А дне горький – . . .

На дне — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. На дне (значения).
На дне

Титульный лист первого издания пьесы (1903)
Жанр драма
Автор Максим Горький
Язык оригинала русский
Дата написания 1901—1902
Дата первой публикации 1903
Электронная версия
Текст произведения в Викитеке
Цитаты в Викицитатнике
 Медиафайлы на Викискладе

«На дне» — пьеса Максима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года. В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёром Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин), и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962 года) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз

[1].

Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена. Тем не менее петербургские актёры приняли участие в двух чтениях пьесы «в лицах» в 1903 году — в доме Н. П. Карабчевс

ru.wikipedia.org

Книга На дне читать онлайн Максим Горький

Максим Горький. На дне


Посвящаю
Константину Петровичу Пятницкому

     Действующие лица:
    
     Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки.
     Василиса Карповна, его жена, 26 лет.
     Наташа, ее сестра, 20 лет.
     Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.

     Васька Пепел, 28 лет.
     Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
     Анна, его жена, 30 лет.
     Настя, девица, 24 года.
     Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.
     Бубнов, картузник, 45 лет.
     Барон, 33 года.
     Сатин, Актер — приблизительно одного возраста: лет под 40.
     Лука, странник, 60 лет.
     Алешка, сапожник, 20 лет.
     Кривой Зоб, Татарин — крючники.
     Несколько босяков без имен и речей.

    АКТ ПЕРВЫЙ

     Подвал,  похожий  на  пещеру.  Потолок  —  тяжелые,   каменные   своды,
закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, —
из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими
переборками комнатой Пепла, около двери в эту  комнату  —  нары  Бубнова.  В
левом углу — большая русская печь, в левой, каменной, стене — дверь в кухню,

где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью  и  дверью  у  стены  —  широкая
кровать, закрытая грязным ситцевым пологом.  Везде  по  стенам  —  нары.  На
переднем плане у  левой  стены  —  обрубок  дерева  с  тисками  и  маленькой
наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем —
перед наковальней — сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам У ног  его  —
две  большие  связки  разных  ключей,  надетых  на  кольца   из   проволоки,
исковерканный самовар из жести,  молоток,  подпилки.  Посредине  ночлежки  —
большой стол, две скамьи, табурет, все — некрашеное и грязное. За столом,  у
самовара, Квашня — хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете,
читает, облокотясь  на  стол,  растрепанную  книжку.  На  постели,  закрытая
пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на  нарах,  примеряет  на  болванке  для
шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые  брюки,  соображая,  как  нужно
кроить. Около него — изодранная картонка из-под шляпы — для козырьков, куски
клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и  —  рычит.  На
печке, невидимый, возится и кашляет Актер.

     Начало весны. Утро.

     Барон. Дальше!
     Квашня. Не-ет, говорю, милый, с этим ты от меня поди прочь. Я,  говорю,
это испытала… и теперь уж — ни за сто печеных раков — под венец не пойду!
     Бубнов (Сатину). Ты чего хрюкаешь?

     Сатин рычит.

     Квашня. Чтобы я, — говорю, — свободная женщина, сама себе  хозяйка,  да
кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость  себя  отдала  —
нет! Да будь он хоть принц американский — не подумаю замуж за него идти.

knijky.ru

Пьеса «На дне» М. Горького

Лука – врачеватель душ или лжец?

…Старик! Он умница!.. Он подейство-

вал на меня, как кислота на старую и

грязную монету… Я – арестант, убий-

ца, шулер… ну, да…

М. Горький, пьеса «На дне».

Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. Горького всегда волновали вопросы о человеке, о любви, о сострадании. Все эти вопросы и составляют проблему гуманизма, которой пронизаны многие его произведения. Один из немногих писателей, он показал всю нищету жизни, ее «дно». В пьесе «На дне» он пишет о тех людях, которые не имеют смысла жизни. Они не живут, а существуют. Тема босяков очень близка Горькому, так как было время, когда и ему приходилось странствовать с котомкой за спиной. Горький пишет именно пьесу, а не роман, не поэму, так как хочет, чтобы смысл этого произведения поняли все, в том числе простые неграмотные люди. Своей пьесой он хотел обратить внимание людей на низкие слои общества. Пьеса «На дне» была написана для Московского Художественного театра. Цензура сначала запретила постановку этой пьесы, но потом, после переработки, все-таки разрешила. Она была уверена в полном провале пьесы. Но пьеса произвела на зрителей огромное впечатление, вызвала бурю оваций. На зрителя с такой силой подействовало то, что впервые на сцене показаны босяки, показаны с их грязью, нравственной нечистоплотностью. Эта пьеса глубоко реалистична. Уникальность драмы – в том, что сложнейшие философские проблемы обсуждаются в ней не мастерами философских диспутов, а «людьми улицы», необразованными или опустившимися, косноязычными или не находящими «нужных» слов. Разговор ведется на языке бытового общения, а порой – на языке мелочных склок, «кухонной» брани, пьяных стычек.

Лука является одним из главных героев пьесы «На дне». Тяжелый жизненный опыт, бесприютные скитания Луки обусловили основные черты его психологии. Одной из них является острый интерес к людям. «Понять хочется дела человеческие», — определяет свое главное желание Лука. О

твечая на вопрос сочинения – «Лука – врачеватель душ или лжец?», я считаю, что старик, безусловно, является врачевателем душ. Лука пытается помочь Актеру, Ваське Пеплу, Наташе изменить жизнь, облегчить страдания Анны и Насти, делая все это бескорыстно, принося, хотя бы минутное, но облегчение. Этот человек, прежде всего, добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки – его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку». Лука не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум.

Вначале пьесы мы видим подвал, похожий на пещеру, куда не может проникнуть ни один лучик света. Эта ночлежка собрала вместе очень много разных людей. Это люди разные по своим привычкам, бывшей судьбе, характеру, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. Все они были вытолкнуты на «дно жизни». Эти люди утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких существ. Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватало твердости или умения бороться с судьбой.

И только благодаря Луке в сердцах ночлежников зарождается луч надежды . Поначалу он почти незаметен, но потом все более и более упрямо начинает разгораться и пробиваться сквозь мрак «дна». Старик дает всем обитателям подвала советы, как выбраться со дна жизни. Актеру он советует лечиться от алкоголизма в бесплатной лечебнице. Ваське Пеплу – забрать Наташу, которую он полюбил, и ехать работать в Сибирь. Наташе – ехать с Пеплом, так как он «парень ничего, хороший» и к тому же она ему нужнее, чем он ей. Лука утешает умирающую Анну, жену Клеща, которая, несмотря на покой загробной жизни, хочет еще пожить. И всем обитателям ночлежки он рекомендует немножко больше уважать друг друга.

Лука – это личность, пытающаяся построить жизнь на вере: «Во что веришь – то и есть». «Ложь во спасение» — вот принцип, которому следует Лука. Этого странника в жизни много «мяли», но он уважает людей, даже жуликов, учит их делать добро, при этом замечает: «Если кто кому хорошего не сделал, тот худо поступил». Лука учит Наташу жалеть людей: «Христос – о всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» Странник рассказывает историю о том, как он пожалел двух воров и тем самым спас их от тюрьмы. «Человека приласкать – никогда не вредно…» — советует Барону Лука. Часто старик желает ободрить человека и примирить его с безрадостным содержанием жизни. Я понимаю, что это всего лишь утешительная речь, которая может только временно успокоить человека, но все-таки она очень сильно помогает подавленным людям. Когда Васька Пепел уличает старика во лжи, Лука говорит о том, что правда не нужна, она может быть обухом для человека. Речи Луки содержат и убедительные суждения о том, что человек все может. Он уверен, что кто ищет – найдет. Старик отмечает, что «все ищут люди, все хотят как лучше», «кто крепко хочет – найдет». После ухода старика обитатели ночлежки вспоминают его тепло. Барон беззлобно замечает, что Лука был «как пластырь от нарывов». И Сатин считает, что старик был мякишем для беззубых. По-моему Лука помог некоторым из этих людей. Например, Анна: старик пожалел больную женщину, попытался уменьшить ее страдания.

И мне кажется, это у него получилос ь. Анна умерла спокойно, без страха, что очень важно для многих людей.

Каждая прочитанная книга оставляет какой-то след в душе читателя, иногда очень яркий. Вот тогда вдруг и начинаешь задумываться над тем, что дала она нам. Пьеса «На дне» заставила меня задуматься обо всем. О жизни и смерти, о радости и горе, о предназначении человека. Со времени создания пьесы Горького прошло много лет, но и сейчас она читается и идет в театрах, видимо, ей предопределена долгая жизнь.

«Человек – это великолепно!.. Это звучит гордо» Мне кажется, человек, какой бы он ни был, хоть самый опустившийся, прежде всего, человек. Даже брошенным на дно жизни людям, свойственны обыкновенные людские мысли, чувства, переживания. Человек, попавший на дно, так же способен любить, страдать, мечтать, имеет право на любовь, дружбу, сострадание. По-моему, Лука в пьесе – учитель человечности. Он преподает уроки нравственности. Когда я прочитала пьесу «На дне», у меня даже не вызвало сомнений то, что Лука не врет. Лука окрыляет человека, дает ему возможность «вылететь» со дна на землю. Советуя Наташе и Пеплу податься в Сибирь, говоря Актеру об алкогольной лечебнице, в которой тот может вылечиться, он дает оптимальный вариант выхода со «дна». В пьесе мне ближе всех странник, который бескорыстно утешает, тем самым, спасая людей. Он не лицемер, не жестокий обманщик, он, в некотором роде, Иисус, спустившийся незаметно и ушедший незамеченным, который не только милосерден и добродушен, но еще умеет прощать людей, а это, по-моему, главное в жизни. Лука, кроме всего этого, вселяет в «опустевшие» сердца людей надежду и веру в хорошее, спасая от духовной и физической гибели, так как без веры и надежды жить человек не может, жизнь теряет смысл. А ведь как много людей и в нашем современном мире, которые нуждаются в помощи, в Луке, который бы утешил и успокоил, вселил надежду в сердца тех, кто одинок, болен или просто стар.

mirznanii.com

Горький «На дне» – краткое содержание по актам

«На дне», 1 акт – краткое содержание

[См. характеристику героев пьесы, полный её текст и полный текст 1 акта.]

В грязной комнате ночлежки Настя читает книжку «Роковая любовь». Барон хохочет над ней. Клещ в углу изготовляет ключи, не обращая внимания на стоны тяжело больной жены Анны. Актёр жалуется всем: «Мой организм отравлен алкоголем» – но произносит эту фразу не без гордости. Просыпается Сатин, избитый вчера за карточное шулерство. Услышав слово «организм», он декламирует непонятные термины – «органон, макробиотика, трансцендентальный»: раньше Сатин был телеграфистом и много читал.

 

Горький. На дне. Спектакль 1952 г.

 

Входит старик Костылёв, рассуждая, не поднять ли в ночлежке плату за жильё, чтобы на эти деньги «купить масла для лампадок». Но произнося эти ханжеские фразы, он с подозрением поглядывает на отделённую от общей комнаты перегородками каморку Васьки Пепла: не там ли его жена Василиса? Костылев осторожно стучится к Пеплу. Васька выходит и с недовольным видом спрашивает, принёс ли Костылев деньги за часы. Все в ночлежке знаю, что часы эти краденые: Костылев скупает у Пепла его воровскую добычу. Костылев спешит уйти, чтобы уклониться от неприятного разговора.

Щедрый Пепел даёт Сатину и Барону двугривенный на опохмелку. Сестра хозяйки, Наташа, приводит нового жильца – пожилого странника Луку, который ходит из города в город по храмам и монастырям. Пепел, которому нравится Наташа, пытается заговорить с нею, но девушка, избегая его, уходит. Покладистый, уживчивый Лука сразу объявляет: «Я и жуликов уважаю. Ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают». Поняв, что Анна очень больна он проявляет к ней большое сочувствие.

С улицы вбегает пьяный сапожник Алёшка с гармонью, крича: «Ничего я не хочу, ничего не желаю – вот и возьми меня за рупь, за двадцать!» За ним входит молодая, но суровая Василиса. Она первым делом спрашивает, не заходила ли Наташа к (уже ушедшему) Пеплу. Обругав всех, Василиса удаляется – и из комнаты хозяев начинают доноситься крики. Василиса бьёт там сестру.

Подробнее – см. в отдельной статье Горький «На дне», 1 действие (акт) – краткое содержание.

 

«На дне», 2 акт – краткое содержание

[См. полный текст 2 акта.]

Сатин и Барон жульнически обыгрывают в карты Татарина и Кривого Зоба. Лука утешает Актёра, который сетует, что пропил ум и талант. Лука уверяет: где-то открыли бесплатную лечебницу для пьяниц, «тебя вылечат там». Потом добрый странник успокаивает умирающую Анну. «А вдруг и на том свете – тоже мука?» – мучается она. – «А ты верь, что ничего там не будет, – внушает ей Лука. – Господь там приласкает тебя и пошлёт в рай!»

«Хорошо ты врёшь старик!» – ухмыляется Васька Пепел. Лука советует ему ехать в Сибирь: «Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!» – «А ты сам веришь в свои сказки?» – сомневается Васька. – «А тебе правда больно нужна? – спрашивает Лука. – Она, правда-то, может, обух для тебя!» – «А в Бога-то ты веришь? – любопытствует Пепел. – Есть он по-твоему?» – «Коли веришь, – есть, – отвечает Лука, – не веришь, – нет… Во что веришь, то и есть».

Входит Василиса и зовёт Пепла в его отдельную комнатушку. «Знаю, ты любишь не меня, а Наташу, – со вздохом говорит она ему там. – Так помоги мне избавиться от мужа, который все соки мои высосал. А я за это Наташу за тебя сосватаю и дам приданого 300 целковых». – «Так ты хочешь моими руками мужа убить, а меня потом в тюрьму?» – сразу догадывается Васька.

Входит Костылев, застаёт Василису вместе с Пеплом, визжит и кричит. Пепел хватает его за шиворот и трясёт, но Лука удерживает вспыльчивого Ваську от преступления. Костылев убегает. «Беги отсюда, беги от этой бабы», – советует Лука Пеплу.

Лука вдруг замечает: тихо лежащая на постели Анна умерла. Входит Наташа: «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале, забитая», – горестно произносит она, глядя на покойницу. Собираются и другие обитатели ночлежки. Безденежный Клещ не столько жалеет о смерти жены, как заботится о том, на что её хоронить.

Подробнее – см. в отдельной статье Горький «На дне», 2 действие (акт) – краткое содержание.

 

«На дне», 3 акт – краткое содержание

[См. полный текст 3 акта.]

Жильцы ночлежки сидят на пустыре рядом с ней. Настя рассказывает Наташе выдуманную историю о том, как в неё был страстно влюблён студент Рауль. Барон хохочет. Лука порицает его: надо ласкать человека, а не издеваться над ним. (См. Притча Луки о двух ворах.)

Клещ вскакивает и треплет свои лохмотья: «Я хотел работать и жить по правде. Но работы нет, и правды нет!» Он убегает в сильном волнении. Лука рассказывает историю, как один человек верил в то, что есть «праведная земля» и он когда-нибудь попадёт туда. Узнав потом, что земли такой нет, он покончил с собой.

Васька Пепел подсаживается к Наташе и уговаривает, чтобы она вышла за него замуж и помогла ему начать честную жизнь. Наташа колеблется в грусти и нерешимости. В окне появляется Василиса. «Вот и сосватались! Совет да любовь!» – злобно кричит она.

Из дома выходит Костылев и начинает ругать «дармоедку» Наташу. Пепел заступается за неё, кричит на Костылева, приходит в ярость. Лука вновь сдерживает Ваську, и тот уходит.

Сатин рассказывает о своей молодости: «Я был рубаха-парень, плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей. Но потом сел в тюрьму почти на пять лет: убил из-за родной сестры одного подлеца в запальчивости. В тюрьме карточному шулерству и научился». Возвращается Клещ с опущенной головой. Сатин советует ему не унывать: «Ты не работай! Ничего не делай! Просто – обременяй землю!»

Из дома раздаются крики: Костылев и Василиса бьют там Наташу. Все бросаются их разнимать. Вскоре вся толпа выбегает на улицу, оттаскивая Василису от Наташи. Подбегает и Пепел. Костылев пытается звать полицию, но Пепел даёт ему такой ловкий удар, что сразу убивает. «Помер! – вопит Василиса. – Васька убил! Васька!» – «Ты сама это всё подстроила, – рвётся Пепел к ней. – Ты и раньше подговаривала меня его убить!»

Наташа, услышав это, начинает метаться в отчаянии и исступлении: «А! Ты, Василий, был заодно с моей сестрой! Люди добрые! Они – любовники. Муж им мешал… и я – мешала. Берите их, судите… Возьмите и меня в тюрьму, Христа ради!»

Подробнее – см. в отдельной статье Горький «На дне», 3 действие (акт) – краткое содержание.

 

«На дне», 4 акт – краткое содержание

[См. полный текст 4 акта.]

Сатин, Барон и Настя пьют водку в ночлежной комнате, обсуждая события. Лука куда-то исчез, когда на убийство Костылева сбежалась полиция. Василису и Пепла забрали в тюрьму, они там винят в убийстве друг друга, и неизвестно, кто из них кого посадит. Избитую Наташу поначалу забрали в больницу, а потом она исчезла из неё невесть куда.

Пьяная Настя впадает в отчаяние: «И чего я живу здесь с вами? Уйду куда-нибудь… на край света!» Она жалеет о пропаже Луки: «Он добрый был». – «Но правды не любил», – ворчит Клещ. – «Молчать! – прикрикивает на него Сатин. – Старик не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал. Он врал, но – из жалости к вам! Вы слабы, вам ложь нужна! И кто живет чужими соками – тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. А кто – сам себе хозяин, кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» (См. монолог Сатина «Что такое правда?..»)

Сатин начинает свой знаменитый монолог, который в советское время считался необычайно глубоким по мысли. «Человек – вот правда! Всё – в человеке, всё для человека! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Я – арестант, убийца, шулер… ну да! Люди часто говорят мне: «Мерзавец! Работай!» А для чего работать? Чтобы быть сытым? Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Человек – выше сытости!»

Барон качает головой: «Я так жить не умею. Я боюсь, трушу. Я учился в гимназии, в дворянском институте, потом женился, носил фрак – и никогда не понимал, для чего всё это делаю. Потом я разорился, растратил казенные деньги, попал в тюрьму, а после – сюда, в нищую ночлежку…»

Барон уходит. Актёр, так и не узнавший, где находится лечебница для пьяниц, на которую он так уповал, вдруг спрыгивает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает себе водки и тоже выходит из комнаты.

Вместо него в ней появляются брат Василисы и Наташи бывший полицейский Медведев, теперь выгнанный со службы, пельменная торговка Квашня, ставшая его сожительницей, и пьяные картузник Бубнов с гармонистом Алёшкой. У них водка. Все начинают пить её и петь.

Посреди веселья и хохота в дверь входит Барон с широко открытыми глазами: «Там, на пустыре… Актёр удавился…»

Все замолкают. Сатин: «Эх, испортил песню, дур-рак!».

Подробнее – см. в отдельной статье Горький «На дне», 4 действие (акт) – краткое содержание.

 

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

 

rushist.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *