Лютер М. 95 тезисов. Диспут о прояснении действенности индульгенций
Во имя любви к истине и стремления разъяснить ее, нижеследующее будет предложено на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца Мартина Лютера, магистра свободных искусств и святого богословия, а также ординарного профессора в этом городе. Посему он просит, дабы те, которые не могут присутствовать и лично вступить с нами в дискуссию, сделали это ввиду отсутствия, письменно. Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь…», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.
2. Это слово [«покайтесь»] не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника).
3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние — ничто, если во внешней жизни не влечет всецелого умерщвления плоти.
4. Поэтому наказание остается до тех пор, пока остается ненависть человека к нему (это и есть истинное внутреннее покаяние), иными словами — вплоть до вхождения в Царствие Небесное.
5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.
6. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он дает отпущение только в определенных ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее.
7. Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всем священнику, Своему наместнику.
8. Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших.
9. Посему во благо нам Святой Дух, действующий в папе, в декретах коего всегда исключен пункт о смерти и крайних обстоятельствах.
10. Невежественно и нечестиво поступают те священники, которые и в Чистилище оставляют на умерших церковные наказания.
11. Плевелы этого учения — об изменении наказания церковного в наказание Чистилищем — определенно посеяны тогда, когда спали епископы.
12. Прежде, церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния.
13. Умершие все искупают смертью, и они, будучи уже мертвы согласно церковным канонам, по закону имеют от них освобождение.
14. Несовершенное сознание, или благодать умершего, неизбежно несет с собой большой страх; и он тем больше, чем меньше сама благодать.
15. Этот страх и ужас уже сами по себе достаточны (ибо о других вещах я умолчу), чтобы приуготовить к страданию в Чистилище, ведь они — ближайшие к ужасу отчаяния.
16. Представляется что Ад, Чистилище и Небеса — различны меж собой, как различны отчаяние, близость отчаяния и безмятежность.
17. Представляется, что как неизбежно в душах умаляется страх в Чистилище, так прирастает благодать.
18. Представляется, что не доказано ни разумными основаниями, ни Священным Писанием, что они пребывают вне состояния [приобретения] заслуг или причащения благодати.
19. Представляется также недоказанным и то, что все они уверенны и спокойны о своем блаженстве, хотя мы в этом совершенно убеждены.
20. Итак, папа, давая «полное прощение всех наказаний», не подразумевает исключительно все, но единственно им самим наложенные.
21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.
22. И даже души, пребывающие в Чистилище, он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.
23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно дается наиправеднейшим, то есть немногим.
24. Следовательно большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.
25. Какую власть папа имеет над Чистилищем вообще, такую всякий епископ или священник имеет в своем диоцезе или приходе в частности.
26. Папа очень хорошо поступает, что не властью ключей (каковой он вовсе не имеет), но заступничеством дает душам [в Чистилище] прощение.
27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища.
28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество — единственно в Божьем произволении.
29. Кто знает, все ли души, пребывающие в Чистилище желают быть выкупленными, как случилось, рассказывают, со св. Северином и Пасхалием.
30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и — много меньше — в получении полного прощения.
31. Сколь редок истинно раскаявшийся, столь же редок по правилам покупающий индульгенции, иными словами — в высшей степени редок.
32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение.
33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции — это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом.
34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного покаяния, установленные по-человечески.
35. Не по христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из Чистилища или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния.
36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций.
37. Всякий истинный христианин, и живой, и мертвый, принимает участие во всех благах Христа и Церкви, дарованное ему Богом, даже без отпустительных грамот.
38. Папским прощением и участием не следует ни в коем случае пренебрегать, ибо оно (как я уже сказал) есть объявление Божьего прощения.
39. Непосильным трудом стало даже для наиболее ученых богословов одновременно восхвалять перед народом и щедрость индульгенций и истинность раскаяния.
40. Истинное раскаяние ищет и любит наказания, щедрость же индульгенций ослабляет это стремление и внушает ненависть к ним или по крайней мере. дает повод к этому.
41. Осмотрительно надлежит проповедовать папские отпущения, чтобы народ не понял ложно, будто они предпочтительнее всех прочих дел благодеяния.
42. Должно учить христиан: папа не считает покупку индульгенций даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.
43. Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции.
Читать дальше
Лютер М. 95 тезисов (СПб.: Роза мира, 2002).
Лютер М. 95 тезисов (СПб.: Роза мира, 2002). — ОГЛАВЛЕНИЕ
Лютер Мартин. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Фокина И. (СПб. : Роза мира, 2002. — 674 с.)
Оглавление
Иван Фокин. Мартин Лютер и немецкая Реформация ............. III-XLIV
Мартин Лютер
95 тезисов (1517) .................. . ........ ................... 3
К христианскому дворянству немецкой нации (1520) ................. 17
О свободе христианина (1520) ..................................... 87
Краткий катехизис (1529) ........................................ 108
XLVI псалом. Господь наш меч, оплот и щит (1523) ................ 118
ПриложениеФ.Меланхтон. Аугсбургское вероисповедание (1530) ................ 123
Я.Беме. Теософские послания (1622-1624) . ........................ 165
I. Об умерщвлении Антихриста в нас самих ................. 167
II. Что такое христианин? ................................. 176
III. О святой молитве ...................................... 195
Г.В.Лейбниц. Защита Бога (1710) ................................. 231
Г.В.Ф.Гегель. Христианство и Реформация (1821-1831) ............. 267
I. Рим в императорский период ............................ 269
II. Христианство .......................................... 278
III. Византийская империя .................................. 289
IV. Магометанство ......................................... 298
V. Крестовые походы ...................................... 303
VI. Реформация ............................................ 314
VII. Влияние Реформации на образование государств .......... 327
VIII. Начало новой философии. Якоб Беме ......... ............ 337
К.Фишер. Учение о религии в новой философии (1860-1898) ......... 361
I. Введение в историю новой философии .................... 369
II. Учение о Боге Лейбница, Канта, Фихте,
Шеллинга и Гегеля ..................................... 497
Комментарии и примечания ........................................ 647
Лютер М. 95 тезисов / Составление, вступительная статья, примечания и комментарии И.Фокина. — СПб.: Роза мира, 2002. — XLIV, 674 с.: [1] л. портp. — ISBN 5-85574-074-9
Документ изменен: Wed Feb 27 14:34:08 2019. Размер: 7,202 bytes. Посещение N 1753 с 16.03.2004
95 тезисов Мартина Лютера
!>
Из любви к истине и из желания разъяснить ее, преподобный отец Мартин Лютер, магистр искусств и священного богословия и рядовой лектор по ней в Виттенберге, намеревается защищать следующие утверждения и оспаривать их в этом месте. Поэтому он просит, чтобы те, кто не может присутствовать и спорить с ним устно, делали это в их отсутствие письменно. Во имя Господа нашего Иисуса Христа, аминь.
Когда наш Господь и Учитель Иисус Христос сказал: «Покайтесь» (Мф 4:17), Он пожелал, чтобы вся жизнь верующих была одной из
раскаяние.
Это слово нельзя понимать как относящееся к таинству покаяния, то есть исповеди и удовлетворения, как
в ведении духовенства.
Но это не означает исключительно внутреннее раскаяние; такое внутреннее раскаяние ничего не стоит, если оно не производит различных внешних
умерщвление плоти.
Наказание за грех остается до тех пор, пока ненависть к себе (то есть истинное внутреннее раскаяние), а именно до нашего входа в
царство Небесное.
Папа не хочет и не может отменять никаких наказаний, кроме тех, которые налагаются его собственной властью или властью
каноны.
Папа не может простить никакой вины, кроме как объявив и показывая, что она была прощена Богом; или, чтобы быть уверенным, по
снятие вины в случаях, оставленных на его усмотрение. Если его право на освобождение в этих случаях было проигнорировано, вина
наверняка останется непрощенным.
Бог никому не прощает вины, если в то же время Он не смирит его во всем и не сделает его покорным наместнику,
священник.
Покаянные каноны налагаются только на живых, а по самим канонам ничего не должно быть
наложенный на умирающего.
Поэтому Святой Дух через папу добр к нам, поскольку папа в своих декретах всегда делает исключение
статья о смерти и необходимости.
Невежественно и злобно действуют те жрецы, которые в случае смерти приберегают канонические наказания для чистилища.
Эти плевелы о смене канонического наказания на наказание чистилищем были, очевидно, посеяны, пока епископы спали (Мф.
13:25).
В прежние времена канонические наказания налагались не после, а до отпущения грехов, как испытание истинного раскаяния.
Умирающие освобождаются смертью от всех наказаний, уже мертвы по каноническим законам и имеют право
освободиться от них.
Несовершенное благочестие или любовь со стороны умирающего обязательно влечет за собой сильный страх; и чем меньше любовь, тем
больший страх.
Этот страх или ужас сам по себе достаточен, не говоря уже о других вещах, чтобы составить наказание в чистилище, так как это очень
рядом с ужасом отчаяния.
Ад, чистилище и рай кажутся такими же разными, как отчаяние, страх и уверенность в спасении.
Кажется, что для душ в чистилище страх должен обязательно уменьшаться, а любовь возрастать.
Кроме того, не кажется доказанным ни разумом, ни Писанием, что души в чистилище находятся вне состояния
заслуга, то есть неспособность расти в любви.
Не кажется доказанным и то, что души в чистилище, по крайней мере, не все из них, уверены и уверены в своем собственном спасении,
даже если мы сами можем быть полностью в этом уверены.
Следовательно, папа, когда он использует слова «полное освобождение от всех наказаний», на самом деле не имеет в виду «все наказания».
а только те, что навязаны им самим.
Таким образом, заблуждаются те проповедники индульгенций, которые говорят, что человек освобождается от всякого наказания и спасается папским
индульгенции.
На самом деле, папа не налагает на души в чистилище никакого наказания, которое, согласно каноническому праву, они должны были бы иметь
расплата в этой жизни.
Если бы освобождение от всех наказаний вообще могло быть даровано кому угодно, оно, несомненно, было бы даровано только самым
идеально, то есть очень немногим.
По этой причине большинство людей неизбежно обманываются этим неизбирательным и громким обещанием освобождения от
штраф.
Власть папы в целом над чистилищем соответствует власти любого епископа или священника в
особым образом в своей епархии и приходе.
Папа поступает очень хорошо, когда дарует прощение душам в чистилище, а не силой ключей, чего он не делает
имеют, но в порядке ходатайства за них.
Они проповедуют только человеческие учения, которые говорят, что как только деньги звенят в денежном сундуке, душа вылетает из
чистилище.
Несомненно, когда деньги звенят в денежном сундуке, жадность и скупость могут возрасти; но когда церковь
ходатайствует, результат находится в руках одного Бога.
Кто знает, все ли души в чистилище желают искупления, поскольку у нас есть исключения в св. Северине и св.
Пасха, как сказано в легенде.
Никто не уверен в чистоте собственного раскаяния, тем более в том, что получил полное прощение.
Человек, который действительно покупает индульгенции, так же редок, как и тот, кто действительно раскаивается; действительно, он чрезвычайно редок.
Те, кто верят, что могут быть уверены в своем спасении, потому что у них есть письма об индульгенции, будут вечно
проклятые вместе со своими учителями.
Мужчины должны особенно остерегаться тех, кто говорит, что помилование папы есть тот бесценный дар Божий, которым
человек примиряется с ним.
Ибо благодати индульгенций касаются только наказания за сакраментальное удовлетворение, установленное человеком.
Те, кто учит, что сокрушение не обязательно со стороны тех, кто намеревается выкупить души из чистилища или купить
конфессиональные привилегии проповедуют нехристианское учение.
Любой искренне раскаявшийся христианин имеет право на полное прощение наказания и вины, даже без индульгенционных грамот.
Любой истинный христианин, живой или мертвый, участвует во всех благословениях Христа и церкви; и это даровано ему
ей-Богу, даже без индульгенционных грамот.
Тем не менее, папским прощением и благословением ни в коем случае нельзя пренебрегать, ибо они, как я уже сказал (Тезис 6),
провозглашение божественного прощения.
Очень трудно, даже самым ученым богословам, в одно и то же время возвещать народу о щедрости
индульгенций и необходимости истинного раскаяния.
Истинно кающийся христианин ищет и любит расплачиваться за свои грехи; щедрость индульгенций, однако, расслабляет
наказывает и заставляет людей ненавидеть их — по крайней мере, это дает повод для ненависти к ним.
Папские индульгенции следует проповедовать с осторожностью, чтобы люди ошибочно не подумали, что они предпочтительнее других благ
произведения любви.
Христиан следует учить тому, что папа никоим образом не имеет в виду, что покупка индульгенций должна сравниваться
с делами милосердия.
Христиан нужно учить, что тот, кто дает бедным или дает взаймы нуждающимся, делает лучшее дело, чем тот, кто покупает
индульгенции.
Поскольку любовь растет благодаря любви, благодаря этому человек становится лучше. Однако человек не становится лучше посредством
индульгенций, а просто освобождается от наказаний.
Христиан нужно учить, что тот, кто видит нуждающегося и проходит мимо него, но дает деньги на индульгенции,
купить не папские индульгенции, а Божий гнев.
Христиан следует учить тому, что, если они не имеют больше, чем им нужно, они должны оставлять достаточно для своих семейных нужд
и ни в коем случае не растрачивайте его на индульгенции.
Христиан следует учить тому, что покупка индульгенций является делом свободного выбора, а не приказом.
Христиан нужно учить, что папа, даруя индульгенции, нуждается и поэтому желает их набожной молитвы больше, чем
их деньги.
Христиан нужно учить, что папские индульгенции полезны, только если они не доверяют им, но очень вредны, если
из-за них они теряют страх Божий.
Христиан нужно учить, что если бы папа знал требования проповедников индульгенции, он предпочел бы, чтобы
базилика Святого Петра была сожжена дотла, чем построена из кожи, плоти и костей его овец.
Христиан нужно учить, что папа хотел бы и должен желать давать из своих денег, даже если бы ему пришлось продать
базилика Святого Петра, многим из тех, у кого некоторые торговцы индульгенциями умасливают деньги.
Напрасно надеяться на спасение индульгенционными письмами, даже если индульгенционный комиссар или даже папа
предложить свою душу в качестве залога.
Это враги Христа и папы, которые полностью запрещают проповедь Слова Божьего в некоторых церквях.
для того, чтобы индульгенции могли проповедоваться в других.
Вред наносится Слову Божьему, когда в той же проповеди такое же или большее количество времени посвящается индульгенциям
чем к Слову.
Папа, безусловно, считает, что если индульгенции, которые являются очень незначительной вещью, празднуются с одним колоколом, один
шествие и одна церемония, то Евангелие, которое является величайшей вещью, должно быть проповедано с сотней колоколов,
сто процессий, сто церемоний.
Истинные сокровища церкви, из которых папа раздает индульгенции, недостаточно обсуждены или известны
среди народа Христова.
То, что индульгенции не временные сокровища, безусловно, ясно, ибо многие продавцы индульгенций не раздают их бесплатно, а
только собрать их.
И не заслуги Христа и святых, ибо и без папы последние всегда производят благодать на внутреннюю
человек, а крест, смерть и ад для внешнего человека.
Святой Лаврентий сказал, что бедняки церкви были сокровищами церкви, но он говорил в соответствии с обычаями
слово в свое время.
Напрасно мы говорим, что ключи церкви, данные заслугами Христа, и есть это сокровище.
Ибо ясно, что власть папы сама по себе достаточна для отпущения наказаний и случаев, зарезервированных им самим.
Истинное сокровище церкви – это святейшее евангелие славы и благодати Божией.
Но это сокровище, естественно, самое гнусное, ибо делает первое последним (Мф. 20:16).
С другой стороны, сокровище индульгенций, естественно, наиболее приемлемо, ибо оно делает последних первыми.
Поэтому сокровища Евангелия — это сети, которыми раньше ловили богатых людей.
Сокровища индульгенций — это сети, которыми сейчас ловят богатство людей.
Снисходительность, которую демагоги провозглашают величайшей милостью, на самом деле считается таковой лишь постольку, поскольку
они способствуют прибыли.
Тем не менее они, по правде говоря, самые незначительные милости по сравнению с благодатью Божией и благочестием
Пересекать.
Епископы и священники обязаны со всем почтением допускать комиссаров папских индульгенций.
Но они гораздо больше обязаны напрягать свои глаза и уши, чтобы эти люди не проповедовали свои собственные мечты вместо того, что
поручил папа.
Да будет анафема и проклят тот, кто говорит против правды о папских индульгенциях.
Но да будет благословен тот, кто остерегается похоти и вседозволенности проповедников снисходительности.
Так же, как папа справедливо громит тех, кто любыми средствами замышляет навредить продаже индульгенций.
Гораздо больше намерен он громить тех, кто пользуется индульгенциями как предлогом, чтобы замышлять вред святой любви и
правда.
Считать папские индульгенции столь великими, что они могли оправдать человека, даже если он совершил невозможное и
попранная Божия Матерь есть безумие.
Наоборот, мы говорим, что папские индульгенции не могут устранить ни малейшего из простительных грехов в том, что касается вины.
Сказать, что даже св. Петр, будь он сейчас папой, не мог бы даровать больших милостей, — это богохульство против св. Петра и
папа.
Напротив, мы говорим, что даже нынешний папа или любой другой папа имеет в своем распоряжении большие милости, т. е.
Евангелие, духовные силы, дары исцеления и т. д., как написано. (1 Кор 12 [:28])
Сказать, что крест, украшенный папским гербом и установленный проповедниками индульгенции, равноценен
крест Христов есть богохульство.
Ответить за это должны будут епископы, священники и богословы, допускающие распространение таких разговоров в народе.
Эта необузданная проповедь индульгенций мешает даже образованным людям спасти почтение, которое должно
папе от клеветы или от мудрых вопросов мирян.
Например: «Почему бы папе не опустошить чистилище ради святой любви и крайней нужды душ, находящихся там
если он искупает бесконечное число душ ради мизерных денег, на которые можно построить церковь?
разум был бы самым справедливым; последнее наиболее тривиально.
Опять же, «Почему продолжаются панихиды и юбилейные службы по умершим и почему он не возвращает или не разрешает
изъятие пожертвований, основанных для них, так как неправильно молиться за искупленных?»
Еще раз: «Что это за новое благочестие к Богу и папе, что за деньги они позволяют нечестивому человеку
и враг их, чтобы выкупить из чистилища благочестивую душу друга Божия, а не делать этого, потому что использовать нужду этого
благочестивая и возлюбленная душа, освободить ее ради чистой любви?»
Еще раз: «Почему покаянные каноны, давно отмененные и мертвые на самом деле и из-за неиспользования, теперь удовлетворены
предоставлением индульгенций, как если бы они были еще живы и в силе?»
Опять же, «Почему бы папе, чье богатство сегодня больше, чем богатство богатейшего Красса, не построить этот
базилике Святого Петра на свои деньги, а не на деньги бедных верующих?»
Еще раз: «Что папа разрешает или дарует тем, кто по совершенному раскаянию уже имеет право на полное прощение и
благословения?»
Еще раз: «Что может быть большим благословением для церкви, чем если бы папа даровал эти отпущения и благословения
на каждого верующего сто раз в день, а теперь только один раз?»
«Поскольку папа своими индульгенциями ищет спасения душ, а не денег, почему он приостанавливает индульгенции
и помилования, предоставленные ранее, когда они имеют равную силу?»
Подавить одной силой эти весьма острые рассуждения мирян, а не разрешить их доводами, значит разоблачить
церковь и папа на посмешище их врагов и сделать христиан несчастными.
Если бы, таким образом, индульгенции проповедовались согласно духу и намерению папы, все эти сомнения были бы
легко решается. Вернее, их бы не было.
Тогда прочь всех тех пророков, которые говорят народу Христову: «Мир, мир», а мира нет! (Иер 6:14)
Блаженны все те пророки, которые говорят народу Христову: «Крест, крест», а креста нет!
Христиан следует призывать усердно следовать за Христом, своим Главой, через наказания, смерть и ад.
И таким образом будьте уверены, что войдете в рай через многие невзгоды, а не через ложную безопасность мира
(Деяния 14:22).
Девяносто пять тезисов | Описание, история, значение и факты
Дата:
31 октября 1517 (Годовщина завтра)
Местонахождение:
Германия
Виттенберг
Контекст:
Реформация
Ключевые люди:
Иоганн Тетцель
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Девяносто пять тезисов , предложения для дебатов по вопросу об индульгенциях, написанные (на латыни) и, возможно, вывешенные Мартином Лютером на дверях Schlosskirche (Замковая церковь) в Виттенберге 31 октября 1517 года. Это событие стало считаться началом протестантской Реформации. ( См. Заметки исследователя.)
Первоначально Лютер не собирался отделяться от католической церкви, полагая, что его призыв к теологической и церковной реформе будет услышан, и что обычно его тезисы представляли бы интерес только для профессиональных богословов. Однако различные политические и религиозные ситуации того времени, а также тот факт, что было изобретено книгопечатание, в совокупности сделали тезисы известными по всей Германии в течение нескольких недель. Лютер не передал их народу, хотя отправил копии архиепископу Майнца и епископу Бранденбургскому. Другие, однако, перевели их на немецкий язык, напечатали и распространили. Таким образом, они стали манифестом, превратившим протест по поводу скандала с индульгенциями в величайший кризис в истории западно-христианской церкви, и в конечном итоге Лютер и его последователи были отлучены от церкви.
Доктрина об индульгенциях была неопределенной в Римско-католической церкви до Трентского собора (1545–1563 гг. ), который определил доктрину и устранил злоупотребления. Индульгенции были денежной компенсацией части временного наказания за грех, т. е. практического удовлетворения, составлявшего часть таинства покаяния. Они были предоставлены папской властью и предоставлены через аккредитованных агентов. Они ни разу не подразумевали, что божественное прощение можно купить или продать или что оно может помочь тем, кто не раскаялся или не исповедался. Но в средние века, когда папские финансовые трудности усложнялись, к ним прибегали очень часто, и злоупотребления становились обычным явлением. Дальнейшее недопонимание возникло после того, как папа Сикст IV распространил индульгенции на души в чистилище. Часто возмутительные заявления продавцов индульгенций вызывали протест среди богословов.
Непосредственной причиной скандала в Германии в 1517 г. стал вопрос об индульгенции, которая должна была заплатить за перестройку собора Святого Петра в Риме. Но по секретному соглашению, о котором не знало большинство немцев, включая Лютера, половина выручки от продаж в Германии должна была быть направлена на погашение огромного долга перед финансовым домом Фуггера архиепископом и курфюрстом Альбертом Майнцским, который взял на себя долг, чтобы заплатить папе за назначение его на высокие посты. Такой принц не мог позволить себе быть брезгливым в отношении методов и языка, используемых его агентами, и агент в Германии, доминиканец Иоганн Тетцель, выдвигал экстравагантные претензии на индульгенцию, которую он продавал. Продажа этой индульгенции была запрещена в Виттенберге курфюрстом Фридрихом III Мудрым, который предпочитал, чтобы верующие совершали свои приношения в его собственном большом собрании реликвий, выставленном в церкви Всех Святых. Тем не менее, члены Виттенбергской церкви пошли к Тетцелю, проповедовавшему неподалеку, и показали Лютеру полученные от него прощения за свои грехи. Возмущенный тем, что он считал серьезной богословской ошибкой, Лютер написал Девяносто пять тезисов.
Тезисы были предварительными мнениями, по некоторым из которых Лютер еще не определился. В тезисах папская прерогатива в этом вопросе не отрицалась, хотя косвенно папская политика подвергалась критике. Подчеркивался духовный, внутренний характер христианской веры. Подчеркивался тот факт, что деньги собирались с бедняков и отправлялись богатому папству в Риме, что нравилось немцам, которые давно возмущались деньгами, которые они были вынуждены жертвовать Риму.