А м горького: Биография писателя — Государственный музей А. М. Горького

Донские страницы жизни А. М. Горького

 

                 Центральная библиотека им. А. С. Пушкина

                                    Центр краеведческой и муниципальной информации            

       «Донские страницы жизни А. М. Горького»

            

   

Библиографический список

                                                         

Великий русский писатель А. М. Горький трижды посещал наш донской край.

Впервые в 1891 году, странствуя по Руси в поисках работы, молодой Алёша Пешков устроился в Ростовский порт грузчиком. Жил в ночлежке недалеко от порта на ул. Донской, 67. Вечерами сюда собирались грузчики и «Алексей-политика», как его называли, читал им газеты, книжки, вёл разговоры о несправедливости, наблюдая за жизнью её обитателей. Именно впечатления ростовского социального дна послужили Горькому материалом для написания в 1901 году его знаменитой пьесы «На дне», которую вполне можно было бы назвать «На ростовском дне».

Накануне знаменитой Ростовской стачки рабочих 1902 г. в театре во время спектакля «Мещане» по пьесе М. Горького перед началом очередного акта, когда в зале погас свет, сверху посыпались листовки, в которых была напечатана лишь одна фраза: «Да здравствует Максим Горький!». Имя «Буревестника революции» стало призывом к борьбе за свободу и счастье трудового народа.

После Октябрьской революции в конце 20-х годов, совершая поездку по стране, Алексей Максимович вновь побывал в донских краях.

 Горький был в Ростове второй раз в июле 1928 года проездом на Кавказ, выступая с речью перед рабочими и крестьянам, Алексей Максимович призывал их к новым победам в строительстве своего светлого будущего.

В третий и последний А. М. Горький был в Ростове в конце августа и в начале сентября 1929 года. Он встречался с рабочими паровозостроительного завода и железнодорожниками Ростовского узла, побывал на огромной строительной площадке Ростсельмаша. Четыре часа он провёл среди рабочих.

Внимательно выслушивал каждого, живо интересовался жизнью и бытом рабочих. «Ваш Сельмашстрой, – говорил он, — это один из бастионов нашей общей могучей крепости. Существует только человек, всё остальное — дело его рук и мозга».

          

В сентябре этого же года Алексей Максимович посетил Целину, где выступил на многолюдном митинге рабочих зернового хозяйства «Гигант». И когда на съезд передовиков производства в1934 году в Москву приехали делегаты с Дона, они посетили М. Горького на его даче.

Об этой встрече он писал о молодой бригадирше Ирине Никульшине, девушке «небольшой физической сылы, но её глубокой силе убеждения, её правильной оценке силы знания» и о Никите Изотове, который «умеет работать с наименьшей затратой силы и наибольшей продуктивностью».     

Слава Горького с триумфом прошествовала по стране. Его имя стало брендом не только города, где он родился. и вышел в люди, но других городов. Ростов-на-Дону стал не исключением. Именем А. М. Горького названы: одна из центральных улиц Ростова, парк культуры и отдыха, один из крупнейших драматических театров юга России, Центральная библиотека, школы.

Кинотеатр «Буревестник» напоминает нам известный горьковский образ. На набережной реки Дон установлен памятник писателю.

Вашему вниманию предлагаем 12 источников информации о пребывании А. М. Горького на Донской земле, с которыми можно познакомиться в отделе «Центр краеведческой и муниципальной информации»:

  1. А. М. Горький на Дону. – Ростов н/Д. : Рост. кн. изд-во, 1968. -.16 с., ил
  2. Здесь был М. Горький // Андриасов В. И., Терещенко А. Г. Памятники Дона. – Ростов н/Д, 1981. – С. 157-158.
  3. Алёша – работящий // Нагорный Б., Левченко В. На донском меридиане. – Ростов н/Д, 1971. – С. 198 -201.
  4. Агарков Л. Звали грузчика «Алексей-Политика» : [донские страницы жизни А. М. Горького] // Комсомолец. — 1988. – 27 янв.
  5. Айрумян А. М. Горький на Дону // Дон. – 1948. — № 2. – С. 210-213.
  6. Андриасов М. На Сельмашстрое // Огонёк. —  1978. — № 3. —  С. 14.
  7. Бутурлимов Б. Горький на «Сельмашстрое» // Лит. Россия. – 1979. – 6 июля.
  8. Виноградов А. Встречи с Горьким // Знамя коммуны. – 1976. – 23 июня.
  9. Горький М. «Мы умеем работать, умеем создавать» : [в 1891 году Горький работал грузчиком в Ростовском порту, в 1929 – посетил Сельмашстрой и совхоз «Гигант» Сальского района] // Комсомолец. – 1988. – 26 марта.
  1. Иващенко В. Горький оставил свой след и в душах донских цыган : [о посещении писателем табора донских цыган-сэвров] // Веч. Ростов. – 20 2 июля. – С. 4.
  2.  Милониди В. Максим Горький в «Гиганте» // Дон. – 1978. — № 3. – С. 185-190.
  3. Попов В. Почётный рабкор Сельмашстроя // Веч. Ростов. – 1968. – 2 марта

Подготовила

библиограф ЦКиМИ Ираклионова В. В.

 

150 лет со дня рождения русского писателя Максима Горького (1868–1936)

  • Главная
  • Ресурсы
  • Подборки книг
  • Литературоведение

Максим Горький – русский советский писатель, публицист, драматург и общественный деятель, родоначальник социалистического реализма.

Пять раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе: в 1918, 1923, два раза в 1928, 1933 гг.

Горький был самым издаваемым в СССР советским писателем.

С 1932 по 1990 г. имя Горького носил его родной город Нижний Новгород.

Родился писатель 16 марта 1868 г. в городе Нижний Новгород, в небогатой семье столяра.

Настоящее его имя – Алексей Максимович Пешков, а Максим Горький – псевдоним, который он придумал для себя сам. Как утверждали старые нижегородцы, он был взят в память об отце – Максиме Саввантеевиче, который умер, когда Алексею было 3 года. Причиной его смерти стала холера, которой он заразился от сына. Мать Алексея – Варвара Васильевна, умерла от чахотки.

Рано потеряв родителей Алексей остался жить с дедушкой. Детство Алексей провел в Нижнем Новгороде в доме деда. С 11 лет будущий русский писатель был вынужден зарабатывать сам.

Горький подростком.Фотография Б. Н.

В 1884 г. Алексей Максимович приезжает в Казань с целью поступить в университет, но у него не получается из-за недостатка средств, поэтому он начинает самостоятельное обучение. В Казани он знакомится с марксисткой литературой и пропагандистской деятельностью. 

Подробнее читайте в электронной библиотеке диссретаций:

Коновалова, С. А. Горький и Казань: к научной биографии писателя : диссертация … Нижний Новгород, 2000. – 212 с.

Куда обращаться: Доступ к полному тексту диссертации можно получить в Отделе электронного обслуживания Национальной библиотеки (1 этаж)

С лета 1888 по октябрь 1892 г. Горький путешествует по стране, тогда же он начинает пропаганду революции, за что был под особым надзором полиции.

Летом 1882 г., прибывая в Тифлисе, Алексей Максимович Пешков общался с участником революционного движения Александром Калюжным. Слушая истории будущего писателя о странствованиях, Калюжный предложил ему записывать эти истории. Когда рассказ «Макар Чудра» был готов, Александр Калюжный с помощью знакомого журналиста сумел напечатать его в газете «Кавказ» (1892 г.). Именно с этого и началась  литературная карьера М. Горького.

Прочитать рассказ «Макар Чудра» и другие художественные произведения  Максима Горького можно в электронной библиотеке «Лит Рес». Подробнее.

В 1893 г. начинающий писатель опубликовал несколько рассказов в нижегородских газетах «Волгарь» и «Волжский вестник». Его литературным наставником становится Короленко.

Горький в молодости.Фотография Арлинг-Вьолле.

 В 1894 г. Максим Горький написал романтический рассказ «Старуха Изергиль». Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Повествование ведется от лица автора и героини рассказа старухи Изергиль. Три части подчинены общей идее: размышлению об истинной ценности человеческой жизни, ее смысле, свободе человека.

Подробнее:

Манн, Ю. В. Изучение художественных особенностей рассказа Горького «Старуха Изергиль» / Ю. В. Манн // Литература в школе. – 1956. – № 3. – С. 12–18.

Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)

В 1899 г. Горький впервые появляется в Санкт-Петербурге. В этом же году первым изданием выпущен третий том «Очерков и рассказов» и вторым изданием 1-й и 2-й тома. В этом же году публикуются роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе». Появляются первые переводы Горького на иностранных языках.

В 1900–1901 гг. Горький написал роман «Трое», оставшийся малоизвестным. Происходит личное знакомство Горького с Чеховым, Толстым.

Лев Толстой, Максим Горький и Антон Чехов. 1902 г.

В марте 1901 г. в Нижнем Новгороде создал произведение небольшого формата, но редкого, оригинального жанра, песню в прозе, – широко известную как «Песня о Буревестнике». Участвует в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Санкт-Петербурга; написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. За это арестован и выслан из Нижнего Новгорода.

Начав с романтически одухотворённых новелл, песен в прозе и рассказов, в 1901 г. Горький обратился к драматургии. Создаёт пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902).

Подробнее:

Богданова, О. В. Горький и Платон (пьеса «На дне») / О. В. Богданова // Социосфера. – 2016. – № 1. – С. 24–26. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=25863737.

Бялик, Б. Драматургия Горького / Б. Бялик // Литература в школе. – 1951. – № 4. – С. 9–11. 

Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)

Завражнов, В. В. Социально-педагогический потенциал пьесы М. Горького «На дне» / В. В. Завражнов, Г. М. Зинина // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 707–709.

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=25332132.

Моторин, С. Н. К вопросу об идейно-художественном своеобразии ранних пьес Максима Горького / С. Н. Моторин // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2012. – № 3. – С. 131–138.

Читать: https://elibrary. ru/item.asp?id=18154610.

Нейман, Б. В. Художественные особенности пьесы А. М. Горького «На дне» / Б. В. Нейман // Литература в школе. – 1953. – № 5. – С. 18–29.

Куда обращаться: Сектор периодических изданий национальной библиотеки (2 этаж)

Сваровская, А. С. Мелодраматическая составляющая драматургии Горького 1900-х годов / А. С. Сваровская // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. – 2009. – № 10. – С. 22–46. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=25440329.

 Степанова, Г. В параллельных мирах. Интертекст русской классики в пьесе М. Горького «На дне» / Г. В. Степанова // Вопросы литературы. – 2013. – № 1. – С. 419–424. 

Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)

Ханов, В. А. Мифопоэтическая основа образа Сатина в драме М. Горького «На дне» / В. А. Ханов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 10. – С. 165–168. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=15245413.

А. М. Горький и М. Ф. Андреева на пароходе по пути в Америку. 1906.

Весной 1906 г. из-за угрозы ареста Алексей Пешков отправляется в США. Там Горький создал сатирические памфлеты «Мои интервью», «В Америке».

Подробнее:

Науменко-Порохина, А. В. Поэтика контраста в цикле А. М. Горького «В Америке» / Науменко-Порохина // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. – Т. 20. – С. 3806–3810.

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=21806579.

Успенский, И. Н. Горький об Америке / И. Н. Успенский // Литература в школе. – 1949. — № 4. – С. 11–13. 

Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)

В поместье супругов Мартин в горах Адирондак Горький начал пролетарский роман «Мать». По оценке Дм. Быкова – «самая навязываемая при советской власти и самая забытая сегодня книга Горького».

Подробнее:

Есаулов, И. Жертва и жертвенность в повести М. Горького «Мать» / И. Есаулов // Вопросы литературы. – 1998. – № 6. – С. 54–72. 

Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)

Ли, Ц. Динамика художественного образа матери в романе М. Горького «Мать» / Ц. Ли // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. – 2014. – № 7. – С. 28–29. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=22748997.

Эфендиева, А. К. Повесть М. Горького «Мать» как новый этап в поисках героя / А. К. Эфендиева // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 3. – С. 131–135. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=26690560.

Вернувшись в сентябре на краткое время в Россию, пишет пьесу «Враги», завершает роман «Мать».

Подробнее:

Быстрова, О. В. Пьеса М. Горького «Враги»: к вопросу жанровой принадлежности / О. В. Быстрова // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – № 1. – С. 126–129. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=29308286.

В конце 1906 г. он едет в Италию и остается там до амнистии 1913 г.

Подробнее:

Кондрашева, А. В. Образ Италии в прозе М. Горького / А. В. Кондрашева // Наука и современность. – 2010. – № 5–1. – С. 242–245. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=21079149.

Италия, о. Капри. 1908-1910.

После 1913 г. возвращается на родину, останавливается в Петербурге, трудится в издательствах. В отличии от взглядов на революцию 1905 г., к революции 1917 г. у М. Горького складывалось довольно скверное отношение. Горький остерегался разгула анархии. Он видел в происходящем только бунт инстинкта, бунт примитива. Революция могла вызвать восторг только у политзаключенных и ссыльных, которым она возвращала свободу. Остальные понимали, чем всё кончится. По его мнению, революция, погубила всю культуру, раскрепостив все дикое и отвратительное, что могло быть в народе.

Подробнее:

Горький, М. О русском крестьянстве // Литературоведческий журнал. – 2003. – № 17. – С. 229–255. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=5019927.

Привалова, М. В. М. Горький о деформации общественных отношений в России начала XX века / М. В. Привалова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 65. – С. 266–269.

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=13920385.

Примочкина, Н. Н. Горький в борьбе за сохранение культуры (из эпистолярного наследия 1919-1920 гг.) / Н. Н. Примочкина, Е. Н. Никитин, С. Д. Островская // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – 1998. – № 3. – С. 57–66. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=22449672.

Именно поэтому политическая позиция М. Горького в 1917 г. крайне расходилась с другими точками зрения, в связи с этим он не мог подобрать для себя ни одной подходящей для него трибуны и поэтому создал её сам. Таким образом появилась газета «Новая жизнь», которая просуществовала с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 г. В газете Горький публиковал свои заметки. Он резко негативно воспринял и саму революцию, и последовавшие за ней события.

Подробнее:

Какоян, Е. А. Горький и революция / Е. А. Какоян, Г. А. Долинская, Д. И. Сартакова // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. – 2017. – № 3. – С. 39–41. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=29369886.

Со второй половины 1918 г. он начинает выступать против репрессий в стране, ходатайствуя за невинно арестованных, основывает издательство «Всемирная литература», активно помогает работникам науки, пишет известную характеристику Ленина в «Коммунистическом интернационале» (1920 г. ).

Подробнее:

Лапина, И. А. Статьи М. Горького о Ленине: проблемы авторства и оценки личности / И. А. Лапина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2010. – № 137. – С. 14-26. –

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=15539240.

Большевистская власть проявляла полное недоверие к писателю: его квартира в Петербурге в 1920 г. была подвергнута обыску, проверялась его личная переписка.

В октябре 1921 г., Максим Горький выезжает за границу. Слово «эмиграция» в контексте его поездки тогда не употреблялось. Официальной причиной отъезда было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться за границей. По другой версии, Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с советской властью.

Первое время добровольной эмиграции он проводит в Германии и на чешских курортах.

Подробнее:

Криковцева, А. В. Максим Горький. Жизнь и творчество под призмой эмиграции / А. В. Кртковцева // Молодой ученый. – 2016. – №24. – С. 393–395. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=27334522.

Чони, П. М. Горький в Италии (по документам центрального архива Италии) / П. Чони // Новая и новейшая история. – 2010. – № 5. – С. 205–209. 

Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)

С 1924 г. Горький жил в Италии, в Сорренто – на вилле и в санаториях. Опубликовал воспоминания о Ленине. В Сорренто художником Павлом Кориным написан один из лучших портретов Горького. Особенностью картины является изображение писателя на фоне вулкана Везувий, при этом Горький как бы возвышается над горным исполином. Вместе с тем в сюжете картины явственно звучит тема одиночества, в которое постепенно погружался Горький.

Корин П. Д. Портрет А.М. Горького. 1932.

Он не перестаёт интересоваться событиями, происходящими в СССР и активно выступает в зарубежной прессе с осуждениями «красного террора». В это время складывается новый зарубежный этап его жизни. Он пишет роман «Дело Артамоновых» (1925).

Подробнее:

Осьмухина, О. Ю. Специфика преломления традиции семейного романа в творчестве А. М. Горького (на материале романа «Дело Артамоновых») / О. Ю. Осьмухина, А. Т. Джиоева // Филология и культура. – 2017. – № 4. – С. 167–171.

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=32277984.

Здесь же была написана большая часть романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина» (1927–1936).

Подробнее:

Беглов, В. А. Жанровая природа «Жизни Клима Самгина» М. Горького / В. А. Беглов // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология.. – 2005. – № 3. – С. 123–131. 

Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)

Борисова, Л. М. Иносказание в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина» / Л. М. Борисова // Русская речь. – 2014. – № 1. – С. 8–13. 

Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки Республики Коми (2 этаж)

Спиридонова, Л. А. «Жизнь Клима Самгина» М. Горького – книга века / Л. А. Спиридонова // Литературный календарь: книги дня. – 2011. – № 1. – С. 5–21.

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=15621478.

Суматохина, Л. В. Мотив «упрощения жизни» в повести М. Горького «Жизнь Клима Самгина» / Л. В. Суматохина // Новые российские гуманитарные исследования. – 2010. – № 5. – С. 15. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=21979312.

В 1920-е гг. Горький сосредоточивается на жанре художественной мемуаристки. В 1923 г. он создает повесть «Мои университеты», которая стала продолжением повестей «Детство», «В людях». В основе автобиографической трилогии лежит рассказ Максима Горького о своей собственной судьбе.

Подробнее:

Мальцева, Т. В. «Что надо уметь?»: модель жизнеустройства подростка в повести М. Горького «В людях» / Т. В. Мальцева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2012. – № 1. – С. 257–263. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=18236360.

Цирулев, А. Ф. Проблема автобиографизма в трилогии М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» / А. Ф. Цирулев // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2010. –№ 2–1. – С. 269–273. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=15187078.

Горький стоял во главе трёх крупных издательств – «Знание», «Парус» и «Всемирная литература» (с 1902 по 1921), привнёс в книгоиздательскую деятельность новаторские подходы.

Подробнее:

Никитин, Е. Н. «Парус» – антивоенный издательский проект М. Горького / Е. Н. Никитин // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2016. – № 3. – С. 130–136.

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=27148911.

Шипилова, М. В. Идейность главного редактора: идеалы и заблуждения Максима Горького / М. В. Шипилова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2011. – № 2. – С. 293–301. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=16454486.

В годы второй иммиграции Горький пересматривает многие свои взгляды на революцию и Советскую власть. В 1923–1925 гг. он совместно с поэтом В. Ходасевичем издает в Берлине журнал «Беседа» для русской интеллигенции, который до русского читателя не дошел, так как был запрещен в Советском Союзе. Второй журнал – «Русский современник», созданный при участии писателя в Ленинграде, цензура закрыла.

Подробнее:

Примочкина, Н. Н. М. Горький и журнал «Русский Современник» / Н. Н. Примочкина // Новое литературное обозрение. – 1997. – № 26. – С. 357–370. 

Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)

Власть в Советах была недовольна выступлениями Максима Горького в защиту политзаключенных. Но его взаимосвязи с деятелями культуры и русскими писателями не прекращались.

Он был широко известен за рубежом как общественный деятель и писатель. Политические власти Советского Союза хорошо это понимали и во второй половине 1920-х гг. были заинтересованы в возвращении М. Горького на родину, всячески содействуя этому.

Подробнее:

Чернев, А. Д. М. Горький и И. В. Сталин: к истории взаимоотношений в 1929–1936 гг. / А. Д. Чернев // Безопасность Евразии. – 2004. – № 1. – С. 413–429. 

Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)

В эмиграции провел в общей сложности более 18 лет, включая 15 лет в Италии, при этом не овладел ни одним иностранным языком.

Весной 1928 г. он приезжает в СССР, где широко празднуется его 60-летие. Писатель совершает поездки по Союзу (Харьков, Курск, Днепрострой, Крым, Кавказ, Запорожье, Сталинград, Нижний Новгород, Самара). Впечатления о путешествиях он собирает в книге очерков «По Советскому Союзу» (1929).

А. М. Горький среди заводских рабочих в 1929 г.Фотохроника ТАСС.

В 1931 г. Горький окончательно возвращается в Союз, постоянным местом жительства выбирает Москву. Он создаёт такие журналы как: «Наши достижения» и «Литературная учеба», также он издает «Историю фабрик и заводов», «Историю гражданской войны».

Подробнее:

Быстрова, О. В. Издательский проект М. Горького «История гражданской войны»: по материалам архива А. М. Горького (ИМЛИ РАН) и РГАСПИ / О. В. Быстрова // Studia Litterarum. – 2017. – № 4. – С. 378–393. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=32333972.

В 1934 г. он возглавляет Союз Советских писателей, созданный по его инициативе.

Подробнее:

Баранов, В. «Надо прекословить!»: М. Горький и создание Союза писателей / В. Баранов // Вопросы литературы. – 2003. – № 5. – С. 34–56. 

Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)

Тем не менее, последние годы жизни М. Горького были трагичными: он был под тайным надзором Государственного политического управления, его изолировали от советской и мировой общественности.

Мифы всегда создавались вокруг Горького, даже вокруг его смерти. Только в самом конце ХХ в. появилась возможность развеять их на основании новых документов и фактов. Переданная из архива ФСБ «История болезни» позволила сделать вывод, что «смерть от болезни» писателя была тщательно организована бывшим фармацевтом Г. Ягодой. Так развеялся миф о естественной смерти Горького от воспаления легких, который в течение 70-ти лет поддерживало советское литературоведение.

Несостоятельными оказались и две других популярных версии: официальная точка зрения советской печати, согласно которой писателя по приказу Троцкого убили «прихвостни и агенты буржуазии», «троцкисты и правые». И версия, созданная в противовес ей Троцким: Горького «умерщвили» по приказу Сталина его подчиненные во главе с Г. Ягодой.

Подробнее:

Спиридонова, Л. А. Знаем ли мы Горького? (к 80-летию со дня смерти) / Л. А. Спиридонова // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. – 2016. – № 3. – С. 41–50. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=25988070.

Спиридонова, Л. А. Горьковедение на современном этапе развития / Л. А. Спиридонова // Studia Litterarum. – 2016. – № 3–4. – С. 419–433. 

Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=28315617.

По решению Сталина, тело Максима Горького было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве. При этом вдове Е. П. Пешковой было отказано в захоронении части праха в могиле сына Максима на Новодевичьем кладбище.

Надгробная плита в Кремлёвской стене.

Доступ к полнотекстовым электронным ресурсам (Электронной библиотеке диссертаций РГБ, научной электронной библиотеке elibrary.ru и др.) предоставляется в Национальной библиотеке Республики Коми бесплатно.

  

Выставка подготовлена специалистом сектора периодических изданий отдела гуманитарных наук Национальной библиотеки Республики Коми Н. В. Иванкиной.

12 шагов к преодолению чувства горечи

Автор: Томмазо Мели

Андреа М. Дарси

Молча бурлить от обиды? Чувствуете себя беспомощным, и как бы преодоление чувства горечи может случиться для других людей, но вы безнадежный случай?

Гнев против горечи

Гнев включает в себя возмущение, за которым следует действие, поскольку вы решаете, как лучше поступить в вашей ситуации.

Горечь может ощущаться хуже, чем гнев, потому что мы чувствуем себя беспомощными. Горечь, которую в психологических кругах называют «озлобленностью», возникает, когда вы чувствуете, что больше нечего делать, потому что все выходит из-под вашего контроля.

Возможно, вы не можете изменить то, что огорчило вас. Вы не можете, например, отменить попадание в аварию или вернуть повышение, которое вместо этого выиграл ваш коллега.

Но вы можете принять меры, чтобы двигаться вперед в своей жизни и избавиться от горечи.

Почему меня должно волновать ощущение горечи?

Горечь не только вызывает симптомов травмы, таких как бессонница, усталость и отсутствие либидо. Это также может в долгосрочной перспективе привести к низкой уверенности в себе, негативным изменениям личности и неспособности иметь здоровые отношения.

[Подробнее о симптомах и последствиях горечи читайте в нашей статье «Почему горечь — это реальная психологическая проблема».]

12 способов преодолеть чувство горечи

окоп горечи и не может выбраться? Вот 12 способов начать справляться со своим негодованием.

1. Проведите серьезную переоценку.

Автор: Бев Сайкс

Часто, рассказывая свою историю другим, мы перестаем говорить себе правду о том, что на самом деле произошло и что нас действительно расстраивает.

Задайте себе хорошие вопросы, чтобы глубже разобраться в фактах и ​​чувствах. Ведение дневника может быть здесь отличным инструментом (как и консультант, обученный задавать действенные вопросы).

  • Что в этой ситуации действительно расстраивает вас , когда вы проходите через нее?
  • Какие детали на самом деле преследуют вас по сравнению с тем, что вы говорите своим друзьям
    , беспокоит вас, потому что они все согласны с тем, что это должно быть? Если вы стали жертвой мошенничества, расстраивает ли вас потеря денег или вас действительно огорчает то, что вас заставляют выглядеть глупо?
  • Переоценить и то, что на самом деле было утеряно. Вы все еще этого хотите? Это все еще достижимо? Или это все то, что вы на самом деле давно переросли?

2. Отложите рассказ.

Что касается той истории о том, что с тобой случилось. Что произойдет, если хотя бы на неделю или даже на несколько дней вы прекратите рассказывать об этом?

Одно дело рассказать историю о том, что с вами случилось, тем, чья работа состоит в том, чтобы помогать вам, или потому что вы пытаетесь найти новые и позитивные способы справиться с вашей ситуацией. Но рассказывать историю о том, что случилось с вами, снова и снова в негативном ключе всем, кого вы встречаете, часто является формой удержания себя в роли жертвы.

3. Возьмите на себя всю возможную ответственность.

Что касается той жертвенности, которую порождает ваша история. Обратите внимание: если вы жертва, вы беспомощны. Вы загоняете себя в угол, где не можете использовать свою личную силу, чтобы создавать изменения и двигаться дальше.

Конечно, не во всех ситуациях предусмотрена личная ответственность . Если вы огорчены тем, что близкий человек погиб в бессмысленной войне, очевидно, вы ничего не сделали для того, чтобы это произошло.

Но многие из нас, ожесточенных, знают, что принимали участие в том, что произошло , но нам слишком стыдно признаться в этом. Нас не уволили, потому что наш начальник был ужасен. Мы тоже расслабились.

Опять же, смысл признания своей ответственности за то, что произошло, не в том, чтобы винить себя, что контрпродуктивно, а в том, чтобы восстановить свою личную силу.

Автор: Цахи Левент-Леви

4. Хватит шпионить.

К сожалению, современные технологии и социальные сети дают идеальную пищу для горечи, если в это вовлечены другие люди.

Шпионить за человеком, вызвавшим ваше расстройство , на самом деле является формой самоистязания, которая неизбежно снижает самооценку.

Шпионаж за другими также может вызывать привыкание. Если вы не можете перестать шпионить, вам может понадобиться поддержка. Расскажите хорошему другу, поищите группу поддержки (если вы шпионите за бывшим, может помочь, например, группа зависимости от любви и романтики). Или поговорите со своим врачом общей практики, который может направить вас к консультанту для прохождения курса когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).

5. Встретьтесь лицом к лицу со своими скрытыми страхами.

Горечь часто является прекрасной маскировкой страха перемен или неудачи. Если ты справишься со страхом, тебе больше не понадобится горечь.

Например, если вы утверждаете, что никогда не получите докторскую степень, о которой мечтали, потому что вас выманили из всех ваших сбережений, вы можете обнаружить, что на самом деле вы боитесь, что недостаточно умны, чтобы получить докторскую степень. Что вам нужно, так это поработать над своей уверенностью, взять студенческий кредит и продолжить свои мечты.

6. Прощать, когда обидно? Конечно, но только в своем темпе.

Прощение — это великое психологическое освобождение, но только если вы готовы и оно реально.

Фальшивое прощение может быть способом просто отрицать свои чувства или даже удерживать вас от обработки эмоций и ситуаций.

(Подробнее читайте в нашей статье «12 причин, почему вы не можете двигаться дальше»).

7. И себя тоже не забудь простить.

Возможно, это самая трудная, но самая важная часть избавления от горечи.

Можно долго сдерживать чувство горечи, чтобы вы могли сосредоточить свой гнев на ком-то другом, потому что правда в том, что вы злитесь на себя, и с этим слишком тяжело сталкиваться.

Начните прямо сейчас с прочтения нашей статьи «10 способов проявить к себе сострадание».

Автор: jeronimo sanz

8. Шагните в настоящее, чтобы покончить с горечью.

Горечь часто состоит из фантазий о мести или мыслей о том, где бы вы были сейчас, если бы все пошло по-другому. Другими словами, он живет прошлым и будущим.

Окунитесь в настоящий момент, позаботившись о текущих возможностях и целях, которые касаются вас и позитивного будущего.

Одна из лучших техник для того, чтобы оставаться сейчас сосредоточенным, — это осознанность. Инструмент, который сейчас используют многие терапевты, учит вас постоянно проверять свои чувства. Вы осознаете мысли, которые вас отвлекают, и научитесь замечать хорошие вещи прямо перед собой.

9. Ветвление от чувства горечи.

Горечь имеет тенденцию исчезать перед лицом волнения и радости. Другими словами, новый и лучший опыт. Так выложите себя там. Исследуйте давний интерес, воссоединитесь с другими, выберите что-то новое, чтобы внедрить в свою жизнь.

10. Каждый день ставьте перед собой мини-цели.

Горечь — это могущественный прилив, и самые лучшие намерения пробовать что-то новое и быть внимательным вскоре могут быть пойманы в ее рывке. Обойти это можно не только большими целями, но и маленькими, достижимыми целями, которые удерживают вас на пути от чувства горечи.

11. Попробуйте взглянуть по-новому.

Чувство горечи может заставить нас смотреть на жизнь с очень узкой точки зрения. Отличный коучинговый инструмент, который поможет вам двигаться вперед в жизни, — это представить, как ситуация, с которой вы боретесь, будет выглядеть с совершенно другой точки зрения. Прочтите нашу статью «Как изменить свою точку зрения», чтобы узнать, как посмотреть на свою жизнь по-новому.

12. Обратитесь за поддержкой.

Чувство горечи может стать настоящим испытанием для перехода от . И иногда самая сильная тактика и самый простой путь вперед — это принять помощь. Если ваши друзья и близкие — отличные слушатели без каких-либо планов, отлично. Но если вам нужна непредвзятая точка зрения и место, где вы не чувствуете осуждения, опять же, попробуйте группу поддержки или разговорного терапевта.

В Лондоне? Наши консультанты по беседе пользуются одними из самых высоких оценок и могут помочь вам перестать чувствовать горечь. Или, чтобы найти квалифицированного терапевта в Интернете и по всей Великобритании, посетите harleytherapy.com.


Андреа М. Дарси является редактором и ведущим автором этого сайта. Она оставила карьеру сценариста, чтобы переквалифицироваться в консультирование и коучинг и стать хорошо зарекомендовавшим себя писателем о здоровье и образе жизни.

 

9 психологических привычек, которые могут вызвать у вас горечь

Источник: alarich/Shutterstock типы» показывает, насколько мы склонны верить в то, что люди ведут себя определенным образом9.0031 по природе .

Но правда в том, что многие аспекты нашей личности и эмоционального склада развиваются с течением времени благодаря психологическим привычкам, которые мы усвоили, — тому, как мы интерпретируем события, мыслям, которые проносятся в нашей голове как часы, и объяснениям, которые мы даем себе. как устроен мир. Немногие люди

хотят, чтобы стал горьким и негативным, и все же это не редкость, особенно для людей, которые пережили более чем свою долю трудных времен.

Хотите иметь более обнадеживающий и оптимистичный взгляд на жизнь? Посмотрите, сможете ли вы уменьшить эти умственные привычки ниже, и двигайтесь дальше.

1. Не прощать других

Многие люди приравнивают прощение к забыванию того, что что-то вообще произошло, или к утверждению, что это было нормально. Это не то, что касается прощения. И многие люди утверждают, что простили кого-то за что-то, хотя на самом деле это не так.

Настоящее прощение означает позволить себе освободиться от обиды за обиду, признать, что что-то произошло, и поверить, что вы заслуживаете уйти от этого. Это значит заявить о своей независимости от настойчивых попыток отомстить другому человеку, перестать думать о том, как заставить его «компенсировать это», и продолжать позволять этому разрушать ваше эмоциональное благополучие. Это отпускание в его самом здоровом, самом истинном смысле.

Прощение не умаляет неправильности чьих-либо действий. Это просто позволяет вам больше не причинять им боль. Прощение связано с уменьшением депрессии, стресса и враждебности, а также с улучшением самооценки и даже физического здоровья. Когда вы посмотрите на его преимущества, вы увидите, что речь идет о том, чтобы быть добрым к себе , а не делать одолжение кому-то другому.

2. Не прощать себя

Еще более добрым будет позволить себе двигаться дальше от собственных ошибок. Сожаление, смущение, стыд и чувство вины из-за одной-единственной ошибки могут преследовать вас годами. И вытекающие из этого негативные мысли, стресс и пессимистический взгляд могут создать динамику, в которой вы смотрите на мир с горечью — и все потому, что вы чувствуете, что недостойны чувствовать себя хорошо.

Фактически, прощение себя помогает уменьшить чувство депрессии. Если вас мучают мысли о прошлых ошибках, начните замечать и исследовать их: когда они проявляются хуже всего? Какие чувства они вызывают? Что заставляет их уйти? Если вы застряли в нескончаемой борьбе с мыслями, пытаясь «обосновать» свой выход из них, посмотрите, можете ли вы вместо этого научиться принимать их присутствие, не одобряя их значения: «У меня снова есть мысль о том времени, когда я действительно был жесток к своим родителям. Привет, подумал. Я слышу тебя там. Но ты не можешь причинить мне боль прямо сейчас, потому что я решаю, что съесть на обед.

3. Мышление по принципу «все или ничего»

Удивительно, как часто мышление по принципу «все или ничего» лежит в основе такого разнообразия нездоровых психологических состояний. От паники до низкой самооценки, от перфекционизма до безнадежности — нередко обнаруживаются скрытые и не очень скрытые паттерны этого дисфункционального мышления у моих клиентов, когда они борются с негативным мировоззрением.

Мышление по принципу «все или ничего», по самому своему определению, делает ваш взгляд на жизнь более жестким. Он усиливает негатив, заставляя его казаться больше, чем он есть на самом деле. Это удерживает ваш разум сосредоточенным на том, что пошло не так, а не на том, что пошло правильно, и настраивает вас чаще видеть плохое в людях, вещах и жизни, чем хорошее. Посмотрите, сможете ли вы поймать себя на этой ошибке в повседневной жизни: вам изначально не нравятся оттенки серого, и вы предпочитаете, чтобы вещи были более черно-белыми? Это может быть хорошо для организации шкафа, но когда дело доходит до того, как вы справляетесь с плохими вещами, это может навредить вам.

4. Требовать от других более высоких стандартов, чем от себя

Когда вы постоянно разочаровываетесь и раздражаетесь на окружающих вас людей, это может означать, что вы попали в неприятную ситуацию и с вами не обращаются так, как вы того заслуживаете. Это также может означать, что вы выбираете неподходящих людей, которые будут сопровождать вас на протяжении всей жизни. Или, что более вероятно, это может означать, что у вас есть набор чрезмерно жестких стандартов поведения других людей, которые вы не применяете к себе.

На самом деле, иногда мы строже всего относимся к другим, когда видим в них наши собственные черты — то, что нам не нравится признавать или исследовать. Видя их в других, мы чувствуем себя некомфортно. Подобно классическому лицемеру, который ведет крестовый поход против грехов гораздо меньших, чем те, которые они сами совершают в своей личной жизни, это обязательно создаст в нас разрыв, который вызывает стресс, враждебность и негатив.

Изучите, что на самом деле происходит, когда вы хронически расстроены кем-то, будь то незнакомец на полосе левого поворота или ваш грязный сосед по комнате. Вы всю картину смотрите? Что, если вместо того, чтобы купаться в негативной энергии, вы решили подумать о том, когда вы в последний раз совершили ошибку, и о том, как она могла показаться другим? Посыл сочувствия другим, даже когда вы меньше всего этого хотите, может быть удивительно мощным инструментом, чтобы избавиться от гнева.

5. Вера в то, что ситуация никогда не изменится к лучшему

Тяжелая безнадежность может быть особенно опасной, подвергая людей повышенному риску депрессии и даже самоубийства. Но даже более мягкие убеждения в том, что дела никогда не улучшатся, могут нанести значительный повседневный ущерб: «Моя сестра никогда не соберется с духом», «Я никогда не смогу выплатить свои студенческие кредиты» и «Мир это плохое место и становится еще хуже» — все это убеждения, которые показывают безнадежность и могут ослепить человека в отношении существенных доказательств обратного.

Для большинства из нас жизнь — это поездка длиной в десятилетия, в которой много взлетов и падений, много приливов и отливов. Вера в то, что существует нисходящая траектория, мешает красоте повседневных вещей и заставляет вас безнадежно и ошибочно верить в негативные идеи, придавая им силу, которой они не заслуживают. Представьте, сколько умиротворения вы можете почувствовать, просто позволив себе поверить в то, что в мире существуют гармоничные и прекрасные вещи, которые еще предстоит испытать. Чтобы их увидеть, нужна практика, но они есть и всегда будут.

6. Вера в то, что у вас меньше контроля над своей жизнью, чем на самом деле , и поэтому мы убеждаем себя, что не стоит даже пытаться. Было показано, что такое мышление коррелирует с депрессией, и для некоторых людей оно следует за периодом времени, когда они действительно , а не имели большой контроль над своей жизнью — возможно, страдая от жестокого обращения или пренебрежения, например. Но когда вера в то, что у нас нет силы, сохраняется после того, как мы на самом деле вернули себе власть, мы лишаем себя возможности сделать свою жизнь лучше. И мы увеличиваем вероятность того, что рассматриваем мир как место, изначально деморализующее, убеждая себя, что мы ничего не можем изменить.

Чем больше мы чувствуем, что управляем собственным кораблем, тем лучше мы можем строить жизнь, которая нам подходит. Вы недооцениваете свою способность уволиться с этой бесперспективной работы, найти партнера, который хорошо к вам относится, или найти мирное решение многолетней ссоры с братом? Если это так, вы оказываете себе медвежью услугу и увеличиваете свои шансы позволить своему мышлению ожесточиться и превратиться в горькое.

7. Вера в миф о прибытии

Миф о прибытии относится к идее, что как только вы «прибудете» в определенный момент своей жизни, все встанет на свои места, и жизнь, которую вы ждали, наконец начнется. Но иногда эта вера в то, что все автоматически улучшится, как только произойдет определенное событие, может быть почти столь же разрушительной, как и вера в то, что все никогда не улучшится , потому что первое приводит к опустошительному разочарованию, когда дела на самом деле не улучшаются. . «Как только я, наконец, встречу ту самую/получу повышение по службе/похудею на 20 фунтов/буду жить в большом доме/устрою своих детей в независимую и успешную жизнь… , затем Я буду счастлив» — таковы распространенные способы мышления.

Но откладывать наше счастье — и отдавать в руки случайных жизненных событий, которые могут иметь или не иметь никакого влияния на наше счастье — тоже уступает себя . Это лишает нас возможности находить радость в наших собственных условиях . Это заставляет нас пропустить пресловутое путешествие, потому что мы слишком сосредоточены на месте назначения. Худшее из В общем, это приводит нас к краху, когда мы понимаем, что не эти 20 фунтов вызывают у нас депрессию, а тот факт, что мы были в депрессии , совершенно по другим причинам, которые в первую очередь заставили нас набрать 20 фунтов.

8. Чрезмерное обобщение

Это была одна из «когнитивных ошибок», которую Аарон Бек впервые определил как повышающую риск депрессии у людей, и она часто проявляется в убеждении, что если вы потерпите неудачу в чем-то одном, вы потерпите неудачу на все . Склонность чрезмерно обобщать — превращать муху из неудачи в гору — также лежит в основе моделей мышления многих людей, у которых преобладает негативное представление об окружающем мире.

Иногда такой тип мышления может даже выглядеть как паранойя: «Дайте кому-нибудь дюйм, и они возьмут милю» или «Практически все воспользуются вами, если вы им позволите». Это правда, что не каждый человек является образцом добродетели, но также верно и то, что есть много добра, если вы просто позволите себе искать его. И то, что есть мошенники, не означает, что вы должны перестать помогать тем, кто ими не является. Ведь помощь другим повышает настроение. Так что изучите свои убеждения, чтобы увидеть, не слишком ли вы — вопреки всем имеющимся доказательствам — превращаете мир в опасное или враждебное место, которое может свидетельствовать о враждебности, исходящей изнутри.

9. Не практиковать благодарность

Вы, наверное, слышали это, и я написал об этом в этом самом месте: Быть благодарным за большие и малые вещи приносит большие изменения в ваше психическое здоровье. Гораздо сложнее обижаться на свой запоздавший ужин («Я никогда больше не приду в этот ресторан!») и испортить всю ночь, если вы позволите себе признать, как прекрасны были цветущие деревья за окном ресторана в то время. вы ждали, или тот факт, что вы вообще можете позволить себе заплатить кому-то, чтобы он приготовил вам еду, или тот факт, что вы были с кем-то, кто мог заставить вас смеяться, как бы сильно ни урчали ваши животы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *