А п сумароков биография: Сумароков биография кратко – творчество Александра Петровича, важные и интересные факты о баснописце

СУМАРОКОВ, АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ | Энциклопедия Кругосвет

СУМАРОКОВ, АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (1717–1777), русский поэт, драматург. Родился 14 (25) ноября 1717 в Петербурге в дворянской семье. Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I и Екатерине II. Сумароков получил хорошее домашнее образование, его педагогом был учитель наследника престола, будущего императора Павла II. В 1732 был отдан в специальное учебное заведение для детей высшего дворянства – Сухопутный шляхетный корпус, который называли «Рыцарской академией». Ко времени окончания корпуса (1740) были напечатаны две Оды Сумарокова, в которых поэт воспевал императрицу Анну Иоанновну. Ученики Сухопутного шляхетного корпуса получали поверхностное образование, но блестящая карьера была им обеспечена. Не стал исключением и Сумароков, который был выпущен из корпуса адъютантом вице-канцлера графа М.Головкина, а в 1741, после воцарения императрицы Елизаветы Петровны, стал адъютантом ее фаворита графа А. Разумовского.

В этот период Сумароков называл себя поэтом «нежной страсти»: сочинял модные любовные и пасторальные песенки («Негде, в маленьком леску» и др., всего около 150), которые имели большой успех, писал также пастушеские идиллии (всего 7) и эклоги (всего 65). Характеризуя эклоги Сумарокова, В.Г.Белинский писал, что автор «не думал быть соблазнительным или неприличным, а, напротив, он хлопотал о нравственности». Критик основывался на посвящении, написанном Сумароковым к собранию эклог, в котором автор писал: «В эклогах моих возвещается нежность и верность, а не злопристойное сластолюбие, и нет таковых речей, кои бы слуху были противны».

Работа в жанре эклоги способствала тому, что у поэта выработался легкий, музыкальный стих, близкий к разговорному языку того времени. Основным размером, который использовал Сумароков в своих эклогах, элегиях, сатирах, эпистолах и трагедиях, был шестистопный ямб – русская разновидность александрийского стиха.

В одах, написанных в 1740-е годы, Сумароков руководствовался образцами, данными в этом жанре М. В.Ломоносовым. Это не помешало ему полемизировать с учителем по литературно-теоретическим вопросам. Ломоносов и Сумароков представляли два течения русского классицизма. В отличие от Ломоносова, Сумароков считал главными задачами поэзии не постановку общенациональных проблем, а служение идеалам дворянства. Поэзия, по его мнению, должна быть в первую очередь не величественной, а «приятной». В 1750-е годы Сумароков выступил с пародиями на оды Ломоносова в жанре, который сам называл «вздорными одами». Эти комические оды были в известной степени и автопародиями.

Сумароков пробовал свои силы во всех жанрах классицизма, писал сафические, горацианские, анакреонтические и другие оды, стансы, сонеты и т.д. Кроме того, он открыл для русской литературы жанр стихотворной трагедии. Сумароков начал писать трагедии во второй половине 1740-х годов, создав 9 произведений этого жанра: Хорев (1747), Синав и Трувор (1750), Димитрий Самозванец (1771) и др. В трагедиях, написанных в соответствии с канонами классицизма, в полной мере проявились политические взгляды Сумарокова. Так, трагический финал Хорева проистекал из того, что главный герой, «идеальный монарх», потворствовал собственным страстям – подозрительности и недоверчивости. «Тиран на престоле» становится причиной страданий многих людей – такова главная мысль трагедии Димитрий Самозванец.

Созданию драматических произведений не в последнюю очередь способствовало то, что в 1756 Сумароков был назначен первым директором Российского театра в Петербурге. Театр существовал во многом благодаря его энергии. После вынужденного ухода в отставку в 1761 (высокопоставленные придворные чины были недовольны Сумароковым) поэт полностью посвятил себя литературной деятельности.

В конце царствования императрицы Елизаветы Сумароков выступил против установившегося образа правления. Его возмущало то, что дворяне не соответствуют идеальному образу «сыновей отечества», что процветает взяточничество. В 1759 он начал издавать журнал «Трудолюбивая пчела», посвященный жене наследника престола, будущей императрице Екатерине II, с которой он связывал надежды на устроение жизни по истинно нравственным принципам. В журнале содержались нападки на вельмож и подъячих, из-за чего он был закрыт через год после основания.

Оппозиционность Сумарокова не в последнюю очередь была основана на его тяжелом, раздражительном характере. Житейские и литературные конфликты – в частности, конфликт с Ломоносовым – отчасти тоже объясняются этим обстоятельством. Приход Екатерины II к власти разочаровал Сумарокова тем, что кучка ее фаворитов в первую очередь взялась не за служение общему благу, а за удовлетворение личных потребностей. Собственное положение Сумароков охарактеризовал в трагедии Димитрий Самозванец: «Язык мой должен я притворству покорить; / Иное чувствовать, иное говорить, / И быти мерзостным лукавцам я подобен. / Вот поступь, если царь неправеден и злобен».

В годы царствования Екатерины II Сумароков уделял большое внимание созданию притч, сатир, эпиграмм и памфлетных комедий в прозе (Тресотиниус, 1750, Опекун, 1765, Рогоносец по воображению, 1772 и др).

По своим философским убеждениям Сумароков был рационалистом, сформулировал свои взгляды на устройство человеческой жизни следующим образом: «Что на природе и истине основано, то никогда премениться не может, а что другие основания имеет, то похваляется, похуляется, вводится и выводится по произволению каждого и без всякого рассудка». Его идеалом был просвещенный дворянский патриотизм, противостоящий некультурному провинциализму, столичной галломании и чиновничьей продажности.

Одновременно с первыми трагедиями Сумароков начал писать литературно-теоретические стихотворные произведения – эпистолы. В 1774 издал две из них – Эпистолу о российском языке и О стихотворстве в одной книге Наставление хотящим быти писателями. Одной из важнейших идей эпистол Сумарокова была идея о величии русского языка. В Эпистоле о российском языке он писал: «Прекрасный наш язык способен ко всему». Язык Сумарокова гораздо ближе к разговорному языку просвещенных дворян, чем язык его современников Ломоносова и Тредиаковского.

Творчество Сумарокова оказало большое влияние на современную ему русскую литературу. Просветитель Н.Новиков брал эпиграфы к своим антиекатерининским сатирическим журналам из притч Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите», «Опасно наставленье строго, / Где зверства и безумства много» и др. Радищев называл Сумарокова «великим мужем». Пушкин считал его главной заслугой то, что «Сумароков требовал уважения к стихотворству» в пору пренебрежительного отношения к литературе.

При жизни Сумарокова не было издано полное собрание его сочинений, хотя выходило много стихотворных сборников, составленных по жанровому признаку. После смерти поэта Новиков дважды издавал Полное собрание всех сочинений Сумарокова (1781, 1787).

Умер Сумароков в Москве 1 (12) октября 1777.

См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

Пройти тест

Сумароков Александр Петрович — Русский писатель

3

Русский поэт. Драматург. Литературный критик. Являлся одним из крупнейших представителей русской литературы XVIII века. Первый профессиональный русский литератор и «отец русского театра». Известен по напечатанной в 1747 году и сыгранной при дворе первой трагедии «Хорев».


Александр Сумароков родился 25 ноября 1717 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик вырос в богатой дворянской семье. Получил домашнее образование, а затем продолжил обучение в Сухопутном шляхетном корпусе. Здесь начал заниматься литературной работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне и песни по образцу французских поэтов. По окончании корпуса в 1740 году зачислен на службу сначала в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем адъютантом у графа Алексея Разумовского.

Напечатанная в 1747 году первая трагедия «Хорев» оказалась сыграна при дворе и принесла Сумарокову известность. Последующие его пьесы игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Федора Волкова. За «Хоревом» последовало еще восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто. 

Александр Петрович 10 сентября 1756 года возглавил созданный указом императрицы Елизаветы Петровны новый театр в Санкт-Петербурге, для представления трагедий и комедий, ныне Александрийский театр. Он стал первым государственным публичным театром в России и начал свои регулярные представления в бывшем Головкинском доме на Васильевском острове. Долгое время Сумароков выступал главным поставщиком репертуара.

Параллельно, Сумароков развивал широкую деятельность и в других областях литературы. До 1758 года являлся активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения». В 1759 году издавал собственный сатирико-нравоучительного оттенка журнал «Трудолюбивая пчела», ставший первым частным журналом в России.

После воцарения Екатерины II Сумароков переведен в статскую службу и пожалован чином статского советника. Указом императрицы от 28 августа 1762 года за казенный счет ликвидированы долги поэта, а сам получил право все свои новые сочинения печатать за счет Кабинета Ее Императорского Величества. В 1763 году вместе с Михаилом Херасковым и Федором Волковым участвовал в маскараде «Торжествующая Минерва», приуроченного к коронации императрицы в Москве. Далее, 26 января 1767 года пожалован орденом Святой Анны и чином действительного статского советника, что стало вершиной чиновничьей карьеры Сумарокова.

Одновременно с первыми трагедиями Сумароков начал писать литературно-теоретические стихотворные произведения: эпистолы. В 1774 издал две из них: Эпистолу о российском языке и О стихотворстве в одной книге Наставление хотящим быти писателями. Одной из важнейших идей эпистол Сумарокова являлась идея о величии русского языка. В Эпистоле о российском языке писал: «Прекрасный наш язык способен ко всему». Язык Сумарокова гораздо ближе к разговорному языку просвещенных дворян, чем язык его современников Михаила Ломоносова и Василия Тредиаковского.

Творчество Сумарокова оказало большое влияние на современную ему русскую литературу. Просветитель Николай Новиков брал эпиграфы к своим антиекатерининским сатирическим журналам из притч Александра Петровича. Радищев называл Сумарокова «великим мужем». Пушкин считал его главной заслугой то, что «Сумароков требовал уважения к стихотворству» в пору пренебрежительного отношения к литературе.

    Умер Александр Петрович Сумароков 12 октября 1777 года в городе Москве. Похоронен великий русский поэт на территории Донского монастыря столицы.


Награды Александра Сумарокова

Орден святой Анны

Семья Александра Сумарокова

Первая жена — Иоганна Христина Балк (брак с 10.11.1746), камер-юнгфер великой княгини Екатерины Алексеевны.
Дочь — Екатерина.
Дочь — Прасковья.

Вторая жена — Вера Прохорова (умерла 1 мая 1777 года).
Четверо сыновей.

Третья жена — Елена Гавриловна. племянница второй жены.

11.09.2020

Связанные статьи

3

  • Русский писатель
  • Драматург

Родился: 25 ноября 1717 года (305 лет назад)

Умер: 12 октября 1777 года (245 лет назад)

Категории Культура, Искусство, Литература, Общество, Театр

Регионы Москва, Россия, Московская область, Санкт-Петербург

Теги #вечная память

справочная информация

ЗАКРЫТЬ X

    • Русский писатель
    • Драматург
  • Родился: 25 ноября 1717 года (305 лет назад)

    Умер: 12 октября 1777 года (245 лет назад)

  • Категории Культура, Искусство, Литература, Общество, Театр

    Регионы Москва, Россия, Московская область, Санкт-Петербург

    Теги #вечная память

Женский метатекст в журнале А.

П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела»

Т.Е. Абрамзон * , А.В. Петров **

Г.И. Носова Магнитогорский государственный технический университет, Магнитогорск, 455000 Россия

E-mail: * [email protected] , ** [email protected]

90 002 Поступила в редакцию 04.09.2017 г.

Полный текст PDF

Abstract

Статья посвящена интерпретации составного текстового объекта в журнале А.П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела», который символически обозначен на основе его тем (любовь, брак, мода) как женский метатекст. Ее появление было обусловлено причинами личного характера: его изменой, расставанием с женой, сильным эмоциональным потрясением, а также необходимостью осмысления нового тяжелого жизненного опыта и избавления от него через сублимацию – литературные произведения. Основой этого метатекста является своеобразный любовный метасюжет, состоящий из 76 произведений, относящихся к 12 жанрам (элегия, эпиграмма, эклога, идиллия, песня, сатира, ода, мифологический рассказ, притча, причитание, геройида, рондо). Динамика их появления в журналах, возникающие интертекстуальные связи, (мета)сюжетные перипетии отсылают нас к любовному роману, обделенному А. П. Сумароковым как критиком. А.П. Сумароков и его виртуальное «я» любовного метасюжета, преодолев все любовные перипетии, преодолев обиды, справившись с муками любви, пытаются понять «другого» – женщину и ее опыт любви, и это является окончательным значением метатекста. Жанровые формы и сюжеты, выработанные мировой литературой, а также простой здравый смысл помогли А. П. Сумарокову справиться со своей внутренней проблемой, не закрепляя горьких разочарований и чувства мертвящей пустоты как духовно-литературного опыта. В ходе дальнейшего анализа определяются два основных жанрово-тематических «модуса» семейного метатекста «Трудолюбивой пчелы» – элегический и эпиграмматический. Первый заключается в создании образа любви как наслаждения-страдания, второй находит внутренние страхи и комплексы А.П. Сумарокова, и то и другое оказывается сублимацией переполнявших его страстей, формами решения проблемы «телесности» и его словесное выражение. В заключение ставится проблема сексизма А. П. Сумарокова, а также методологический вопрос о соотношении художественных текстов и modus vivendi писателя.

Ключевые слова: Сумароков А.П. «Трудолюбивая пчела», метатекст, любовный метасюжет, женская тема, проблема телесности, сублимация

Литература

  1. Салова С.А. . Утро русской анакреонтики: А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков [Восход русской анакреонтики: А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков]. Москва, МАКС Пресс, 2005. 264 с. (на русском языке)
  2. Абрамзон Т.Е. «Любовная гадательная книга» А.П. Сумарокова в контексте культуры XVIII века, или Литературная безделка от «северного Расина» [А.П. Сумарокова «Любовные гадания» в контексте культуры XVIII века, или Литературная мелочь «северного Расина». Москва, ОГИ, 2013. 192 с. (на русском языке)
  3. Максимович К.Д. Поэтика идиллий А. П. Сумарокова. В кн.: Проблемы изучения русской литературы XVIII века . Самара, НТЦ, 2003, №1. 10, стр. 111–129. (на русском языке)
  4. Абрамзон Т.Е. Александр Сумароков: История страстей [Александр Сумароков: История страстей]. Москва, ОГИ, 2015. 304 с. (на русском языке)
  5. Смолина К.А. Русская трагедия. XVIII век. Эволюция жанра [Русская трагедия. 18-ый век. Жанровая эволюция]. Москва: Наследие, 2001. 208 с. (на русском языке)
  6. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма . Жанр трагедии в русской литературе эпохи классицизма. Ленинград: Наука, 1981. 168 с. (на русском языке)
  7. Саськова Т.В. Пастораль в русской поэзии XVIII века . Москва, Моск. Гос. Откр. Педагог. ун-та, 1999. 166 с. (на русском языке)
  8. Гуковский Г.А. . Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века . Москва, Яз. Русь. Культ., 2001. 368 с.
  9. Котомин М.А. Любовная риторика Сумарокова А.П.: «Любовные элегии» и их художественное своеобразие. В: Александр Петрович Сумароков (1717–1777): Жизнь и творчество [ Сумароков Александр Петрович (1717–1777): Жизнь и творчество] . Москва, Пашков Дом, 2002. С. 133–160. (на русском языке)
  10. Петров А.В. Эпиталама в русской литературе XVIII века: Очерки по исторической поэтике жанра . Магнитогорск, Магнитогорск. Гос. ун-та, 2012. 218 с. (на русском языке)
  11. Киселев В.С. Статьи по теории и истории метатекста (на материале русской прозы конца XVIII – первой третьей XIX века) [Статьи по теории и истории метатекста (По материалам русской прозы конца XVIII – первой трети XIX века)]. Томск, Томск. Гос. ун-та, 2004. 122 с. (на русском языке)
  12. Фрик Т.Б. «Современник» А.С. Пушкина как единый текст [А.С. «Современник» Пушкина как единый текст. Томск, Томск. Политех. ун-та, 2009. 192 с. (на русском языке)
  13. Вроон Р. «Торжественные оды» и «Любовные элегии»: История создания, состав сборников. В: Сумароков А.П. Оды торжественный. Элегия любовь. Перепечатка. воспроизв. сб. 1774 г. Приложение: Редакции и варианты. Дополнения. Комментарии. Стати [Сумароков А. П. Торжественные оды. Элегии любви. Перепечатка изданий 1774 г. Приложение: Чертежи и варианты. Дополнения. Комментарии. статьи]. Москва, ОГИ, 2009. С. 387–469. (на русском языке)
  14. Мстиславская Е.П., Щеголева Л.И. Книготворческая деятельность А. П. Сумарокова в создании сборников «Торжественные оды» и «Любовные элегии» и особенности их художественно-графического воплощения. В: Александр Петрович Сумароков (1717–1777): Жизнь и творчество [Александр Петрович Сумароков (1717–1777): Жизнь и творчество]. Москва, Пашков Дом, 2002. С. 72–97. (на русском языке)
  15. Сложеникина Ю.В., Растягаев А.В. Коммуникативная стратегия метатекста в журнале А.П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела» (декабрьский номер). Язык. Словесность. Культура [Язык. Литература. Культура. 2, стр. 132–148. (на русском языке)
  16. Сложеникина Ю.В., Растягаев А.В. Начало и конец «Трудолюбивой пчелы»: утопический проект А. П. Сумарокова. В: XVIII век: Литература в эпоху идиллий и бурь . Москва, Экон-Информ, 2012. С. 331–338. (на русском языке)
  17. Сложеникина Ю.В., Растягаев А.В. Январский номер журнала «Трудолюбивая пчела»: Катарсис подлинного просветления. Язык. Словесность. Культура , 2014, №1. 3, стр. 135–169. (на русском языке)
  18. Берков П.Н. Некоторые сведения к биографии А. П. Сумарокова. В: XVIII век [18 век]. Том. 5. Москва, Ленинград, Изд. акад. Наук СССР, 1962. С. 364–375. (на русском языке)
  19. Трахтенберг Л.А. Русские сатирические журналы XVIII века: Проблемы поэтики. Док. Филол. наука . Дисс. Москва, 2017. 515 с.
  20. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы и утопии в мемориальной эпистолярной литературе русского просвещения. Расширенный реферат д.ф.-м.н. Филол. наука . Екатеринбург, 2010. 55 с. (на русском языке)
  21. [Письмо Сумарокову А.П. от неизвестного. 1769]. Русская Старина , 1884, т. 1, с. 41, нет. 3, стр. 609–618.
  22. Порошин С.А. Записки, служащие к истории его императорского высочества благоверного суда цесаревича и великого князя Павла Петровича . Цесаревич и великий князь Павел Петрович. . Санкт-Петербург, тип. ПРОТИВ. Балашева, 1881. 634 цв. (на русском языке)

Для цитирования : Абрамзон Т.Е., Петров А.В. Женский метатекст в журнале А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела». Ученые Записки Казанского Университета. Серия Гуманитарные Науки , 2018, том. 160, нет. 1, стр. 29–41. (на русском языке)

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License.

Антон Павлович Лосенко (30.07.1737 — 23.11.1779) — Биография художника, известные произведения, выставки

Русский живописец, портретист XVIII века. Основоположник русской исторической живописи.

Родился в г. Глухов под Черниговом. В семилетнем возрасте был приведен в Петербургский придворный хор. С 1753 учился живописи у Ивана Петровича Аргунова, с 1759 в Петербургской АХ. Продолжил обучение в Париже и Риме.

А. П. Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел, и семилетнего ребенка отправили в Петербург в придворный певчий хор. Однако в 1753 г., как «усыпленный голосом», но проявивший способности к искусствам, был отдан художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в студии Аргунова, прошли очень тщательную подготовку. Ученик поступил в Академию художеств (1758 г.), Лосенко вскоре стал ассистентом академического факультета и был произведён в подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его отправили в Париж для совершенствования знаний и мастерства.

Усердно работая под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов рыбы» (1762). В нем ему удалось соединить требования классицизма с непринужденной гуманной трактовкой образа Христа. В 1766-69 гг. художник жил в Италии, где изучал античность и копировал произведения Рафаэля, написав античный сюжет «Зевс и Фетида» (1769). В этот период большое внимание он уделял живописным зарисовкам обнаженного тела; результатом являются известные картины «Авель» и «Каин» (обе 1768 г. ). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и умение передать их богатством красивых красок, присущих живой природе.

 

В 1769 году Лосенко вернулся в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему русской истории — «Владимир и Рогнеда» (1770). Согласно древней летописи, князь новгородский Владимир просил дочь полоцкого князя Рогволода, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеду и силой взял ее в жены. На картине изображен кульминационный момент «догалактической судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее квартиру и ее «неволя объединилась». Вместе с тем Лосенко изображал Владимира вероломным завоевателем, но человеком, раскаивающимся в содеянном, — в этом выражались высокие идеалы нравственности и гуманизма эпохи Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое стало предметом исторических картин, приравняв к общим античным и библейским сюжетам по статусной иерархии жанра.

 

Успех фильма принес его создателю не только звание академика, но и звание доцента (с 1770 г.), а вскоре и профессора и директора АХ (1772 г.). До конца жизни Лосенко оставался на своем посту. Кроме того, он проводил мастер-классы и создал учебно-теоретический тренинг «Краткое изложение пропорций человека…», ставший учебником для нескольких поколений художников.

 

В 1773 году Лосенко начал, но не закончил свою вторую историческую картину — «Прощание Гектора с Андромахой»; этим отчасти объясняется некоторая зарисовка в живописной трактовке. Античный сюжет «Илиады» Гомера воспел героев, их патриотизм, готовность пожертвовать собой ради служения Родине. Те высокие идеалы классицизма, которым художник был верен на протяжении всей своей творческой жизни, получили мощное выражение в «Векторном прощании» (так называли картину современники). Сын троянского царя Приама прощается перед битвой со своей верной женой Андромахой, держащей на руках младенца. Предчувствие трагического исхода пронизывает пафосную сцену, представленную художником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *