А н жизнь и творчество островского кратко: Краткая биография Островского, личная жизнь и творчество Александра Николаевича самое главное

А.Н.Островский. Биография и творчество

Урок литературы

в 10 классе

Задачи урока:  

  • познакомить с творчеством А. Н. Островского;
  • показать новаторство и традиции в творчестве писателя,

своеобразие его стиля .

«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».

И. А. Гончаров

В. Г. Перов.

Портрет А. Н. Островского

(1871, ГТГ)

Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.

Член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные «клиенты» — купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского.

48 произведений, в которых действуют 547 героев.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Детство и юность будущего драматурга прошли в Замоскворечье.

Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование.  

Отец Островского, Николай Федорович, окончил курс в Духовной Академии. Служил в Гражданской палате, занимался частной адвокатурой. В 1841 году вышел в отставку, стал преуспевающим присяжным стряпчим Московского коммерческого суда.

Под конец жизни заслужил и приобрел чин потомственного дворянина.

Отец Островского

Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника. Родила мужу одиннадцать детей, из которых выжило четверо.

Умерла в 1831 году.

Детей воспитывала няня, Авдотья Ивановна Кутузова.

  • 1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.
  • 1840 год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета.
  • В 1840—1843 г.г. учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время преподавали М. П. Погодин, Т. Н. Грановский,П. Г. Редкин. Но окончить курс ему не удалось, потому что он поссорился с одним из преподавателей (учился до 1843 г.).
  • Увлекся театром и литературой.

Весна 1848 года – семья Островских переезжает в имение Щелыково в Кинешемском уезде Костромской губернии. Его очаровывает среднерусская природа, а Волга производит неизгладимое впечатление. Впоследствии восхищение великой русской рекой отразится во многих произведениях драматурга.

1849 год – Островский пишет свою первую комедию « Свои люди – сочтемся!»

1850 год – «Свои люди – сочтемся!» опубликована, но указом императора Николая I комедия запрещена к постановке на сцене. Автор же был уволен со службы и отдан под надзор полиции. Надзор сняли только после воцарения Александра II . Однако пьеса получила одобрение И.А. Гончарова и Н.В. Гоголя. Островский становится известным.

Островский ищет свою дорогу в литературе.

1847 г., 14 февраля — чтение пьесы «Картина семейного счастья» у Шевырева, первый успех.

С начала 50-х годов Островский становится активным сотрудником славяно-фильского журнала «Москвитянин», который пропагандировал реалистическое искусство и стремился пробудить интерес к народному быту и фольклору.

1855 – 1860 годы – в этот период Александр Николаевич сближается с революционными демократами. Характерная черта произведений этого времени – противопоставление «властителей» «маленькому человеку». Островский пишет «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанницу».

  • 1856 год – Островский начинает сотрудничать с журналом «Современник». В этом же году Великий Князь Константин Николаевич предлагает российским писателям командировку – описать различные области страны в плане бытовом и промышленном. Островский решил плыть по Волге, от верховьев реки до Нижнего Новгорода. Островский путешествует на пароходе, по пути делая многочисленные записи.

Постоянные сотрудники журнала «Современник» в сер. 1850-х гг. Сидят: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский, стоят Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович (1856)

В конце 1850-х годов А. Н.Островский — в новом литературном кругу – салоне И.И.Панаева . Здесь он познакомился с Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским

и вошел в число авторов журнала «Современник».

  • В последние десятилетия жизни Островский создаёт своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872г. Он написал стихотворную комедию «Комик XVII столетия» о рождении первого русского театра. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – «Таланты и поклонники» (1881г.) и «Без вина виноватые» (1883г.). Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы.
  • Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – около пятидесяти пьес. Произведения Островского и сейчас остаются на сцене. Его драмы часто звучат столь современно, что заставляют гневаться тех, кто видит на сцене себя.

Лето Александр Николаевич проводил в имении Щёлыково в Костромской губернии. Утром 2 июня 1886 года он работал в кабинете, просматривая перевод «Антония и Клеопатры» Шекспира. Он скончался, сидя за рабочим столом.

С 1867 в усадьбе Щелыково драматург проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. В нем разместился мемориальный музей А. Н. Островского.

1847 – 1851

1852 – 1854

1861 – 1886

1855 – 1860

  • Основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.

А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом.

  • Но Островский опасался поселить в своих зрителях чувство безнадёжности. «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал драматург М.П. Погодину.

Жизнь чиновников

Жизнь купечества

Пьесы

(47)

Жизнь дворянства

Исторические события

Философско-символическая сказка

Жизнь интеллигенции

  • «Свои люди — сочтёмся» (1849)
  • «Гроза» (1859) 
  • «Женитьба Бальзаминова» (1861)
  • «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) 
  • «Бешеные деньги» (1870) 
  • «Лес» (1870) 
  • «Снегурочка» (1873) 
  • «Бесприданница» (1878) 
  • «Таланты и поклонники» (1882 )
  • «Свои люди – сочтемся» («Банкрут») (1849)
  • «Не в свои сани не садись» (1852)
  • «Бедность не порок» (1853)
  • «Старый друг лучше новых двух» (1860)
  • «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861)
  • «На всякого мудреца довольно простоты» (1868)
  • «Не все коту масленица» (1871)
  • «Не было ни гроша да вдруг алтын» (1871)
  • «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1876)
  • «Без вины виноватые» (1883)
  • Островский сумел изобразить простых людей и показать их жизнь, их стремление к обычному человеческому счастью как значительную и важную область национального бытия.
  • В 60-х гг. в творчестве Островского появляется и герой-дворянин. Но такой, который занят успешной карьерой. Например, в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» — целая галерея дворянских типов, по-разному переживающих отмену крепостного права.

«На всякого мудреца довольно простоты»

  • В последних произведениях Островского в центре событий всё чаще оказывается женщина.
  • Женщина в эпоху Островского гораздо более мужчины замкнута в домашнем кругу. Замужество – единственный способ обеспечить своё будущее и занять прочное положение в жизни. «Невеста» — это почти профессия, жизненная обязанность девушки.

Сцена из спектакля по пьесе «Бесприданница»

  • Самая прославленная пьеса Островского о судьбе, как тогда выражались, «девушки на выданье» — «Бесприданница» (1878г.).
  • Пьеса поражает своей трагической развязкой. Чем больше мягкости и всепрощения в словах умирающей героини, тем больше зрители и читатели осуждают тех, кто довёл её до гибели.
  • Сцена из спектакля по пьесе «Бесприданница»

Панорама города – прототип города, где происходит действие «Бесприданницы»

Драматург остался в истории русской литературы не просто « Колумбом Замоскворечья » , как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.

«Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

И.А.Гончаров

  • Написать отзыв на прочитанную самостоятельно пьесу Островского
  • Индивидуальные задания:
  • Говорящие фамилии и имена в пьесах Островского
  • Пьеса Свои люди – сочтемся»
  • Пьеса «Бесприданница»
  • Какое впечатление произвело произведение, что в нём особенно запомнилось, почему?
  • Какие проблемы в нём ставит автор?
  • Какие проблемы, по-твоему, надо обсудить в классе?
  • Что ты оцениваешь иначе, чем автор, и почему?
  • Какие трудности встретились при чтении? Какие слова и выражения остались непонятными? Какие страницы, эпизоды не осознал до конца?
  • Какие вопросы возникли в процессе чтения?
  • Какие высказывания автора или его героев привлекли твоё внимание?

Биография Островского, краткая но содержательная

Островский Александр Николаевич, русский писатель, непревзойденный мастер театральной драматургии, рожден 31 марта 1823 года в Москве. Биография Островского краткая, но содержательная. Драматург является основоположником русского национального репертуара. Свое творчество он делил на две составляющие: психологические драмы и остросатирические комедии. Персонажи Островского представляли все многослойное общество России 19-го века, начиная от богатых купцов, у которых жажда наживы была главной и единственной страстью в жизни, и заканчивая маленькими людьми: слугами, содержанками, нищими странниками.

Первая комедия

В сорок лет Островский Александр Николаевич, краткая биография которого содержит всего несколько страниц, был избран член-корреспондентом Академии Наук Петербурга. Это высокое звание никак не влияло на творчество драматурга, он науки не касался. Всю свою жизнь писатель посвятил русскому театральному искусству, начиная с 1847 года Островский писал пьесы и комедии, которые пользовались неизменным успехом у столичной публики. Первая комедия «Семейная картина» была прочитана узкому кругу единомышленников и безоговорочно ими одобрена. Таким образом, биография Островского, краткая по сути, отмечает начало творчества писателя.

Вехи творчества

В 1849 году на театральной сцене была поставлена комедия «Свои люди — сочтемся» о банкротстве преуспевающего купца, с многочисленными коллизиями, предательством членов семьи, алчностью, проявлением низменных человеческих инстинктов и множеством других нелицеприятных событий. Затем были написаны пьесы : «Бедность не порок» и «Не в свои сани не садись», в которых драматург пытался представить русское общество не чуждым благородства, обладающим поэтическими устремлениями.

Журналистика

Кроме драматургии А. Н. Островский (биография краткая отражает не все перемены в его жизни) тяготел к журналистике, и в 1850 году он стал сотрудником «Москвитянина», известного журнала, основная масса читателей которого состояла из простых людей, земледельцев, мелких служащих и домохозяек. Александр Николаевич вознамерился раскрыть на страницах журнала жизнь патриархального купечества, однако редакционная коллегия издания не приветствовала критический подход писателя, начались споры, конфликты. В конце концов Островский покинул «Москвитянин».

«Гроза» — шедевр драматургии

Следующим изданием, в котором решил попытать счастья писатель, был петербургский журнал «Современник», которым руководил Н. А. Некрасов, искренне считавший Островского самым выдающимся драматургом современности. И в 1859 году увидел свет первый сборник сочинений Александра Николаевича. Биография Островского краткая, но все же в ней обозначены основные вехи творчества. Тогда же была написана «Гроза» — первое значительное произведение автора в жанре трагедии, беспрецедентное по силе повествования, раскрывающее конфликт между двумя женщинами: Катериной и ее свекровью Марфой Игнатьевной. Потрясающий драматизм «Грозы», медленное продвижение Катерины к самоубийству, ее попытки сделать выбор между любовью и традиционным укладом жизни заставляют театрального зрителя глубоко сопереживать и сочувствовать несчастной женщине.

Биография Островского краткая, но она содержит еще несколько страниц из жизни знаменитого драматурга, о которых мы поговорим в другой статье.

Биография, жизнь и творчество Островского

Жизнь и творчество Островского – героические страницы в биографии человека, на долю которого выпали тяжелые испытания.

Семья

Писатель Николай Алексеевич Островский (1904 — 1936) родился в украинском селе Вилия Волынской губернии в семье потомственных солдат. Дед, Иван Васильевич Островский, был унтер-офицером, героем битвы 1855 года на Малаховом кургане при обороне Севастополя. Годы жизни Островского Ивана Васильевича неразрывно связаны с героическим прошлым России XIX века.

Отец, Алексей Иванович Островский, тоже унтер-офицер царской армии в отставке. За мужество при взятии Шипки и Плевны награжден Георгиевским крестом. Годы жизни Островского Алексея Ивановича были гордостью его сына.

Мать Николая, чешка по происхождению, была веселой и остроумной женщиной, душой компании. Семья жила в достатке, содержала прислугу, дом всегда был полон гостей.

Детство

Маленький Коля удивлял окружающих своими способностями. В возрасте 9 летон окончил церковно-приходскую школу и собирался учиться дальше, но судьба распорядилась иначе. В 1914 году отец остался без работы, и жизнь рухнула в одночасье. Дом пришлось продать, семья рассталась. Алексей Иванович вместе с Колей уехал к родственникам в Тернополь, где устроился по контракту работать лесником.

Николай Островский, биография и творчество которого поражают своим разнообразием, устроился помощником буфетчика на вокзал в Шепетовке, а через год стал работать электриком. 19 сентябряВ 18 лет юноша поступил в Шепетовское начальное училище, которое успешно окончил в 1920 году. Октябрьской революцией и гражданской войной, закончившейся на Украине только в 1920 году. Шепетовка постоянно меняла власть, немцы уступали белополякам, тех в свою очередь вытесняла Красная Армия, потом пришли белогвардейцы, за ними петлюровцы . Мирных жителей Шепетовки преследовали многочисленные банды, которые грабили и убивали.

В школе Николай Островский был руководителем, был делегирован учениками в педагогический совет. В 1921 году активист сдал экзамены и получил аттестат зрелости. В том же году Островский вступил в комсомол, а осенью стал студентом вечернего отделения Киевского электромеханического техникума. Работать Николай пошел по специальности электрик. Жизнь и творчество Островского в студенческие годы служили образцом для других.

Голод и холод

Если кратко описать жизнь и творчество Островского, то все равно это будет интересный, познавательный рассказ о волевом, целеустремленном человеке. Шли тяжелые послевоенные годы, в стране царила разруха, не хватало продовольствия, угля, медикаментов. Студенты техникума и Николай Островский в их числе занимались заготовкой дров, чтобы как-то обеспечить холодный Киев теплом. Кроме того, студенты построили железнодорожную ветку, по которой можно было возить в город заготовленный лес. Вскоре Островский простудился и упал. В тяжелом состоянии его отправили домой, где он пролежал несколько месяцев. Жизнь и творчество Островского невозможно описать кратко, это руководство по жизни для целых поколений о том, как преодолевать трудности.

Со временем болезнь отступила, и Николай вернулся к учебе и работе. В то время техникум был преобразован в институт, но Островский не успел стать студентом университета, так как болезнь снова подкосила его. С тех пор будущий писатель стал постоянным пациентом больниц, санаториев, поликлиник и диспансеров. Кабинет пришлось оставить, восемнадцатилетнему юноше грозила больничная койка на неопределенный срок.

В 1922 году худшие опасения врачей и самого Николая Островского оправдались, ему поставили страшный диагноз — болезнь Бехтерева. Это означало полную неподвижность, боль и страдание, которые спустя несколько лет с пронзительной психологической глубиной писатель сможет передать через образ героя романа «Как закалялась сталь» Павла Корчагина. В произведении отражены факты жизни Островского, прослеживается биография самого писателя. Стойкость героя Павла Корчагина — прямая аналогия с автором романа.

Комсомольская работа

Краткий очерк жизни и творчества Островского позволяет раскрыть характер этого мужественного человека. Постепенно у Николая отказывают ноги, он с трудом передвигается, опираясь на трость. Кроме того, левая нога перестала сгибаться. В 1923 году Островский переехал к сестре в город Берездов и там стал секретарем районной комсомольской организации. Его ждало широкое поле активной работы в сфере пропаганды коммунистических идеалов. Островский посвящал свое время встречам с молодежью в глубинке, ему удавалось вовлекать юношей и девушек в рассказы о светлом будущем. Усилия активиста были вознаграждены, в самых отдаленных селах появились комсомольские ячейки, молодежь с энтузиазмом помогала своему вождю в реализации коммунистической идеологии. Жизнь и деятельность Островского как комсомольского вождя стали примером для многих его молодых последователей.

1924 год стал для Островского переломным, он вступил в ряды Коммунистической партии. В то же время он стал участником борьбы с бандитизмом, еще одним направлением деятельности неутомимого поборника идеалов всеобщего равенства стало его членство в ЧОН (часть специального задания). Жизнь и творчество Островского в тревожные для страны годы были примером самоотверженности. Николай Островский относился к себе неотступно, он не щадил себя. Регулярно выезжал на операции по уничтожению врагов, ночей не спал. Потом пришла расплата, здоровье резко ухудшилось. Работу пришлось забросить, начался длительный период восстановления.

Больницы, санаторно-курортное лечение

Обзор жизни и творчества Островского продолжает период, в течение которого он будет интенсивно лечиться. В течение двух лет, с 1924 по 1926 год, Николай Островский находился в Харьковском медико-механическом институте, где прошел курс лечения с последующей реабилитацией. Несмотря на усилия врачей, улучшения не было. Однако в то время у Николая появилось много новых друзей, первым из которых был Петр Новиков, верный единомышленник, который будет близок с Островским до конца.

В 1926 году Николай переехал в Евпаторию, город в западной части Крымского полуострова. Там ему предстоит пройти курс лечения в санатории «Майнаки». В Крыму Островский знакомится с Иннокентием Павловичем Феденевым и Александрой Алексеевной Жигаревой, людьми высоких идеалов, которых называли «большевиками старой закалки». Новые знакомства сыграют огромную роль в жизни писателя, станут его вторыми родителями. Иннокентий Феденьев станет ближайшим другом писателя, его соратником в делах идеологии коммунизма. Александра Жигарева станет «второй мамой». Жизнь и творчество Николая Островского с тех пор неразрывно связаны с этими людьми. Настоящие друзья никогда не оставят его.

Жизнь в Новороссийске

Далее Хронология жизни и творчества Островского — это его пребывание в Краснодарском крае, на берегу Черного моря. По рекомендации врачей Николай остается жить на юге. Он переехал к своим родственникам по материнской линии, семье Мацюк, в Новороссийск. Они проживут с ними два года, с 1926 по 1928 год. Здоровье продолжает ухудшаться, Островский уже не может ходить, передвигается на костылях. Все время он посвящает чтению книг, которые становятся основной частью его жизни. Любимый автор Николая – Максим Горький, затем следуют классики русской литературы: Гоголь, Пушкин, Лев Толстой.

Особое внимание Островского привлекает тема Гражданской войны, он пытается понять первопричины событий того времени, когда его брат убил своего брата и сына отца. На одном дыхании прочитал произведения Чапаева Фурманова, «Города и годы» Федина, «Железный поток» Серафимовича, «Комиссаров» Либединского.

В 1927 году болезнь Бехтерева, от которой страдал Николай Островский, достигает своего апогея, наступает полный паралич ног. Он уже не может ходить, даже на костылях. Изнуряющая боль не прекращается ни на минуту. С этого времени Николай прикован к постели. Чтение книг немного отвлекает от физических страданий, литература каждый день приносит библиотекарей, которые также становятся близкими друзьями Островского. Выходом для больного является радиоприемник, который так или иначе, но связывает его с внешним миром.

В самом конце 1927 года Николай Островский поступил на заочное отделение Коммунистического университета имени Якова Свердлова, и это событие стало для него настоящим счастьем. Друзья получают радостное сообщение: «Учусь, заочно! Вру!» Жизнь для безнадежно больного Островского обретает смысл.

И тут случается новая беда — болезнь глаз. Пока это только воспаление, но скоро будет потеря зрения. Врачи категорически запрещали читать, чтобы не утомлять глаза. Что делать, как теперь жить!?

Квартира в Сочи

У тяжелобольного Николая Островского была жена Раиса Порфирьевна, с которой он познакомился в Новороссийске. Друзья всячески стараются помочь молодой семье, благодаря усилиям Александры Жигаревой Островский обеспечивает квартиру в Сочи. Есть возможность собрать определенную сумму денег, жизнь понемногу стала налаживаться. Однако самочувствие Николая продолжало ухудшаться, почти полностью утратились двигательные функции, процесс стал необратимым. Ослабело и зрение, с каждым днем ​​становилось все труднее читать даже крупные буквы. Многочасовой отдых ненадолго возвращал зрение, но малейшее напряжение глаз снова вызывало потемнение в глазах. Общее состояние здоровья Островского было катастрофическим, надежды на выздоровление не было. Рядом всегда были друзья, и только это придавало сил больному.

Московский период

Новый этап в биографии, жизни и творчестве Островского наступил в октябре 1929 года, когда Николай с женой приехали в Москву на операцию на глазах. Несмотря на то, что он был помещен в лучшую клинику к профессору М. Авербаху, общие воспалительные процессы во всем организме вызвали негативную реакцию. Операция не проводилась.

Жизнь в московской коммуналке еще больше обострила тяжелую болезнь Островского. Жена ушла на работу, а он остался совсем один. Потом они решили написать книгу. Тело было неподвижно, а душа рвалась к самовыражению. К счастью, руки сохранили подвижность, но Николай не видел. Тогда он придумал специальное устройство, так называемую «прозрачность», благодаря которой можно было писать вслепую. Строки располагались ровными рядами, страницу писать было легко, нужно было только вовремя менять листы, писали на чистых листах.

Начало творчества

Этапы жизни и творчества Островского характеризуют его как человека упорного, которого не сломили никакие испытания. Болезни только укрепили его несгибаемую волю. Николай Островский начал писать свое первое произведение тяжелобольным, обездвиженным и слепым человеком. И все же ему удалось создать бессмертное произведение, вошедшее в Золотой фонд русской литературы. Это роман «Как закалялась сталь».

Ночью было написано хорошо, хотя и сложно. Утром родственники собирали разбросанные по полу листы, расправляли их и пытались разобрать написанное. Процесс был мучительным, пока Островский не стал диктовать родным текст, и они его записали. Дело сразу же пошло на лад, желающих работать вместе с писателем было хоть отбавляй. В небольшой комнате московской коммуналки собрались сразу три родственные семьи, более десяти человек.

Однако не всегда удавалось продиктовать и сразу записать новый текст, так как все родственники были заняты на работе. Тогда Николай Островский попросил свою соседку по квартире Галю Алексееву записать ему тексты под диктовку. А умная, образованная девушка была незаменимой помощницей.

Роман «Как закалялась сталь»

Главы, написанные Островским, были переизданы и переданы Александре Жигаревой, которая находилась в Ленинграде и пыталась сдать рукопись в печать. Однако все ее попытки не увенчались успехом, произведение читали, хвалили и возвращали. Для Островского роман «Как закалялась сталь» был смыслом жизни, он переживал, что рукопись не будет напечатана.

В Москве издать роман пытался Иннокент Павлович Феденев, он передал рукопись в издательство «Молодая гвардия» и ждал ответа редакции. Через некоторое время последовал отзыв, который был по существу негативным. Федениев настоял на повторном рассмотрении. И тут «лед тронулся», рукопись попала в руки писателя Марка Колосова, который внимательно ознакомился с содержанием и рекомендовал роман к публикации.

Публикация романа

Писатель Колосов вместе с главным редактором журнала «Молодая гвардия» Анной Караваевой отредактировали рукопись и начали публиковать произведение на страницах ежемесячника. Это была победа Николая Островского и его романа «Как закалялась сталь». С писателем был заключен контракт, он получил гонорар, жизнь снова обрела смысл.

Произведение было опубликовано в журнале «Молодая гвардия» в пяти номерах, с апреля по сентябрь 1932 года. На фоне всеобщего ликования семьи и близких писателей огорчило, что роман сократили, упразднив несколько глав. Формально издатели объясняли это нехваткой бумаги, но автор считал, что «книга покалечена». Однако в конце концов Николай Островский смирил себя.

Позднее роман «Как закалялась сталь» много раз переиздавался за границей, произведение считается классическим образцом несгибаемого русского характера. Писатель написал еще один роман под названием «Бурерожденный», однако, по словам самого автора, «работа была недостаточной», тем более что Островскому не пришлось ее заканчивать, он умер в возрасте 36 лет и был похоронен в Новодевичье кладбище в Москве.

Память

Периоды творчества Островского — яркие страницы жизни героического человека, над которым не были властны ни болезни, ни глубокие разочарования. Писатель создал всего одно произведение, но это было такое грандиозное откровение в прозе, какого у других авторов не бывает За всю их долгую жизнь. Николай Островский и его роман «Как закалялась сталь» навсегда вписаны в историю русской литературы.

Project MUSE — Джон Апдайк и три великие тайны: секс, религия и искусство Джорджа Ханта (обзор)

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

312ROCKY MOUNTAIN REVIEW информативный и научный ответ на это. Помимо критической оценки произведений Островского, много ссылок делается на великих общественно-литературных критиков, других великих русских и европейских писателей того времени и их общее влияние на Островского и его произведения. Александр Островский лаконичен и информативен не только в тексте, но и в сносках, библиографии. Для тех, кто желает исследовать дальше, библиография, хотя и не очень обширная и большая часть доступна только на русском языке, является отличным путеводителем по труднодоступной информации. МЭРИ ДЖО СМИТ Университет Аризоны Джордж Хант. Джон Апдайк и три великие тайны: секс, религия и искусство. Гранд-Рапидс: Уильям Б. Эрдманс, 19 лет80. 232с. Профессор Хант провел интересное тематическое исследование произведений Джона Апдайка. Используя категориальные различия Э. Д. Хирша, Хант рассматривает свою работу как интерпретацию, а не как критику. Он хочет изучить художественную литературу Апдайка, чтобы описать, что имел в виду Апдайк; он не намерен оценивать значимость произведения. Эссе Ханта одновременно богословское и религиозное. То есть он демонстрирует манеру, в которой искусство Апдайка драматизирует христианский интеллектуализм, восходящий прежде всего к религиозной мысли Кьеркегора и богословию Карла Барта. Но это эссе также является религиоведческим в том смысле, что оно показывает нам, как романы и рассказы Апдайка изображают homo religiosus, работающего над интеграцией существования в, казалось бы, десакрализированных обществе и культуре. Чтобы выполнить эту последнюю задачу, профессор Хант анализирует значение юнгианских прозрений и мотивов в художественной литературе Апдайка. Искать индивидуацию своей жизни — значит сталкиваться с «силами небытия». «Как противоположность добру есть ничто, так и противоположность хорошего человека есть ничто человек. Ничто человек — это тот, кто очарован ничем, или кто путает творение с ничто, или кто подражает и таким образом искажает добро: Кролик Ангстрем.» (стр. 46). Единственный способ восстановить душевное равновесие и утвердить осмысленность — открыть, как говорит Барт, что «ужас перед небытием может быть на самом деле «движением благодати»…» Кролик не знает такого «движения». Таким образом, нам показывают, как религиозная дилемма, понятая психологически, разрешается посредством теологической возможности, которая в случае Кролика не утверждается. Автор убежден, что смешение религиозных, эротических и эстетических элементов придает работам Апдайка особый характер. В детстве Апдайк был очарован «тремя великими секретами: сексом, религией и искусством». По словам Джорджа Ханта, это увлечение сформировало его существование и послужило тематическим рисунком для его произведений. Чего Хант не говорит, так это того, что то, как «Три великие тайны» вылезают из чулана, служит темой для каждого человеческого существования и становится содержанием борьбы за смысл (религиозная задача). Согласно Ханту, у Апдайка метафора эвристически служит для удержания воедино разрозненных сил опыта. Создается ощущение, что метафора делает для Апдайка даже больше: она каким-то образом воплощает моменты распятия и воскресения, присутствующие в смешении секса, религии и искусства. Во всяком случае, Апдайк — мастер метафор, и, как показывает нам Джордж Хант, сюжет и характер в его произведениях подчинены. Автор делит свое эссе на главы, посвященные опубликованным работам Апдайка в хронологическом порядке. Ярмарка богадельни и бег кроликов используются для демонстрации влияния Кьеркегора и Барта. Последующие главы, как правило, описывают, как каждая из «Трех великих секретных вещей» в свою очередь доминирует в художественной литературе Апдайка. Эта часть аргумента не очень верна; кажется вынужденным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *