862 призвание варягов: Какие события произошли в 862 году в 882 году. Дайте им свою оценку

Призвание варягов | это… Что такое Призвание варягов?

Призвание варягов. Ф.А. Бруни, 1839

Призвание варягов — легендарное призвание племенами ильменских словен, кривичей, мери и чуди варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород в 862 году.

Традиционно считается отправной точкой русской государственности. Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, (текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи).

Содержание

  • 1 Предыстория призвания варягов
  • 2 Призвание
  • 3 Участие руси в призвании
  • 4 Столица Рюрика
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Cсылки

Предыстория призвания варягов

Согласно «Сказанию», в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за «Варяжского» моря[1]. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды»[2].

Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев».[3] По изложению Иоакимовской летописи, которую историки подвергают сомнению, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за варяжского князя из Финляндии. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.

Призвание

Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):

«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…»

[4]

Призвание варягов. В. М. Васнецов

Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках.

[5]

Знаменитые слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. В летописи по Ипатьевскому списку [6] на старославянском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) написано «земля наша добра и велика есть, изобилна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И.

 Я. Фрояновым[7]) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — судья, правитель княжества.

Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако не известно о такой практике среди славян в более раннее время. В некоторых свидетельствах арабских писателей IX—X веках русы описываются как народ, совершающий набеги на славян и покоривший часть славян.[8]

Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трем братьям-саксам с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»

Д.  С. Лихачев полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Киевской Руси от византийского влияния.[9][10]

Участие руси в призвании

В Лаврентьевском[11], Ипатьевском[12] и Троицком списке «Повести временных лет», а также в русской редакции XIII века «Никифорова летописца вскоре», помещённого в «Новгородской Кормчей» (1280) русь названа в числе племен, приглашавших варягов: «придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна» или как в «Повести временных лет»: «реша Русь, Чудь, Словени и Кривичи» — указывали Нейман И. Г., Д. И. Иловайский, Потебня А. А., М. Н. Тихомиров[13] и Вернадский Г. В.[14]. Проблему вызывает склонение слова «русь» во фразе — «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь» в традиционном переводе летописи, или «сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь». В остальном тексте сказания о призвании варягов прямо говорится о руси как варяжском народе за морем.

Причины замены «реша Русь» на «реша Руси» исследовал Егор Иванович Классен:

«Старая Руса на реке Русе существовала еще до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: «и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи (варягам-Руси): вся земля наша и пр.» То есть варягов-Руссов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе, стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами.»

[15]

.

Следует отметить, что изначальное предположение Классена о существовании Старой Руссы в IX веке не подтверждается археологическими данными. Но в последние годы в двух актах научно-исследовательской экспертизы Института Российской Истории РАН было обращено внимание, что «вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решённым… археологически Старая Русса изучена крайне недостаточно»[16]. По исследованным памятникам археолог Г.С. Лебедев датировал возникновение Старой Руссы на рубежа X—XI вв.[17]. Существование Старорусской руси ещё до призвания Рюрика В. В. Фомин напрямую связывает не только со Старой Руссой, но и с территорией всего Южного Приильменья, «где встречаются мощные соляные источники, в изобилии дающие соль, без которой невозможна сама жизнь»

[18].

Академик А. А. Шахматов, разбирая измененный текст «призвания варягов» (по Лаврентьевскому списку) «Реша Руси Чудь Словени и Кривичи» в примечании делает существенное уточнение: «вносим несколько поправок, предложенных издателем»[19].

Участие руси в призвании варягов фиксируется в более поздних, чем Повесть временных лет, источниках: «Владимирском летописце»[20] и «Сокращённом Новгородском Летописце»[21], а также в «Степенной книге» митрополита Макария: «послаша русь к варягом… и придоша из-за моря на Русь»[22] и в Летописце Переславля Суздальского (Летописец Русских Царей): «Тако реша русь, чудь, словене, кривичи, и вся земля реша…»[23] и некоторых других.

Столица Рюрика

Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» Новгород.[24]

Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года.

В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково Городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города.

См. также

  • Антинорманизм
  • Норманская теория

Примечания

  1. Повесть временных лет. Ч. 1 М., 1950, стр. 18
  2. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1950, стр. 106
  3. Послание Спиридона-Саввы//Сказание о князьях Владимирских п/р Дмитриевой Р. П. М.-Л., 1955, стр. 162; [Никоновская летопись] см. Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М.,2000. С.154-156
  4. «Повесть временных лет» в переводе Д. С. Лихачева
  5. Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М.,2000. С.148-149.
  6. Іпатіївський літопис. До лЂта 6414 [906]
  7. И.Я. Фроянов. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов
  8. См. Русь (народ)#Арабо-персидские источники
  9. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. — Л.: Худож. лит., 1987 По мнению Д. С. Лихачёва, как и в случае с призванием саксов в Британию, легенда отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных.
  10. Другие историки считают, что варяжская легенда вполне соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии. Подобные сюжеты прослеживаются у разных народов.Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси 9-11 веков. М., 1995 г., гл.4
  11. Лаврентьевская летопись. 862г.
  12. Ипатьевская летопись. 862г.
  13. Фомин В. В. «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278, 282 и 295.
  14. Историк Г. В. Вернадский о Старой Руссе IX века
  15. Е. И. Классен. Новые материалы для древнейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до Рюриковского времени в особенности
  16. ПРИЛОЖЕНИЕ к Акту научно-исследовательской экспертизы Института российской истории РАН о времени основания города Старой Руссы Новгородской области.
  17. Официальный сайт Администрации города Старая Русса
  18. Официальный сайт Администрации города Старая Русса
  19. А. А. Шахматов «Разыскания о русских летописях» изд. «Кучково Поле». 2001. с.11.
  20. «Владимирский летописец». М., 2009. с. 14.
  21. «Новгородская Четвертая Летопись» М., 2000. с. 581.
  22. В. В. Фомин «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278.
  23. Летописец Переславля Суздальского (Летописец Русских Царей)стр. 8
  24. Ипатьевская летопись

Литература

  • Венелин Ю. И. Скандинавомания и её поклонники или столетние изыскания о варягах. — М.: В тип. А. Семёна, 1842.
  • Гедеонов С. А. Варяги и Русь: В 2 частях. — СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1876. — 569 с.
    • Часть первая.
    • Часть вторая.
  • Изгнание норманнов из русской истории. Сборник.. — М.: Русская панорама, 2010. — 536 с. — 1,000 экз. — ISBN 978-5-93165-203-0
  • Кирпичников А. Н. Сказание о призвании варягов. Легенды и действительность
  • Лихачёв Д. С. Легенда о призвании варягов и политические тенденции русского летописания второй половины XI—XII века
  • Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства. Л., 1971
  • Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М.,2000.
  • Петков С. В. Варяги: Государства викингов в Северо-Восточной Европе. – Запорожье : КПУ, 2009. – 87 с.
  • Седов В. В. У истоков восточнославянской государственности. М., 1999
  • Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // ВИ. 1991
  • Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов //Известия общества русского языка и словесности. Т. 9, Вып. 4, СПб, 1904

Cсылки

  • Международный «Форум народов России» в честь 1150-летия зарождения российской государственности (862-2012).
  • Ольга Майорова: Бессмертный Рюрик.

Призвание варягов: Как эстонцы создали Русь

«Сказали чудь (эстонцы), словене, кривичи и весь (финны): „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами“».


Призвание варягов. В. М. Васнецов. 1913

Призвание варягов — легендарное призвание славянскими племенами ильменских словен и кривичей и финно-угорскими племенами чуди, мери и веси варягов во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором на княжение в Ладогу или Новгород и другие города в 862 году.

Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи. Традиционно считается отправной точкой русской государственности. В исторической науке призвание варягов является предметом споров. Нет общепринятой точки зрения ни на датировку этого события, ни на конкретные его обстоятельства, ни на сам факт призвания.

Согласно летописям, в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря, возможно, Варяжского (Балтийского): «В лѣто 6367 [859]. Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ». В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались усобицы: «В лѣто 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша».

Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны. По наиболее раннему и авторитетному изложению «Повести временных лет» было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси: «И ркоша: „Поищемъ сами в собѣ князя, иже бы володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву“».

Призывающая сторона идёт за море (возможно, Варяжское) «к варягам, к руси», описывает свою землю как обширную и обильную, но лишённую порядка, и приглашает варягов на княжение. Приходят трое братьев со своими родами и садятся править в трёх разных городах.

Согласно «Повести временных лет»:

«В год 6370 [862 по современному летоисчислению]… Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Княжеская власть подразумевала сбор дани для снаряжения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако такая практика среди славян в более раннее время не известна. В свидетельстве арабского писателя X века Ибн Русте «русы» описываются как народ, который совершает набеги на славян и продаёт их хазарам и булгарам.

Русские учёные XVIII и XIX веков обычно относились к летописному рассказу о призвании варягов в 862 году с полным доверием и спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев. В 1904 году А. А. Шахматов в своём исследовании показал, что «Сказание о призвании варягов» это поздняя вставка, составленная летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке. А. А. Амальрик считал, что летописная хронология является вымышленной, сказание о призвании варягов было сагой, бытовавшей среди скандинавов в Новгороде и было записано составителем Новгородского свода 1050 года, а Рюрик мог появиться в Новгороде и Старой Ладоге в 920-х — 930-х годах.


Призвание варягов. Ф. А. Бруни, 1839

Д. С. Лихачёв считал, что рассказ о призвании варягов является вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния. По мнению учёного, легенда, как и в случае с призванием саксов в Британию (см. ниже), отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных.

Наибольшие споры вызывает этническая принадлежность призванных на княжение варягов. Летописи перечисляют народы, которые входят в общность, именуемую варягами: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си» («Повесть временных лет»). В число варягов включены свее (шведы), урмани (норвежцы), аньгляне (англичане), готе (готландцы). Почти все перечисленные народы, кроме англичан, принадлежат к скандинавам, а англичане имеют скандинавское происхождение и в рассматриваемый период испытывали значительное скандинавское влияние новых норманнских переселенцев.

В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после которой в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является спорной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюриком.

В российской досоветской историографии, варягов чаще всего отождествляли со скандинавскими народами. Большинство современных историков также придерживается этой версии. Также существуют другие версии этнической принадлежности варягов: их рассматривают как финнов, пруссов, балтийских славяни др.

О скандинавском происхождении варягов могут свидетельствовать различные иностранные письменные источники, данные археологии и языка. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерево, Гнездово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII—XI веков происходит примерно из 70 археологических памятников Древней Руси. Известно около 100 находок граффити в виде отдельных скандинавских рунических знаков и надписей. Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение. Существенно, что в славянский язык проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, бытовые слова и термины власти и управления, собственные имена. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик, слова: варяги, колбяги, гриди, тиун, вира, стяг, пуд, якорь, ябедник (старое значение — чиновник), кнут, голбец и другие.

Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках.

Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской первой летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» (построил) Новгород. Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года. В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города. Археологи выявили в Городище концентрацию древностей и серебра за период 860-х годов — время летописного призвания варяжских князей.


Источник

Рекомендуется к просмотру: 

Древнерусский похоронный обряд

Как выглядела Прибалтика и Россия на карте 400 лет назад

Российско-эстонская граница: история формирования

Призвание варягов на Русь правда и вымысел

Древнерусское государство, признаки которого появились в 8 веке, начало формироваться в 9 веке при непосредственном участии многочисленных союзов славянских племен, а также народов их окружения. Территория расселения восточных славян была захвачена с обеих сторон с севера на границе с ильменскими славянами, населенными воинственными варягами или как их называли варяги на Руси, на юге располагался Хазарский каганат, данью которого облагалась вынуждены платить поляну. Поэтому призвание варягов на Русь имело прагматические цели.

На рубеже веков луг на южных границах освободил от власти хазар, перестал платить им дань, и возникло государственное образование со столицей в Киеве. В то же время на севере Новгород претендовал на главенствующее влияние в общерусском процессе государственного строительства. Таким образом, на первый план выходит соперничество между двумя центрами древней Руси, каждый из которых хотел возглавить формирующееся государство. Славянская действительность не позволяла князьям выбирать наиболее достойных, ни один из них не хотел уступать, особенно на севере. Там князья вели междоусобицы за власть, затем, чтобы прекратить вечное соперничество, было решено призвать на вече постороннего, который не был бы вовлечен в местные новгородские споры за власть. Выбор пал на варяга Рюрика с его братьями. Год призвания варягов на Русь совпал с началом очередного жестокого витка борьбы в Новгороде, ускорившего появление варягов в составе древней Руси.

В летописи подробно описано, что призвание варягов на Русь имело положительные последствия для последующего развития государства. Согласно «Повести временных лет» в славянских землях появились три брата-варяга Рюрик, Синеус и Трувор. Первый из них стал княжить в Ладоге, а потом в Новгороде, Синеус княжил в Белоозере, а третий брат в Изборске. После смерти братьев Рюрик подчинил их владения своей власти, и вскоре весь северо-запад был завоеван этим человеком. Призыв варягов на Русь, дата этого события определяется историками в 862 году, когда появляются и письменные свидетельства этого события. Само по себе это не имело бы важного значения, но последовавшие за этим события полностью изменили карту Европы и судьбы многих народов и правителей.

Север побеждает Юг

Призыв варягов к России обострил борьбу между двумя русскими центрами за господство. Варяги и их дружины имели богатый боевой опыт. Если Рюрик сосредоточил свои усилия на создании хорошо организованной государственной машины, то его преемники уже думали о расширении своего влияния. Этим занимался родственник Рюрика Олег, которому в 882 г. хитростью и напором удалось захватить Киев и утвердиться в нем. Однако попытки изобразить варягов основоположниками славянской государственности совершенно бессмысленны, ибо она возникает ввиду определенных процессов внутри самого общества. Важно другое: призвание варягов на Русь стало толчком к возникновению единого централизованного древнерусского государства.

Президентская библиотека ко дню рождения Ленинградской области

Ленинградская область образована 1 августа 1927 года. 47-й области исполняется 92 года. На портале Президентской библиотеки доступен крупный сборник «Ленинградская область: страницы истории», в том числе уникальные архивные документы, фото- и видеоматериалы по истории, географии и экономике края в 18-начале 20 вв.

Президентская библиотека развивает сотрудничество с Ленинградской областью. В рамках соглашения, подписанного в 2014 г., 19в регионе открыты центры удаленного доступа к библиотечным ресурсам.

Благодаря виртуальным экскурсиям на портале учреждения можно ознакомиться с выставкой «Северо-Запад России: два края – одна история. К 90-летию Ленинградской области и 80-летию Вологодской области», музей «Кобона: Дорога жизни», а также на Сенатской площади, 3, выставки «Комсомольцы-добровольцы. Кириши – моя судьба», «Выборы в Ленинградской области: из прошлого в будущее!».

Библиотека часто предоставляет знаковые события для 47-го региона. На Петербургском международном экономическом форуме – 2019 было подписано соглашение о сотрудничестве между Президентской библиотекой и Ленинградской областью по вопросам профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов, их профориентации.

Итоги и перспективы оцифровки документов Ленинградского областного государственного архива г. Выборга были рассмотрены на научно-практической конференции «Российский архив и Президентская библиотека: 10 лет сотрудничества».

Чем примечательна Ленинградская область? Прежде всего, конечно, древняя история.

Привлекая многочисленных туристов Старую Ладогу в Волховском районе 47-й области называют первой столицей Древней Руси. Именно здесь, по одной из летописей, в 862-864 годах родился князь Рюрик, основатель Древнерусского государства.

Электронные фонды Президентской библиотеки, обеспечивают доступ к книге Е. Нелидовой «Русь в ее столицах» (1912 г.), рассказывающей не только о «скандинавском» следе в нашей истории, но и о том, как до призвания Рюрика сюда, на важный участок важнейшего пути «из варяг в греки» жили славяне.

Еще один временной период, который невозможно обойти, говоря о Ленинградской области, — Великая Отечественная война. Виртуальный тур по музею «Кобона: Дорога жизни», подготовленный совместно с Музейным агентством Ленинградской области к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, доступен на портале Президентской библиотеки.

Деревня Кобона, расположенная на восточном берегу Ладожского озера, навсегда вошла в историю — именно здесь проходила знаменитая Дорога жизни, связавшая блокадный Ленинград с Большой землей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *