Солженицын, Александр Исаевич в Библиотеке «ImWerden». Страница 1
► Энциклопедии, справочники, библиография
Добавлено: 2016-07-27
Александр Исаевич Солженицын. Материалы к биобиблиографии(2007)
► Публицистика, политология
Добавлено: 2007-08-23
Документы из архива ЦК КПСС по делу А. И. Солженицына(1993)
Доп. информация:факсимильное воспроизведение публикации в журнале "Континент" № 75, 1993.
► Энциклопедии, справочники, библиография
Добавлено: 2017-09-22
Кремлевский самосуд : Секретные документы Политбюро о писателе А. Солженицыне(1994)
► Новый мир, журнал (1925—)
Добавлено: 2019-08-11
Новый мир. 1962. № 11(1962)
► Публицистика, политология
Добавлено: 2005-09-27
Григорий Яковлевич Бакланов
Кумир
Доп. информация:Глава из новой книги, воспоминания-размышления о феномене Солженицына и его сегодняшнем лице.
Все книги автора и о нем
► Публицистика, политология
Добавлено: 2008-06-16
Владимир Николаевич Войнович
Портрет на фоне мифа
Доп. информация:критическая книга о Солженицыне, исчезла с официального сайта Войновича...
Все книги автора и о нем
► История русской литературы XX—XXI веков
Добавлено: 2010-02-06
Михаил Яковлевич Геллер
Александр Солженицын. К 70-летию со дня рождения(1989)
Все книги автора и о нем
► Публицистика, политология
Добавлено: 2009-04-30
Игорь Алексеевич Гергенрёдер
Ширь и загвоздка. К 85-летию А. И. Солженицына
Доп. информация:опубликовано в № 70 (2003) журналa «Литературный европеец», Франкфурт-на-Майне.
Все книги автора и о нем
► История русской литературы XX—XXI веков
Добавлено: 2010-02-04
Эмиль Исаакович Коган
Соляной столп :(1982)
Политическая психология А. Солженицына
Все книги автора и о нем
► Письма
Добавлено: 2005-10-09
Лев Зиновьевич Копелев
Открытое письмо А. Солженицыну
Доп. информация: Мы начинаем переиздание журнала Синтаксис с "Открытого письма А. Солженицыну" Копелева.письмо было опубликовано в журнале "Синтаксис" № 37, 2001
Все книги автора и о нем
► История русской литературы XX—XXI веков ► Биографии
Добавлено: 2016-04-04
Надежда Григорьевна Левитская
Александр Солженицын. Биобиблиографический указатель. Август 1988 — 1990(1991)
Все книги автора и о нем
► История русской литературы XX—XXI веков
Добавлено: 2009-05-27
Лев Лосев
Солженицын и Бродский как соседи(2000)
Доп. информация:статья Льва Лосева, впервые «Звезда» 2000, № 5
Все книги автора и о нем
► История русской литературы XX—XXI веков
Добавлено: 2018-01-25
Лев Лосев
Солженицын и Бродский как соседи(2010)
Все книги автора и о нем
► История русской литературы XX—XXI веков ► Биографии
Добавлено: 2016-03-09
Пётр Георгиевич Паламарчук
Александр Солженицын: Путеводитель(1991)
Все книги автора и о нем
► Биографии
Добавлено: 2020-07-30
Людмила Ивановна Сараскина
Александр Солженицын(2008)
Все книги автора и о нем
► История русской литературы XX—XXI веков ► Рукописное наследие. Самиздат
Добавлено: 2019-08-20
Бенедикт Михайлович Сарнов
С кем вы, Александр Исаевич?(1987)
Доп. информация:Машинопись с правкой текста Бенедикта Сарнова для передачи по радио „Свобода“. Текст был передан в эфир. Подробности нам в настоящее время неизвестны.
Все книги автора и о нем
► Читает автор
Добавлено: 2008-05-30
Марк Львович Слоним
О Солженицыне(1963)
Все книги автора и о нем
► Репрессии и ГУЛаг в СССР
Добавлено: 2009-08-20
Александр Исаевич Солженицын
Архипелаг ГУЛАГ. Именной указатель(2006)
Все книги автора и о нем
► Репрессии и ГУЛаг в СССР
Добавлено: 2009-08-20
Александр Исаевич Солженицын
Архипелаг ГУЛАГ. Том 1(2006)
Все книги автора и о нем
► Репрессии и ГУЛаг в СССР
Добавлено: 2009-08-20
Александр Исаевич Солженицын
Архипелаг ГУЛАГ. Том 2(2006)
Все книги автора и о нем
► Репрессии и ГУЛаг в СССР
Добавлено: 2009-08-20
Александр Исаевич Солженицын
Архипелаг ГУЛАГ. Том 3(2006)
Все книги автора и о нем
► Публицистика, политология
Добавлено: 2016-07-09
Александр Исаевич Солженицын
Бодался телёнок с дубом(1996)
Все книги автора и о нем
► Русская литература второй половины XX века (произведения)
Добавлено: 2012-01-20
Александр Исаевич Солженицын
В круге первом(2006)
Все книги книжной серии
Все книги автора и о нем
► Публицистика, политология
Добавлено: 2020-12-23
Александр Исаевич Солженицын
Двести лет вместе (1795—1995)
Часть 1 (2002)
Все книги автора и о нем
► Публицистика, политология
Добавлено: 2019-12-24
Александр Исаевич Солженицын
Двести лет вместе (1795—1995)
Часть 2 (2002)
Все книги автора и о нем
► Публицистика, политология
Добавлено: 2021-01-26
Александр Исаевич Солженицын
Двести лет вместе (1795—1995)
Часть 2 (2007)
Все книги автора и о нем
► Публицистика, политология
Добавлено: 2020-02-15
Александр Исаевич Солженицын
Двести лет вместе. Часть 1(2006)
Все книги автора и о нем
► Публицистика, политология
Добавлено: 2010-04-08
Александр Исаевич Солженицын
Жить не по лжи!(1974)
Все книги автора и о нем
► История русской литературы XX—XXI веков
Александр Исаевич Солженицын
Иосиф Бродский. Избранные стихи
Доп. информация:никакие разоблачительные воспоминания и критические статьи о Солженицыне не действуют так сильно, как чтение самого автора - Солженицына. Эта статья особенно показательна. Здесь Солженицын предстает во всей красе.
Все книги автора и о нем
► Русская литература второй половины XX века (произведения)
Александр Исаевич Солженицын
Нобелевская лекция
Все книги автора и о нем
1 2
Солженицын Александр Исаевич — Почетные граждане города
Солженицын Александр Исаевич (1918-2008)
Родился в Кисловодске 11 декабря 1918 г. Родители — Исай Семенович Солженицын и Таисия Захаровна Щербак, поженились в 1917 г. Вскоре отец погибает, и мальчик с матерью переезжают к тете Марии Захаровне в дом по Бородинскому переулку. Сейчас в этом доме открыт музей А.И.Солженицына. Крестили маленького Александра в Пантелеймоновской церкви (Красной), которая сейчас восстановлена.
В 1924 г. переезжает с матерью в Ростов-на-Дону. В 1936 г. становится студентом физико-математического факультета Ростовского университета; летом 1941 г. сдает выпускные экзамены на «отлично». В октябре 1941 г. призывается в армию, заканчивает артиллерийское училище и становится командиром батареи. Капитан Солженицын прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии.
В феврале 1945 года за критику Сталина и советского режима был арестован, лишен воинского звания капитана, а затем отправлен в Москву и помещен в Лубянскую тюрьму. Особым совещанием приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения. 13 февраля 1953 года был освобожден из лагерей и отправлен в ссылку. 6 февраля 1957 года решением Военной коллегии Верховного суда СССР Солженицын был полностью реабилитирован.
С июля 1957 года жил в Рязани, работал учителем физики и астрономии средней школы № 2. В 1958 г. в «Новом мире» Твардовского выходит повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Не стоит село без праведника» («Матренин двор»). В 1963 г. он становится членом Союза писателей. В 1968 г. Солженицын заканчивает «Архипелаг ГУЛАГ», переправляет копию на Запад. Там же выходят его романы «Раковый корпус» и «В круге первом».
Несколько раз Александр Солженицын бывал в родных местах. В августе 1956 года, сразу после освобождения из вечной ссылки и приезда в Москву, Александр Исаевич отправился навестить родных. Вместе с Мусей, Марией Васильевной Крамер, подругой покойной матери, они ездили в Кисловодск, прошлись по родным улицам и дворам, заходили в Пантелеймоновский храм, как раз попали на престольный праздник церкви.
В 1963 году во время очередного посещения А.И. Солженицын сфотографировался на ступеньках дома, где был рождён. А в середине 70-х годов особняк снесли, сохранились лишь несколько ступенек да фотография дома.
Весной 1969 г. из США приходит официальное сообщение о том, что Александр Исаевич избран почетным членом Американской академии искусств и литературы, а также Национального института искусств и литературы. Солженицын получает мировое признание. В это же время в Москве и Ленинграде происходят обыски, изымаются все его произведения.
По инициативе французского писателя Франсуа Мориака кандидатура Солженицына выдвигается на соискание Нобелевской премии, и в августе 1970 г. премия присуждается писателю из Советского Союза.
В декабре в Париже выходит «Архипелаг ГУЛАГ». За этим следует арест, обвинение в измене Родине, лишение советского гражданства, высылка за пределы СССР.
В этом же, 1974 г., в декабре, Солженицын получает Нобелевскую премию. Вскоре переезжает в США, в штат Вермонт. Там он работает над эпопеей «Красное колесо».
В 1988 г. М.С. Горбачев возвращает писателю советское гражданство. В издательстве «Советский писатель» выходит «Архипелаг ГУЛАГ». Его произведения печатают «Новый мир», «Звезда», «Нева», «Наш современник».
В 1994 г. Солженицын осуществляет свое намерение вернуться на Родину. Восемь недель он знакомится со страной заново, общается с людьми, делает заметки. Тогда Солженицын с женой совершил поездку по югу страны. Две недели гостил Александр Исаевич в родных краях: Ростов, Таганрог, Ставрополь, Новокубанск, Саблинское, Георгиевск, Пятигорск, Ессентуки. 27 сентября он с супругой посещает родной Кисловодск.
Особую радость доставило Александру Исаевичу пребывание на малой родине – городе-курорте Кисловодске. Цепкая память писателя точно и быстро воскрешала знакомые с детства места, старые улочки с прежними красивыми, поэтическими названиями: Тополевая аллея, Виноградная аллея, улицы Пушкинская, Толстовская, Лермонтовская. «Родился духовно здесь, и сокровенная часть души остается здесь навсегда…» — так весомо и лаконично оценил писатель величие своей малой родины.
Решением Совета города от 29 апреля 2003г. № 46-23 и Постановлением Главы администрации от 7 мая 2003 г. № 661 нашему выдающемуся земляку А.И. Солженицыну присвоено звание «Почетный гражданин города-курорта Кисловодска».
Решением Думы города-курорта Кисловодска от 24.09.2008г. №103-38 «Об увековечивании памяти Почетного гражданина города-курорта Кисловодска, лауреата Нобелевской премии писателя А.И. Солженицына» Центральной городской библиотеке было присвоено имя Александра Исаевича Солженицына.
Солженицын, Путин и историческое мифотворчество, которое движет русским империализмом
Несомненно, между Россией и Украиной существуют глубокие культурные и политические связи. Александр Солженицын был героем на большей части Запада, но он помог внушить Путину разрушительный скептицизм в отношении статуса Украины как нации.
В ноябре 2016 года, через два года после аннексии Крыма и оккупации Донбасса на востоке Украины, президент России Владимир Путин открыл в центре Москвы памятник центральному для его идеологического видения деятелю: святому Владимиру Великому. У украинцев есть другое название этой фигуры: святой Владимир. Великий князь Киевской Руси с 9 в.80 по 1015 и, по мнению Путина и многих других, отец русского народа.
Киев, столица его династии, таким образом, является неотъемлемой частью исторической России. Череда царей, начиная с Ивана III в пятнадцатом веке и далее, оправдывала свою легитимность ссылкой на свою связь с Киевской Русью. И именно здесь князь Владимир (или Владимир) принял христианство в 988 году, что закрепило связь между православием и восточнославянским народом. Но Киев сегодня также является столицей Украины.
Нынешняя русско-украинская война посвящена тому, является ли Украина суверенным государством или частью России. Открытие Путиным памятника было провокацией, которая еще раз продемонстрировала его позицию по этому вопросу. Однако на открытии присутствовала и подбадривала Путина интересная гостья: Наталья Светлова Солженицына, вдова Александра Солженицына. На первый взгляд эта связь может показаться маловероятной, но на самом деле между советским диссидентом и нынешним диктатором есть точки соприкосновения.
В 1973 году Солженицын, угрюмый мужчина с косматой бородой, выпустил книгу, потрясшую империю. Архипелаг ГУЛАГ настолько угрожал брежневскому Советскому Союзу, что простого его убийства было бы недостаточно для масштабов его измены; его пришлось сослать. Он уехал сначала в Цюрих в 1974 году, а два года спустя в Вермонт; зажигательный диссидент переехал в самый сонный штат Америки. И прожил он там с женой и детьми почти 20 лет. Когда советская империя окончательно рухнула — о чем уверенно пророчествовал Солженицын, — он вернулся домой. Зло русского коммунизма было побеждено.
Солженицын — писатель-диссидент, воплощение интеллигента. Он заставляет Оруэлла, Камю и Кестлера выглядеть пигмеями. Размах Архипелаг ГУЛАГ , его одна большая книга , и сила его маленького шедевра Один день из жизни Ивана Денисовича , разоблачили чудовищность тоталитарной диктатуры сильнее, чем очерки и романы тех другие писатели. Он родился в 1918 году, служил во время Второй мировой войны, которую в России называют Великой Отечественной войной, капитаном Восточно-Прусского фронта.
Французы любили его. новых философов интеллектуалов 1970-х годов — такие, как Андре Глюксманн и Бернар-Анри Леви — признавали, что коммунизм был однозначно пагубной силой. Никаких если, никаких но. Время Жана-Поля Сартра и его советского апологеза прошло. Американцы, однако, были более двойственными. Они признали, что он был важным критиком того, что президент Рейган позже назовет «империей зла». Но отношение Солженицына к культуре американской либеральной демократии — обществу изобилия — также было убийственным.
Например, в известном выступлении в Гарвардском университете в 1978 году он жаловался на «кинопродюсеров» и «издателей», которые отравляют «молодое поколение разлагающей грязью». Он саркастически произнес: «Свобода! Чтобы подростки от четырнадцати до восемнадцати лет погрузились в праздность и удовольствия вместо интенсивной учебы и духовного роста».
Он был крутым диссидентом за границей; но в Америке он был русской версией харизматичного телеевангелиста Пэта Робертсона.Таким образом, глубина антизападнической риторики Солженицына является ключом к прочтению Путина. Но обоих мужчин объединяло другое: одинаковое понимание того, как возникла украинская нация. В интервью New Yorker ’ s Дэвиду Ремнику в 1994 году Солженицын сказал, что именно Ленин создал современную Украину, и Путин повторил это мнение в своей речи незадолго до начала вторжения.
Для Солженицына Украина не соответствует ни национальности, ни культуре, ни языку. В его глазах это уродливое месиво. «Я очень уважаю украинский народ; Я им очень сочувствую», — сказал Солженицын в интервью. «Я сам наполовину украинец. Если вы хотите быть отдельно, во что бы то ни стало, пожалуйста. Но в границах настоящей Украины. Историческая Украина, место, где действительно живут украинцы». Солженицын проводил различие между западной Украиной — территориями, входившими в состав исторических областей Галиции, Волыни, Буковины и Закарпатья, — и областями на востоке страны.
Тем временем Путин лихо назвал распад Советского Союза величайшей геополитической катастрофой двадцатого века. Более того, он, кажется, считает не только то, что современное государство Украина было плохо задумано, и интересы русскоязычных за рубежом нужно защищать, но и то, что украинцы и русские по сути являются одним и тем же народом: украинцы для него просто «Малороссы». Это кажется противоречащим утверждению Солженицына о том, что «если вы хотите быть отделенным, во что бы то ни стало, вперед», но это уважение к автономии противоречит другой стороне великого русского защитника свободы: он имел сентиментальную привязанность к украинскому народу и считал любое стремление с их стороны к автономии от русских как к трагедии.
По словам Сергея Плохия, Солженицын был неофициальным лидером русской националистической интеллигенции. В « Архипелаг ГУЛАГ
24 мая 2009 года, через год после смерти Солженицына, Путин посетил Донской монастырь в Москве, где похоронен писатель, и возложил цветы к его могиле. Путин также посетил могилу генерала Антона Деникина, военачальника Белой армии во время Гражданской войны в России. В интервью журналистке Ларисе Кафтан в тот день Путин рекомендовал дневники Деникина: «Деникин обсуждает Великую и Малую Россию, Украину. Он пишет, что никто не может вмешиваться в отношения между нами; это всегда было делом самой России».
В своих дневниках Деникин записал: «Никакая Россия, реакционная или демократическая, республиканская или авторитарная, никогда не позволит оторвать Украину. Глупая, безосновательная и обострившаяся извне ссора между Московской Русью и Киевской Русью — это наша внутренняя ссора, никого не касающаяся, и решать ее будем мы сами». , принимают они это или нет, вторя русской националистической пропаганде, рассматривая конфликт как внутреннюю ссору, которая усугубляется внешними западными силами.
В декабре 2018 года, через два года после чествования князя Владимира Киевской Руси, Путин открыл в Москве памятник Солженицыну в ознаменование 100-летия со дня рождения писателя. Снова присутствовала вдова Солженицына. Путин назвал его большим патриотом. Даже в ссылке он «не позволял никому пренебрежительно и дурно говорить о своей родине». Путин добавил, что «выступал против любого проявления русофобии».
А что думают украинцы? Согласно недавнему опросу CNN, незадолго до вторжения две трети украинцев не согласились с утверждением, что украинцы и русские — один народ. Нет региона или возрастной группы, где бы большинство украинцев назвали себя и русских одним народом. Даже в восточно-украинском регионе с его многочисленным русскоязычным населением только 45% назвали русских и украинцев одним народом.
Что касается более острого вопроса о том, должны ли Россия и Украина быть единой страной, цифры еще более разительны. Около 85% украинцев сказали, что они должны быть двумя отдельными странами, и только 18% жителей восточной Украины сказали, что они должны быть единой страной. Я думаю, путинское варварство — бомбардировки мирных жителей и уничтожение детских больниц — только усилит необходимость защищать суверенитет Украины.
Украина – страна со сложным прошлым. Это отражено в его иудейской, православной и католической религиях; тот факт, что части страны когда-то находились под властью Российской империи, другие — Королевства Польского, а третьи — Австро-Венгерской империи; и реальность его современного украинского и русскоязычного населения. Во время Второй мировой войны страна так сильно пострадала от нацистской Германии и Советского Союза, что историк Тимоти Снайдер называет ее, наряду с большей частью Восточной Европы и стран Балтии, кровавыми землями. Президент Украины Владимир Зеленский — еврей из русскоязычной семьи, чьи предки служили в Красной Армии и погибли во время Холокоста.
Владимир — украинская версия Владимира; Зеленский делит с Путиным то же имя, что и сакрализованный великий князь Киевской Руси.
Но глубокие исторические и культурные связи не предполагают неделимости. Все страны сложны; но все страны остаются странами. Украина не часть России. А украинцы и русские не один и тот же народ. В этом Путин и Солженицын ошибаются, а Зеленский прав. У нас есть термин для обозначения случаев, когда одна группа людей заявляет, что другая группа принадлежит им, даже когда последняя заявляет о своей независимости: империализм.
Достоевский и Солженицын — родственные души?
Вверху: Александр Солженицын (1918-2008) в 1974 году.
Светлана Островерхова — студентка магистратуры факультета славянских языков и литератур Вашингтонского университета, специализирующаяся на произведениях Солженицына и Достоевского. Ранее она училась в Московской Высшей школе экономики и Российском государственном гуманитарном университете.
Русский литературовед Людмила Сараскина как-то заметила, что
читателя во всем мире интуитивно сопоставляют масштаб личности и творчества Солженицына с масштабами Толстого и Достоевского […], а значит, видят в нем человека, меняющего ход истории.
Со своей стороны, Солженицын заявил, что тремя писателями, оказавшими наиболее определяющее и сильное влияние на его творчество, были Пушкин, Достоевский и Толстой. Мы знаем, что он прочитал « Войну и мир » Толстого в возрасте десяти лет и что роман подтолкнул его к решению стать писателем. Он обратил свое внимание на Достоевского в более старшем возрасте из-за озабоченности этическими проблемами, которые, как утверждает Сараскина, Достоевский постулирует более резонансно и современно, с более глубоким смыслом и предвидением, чем Толстой. Соответственно, роман Достоевского Демоны (1871-2) упоминались в лекциях Солженицына Нобеля (1972) и Темплтона (1973). И Толстой, и Достоевский были духовными наставниками Солженицына, хотя и по-разному. Если от Толстого он узнал о повествовательной форме и приемах натуралистического реализма, то к Достоевскому он был ближе в стремлении показать нравственную, человеческую сторону исторического процесса. Многие ученые и писатели, в том числе Солженицын, считали, что Достоевский предсказал подъем социализма и его астрономическую цену для России.
Ряд исследователей отмечают следы наследия Достоевского в творчестве Солженицына, уделяя особое внимание параллелям между биографиями авторов и их поразительному внешнему сходству. Первым, кто обнаружил эти связи, был Всеволод Лакшин, член редколлегии «Новый мир », сыгравший решающую роль в публикации солженицынского « Один день Ивана Денисовича » в 1962 году. Лакшин отметил сходство между ключевыми диалогами в Один День и 9 Достоевского0011 Братья Карамазовы (1879 г.), оба из которых включают беседы персонажей по имени Иван и Алеша на темы о Боге и вере.
Биография Солженицына с детства перекликалась с Достоевским. Оба мужчины выросли в традиционных православных семьях. Самыми ранними материалами для чтения Достоевского были книги Ветхого и Нового Завета, а Солженицын перенял веру от своих малограмотных, но набожных бабушек и дедушек. Оба писателя получили образование в областях, не связанных с литературой: Солженицын учился на математика, а Достоевский — на инженера. Наиболее известно, что оба провели несколько лет в лагерях для военнопленных, и их литературный талант полностью раскрылся только после их возвращения в общество.
То, что тюрьма стирает границы, банально: аристократы, крестьяне, чернорабочие и профессиональные преступники живут и работают плечом к плечу (хотя «криминальные авторитеты» по-прежнему заставляют других следовать правилам преступного мира). Их ужасающий жизненный опыт стал сокровищницей персонажей для обоих писателей. В тюрьме они столкнулись с фундаментальными вопросами человеческого существования. Они узнали, что выжить как человек в таких обстоятельствах — и не скатиться в зверство — само по себе было героическим подвигом. Однако, по словам биографа Достоевского Йозефа Франка, «выживание в этом смысле означало и переоценку ценностей, процесс очищения, посредством которого преобразовывался сам смысл жизни».
Заключение Достоевского и Солженицына вылилось в две самые известные в мировой литературе хроники тюремной жизни: Записки из мертвого дома (1860-2) и Архипелаг ГУЛАГ (1973). Пребывание в пенитенциарной системе значительно повлияло на политику обоих авторов, превратив их в ярых патриотов и антиреволюционеров. После освобождения Солженицын глубоко сожалел о своем прежнем социалистическом рвении, написав в 1970-х годах, что коммунизм похож на двухстадийную болезнь. Выиграв первый этап, напав на свою жертву, как дикий зверь, и сбив ее с ног, он теряет пар на втором этапе, когда жертва понимает, что попалась на оптическую иллюзию, и получает пожизненный иммунитет против болезни.
Оба автора придерживались сходных взглядов на вопросы вины и ответственности за злодеяния. Вместо того чтобы делить людей на категории вроде «виновных» и «невиновных», они считали, что вина лежит на всех без исключения. Во время судебного процесса Дмитрий Карамазов говорит, что «все за всех виноваты [ все за всех виноваты ]» и готов взять на себя вину за других злоумышленников и понести наказание за их преступления. В другом месте старец Зосима говорит Дмитрию:
Если преступление людей вызывает у вас обиду и всепоглощающую печаль, даже желание отомстить обидчикам, бойтесь этого чувства больше всего. Иди сейчас же и ищи себе страдания [ иди и ищи себе мук ], как будто ты сам виноват в том злом деле. Прими эту пытку и вынеси ее, и сердце твое успокоится, и ты поймешь, что и ты виноват.
В то время как герои Достоевского говорят о вселенском зле, Солженицын более конкретен, призывая россиян взять на себя ответственность за террор советской эпохи — «все за всех [ все — за все ]. По словам Даниэля Ранкур-Лаферьера, оба писателя считали, что «лучше, чтобы все занимались легким мазохизмом битья в грудь, чем занимались садистской местью реальным, конкретным преступникам».
Солженицын последовательно отстаивал эту идею на протяжении всего Архипелага ГУЛАГ , убежденный, что в десятилетиях сталинского террора виноват каждый советский человек до единого. Он утверждал, что даже те, кто не принимал непосредственного участия, были пассивными наблюдателями, которые закрывали глаза на произвольные несправедливости, совершаемые властями. В первом томе книги непреклонный патриарх Тихон заявляет в суде, что признает только те законы, которые не противоречат религиозным правилам.