Жизнь и творчество А.С. Пушкина
Класс: 9.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний Дата урока:
Цели урока:
— изучить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина;
— вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью;
— заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о личности поэта, его творчестве;
Ожидаемые результаты.
1. Повышение мотивации и активности учащихся при закреплении творчества А.С.Пушкина;
2. Формирование коммуникативной, информационной компетенции;
3. Воспитание большого уважения к творчеству величайшего человека.
План урока
2. Проверка домашнего задания (актуализация).
3. Подготовка учащихся к усвоению (мотивация).
4. Изучение нового материала.
5. Первичная проверка усвоения знаний.
6. Первичное закрепление знаний.
7. Подведение итогов урока.
8. Информация о домашнем задании.
Ход урока: 1. Организация начала урока
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.**
2. Проверка домашнего задания (акуализация):
На прошлых уроках, мы с вами изучали творчество писателей, представителей эпохи романтизма. Давайте вспомним определение романтизм в литературе. Романтизм это литературное направление сформированное в европейской литературе в начале 19 века, для которого характерно углубление во внутренний мир человека. И представителей этого течения мы уже знаем: Гёте, Грибоедов, Байрон. А сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Но сначала предлагаю провести «блиц – опрос», чтобы проверить как вы усвоили материал прошлых уроков.
Учитель задаёт вопросы по пройденным темам «блиц – опрос»:
1. Кто автор произведения “Горе от ума”
2.Когда родился Гёте?
3.Назовите город ,где родился Гёте?
4. Год рождения Байрона?
5.Что омрачало детство Байрона?
6.Назовите фамилию писателя который был направлен работать секретарём русского посольства в Персии
7. Какой государственной деятельностью занимался Гёте?
8.Назовите главного героя кмедии “Горе от ума”?
9.Назовите соперника Чатского в комедии “Горе от ума”?
10.Чем заканчивается комедия “Горе от ума”?
11.Кто пускает слух о безумстве Часткого в комедия “Горе от ума”?
12.Какое образование получил Гёте?
13.Назовите произведение которое Гёте принесло успех?
14.Назовите фамилию писателя,который был убит в возрате 30 лет?
15.Назовите фамилию писателя который закончил Кембреджский университет?
16.Кто автор поемы “Мозэпа”?
17.Какое наследство получил Байрон в 10-ти летнем возрасте?
3. Подготовка учащихся к усвоению (мотивация).
Слово учителя:
В русской литературе, как и на небе, тоже много звёзд. Имена у них разные. Но есть среди них одно, которое мы произносим с особым волнением, трепетом, гордостью. Имя это – А.С.Пушкин.
Цитаты о Пушкине
Николай Асеев:
«Пушкин стал хозяином языка литературного, постигши все разнообразие сказок и пословиц, прибауток и присказок, заостренных рифмой и неожиданных по размеру. Соединение большой культуры речи с огромным чувственным ощущением жизни, с душевной возбудимостью общественной создало из пушкинского гения еще незнакомое России до его времени явление…» (Из статьи «Грамотность и культура». 1957)
«Пушкина не обоймешь словами. Так многопланово, разнообразно и безгранично его творчество, что человечество ещё века будет разбираться в оставленном им наследстве» (Из статьи «Мысли о Пушкине» 25 января 1962)
А. А. Ахматова:
«Он победил и время и пространство» (Из статьи «Слово о Пушкине». 1961.)
Творчество А.С.Пушкина – это чистейший нравственный родник. Его поэзия делает нас чище, богаче, добрее. Она дарит нам минуты радостного общения.
Весь Путь Пушкина в бессмертие, в жизнь после смерти, был озарён Божественным светом любви и добра. И мы, прикасаясь к его поэзии, загораемся этим огнём, этой энергией, которая даёт нам силы жить, любить, творить добро. Давайте зажжём эту маленькую свечу как символ поэзии великого поэта А.С.Пушкина.
— И, тема нашего урока звучит так: “ Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина”. Запишите в тетрадях число и тему урока.
— О Пушкине вы знаете, но, надеюсь, что сегодня на уроке вы откроете для себя Пушкина заново. Но прежде, чем о нем говорить. Давайте запишем план нашего урок.
4. Изучение нового материала.
План урока содержит в себе « Основные периоды жизни и творчества А.С.Пушкина».
— А, каждом периоде мы расскажем, ребята, а вы должны важные факты записать у себя в тетрадях.
1- период « Детство поэта» (1799-1811)
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799г отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежит к старинному, но обедневшему роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала. Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавший родителей своим « пылким нравом» необыкновенной памятью. По некоторым свидетельствам, в раннем детстве поэт почти не говорил по русски .Его первыми учителями русского языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью; Арина Родионовна, сказочница и певунья. А в 12 лет для него детство закончилось.
Запишите 2 — период « Лицей» (1811 Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в Лицей. Летом 1811 г. в сопровождении дяди Пушкин отправился в Петербург.
Он надолго покидал Москву. Детство кончилось. Ближайшими друзьями Пушкина-лицеиста были:Иван Пущин – справедливый, смелый, спокойно-весёлый юноша.
Вильгельм Кюхельбекер– восторженный, нелепый и трогательный.
Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазёр.
В лицеи А.С.Пушкин любил очень урок словесности.
Учитель: Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Переходим к следующем периодам его жизни.
Запишите: «Петербург» (1817-1820) и «Южная ссылка» (1820-1824)
Светлым июньским днём 1817 года юный поэт спешит в Петербург. Поэт сблизился с передовыми людьми своего времени, вошёл в круг вольнолюбивой молодёжи, читал свои политические стихи. В 1820 году Пушкин закончил начатую ещё в Лицее поэму
Талант поэта, полностью раскрывается за годы проведенные имении «Михайловском» . Запишите « Михайловское» ( 1824-1826)
Пушкин подал прошение об отставке с государственной службы, и ему объявили об увольнении и сослали в псковскую губернию, в имение его матери Михайловское, под надзор местных властей.
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льётся дней моих невидимый поток,
На лоне счастья и забвенья.
Именно здесь, в деревенском уединении, Пушкин осознал себя профессиональным писателем, для которого литература – самое серьёзное дело жизни. За два года были написаны:
Запишите « После ссылки» ( 1826-1830) и « Болдинская осень» (1830) 8 сентября 1826 года Пушкин въехал в Москву. Он вернулся на свою родину после долгих лет ссылки и скитаний. Пушкин был на свободе, среди друзей, он был на вершине славы. Эти годы – расцвет пушкинского творчества.
Созданы многие из его лирических шедевров – философские размышления о жизни и смерти, о вдохновении, о назначении поэта, возвышенные и страстные любовные признания: “Я вас любил…”, “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”, “Арион”, “Поэт”, “Анчар” и другие.
Получив согласие на брак с Н.Гончаровой, летом 1830 года Александр Сергеевич отправился в — Болдино, чтобы привести в порядок хозяйственные дела.
Здесь Пушкин закончил роман “Евгений Онегин”, “Повести Белкина”, “Маленькие трагедии”, “Сказку о попе и работнике его Балде”, 30 стихотворений
Запишите « В Петербурге» ( 1831-1833)
Произведения написаны в этот период « Капитанская дочка» , « Дубровский», «Медный всадник», « Пиковая дама»
Запишите «Последние годы жизни» (1834 – 1837)
Последние годы жизни Пушкина – годы напряжённой работы и высоких замыслов, отмечены враждебностью окружающего его общества, литературным одиночеством, материальными трудностями. В 1836 году Пушкин стал основателем журнала «Современник». Поэт был полон творческих сил. В высшем свете его не любили за свободолюбие и резкость суждений. Недоброжелатели Пушкина вызвали ссору поэта с французом Дантесом. В 1837 году на дуэли он был смертельно ранен. Через пару дней Пушкин умер. Тело поэта, по приказу царского правительства, было перевезено в Святогорский монастырь, где и был похоронен Пушкин.
5. Первичная проверка усвоения знаний.
Учитель раздаёт опорные схемы, даёт 2 минуты для запоминания. Проверяет результат возле доски, (воспроизведение опорной схемы).
6. Первичное закрепление знаний.
Работа с книгой. Поскольку опережающим заданием было подготовка к «Пресс – конференции с Пушкиным», готовили ученики вопросы, то на данном этапе появилась возможность продемонстрировать подготовку и закрепить полученные знания.
Начинаем «Пресс – конференцию с Пушкиным». (Один ученик играет роль писателя, класс задаёт подготовленные вопросы). 7. Подведение итогов урока.
Пушкин полон любви — открытой, светлой – и к жизни, и к каждому отдельному человеку, он — величайший гуманист нашей эпохи. Всё его громадное творчество — неиссякаемый источник любви к человеку – человеку земному, грешному, а не выдуманному высшим разумом или воображением по эта. Ни одного своего героя он не оскорбил безоговорочным осуждением
8. Информация о домашнем задании.
Наизусть стих ст. 213.
Выучить конспект « Основные этапы жизни и творчества Пушкина А. С.»
А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве поэта | Методическая разработка по литературе (9 класс):
Конспект урока литературы в 9 «б» классе
Дата проведения: 05. 11.2019 г.
Учитель: Магомедова З. О.
Тема: А. С. ПУШКИН: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве поэта
Цели: вспомнить с учащимися основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина; расширить знания о жанре оды, послания; развивать умения и навыки выразительного, целостного анализа поэтических произведений; развивать логическое и аналитическое мышление посредством художественного воображения; воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям; пробуждать интерес и прививать уважение к творчеству А. С. Пушкина.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений, портрет А. С. Пушкина, иллюстративный материал по теме.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Актуализация опорных знаний.
-Нравится ли вам поэзия А. С. Пушкина? Чем именно?
-Какие произведения А. С. Пушкина помимо программных вы читали?
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель.
-Пушкин! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы
впервые слышим его в самом раннем детстве. Мир пушкинских сказок: о царе Салтане, о мёртвой царевне, о попе и его работнике Балде —сопровождает нас и позже, в школьные годы. На протяжении нескольких лет в 5, 6, 7, 8 классах вы обращались к творчеству А. С. Пушкина.
IV. Работа над темой урока
1. Выразительное чтение учащимися их любимых стихотворений поэта
2. Заслушивание сообщений о детских, юношеских и лицейских годах А. С. Пушкина (с показом презентации)
а) Первый временной период в жизни Пушкина:
1799 – 19 октября 1811г.: Москва, родители, семья, сестра и брат, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, няня Арина Родионовна.
б) Следующий этап в жизни и творчестве А. С. Пушкина:
19 октября 1811 –июнь 1817 года: Лицей, годы учебы, преподаватели, друзья, первый поэтический успех – признание, становление А. С. Пушкина как поэта.
Именно об этом рассказывает представленная учителем презентация «Императорский Царскосельский Лицей. 200лет». Просмотр каждой страницы сопровождается комментарием учителя и учеников:
- Историческая лестница, на которой, если остановиться и прислушаться, можно услышать шаги многих выдающихся людей XIX века: А. С. Пушкина и его лицейских друзей и товарищей, Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского;
- Большой зал, где произошли самые значимые события в жизни 1выпуска Лицея: 19 октября 1811 года – торжественное открытие учебного заведения, январь 1815 года – переводные экзамены в присутствии поэта Г. Р. Державина, первое общественное призвание Пушкина.
- Учебный класс с тридцатью конторками, где постигали учебные предметы со своими педагогами.
- Комната под номером 14, «маленькая келья» поэта.
— Личность А. С. Пушкина как поэта не может быть правильно понята вне связи с жизнью людей, которые были ему близки и дороги. Определяющими факторами для выбора Пушкиным друзей были прежде всего глубина взаимного духовного воздействия, а также близость душевных побуждений и сокровенных мыслей. Друзья поэта были не только людьми, с которыми он щедро делился мыслями и чувствами, неисчерпаемыми богатствами своего гения, но и людьми, от которых он получал постоянный отклик, импульсы к творчеству и обыкновенную человеческую поддержку. Дружба и любовь для Пушкина — спутники юности, они возникают в «вихре жизни молодой» и сопровождают человека всю жизнь.
Презентация «Лицейские друзья».
Группой школьников была подготовлена к уроку презентация «Лицейские друзья», которая представила нам И. И. Пущина, К. В. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, А. М. Горчакова.
3.Чтение отрывков из стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» 1825 года.
«Шесть лет уединения навеки сроднили их»: звучат отрывки из стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» 1825 года, посвященные лицеистам (наизусть), которые обращены к товарищам-лицеистам, показанным в презентации:
«…Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село…».
И. И. Пущин:
«…И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил…».
В. К. Кюхельбекер:
«…Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?…»
А. А. Дельвиг:
«…Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил…».
А. М. Горчаков:
«…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись…».
«…пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!…»
3. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)
Послание— произведение, написанное в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.
Дружеское стихотворное послание — один из самых распространённых
в первой трети XIX в. жанров лирики. Это вариация древнего жанра послания.
— Почему Пушкин, обращаясь к друзьям, использует именно этот жанр? (Он позволяет выразить более теплые, близкие отношения, выразить и сказать о самом сокровенном, может быть, тайном).
4. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Воспоминания
в Царском Селе» (в парах, с раздаточным материалом)
а) Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным
учащимся
б) Анализ стихотворения по предложенным учителем заданиям
• Истолкуйте название стихотворения; в какой форме оно написано?
• Какое начало данная форма привносит в поэтический текст?
• Найдите в предложенном фрагменте описание Царскосельского парка.
• С помощью какого приёма показан пейзаж?
• Какие чувства и мысли рождают у лирического героя пейзажи парка?
• Установите, о каких событиях XVIII–XIX вв. вспоминает лирический герой?
Презентация результатов работы
5. Самостоятельная аналитическая работа с текстом стихотворения
«Товарищам» (в группах)
а) Вступительное слово учителя
— 1817 г. — последний год пребывания Пушкина в Лицее. Май 1817 г. Га-
зета «Санкт-Петербургские ведомости» приглашает публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского лицея. Прощаясь с товарищами, Пушкин думает о том, с какими мыслями каждый смотрит на дорогу, послушайте одно из его размышлений.
б) Выразительное чтение учителем стихотворения «Товарищам»
в) Анализ стихотворения по плану
План
1) Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова
формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чём причины этих изменений?
2) Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна,
две, несколько? Опишите их. Обратите внимание на детали прорисовки кар-
тин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам пере-
численные особенности изображения?
3) Каким вы представляете себе лирического героя?
4) В каких словах автор прямо выражает своё отношение к изображаемому?
В чём особенность авторской позиции?
Презентация результатов работы
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы с вами узнали много об учебе в Лицее, о лицейских друзьях, прочитали и прослушали стихи, посвященные друзьям А. С. Пушкина.
-Какую роль играет дружба в жизни человека?
-Что значит быть хорошим другом?
-Нужна ли человеку дружба?
– Что вы узнали на этом уроке?
(Ответы учащихся.)
Выставление оценок за урок
VI. Домашнее задание
1. Ознакомиться с лирикой А. С. Пушкина петербургского периода.
2. Индивидуальные опережающие задания. Подготовить сообщения об истории создания стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар» (2 ученика). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар» (2 учащихся)
Заклинание Пушкина | Питер Вуд
Поэзия Александра Пушкина, как известно, не поддается переводу. Даже Владимир Набоков предпринял могучую попытку перевести « Евгений Онегин» , шедевр Пушкина, на английский язык, и результаты почти никого не удовлетворили. Эдмунд Уилсон оценил четырехтомный перевод Набокова как «неровный, а иногда и банальный». Обзор лихо положил конец дружбе между двумя мужчинами. Однако они не дрались на дуэли. В отличие от Пушкина, оба умерли естественной смертью.
Я знаю Евгений Онегин в основном благодаря переводу Чарльза Джонстона 1977 года. Этот перевод наводит меня на мысль, что если вы, как и я, не знаете русского языка, то ближе всего к быстрому, прекрасно плавному галопе пушкинских стихов мы можем подобраться к « Дон Жуану» Байрона . И я полагаю, что не случайно, когда Набоков умер в Монтрё в 1977 году, открытая копия Дон Жуана лежала рядом с ним на ночном столике.
Пушкин и Евгений Онегин недавно снова ожил, на этот раз в Центре мысли и культуры Шин — маленьком, буквально подпольном театре. Драматург Джонатан Лиф и режиссер Кристофер МакЭлроен представили Пушкина в последний бурный год его жизни. Но колдовать Пушкина — это и колдовать Евгения Онегина , в котором Пушкин предсказал свою жизнь и смерть.
Так что обжирайтесь, пока не насытитесь
В этой нестабильной жизни, друзья мои!
Его ничтожность, которую я всегда ненавидел,
Я слишком хорошо знаю, чем это закончится.
Так гласит перевод Джонстона (Глава 2, Станца 39). Дух этих строк, а не сами строки, горел на ярко-красном ковре, на котором происходит Пушкин: разыгранная жизнь — красный цвет вызывает в памяти то роскошь царского дворца, то кровавый конец жизни Пушкина, выброшенного на произвол судьбы. в бессмысленной дуэли со своим шурином.
Я посмотрел спектакль на премьере и оказался в компании группы дам из Пушкинского общества в Америке. Они пришли готовыми и готовыми проверить пьесу Лифа, но к антракту почти поверили, что воскрес сам Пушкин. Не то чтобы поэт составил им хорошую компанию. Он был расточительным игроком, безрассудно импульсивным и слишком уверенным в благосклонности царя. Рожденный в дворянстве и воспитанный при дворе, он был избавлен от казни, несмотря на то, что его подозревали в причастности к неудавшемуся восстанию декабристов против государства в 1825 году.
Лиф мог бы написать Пушкина как байронического героя, учитывая, что Пушкин разыгрывал свою собственную жизнь так, как будто он вышел из одной из романтических поэм лорда Байрона. Евгений Онегин богат насмешливыми аллюзиями на английского поэта:
Лорд Байрон с его хитрыми капризами,
Облаченный в отчаянный эгоизм
Чтобы выглядеть печальным романтизмом.
Но чему Пушкин высмеивал, тому и завидовал. Позже в стихотворении он изображает Онегина неодобрительным почти ко всей современной литературе, кроме 9.0003 Дон Жуан потому что в поэме Байрона человек
Представлен верно,
Та душа без нравственных уз,
Вся эгоистична и суха
К мечтам, отданным необоснованно
И тот озлобленный ум, что кипит
В пустых делах и напрасных трудах.
Пушкин привносит на сцену яркость, накал, идейную страстность как исходный материал. Он хочет, чтобы царь освободил крепостных, и он достаточно заблуждается, чтобы верить, что сила его поэзии осуществит это освобождение.
Большое достижение Листа состоит в том, что он запечатлел этого человека, попеременно восторженного и циничного, самолюбивого и ненавидящего себя, в пьесе, которая мчится, как сани, по тундре к своему трагическому концу. Человек, который предсказал свою смерть в возрасте 38 лет, кажется, организовал свою жизнь, чтобы достичь именно этой цели.
В Пушкин мы видим, как главного героя тянут в разные стороны. Его друзья, в том числе писатель Николай Гоголь, призывают его занять еще более жесткую позицию по отношению к царю по вопросу об освобождении крепостных. Его жена Наталья пытается покончить с его игровой зависимостью и втянуть его в дела суда. Наталья — красавица, которой особенно восхищались царь и французский дипломат, и она никоим образом не застрахована от их внимания. Она также заставляет своего мужа принять в свой дом двух ее младших сестер, которым нужен доступ к двору, чтобы найти подходящих мужей. Долги накапливаются, домашние расходы растут, а привязанности отклоняются от своих целей. Наталья, глухая к пушкинской поэзии, дрейфует, а ее младшая сестра Катарина как раз обладает чутьем, чтобы понять стих и, ненароком, человека.
Тем временем царь Николай и его политическое доверенное лицо ведут войну на Кавказе и не в настроении баловать мечтательного социального реформатора дома. Нарастающие неприятности указывают на грядущую катастрофу, за исключением того, что Пушкин спешит вперед, чтобы сделать свой собственный более яркий уход. Почему? По словам Лифа, Пушкин жаждет уважения, которым может наслаждаться только человек действия. Дуэль — это путь джентльмена к определенному эгоистическому удовлетворению. Победа или поражение, говорит он, все уважают дуэлянта.
Пушкин — выдающееся достижение. Его показ в Sheen Center уже завершен, но он получил несколько очень положительных отзывов, в том числе один от Терри Тичута в The Wall Street Journal , который назвал его «одним из лучших новых спектаклей, которые открывались в Нью-Йорке за последнее время». ” и надеется увидеть его повторную постановку в полноразмерном кинотеатре. Тичут заметил то, что я совершенно упустил: пьеса написана белым стихом, пятистопным ямбом. Диалоги настолько плавны, а актеры в этой постановке так сосредоточены на напряженных эмоциях, что эта шекспировская хитрость растворяется в ткани пьесы.
Я поддерживаю мнение Тичаута о том, что Лиф создал произведение, которое выдержит испытание временем и заслуживает того, чтобы его увидела гораздо более широкая аудитория. Лиф построил свою карьеру, написав серьезные исторические пьесы на сложные интеллектуальные темы, не обращая внимания на то, знает или помнит публика персонажей и их конфликты. В «Деконструкции » он проследил роман между романисткой Мэри Маккарти и вскоре получившим известность литературным теоретиком из Йельского университета Полем де Маном, который скрывал свое симпатизирующее нацистам прошлое. В пьесе есть Ханна Арендт и разговор о Мартине Хайдеггере как о взбитых сливках поверх мороженого. Лиф явно не писал Деконструкция в надежде дать Beautiful: The Carole King Musical успех в театре Стивена Сондхейма. Он также не стремился сместить Короля Льва , когда написал пьесу — Борьба — о вражде между Бетти Фридан и Глорией Стайнем. Естественная территория Листа не является массовым развлечением. Он нацеливается на более глубокие культурные недовольства, чем те, которые можно уловить в популярных песнях и зрелищах.
Есть ли сегодня место для интеллектуально и нравственно серьезного театра? Эти фразы могут указывать на то, что пьесы Лифа скучны или что он говорит снисходительно со своей потенциальной аудиторией, но он представляет свои истории с теплотой и драматизмом. Возможно, было бы полезно знать заранее, что Поль де Ман был негодяем или что Бетти Фридан была лишена феминистского лидерства Глорией Стайнем, но вы могли бы так же легко войти, ничего не зная об этой истории, и следить за ней так же хорошо, как и 9.0003 Ash vs. the Evil Dead, Trust , Atlanta или любое другое телешоу по сценарию. Разница в том, что пьесы Лифа обращены к неразрешимым жизненным затруднениям.
В Пушкин: Разыгранная жизнь недоумение состоит в том, мог ли великий поэт как-то отделиться от блудника. Пушкин значит не больной. Наоборот, он предан идеалу свободы крепостных, но погружен в жизнь безрассудства и измен на пути саморазрушения. Его ранняя смерть была неисчислимой потерей для русской литературы. Могло ли быть иначе? Драматург позволяет нам — на время — вообразить альтернативу, как только пьеса мчится к неизбежному концу.
Трагедия что-то пробуждает в нас: ощущение хрупкости и завершенности, подобное тому, что мы стоим на краю высокого здания и смотрим вниз. По-настоящему хороший театр дает нам возможность заглянуть в эту глубину, а затем уйти на ровную улицу, размышляя о ней. Возможно, это помогает, если трагическая фигура не является кем-то на недавней исторической сцене. Русский поэт другого века достаточно далек во времени, месте и культуре, чтобы мы могли сосредоточиться на сути дела. Лист Пушкин, лишенный каких бы то ни было усилий воссоздать в воображении наш собственный момент, каким-то образом удается как чисто американская трагедия. Может быть, это из-за самоуверенности, которая движет Пушкиным и другими персонажами. А может быть, все наоборот: их жажда самоутверждения. Или, возможно, и то, и другое.
Питер Вуд — президент Национальной ассоциации ученых.
Станьте поклонником First Things на Facebook , подпишитесь на First Things через RSS и следите за First Things в Twitter.
Подробнее: Культура, История, Театр, История России, Литература
«Пушкин» растрачивает реальную драму русского поэта
Развлечения
НЬЮ-ЙОРК — «Ты русский?» — спросила женщина с русским акцентом, и когда я сказал, что нет, она перешла к другому. Был антракт в новой амбициозной пьесе Джонатана Лифа «Пушкин», и она искала кого-нибудь, кто мог бы сказать ей, насколько это правда. Игорные долги? Любовные треугольники? Странные отношения с царем Николаем I? Конечно, всего этого не могло случиться с отцом русской литературы.
Опубликовано
—
Обновлено
Автор:
Лора Коллинз-Хьюз , New York TimesНЬЮ-ЙОРК — «Вы русский?» — спросила женщина с русским акцентом, и когда я сказал, что нет, она перешла к другому. Был антракт в новой амбициозной пьесе Джонатана Лифа «Пушкин», и она искала кого-нибудь, кто мог бы сказать ей, насколько это правда. Игорные долги? Любовные треугольники? Странные отношения с царем Николаем I? Конечно, всего этого не могло случиться с отцом русской литературы.
Тем не менее, так оно и было. Как и все авторы биопьес, Лиф кое-где позволяет себе вольности, но в прослеживании последних лет Александра Пушкина он держится близко к историческим фактам. Подобно другому знаменитому Александру — Гамильтону, который тоже погиб напрасно и слишком молодым на дуэли в XIX веке, и у которого были свои вызывающие удивление отношения с одной из его невесток, — Пушкин вел жизнь, которая поддается драматизму.
Дразнящий потенциал его истории остается недоступным в громоздком «Пушкине». В языке нет энергии, нет лихорадки эмоций, чтобы соответствовать интриге действия. Лиф сочинил почти все стихи, приписываемые Пушкину в пьесе («чтобы функционировать в определенных драматических контекстах», — объясняет он в примечании к сценарию), но ему еще предстоит выяснить баланс и ритм пьесы.
Его красивая, но безвоздушная мировая премьера, поставленная Кристофером МакЭлроеном для американского Vicarious, похоже, ошибочно принимает трезвость за серьезность цели. Даже в закрытом пространстве «черного ящика» Sheen Center, когда зрители сидят по обе стороны сцены, действие всегда кажется удаленным во времени и пространстве, как в музейной диораме. Бесполезно и сбивая с толку, МакЭлроен во многих сценах ставит актеров спиной к половине зрителей.
Пушкину Иэна Ласситера катастрофически не хватает харизмы — выбор, казалось бы, преднамеренный и соответствующий постановке, но ошибка. Когда этот Пушкин выходит из своей замкнутости, он весь в досаде и приглушенной обиде, почти без заметного юмора или теплоты, без качеств, делающих его сложным и сочувствующим. Поэтому, когда мы видим, как он огрызается на свою красивую молодую жену Наталью (Дженни Леона) или раздражается, когда царь (Джин Джиллетт), его личный цензор, публично унижает его, нет особых причин для беспокойства.
И когда сестра Натальи Александра (Лекси Лапп), большая поклонница «Евгения Онегина», вопреки своей воле влюбляется в Пушкина, мы удивляемся, как она может быть чем-то большим, чем поражена этим задумчивым придурком. Лапп, на самом деле, преуспевает лучше, чем ее коллеги по актерскому составу, в преодолении отупляющих ограничений производства. Осмысливая каждую свою строчку, она устраняет препятствие естественности, которым может быть стих при произнесении.