследственные и выборные |
19. Иорданское Хашимитское Королевство | Король | Наследственные и выборные |
20. Королевство Лесото | Король | Наследственные и выборные |
21. Княжество Лихтенштейн | Суверенный принц | Наследственный |
22. Великое Герцогство Люксембург | Великий князь | Наследственный |
23 . Малайзия | Ян ди-Пертуан Агонг | Факультативный |
24. Княжество Монако | Суверенный принц | Факультативный |
25. Королевство Марокко | Король | Конституционный |
26 . Королевство Нидерландов | Король | Конституционный |
27. Новая Зеландия | Королева | Конституционный |
28. Королевство Норвегия | Король | Конституционный |
29. Султанат Оман | Султан | Абсолют |
30. Независимое Государство Папуа-Новая Гвинея | Королева | Конституционный |
31. Федерация Сент-Китс и Невис | Королева | Конституционный |
32. Сент-Люсия | Королева | Конституционный |
33. Сент-Винсент и Гренадины | Королева | Конституционный |
34. Соломоновы Острова | Королева | Конституционный |
35. Королевство Саудовская Аравия | Король | Наследственные и выборные |
36. Королевство Испания | Король | Наследственный |
37. Королевство Швеция | Король | Наследственный |
38. Королевство Таиланд | Король | Наследственный |
39. Государство Катар | Эмир | Наследственный |
40. Королевство Тонга | Король | Наследственный |
41 Тувалу | Королева | Наследственный |
42 Объединенные Арабские Эмираты | Президент | Наследственные и выборные |
43 .Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии | Королева | Наследственный |
44. Город-государство Ватикан | Папа Римский | Факультативный |
Самая популярная и обширная монархия называется Монархия Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Королева Елизавета II является монархом не только Великобритании, но и других стран, в основном на африканском континенте.
Эти страны включают; Папуа-Новая Гвинея, Барбадос, Тувалу, Антигуа и Барбуда, Соломоновы острова, Сент-Люсия, Федерация Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка, Гренада, Белиз, Багамы, Канада, Австралия и Новая Зеландия.
Итак, это был полный список стран, в которых монарх является главой государства. Чтобы читать больше таких статей; нажмите на ссылку, указанную ниже.
Список стран с постом начальника штаба обороны (CDS)
Почему страны-члены выходят из ОПЕК?
Получите последние общие знания и текущие события со всей Индии и мира для всех конкурсных экзаменов.
खेलें हा0003
अभी खेलें
- ГК для Государственного ЧОП
- ГК для UPSC
- ГК для ССК
Нанесены на карту: в каких странах все еще есть монархия?
Объяснение карты: Кавказский регион
Кавказский регион уже несколько десятилетий является предметом территориального спора между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорно-Карабахского региона. Хотя вспышки конфликта произошли недавно, корни насилия восходят к 1980-м годам.
Но эта карта позволяет нам сделать шаг назад и посмотреть на регион в более широком контексте.
В то время как большинство средств массовой информации сосредоточились на напряженности, эта карта показывает весь кавказский регион, предоставляя ключевые факты и информацию. Какие страны входят в регион? Какая основная хозяйственная деятельность в районе? Как распределено население? Давайте начнем.
Основы
Кавказский регион характеризуется далеко простирающимися горными хребтами, которые долгое время разделяли людей и создавали различные этнические, языковые и религиозные идентичности на протяжении тысячелетий. Сегодня регион охватывает три основные страны: Армения, Азербайджан и Грузия , граничит с Россией, Турцией и Ираном.
Сосредоточившись на трех основных, вот некоторые основные демографические данные:
- 🇦🇿 Население Азербайджана: 10,4 миллиона
- 🇦🇲 Армения Население: 3,0 миллиона
- 🇬🇪 Грузия Население: 4,1 миллиона
Здесь проживает около 20 миллион , Кавказский регион граничит с Каспийским морем на востоке и Черным морем на западе. Это территория, четко расположенная между Европой, Азией и Ближним Востоком, но определяемая большинством категорий как Центральноазиатская.
🇦🇿 Азербайджан
Азербайджан — самая большая страна в регионе, как по территории, так и по населению. Район Нагорный Карабах расположен в пределах официальных границ Азербайджана и почти полностью населен этническими армянами.
Большинство азербайджанцев исповедуют ислам, однако страна считается одной из самых светских мусульманских стран мира. Азербайджанский или азербайджанский язык является наиболее распространенным языком с более чем 92% людей, говорящих на нем. Чуть более 1% в стране говорят на русском как на родном языке, а еще 1% говорят на армянском как на родном языке. Возможно, неудивительно, что аналогичная процентная доля определяет количество этнических русских и армян в Азербайджане: 1,5% и 1,3% соответственно.
🇦🇲 Армения
Как и обе ее соседи, Армения получила независимость после распада Советского Союза в 1991 году. Однако, в отличие от своих соседей, она не имеет выхода к морю.
В стране преобладает христианская нация с этническим составом около 98% Армяне, и, по данным правительства, наиболее распространенным языком является армянский. Численность населения упала после распада СССР и в последние годы оставалась относительно неизменной.
🇬🇪 Грузия
Грузия немного меньше Азербайджана по размерам; страна имеет протяженную границу с Россией на севере и имеет длинную береговую линию на Черном море.
Рост населения Грузии похож на историю многих других бывших советских республик. В то время как общая численность населения за последние годы немного уменьшилась, прирост этнических граждан (грузин) фактически увеличился. В стране преобладает христианское население, а самым популярным языком является грузинский.
Где живут люди на Кавказе?
Так как же эти популяции сконцентрированы по всему региону? Эти картограммы из World Mapper с разбивкой по странам:
Азербайджан
Большинство людей живут в столице и ее окрестностях Баку, портовом городе на Каспийском море. Однако некоторые люди также живут внутри страны ближе к границам Армении и Грузии.
Армения
В Армении население сильно смещено в сторону ее столицы Еревана, население которого составляет 9 человек.0011 1,1 млн .
Грузия
Распределение населения в Грузии несколько более равномерное, чем у ее соседей, с преобладанием столицы Тбилиси.
Экономика Кавказского региона
Теперь давайте углубимся в экономическую деятельность на Кавказе. В некоторых частях регион богат нефтью и имеет доступ к таким ресурсам, как обширные нефтяные месторождения в Каспийском море у побережья Азербайджана. Фактически, по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан проходит почти 1 миллион баррелей нефти с нефтяных месторождений в Турцию каждый день.
Отступив назад, взглянем на региональные ВВП:
- 🇦🇿 ВВП Азербайджана: 42,6 миллиарда долларов
- 🇬🇪 Грузия: 15,9 млрд долларов
- 🇦🇲 ВВП Армении: $12,7 млрд
Азербайджан является крупнейшей экономикой Кавказского региона. Это самая экономически развитая страна из трех, в которой наблюдается быстрый рост ВВП с момента ее перехода из советской республики. На пике своего развития в начале 2000-х национальный ВВП рос ежегодными темпами 25%-35% . Сегодня ее экспорт нефти и газа оказывается чрезвычайно прибыльным, учитывая энергетический кризис в Европе из-за войны на Украине. Ископаемые виды топлива составляют около 95% экспортной выручки страны.
Экономика Армении и Грузии считается развивающейся/развивающейся и зависит от многих видов российского импорта. Однако, по данным Европейского банка реконструкции и развития, ожидается, что обе экономики вырастут на 8% в этом году.
Экономика Грузии восстанавливается после пандемии благодаря бурно развивающейся индустрии туризма, которая в основном привлекает посетителей из России. Кроме того, как в Грузии, так и в Армении приток российских компаний и технических специалистов способствовал росту экономики.
Краткая предыстория
Три страны, составляющие регион, Армения, Азербайджан и Грузия, были республиками в составе Советского Союза до его распада в 1991 году. Кроме того, регионы Дагестан и Чечня в России, также расположенные в географической сфере Кавказа, каждая из которых сохраняет свою идентичность с Россией. Оба региона в большинстве своем этнически нерусские и до сих пор регулярно сталкиваются с насилием из-за борьбы за власть с региональным тяжеловесом.
На самом деле, по мнению экспертов, большая часть напряженности в регионе может быть связана с российским притеснением.
«Подавление Россией национального сопротивления на Кавказе поощряет фундаменталистские движения».
– Доктор Джеймс В. Верч (специалист по Кавказу, Вашингтонский университет, Сент-Луис)
В недавней истории Россия вторглась в Грузию через несколько часов после начала летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине, вызвав конфликт в Осетии и Абхазские регионы. Русско-грузинская война считается первой европейской войной 21 века.
Хотя история Кавказа уходит в далекое прошлое — например, Армянское царство восходит к 331 г. до н. э. — более поздние события были сформированы холодной войной и последующими последствиями распада СССР.
Нагорно-карабахский конфликт
Напряженность вокруг Нагорно-Карабахского региона началась в конце 1980-х и переросла в полномасштабную войну в 1990-е. В первые годы конфликта погибло около 30 000 человек. С тех пор периодически возникали перемирия и насилие — последний раз боевые действия прекратились в 2020 году. С тех пор было убито не менее 243 человек.
Конфликт впервые начался, когда недавно получившая независимость Армения потребовала вернуть этот регион Азербайджану, который в то время был еще советским государством, поскольку население там было (и остается) преимущественно армянским. Хотя это и не получило международного признания, отколовшаяся группа провозгласила часть Нагорного Карабаха независимым государством под названием Республика Арцах.
Вот очень краткая хронология:
- 1988-1994: Первая Нагорно-Карабахская война
- Апрель 2016: Четыре дня насилия на линии разграничения
- Сентябрь-ноябрь 2020 г.