А н островский пьеса гроза краткое содержание: Островский «Гроза» краткое содержание по действиям – читать пересказ пьесы онлайн

Читать книгу: «А. Н. Островский «Гроза». Основное содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения»

© – Родин И. О., 2006

Краткие биографические сведения

Островский Александр Николаевич

1823.31.3(12.4) – родился в Москве в семье чиновника-юриста Николая Федоровича Островского и его супруги Любови Ивановны (мать – родом из низшего духовенства). Детство и раннюю юность провел в Замоскворечье – особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом.

1831 – смерть матери.

1835–1840 – учится в 1-ой Московской гимназии. 1840–1843 – учится на юридическом факультете Московского университета. Курса не окончил.

1843–1851 – служба в московских судах, которая много дала Островскому как писателю. Первые опыты в литературе отмечены влиянием «натуральной школы» («Записки замоскворецкого жителя», 1847).

1847 – первое опубликованное драматическое произведение «Картина семейного счастья» (позднее – «Семейная картина»).

1850 – пьеса «Свои люди – сочтемся» (первоначальное название – «Банкрут»), принесшая писателю известность.

Еще до публикации она стала популярной (в чтении автора и П. М. Садовского), вызвала одобрительные отклики Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Т. Н. Грановского и др. Пьеса была запрещена к постановке на сцене (впервые поставлена в 1861 г.), а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.

В своих литературных дебютах Островский придерживался направления, которое сам определил как обличительное, «нравственно-общественное».

Ранние пьесы Островского публиковались, как правило, в консервативном журнале «Москвитянин», в котором Островский активно сотрудничал и как редактор, и как критик (1850–1851). Входил в так называемую «молодую редакцию» журнала, с членами которой был связан личной дружбой. Отчасти под влиянием этого кружка и его главного идеолога А. А. Григорьева в пьесах Островского «Не в свои сани не садись» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854) зазвучали мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины.

Пьесы Островского быстро завоевывают репертуар театров – в течение почти трех последующих десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах отмечен постановкой его новой пьесы.

С 1856 – постоянно сотрудничает с «Современником». В годы, предшествующие реформе (отмене крепостного права, 1861), в творчестве усиливаются социальные мотивы, критика существующих порядков («В чужом пиру похмелье», 1855; «Доходное место», 1857; «Гроза», 1859 и др.).

60-е гг. – продолжает развивать жанр, обращается к отечественной истории, создает ряд исторических пьес («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», 1861; «Воевода», 1864 и др.). В конце 60-х гг. в творчестве Островского появляются новые типы – типы пореформенной России («На всякого мудреца довольно простоты», 1868; «Бешеные деньги», 1869; «Волки и овцы», 1875 и др.). В этих образах показываются новые типы людей – дельцов, приобретателей, вырождающихся патриархальных толстосумов, европеизированных купцов. Почти все драматические сочинения 70-х и начала 80-х гг. печатались в журнале «Отечественные записки».

1865 – создал Московский артистический кружок. 1869 – женится на М. В. Васильевой (Бахметьевой).

От этого брака у Островского было 4 сына и 2 дочери.

С 1870 – организатор и предводитель Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

1873 – Островский создает своего рода поэтическую утопию по мотивам русского фольклора «Снегурочка».

В последние годы творчества Островский создает социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти («Бесприданница», 1878; «Таланты и поклонники», 1882 и др.). В этих произведениях Островский стремился воплотить «внутреннюю борьбу героев», в некоторых отношениях предвосхищая пьесы Чехова. Драматургия Островского имела решающее значение для становления русского реалистического театра.

1882 – чествование Островского по случаю 35-летия творческой деятельности.

1884 – драма «Без вины виноватые».

1885 – принимает руководство московскими театрами (зав. репертуарной частью).

1886 – умер в с. Щелыково Костромской губернии.

Основное содержание произведения

Гроза

Драма в пяти действиях

Список действующих лиц:

Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе.

Борис Григорьевич – его племянник, молодой человек, порядочно образованный.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купчиха, вдова.

Тихон Иванович Кабанов – ее сын.

Катерина – жена его.

Варвара – сестра Тихона.

Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Ваня Кудряш – молодой человек, конторщик Дикого. Шапкин – мещанин.

Феклуша – странница.

Глаша – девка в доме Кабановой.

Барыня с двумя лакеями – старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.

Действие происходит в городе Калинове на берегу Волги, летом. Между 3-м и 4-м действиями проходит 10 дней.

Действие 1

Общественный сад на берегу Волги.

Явл. 1

Кулигин сидит на скамейке, Кудряш и Шапкин прогуливаются. Кулигин восхищается Волгой. Слышат, как в отдалении Дикой ругает своего племянника. Обсуждают это. Кудряш говорит, что Борис Григорьевич «достался на жертву Дикому», сетует на покорность обывателей, что некому «постращать» Дикого в темном переулке «этак вчетвером-впятером». Шапкин замечает, что кроме «ругателя-Дикого» «хороша тоже и Кабаниха», которая делает то же самое, но под видом благочестия. Добавляет, что недаром Дикой хотел Кудряша в солдаты отдать. Кудряш отвечает, что Дикой его боится, так как понимает, что он свою голову «дешево не отдаст». Жалеет, что у Дикого нет взрослых дочерей, а то бы он его «уважил».

Явл. 2

Появляются Дикой и Борис. Дикой ругает Бориса, тот покорно слушает, Дикой уходит.

Явл. 3

Борис рассказывает присутствующим о своей семье и домашних обстоятельствах. Бабушка Бориса (мать Дикого и отца Бориса) невзлюбила «папеньку» за то, что он женился на «благородной». Сноха со свекровью не ужились, так как снохе «очень уж тут дико казалось». Переехали в Москву, где растили детей, ни в чем им не отказывая. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра в пансионе. В холеру родители умерли. Бабушка в городе Калинове также умерла, оставив внукам наследство, которое им должен выплатить дядя, когда они вступят в совершеннолетие, но только на том условии, что они будут с ним почтительны. Кулигин замечает, что ни Борису, ни его сестре не видать наследства, так как ничто Дикому не помешает сказать, будто они были непочтительны. Борис делает «что прикажут», а жалованья не получает – разочтут в конце года, как Дикому будет угодно. Все домашние боятся Дикого – он всех ругает, а ему ответить никто не смеет. Кудряш вспоминает, как Дикого на перевозе обругал гусар, которому он не мог ответить тем же, и как потом Дикой срывал злость несколько дней на домашних. Борис говорит, что никак не может привыкнуть к здешним порядкам. Кулигин отвечает: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе… В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А те, у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать…» Кулигин вспоминает, что Дикой ответил городничему, когда тот пришел к нему по жалобам работников, что их рассчитывают неверно: «Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»

Появляется Феклуша с еще одной женщиной. Феклуша говорит, что вокруг «благолепие», что «в обетованной земле живете», благословляет «народ благочестивый», а особенно «дом Кабановых». Уходят.

Кулигин говорит о Кабанихе, что она «ханжа», «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Затем добавляет, что для общей пользы ищет перпетуум-мобиле (вечный двигатель), гадает, где бы достать денег на модели.

Явл. 4

Борис (один) говорит о Кулигине, что он хороший человек – «мечтает себе и счастлив». Горюет о том, что придется загубить молодость в этой глуши, что «загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал».

Явл. 5

Появляются Катерина, Варвара, Тихон и Кабаниха. Кабаниха пилит сына, что ему жена милее матери, что попробуй свекровь «каким-нибудь словом снохе не угодить, ну, и пошел разговор, что свекровь заела совсем». Тихон пытается разуверить ее. Катерина вступает в разговор, но Кабаниха ее обрывает, сетует на Тихона, что не держит в страхе жену. Тихон отвечает: «Да зачем же ей бояться? С меня довольно и того, что она меня любит». Кабанова упрекает сына, что он «вздумал своей волей жить». Тот отвечает: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить?» Кабанова замечает, что если жену в страхе не держать, она может завести любовника.

Явл. 6

Тихон упрекает Катерину, что ему все время достается из-за нее от маменьки. Оставшись без присмотра маменьки, Тихон хочет пойти к Дикому выпить. Уходит.

Явл. 7

Катерина и Варвара остаются вдвоем.

Катерина: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…» Катерина вспоминает о том времени, когда она жила у родителей – ходила за водой, поливала цветы, потом с «маменькой», странницами да богомолками шли в церковь – «до смерти я любила в церковь ходить! Точно я, бывало, в рай войду…» Ей снились необыкновенные сны, в которых пели «невидимые голоса», пахло кипарисом и т. д. Катерина говорит Варваре, что у нее ощущение, будто она стоит перед пропастью, чует беду. «Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей…» Признается, что у нее на уме грех. Варвара говорит, что после отъезда Тихона что-нибудь придумает. Катерина кричит: «Нет! Нет!»

Явл. 8

Появляется полусумасшедшая барыня с двумя лакеями, кричит, что красота ведет в бездну, в омут, показывает на Волгу, грозит геенной огненной.

Явл. 9

Катерина напугана. Варвара успокаивает ее, говорит, что барыня «всю жизнь смолоду-то грешила… вот умирать-то и боится». Гроза, начинается дождь. Катерина пугается, они с Варварой убегают.

разные версии написания произведения, краткое содержание, главная мысль

Сочинения

12.11.21

12 мин.

«Гроза» А. Н. Островского — произведение, приковывающее к себе внимание интересными событиями и непростой проблематикой. Оно было написано в 1859 году в преддверии социальных реформ. История создания пьесы «Гроза» тесно связана с общественно-политической ситуацией в России в 50−60-е года XIX века. Творчество писателя пришлось ко времени, так как в этот период обличительная литература пользовалась популярностью.

Оглавление:

  • Версии истории создания пьесы
  • Буквальные совпадения
  • Краткое содержание
  • Особенности композиционного построения
  • Обречённость старых устоев

Версии истории создания пьесы

Александр Островский — один из самых крупных деятелей XIX века. Его вклад в развитие русского театра огромен. Он внёс кое-какие изменения в постановке пьес:

  • стал показывать простых людей и типовые житейские ситуации;
  • ввёл четвёртую сцену, которая позволила отделить зрителей от актёров и сфокусироваться на условности происходящего;
  • перестал акцентировать внимание только на одном персонаже.

Автор приступил к написанию произведения летом 1859 года, а завершил свою работу в середине осени.

История создания драмы «Гроза» отнюдь не сводится только к сочинению текста. Перед тем как написать свою драму, Островский поучаствовал в этнографической экспедиции, которая была организована с целью исследования традиций и нравов коренных россиян. Александр Николаевич записывал в дневник свои наблюдения. Герои пьесы впоследствии и были созданы на базе этих заметок.

История создания «Грозы» Островского имеет разные версии. На протяжении длительного времени бытовала гипотеза, что сюжет был взят из реальной жизни. В Костроме проживала девушка, которую звали Александра Клыкова, она утопилась, не выдержав претензий свекрови.

В процессе следствия выяснилось, что семейная обстановка была довольно напряжённой. Мать супруга всё время издевалась над невесткой, а муж был настолько слабохарактерным, что не мог заступиться за любимую. Также выдвигалось предположение, что девушка покончила жизнь самоубийством из-за неудачных любовных отношений с другим мужчиной.

Буквальные совпадения

В Костроме произведение было издано отдельной книгой. Во время постановки актёры стремились быть похожими на Клыковых, а жители города даже показывали, откуда именно сбросилась несчастная. Дата премьеры пьесы — 16 ноября 1859 года.

Краевед Виноградов нашёл в тексте несколько важных совпадений:

  • Александре и Екатерине (так зовут главную героиню) было 19 лет;
  • обе были вынуждены терпеть придирки свекровей;
  • ни у той, ни у той не было детей;
  • Александра встречалась с другим человеком, а Екатерина любила Мужчину по имени Борис.

Так, на протяжении длительного времени люди считали, что «Гроза» — это лишь случай из жизни, отражённый в пьесе. Через какое-то время эту версию опровергли.

После сопоставления дат стало ясно, что у девушек совершенно разная биография. Екатерина утопилась в ноябре, а пьеса попала в печать примерно за месяц до этого. Иными словами, автор не мог написать о том, чего ещё не произошло в реальности. Как бы ни было, творческая история пьесы менее любопытной не становится.

Есть предположение, что писатель, будучи неглупым человеком, сумел предсказать, как сложится жизнь девушки в типичных условиях, характерных для того времени. Очень вероятно, что Александра, так же как и главная героиня пьесы, страдала от невыносимости жизни, о которой повествуется в пьесе. Имеются в виду изжившие себя устои и необратимость ситуации в семье.

Впрочем, возможно, Александра решила броситься в реку по причине бытовых трудностей, а не из-за личностного конфликта, как у героини пьесы. Её самым реальным прототипом является актриса театра Косицкая Любовь Павловна. Именно она и сыграла эту роль. У автора пьесы, так же как и у этой женщины, была семья, из-за этого они не смогли развить свои отношения.

Любовь Павловна появилась на свет в Поволжье, но в возрасте 16 лет ушла из дома. Существует мнение, что сон Катерины — это ночное видение Косицкой, которое она запомнила и записала. Как и главная героиня, Любовь Павловна была верующей и серьёзно относилась к религии.

Таким образом, история создания пьесы довольно любопытна: есть и легенды, и драма несложившихся отношений. Это история о нарастании конфликта в социуме. В то время уже были люди, желающие поменять старые порядки, однако так называемое домостроевское общество отказывалось следовать этим стереотипам. Островский отразил подобное противостояние в своём произведении.

Краткое содержание

Уже в начале постановки зритель узнаёт, где происходит действие пьесы «Гроза». Это вымышленный город Калинов, находящийся на берегу Волги. Здешние жители привыкли к тирании, лжи, лицемерию и невежеству. Немного людей проявляли стремление к улучшению своей жизни, среди них:

  • Катерина Кабанова;
  • Борис;
  • Кулигин.

Главная героиня — жена слабохарактерного Тихона. Злая свекровь постоянно третирует бедную невестку. Она требует от членов семьи соблюдения строгих порядков, поэтому её никто не любит. Когда Тихон уезжает по делам, его жена в это время встречается с мужчиной по имени Борис. Он приехал из другого города к своему родственнику, человеку очень крутого нрава.

Когда возвращается супруг Катерины, она прекращает встречаться со своим поклонником, так как верит в Бога и боится, что он может её наказать. В итоге девушка сама признаётся мужу в измене. После этого свекровь наседает на неё ещё больше. Дядя посылает Бориса в Сибирь, он прощается с Катериной.

Девушка на грани, она больше не в силах жить в тирании. Так, она решает покончить жизнь самоубийством и бросается в реку. Её супруг обвиняет мать в смерти жены. Он понимает, что она решилась на этот ужасный шаг из-за её плохого отношения.

Особенности композиционного построения

В начале пьесы автор описывает Калинов, представляющий собой собирательный образ всей России того периода. Пейзаж волжских просторов контрастирует с мрачной, унылой и затхлой атмосферой, которая подчёркивается необразованностью и неразвитостью жителей. Писатель дал характеристику общему состоянию жизни в городе как бы перед грозой, когда старый уклад пошатнётся, а новые веяния унесут долой отжившие себя предрассудки порывом бешеного ветра.

Период, описываемый в произведении, находится в том состоянии, когда внешне всё кажется спокойным, однако в действительности это лишь затишье перед бурей.

Что касается жанровой направленности, то пьесу следует трактовать как трагедию или же социально-бытовую драму, для которой характерно подробное описание быта, выравнивание характеров. Внимание читающего должно распределяться между всеми персонажами. Когда же пьеса трактуется как трагедия, то предполагается её углублённый смысл.

Если считать, что главная героиня умерла вследствие сложной ситуации со свекровью, то выходит, что она является жертвой конфликта в семье. Тогда действие, которое разворачивается в пьесе, кажется мелковатым для настоящей трагедии. Однако если расценивать гибель Катерины как противостояние более прогрессивного времени с отжившими себя устоями, то её решение уйти из жизни, скорее, воспринимается как геройский поступок, что свойственно именно трагическому повествованию.

Обречённость старых устоев

Островский создал из социально-бытовой драмы о жизни купцов реальную трагедию, где он посредством любовно-бытового конфликта продемонстрировал наступление эпохального перелома, который происходит в человеческом сознании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *